Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 68 глава




Нацисты с момента возникновения своей партии ставили целью не просто изоляцию евреев, вытеснение их из политической и экономической жизни, но именно поголовное физическое уничтожение всех евреев, «окончательное решение вопроса». Еще в 1922 г. Гитлер заявил, что в случае прихода к власти «уничтожение евреев станет моей первой и главной задачей… Если как следует подогреть ненависть и развязать борьбу против них, то их сопротивление будет неизбежно сломлено. Они не смогут защитить себя, и никто не станет их защитником». И после прихода к власти в 1933 г. он последовательно стал воплощать эту программу в жизнь, умело сочетая стихийный антисемитизм улицы, погромы штурмовиков с систематическим государственным насилием, роль которого возрастала по мере укрепления фашистского режима.

С началом Второй мировой войны насилие в отношении евреев стало массовым, и погром в пределах страны обернулся геноцидом в масштабах Европы. В государствах континента, контролируемых нацистами, проживало, по некоторым оценкам, около 9 млн евреев. Для воплощения своих чудовищных планов в жизнь (физической ликвидации столь значительного количества людей) «обычных» методов было недостаточно. И тогда нацисты создали систему концентрационных лагерей — «фабрик смерти», где за годы «третьего рейха» были уничтожены миллионы людей, в основном гражданских.

Всего нацистами было создано 1634 концлагеря и свыше 900 «трудовых». Все они, в сущности, были «лагерями смерти», где тысячами гибли как евреи, так и представители других «неполноценных» народов. В самой Германии еще в 1939 г. начали действовать такие крупные лагеря как Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенсбрюк, Флоссенбург. А в оккупированной Польше появились стационарные центры, специально спроектированные (или переоборудованные) для массовых убийств в индустриальном масштабе: на территориях, включенных в рейх — Освенцим и Хелмно, в «генерал-губернаторстве» — Майданек, Треблинка, Собибор и Бельзец. Это не случайно — именно в Польше, а также в Белоруссии и на Украине проживала основ ная масса восточноевропейского еврейства.

Лагеря смерти были построены вблизи транспортных артерий. В генерал-губернаторстве, которое Гитлер называл «огромным польским лагерем», гетто были сосредоточены рядом с железными дорогами. Без их сети (на Рейсбане было занято около 1,5 млн чел.) Холокост был бы просто невозможен.

Даже во время Сталинградской битвы, когда требовалось срочно перебросить на Восточный фронт новые воинские соединения и технику, график движения поездов составлялся так, что приоритет отдавался тем составам, что везли в концлагеря евреев.

Большинство немцев знало о назначении этих составов, которые громыхали в темное время суток. Некоторые даже говорили: «Проклятые евреи, даже ночью спать не дают!».

Немцы получали выгоду от массовых убийств. Изъятые у несчастных вещи, от часов и авторучек до белья, распределялись в вооруженных силах и среди гражданского населения. Известен случай, когда на «Внутреннем фронте», т. е. в самой Германии, всего за 6 недель было распределено 222 тыс. мужских костюмов и комплектов белья, 192 тыс. комплектов женской одежды и 100 тыс. детской. Все это было изъято у людей, отправленных в газовые камеры в Освенциме. И получатели прекрасно об этом знали.

Было, конечно, немало случаев, когда немцы, рискуя жизнью, спасали от неминуемой смерти евреев. Но в целом приходится признать: немецкий народ знал о геноциде и содействовал ему.

Массовым истреблением занимались и мобильные команды — эйнзатцгруппы СС. Их было создано 4 — по одной на группу армий, вторгшихся в СССР. Из 4 млн евреев, проживавших на советских территориях, оккупированных немцами в 1941–42 гг., 2,5 млн успели эвакуироваться до прихода фашистов. Оставшиеся же на 90% были сконцентрированы в городах, что значительно упрощало для эйнзцатцгрупп задачу их уничтожения.

