Ты — мир, ты — справедливость» и девиз «Главное не победа, а участие!». В связи с этим неудивительно количество недоброжелателей, которое нашлось и в России, и на Западе у кампании за право проведения зимних Игр-2014 в Сочи.
Проведение Олимпийских игр позволяет привлечь миллионы туристов, дать мощный толчок экономическому развитию региона, улучшить имидж целой страны и стать объединительной идеей для миллиона россиян. А это вряд ли отвечает интересам тех, кто стремится ослабить и влияние России на международной арене, и национальный дух ее граждан.
5 июля 2007 г. в Гватемале по итогам голосования членов МОК право на проведение зимней Олимпиады-2014 получил Сочи. Российский город-курорт обошел своего южнокорейского конкурента г. Пхенчхан с перевесом в 4 голоса. Это стало триумфом российского спорта, российской дипломатии, личной победой В. Путина, который принял активное участие в презентации нашей заявки.
В 2007–08 гг. в преддверье Олимпиады в Пекине активизировались попытки давления на Китай со стороны Запада. В августе 2007 г. ряд американских парламентариев приняли в палате представителей сразу 2 резолюции с требованием бойкотировать пекинскую Олимпиаду. К тому же призывали и ряд европейских политиков (например, зампредседателя Европарламента Э. Макмиллан-Скотт, бывший кандидат в президенты Франции Ф. Байру), обвиняя китайские власти в нарушении прав человека, преследовании инакомыслящих и даже геноциде. 14 марта 2008 г. в тибетской столице Лхаса начались массовые беспорядки, спровоцированные тибетскими сепаратистами и унесшие жизни до 100 чел. Спустя непродолжительное время тибетские активисты пытались сорвать в разных странах церемонии вручения олимпийского огня.
|
Перед самым началом Олимпиады в Пекине, в ночь на 8 августа 2008 г., Грузия начала варварскую бомбардировку столицы Южной Осетии г. Цхинвал, поправ все вековые традиции олимпийского перемирия. Время начала операции многие считают неслучайным: это позволило Тбилиси, действовавшего по указке США, надолго вытеснить из повестки дня Пекинские Игры.
Как и в 1980 и 1984 гг., спорт вновь оказался заложником мировой политики, элементом шантажа неугодных режимов и государств, инструментом давления на правительства и общественное мнение.
ООН (Организация Объединенных наций) — международная организация, созданная в 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции с целью поддержания безопасности и предотвращения угрозы миру, а также для развития международного сотрудничества в политических, экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях.
Функции и принципы деятельности ООН изложены в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско 50 государствами, включая СССР и, отдельно, Украинскую и Белорусскую ССР. Устав ООН — первый в истории договор, закрепивший обязанность государств соблюдать основные права человека. В Уставе, в значительной мере благодаря усилиям Советского Союза, зафиксированы такие основополагающие нормы международного права сотрудничества как суверенное равенство всех членов ООН, разрешение разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, отказ членов ООН от угрозы использования или использования силы в международных отношениях, невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и т. д.
|
Устав вступил в силу 24 октября 1945 г., к этому времени к числу подписантов присоединилась Польша.
На сегодняшний день ООН является самой крупной надгосударственной организацией в мире, в ее со
ООН
став входят 192 государства — все международно признанные независимые государства мира, кроме Ватикана.
Официальными языками ООН являются английский, русский, французский, китайский, испанский, арабский.
Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке — на участке земли, подаренном организации Дж. Рокфеллером-мл.
Главные органы ООН — Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН, Секретариат, Генеральный секретарь ООН.
В состав ООН также входит целая система организаций, программ и фондов (ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, МПП, ХАБИТАТ и т. д.), функционирующих под эгидой Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального совета. Компетенция этих учреждений ограничена экономической и гуманитарной проблематикой.
Генеральная Ассамблея ООН — всемирный парламент, ежегодные сессии которого проводятся в период с сентября по декабрь. Каждое государство на генеральной ассамблее имеет 1 голос. Решения — резолюции — Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством. Резолюции ООН имеют рекомендательную силу. Генеральная Ассамблея назначает, по рекомендации Совета Безопасности, Генерального Секретаря ООН.
|
Генеральный Секретарь ООН — главное административное должностное лицо организации. По негласному правилу на эту должность назначаются только представители стран «третьего мира», ранее не занимавшие важных государственных постов. С 2007 г. Генеральным секретарем ООН является Пан Ги Мун.
Совет Безопасности — важнейший орган ООН, который несет ответственность за безопасность в мире и может быть созван в любое время при возникновении угрозы войны. Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов, 5 из которых — Российская Федерация, Китай, Великобритания, США и Франция — являют ся постоянными членами совета, а 10 избираются Генеральной Ассамблеей на 2 года. Решения Совета Безопасности ООН считаются принятыми, если за них проголосовали 9 членов, включая всех постоянных членов СБ. Постоянные члены СБ имеют право вето, блокирующее любые решения Совета.
Совету Безопасности ООН подчиняются Вооруженные силы ООН. При этом в уставе ООН особо отмечено, что Вооруженные силы Объединенных наций предназначены для восстановления мира и поддержания безопасности и могут быть применены в исключительных случаях, когда все другие меры оказались недостаточными.
Важным органом ООН является Международный суд, решения которого обязательны для государства, добровольно согласившегося на судебное разбирательство. Образованная сразу после Второй мировой войны, ООН стала важнейшим источником международного права, обусловившим его стандартизацию и, следовательно, приемлемость для большинства государств.
Дееспособные органы управления, гуманистические основы и принципы деятельности ООН стяжали для нее такой международный авторитет, какого не было ни у одной из предшествующих или существующих параллельно международных организаций, например, НАТО. Это привело к быстрому росту числа стран — членов ООН, что сделало организацию еще более влиятельной.
В том, что за последние 60 лет мир не знал по-настоящему крупных войн, немалая заслуга ООН. Закрепленное в Уставе организации право народов на самоопределение легитимировало национально-освободительные движения в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки, что привело в конечном итоге (благодаря поддержке государств социалистического лагеря) к краху колониальной системы. Инициати вы ООН способствовали разрядке мировой напряженности (ее кульминация пришлась на середину 1970-х гг., затем, в силу политических причин, гонка вооружений была возобновлена).
На современном этапе ООН переживает серьезные трудности, утратив способность гибко реагировать на меняющуюся историческую ситуацию на планете. Так, Япония и Германия до сих пор не могут получить признание в качестве великих дер жав и безуспешно претендуют на членство в Совбезе во многом из-за того, что ООН создавалась странами, победившими эти государства (ныне — вторая и третья экономики мира) во Второй мировой войне.
Вообще наличие особых прав у пяти держав — постоянных членов СБ вызывают серьезное недовольство у большинства развитых и развивающихся государств, главным образом у тех, которые обрели свой суверенитет уже после учредительной конференции ООН в 1945 г.
Серьезным аргументом в пользу радикальных изменений в деятель ности ООН является то, что сформированная фактически в годы холодной войны, она долгие десятилетия служила ареной жесткого противо стояния Запада и стран советского блока, а после ее окончания — в инструмент закрепления гегемонии США в мире.
В свою очередь Вашингтон тоже настаивает на реформе ООН и ее руководящих органов. Америка заинтересована в том, чтобы и Германия, и Япония получили статус постоянных членов Совбеза, что автоматически бы усиливало позиции США в этом органе, так как Берлин и Токио являются стратегическими союзниками Штатов. Кроме того, это позволило бы американцам существенно уменьшить (за счет средств новых членов ооновского «правительства») сумму собственных взносов в бюджет организации. Но против получения Японией этого статуса категори
Ось зла
О
чески выступает член «клуба пяти» — Китай. Вносится также предложение сделать постоянным членом Евросоюз, где его попеременно будут представлять все страны, в него входящие.
В «клуб избранных» ООН стремятся и развивающиеся государства. Индонезия обосновывает свои стремления тем, что является самым населенным (230 млн человек) исламским государством в мире, а интересы более чем 1 млрд мусульман планеты в Совбезе практически некому представлять и отстаивать. Бразилия — тем, что она — самая большая страна Латинской Америки, ЮАР, Нигерия, Египет — тем, что в Совбезе не представлены африканские государства.
В 2004 г., за 2 года до окончания срока своего пребывания на посту генерального секретаря ООН, о реформе организации заявил Кофи Аннан. Но состоявшаяся в 2005 г. 60-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН так и не сумела реализовать ни одного проекта изменений структуры ООН — ни план «большой четверки» (Германия, Япония, Бразилия, Индия), участники которой претендуют на «постоянную прописку» в Совбезе, ни предложения «группы пяти» (Италия, Пакистан, Канада, Испания, Мексика), предлагающей увеличить количество непостоянных членов СБ на 10 государств.
Очевидная неспособность ООН при таком разнообразии позиций и мнений к принятию оперативных, признаваемых во всем мире решений привели к целой серии провалов миротворческих операций организации в «горячих точках» — в Сомали в 1993 г., в 1994 г. — в Руанде, в Демократической Республике Конго, в 1990-е гг. — на Балканах.
Некогда работоспособная структура оказалась не в состоянии справиться со своим главным предназначением — предотвращением войны и сохранением мира во всем мире. Более того, именно в соответствии с резолюцией № 1244 Совбеза ООН от 10 июня 1999 г. было выведено из состава Сербии и включено в состав СРЮ Косово, что повлекло за собой рост напряженности в регионе. Поддержанное в 2008 г. несколькими десятками стран самопровозглашение Косова как суверенного государства, т. е. по сути отторжение территории суверенного государства, в очередной раз дискредитировало эту организацию в глазах мировой общественности: организация продемонстрировала в этой ситуации свое бессилие в вопросах защиты территориальной целостности государства — члена ООН, подчиненность в принятии решений Соединенным Штатам.
Неспособность ООН к реагированию на острые ситуации и угрозы глобального характера проявились и во время обсуждения событий на Кавказе, вызванных грузинской агрессией в августе 2008 г. Ряд резолюций, имеющих важное политическое и правовое значение, все же принимается, но механизм их реализации фактически отсутствует.
Ряд государств-членов игнорируют резолюции ООН и отказываются их выполнять. Так, 19 ноября 2008 г. Комитет по социальным и гуманитарным вопросам Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе России принял резолюцию, осуждающую прославление нацизма, в т. ч. бывших членов «Ваффен СС», а также осквернение памятников борцов с фашизмом. Это автоматически означает принятие ее на пленарном заседании ассамблеи, поскольку в комитет входят представители всех 192 государств — членов ООН. За проект резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» проголосовали 122 делегации, воздержались 54 государства, выступили против лишь Соединенные Штаты.
Делегации Украины, Эстонии и Латвии, где правящие режимы проводят политику политической и моральной реабилитации нацизма и оправдывают злодеяния фашистов в годы Второй мировой войны, воздержались при голосовании по проекту резолюции. И, тем самым, проигнорировали мнение мирового сообщества.
Отсутствие эффективности ООН на современном этапе не отменяет того обстоятельства, что до сих пор это единственная площадка в глобальном масштабе, где возможен нормальный переговорный процесс на основе принципов международного права. И с позиций российского руководства призывы распустить ООН (вместо того, чтобы ее последовательно реформировать) носят безответственный характер, и потенциал крупнейшего мирового форума далеко не исчерпан.
ОСЬ ЗЛА (англ. Axis of Evil)— термин, использующийся в ряде западных стран для описания режимов, спонсирующих, по мнению США, терроризм или разрабатывающих оружие массового поражения и способных передать его террористам.
Впервые термин был использован в ежегодном обращении к Конгрессу США 29 января 2002 г., через несколько месяцев после теракта 11 сентября 2001 г., Дж. Бушем, отнесшим к «оси зла» Ирак, Иран и КНДР. В июне 2002 г. заместитель госсекретаря США Джон Болтон причислил к «оси зла» еще три страны — Кубу, Ливию и Сирию, которые якобы стремятся к получению химического или биологического оружия.
Термин «ось зла» предложил спичрайтер президента Дэвид Фрам, которого попросили придумать фразу, намекающую на наличие связи между Ираком и «Аль-Каидой». Определение возникло по уподоблению с т. н. странами Оси (Германией, Италией и Японией) — противниками США во время Второй мировой войны. По предложению госсекретаря США Кондолизы Райс и советника президента Карена Хьюза в «ось зла» были включены соответственно Иран и КНДР, обвиняемые Америкой в разработке оружия массового поражения.
Оффшор
Группа стран «оси зла» частично совпадает с группой т. н. «стран-изгоев» (англ. rogue states), в список которых еще с 1990-х гг. входили также Афганистан и Ливия.
