В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
Полный раскол между православием и католичеством произошел в 1054 г.
В отличие от возникшего в XVI в. протестантизма, православие признает возможность изображения Бога и святых, так как сам Христос явил образ Бога, воплотившись (иудаизм и ислам не признают возможность изображения), молитвы за умерших, молитвы Деве Марии и Святым, а также монашество, пост, веру в святых, необходимость крещения младенцев.
Единого центра управления в православии до сих пор не существует, последний Вселенский собор состоялся в VIII в.
Для всех автокефальных православных церквей характерен иерархический принцип управления, предусматривающий не только безусловное подчинение низшего духовенства высшему, но разделение клира на «белое» духовенство (священников и дьяконов, которым надлежало состоять в браке) и «черное» — монашеское сословие, из числа которого и выходят высшие чины Православной Церкви, начиная с епископов.
Для православия, в отличие от инославных конфессий, характерно особое внимание к оформлению места богослужения и старательное соблюдение ритуала богослужения. Православная Церковь признает 7 таинств — крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), венчание, посвящение в священники, елеосвящение (соборование — обряд, совершаемый над больным). Немалое значение православные христиане придают и обрядам отпевания умерших и их погребения.
В мире существуют несколько автокефальных (самостоятельных, автономных) православных церквей, самой крупной из которых является Русская Православная Церковь (более 150 млн чел.). Старейшими являются Константинопольская (около 6 млн чел.), Антиохийская (более 2 млн чел.), Иерусалимская (около 200 тыс. чел.) и Александрийская (около 5 млн чел.) православные церкви. Немалое количество прихожан насчитывают и другие православные церкви — Элладская (Греческая — около 8 млн чел.), Кипрская (более 600 тыс. чел.), Сербская (более 8,5 млн чел.), Румынская (около 18,8 млн чел.), Болгарская (около 6,6 млн чел.), Грузинская (более 3,7 млн чел.), Албанская (около 600 тыс. чел.), Польская (509,1 тыс. чел.), Чехословацкая (73,4 тыс. чел.) и Американская (около 1 млн чел.).
|
Православие традиционно находится в нерушимой взаимосвязи с русской государственностью. Крестителем Руси стал киевский князь Владимир Святославович, причисленный за это к лику святых и получивший звание равноапостольного. Свою веру предлагали князю латиняне и мусульмане, иудеи и православные греки. После долгих размышлений в 988 г. Владимир избрал для русского народа византийскую крещальную купель.
Исторические обстоятельства принятия восточными славянами православия были уникальными: к тому времени тысячелетняя Святая Соборная Апостольская Православная Церковь накопила колоссальный духовный опыт и вобрала культурные традиции многих народов древности, включая эллинскую культуру.
Сложилось и благоприятное геополитическое положение: соседние государства — Византия, южнославянские страны также были православными, существовала славянская письменность и литературный язык, а также наиболее совершенная на тот момент в христианском мире византийская эстетика.
Для русского государства Церковь оказалась не только строителем, но и источником духовной мощи. Именно она спасала нашу страну в годы самых страшных потрясений и смут. Так, в 1380 г. преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
|
После освобождения от татаромонгольского ига православная религия становится государственной идеологией. Именно тогда стало понятно, что Русь навсегда устояла в православии. Не пошла она и за своей водительницей Византией, отвергнув Флорентийскую унию, объединившую католическую и православную церкви.
В 1441 г. великий князь Василий II изгнал из страны подписавшего ее митрополита Исидора, и с тех пор русская церковь стала автокефальной. По словам историка С. Соловьева, это было «одно из тех великих решений, которые на многие века вперед определяют судьбу народов. Верность древнему благочестию сделала невозможным вступление на московский престол польского королевича, произвела соединение Малой России с Великой, условила могущество России».
После захвата в 1453 г. турками Константинополя — резиденции вселенского патриарха — Москва унаследовала его престол и византийское духовное наследие.
В царствование Ивана III псковским монахом Филофеем была сформулирована знаменитая формула о Москве как «третьем Риме». 26 января 1589 г. в Успенском соборе состоялась интронизация первого патриарха Московского Иова. Вновь образованный Русский патриархат стал крупнейшим патриархатом православия.