Казни осуществлялись как путем массовых расстрелов, так и с использованием передвижных газовых камер. За короткое время небольшим группам палачей (в каждом карательном батальоне насчитывалось от 500 до 900 военнослужащих) удалось истребить огромное количество мирных жителей, в основном еврейской национальности. Так, в Риге 22 эсесовца убили 10600 евреев.

Всего за полтора месяца, начиная с середины октября 1941 г., эйнзатцкоманды A, B, C и D на оккупированной советской территории уничтожили 125, 45, 75 и 55 тыс. евреев соответственно. В 1942 г. на территории Украины и Белоруссии их было истреблено 900 тыс.

Геноцид в отношении этого народа осуществлялся как на оккупированных территориях, так и в странах фашистского блока, хотя везде по-разному. Австрийцы, которых после войны стали представлять «первой жертвой нацизма», на самом деле горячо приветствовали аншлюс и участвовали в Холокосте даже с большим рвением, чем немцы.

Не только Гитлер, но и главные палачи Эйхман и Кальтенбруннер были австрийцами. Выходцы из Австрии Зейсс-Инкварт и Раутер руководили массовым истреблением евреев в Голландии. Австрийцы составляли одну треть личного состава эсэсовских истребительных батальонов, они командовали четырьмя из шести «фабрик смерти». По некоторым подсчетам, именно на долю австрийцев приходится половина всех уничтоженных в годы Холокоста евреев.

Холокост

Х

Ответственность за чудовищную катастрофу лежит и на Румынии, где до войны проживало 757 тыс. евреев. Профашистский режим Антонеску проводил антисемитскую политику на государственном уровне внутри страны. А в оккупированной Бессарабии румынскими солдатами было убито 200 тыс. евреев. Совместно с эйнзатцкомандой D только в Приднестровье они уничтожили 218 тыс. евреев. Жестокость румын изумляла даже эсэсовских палачей.

Часть французов, как тех, кто жил в оккупированной фашистами север ной части, так и подданных марионеточного вишисткого режима Петена, поддержала гитлеровское «окончательное решение». Коллаборационисты помогли немцам депортировать 75 тыс. французских евреев, из которых уцелело всего 2,5 тыс.

В других европейских странах — Италии, Голландии, Греции нацисты такой поддержки со стороны населения не нашли. Даже Муссолини колебался в отношении проведения в жизнь «окончательного решения». Геноцид евреев в этих государствах осуществлялся в основном эсэсовцами.

Количество жертв Холокоста было бы на порядок меньше, если бы не выжидательная политика США и Великобритании. Союзники вполне могли бы принять большее количество беженцев из Германии и оккупированной Европы (и тем самым спасти их от верной смерти), чем это было сделано.

За всю войну США пустили в страну всего 21 тыс. эмигрантов — 10% от количества, предусмотренного законом о квоте. В Америке были сильны антисемитские настроения, там в массе своей граждане отказывались верить даже в сам факт Холокоста, несмотря на многочисленные свидетельства тех, кому посчастливилось выжить. Пассивную позицию занял президент Рузвельт, который был решительным противником массовой эмиграции евреев из Европы в Америку.

Англичане тоже были настроены против массового приема беженцев, Форин Офис отклонял даже индивидуальные прошения. Геббельс записал в дневнике 13 декабря 1942 г.: «Думаю, и англичане, и американцы счастливы, что мы энергично истребляем евреев».

США и Англия уверяли мировую общественность, что самый эффективный способ спасения евреев — быстрый и окончательный разгром Гитлера. Но второй фронт в Европе был открыт лишь 6 июня 1944 г., когда Красная Армия стремительно наступала на запад, освобождая страны Европы и спасая гражданское население, включая и евреев, от уничтожения.

Промедление союзников с открытием второго фронта стоило жизни не одной сотне тысяч евреев. В этом смысле военно-политическое руководство США и Великобритании также несет ответственность за Холокост.

Почему он стал возможен? Почему сами евреи не смогли оказать палачам серьезное сопротивление, как это делали другие, менее многочисленные народы? Причины в историческом опыте иудеев, которые за много веков привыкли приспосабливаться к действительности, а не бороться. Кроме того, наиболее деловитые из ашкенази эмигрировали в Америку еще до войны, а энергичные и воинственные — в Палестину. Оставшиеся, в основном религиозные евреи, к организованному сопротивлению не были способны. Эти особенности еврейской социальной психологии и учитывали нацисты, сводя у жертв до минимума саму мысль о сопротивлении.

Евреи верили, что ниспосланная на них страшная кара, орудием которой был Гитлер, есть дело рук Божьих и одновременно доказательство того, что Бог избрал именно их. Понимание Холокоста как жертвы, страдания, искупления, за которым наступит возрождение, и по сей день является для большинства евреев актуальным. Шоа, Катастрофа является для еврейского сознания центральным событием Второй мировой войны, которая была развязана якобы только потому, что Гитлер патологически стремился уничтожить евреев.

Но в 1939–45 гг. участники войны решали разные задачи, исходя из своего понимания национальных интересов (пусть и ложного, приведшего собственный народ к катастрофе, как в случае с Гитлером), а вовсе не воевали исключительно для того, чтобы уничтожить или спасти «избранный народ».

Вырывание событий Холокоста из контекста мировой войны ведет к мифологизации исторического процесса. Сакрализация Катастрофы, превращение ее в общественном сознании из исторического факта в вариант библейских Писаний (Кетубим), событие только иудейской истории, не допускают иных, «неталмудических» толкований. Даже цифра жертв Холокоста объявлена неизменной и окончательной — 6 млн чел. Сомневающиеся подлежат суровому суду, причем на самом высоком международном уровне.

Фактически религиозно-метафизическое восприятие евреями Холокоста предписывается остальному миру в качестве нормы международного права, а иная точка зрения на историю массового геноцида в отношении евреев — недопустимой.

В некоторых странах отрицание факта Холокоста является уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, существует «ревизионистская» литература, в которой делаются попытки взглянуть на события Второй мировой войны и Холокост не только глазами евреев (см. например, Юрген Граф).

По мнению «ревизионистов» количество жертв Катастрофы сильно завышено, многие народы понесли не меньшие потери в войне, и уже на этом основании неправильно делать еврейский народ главным субъектом (и объектом) Второй мировой войны, ее главной жертвой. Наиболее радикальные авторы вообще оперируют цифрой всех еврейских потерь в 300 тыс. чел., а не 6 млн. Довольно серьезные аргументы подтверждают цифру около 4 млн чел. (В. Кожинов). Есть и точка зрения, что никакого Холокоста не было — она распространена в араб

Христианство

ском и мусульманском мире, а миф о Холокосте раздула еврейская пресса, чтобы вызвать у всего мира чувство вины.

Христианские ортодоксальные публицисты, не отрицая уничтожения евреев, выступают против применения слова «холокост», т. к. оно имело смысл сакральной жертвы — «всесожжение», и распространять это слово на факт геноцида кощунственно.

В целом геноцид евреев в XX в. еще долго будет оставаться предметом интереса историков и фактом, определяющим международный политический климат.

ХРИСТИАНСТВО (от греч. Christos (Христос) — Помазанник, Мессия) — вероучение, исходящее от Иисуса Христа, связанное с верой в Него как Сына Божия, во плоти пришедшего в мир, умершего за падшее человечество на Кресте и воскресшего на третий день после смерти.

Христиане верят, что смерть Богочеловека — это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого, поврежденного грехом, падшего и искаженного отпадением от Бога-Творца, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в раю (об этом — в книге Бытия).

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа.

Главное отличие христианства от других религий, в т. ч. монотеистических, в том, что во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель — учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения, который всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению, основываемой им религии. В христианстве же главное — вера в Христа, Его смерть на Кресте и Его Воскресение, через которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность восстановления падшего образа Божия, носителями которого является человек.

Христиане верят, что поскольку по природе люди не способны к единению с Богом, так как ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей.

Именно поэтому христианство имеет конкретный исторический контекст своего возникновения. Оно связано с событием, произошедшим с Иерусалиме 25 марта 5539 г. от сотворения мира — именно в этот день Иисус Христос был предан иудейскими старейшинами и синедрионом римскому наместнику Понтию Пилату с требованием казнить преступника.

По иудейскому закону, всякий, называющий себя Богом, должен был быть убит. Однако сами иудеи, находящие под римской властью, ни имели права совершать смертную казнь. Именно поэтому было составлено ложное обвинение, по которому Христос должен быть распят. После избиения плетьми, Богочеловек был предан позорной казни — распятию на Кресте. В ту же ночь его тело было положено в пустую пещеру для погребения. Однако когда в третий день рано утром ученики Христа пришли к месту погребения своего учителя, они увидели пещеру пустой, а сидящий в ней ангел возвестил им о том, что Христос воскрес.

Сам Христос по воскресении своем также являлся своим ученикам. На 40-й день он, благословив их, вознесся на небо, к Богу-отцу, обещав послать им взамен Себя — Утешителя, Святого Духа. В 50-й день после смерти Христа на Кресте на учеников — апостолов, сошел Святой дух и наполнил их благодатью, силой и знанием проповедовать человечеству благую весть — Воскресение Христа и крестить всех верующих в Него. Именно этот день — Пятидесятница — и считается днем рождения христианской церкви. Это произошло в начале I в. н. э. на востоке обширной Римской империи, в Палестине.

Первоначально проповедь ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов осуществлялась в основном среди иудеев. Массовое распространение христианства среди не иудеев — греков, римлян, народов Малой Азии связано с именем Павла, единственного из апостолов, который не знал Иисуса в его земной жизни. Иудей, римский гражданин, уроженец г. Тарса Савл был неистовым гонителем христиан, но, согласно «Деяниям апостолов», однажды ему явился Иисус Христос, и бывший язычник, прозрев, сделался христианином, который более других учеников Иисуса способствовал распространению новой религии на территории Римской империи. Павла называют «апостолом язычников».

Многие историки, подчеркивая особую роль Павла в становлении и распространении христианства, даже называют это религиозное учение паулинизмом. Из 27 текстов Нового Завета, вместе с Ветхим составляющим Священное Писание христиан, 14 принадлежит Павлу — его послания общинам и единоверцам. Сам же новозаветный канон состоит из 4 евангелий — от Матфея, Марка, Луки (называемых синоптическими) и Иоанна, «Деяний апостолов», автором которых считается Лука, посланий апостолов — Иакова, Петра (2), Иоанна (3), Иуды и Павла, а также Апокалипсиса (Откровения апостола Иоанна Богослова).

За короткое время вера в Христа, Сына Божия, превратилась в мощное духовное течение, ставшее важнейшим фактором всемирной истории. До V в. распространялось главным образом в географических пределах Римской империи и сферах ее влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). После отпадения несторианства (431) и монофизитства

(451) азиатское и египетское христи

Христианство

Х

анство организационно обособляется от грекоязычных и латиноязычных церквей Европы.

В Европе христианство быстро распространяется за пределы Средиземноморья: в IV в. были обращены готы, в начале VIII в. — германцы, в IX–X вв. — славяне. К XIII в. вся Европа оказывается христианской.

В настоящее время эта религия оказывает огромное влияние на духовную, общественную, политическую жизнь общества, определяет идейные ориентиры развития как западной, так и русской цивилизации.

Причина столь очевидных успехов христианства в универсализме. В отличие от религий этноцентричных — иудаизма или, к примеру, синтоизма в Японии, христианство свободно от национальных, географических ограничений.

Христианство практически в неизменном виде сохранило отраженные в Ветхом Завете представления о сотворении мира, растительного и животного мира, человека. Книги Ветхого Завета признаются христианами и входят в корпус Библии. Христианские богословы трактуют ветхозаветные события в свете новозаветных событий.

С момента возникновения христианство не представляло собой единого течения. Распространяясь по территории обширной Римской империи, оно вбирало в себя местные традиции, включая и уже сложившиеся религиозные обычаи. Непросто формировалась и христианская догматика. Ее основные каноны оформились лишь в IV в., спустя 300 лет после возникновения религии. К этому времени христианство превращается в государственную религию Римской империи.

На I Вселенском соборе, состоявшемся в г. Никее в 325 г. при деятельном участии императора Константина Великого, был сформулирован «Никейский символ веры» и осуждена арианская ересь. В ходе последующих шести вселенских соборов были преданы проклятию и другие ереси — монофизитов, монофелитов, несториан и другие.

Упорная борьба разворачивалась и вокруг возможности изображать Христа, Богоматерь, апостолов, святых. В конце концов, иконоборчество тоже было признано ересью. Решения семи Вселенских соборов стали основой, на которой сформировались современное православное и католическое богословие. Вместе с трудами святых отцов они составляют Священное Предание, которое наряду со Священным Писанием — Библией и определяет учение православной и католической церквей.

Уже на заре христианства значительную роль в становлении его сыграли труды мыслителей, которых принято именовать отцами или апологетами, т. е. защитниками. В борьбе с языческими культами и философией, ересями среди первых последователей Христа, первые христианские писатели выработали основные принципы, которые легли в основу догматики, богословия и богослужебных канонов. Одним из первых был Юстин Мартир (Мученик) (100–166), которого называли даже «Христом в философской ризе». Его ученик Татиан резко критиковал античную культуру. Квинт Септимий Тертуллиан (160–230) отстаивал тезис о несовместимости философии и религиозной веры. Он был первым христианским мыслителем, который писал на латыни. Считая Евангелие единственным авторитетным источником познания Бога, Тертуллиан подозрительно относился к философии, как к потенциальному источнику ереси. Именно Тертуллиан сформулировал положение, что вера, а не разум является источником познания истины. Это на столетия определило развитие христианского богословия.

Огромную роль в его становлении сыграли Климент Александрийский (150–219), основавший в главном городе Египта богословскую школу, и его преемник на посту ее руководителя Ориген (184–254). Ориген пытался наполнить христианское богословие элементами учения неоплатоников и столкнулся с неприятием своих взглядов со стороны христианских теологов. Его взгляды были признаны еретическими, но на учение «отцов церкви» значительное влияние все же оказали.

Немалую роль в становлении православия и католицизма сыграла по лемика Афанасия, Александрийского патриарха на соборе в Никее против Ария и его ереси. Только после его смерти соборами был подтвержден тезис о единстве Святой Троицы — Бога-Отца, Бога-Сына (Иисуса Христа) и Бога-Духа Святого.

В IV в. усилиями отцов церкви из Каппадокии (Малая Азия) была проведена систематизация христианских воззрений, упорядочение богослужения. Среди «восточных отцов церкви» наиболее известны Григорий Назианин (330–390), Василий Великий (330–379), Григорий Нисский (335–394).

Огромное влияние на становление христианской философии и богословия, особенно западной ветви христианства, из которого потом возникнет теология католицизма, а позднее и протестантизма, оказали Амвросий Медиоланский, Августин, епископ Гиппонский, именуемый Блаженным (354–430), Иероним, который сделал первый перевод Библии на латынь («Вульгата»). Одним из величайших представителей христианского богословия был Иоанн Дамаскин, живший в VIII в.

После раскола христианства на западную и восточную ветви (1054) в результате многовекового соперничества в христианской церкви между римскими папами и патриархами Константинополя, католицизм и православие стали развиваться автономно. После Реформации, начатой Мартином Лютером и его последователями в первой половине XVI в. в Германии, значительное количество христиан Западной Европы отделились от Рима и сформировали впоследствии многочисленные протестантские церкви.

К настоящему времени христианство существует в виде трех основных течений — православия, католицизма и протестантизма. Если первые два представляют собой иерархически выстроенные структуры, то в про

Хрущев

тестантизме этого нет. Этот термин используется для обозначения всего многообразия конфессиональных структур, начиная от традиционных — лютеранских, англиканских, пресвитерианских, кальвинистских, до баптистских и общин, возникших уже во второй половине XX в.

Католицизм упрочился в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии, православие — в славянских странах (кроме Польши и Хорватии, где утвердился католицизм), в Греции и Румынии, протестантизм — в германско-скандинавских странах (кроме католических Австрии и Баварии).

В настоящее время последователи христианства есть во всех обитаемых частях света; их общее число приблизительно определяется статистикой в 1,3 млрд. чел., в т. ч. приверженцев католицизма — около 700 млн., православия — около 200 млн., различных видов протестантизма — 350 млн. чел.

ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894–1971) — генеральный секретарь ЦК КПСС (1953–64), председатель Совета Министров СССР (1958–64).

Родился в Курской губернии в крестьянской семье. В 1908 г. переезжает в Юзовку (ныне Донецк), работает на заводах и шахтах Донбасса. Член ВКП(б) с 1918 г.

Участник Гражданской войны, после ее окончания — на хозяйственной и партийной работе. В 1929 г. поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. С 1931 г. — первый секретарь райкомов партии (г. Москва), в 1932–34 гг. работал секретарем Московского горкома и вторым секретарем Московского обкома ВКП(б) (заместителем Л. Кагановича).

В 1935 г. Хрущев становится первым секретарем МОК ВКП(б), а в 1938 г. — кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и и.о. первого секретаря ЦК КП(б) Украины, проявив себя на этой должности как беспощадный борец с «врагами народа» и (с 1941) сторонник увеличения посевов кукурузы.

В годы Второй мировой войны Хрущев был членом военных советов. В 1944–47 гг. — Председатель Совета Министров Украинской ССР. С 1947 г. — первый секретарь ЦК КП(б) Украины. С 1949 г. — секретарь ЦК ВКП(б) и первый секретарь Московского обкома и горкома ВКП(б).

После смерти И. Сталина Хрущев возглавляет Секретариат ЦК КПСС. К тому времени влияние партийного аппарата было ослаблено. Наиболее влиятельным постом в стране был пост Председателя Совета Министров СССР, который в 1940–53 гг. занимал Сталин (должность генерального секретаря ЦК КПСС была упразднена). В этих условиях Хрущев поставил перед собой задачу вернуть партии ведущую роль в системе органов власти партии. Для этого в первую очередь было необходимо устранить Л. Берию.

26 июня 1953 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором Берия был обвинен в работе на иностранные разведки и т. п., освобожден от всех должностей, арестован, а позднее расстрелян за «антипартийную и антигосударственную деятельность». Власть в стране перешла в руки Маленкова, Хрущева и Булганина.

На Пленуме ЦК КПСС 1953 г. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС и сразу выступил с инициативой расширения посевных площадей за счет целинных земель в северной части Казахстана. Кампания по освоению целины (в ущерб восстановлению разоренных войной коренных сельскохозяйственных районов России) началась в 1954 г. В том же году Хрущев начал кампанию по повсеместному насаждению кукурузы и сворачиванию программы возведения высотных зданий в пользу массового строительства типовых сборных домов, что, по мысли Хрущева, должно было решить жилищную проблему в стране. Только в Москве, особенно с 1956 г., прибавлялось ежегодно 4–5 млн кв. м жилой площади, в 10 раз больше предвоенного уровня.

Однако вместе с «коммуналками» уничтожалось местное самоуправление, социальная ответственность. Уже в первые годы правления Хрущев допустил большие геополитические промахи. Так, в 1954 г. состоялась передача Китаю крепости Порт-Артур, а в состав УССР был передан п-ов Крым — формально в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, а фактически как подарок украинскому клану за помощь в захвате власти.

В 1956 г. по инициативе Хрущева была подписана советско-японская совместная декларация о намерениях восстановить дипломатические отношения между двумя странами, взамен чего СССР обязывался отдать Японии меньшую часть Южных Курил — о-ва Шикотан и Хабомаи (см. Курильские острова). Однако на такой компромисс Япония, претендовавшая на всю островную гряду, пойти не захотела. Вопрос о границе решить не удалось, и до сих пор у России нет ни мирного договора, ни нормальных экономических отношений с Японией.

На состоявшемся в 1956 г. XX съезде КПСС Хрущев выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», обвинив Сталина в уничтожении политических оппонентов. Это выступление стало для Хрущева важнейшим этапом в борьбе за власть — он наносил удар по таким ближайшим соратникам Сталина как В. Молотов, Л. Каганович, Г. Маленков, К. Ворошилов, А. Микоян, и обосновывал их дальнейшее отстранение от власти.

После XX съезда была реабилитирована большая часть политзаключенных, началось возвращение на родину депортированных народов. Одновременно был дан старт многочисленным фальсификациям истории относительно репрессий, масштабы которых завышались в сотни раз. ХХ съезд стал ударом по авторитету СССР.

В западных странах за короткий срок резко сократилась численность компартий, например, во Франции — в 10 раз. Началось идеологи

Хрущев

Х

ческое размежевание между СССР и Китаем, руководство которого не соглашалось с критикой в адрес Сталина, считавшегося отцом китайской революции.

Большой обидой для Мао Цзэдуна стало аннулирование в 1959 г. соглашения о предоставлении КНР образцов атомной бомбы. В ответ Китай активизировал деятельность по расколу мирового коммунистического движения для создания «нового антиимпериалистического блока», оказывая давление на руководителей зарубежных профсоюзов и представителей компартий развивающихся стран.

В 1960 г. Хрущев принял решение об отзыве из КНР советских специалистов, что еще больше ожесточило китайскую сторону и привело к обострению конфронтации между СССР и Китаем, который полвека благоговел перед советской страной и был готов стать «производственным цехом» СССР, как позже стал таким цехом для США.

В 1950-х гг. способность настаивать на автономности почувствовали и страны Восточного блока. Началось политическое брожение, а в 1956 г. в Венгрии дело дошло до восстания. Подавить мятеж в короткие сроки позволил ввод в страну советских войск.

Именно при Хрущеве возник волюнтаристский стиль управления. Хрущев не считался с членами Президиума, учеными и специалистами, третировал их, оскорблял, поучал.

Волюнтаризм Хрущева влек за собой ошибки в управлении народным хозяйством. Одна из них — создание совнархозов. При Сталине управление в промышленности осуществлялось на основе «проектного командования», когда производственные структуры формировались под определенную задачу (например, создание АЭС).

При Хрущеве аккордная система была заменена системой ведомств, которые отвечали лишь за отдельные, сообразно своей специализации, участки работы в разных проектах. Для координации работы в 1957 г. Хрущев ликвидировал большинство отраслевых министерств и поручил руководство заводов и фабрик Советам народного хозяйства (совнархозам), в которые по территориальному признаку входило все руководство региона.

На деле это вело к раскоординации деятельности крупных и родственных предприятий, расположенных в разных регионах страны, и шло на пользу лишь секретарям обкомов и ЦК компартий республик, которые получили большую независимость от Москвы и начали формирование территориальных кланов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: