Отдавая дань проявленному мужеству, Батый вернул тело Коловрата оставшимся в живых людям из его дружины, захваченным израненными в битве, и приказал отпустить героев, не причиняя им никакого вреда.
Попытка дать монголам решающее сражение была безуспешной. Дружина Юрия Всеволодовича в 1238 г. была наголову разбита в сражении на реке Сить, в бою пал и сам владимирский князь.
Его брат, Ярослав Всеволодович, избрал иную политику. Он прекрасно понимал, что враждующие между собой многочисленные русские княжества не могут противостоять спаянному железной дисциплиной и многочисленному войску степняков. Кроме того, с Запада Руси угрожала куда более серьезная опасность, чем со стороны степи.
Батый, осуществив набег на русские княжества, не преследовал экспансионистских целей. Ни в одном из завоеванных городов он не оставил гарнизонов, не обложил побежденных данью. (Это произошло только спустя 20 лет (!) после его похода в Северо-Восточную Русь, и собирали ее по преимуществу не монголы, а сами русские князья). Монголы не вводили своих обычаев и законов, и с куда большим уважением, чем иные русские князья, относились к православной церкви.
Совершенно иной была политика тех, кто напал на Русь с Запада — вдохновляемых папским престолом немецких рыцарей. Покорив земли, населенные полабскими славянами, ятвягами, пруссами, они безжалостно вырезали местное население, проводили политику онемечивания и насильственной католизации.
Население Прибалтики, на территории которого закрепился Тевтонский орден, подвергалось жесточайшей эксплуатации. Следующим объектом экспансии крестоносцев стали земли Северо-Западной Руси — богатые торговые города Новгород и Псков.
|
Именно сыну Владимирского князя Александру Ярославичу, позднее прозванному Невским (1221–1263), суждено было встать на пути безжалостных врагов и остановить «натиск на Восток».
15 июля 1240 г. в устье Невы, при впадении в нее Ижоры, он с небольшим отрядом суздальцев и новгородцев напал на корабли шведов и разгромил отряд ярла Биргера. А 5 апреля 1242 г. в битве на Чудском оз. нанес сокрушительное поражение немецким рыцарям. В ходе Ледового побоища был пленен и сам магистр Ордена.
Одержав ряд побед в 1242 и 1245 гг. над литовцами, он, по словам летописца, такой страх нагнал на них, что они стали «блюстися имени его».
Александр понимал, что ресурсы католического Запада огромны: ряды крестоносцев беспрестанно пополнялись рыцарями из многих европейских государств. Русь нуждалась в надежном и сильном союзнике. Им и стал Сартак, правящий улусом своего отца Джучи — Золотой Ордой.
Хану такой союз тоже был выгоден. Он заинтересован был в усилении на Руси власти великого князя, преданного Орде и союзного ее хану, а Александр Невский обещал помощь Сартаку в борьбе с метрополией — Монголией, которая постоянно требовала дань.
Благодаря Александру Невскому Золотая Орда откололась от великой Монголии и стала культурно ориентироваться на Русь. Князь и хан стали побратимами, и дело чуть не дошло до крещения монголов, которое сорвалось в последний момент из-за невозможности в пост употреблять кумыс — основную пищу воинов в походах.
Кроме того, с множеством мелких беспрестанно враждующих княжеств труднее было выстраивать отношения (и собирать с них дань), нежели с единым верховным правителем Руси, получающим ярлык на правление из рук ордынского хана.
|
Парадоксально, но в значительной степени именно монголы содействовали преодолению губительной междоусобицы, процессу собирания русских земель вокруг единого центра — Владимиро-Суздальской Руси и, тем самым, в перспективе становлению будущего Московского государства (которое спустя 300 лет поглотит остатки некогда могущественного «улуса Джучи»). Это гениально предвидел и Александр Невский, вступая в военный союз с Ордой. И этого не могли или не хотели понять другие русские князья — такие как Даниил Галицкий (1201–1264).
Рассчитывая на помощь западных союзников для противостояния Орде, он вступил в тесные отношения с Римом. В 1254 г. папа даже пожаловал Даниилу королевский титул, но реальной помощи галичанам и волынцам так и не оказал. Их земли, разоренные набегом Батыя, против которого они яростно боролись, стали легкой добычей западных соседей. Некогда могущественное и богатое Галицко-Волынское княжество во многом из-за недальновидной политики правителей развалилось, а его земли вошли в состав Венгрии, Польши и Великого княжества Литовского.
Святая Русь
С
Собственно литовцы (жмудь-жемайты и аукштайты), из представителей которых формировалась правящая верхушка, в княжестве составляли меньшинство. Это государство по преимуществу было населено русскими, православие было религией большинства, и лишь спустя столетия, благодаря целенаправленной политике Рима и польских магнатов, многие перешли в католицизм.
|
Именно эксплуатация ресурсов богатых и развитых западных русских земель позволила отсталой Польше, до XIII в. прозябавшей на задворках Европы, за короткое время стать крупным и сильным государством.
Судьба населения западных русских земель, которое, оказавшись под властью католической Польши, утратило свою национальную самоидентификацию, особенно печальна на фоне Северо-Восточной Руси, за десятилетия «ига» сумевшей восстановить разрушенное за годы междоусобиц хозяйство, отстроить города, возвести прекрасные соборы и монастыри.
Объективно ордынцы были заинтересованы в экономической и политической стабильности Руси: нищее, разоренное войнами и набегами население не в состоянии платить дань. (Она, вопреки расхожему мнению, не была обременительной).
Великие владимирские князья, тесно связанные с Ордой, нередко и сами активно участвующие в дворцовых интригах Сарая, умело играя на противоречиях внутри правящей верхушки, использовали на подвластной им территории многие методы управления и способы коммуникации, заимствованные у ордынцев. Так, именно тогда на Руси появляется существовавшая у монголов еще со времен Чингисхана сеть ямов — станций с перекладными (сменными) лошадьми, благодаря чему значительно увеличивалась скорость передвижения и доставки почты. Эти коммуникации были в те времена таким же передовым явлением как железные дороги в конце XIX в. и интернет в конце XX в.
Для Руси, раскинувшейся на огромной территории — от Северного Ледовитого океана до южных степей — это имело колоссальное значение. Но куда более важным было то, что ордынские ханы, чьими вассалами формально считались русские князья, были исключительно веротерпимы. Более того, многие из ордынцев были христианами, церкви и монастыри были полностью освобождены от дани, русские митрополиты пользовались большим авторитетом в Орде и нередко влияли даже на внутреннюю политику Сарая.
Ситуация изменилась лишь в начале XIV в., спустя 100 лет после Батыева набега на Русь, когда на ханский престол взошел Узбек. При этом хане государственной религией Орды становится ислам. Но и после этого каких-либо масштабных гонений против православного духовенства, разорения храмов и монастырей не было.
Именно 200-летний период «ига» дал русской и мировой культуре имена святых, подвижников, художников, мыслителей. Владимирцы, суздальцы, нижегородцы, рязанцы, галичане, брянцы, смоленцы, тверичи, противопоставляя себе Орде, все более осознавали себя частью единого русского народа.
Историческое ядро нового государства сложилось на землях Владимиро-Суздальского княжества. Тогда начался процесс возвышения Северо-Восточной Руси, и в основных чертах завершилось формирование великорусской нации. Она складывалась на этнической базе восточных славян — русских — и вобрала в себя представителей финно-угорских и тюркских народов, издавна живших по соседству со славянскими племенами.
Сильно пострадавший во время набега Батыя в 1238 г. Владимир быстро восстановился уже к концу XIII в. Именно сюда из разоренного Киева, попавшего под власть польско-литовских захватчиков, в 1299 г. была перенесена кафедра митрополита.
Тогда это имело колоссальное политическое значение. В условиях раздробленности, когда князь, пусть и получивший от хана ярлык на «великий стол», обладал реальной властью только в своем родовом уделе, единственной силой, которая помогала русским осознавать себя единым народом с общей исторической судьбой, была Православная церковь. Только она противостояла окончательному распаду Руси. Все это создавало предпосылки для превращения Владимира из удельной столицы в духовно-политический центр всей Руси.
Из русских городов на этот статус не без оснований могли претендовать богатая, выгодно расположенная на берегу Волги Тверь, отстроенная на новом месте после разрушения в 1237 г. Рязань, возникший на землях мордвы Нижний Новгород, державший в своих руках торговлю русских с булгарами и Востоком. Но центром окончательного объединения стали не эти влиятельные региональные столицы, и даже не Владимир, правители которого получали в Орде статус «великих князей», а затерявшийся в лесной глуши захолустный городок Владимирского княжества Москва.
Рязань, так же, как Владимир и Тверь, обладала статусом великого княжества, и в силу пограничного положения — с юга Орда, с запада — Литва, ее князья нередко оказывались в стане противников общерусского единства. Как это произошло, например, в 1380 г. в канун битвы на Куликовом поле.
Основатель Московского княжества Даниил мало воевал, занимался в основном хозяйством, отстраивал город, заводил в нем ремесла. В его правление к уделу была присоединена Коломна. Когда его старший сын Юрий, получив ярлык в Орде на великое княжение, уехал в Новгород, в Москве стал княжить младший, Иван I Калита (ум. 1340). Он продолжил масштабное строительство в городе, привлекал ремесленников, много внимания уделял развитию сельского хозяйства. Будучи, как и отец, миролюбивым правителем, он предпочитал укреплять свои владения не путем военных захватов, а покупая земли.
Святая Русь
После умерщвления в Орде в 1325 г. Юрия Даниловича тверским князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи, Иван Калита становится фактически главным претендентом на великокняжеский стол. Именно при Иване I Москва из маленького городка превратилась в общерусский центр, вокруг которого стали объединяться земли Северно-Восточной Руси. Этому объединению способствовало и то обстоятельство, что постепенно и духовный центр Руси из Владимира стал перемещаться в Москву. Именно здесь предпочитал жить митрополит Петр, который вместе с Иваном Калитой заложил в Москве первую каменную церковь — Успения Богородицы.
«Бог благословит тебя, — говорил иерарх русской церкви князю, — и поставит выше всех других князей; и распространит город этот паче всех других городов; и будет твой род обладать сим местом вовеки; и руки его взыдут на плещи врагов ваших; и будут жить в нем святители, и кости мои здесь положены будут». По кончине митрополит Петр был погребен именно в Москве, оставшись святым покровителем города и небесным «гарантом» ее грядущего величия.
Переезд главы русской Православной церкви в Москву во многом обусловил рост ее значения как общерусского центра, дал духовную санкцию притязаниям московских князей. Борьба Калиты и его потомков за великое княжение с тверскими князьями закончилась победой Москвы.
Иван I первым из великих князей взял на себя функцию сбора дани со всех русских земель и ее выплаты в Орду в качестве «выхода». Номинально Калите наследовали его сыновья — сначала Симеон Гордый, скоропостижно скончавшийся во время эпидемии чумы в 1354 г., а затем Иван II Красный. Ни тот ни другой не проявили себя столь же дальновидными и яркими правителями, как их отец.
Реальная власть в государстве в этот период принадлежала московскому митрополиту Алексию, человеку исключительно одаренному, с большим кругозором, обладавшему выдающимися политическими способностями. Череда дворцовых переворотов в Орде привела к резкому ослаблению в ней власти и в значительной степени облегчила возможность великим князьям московским для дипломатического маневра. Этим воспользовался митрополит Алексий, бывший во время малолетства князя Дмитрия Ивановича — будущего Дмитрия Донского (1350–1389) регентом Московского княжества. Именно благодаря его усилиям московскому князю удалось собрать ополчение из различных земель, чтобы избавить Русь от страшной угрозы.
Энергичный темник Мамай узурпировал власть в Орде, собрал на деньги живших в Крыму генуэзских купцов большое войско, и, заручившись поддержкой великого князя литовцев Ягайла, двинулся на Русь. Дмитрий не стал ждать, когда силы ордынцев и литовцев соединятся, и двинулся навстречу войску темника. К тому времени все русские князья признали главенство Дмитрия (Ростовский — в 1356 г., Нижегородский — в 1365 г. и др.) во многом благодаря увещеваниям св. Сергия Радонежского (1314–1392), основателя Троице-Сергиевой лавры (1345), почитающегося величайшим подвижником земли русской.
Отправляясь на битву с Мамаем, князь Дмитрий заехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Преподобный благословил князя на битву и отпустил с ним в поход двух своих иноковвоинов — Пересвета и Ослябю, святовитязей, сражавшихся в рясах поверх доспехов.
После кровопролитного сражения на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., когда армия Мамая была наголову разбита, процесс консолидации русских земель пошел интенсивно. Даже феодальные войны первой половины XV в. между внуком Дмитрия Донского — Василием II Темным (1425–1462) и его дядей Юрием Дмитриевичем, а затем и с его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой не смогли его остановить.
Еще сын Дмитрия Василий I (1389–1425) по завещанию получил право на княжение не по усмотрению ордынских ханов, а исключительно по воле самого великого князя.
Потом вопрос престолонаследия, и во время феодальных войн первой половины XV в., и позднее (да и на протяжении половины всего имперского периода русской истории) оставался предметом раздоров и кровавых распрей. Но теперь вопрос о верховном правителе Руси, пусть даже формально, решался не в Сарае, а в Москве.
Сын Василия II Иван III (1462–1505), продолжая объединительную политику отца, присоединил к Москве не только соседние княжества, но полностью ликвидировал независимость богатых феодальных боярских республик — Новгорода и Пскова, сделав их частью Московской Руси.
Огромное значение для становления Московского государства как мировой православной державы имело заключение в 1472 г. брака Ивана Васильевича с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии, погибшего во время взятия Константинополя турками-османами в 1453 г.
Первым видимым знаком преемственности византийского духовного наследия и духа ее государственности Россией стало принятие герба Восточной Римской империи — двуглавого орла — главным государственным символом Московской Руси.
При Иване Великом отстроен заново из камня величественный Московский Кремль и его соборы. Московского великого князя стали именовать государем всея Руси (а внука Ивана III Ивана Грозного — царем). В Кремле перенимают многие византийские обычаи, приспосабливая сложный ритуал константинопольского двора к русским реалиям. Возрастает роль придворных и резко падает роль аристократии — княжат и бояр. (Окончательно претензии ро
Скинхеды
С
довой знати на власть в государстве будут отвергнуты радикальными мерами Ивана Грозного в ходе опричного террора).
В царствование Ивана III псковским монахом Филофеем была высказана знаменитая мысль: «Москва есть третий Рим» (после канувших в Лету первых — Рима и Царьграда), а «четвертому не бывати». Именно эта идея определяла и отчасти до сих пор определяет главный вектор национального самосознания русских, их мессианские представления о своей особой роли в мире, о своей стране как оплоте православного христианства, Святой Руси. Действительно, начиная со времени Ивана III, каждый государь в качестве главной цели деятельности объявляет защиту православия, поскольку настоящее христианство осталось только на Руси.
Московское княжество, бедное людскими ресурсами, активно при влекало на службу выходцев из других уделов и иноземцев, независимо от национальности и веры. Единственным критерием подбора являлись деловые качества нового подданного. Уже во времена Ивана Калиты в Москву приехало много ордынцев — язычников и христиан, которые бежали от хана Узбека, при котором ислам стал государственной религией Сарая.
Высокой должности при дворе инородцу можно было добиться, лишь приняв православие. Но пришельцы — татары, немцы, литовцы делали это охотно. В Московской Руси господствовала политика религиозной и этнической терпимости, которая привлекала многочисленных иноземцев. Их много появилось в Москве и при сыне Ивана III Василии III (г. ц. 1505–33), в т. ч. афонский монах Максим, прозванный на Руси Греком, выдающийся богослов и иконописец своего времени.
В то же время в Святой Руси разворачиваются интересные богословские дискуссии между последователями святых Нила Сорского и Иосифа Волоцкого о «стяжательстве» и «нестяжательстве», о роли Церкви.
Расширяются и географические пределы Руси, вплоть до Сибирского ханства. Сын Василия III — Иван Грозный принял титул Царя, и от начала его правления формально в русской истории отсчитывается период Московского царства.
СКИНХЕДЫ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова), разг. скины — представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка.
Представители отличаются узнаваемой внешней атрибутикой (бритые головы, тяжелые высокие ботинки, узкие штаны на подтяжках, куртки-«бомберы» и т. д.) и крайней неприязнью к «инородцам», выражающейся в общественно опасных формах, вплоть до избиений и убийств.
Движение скинхедов зародилось в 1960-х гг. в бедных рабочих кварталах Великобритании. От обычных уличных и футбольных хулиганов первых «кожаноголовых» отличал специфический внешний вид и пристрастие к музыке стилей «ска», «рок-стеди», позднее — «ой!».
Они еще не были расистами, многие скинхеды «первой волны» имели черный цвет кожи. Объекты для уличных драк они выбирали по социальному признаку: ими становились и «мажоры», и хиппи, и рыночные торговцы-пакистанцы.
С конца 1970-х гг. в британском движении скинхедов оформляется и приобретает наибольший вес группа скинхедов-расистов. Этому способствовала как пропагандистская работа Британского Национального Фронта, так и экономический кризис середины 1980-х гг., усугубившийся ростом нелегальной иммиграции из стран Азии и Африки, что привело к обострению меж расовых конфликтов. Именно тогда скины-расисты приняли лозунг «Сохраним Британию Белой!» и начали регулярные нападения на представителей иных рас.
Одновременно движения бритоголовых развивались в Европе и США. В ФРГ скины сразу заявили о себе как о крайне агрессивной и политизированной силе. В отличие от английских «соратников», они сразу отметились убийствами. Во Франции скины впервые стали появляться в середине 1980-х гг. на демонстрациях Национального фронта — крупнейшей националистической партии Франции. Примерно на то же время приходится формирование движения в США, Италии, Испании, Норвегии, Дании и Швеции (объектом особой ненависти шведских скинхедов являются весьма расплодившиеся в этой стране секс-меньшинства).
На сегодняшний день наиболее многочисленны скинхедовские группировки в Германии (5000 чел.), Чехии (4000), Венгрии (4000), США (3500), Польше (2000), Испании (2000), Бразилии (1500), Великобритании (1500), Италии (1250), Швеции (1000). Общее число скинхедов в мире оценивается в 70 тыс. чел. в 33 странах, кроме России.
Примечательно, что среди бритоголовых немало тех, кто придерживается антифашистских и антирасистских взглядов.
В 1988 г. в США даже возникло отдельное движение «S.H.A.R.P.» (Skin Heads Against Racial Prejudices, «Скинхеды против расовых предрассудков»). В начале 1980-х гг. сформировалась группировка «Red Skins» («Красные скинхеды»), представители которой называют себя коммунистами, почитают Че Гевару и подводят под свои драки «антикапиталистическую» идеологию.
Наиболее экстравагантное движение «G.A.S.H.» («Gay Aryan Skin Heads»), объединяющее скинхедовпедерастов.
В России число скинхедов доходит, по разным данным, до 50 тыс. (вместе с представителями близких по атрибутике экстремистских организаций).
Первые группировки бритоголовых появились в 1991 г. в Москве, а затем, в 1993–94 гг. — в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде.
Несмотря на внешние акциденции и шокирующую атрибутику, российские скинхеды за редким исключени
Смертная казнь
ем не являются германофилами, приверженцами национал-социализма и фанатами Гитлера, осуждая его антиславянские взгляды и сам факт нападения на Россию.
Идеальным социальным устройством российские скинхеды считают то, в котором существует неравенство по расам и приоритет русского народа как титульного народа России, над остальными народами. Как ультраправые они ненавидят коммунизм, как почитатели «язычест ва» — христианство, как враги толерантности к инородцам — демократию, неизбежно приводящую к тотальной денацификации, политкорректности, огромным иммиг рантским потокам и в итоге — вырождению титульной нации любой белой страны.
Борясь за «чистоту расы», российские скины часто избивают бомжей, гомосексуалистов и рэпперов (как распространителей негритянских ценностей).
Особой ненавистью у скинов пользуются наркоторговцы (в своем большинстве жители Кавказа, Средней Азии и Африки), наживающиеся, по терминологии скинов, «на смерти белых людей».
Свою борьбу с нацменами они ведут путем т. н. «прямых действий». Жертвами бритоголовых ежегодно становились десятки, а то и сотни человек по всей стране, от Архангельска до Екатеринбурга, в т. ч. обычные граждане вполне славянской внешности.
На совести скинхедов немало убийств, в т. ч. детей. В 2003 г. скинхеды зарезали шестилетнею таджичку, в 2004 г. — девятилетнюю таджичку. Нередким явлением стали массовые побоиша. Так, в 1999 г. более 50 бритоголовых напали на служителей и прихожан храма Международного общества сознания Кришны (Москва). 4–5 сентября 1999 г. на Манежной площади в Москве произошла массовая драка между скинхедами и рэпперами, где с каждой стороны принимало участие больше сотни человек. В 2001 г. группы скинхедов до 200 человек устроили погромы на продуктовых рынках у метро «Ясенево» и «Царицыно», пострадало 40 человек, трое погибли.
По данным ВНИИ МВД, только с декабря 2007 по март 2008 г. в результате нападений скинхедов в крупных российских городах убиты более 40 человек.
Скинхедов нередко используют в своих целях политические движения крайне правого и крайне левого толка (от РНЕ до НБП, см. Нацболы). Спектр «услуг», которые могут оказать им бритоголовые, достаточно широк — от помощи в проведении митингов, обеспечении охраны того или иного мероприятия и распространении литературы до силовых акций, чаще всего имеющих провокационный характер (как в случаях с нападениями на московские рынки).
Скинхеды не являются полноценным политическим движением, не имея официальной регистрации, внятной программы, единого координационного центра, собственности, помещения и т. п. Скинхед-движение — это комплекс полностью автономных группировок с перекрестным членством.
Отсутствие партийного лидера и централизованного управления обеспечивают невозможность постановки под чей-либо контроль большей части всего скин-движения.
Крупнейшие объединения российских скинхедов: московские «Объединенная Бригада 88», «Московский Скинлегион», «Кровь и Честь», а также санкт-петербургские «Русский Кулак», «Солнцеворот», «Тотенкопф».
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ — мера уголовного наказания, разрешенное законом лишение человека жизни в качестве наказания, обычно за тяжкое уголовное преступление.
В настоящее время в 58 странах мира используется смертная казнь через повешение, в трех странах — через отсечение головы, в 73 странах — через расстрел. В США применяется смертельная инъекция и электрический стул. В ряде стран используются побиение камнями и распятие.
Применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания присутствовало в праве практически всех стран мира задолго до того, как оно было оформлено в письменном виде и кодифицировано. Обычай в родоплеменных, доклассовых формированиях наказывать людей за убийство, воровство, святотатство лишением жизни по известному принципу «око за око» с веками трансформировался из права кровной мести в параграфы и пункты законов, регламентирующих применение исключительной меры наказания в перечне преступлений против личности, имущественных правонарушений, преступлений против нравственности, религии и общественных устоев.
В Древней Руси первый летописный свод законов «Русская правда» (времена Ярослава Мудрого) еще нес в себе традиции родоплеменного строя: за убийство и увечья полагалась адекватная по степени последствий месть обидчику (мстить мог только близкий убитого: отец за сына, брат за брата). Но в случае отсутствия желания или возможности воплотить кровную месть князю платилась вира: за убийство свободного человека — 40 гривен, за княжеского мужа — 80, за простолюдина и холопа — 5 гривен и т. д. Это была одна из первых в русской, да и, пожалуй, в мировой истории попытка осмыслить в правовых терминах возможность неисполнения смертного приговора. И в конечном итоге — устранения вопиющего противоречия между ветхозаветными заповедями «око за око» и «не убий».
После смерти Ярослава его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод решили отменить смертную казнь окончательно, установив выкуп деньгами. В истории России это была первая отмена смертной казни.
И все же длительное время возможность лишения человека жизни за относительно легкие провинности неуклонно становилась действительностью. Так, в Японии времен сегуната (от Средневековья до середины XIX в.) человека могли приговорить
Смертная казнь
С
к смерти лишь за обращение в вышестоящую инстанцию с жалобой на местную власть.
Народным героем Японии в XVIII в. стал деревенский староста Сакура Согоро, который сумел передать сегуну — верховному правителю Японии — петицию от измученных непомерными поборами крестьян. За это «страшное преступление» у него на глазах казнили четверых его детей, а сам он был распят.
В старой Англии вешали за самые мелкие кражи. Только в лондонском районе Тайберн в царствование Эдуарда VI ежегодно казнили в среднем 560 чел. Смертью карались 123 состава преступления. До XVII в. в списке казней присутствовала варка в масле и варка в кипятке.
В США казнь негров по суду Линча (всего лишь за цвет кожи) была распространена до в XX в. Только в 1901 г. были подвергнуты линчеванию 130 чел. Смертная казнь применялась в США также по политическим причинам — против социалистов, коммунистов, анархистов и т. д. Именно в США были изобретены электрический стул (впервые примененный в 1890 г.) и газовая камера, введенная «в эксплуатацию» в1924г.
Несовместимость принципа «око за око» с гуманистическими ценностями осознавалась с апостольских времен и святыми отцами церкви, и русскими святыми, и русскими же раскольниками, сторонниками Франциска Ассизского, и последователями Мартина Лютера, вольтерьянцами-западниками, и самыми последовательными славянофилами. Многие русские цари — Борис Годунов, Елизавета, Павел I — взойдя на престол, высочайшим указом отменяли смертную казнь.
При Екатерине II было известно 3 случая приведения в исполнение казни. При Николае I (известном «сатрапе» и «вешателе») в России было казнено только 5 декабристов за попытку государственного переворота. Вместе с тем, при Николае II (впоследствии канонизированном) было казнено несколько тысяч человек.
Одобренный Первой и Второй Государственными Думами закон об отмене смертной казни не был утвержден Государственным Советом. Постановление об отмене смертной казни от 12 марта 1917 г. стало одним из первых законодательных актов Временного правительства, однако 12 июля казнь была восстановлена на фронте за ряд воинских преступлений.
После революции 7 ноября 1917 г. второй Всероссийский съезд Советов соответствующим декретом отменил смертную казнь. Но 21 февраля 1918 г. декрет Совнаркома РСФСР «Социалистическое отечество в опасности!» фактически легитимировал казнь, допустив возможность применения расстрела на месте за бандитизм, погромы, спекуляцию, шпионаж и т.п.
В период Гражданской войны приговоры к смертной казни выносились революционными военными трибуналами (только в 1920 г. к высшей мере было приговорено 6541 чел.).
Советское государство формально всегда относилось к смертной казни как к временной и исключительной мере «социальной защиты», однако ни в 1920-е, ни в 1930-е гг. она отменена не была. За период с 1924 по 1945 гг. к смерти судами всех видов было приговорено более 600 тыс. чел. Это безусловно много, но никак не похоже на цифры в 10, 20, 100 млн чел., которые пытаются нарисовать очернители российской истории. Еще надо учесть, что речь идет о периоде мировых войн и революций. Большинство из приговоренных были банальные уголовники, мародеры, дезертиры, шпионы, диверсанты и проч., а не «невинные жертвы», как это хотят представить фальсификаторы истории.