Содержание определения раскрывается, в частности, в Стратегии национальной безопасности, принятой администрацией Буша в сентябре 2002 г.: «Страны-изгои» — это те страны, где: жестоко обращаются с собственным народом, разбазаривают национальные ресурсы ради личной выгоды правителей; демонстрируют неуважение к международному праву, угрожают соседям, хладнокровно нарушают подписанные международные соглашения; пытаются получить доступ к оружию массового поражения и иной передовой военной технологии для использования в качестве угрозы или реальной агрессии; оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе; отвергают базовые человеческие ценности, ненавидят Соединенные Штаты и все то, за что США выступают».
Новая версия «черного списка» появилась в январе 2005 г., когда К. Райс, выступая в сенате США, перечислила «оплоты тирании»: Иран, Северную Корею, Кубу, Белоруссию, Зимбабве и Мьянму. В новой Стратегии национальной безопасности США, обнародованной 16 марта 2006 г., в качестве таковых обозначены 7 «деспотических режимов» — Белоруссия, Зимбабве, Иран, КНДР, Куба, Мьянма, Сирия.
Оглашение подобных списков всегда преследует 2 цели: предупреждение прочих государств о недопущении сотрудничества с «неблагонадежными» режимами и оправдание гонки вооружений, ведущейся США и НАТО.
Прикрываясь «антитеррористической» риторикой, США наращивают военное присутствие в европейских странах, в частности, размещая свои радиолокационные станции и ракеты в Чехии и Польше. Однако структура создаваемой США системы ПРО дает основания утверждать, что она направлена не на противостояние гипотетической угрозе от стран «оси зла», как это представляет Пентагон, а на отражение потенциального ракетного удара со стороны России.
В феврале 2007 г. США фактически добавили к списку государств «оси зла» Россию и Китай. Выступая перед комитетом по вооруженным силам палаты представителей США, министр обороны Роберт Гейтс заявил о необходимости увеличения численности вооруженных сил США в случае будущих военных конфликтов. «Нам нужен полный спектр военных возможностей, в том числе наземные боевые силы для борьбы с большими армиями, а также гибкие подразделения для специальных операций по борьбе с терроризмом. Мы не знаем, что может развиться в таких местах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран или где-то еще». В противовес «оси зла» в начале 2006 г. президент Венесуэлы Уго Чавес ввел термин «ось добра» для обозначения союза Венесуэлы, Кубы и Боливии — самых левонастроенных государств Латинской Америки.
ОФФШОР (офшор, offshore, от англ. «вне берега») — юридическое лицо с нулевым или пониженным уровнем налогообложения, зарегистрированное в одной из свободных экономических (оффшорных зон).
К оффшорным компаниям применяются ежегодная пошлина или сбор. Согласно требованию стран, где разрешена регистрация оффшоров, такая компания не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы оффшоров являются нерезидентами этих стран. Нерезидентный статус означает, что центр управления и офис оффшорной фирмы находится за рубежом либо вообще отсутствует.
Часто оффшорная фирма — это всего лишь купленный пакет документов о регистрации (средняя цена — 1000 долларов), а ее зарегистрированный офис — просто адрес, по которому власти могут вступить в контакт с представителем оффшорной компании. Конфиденциальность владения оффшорной компанией обеспечивается в т. ч. за счет того, что в регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц.
Впервые в современном смысле термин «оффшор» был применен, по-видимому, в 1950-е гг. к некой американской компании, переместившей свою деятельность на территорию с благоприятным налоговым климатом.
Таким образом, «оффшор» — понятие, скорее, экономико-географическое, но не юридическое. В законодательстве оффшорных зон такие компании как правило называются «международные предпринимательские компании» (IBC).
Оффшорные зоны — это территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым, режим хозяйственной деятельности с гарантированной коммерческой тайной. Создавая такие зоны, государство, по каким-либо причинам не имеющее возможности обеспечить экономическое развитие иным способом, преследует цель увеличения роста валютных поступлений, а также развития финансовых институтов, социальной инфраструктуры, туризма.
К оффшорным странам (или оффшорным юрисдикциям) можно отнести Британские Виргинские острова (БВО), Сейшельские острова, Невис, Панаму, Доминику, Белиз, Каймановы о-ва, Бермудские о-ва и ряд других стран, в основном небольших островных государств Карибского бассейна и Тихоокеанского региона.
К странам (регионам) с умеренным налогообложением относят Кипр, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Гибралтар, Уругвай.
Регистрация оффшорной компании помогает предпринимателю существенно (и совершенно законно) минимизировать налогообложение его местной фирмы, практически ликвидировать выплаты по налогу
Оффшор
О
на прибыль и значительно снизить выплаты по социальному и подоходному налогам за счет «серых схем».
Для многих предпринимателей получать не облагаемую налогами прибыль через оффшоры представляется предпочтительнее, чем зарабатывать деньги легально, развивая производство или финансовые институты в юридическом поле России. Кроме того, через оффшоры зачастую отмываются деньги, имеющие откровенно криминальное или, как минимум, не совсем легитимное происхождение.
Первооткрывателями оффшоров и основными пользователями долгое время были наркобароны, американская и итальянская мафия, мошенники разных видов. Для всего цивилизованного мира регистрация в оффшоре была символом нечистоплотности владельцев, акции таких компаний не котировались, банки отказывали в выдаче кредитов, были и другие издержки, связанные с репутацией. Однако, начиная с 1970–80-х гг. оффшорным налогообложением стали пользоваться и крупные ТНК. По всему миру стало возникать достаточно могущественное космополитическое сообщество, неуязвимое для национального законодательства даже могущественных государств. ТНК даже стали существенно влиять на мировою политику и экономику.
Правительства разных стран уже давно начали выступать против оффшоров, но настоящая борьба с ними развилась после терактов 11 сентября. США объявили, что будет искать счета террористов по всему миру и не примут никакие ссылки на «коммерческие тайны». Ряд известных оффшорных госу дарств отреагировали на эти требования приведением законодательств в соответствии с нормами цивилизованности и прозрачности. За ними последовали другие. Сейчас можно говорить о закате эпохи оффшоров на Западе.
В России же, наоборот, в 1990–2000-е гг. были побиты все мировые рекорды по использованию «серых» оффшорных схем и вывозу капитала. Все российские разговоры о том, что вывоз капиталов в оффшоры происходит лишь по причине макроэкономической нестабильности и слишком высокого налогообложения в России, являются обычной демагогией: неофициальный вывоз капитала возможен и даже неизбежен при любом инвестиционном климате. Что, в частности, демонстрирует опыт одной из трех наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран мира, согласно исследованию
A. T. Kearney — США, вывоз капитала из которых превышает 5% национального ВВП.
Развитые государства, борясь с транснациональной преступностью, ужесточают контроль за финансовыми операциями в оффшорах, но полного запрета не установлено практически нигде в мире.
На состоявшемся 2–3 апреля 2009 г. в Лондоне саммите G20 (расширенный формат «Большой восьмерки »), посвященном выработке мер для противостояния мировому финансовому кризису, лидеры 20 крупнейших экономик мира сошлись во мнении о необходи мости введения санкций в отношении оффшоров, которые отказываются присоединиться к борьбе с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов,
В России вывоз капитала в оффшоры превратился за последние 15 лет в настоящее бедствие. За это время из страны вывезено, по разным оценкам, 100–500 млрд долларов. В этом процессе приняли активное участие финансовые институты Запада, благоприятствовавшие приему российского капитала, обучавшие российских банкиров работе в оффшорах, содействовавшие реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день через оффшоры проходит до 80% сделок по продаже российских активов на фондовом рынке. Между тем, большой рост IPO российских предприятий и выход бизнеса из тени со временем снижает роль оффшорных схем.
ПАСЕ
П
ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы) — один из двух главных уставных органов Совета Европы, представляющий интересы основных политических партий, су ществующих в государствах — членах организации.
В рамках Ассамблеи осуществляют сотрудничество представители парламентских структур 46 государств, входящих в Совет Европы. ПАСЕ является первым европейским парламентским форумом в истории континента и рассматривает актуальные и перспективные вопросы, которые касаются проблем современного общества и различных аспектов международной политики.
Результаты работы Ассамблеи играют важную роль в определении направлений деятельности Комитета Министров, а также межправительственного сотрудничества в рамках Совета Европы. Эти результаты члены ПАСЕ доводят также и до сведения своих национальных парламентов и тем самым оказывают влияние на свои правительства.
С 1945 г. интеграционные процессы в Европе стали очень интенсивными. Буквально на глазах складывалась новая общность, какой прежде Старый Свет не знал — Западная Европа, экономически интегрированная в Общий рынок, а в политическом и военном отношении в НАТО.
В 1940–60-е гг. в разгар холодной войны западноевропейская интеграция протекала в формах «атлантической солидарности» с США, которые, поддерживая интеграцию европейских союзников для борьбы с СССР и странами Варшавского договора, отнюдь не стремились к тому, чтобы объединение Европы приняло более глубокий характер, выходящий за рамки пресловутой «солидарности» в рамках НАТО. Но уже в 1940–50-е гг. стали формироваться наднациональные структуры, ставшие прообразом нынешних законодательных и исполнительных органов власти ЕС. В 1949 г. сформировался и Совет Европы — консультативный орган, созданный для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Законодатели стран — членов Совета Европы сформировали Парламентскую Ассамблею — ПАСЕ.
После развала советского блока и самого СССР количество стран — участников ПАСЕ более чем удвоилось. В нее вошли не только страны Центральной и Восточной Европы, но и бывшие советские республики. Теперь в Совет Европы входит 46 государств Старого Света. 315 членов Ассамблеи и 315 их заместителей избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава. Число парламентариев от каждой страны варьируется от 2 до 18, в зависимости от численности ее населения.
Состав национальных делегаций в Ассамблее должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте. Председатель Ассамблеи избирается из числа ее членов, по традиции на 3 последовательных одногодичных срока. Ассамблея избирает Генерального секретаря Совета Европы, его заместителя, Генерального секретаря Парламентской Ассамблеи, судей Европейского суда по правам человека, а также Комиссара по правам человека.
Членом ПАСЕ является и Россия, которая в 2006 г. в ней председательствовала. Более чем 15-летний опыт участия РФ в работе этого консультативного органа носит противоречивый характер. С одной стороны, Россия — великая европейская держава — рассматривает работу Ассамблеи как важный фактор поддержания стабильности на континенте и в целом на планете и вносит серьезный вклад в работу этого наднационального органа (включая значительные взносы для обеспечения его деятельности). С другой стороны, трибуна ПАСЕ периодически используется антироссийскими силами для дискредитации нашей страны в глазах европейского и мирового общественного мнения.
Инициаторами этих беспрецедентных по оголтелости, обилию клеветы и лжи кампаний выступают, как правило, парламентарии небольших государств, ранее входивших в советский блок, и республик Прибалтики.
Позиция наиболее влиятельных стран континента, с которыми у РФ сложились долгосрочные экономические взаимовыгодные отношения, как правило более сдержанна. Так, когда в России проводилась контртеррористическая операция на Северном Кавказе, в ПАСЕ неоднократно поднимался вопрос о Чечне, хотя это является сугубо внутренним делом России.
Политика двойных стандартов в ПАСЕ проявляется и при обсуждении других европейских проблем. Противодействуя терроризму на словах, ПАСЕ нередко представляет свою трибуну тем, кто террористов из той же, например, Чечни, защищает. Обсуждая военные преступления во время военных конфликтов на территории бывшей Югославии, члены Парламентской Ассамблеи фактически оправдали натовскую агрессию против Сербии, свалив на последнюю вину за преступления, совершенные хорватскими мусульманскими экстремистами в Боснии и Герцеговине и албанцами в Косово.
В российской политической элите нет единого мнения относительно целесообразности участия нашей страны в работе ПАСЕ. Многие резонно полагают, что бессмысленно финансировать орган, где принятие заведомо антироссийских решений практически предопределено уже в силу просто количественного фактора. Другие возражают, что если Россия выйдет из ПАСЕ, то утратит реальную площадку, где могла бы отстаивать свои интересы в режиме открытой дискуссии и впрямую излагать свои позиции — с тем, чтобы за нее в искаженном виде это не делали недоброжелатели.
Перестройка
П
ПЕРЕСТРОЙКА — официальный курс развития страны, провозглашенный правящей верхушкой СССР во главе с М. Горбачевым в 1985 г.
Совокупность действий партийногосударственного руководства страны, спровоцировавших масштабный кризис, приведший к распаду государственности, развалу экономической системы страны и упадку социально-духовной сферы.