Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.
Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко
Суверенная демократия
С
говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.
«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель — десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения — установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций ».
Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии ».
|
СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРА� ТИЯ — образ политической жизни общества, при котором власти, их ор ганы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно государствообразующей нацией во всем ее многообразии и целостности ради определения собственной исторической судьбы, исторических целей, темпов и способов их достижения, обеспечения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, образующими данную нацию.
Понятие суверенной демократии вошло в обиход российской политической элиты весной 2005 г. Тогда же В. Путин в своем очередном послании Федеральному Собранию провозгласил: «Россия — это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии. Как суверенная страна Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути».
В 2006 г. партия «Единая Россия » объявила, что идея суверенной демократии станет одной из основ ее идеологии и программы на выборах в 2007 г.
«Суверенная демократия» — по нятие, широко распространенное и признанное практикующими политиками. Государственный секретарь США У. Кристофер заявлял в 1994 г., что «успешная трансформация новых независимых государств в суверенные демократии является центральным звеном европейской стабильности». В 2004 г. председатель Европейской комиссии Р. Проди утверждал, что Европейский Союз «хранит сущность… федерации суверенных демократий».
|
Все основные демократические ценности напрямую увязывались с приоритетом суверенитета еще в фундаментальном договоре Евросоюза «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 1950 г.), где в ст. 16 однозначно разрешается странам Евросоюза вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев, а в ст. 9–11 увязываются права и свободы с интересами общественного спокойствия, порядка, здоровья и нравственности.
Таким образом, идея суверенной демократии отнюдь не пропагандистский лозунг или «доморощенная» схоластическая конструкция, призванная теоретически обосновать враждебную позицию России миру, как это пытаются представить некоторые «эксперты» и «аналитики». На самом деле идея справедливого государственного устройства, основанного на правовых демократических принципах, где сувереном выступает не монарх, клерикальное образование или политическая партия, а весь народ, восходит к временам глубокой древности.
Принято считать, что наиболее совершенная форма демократии нашла свое воплощение в V в. до н. э. в античных Афинах времен Перикла, а также в других городахгосударствах — древнегреческих полисах. Их полноправные граждане обладали максимальной для того времени полнотой власти и имели невиданные для древнего мира свободы. С той поры этот способ политических отношений, юридически обеспечивающий большинству населения той или иной страны право быть носителем власти, получил в мире широчайшее распространение и ныне является практически единственно приемлемой для международного права формой государственного устройства.
|
Но история человечества убедительно демонстрирует, что демократия на государственном уровне встречалась крайне редко, существуя, как правило, лишь на уровне общинного, корпоративного, муниципального самоуправления. Развитая демократия античных полисов так и не смогла стать в полной мере суверенной. И в силу того, что крохотные греческие города-государства так и не смогли отстоять свою политическую самостоятельность, и потому, что демократическая форма правления в них основана была на власти меньшинства.
Ограниченный, по причине социального расслоения общества, характер демократия носила в североитальянских коммунах в Средневековье и в Великом Новгороде до присоединения его к Москве, в первых, основанных пуританами, колониях в Северной Америке и в нынешних Соединенных Штатах. При увеличении территории государства, численности его населения, дифференциации социальной структуры и пр. прямое народное правление и широкое народное представительство становятся невозможными.
Суверенная демократия
Абсолютное большинство всех политических режимов, от восточных деспотий и средневековых республик до новейших европейских и американских «демократий», на самом деле не являются демократиями в первоначальном, «греческом» смысле слова. Они были либо монархиями, либо олигархиями, либо плебисцитарной или представительной демократией. Поэтому разговоры псевдополитологов о том, что «демократия бывает только одна или это не демократия» возникают от недостатка исторического образования.
В XVIII–XIX вв. с запуском процесса модернизации, разрушением доиндустриальных социальных и культурных иерархий и пробуждением национального самосознания начали активно формироваться национальные государства, или государства-нации. Субъектом и источником власти в таких государствах провозглашалась нация, и, следовательно, составляющие ее граждане. Именно в государствах-нациях была сформирована современная демократия, предполагающая право на участие всех желающих граждан в управлении государством, учет их интересов и мнений при выработке, принятии и реализации государственных решений.
В настоящее время даже в самых отсталых государствах «третьего мира», где в реальности правят диктаторские режимы, соблюдаются внешние признаки демократического устройства общества: есть органы законодательной, исполнительной и судебной власти, декларируется принцип разделения властей, существует всеобщее избирательное право. В государствах нациях легитимность власти основывается на прямом или косвенном народном волеизъявлении, т. е. власть формально приобретается или пролонгируется по итогам выборов.
Архитекторы «нового мирового порядка », предполагающего военную, экономическую и культурную монополию единственной страны, а стало быть, несправедливость и несвободу для остальных государств, пытаются внедрить в общественное сознание мысль о том, что демократия присуща только процветающим странам, а бедные и отсталые обречены на авторитаризм и диктатуру. Более того, «эталон демократии» хранится только у них и даже рационально определен быть не может. Только президент США может догадаться, что есть демократия, по собственному наитию.
Так, выборы в условиях войны и терактов в Афганистане или Ираке называют демократическими (поскольку там победили ставленники США), а выборы в Белоруссии или Средней Азии (где побеждают неугодные США лидеры), считают не соответствующими демократическим стандартам, хотя результаты этих выборов не отличаются от предсказаний независимых социологов, а неангажированные наблюдатели не видят там никаких нарушений.
Именно проамериканским кругам принадлежит авторство понятия «молодая демократия», на деле означающего внешнее управление процессами демократизации в той или иной стране, не имеющей, по мнению Запада, демократических традиций.
Управляемость извне возможна только в тех случаях, когда навязан ная такой стране шаблонная модель политического и экономического режима заведомо неэффективна. Страна с управляемой демократией вынуждена отказаться от большей части суверенных претензий, что наглядно иллюстрирует судьба государств, переживших «бархатные революции ».
Подобная ситуация сложилась в России после 1991 г. Полная под контрольность существовавшей тогда кремлевской власти международным финансовым институтам и главным их операторам — США, Европе, Японии и, как следствие, абсолютная не способность к проведению самостоятельной внешней и внутренней политики привели к катастрофическим последствиям. Резко упал международный авторитет российского государства и его возможность влиять на мировую политику, фактически рухнула экономика, общество оказалось на грани социального взрыва.
Из сверхдержавы на глазах всего мира страна превращалась в полуколонию мирового финансового капитала.
С начала XXI в. Россия взяла курс на развитие в стране суверенной, т. е. полной, наиболее адекватной самому понятию народовластия, демократии. В отличие от прежних систем — государственного социализма советского периода и олигархического капитализма 1990-х гг. — суверенная демократия способна обеспечить самодержавие народа в его же интересах.
Концепция суверенной демократии претендует на выражение силы и достоинства российского народа через развитие гражданского общества, надежного государства, конку рентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события.
С технологической точки зрения суверенная демократия предполагает самостоятельный отбор демократических институтов, их форматов, сроков внедрения, реформирования и т. д. Назвать суверенно-демократическим можно тот режим, который, признавая необходимость современной демократии, развивая ее, одновременно отстаивает собственную самостоятельность и, соответственно, самостоятельность государства настолько, насколько это целесообразно и возможно в современном мире.
Суверенитет не означает ни отказа от восприятия чужого политического опыта, ни тем более самоизоляции. Однако суверенное государство, в отличие от страны с управляемой демократией, способно самостоятельно решать, что перенимать, а что нет, что переносить на свою почву сразу и целиком, а что — постепенно и частично. Суверенная демократия — это демократия с национальной спецификой, которая органично вытекает из истории, из культурной традиции.
Главные признаки суверенной демократии — свобода и справедливость, которые обеспечиваются не только для личности, но и для нации в целом.
Последовательное воплощение принципов суверенной демократии, исключающей возможность мани
Сурков
С
пулирования со стороны внешних сил, вызывает активное противодействие мировых финансово-спекулятивных структур. Для них крайне невыгоден миропорядок, основанный на сосуществовании и сотрудничестве суверенных, свободных сообществ, а стало быть, предполагающий либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики.
Концепция суверенной демократии может стать основой российской национальной идеи, которую безрезультатно искали в ельцинские времена, а ее планомерное проведение, однозначно закрепляющее в России центр прибыли от международных проектов использования ее ресурсов, позволит стране вернуть утраченные после развала СССР позиции на мировой арене.
СУРКОВ Владислав Юрьевич — первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ.
В обязанности В. Суркова входит курирование всей внутренней политики Российской Федерации, взаимоотношения с Государственной Думой, с губернаторами, с Полномоч ными представителями президента, с политическими партиями и общественными организациями и многое другое.
Родился 21 сентября 1964 г. в с. Солнцево Липецкой обл. в учительской семье. Закончил среднюю школу № 1 в г. Скопине Рязанской обл.
В 1983–85 гг. проходил срочную службу в Вооруженных силах СССР. Учился в Московском институте стали и сплавов (МИСИС) и на театральном факультете Московского института культуры. Работал токарем, руководителем самодеятельного театрального коллектива, переводчиком.
Свободно владеет английским языком.
С 1988 по 1998 гг. работал на руководящих должностях в коммерческих структурах (МФО «Менатеп», ЗАО «Роспром», ОАО «Альфа-банк» и др.). 23 января 1998 г. назначен первым зам. генерального директора ЗАО (с февраля 1998 г. — ОАО) «Общественное российское телевидение» (ОРТ) по связям с общественностью и СМИ. 2 апреля 1998 г. утвержден членом, а 20 мая — ответственным секретарем Открытого наблюдательного Совета в ОАО «ОРТ». Был членом правления Ассоциации ипотечного кредитования (АИК).
С апреля 1999 г. Сурков — первый секретарь исполкома Союза общественных Союзов, учрежденного 14 организациями (Всероссийский союз страховщиков, Лига содействия оборонным предприятиям, Союзы архитекторов и журналистов, НАУФОР и др.).
С 1999 г. — помощник руководителя, а с августа 1999 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В июне 2000 г. и в марте 2004 г. назначался на этот пост второй и третий раз.
14 ноября 1999 г. назначен членом Комиссии при Президенте РФ по противодействию политическому экстремизму в РФ.
В августе 2004 г. вошел в Совет директоров ОАО «АК Транснефтепродукт», в сентябре 2004 г. избран председателем Совета директоров компании (покинул пост в феврале 2006 г.).
В. Сурков — политический философ, один из ведущих идеологов современной России, одна из наиболее влиятельных фигур внутренней политики страны, информационного пространства.
При непосредственном участии Суркова осуществлялись все политические реформы с 2000 г. по настоящее время (реформа избирательного законодательства, парламентской и федеративной системы). Сурков — один из создателей партии «Единая Россия », молодежного движения «Наши » и др.
Автор концепции суверенной демократии (июнь 2006 г.), выполня ющей роль государственной идеологии. Сурков противопоставляет ее управляемой демократии — поли тическому режиму, управляемому извне. Неоднократно выступал с яркими речами и публикациями в СМИ по вопросам внутренней политики в России. (например, «Параграфы pro суверенную демократию», «Национализация будущего»), а также с суггестивными эстетическими эссе.
Окончил Международный университет. Магистр экономических наук. Увлекается написанием музыки и рассказов.
В 2003 г. принял участие в создании альбома «Полуострова» группы «Агата Кристи».
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Женат. Трое детей.
США (Соединенные Штаты Америки) — государство в Северной Америке, федерация в составе 50 штатов (48 смежных, а также Аляска и Гавайи) и федерального (столичного) округа Колумбия. Столица — Вашингтон.
По форме правления США является президентской республикой. Действующий президент США — Б. Обама (вступил в должность 20 января 2009 г.).
США — ведущая экономическая, финансовая и военная держава мира, занимающая 3-е место в мире по площади (9363,2 тыс. кв. км) и численности населения (на октябрь 2006 г. — 300 млн чел., 36 млн из которых родились за пределами страны).
Европейская колонизация Северной Америки началась в XVI в. История самой «свободной и демократической» страны мира началась с невиданного ранее в истории геноцида: в течение только XVIII–XIX вв. на территории США было уничтожено несколько миллионов индейцев! В 1920 г. на континенте насчитывалось лишь 350 тыс. представителей коренного населения. На сегодняшний день численность коренных американцев составляет 0,7% населения страны, уровень жизни около трети из них ниже черты бедности.
В целом этнический и расовый состав населения США весьма разнообразен. 72,5% — потомки европейских переселенцев, 3,7% — выходцы из стран Азии и Океании, 11% — потомки ассимилированных с коренным населением Мексики и Южной Америки испанцев и португальцев, 12,1% — афроамериканцы (негры).
США
Негры ввозились на территорию Северной Америки в качестве рабов с 1619 г. Это еще одна позорная страница истории самой «свободной и демократичной страны». Только при перевозке погибло не менее 10 млн негров, тех же, кто выжил, ждали южные плантации и бесчеловечная эксплуатация.
Несмотря на отмену рабовладения в 1865 г. (четырьмя годами позже упразднения крепостного права в России, о чем стоит знать всем, кто любит говорить о «300-летних традициях демократии в США» и о «народе, зачатом в свободе»), расовая проблема оставалась актуальной на протяжении 100 лет. Только в 1954 г. Верховный суд принял вердикт о недопустимости принудительной сегрегации по расовому признаку в государственных школах. Годом позже баптистский священник Мартин Лютер Кинг возглавил движение против сегрегации в местных автобусах, положив начало масштабной борьбе чернокожих за свои права. Принятая в 1964 г. XXIV поправка к Конституции отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах, лишавшие права голоса бедняков 11 южных штатов, в основном негров. В 1968 г. Кинг был убит, а большинство негров в той или иной степени до сих пор испытывают дискриминацию по расовому признаку.
Вообще демократические процедуры стали доступны широким слоям населения США лишь в ХХ в. Так, женщины получили избирательные права в «цитадели демократии» лишь в 1920 г. (позже, чем в России).
Официальный язык США — английский. Более 12 млн американцев не знают его даже на бытовом уровне.
Система общего (не частного, доступного нескольким процентам богатых) образования в США настолько плоха, что до трети выпускников так и не могут научиться грамотно писать. Основные религии — протестантизм (исповедуют 56% верую щих американцев), католицизм (25%), иудаизм (2%).
В Америке возникли 2 «новые религии» — мормонство и «Христианская наука» и огромное количество тоталитарных сект разного толка.
Управление государством в США основано на Конституции, принятой в 1787 г. Властные полномочия распределены между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Конституция также наделяет существенными полномочия власти штатов.
Вся полнота исполнительной власти сосредоточена в руках президента, он имеет возможность оперативно принимать важнейшие решения, в т. ч. без формального согласия Конгресса начинать военные действия. Президент формирует Кабинет министров.
Вице-президент вступает в должность президента в случае кончины или отставки действующего президента.
Президент и вице-президент избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом штате по спискам, предложенным политическими партиями. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Срок полномочий президента определен в 4 года.
Законодательный орган США — Конгресс (Палата представителей и Сенат) — рассматривает инициированные исполнительной властью важнейшие законодательные предложения. Его полномочия включают также налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование и финансирование вооруженных сил.
Сенат был создан как верхняя палата Конгресса, представляющая интересы штатов и имущих классов общества. От каждого штата избиратели прямым голосованием избирают двух сенаторов. Вице-президент США является председателем Сената.
Нижняя палата Конгресса — Палата представителей. Количество представителей штата пропорционально численности его населения. Выборы представителя проводятся через процедуру всеобщего голосования по одномандатным округам. 2 главные общенациональные партии США — республиканская и демократическая — имеют кадровый характер (в отличие от массовых — по классификации М. Дюверже), отличаясь свободным членством и опираясь на профессиональных политиков, финансовую и экономическую элиту, и представляют собой федерации партий штатов, собирающихся каждые 4 года для выдвижения кандидатов на посты президента и вицепрезидента страны.
Разница между ними никогда не была достаточно отчетливой. Считается, что республиканцы настроены более радикально в вопросах обеспечения мирового престижа США, склонны к проведению международной политики с позиции силы и готовы пойти ради этого на известное ограничение внутри страны политических прав и свобод. Демократов больше волнуют вопросы социальной политики, борьбы с безработицей, прав человека и т. п.
Кроме республиканской и демократической в стране существует множество других, более мелких, но не имеющих никаких шансов, благодаря жесткому законодательству, когданибудь стать правящими, партий.
Независимое государство США было образовано в 1776 г. в ходе войны за независимость, прежде всего, экономическую, американских поселений от Великобритании. Первым президентом США стал Джордж Вашингтон.
В середине XIX в. стремительно отстающий от Севера по численности населения, богатству и по уровню индустриализации Юг настаивал на расширении прав штатов и ограничении полномочий центра. Угроза ухода из-под федеральной юрисдикции южных штатов привело к Гражданской войне 1861–65 гг.
Для предотвращения заключения пакта конфедератов с симпатизировавшими южанам основными европейскими державами и для экономического удара по противнику, президент Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 г. все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Общественное мнение Европы склонилось в пользу федералистов, а освобождение рабов было «официально» провозглашено целью войны. Победа Севера в Гражданской войне повлекла за собой быстрое развитие монополистического капитализма, финансовой основой которого стали многомиллионные состояния Э. Карнеги, Дж. Рокфеллера, Ф. Армора и пр., сколоченные за годы войны. Крупные корпорации проводили активную политику слияния и поглощения, выдавливая конкурентов и устанавливая на рынках фиксированные цены.
Безраздельная власть монополистов была поколеблена лишь после масштабных выступлений в начале ХХ в. «прогрессистов» и принятия в 1914 г. антитрестовских законов. Однако и сегодня корпорации играют наибольшую роль в экономике США. На долю 100 крупнейших корпораций США в настоящее время приходится 60% ВНП, 45% всей рабочей силы и свыше 90% НИОКР.
Внешнюю политику США на протяжении всей их истории отличал экспансионизм, как в военных, так и в экономических формах. По словам американского историка Ф. Тернера, история США — это история «непрерывно расширяющихся границ». Так, в 1803 г. территория США приросла купленной у Франции Западной Луизианой, в 1819 г. — Флоридой, выведенной из-под контроля Испании, в 1840–50-х гг. США захватили свыше половины территории Мексики, в 1867 г. купили у России Аляску и Алеутские о-ва, а в 1898 г. в результате войны с Испанией захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам и фактически колонизировали Кубу.
Стремление установить гегемонию в Западном полушарии выразилось в заявлении президента Дж. Монро в 1823 г., что США впредь воздерживаются от участия в европейских войнах, но будут истолковывать как акт агрессии любое вторжение европейского государства в Новый Свет («доктрина Монро»).
Идеологической основой американского экспансионизма стала сформулированная в 1845 году Дж. О’Салливаном доктрина «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Выход США на рынки новопровозглашенных государств Латинской Америки (в результате реализации «доктрины Монро») и Китая (благодаря навязанной в 1899 г. западным державам политике «открытых дверей») ознаменовал рождение американского империализма и обеспечил массу преимуществ для промышленности США.
К концу XIX в. США стала мировой державой с высокоразвитой экономикой, значительно усиленной после Первой мировой войны, в которой США в 1917–18 гг. участвовали на стороне Антанты. Для возвращения кредитов по военным займам (около 10 млрд долларов) и выплаты огромных процентов Великобритания и Франция навязали Германии репарации в сумме 30 млрд долларов. Это не решило проблемы, и в американские банки стало стремительно перетекать золото европейских стран.
Беспрецедентный рост экономики в США и реальных доходов населения привел к массовой скупке населением акций американских компаний. Перегретый благодаря спекулятивным ожиданиям фондовый рынок рухнул в октябре 1929 г., и страна была ввергнута в жесточайший экономический кризис («Великая депрессия»), к 1931 г. переросший в мировой. Правительство Ф. Рузвельта безуспешно пыталось преодолеть последствия кризиса с помощью «Нового курса», во многом копировавшего политику СССР и Сталина, предполагавшего централизацию управления экономикой.
Однако совладать с кризисом США удалось лишь в ходе Второй мировой войны. 8 декабря 1941 г., на сле дующий день после удара японцев по военной базе на Пёрл-Харборе, США вступили в войну на стороне антигитлеровской коалиции. Все проживающие в стране японцы, вне зависимости от гражданства, были брошены в концлагеря. Огромная армия безработных (7 млн чел.) была мобилизована на работу в оборонной промышленности и пополнила вооруженные силы. Было усилено государственное регулирование в экономике, установлен контроль над ценами, загружены простаивавшие производственные мощности в промышленности и сельском хозяйстве, мощное финансирование получили научные учреждения.
В итоге из войны США вышли процветающей державой (экономика выросла в среднем на треть), а прочие страны в той или степени приобрели экономическую зависимость от Америки. Обеспокоенность распространением коммунизма в мировой масштабе вызвало к жизни «доктрину Трумэна» о сдерживании «советской экспансии» и «план Маршалла» о выделении странам Западной Европы около 12 млрд долларов на «экономическое оздоровление».
Беспрецедентная бесчеловечная демонстрация нового американского оружия в Хиросиме 6 августа 1945 г. (140 тыс. жертв только в момент взрыва) во многом имела характер запугивания бывшего союзника — СССР.
В 1949 г. для обеспечения американского военного преимущества в Евразии создается Североатлантический альянс (НАТО). Инспирированные сенатором Дж. Маккарти массовые репрессии по обвинению в приверженности коммунистическим идеям подогревали антисоветские настроения в стране. Началась «охота на ведьм», не уступавшая по масштабам сталинским чисткам.
Холодная война стимулировала американскую экономику, оправдывая огромные военные расходы в мирное время перед американскими налогоплательщиками, а также военное и экономическое присутствие США во многих странах мира — перед населением этих стран. Тем не менее, на открытое военное противостояние СССР Соединенные Штаты идти не решались.
Наибольшего напряжения советско-американские отношения достигли в период правления Н. Хрущева («карибский кризис»). Начало 1970-х гг.
США
отмечено известной разрядкой международной напряженности, был подписан ряд советско-американских соглашений, направленных на ограничение стратегических вооружений. Однако с приходом к власти администрации Р. Рейгана, объявившего СССР «империей зла», США начали активное ассигнование весьма сомнительной в техническом отношении программы «звездных войн» (системы противоракетной обороны космического базирования). Блеф американского руководства возымел эффект: М. Горбачев подписал в 1988 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.