Деятельность правительства Тимошенко усугубила раскол «оранжевой власти» и обострила кризис в украинском обществе. Во время вооруженного конфликта России и Грузии в августе 2008 г. Тимошенко не сделала, в отличие от Ющенко, ни одного заявления против России. Это послужило причиной обвинений со стороны секретариата президента Украины в государственной измене и «системной работе в интересах России». Отвечая на обвинения, Тимошенко сказала, что «такие заявления мелких чиновников нуждаются не в комментариях, а в услугах хорошего столяра, чтобы изменить вывеску секретариата президента на палату № 6».
Ю. Тимошенко — кандидат экономических наук (1999, тема диссертации «Государственное урегулирование налоговой системы»), член и профессор Академии безопасности и обороны РФ (2002).
ТНК (транснациональные корпорации) — корпорации, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах.
Сегодня ТНК — основные экономические агенты, доминирующие на мировых рынках и в общественных отношениях.
Появление ТНК стало закономерным этапом в развитии капитализма. Вплоть до начала 1870-х гг. ка питализм являлся строем, при котором господствовала свободная конкуренция. Но результатом ее стала неизбежная концентрация производственных мощностей и капитала, укрупнение предприятий и компаний, появление крупных международных объединений мирового капитала. Ф. Энгельс отмечал, что на смену свободной конкуренции пришли монополии — тресты, которые объединяют крупных производителей той или иной отрасли промышленности страны или даже группы стран.
Так, в 1890 г. 48 крупных фабрик в Англии после слияния превратились в одно акционерное общество с капиталом в 120 млн марок, монополизировавшее производство щелочи в стране. Аналогичные процессы происходили не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в финансовой сфере, где интенсивно шло укрупнение банков, формирование финансовой олигархи и путем слияния промышленного и банковского капитала. Ф. Энгельс отметил еще одну черту нового этапа в развитии капитализма — слияние монополий с государственными институтами. Во всех наиболее развитых странах мира происходил процесс огосударствления отраслей экономики, имеющих стратегическое значение. Так, немецкий канцлер Бисмарк превратил в государственную собственность прусские железные дороги.
|
Практически во всех европейских странах произошло огосударствление и других средств коммуникации — почты, телеграфа. Такого рода национализация был проведена исключительно в интересах союза государства, превращающегося в крупное акционерное общество в пределах страны, и крупного финансового капитала.
ТНК
Изучая черты новой стадии капитализма, В. Ленин назвал ее «высшей и последней», государственномонополистическом капитализмом (ГМК). Мировой экономический кризис 1929–33 гг. и Вторая мировая война (1939–45) значительно ус корили процесс складывания новых форм ГМК. Укрепляя власть монополий, он соединяет их экономический, финансовый потенциал с военной и политической мощью государства в целях сохранения капиталистического строя, максимального увеличения прибыли путем эксплуатации наемного труда и экономического и ресурсного потенциала целых стран. Именно поэтому во второй половине XX в. активизировался выход монополий за национальные границы и превращение их в ТНК.
|
Одновременно с развитием внешних правил свободной конкуренции и свободного движения капиталов ТНК начинают освобождаться от регулирующего воздействия государства. Доминирование последнего в экономической сфере ослаблялось как процессами приватизации, так и ростом масштабов транснационального капитала за счет слияний и поглощений крупнейших корпораций и формирования гигантских корпоративных структур.
К настоящему времени ТНК контролируют практически все важнейшие отрасли мировой экономики. Уже к началу 1970-х гг. по данным ООН на планете насчитывалось свыше 7300 транснациональных корпораций, которые еще тогда контролировали от трети до половины всего объема произведенной в мире продукции.
Многие ТНК обладают большей экономической мощью, чем большинство суверенных национальных государств. ТНК без труда способны оградить свою деятельность от контроля со стороны любого правительства. «Пытаться схватить ТНК за ру ку — это все равно что пытаться поймать щуку двумя пальцами, — писал А. Тоффлер. — Виртуозно используя всякого рода лазейки в налоговом праве национальных государств, ТНК умудряются мастерски скрывать размеры своих доходов и практически уклоняться от налогообложения… Если какое-то государство принимает строгие законы против загрязнения окружающей среды, ТНК ищут и быстро находят такие условия для производства, где можно безнаказанно отравлять реки, озера и воздух».
Такие же условия ТНК находят и в сфере администрирования и налогообложения, прежде всего за счет оффшоров. Более того, международные монополии в значительной степени сами контролируют деятельность институтов власти в национальных государствах, в настоящее время практически утративших суверенитет. Большинство решений принимается не их правительствами, а международными структурами, контролируемыми ТНК — органами Евросоюза, НАТО, Всемирным бан ком, Международным валютным фондом (МВФ) и другими наднациональными организациями.
|
Главное преимущество ТНК в гибком маневрировании производственными ресурсами, мобильном перемещении капитала из одной страны в другую. В погоне за сверхприбылью корпорации проводят откровенно антинациональную политику в отношении народов собственных государств, перемещая целые производства в страны «третьего мира» с дешевой рабочей силой.
Еще в середине XX в. путем государственного регулирования правительства капиталистических стран пытались ослабить циклические кризисы, снизить рост социальной напряженности путем поддержания высоких темпов роста производства. Ныне же современное государство, стоящее на службе ТНК, обеспечивает для последних возможность извлечения высоких прибылей даже ценой деградации национальной экономики. Корпорации превратили слаборазвитые государства в источник дешевой рабочей силы и природных ресурсов с одной стороны, и в рынок сбыта — с другой.
Размещение предприятий ТНК в странах «третьего мира» не приводит к повышению темпов экономического роста, к благосостоянию народов Азии, Африки и Латинской Америки. Большей частью это либо предприятия, загрязняющие окружающую среду, либо сборочные цеха и заводы.
Такой тип индустриализации ведет к консервации технологической отсталости, к необратимым процессам разрушения среды обитания, оскудения почв, варварской вырубке лесов, опустыниванию. Навязывание развивающимся государствам стандартов «общества всеобщего потребления» подрывает духовные устои, исторические, культурные и религиозные традиции.
Результат такой «цивилизаторской» политики транснационального капитала — появление в странах «третьего мира» целых поколений, утративших связь с историей собственных народов. С одной стороны, это резерв неквалифицированной рабочей силы для низкооплачиваемого, тяжелого физического труда в промышленности или сфере услуг. С другой, представители именно этой молодежной среды из года в год пополняют ряды экстремистских, террористических организаций по всему миру. А это, в свою очередь, укрепляет позиции транснациональных монополий, тесно связанных с военно-промышленным комплексом.
Увеличение военных расходов для «борьбы с международным терроризмом» в планетарном масштабе ведет к росту госзаказов для производящих оружие ТНК. Они, таким образом, объективно заинтересованы в международной нестабильности, гонке вооружений, расширении географии боевых действий, в росте милитаристских настроений в обществе.
Современное западное общество, осуществляя проект глобализации по сценарию ТНК, воплощает идеи неолиберализма, суть которых в мини мизации влияния государства на социальные процессы в обществе и полном подчинении его власти наднациональных монополий под лозунгами максимального освобож
Толерантность
Т
дения индивида, означающей на самом деле его свободу как потребителя покупать товары и услуги в условиях глобального рынка.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя.
Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».
Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).
В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.
Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.
В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или по творство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.
Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.
Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.
Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.
В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков.
С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности.
С. Жижек утверждает, что докт рина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ (от лат. total — общий и secta — учение, направление, школа) — религиозная или псевдорелигиозная группа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления или претендующая стать новым религиозным направлением, использующая в своей деятельности методы психического воздействия и контроля, когда духовная, финансовая и личная жизнь каждого члена полностью контролируется лидерами общины.
Первые тоталитарные секты (напр. мормоны) возникли на фоне долговременного процесса дробления постпротестантских сект в XIX в. Однако большинство их появилось уже после Второй мировой войны.
Главные признаки тоталитарной секты и ее отличие от религиозных организаций состоят не в содержании вероучения, а в способах привлечения и удержания адептов.
Тоталитарные секты
С юридической точки зрения тоталитарные секты действуют почти безупречно. На первый взгляд, никто людей туда не тянет и формально там не держит. Это «свободно» объединившиеся для отправления своих религиозных потребностей граждане, дееспособные и, в силу этого, могущие подарить свое имущество братьям по общине.
Так большей частью и происходит, чему способствуют широко применяемые технологии манипулирования сознанием. Адептов секты сначала привлекают интересным общением, бесплатными поездками на курорты и в другие страны на семинары, подарками и проч. Затем постепенно изолируют от внешнего мира, навязывают презрительное отношение ко всему, что не связано с сектой. Все их время заполняется либо работой, либо массовым пением молитв и слушанием проповедей, за счет чего притупляется способность человека к критическому мышлению. Новообращенные переписывают на «гуру» и «пасторов» все свое имущество и превращаются не просто в нищих, но нередко и в бессловесных рабов, которые часто бесплатно работают на своих «наставников», тянут за собой в секты детей и родственников.
Нередко секты используют своих последователей для шпионской или антигосударственной деятельности. Ряд сект (секты-убийцы) культивируют самоубийства и убийства других людей — таковых только в России действует не менее десяти. Нередки случаи даже лишения жизни собственных детей (один из наиболее нашумевших — убийство своего малолетнего ребенка последовательницей «Свидетелей Иеговы»).
Масштабы деятельности тоталитарных сект внушительны. Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Многие из них маскируются под коммерческие фирмы или общественные организации по изучению чьего-либо «духовного наследия» и т. п., чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структурами.
Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 млн чел., причем 70% из них — молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.
На тоталитарных сектах лежит значительная доля ответственности за рост психических заболеваний среди населения страны.
Секты активно скупают недвижимость, формируют лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по фактам якобы попранной свободы совести.
Власть долгое время относилась к деятельности сектантов с преступным легкомыслием. Так, огромное количество людей в годы перестройки было вовлечено в секту «Бе лое братство», распавшуюся только после ареста ее основателя Кривоногова. В начале 1990-х российские чиновники, в т. ч. вице-премьер О. Сосковец и мэр Москвы Ю. Лужков, на самом высоком уровне принимали авантюриста и преступника Асахару, создавшую секту Аум Синрикё. Весьма лояльно относились российские чиновники, врачи, педагоги к деятельности сайентологической «церкви». В их числе бывший премьер-министр России С. Кириенко и декан факультета журналистики МГУ Я. Засурский, присвоивший в 1991 г. основателю сайентологии Л. Р. Хаббарду докторскую степень Московского Университета (посмертно) и издавший указ об учреждении на факультете Дня Хаббарда (13 марта) и открытии в МГУ «хаббардовского зала».
Уже в 1996 г. Минздрав России всерьез обеспокоился тем, что обращенные сайентологами врачи начинают применять методы Хаббарда для лечения своих пациентов. В то же время во многих цивилизованных странах (Канаде, США, Дании, Италии и др.) деятельность сайентологов объявлена вне закона. Верховный суд в Лондоне назвал сайентологию «аморальной и социально тлетворной» системой, а Постоянная конференция федерального и земельного министров внутренних дел Германии публично определила «церковь» сайентологии как организацию, «ко торая под прикрытием религиозного объединения соединяет в себе элементы экономической преступности и психотеррора в отношении собственных членов с хозяйственной деятельностью и сектантскими наклонностями». В августе 2007 г. в Германии вышла «Черная книга сайентологии», где на многочисленных примерах рассказывается, как члены секты «мутируют из нормальных людей в колесики тоталитарной системы».
На государственном уровне идет борьба и с другими квазирелигиозными организациями — их не пускают в учебные заведения, за руководителями и наиболее активными адептами ведется специальное наблюдение. В США действует около 2000 правовых норм, которые регулируют взаимоотношения с религиозными организациями, действует закон о психологическом насилии. А в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод прописано: «Свобода отдельной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали или для охраны прав и свобод других».
Противодействуя деятельности сект как «тоталитарных организаций, отрицающих свободно-демократический конституционный правопорядок», правительства многих стран Европы активно защищают в законодательном порядке права традиционных религий. Например, в Испании и Италии католическая церковь имеет ряд привилегий перед другими религиозными течениями.
Несмотря на то, что секты заметно снизили активность и на территории России, опасность вовлечения в их ряды россиян не исчезла. В стране существует «пятая колонна» из протестантских сект американского розлива, действуют секты т. н. «суфистов», «Международное общество сознания Кришны» — псевдоиндуистская секта, созданная в 1966 г. в Нью-Йорке
Тотальная алкоголизация
Т
и проповедующая, что даже убийца является праведником, если он преданно служит Кришне.
Появляются и новые секты, например, Партия ДРУГГ («Добровольные распространители учения Григория Грабового»). Ее основатель математик Г. Грабовой провозгласил себя Спасителем, «аватарой» Господа и на этом основании объявлял людям, потерявшим близких, что после уплаты денежного вознаграждения в 39 тыс. 500 руб. воскресит умерших. Имя Грабового зазвучало с новой силой после трагедии Беслана, когда проходимец пообещал матерям, потерявших своих детей в результате теракта, вернуть их с того света. Ослепленные горем матери начали акции в поддержку своего «героя».
7 апреля 2006 г. Г. Грабовому предъявлено обвинение по ст. 159 ч. 2 УК РФ («уголовное дело по факту мошенничества, заключавшегося в оказании заведомо невыполнимых платных услуг»). В тот же день Хамовнический суд Москвы постановил содержать Г. Грабового под стражей.
В настоящее время разрабатываются законодательные меры по пресечению вредоносной деятельности тоталитарных сект в России вплоть до установления уголовной ответственности за психологическое насилие, которому подвергаются жертвы сектантства. Сторонники введения подобных мер настаивают, что подрывным сектантским организациям, ведущим неустанную борьбу за души, мозги и кошельки наших граждан и подрывающих устои нашего государства, не место на российской земле.
ТОТАЛЬНАЯ АЛКОГОЛИЗА� ЦИЯ — целенаправленный процесс увеличения потребления алкоголя на душу населения в той или иной стране.
Тотальная алкоголизация русской нации и других коренных народов России является одной из острейших проблем нашего государства.
Измышления о «вечно пьяной Руси» не имеют отношения к реальности. На протяжении многих веков пьянство было уделом знати, родовитого боярства и служилого сословия — дворян. Эпизодический характер их службы (войны шли не каждый год), доходы, получаемые от эксплуатации крепостных крестьян и казны, во многом определяли образ времяпрепровождения правящей верхушки.
Роковую роль в алкоголизации господствующего класса сыграл Петр I, насаждавший пьянство через мощь государственного аппарата. Крестьянство, составлявшее основную массу населения Руси-России, просто не имело возможности пьянствовать: это исключалось, во-первых, из-за сезонности сельскохозяйственных работ, и, во-вторых, из-за религиозности русского народа — в пост на пьющих смотрели как на изгоев.
Темпы алкоголизации начали нарастать с XVIII в. К середине XIX в. потребление алкоголя в России составило 4–5 л на чел. в год. При этом бытовое пьянство было распространено, в основном, среди горожан, в то время как в деревнях жило более 85% населения. Из них, согласно опросам, 90% женщин и 50% мужчин вообще никогда в жизни не пробовали алкоголь.
Но даже 4–5 л на чел. в год стали восприниматься как невиданная проблема. В 1858 г. в 32 губерниях прошел антиалкогольный бунт, выразившийся в разгроме кабаков, что вынудило правительство Александра III закрыть кабаки и ограничить концессии. В результате к концу XIX в. потребление упало вдвое — до 2 л на чел. в год.
При Николае II спаивание народа превратилось в государственную политику. К 1902 г. торговля водкой была переведена под полный государ ственный контроль и превратилась в один из главных источников пополнения бюджета. К 1913 г. потребление алкоголя на душу населения вновь дошло до 4-5 литров (в Европе и Америке этот показатель достигал 10 л).
В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны земства и более 400 трезвеннических движений призвало Николая II ввести «сухой закон». В результате потребление алкоголя снизилось до 0,2 л на чел. в год!
Пришедшие к власти после Октябрьской революции большевики продлили «сухой закон». Однако запре тительные меры способствовали распространению массового самогоноварения. 26 августа 1923 г. ЦИК СССР и Совнарком издали совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. К 1932 г. потребление алкоголя дошло до 1 л на чел. в год.
Сталинский СССР был одной из самых трезвых стран мира! Советский человек пил в 3 раза меньше, чем англичанин, в 7 раз меньше, чем американец и в 10 раз меньше, чем француз! Эксперты называют это одной из причин высочайших темпов роста ВВП в 1930-е гг.
После войны потребление алкоголя в стране стало постепенно возрастать (2 л в 1950 г., 4–5 л в 1965 г.). Это вызвало новую серию ограничительных мер к торговле спиртным. Так, в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях общественного питания, расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Однако на рестораны это правило не распространялось. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
В 1972 г. было опубликовано постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких напитков и компенсировать уменьшение объема виноградным вином, пивом и безалкогольными напитками. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50° и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов. Именно в это время были созданы лечебно-трудовые профилактории
Традиционализм
Т
(ЛТП), куда людей отправляли принудительно. Кроме того, из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков.
В 1985 г., с приходом на пост генсека ЦК КПСС М. Горбачева, в Советском Союзе развернулась беспрецедентная по размаху антиалкогольная кампания, продолжавшаяся около двух лет.
7 мая 1985 г. были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми всем партийным, административным и правоохранительным органам предписывалось усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест и времени их продажи.
16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.
В ходе реализации решений партийно-государственного руководства были достигнуты как положительные, так и отрицательные результаты. К первым следует отнести некоторое повышение трудовой и бытовой дисциплины, снижение смертности и рост рождаемости. К отрицательным — ничем не оправданную ликвидацию виноградников, возникновение огромных очередей за водкой, рост спекуляции ею, расширение масштабов самогоноварения и наркомании.
Противоречивый, непоследовательный характер антиалкогольной кампании, неоднозначно воспринятой обществом, привел к тому, что в 1987 г. она была фактически свернута. Косвенным итогом ее стал масштабный рост производства суррогатов, который после развала Советского Союза приобрел промышленный характер. В 1992 г. Указом Президента России Б. Ельцина была отменена госмонополия на производство, ввоз и продажу алкогольной продукции, на ее цены и объемы производства. Уже 11 июня 1993 г. государственная монополия была восстановлена. Однако к тому времени независимые производители уже практически захватили рынок алкоголя, проконтролировать их деятельность государство не смогло.
Потребление алкоголя в стране, снизившееся как минимум на 30% благодаря «сухому закону» Горбачева — Лигачева, восстановилось к 1994 г., и затем рост пошел огромными темпами, поощряемый рекламой по центральным телеканалам, усугубляемый общим беспределом в стране и чрезвычайно низкими ценами на алкоголь. Если в советские времена стоимость бутылки водки была эквивалентна цене 25 буханок хлеба, то теперь — лишь 3–4.
Алкоголизация страны, подстегнутая непродуманными «рыночными» реформами, — это национальная угроза для России, одна из главных причин критической демографической ситуации в стране, в частности, аномально высокой смертности сре ди мужчин среднего возраста. Сегодня Россия находится в числе первых по уровню потребления чистого алкоголя на душу населения в мире (от 15 до 25 л в год, по оценке Всемирной Организации Здравоохранения). При этом ситуацию в обществе считают опасной уже при показателе 8 л. Только от отравления суррогатным алкоголем в России умирает порядка 50 тыс. чел. в год (в 3,5 раза больше, чем убито за всю войну в Афганистане в 1979–89 гг.). Растет смертность от заболеваний, которые алкоголь усугубляет или вызывает — прежде всего сердечно-сосудистых. Множится число дорожно-транспортных происшествий, техногенных катастроф, в которые тоже чаще всего попадают в пьяном виде или по пьяной халатности. Растет преступность: людьми в состоянии алкогольного опьянения совершается 80% убийств в стране, а также большинство хулиганств, грабежей, драк. Падает рождаемость. Снижается производительность труда — ключевой экономический показатель. Подсчитано, что 1 л выпиваемого спирта на душу населения приводит к падению производительности труда на 1%.
Но самое главное, пьющая нация не способна к национальной самоидентификации, не в силах осознать себя субъектом истории. Подверженное алкоголизации общество культурно деградирует, не может претендовать на мировое лидерство. Наоборот, выглядит как потенциальная жертва, как вредный паразит на мировой арене.
Активно внедряемый в общественное сознание стереотип «пьющего, следовательно, хорошего русского», культивируемый с эстрады и телеэкранов, уже сформировал у народа комплекс вседозволенности и полного равнодушия к своей стране, ее судьбе и истории. Реклама пива (на сегодня запрещенная в телевизионный прайм-тайм) уже принесла результат, сформировав пивной алкоголизм у значительной части молодежи.