Середина XVII в. была отмечена одним из наиболее драматических событий в истории православия — расколом на сторонников национального (староверы) и вселенского (никониане) православия. В числе последних
|
Православие
оказался и царь Алексей Михайлович. В 1652 г. Московским патриархом стал Никон, он публично учил о «погрешительности Русской церкви» и необходимости ее «исправления» по греческим образцам. В частности, Никон предписывал заменить традиционные земные поклоны поясными, креститься не двумя, а тремя перстами, писать не «Iсус», а «Iисус», крестные ходы проводить в обратном направлении (против солнца), а возглас «аллилуйя» во время службы стал произносить не дважды, а трижды. Все эти нововведения, соответствующие греческой практике, находились в противоречии с постановлениями Стоглавого собора (1551).
Против реформы богослужения возражало большинство Русской Церкви, в их числе клирики и даже епископы, но они быстро утратили способность к сопротивлению. В 1654 г. Никон устраивает собор, на котором добивается разрешения провести «книжную справу». В 1656 г. в Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.
Часть иерархии во главе с протопопом Аввакумом возглавили движение за старую веру (старообрядчество). В дальнейшем их последователей стали называть раскольниками и преследовать. До конца XVII в. Православная Церковь была ведущим звеном в политической системе российского общества.
С воцарением на престоле Петра I ситуация стала меняться: государство более не собиралось делиться своей ролью с церковью. После смерти патриарха Адриана (1700) новый патриарх не был избран. Петр I поручил епископу Псковскому Феофану Прокоповичу подготовить Духовный регламент, учредивший Синод и, по сути, превративший священнослужителей в чиновников, служащих по духовному ведомству. Формальным главой Русской Православной Церкви являлся обер-прокурор — светский чиновник. Сам же император объединял в своем лице высшую государственную и религиозную власть в стране.
На 1721–1917 гг. приходится синодальный период Русской Православной Церкви. После Февральской революции произошло знаменательное со бытие — был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Однако после Октябрьской революции большевистские вожди составляют один из первых документов молодой республики — Декрет о свободе совести, первый пункт которого предписывал отделение Церкви от государства. Так начался пожалуй самый тяжелый период в истории русского православия.
«Поповщина» была признана опаснейшим врагом новой идеологии. По указанию В. Ленина и Л. Троцкого взрывались храмы, национализировалась собственность церкви, а ее служители уничтожались по подозрению в организации антисоветских мятежей. «Мы должны подавить сопротивление духовенства с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий», — писал в 1922 г. В. Ленин.
В 1920 г. произошло отделение Русской Православной Церкви за рубежом от Церкви в Отечестве. Организованная эмигрантами, бежавшими за границу от большевиков, РПЦЗ дистанцировалась от Московского патриархата, чтобы свободно говорить о гонениях на Церковь в СССР, чего иерархи, оставшиеся в Советской России, конечно, делать не могли. В свою очередь, у многих из тех, кто не смог или не захотел оставить Родину, когда часть приходов стала окормляться пастырями в Нью-Йорке, возникло чувство недоверия к заокеанским собратьям как дезертирам.
За годы борьбы с религией в СССР выросло не одно поколение атеистов. Однако еще перед Второй мировой войной перепись населения показала, что около двух третей населения страны причисляет себя к православной конфессии.
В годы войны произошло долгожданное смягчение позиции государства в отношении религии — в первую очередь, православия. Крайне нуждавшееся в поддержании патриотического духа, Советское правительство было вынуждено перейти к сотрудничеству с Церковью. В 1943 г. по личному указанию И. Сталина был избран Патриарх Московский и всея Руси, восстановлен Синод, началось восстановление храмов, открытие богословских школ, для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской Православной Церкви. Сталин лоббировал проведение в Москве Вселенского собора, который бы передал титул «Вселенского Патриарха» от Константинопольского Патриарха Московскому.
Во времена Н. Хрущева бессмысленные гонения на Православную Церковь возобновились, что во многом было вызвано аппаратной борьбой со «сталинской» командой в ЦК КПСС. В октябре 1958 г. ЦК принял постановление о начале пропагандистского и административного наступления на «религиозные пережитки». Одним из результатов стало массовое закрытие (и разрушение!) церквей и упразднение монастырей. Из 63 действовавших на 1958 г. монастырей в 1959 г. осталось лишь 44, а в 1964 г. — всего 18.
Первые шаги к восстановлению роли РПЦ в жизни общества начались в период перестройки. В 1988 г. состоялось празднование 1000-летия крещения Руси. Постепенно на официальном уровне были легализованы церковные праздники.
Сегодня РПЦ имеет большое влияние как на общественное сознание, так и на государственную политику.
17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве произошло подписание акта о каноническом единстве РПЦ и Русской Православной Церкви за границей. Его подписали предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр. Две части Русской Церкви вновь стали единым целым.
После смерти Алексия II 5 декабря 2008 г. Поместным Собором РПЦ 27 января 2009 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран ми
Правосознание
П
трополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев, 1946 г.р.).
ПРАВОСОЗНАНИЕ — совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы.
Правосознание граждан, их отношение к закону (понимание необходимости его неукоснительного исполнения либо полное пренебрежение) определяет правовая культура, отражающая сложившиеся в обществе юридические нормы.
Уровень правосознания любого народа определяется историческими, религиозными традициями и этнопсихологическими особенностями. Во многом именно они формируют у нации в целом и у каждого гражданина страны отношение к закону. В странах с высокой правовой культурой сложились школы правоведов, сформулировавших в своих трудах основные принципы, которые легли в основу конституционного строя.
Но формирование правосознания отдельного гражданина не определяется интеллектуальными успехами его соотечественников-правоведов и философов. Так, в начале XIX в., когда правовая база европейских стран была в значительной степени унифицирована, специфика каждой страны, особенности психологического склада ее обитателей не позволили сделать ее нормой для всех обитателей Старого Света.
Наполеону во время его агрессии в Испании так и не удалось ввести в оккупированной им стране законодательство, скопированное с французского. В условиях Испании, несмотря на всю «прогрессивность», оно попросту не действовало, поскольку было для местных жителей чуждым.
Еще более провальной была попытка Бонапарта инкорпорировать в политико-правовую систему Империи сообщество местных евреев. Он даже сформировал для них некий верховный орган, копирующий древний Санхедрин (Синедрион). Но правосознание евреев органически не принимало тех юридических установлений, которые базировались на «Кодексе Наполеона», поскольку главным источником правовых норм иудеев являлись (и во многом являются до сих пор) их священные книги — Тора и Талмуд.
Неудачу испытали и многие российские императоры, пытавшиеся «сверху» внедрить правовые нормы Запада в общественное сознание своих подданных. Подавляющее большинство населения России, состоявшее из совершенно бесправных в юридическом отношении крестьян, критически отнеслось к этим попыткам и не приняло их. В сознании народа жило складывавшееся столетиями представление об идеальном государстве (с идеальным же государем) как о царстве правды, а не права.
Один из авторов знаменитого сборника «Вехи» — правовед и философ Б. Кистяковский отмечал, что «нормы права и нормы нравственности в сознании русского народа недостаточно дифференцированы и живут в слитном состоянии. Этим, вероятно, объясняются и дефекты русского народного обычного права; оно лишено единства, а еще больше ему чужд основной признак всякого обычного права — единообразное применение».
Именно этот мыслитель справедливо писал о том, что внутренний характер правосознания русского народа, которому присуще чувство тяготения «к общинному быту… его артели» был причиной «ошибочного взгляда на отношение нашего народа к праву».
Действительно, недоверие народа к бюрократическому государству, начало которому положил Петр I, породило и негативное отношение к законам государства, которое пренебрегало правами своих подданных и не могло обеспечить безопасность даже императора — весь XVIII в. в России власть в стране переходила из рук в руки не легитимно: посредством дворцовых переворотов. Это и дало основание двум противоборствующим направлениям русской общественно-политической мысли — как славянофилам, так и западникам, говорить об отсутствии у русского народа «юридических начал» и развитого правосознания.
С точки зрения славянофилов, русский народ не может, не должен и не будет принимать чуждые для себя нормы западного права, поскольку его предназначение — осуществить царство правды на земле, а не бездушного («вексельного», как писал видный славянофил К. Леонтьев) права.
Один из ведущих славянофилов К. Аксаков был убежден, что в отличие от западного человечества, которое идет путем государства и внешней правды (права), русский народ движется по дороге внутренней правды. Поэтому в отношениях между властью и народом не должно быть никаких нотариально заверенных гарантий и обязательств, потому что народ и государь друг другу доверяют. Их оппоненты, «западники», тоже негативно отзывались о сложившихся в Европе правовых нормах. И считали, что пренебрежение к праву — не зло, а благо для русского народа.
А. Герцен, отметив, что «русский, какого бы он звания не был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство», одновременно подчеркивал, что «для будущего это — огромное преимущество».
И славянофилы, и западники на самом деле не были апологетами правового нигилизма, а стремились к тому, чтобы правовые нормы не были чисто внешними установками, а стали бы частью самосознания русского народа и соответствовали тем представлениям о справедливости, какие издавна присущи народу, где «правда» всегда выше «закона», но не противопоставлялась ему, а дополнялась им. Однако особенности исторического развития России не способствовали формированию уважения к закону, привычке соблюдать юридические нормы, отстаивать свои права в судебном порядке, последовательно отстаивать права лич
Правосознание
ности. Отечественная правовая традиция знает не так много примеров, когда закон торжествовал над произволом, и тех, кто сумел это продемонстрировать (А. Кони, П. Пороховщиков, Ф. Плевако).
Хотя после масштабных реформ Александра II 1860-х гг. в России возник прообраз независимого судопроизводства в виде суда присяжных, он так и не стал привычным средством рассмотрения уголовных и административных дел. Тем более, судебная реформа не коснулась подавляющей части населения — крестьян. Именно они стали той силой, которую в своих политических целях использовали революционеры-большевики в 1917 г.
Представление о том, что правовые нормы Запада совершенно неприемлемы и даже вредны для русского народа, марксисты трактовали по-своему. Они были убеждены в релятивистском характере правовых норм и в возможности менять их, исходя из соображений революционной целесообразности. Так, Г. Плеханов писал, что «каждый демократический принцип должен быть рассматриваем не сам по себе в своей отвлеченности, а в его отношении к тому принципу, который может быть назван основным принципом демократии… Успех революции — высший закон».
Пришедшие к власти большевики отвергали буржуазное право, убеждали своих сторонников в том, что оно отомрет вместе с государством. На почве большевистского правового нигилизма сформировался принцип «революционной целесообразности», согласно которому любая юридическая норма могла быть изменена в любое время по причине ее несоответствия текущим требованиям власти. Это самым негативным образом сказалось на уровне правосознания населения всей страны — от руководящего класса до рядовых граждан, и формировало отрицательное отношение к закону на протяжении нескольких поколений.
Низкий уровень правовой культуры населения в немалой степени и оказался тем фактором, что обеспечил захват власти в стране командой Ельцина. Начало реформ 1990-х гг. сопровождалось беспрецедентным ростом преступности, что было спровоцировано антизаконной практикой власти, которая не считалась с собственными же законами, разгоняла легитимные органы, включая Верховный Совет РФ (см. Октябрьские события 1993 г.).
Правовой нигилизм правящей вер хушки усилил негативное, пренебрежительное отношение к закону в народе. Раздача государственной собственности «целыми отраслями», а государственного суверенитета «сколько сможете унести» способствовала тому, что в целом все, что было сделано в 1990-е гг., воспринимается большинством населения как незаконное. Даже сами «олигархи», приобретшие собственность, понимали, что «так не бывает» и относились к своему положению как временному. Отсюда желание как можно скорее «урвать» и сбежать за рубеж либо перепродать «собственность», не развивая ее.
С другой стороны, на фоне крайне низкого уровня правовой культуры в российском обществе в сознание россиян внедрялись массовой культурой отдельные стереотипы «правового» поведения. Подражая поп-звездам, представители столичной богемы в массовом порядке начали заключать брачные контракты, предприимчивые политики и артисты — подавать на газеты иски «об оскорблении чести и достоинства», а хулиганы, попав в милицейский участок, — требовать адвоката. Но эти подражательные элементы западного правового поведения не являются признаком развитого правосознания российского общества.
Одно из главных препятствий в преодолении правового нигилизма — отсутствие традиций законопослушности, веры в закон и его справедливость. К негативным моментам нашего правосознания относится и «дурная привычка» ставить исполнение закона в зависимость от того, считает ли сам исполнитель данный закон дурным или хорошим. Между тем, ясно, что не всегда данный исполнитель компетентен в этом вопросе. Как говорил Э. Берк, надо сначала научиться исполнять законы, а потом уже их улучшать. Если закон не исполняется, какая разница, хорош он или плох.
В обществах, где эта культура формировалась веками, уважение к юридическим нормам стало частью самосознания нации. Существует ряд ошибочных представлений относительно того, как заставить людей соблюдать законы. Так, часто говорят, что законов придерживались бы с большей охотой, будь они более качественными, т. е. непротиворечивыми и не допускающими вольных толкований.
Однако это условие необходимое, но недостаточное. Философы не раз демонстрировали внутреннюю противоречивость любого, даже самого прозрачного закона. Логики советской школы находили десятки формально-логических противоречий в Конституции СССР, а западные структуралисты указывали на несостоятельность американской Декларации независимости как юридического документа.
Но даже самая формально непротиворечивая система законодательства напрямую не связана с готовностью граждан того или иного государства исполнять законы. Не решает проблемы и ужесточение законодательства. Введение суровых мер для нарушителей законов редко приводило к снижению преступности и росту лояльности к государственным институтам, скорее, порождало безынициативность и ненависть к власти. Равно как и либерализация законов: значительные налоговые преференции бизнесу еще не гарантируют, что предприниматель не станет рисковать, преступая закон, чтобы обеспечить себе большую прибыль. А повышение зарплаты чиновникам, милиционерам и т. д. не является залогом устранения проблемы коррупции.
Очевидно, что доверие к закону может быть сформировано не через улучшение самих законов и не через установление новой моды или, тем более, «диктатуры закона». История
Президент
П
не раз доказывала, что непосредственной зависимости уровня правосознания граждан от юридически зафиксированных в государстве норм не существует.
Правосознание имеет одним из своих источников представление о том, что соблюдать законы выгодно, но куда более важным является убеждение, что правовые нормы представляют собой безусловную ценность и нравственный императив.
Таким образом, первостепенное значение в формировании правосознания имеет нравственный (и религиозный) мотив. Это говорит о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.
ПРЕЗИДЕНТ (от лат. prae (перед) и sedere (сидеть) — «председатель») — выборная должность главы государства, территориально-административного образования или руководителя общественной или коммерческой организации.
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Его правовой статус определен главой 4 Конституции. Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он из бирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 г. срок полномочий президента был сокращен до 4-х лет. После принятия поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий будет составлять 6 лет.
Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.
Президент РФ наделен самыми широкими полномочиями и, как глава государства, определяет основные направления внешней и внутренней политики.
Президент с согласия Государственной Думы назначает Пред седателя Правительства РФ (премьерминистра), имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета министров и принимает решение об отставке правительства. Глава государства по представлению главы правительства назначает и освобождает от должности заместителей премьерминистра и федеральных министров. По его представлению Госдума утверждает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов.
Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России. К исключительным полномочиям главы государства относится также назначение высшего командования Вооруженных Сил страны.
Он формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распустить ее. Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству.
С 2004 г. президент представляет органам законодательной власти субъектов федерации кандидатуру на пост губернатора, он может отправить губернатора в отставку и распустить Законодательное Собрание, трижды отвергнувшее кандидатуру, предложенную им на пост руководителя исполнительной власти региона.
Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания.
Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. в Чечено-Ингушетии (не утверждено Верховным Советом), в 1992–95 гг. — в Северной Осетии и Ингушетии (продлялось каждые 2 месяца, отменено после того, как Совет Федерации его не продлил).
В исключительной компетенции высшего должностного лица государства — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом.
Президент
Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура (импичмент) осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства (премьер-министр). Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. и отражает изменения в структуре государственной власти, произошедшие в России после распада СССР.
После 1917 г. в стране установилась республиканская форма правления в виде Республики Советов. Номинально коллективным главой государства считался Президиум ВЦИК (а позднее Верховного Совета СССР). Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке.
Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. Исключение составляла РСФСР, в которой не было республиканской парторганизации: российские обкомы и крайкомы подчинялись напрямую Центральному Комитету КПСС.
При Горбачеве в 1989 г. в союзных республиках был учрежден пост высшего должностного лица — председателя Верховного Совета.
В России председатель ВС избирался Съездом народных депутатов (в остальных 14 республиках — Верховным Советом).
15 марта 1989 г. Союзный съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. Горбачева. 16 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал в третьем туре Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина.