Алкоголизация из медицинской проблемы превратилась в идеологическую. Без решительных мер со стороны государства Россия обречена на депопуляцию, т. е. вымирание. Это проблема всех развитых стран, но именно наш народ, с его обостренным чувством государственности, способен освободиться от этого зла.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ — радикальная консервативная идеология, характеризующаяся острой критикой современного состояния общества в связи с его отклонением от некой исторически изначальной, а стало быть, идеальной социокультурной модели, сохраняемой в корпусе особого знания, как правило, эзотерического.
Рассматривает историю бытия, в т. ч. бытия политического, в оптике противостояния Традиции и Модерна, не сводя себя при этом ни к той, ни к другому.
Согласно философии традиционализма, «порча времени» происходит постоянно. Впрочем, различные авторы-традиционалисты подчас указывают более или менее точное время, когда Модерн восторжествовал над Традицией: окончание Средневе
Трайбализм
Т
ковья (Р. Генон), начало Просвещения (Е. Головин), Собор 1666 г. (А. Дугин), Великая французская революция (де Местр).
Предшественником современного традиционализма нередко считают Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, Д. Кортеса. Их труды характеризуются критикой идеи народа-суверена, апологетикой монархического государственного устройства, католицизма, патриархальности.
Иногда пытаются сблизить с тра диционализмом французский эзотеризм XIX в., прежде всего таких авторов как Фабр д’Оливе (1767–1825) и Сент-Ив д’Альвейдр (1842–1909), писавших о Провидении в истории, а также о синархической модели государственности (совластие Пророка, Жреца и Царя).
Русскими прототрадиционалистами подчас называют совершенно разных мыслителей: Льва Тихомирова, Константина Леонтьева, Елену Блаватскую, Георгия Гурджиева и др. В их трудах заметны радикальные нотки, которые затем будут характерны для немецких консервативных революционеров первой половины XX в. (Шпенглер, Шмитт, Юнгер, ван дер Брук и т. п.), часто сближавшихся с традиционализмом. Основателем современного традиционализма принято считать Рене-Жан-Мари-Жозефа Генона (1883–1951), прошедшего сложный личный религиозный путь от католичества через гностическую церковь и масонерию к мистическому исламу.
|
В трудах Рене Генона Традиция предстает как супрачеловеческий принцип, передающийся человеку (от лат. trado — «передаю») от Божества и транслирующийся затем от одних полномочных представителей Традиции к другим по цепи преемственности. Традиционализм Генона парадоксально объединяет политику и онтологию. При этом сам Генон остается исключительно на позици ях критики современного мира и его проявлений, таких как прогресс, эволюция, эгалитаризм, демократия, а также более частных явлений, известных как рационализм, гуманизм, интуитивизм, рынок и т. д.
Ученик Рене Генона — Юлиус Эвола (1898–1974) напротив, настаивал на необходимости не только констатации «кризиса современного мира», но и «восстания против современного мира». В этом он был сходен с консервативными революционерами. Неслучайно, что он сблизился с итальянскими фашистами (впрочем, оказался ими не понят, отвергнут и даже написал критическую книгу «Фашизм с точки зрения правых»).
В академической науке ярчайшим представителем школы традиционализма является выходец из Румынии Мирча Элиаде (1907–1986). Элиаде легитимировал традиционализм в глазах научной общественности, придав ему академический статус. Именно Элиаде считается основоположником современной истории религии. Дружил с Корнелиу Кодряну, основателем «Железной Гвардии», из-за чего подвергался либеральным репрессиям.
|
К представителям академического традиционализма можно также причислить Матжиои, А. Кумарасвами, А. Корбена, Ф. Шюона и т. п.
Последователи научного генонизма, такие как Жан Бьес (православный), Клаудио Мутти (исламист), Ален де Бенуа (неоязычник), под влиянием эволаизма политизировали традиционализм, приведя его к наиболее радикальным формам.
В СССР генонизм распространился в 1970-е гг., благодаря философам и переводчикам Ю. Стефанову и Е. Головину, в эзотерическо-философском кружке «Южинского переулка» (помимо названных — Ю. Мамлеев и А. Дугин). В лице А. Дугина, руководителя Международного евразийского движения, традиционализм был введен в контекст других идеологических течений, таких как консервативная революция, национал-большевизм (см. Нацболы), новая правая, новая левая идео логии, постмодернизм, постструктурализм.
Сегодня в России выходит 3 традиционалистских альманаха: «Элементы», «Бронзовый Век» и «Волшебная Гора», пропагандирующих идеи Генона — Эволы — Элиаде.
Молодые последователи генонизма в России (В. Карпец, О. Фомин, А. Малер, Р. Багдасаров) продолжают развивать идею традиционализма, истолковывая ее в самых различных ключах: от цезаро-папистского этатизма до православной теократии.
|
ТРАЙБАЛИЗМ (от англ. tribe — племя) — культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность.
Подобный уклад жизни характерен для первобытного строя. В большинстве развитых стран родовой строй давно трансформировался в более совершенные формы. Однако клановая структура общества все еще свойственна народам ряда стран Африки, Азии, Океании и некоторых других регионов.
Родовые кланы как важные социальные институты встречаются ив Европе — особенно в Италии, в Испании, в кавказском регионе России, в регионах Сибири.
Функция этих образований в основном заключается в организации контроля и распределения благ среди своих членов, а также в защите внутриклановых интересов от внешнего вмешательства. В этом смысле кланы, роды, тейпы, улусы и т. п. служат инструментом объединения людей в пределах родового сообщества. Однако в масштабах нации или государства кланы играют деструктивную, разделяющую роль. Характерно, что английское слово tribe — племя, происходит от лат. tribuo — разделять.
Трайбализм традиционно негативно оценивался политиками и государственными деятелями всех политических взглядов. Если какой-либо народ живет на территории данного государства, он должен соблюдать законы этого государства, стремиться к благу этого государства, а не ставить племенные интересы выше государственных.
Среди представителей народов, чей жизненный уклад основан на племенной обособленности, есть немало теоретиков, отстаивающих преимущества трайбализма перед эта
Трайбализм
Т
тизмом и объявляющих войну принципу государственности. По словам одного из идеологов «свободной Ичкерии» Хож-Ахмеда Нухаева, «только возрождение кровнородственных ячеек общества во всей их структурной завершенности устраняет не просто извечный в государствах антагонизм между личностью и социумом, но и само государство».
Большинство прогрессивных общественных деятелей, в т. ч. в странах, где родоплеменные отношения традиционно сильны, выступают против трайбализма, считая его источником социального неравенства, коррупции и гражданских конфликтов. Что не мешает этому явлению в несколько трансформированном виде набирать силу в ряде развитых странах.
Одним из предтеч неотрайбализма иногда считают канадского социолога М. Маклюэна (1911–1980), утверждавшего, что современные коммуникации превратили наш мир в глобальную деревню, где достаточно нескольких секунд, чтобы вступить в информационный контакт с теми, кто живет на другой стороне земли, и возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возродит родоплеменную общность. Фактически это размывает государственные границы, а вместе с ними и авторитет государства.
Идейные корни неотрайбализма кроются в классическом анархизме. Неотрайбалисты пророчат скорое отмирание государства как устаревшего института и торжество локальных сетевых сообществ. Авторы бестселлера «Нетократия» А. Бард и Я. Зодерквист пишут: «Национальное государство… не пользуется доверием в информационном обществе, в котором общение строится вокруг племенной общности и субкультур, основанных на совершенно других принципах… В таком обществе вряд ли кому-то придет в голову умереть за свою страну. Государственные границы, а вместе с ними и их физические защитники — военные организации — исчезают. В виртуальном мире устанавливаются новые границы между социальными группами».
Неотрайбалисты считают, что процесс глобализации и распространения интернета послужит образованию все большего числа субкультур, «племен» с более узкой идентичностью и лояльностью. Люди будут вступать в объединения вне зависимости от государственных границ, самоорганизуясь в сообщества, игнорирующие геополитические реалии. Объединительным принципом такого рода сообществ может быть что угодно — от увлечения компьютерными играми до принадлежности к определенной секте или маргинальному политическому движению.
Расширению движения неотрайбализма способствует духовный кризис и эрозия традиционных ценностей, свойственные современному обществу потребления и многократно усиленные глобальными интеграци онными процессами.
Идеалистический по сути характер идей неотрайбализма рождает резонный скепсис в отношении предлагаемых им путей дальнейшего развития человечества. Однако недооценка неотрайбализма как новой силы может привести к печальным последствиям: хорошо известно, что самые радикальные террористические организации существовали и существуют на основе идеалистических идей и гуманистического мировоззрения.
Украина
У
У
УКРАИНА (Украинская Респуб лика) — государство в Восточной Европе, занимает территорию бывшей Украинской Советской социалистической республики. Столица — г. Киев.
Площадь — 603,7 тыс. кв. км. Население — 45,7 млн чел. (2009).
Этнические группы: украинцы (77,8%), русские (17,3%), белорусы (0,6%), крымские татары (0,5%), молдаване (0,5%), болгары (0,4%), венгры (0,3%), румыны (0,3%), поляки (0,3%), евреи (0,2%) и др. В сельской местности доля украинцев достигает 80–90%, в городах снижается до 50–60%. Доля русских в городах, напротив, возрастает.
Украина — унитарная парламентско-президентская республика. Высший законодательный орган — Верховная Рада Украины.
Президент — Виктор Ющенко (с 23 января 2005 г.). Премьер-министр — Юлия Тимошенко (с 18 декабря 2007 г.).
Украина обладает значительным экономическим потенциалом, сформированным за годы Советской власти. ВВП Украины (2008) — 33,7 млрд долларов (35-й в мире), на душу населения — 6900 долларов (127-й в мире).
Основные языки — украинский и русский.
Большинство украинского населения городов, особенно востока и юга, говорит на русском языке. Основные религии — православие, католицизм (доминирует в Галиции — Львовской, Тернопольской, Ивано Франковской обл.), протестантизм, иудаизм, ислам (в основном, среди крымских татар).
Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян.
Территорию современной Украи ны с первого тысячелетия до н. э. населяли поочередно киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны и др.
кочевники. В VII–III вв. до н. э. в нескольких причерноморских полисах жили древние греки-колонисты. В VI в. северную часть территории нынешней Украины заселили вытесненные кочевниками с Дуная племена славян. В 882 г. их племенные княжества были объединены под властью династии Рюриковичей. Позже возникло монархическое государство со столицей в Киеве (см. Древняя Русь).
Идеологи «украинской самостийности» настаивают, что Украина является историческим преемником Киевской Руси, а представители украинской нации — прямыми потомками и духовными наследниками славянских племен — полян, радимичей, ильменских словен. Исторические факты, однако, свидетельствуют: процесс формирования украинского субэтноса русского народа начинается не ранее XV в.
Южные русские земли, называемые по традиции, пришедшей из Византии, Малой Русью, или Малороссией, тогда не представляли собой единого целого, а были частью других государств — сначала Великого княжества Литовского (ЛитовскоРусского княжества) и Польши, а затем Речи Посполитой, Австро-Венгерской империи. Значительная часть нынешней территории Украины (т. н. Новороссия — Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская обл., Крым) вообще никогда не входила в состав южных русских княжеств и стала частью Российской империи лишь в XVIII в. после успешных войн Екатерины II с Османской империей и Крымским ханством.
После распада Древней Руси, междоусобицы и опустошительного набега Батыя южные и западные русские земли попали в зависимость от западных соседей. Относительную независимость сохраняло только Галицко-Волынское княжество, достигшее пика могущества во время правления Даниила Романовича (1201–1264). Но после его смерти государство стало легкой добычей за падных соседей.
Усилившаяся Литва, которую до этого Даниилу удавалось побеждать, к середине XIV в. захватила Волынь, а Польша — Галич. Еще ранее в состав Литвы вошли другие западные русские земли — Полоцкая, Витебская, отчасти Смоленская. Князь Гедимин и его преемники Ольгерд и Витовт создали сильное государство, значительно расширив свои владения за счет русских земель. Они составляли три четверти территории Великого княжества Литовского, которое было населено в основном русскими.
Русский язык был государственным, многие удельные князья охотно шли на службу к литовцам — те, язычники, терпимо относились к православным.
Судьба Литовско-Русского княжества, которое объединило практически всю территорию бывшей Древней Руси (за исключением северовостока, Новгорода и Пскова) и в период наивысшего могущества простиралось от Балтийского моря до Черного, радикально изменилась после династической унии в результате брака князя Ягайло с польской королевой Ядвигой (1386), когда на литовские и русские земли стали проникать польская шляхта и папское духовенство.
Начался переход в католичество русской и литовской знати: это давало немалые преимущества как на территории княжества, так и на землях Короны. А когда в 1569 г. в Люблине на сейме была заключена «вечная уния», объединившая Польшу и Литву в единое государство — Речь Посполитую, процесс полонизации русских земель пошел быстрыми темпами.
Южная часть Литовского княжества — Волынь, Подолье, Киевщина — были включены в состав Польского королевства. Важным условием Люблинского сейма была и уния церковная, вылившаяся на практике в создание для русского православного населения невыносимых условий. Те из высших иерархов Киевской метрополии, кто был поддержан польскими властями и имел от этого
Украина
немало преференций, открыто призывали к унии с католической церковью, означавшей на практике ликвидацию православия. Те, кто исповедовал его, лишались всех прав, объявлялись «хлопами».
Обилие незанятых территорий на Малой Руси привлекало шляхту, которая, переселяя туда своих крепостных, пыталась обратить в это сословие вольных хлебопашцев и охотников, издавна заселявших эти края. Многие из них, не желая быть «хлопами» у шляхты, пополняли ряды казаков, уходили в недоступную для королевской власти охлократическую «казачью республику» — располагавшуюся за порогами нижнего течения Днепра Запорожскую Сечь. Польские короли пытались брать их на службу, создали полки реестровых казаков, которые несли государственную службу по охране границ от татарских набегов. Такие казаки имели привилегированное положение, получали землю, освобождались от зависимости от панов и судились по законам казачьего самоуправления. Но их было немного, и нередко польское руководство число их уменьшало, что провоцировало казачью аристократию на выступления против власти.
Примечательно, что польский топоним «Украина» относился в XVII в. именно к области поселения запорожских казаков, расположенной у края польских владений. В дальнейшем это понятие стало распространяться на всю Малую Русь. (Кстати, название «Малая» означало «исконная», а не «маленькая»).
Следует учитывать, что этнически казачество представляло собой пестрый конгломерат различных национальных групп. Среди них были не только славяне, но и потомки тюркских народов Дикого Поля — печенегов, берендеев, торков, половцев, татар и бродников, и представители народов Кавказа — армяне, черкесы, ясы и касоги, а также поляки, мадьяры, остатки некогда могущественных хазар.
Вторым элементом будущей «украинской нации» были те самые «хлопы», православные русские крестьяне — и те, что оставались в крепостной зависимости у польской шляхты, и те, что, сбежав в Запорожье от панского ярма, не слились с разбойным и гулящим казачеством, сохранив земледельческий образ жизни. Таких презрительно называли «чернью» не только поляки, но и казаки.
Степень эксплуатации крестьян польскими панами и их наемными управляющими (чаще всего иудеями) была одной из самых жестоких в истории. Во всяком случае, здесь больше оснований говорить о «польском иге», чем о монгольском иге над остальной Русью, которая не теряла самоуправления, религии, культуры и платила достаточно небольшую дань. Князья могли позволить себе нанимать татарских воевод.
В XVI–XVII вв. запорожские казаки совершали набеги на дунайские княжества, поднимали восстания против Польши. Наиболее успешным оказалось восстание, возглавленное в 1648 г. казачьим гетманом Богданом Хмельницким (ок. 1595–1657).
При поддержке крымского хана Исляма III Гирея войску Хмельницкого удалось одержать ряд побед, в итоге установив контроль над значительной частью Малой Руси. Однако эти земли не имели ни собственной промышленности, ни строгой государственной организации, и ее поражение от Польши, одного из сильнейших на ту пору государств Европы, было лишь вопросом времени. Хмельницкий начал переговоры с Московским царством о принятии русского подданства. Это отвечало в большей степени стремлениям народа, который называл себя «русским» и «православным» и был измучен польским гнетом и казацкой анархией.
Москва долгое время не хотела принимать в свой состав малороссийские земли (в 1625 г. в этом было отказано, например, Киевскому митрополиту Иову Борецкому, не с первого раза получил согласие и Хмельницкий): тем самым и без того ослабленная Смутой и внутренними проблемами страна обрекала себя на новую войну с Польшей.
8 января 1654 г. была созвана Переяславская Рада, просившая о принятии Войска Запорожского под протекторат России, малороссийский народ и казачество присягнули своему новому суверену — царю Московскому.
Возвращение Малой Руси в лоно общерусского государства, спасшее украинцев от окончательной ассимиляции и исчезновения с исторической арены, привело к русско-польской войне (1654–67).
6 сентября 1658 г., уже после смерти Б. Хмельницкого, гетман И. Выговский заключил Гадяцкий договор с Речью Посполитой о возвращении в ее подданство. Примечательно, что в тексте договора были такие слова: «Мы, послы русской нации, от имени ее присягаем…». Ни Выговский, ни другие гетманы не называли себя украинцами или малороссами, все видели себя частью русского народа. Многие казаки, однако, остались верны Москве, и, выбрав себе нового гетмана Беспалого, начали войну с Выговским.
Для войны с Россией Выговский и его преемники активно использовали крымских татар, которые составляли основную часть войска (например, в битве под Конотопом, которая сегодня во всех украинских учебниках прославляется как великая победа «украинцев» над русскими, участвовало 40 тыс. конных татар и только 20 тыс. поляков и казаков). Расплачивались же с татарами — ясырем, т. е. рабами, простыми «украинскими» крестьянами. Бывали годы, когда татары уводили в плен до 200 тыс. чел. Примечательно, что когда Выговский потерял популярность среди казаков, поляки его же обвинили в измене и расстреляли.
Сын Б. Хмельницкого — Юрий, многократно переприсягал и русскому и польскому государю. Гетман Дорошенко, для борьбы с гетманом Брюховецким активно привлекавший татар, в 1669 г. вообще от имени всех казаков присягнул турецкому султану, который объявил всю Малую Россию своею. Таким образом,
Украина
У
«украинские» вожди продали свою страну трижды: России, Польше и Турции.
Впав в немилость к султану из-за постоянных сношений с поляками и боясь казни, Дорошенко получил политическое убежище в… России. Турецкая претензия на украинские земли заставила Польшу искать мира с Россией. По Андрусевскому перемирию 1667 г. и Вечному миру 1686 г. территория Малой России была разделена между Московским царством и Речью Посполитой, однако гетманские измены, переходы казаков на польскую сторону продолжались на протяжении всего XVII и начала XVIII вв.
В свою очередь, московское правительство шло на уступки гетманам и казачьей аристократии, узурпировавших власть и установивших крепостное закабаление малороссийских крестьян. Оно фактически устранилось от управления этими землями, разрешило оставлять в гетманской казне все доходы с городов и сел Малороссии, за счет чего новоявленные украинские помещики стремительно богатели.
Многие российские государственные деятели высказывались за лишение Украины русского подданства, что, впрочем, не находило поддержки у глубоко религиозного царя Алексея Михайловича (г. ц. 1645–1676), не желавшего отдавать православный народ под власть католиков или мусульман.
В ходе Северной войны (1700–21) гетман Иван Мазепа (1639–1709), в лучших предательских традициях прежних гетманов, встал на сторону врага России — Швеции, однако вместе со шведами потерпел поражение в Полтавской битве (1709). Флаг Швеции стал сегодня флагом Украины, а неудачнику и предателю Мазепе новые власти возводят памятники, увековечивают его на банкнотах.
Институт гетманства был упразднен в 1764 г. Екатериной II (г. ц. 1763–96), позднее также ликвидировавшей Запорожскую Сечь (1775). В глазах «украинизаторов» это страшное преступление, однако они забывают, что в течение почти 500 лет Крымское ханство угоняло в полон жителей поднепровья — работорговля была единственным источником существования этого ханства. И именно благодаря Екатерине (и крови сотен десятков русских людей), а не благодаря Сечи, эта опасность исчезла.
Люди не хотели селиться в поднепровье и приазовье, это место было «диким полем», которое заново пришлось заселять мужиками из орловских и курских деревень. Жители Новороссии (так стала теперь называться эта местность), а тем более Крыма, всегда говорили по-русски, однако их сегодня обвиняют в том, что они забыли «родную мову».
В результате русско-турецких войн было сокрушено Крымское ханство, на присоединенных к России землях Новороссии основываются русские поселения — Запорожье (1770), Днепропетровск (1776), Херсон и Мариуполь (1778), Севастополь (1783), Симферополь и Мелитополь (1784), Николаев (1789), Одесса (1794), Луганск (1795). В ходе разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. украинские земли западнее Днепра были поделены между Россией и Австрией: Галиция отошла к Габсбургам, а Правобережная Украина — к Российской империи.
В начале XIX в. император Александр I (г. ц. 1801–25) просто отдал эти земли в безраздельное владение шляхте (к 1850 г. около 5000 польских землевладельцев владели 90% земли Правобережья). Это повлекло за собой дальнейшую полонизацию западной части Украины и негативно отразилось на ее культурной самобытности.
XIX в. ознаменовался ростом малороссийского сепаратизма, инспирированного польской шляхтой. Украинский национализм исходил из тезиса о коренном отличии украинцев от русских, в то время как сами малороссы считали себя частью русского народа, хотя и осознавали свои этнографические особенности как субэтноса (вроде донских и кубанских казаков, или поморов).
Усилиями поляков внедрялся сам термин «Украина» вместо распространенного «Малая Россия», указывающего на генетическое родство народов Великой и Малой Руси. Попытки «украинизировать» малороссов на протяжении всего XIX в. были безуспешными. Украинский язык, а точнее, русско-польский диалект, оставался естественным наречием, на котором общались малороссы, языком же межнационального общения, религиозных отправлений, языком «образованных людей» был русский.
Трагично сложилась судьба русских, которые остались за пределами Малороссии — на землях Галиции, Волыни, Буковины. Превратившись в подданных Польши, а с конца XVIII в. — Австро-Венгерской империи, они практически полностью утратили связь с собратьями с Левобережной Украины.
Процессы полонизации и мадьяризации коснулись, в первую очередь, социальной верхушки Галиции и Закарпатья, принявшей из карьерных соображений униатство или католицизм и со временем переставшей осознавать себя частью русского мира.
Широкие народные массы, упорно державшиеся православной веры, жестоко угнетались, лишались прав, насильно склонялось к принятию униатства.
В XIX в. русские провинции Австро-Венгрии охватила волна русского национального подъема, возвращения к православию, общерусским языку и культуре, все чаще озвучивалось требование объединения всех славян под крылом русской монархии. Во избежание развития сепаратистских тенденций среди русского населения Галиции началась активная пропаганда идеи особой, отличной от русских, нации — украинцев, к которой якобы принадлежат и галичане.
В противовес русофильским «объединителям» была создана поддерживаемая австрийской верхушкой и униатским духовенством «народная партия», выступавшая за объединение Галиции и Малороссии в составе Австро-Венгерской империи
Украина
У
и сеявшая крайне русофобские настроения среди русского населения края, которое никогда не находилось под владычеством Москвы, а следовательно, не могло иметь к ней претензий.
Ненависть к «москалям» нагнеталась на пустом месте. Активная пропаганда возымела действие — именно выходцы из Галиции стали впоследствии наиболее яростными приверженцами основанной на русофобии идеи «украинской самостийности». К концу XIX в. даже во Львове «украинцами» себя называли несколько сотен человек, в основном продавшаяся австро-венграм и полякам «интеллигенция».
Ситуация круто изменилась в период Первой мировой войны. Русские стали рассматриваться как нелояльные австрийской монархии. Их сгоняли в первые концентрационные лагеря в истории — Терезин и Телергоф, от голода и болезней погибли сотни тысяч человек. По всей Галиции австрийцы и их прислужники, переменившие свое национальное название «украинцы», стали преследовать и убивать тех, кто называл себя русским.
Это принесло плоды: испуганное население стало называть себя «украинцами». Но, что удивительно, даже в 1936 г. при польской переписи населения Галиции русскими продолжали себя называть 1 млн 196 тыс. чел., а украинцами 1 млн 675 тыс. чел. Большая часть этих новых «украинцев» просто боялась назваться настоящим русским именем и отвечала так, как хочет власть.
«Украинизация» Малороссии начиналась пропагандистской и литературной деятельностью еще в XIX в., но по-настоящему массовый размах она приобрела в начале XX в., происходя на фоне бурных событий, сотрясавших Российскую империю в ходе Февральской и Октябрьской революций.
Сторонников «украинизации» среди малороссийской интеллигенции было немного, но именно их идеи оказались востребованными, когда в империи наступило безвластие.
Временное правительство поддержало создание в Малороссии националистической Центральной Рады, которая на первых порах выступала за предоставление Украине статуса территориальной автономии в составе России. Главой Центральной Рады был избран историк-фальсификатор М. Грушевский (1866–1934).
Утрата Временным правительством контроля над территорией страны привела к тому, что Центральная Рада из националистической организации превратилась в орган государственной власти на территории малороссийских губерний бывшей империи. 7 (20) ноября 1917 г., уже после Октябрьской революции, Центральная Рада провозгласила Украинскую Народную Республику в составе России, а 12 (25) января 1918 г. — независимость УНР.
Однако позиция Рады разделялась на Украине далеко не всеми. 11 (24) декабря 1917 г. в Харькове собрался I Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший Советскую власть на Украине и объявивший ее республикой Советов рабочих, солдатских и селянских депутатов. «Центральная Рада, — говорилось в резолюции съезда, — в настоящем составе не может быть признана правительством рабочих и беднейших крестьян Украины». 16 декабря 1917 г. Совнарком Российской Республики признал правительство Украинской Народной Республики Советов. К февралю 1918 г. были провозглашены также советские республики в Донецко-Криворожье, Одессе, Крыму. 17–19 марта все они объединились в Украинскую Советскую Республику в составе РСФСР со столицей в Харькове и революционным правительством, не признающим Центральную Раду.
В ответ 18 февраля 1918 г. правительство УНР подписало военную конвенцию с Германией и АвстроВенгрией, предусматривающую оккупацию Украины австро-германскими войсками. Ситуацию усугубил Брестский мир (3 марта 1918 г., денонсирован 13 ноября 1918 г.), результатом которого стало отторжение от исторической России ряда ее территорий, включая Малороссию. К апрелю 1918 г. УНР перестала существовать.