Отмена смертной казни была провозглашена только после Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. Лишь после смерти И. Сталина смертная казнь была введена за умышленное убийство (указ от 30 апреля 1954 г.).
В эпоху правления Н. Хрущева уголовное законодательство неуклонно расширяло круг деяний, за которые предусматривалась высшая мера: в 1961 г. — за хищения в особо крупных размерах, спекуляцию валютой, дезорганизацию работы исправительно-трудовых учреждений; в 1962 г. — за посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, за изнасилование и за получение взятки и т. д.
16 мая 1996 г. Б. Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». В соответствии с этим указом с августа 1996 г. в стране не приводятся в исполнение приговоры к смертной казни. 2 февраля 1999 г. Конституционный суд России вынес решение, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.
Смертная казнь отменена в 67 странах мира. Отменена де-факто (т. е. существует юридически, но практически не применяется) еще в 23 странах. В США после отмены в 1976 г. моратория на смертную казнь преступник может быть умерщвлен согласно законодательству 38 штатов.
Почему же казнь до сих пор широко применяется в стране, которая считает себя оплотом демократии во всем мире? И даже Европа через ПАСЕ предупредила США, что те, вместе с Японией, могут лишиться статуса наблюдателей, если не отменят у себя смертную казнь.
Проблема заключается в несоответствии той модели идеального общественного государства, которую США до сих пор навязывает миру, и реальной практикой устройства собственной жизни. Принципы эти сформированы были эмигрировавшими в Америку в XVII в. пуританами, которые ни в грош не ставили человеческую жизнь, уповая на божественное предопределение, которое дарует счастье при жизни и после смерти людям удачливым и, соответственно, богатым. Отсюда и вытекает главный принцип: устранять тех, кто этому мешает и не соответствует.
|
СМИ С
Процесс против несчастных, скорее всего, психически не вполне здоровых женщин в американском городке Сэйлем конца XVII в., обвиненных в колдовстве и сожженных на костре, и сгоревшие в пламени американских бомбардировок Югославия и Ирак — следствие одного и того же «правового» подхода американцев к устроению мирового порядка на свой лад, где смертная казнь является непременным атрибутом «кровной мести» за неприятие ветхозаветных норм, которые до сих пор определяют политику Вашингтона в отношении собственных граждан и всего мира. Отсюда и та приводящая в ужас весь цивилизованный мир жестокость, с какой американцы приводят в исполнение смертные приговоры в своей стране и в других странах, включая бандитски захваченный американцами Ирак.
В наши дни в России идет широкая дискуссия о возможности отмены ныне действующего моратория на смертную казнь. После многочисленных терактов на территории России, жертвы которых исчисляются уже тысячами, эта идея находит мощную поддержку у обывателей. Сторонники сохранения смертной казни в России приводят в свою пользу и другие аргументы. Со времени введения моратория на применение казни в 1996 г. в стране на 40% вырос уровень преступности, а по отдельным видам число преступлений выросло даже в 600 раз. За эти годы от рук убийц пострадало почти 300 тыс. чел., в то время как за 9 лет войны в Афганистане потери советской армии составили 14 тыс. чел. Ежегодный прирост числа детей и подростков, потребляющих наркотики, составляет 120%. На данный момент в России насчитывается от 2,5 до 5 млн наркоманов. Смертность от употребления наркотиков среди подростков возросла за последние годы в 42 раза.
|
В то же время в Сингапуре, Индонезии, Узбекистане, где законодательство предусматривает смертную казнь для драгдиллеров, наркомафия практически отсутствует.
В свою очередь, противники смертной казни приводят, в частности, такой довод: пока осужденный жив, у него есть право доказать, что он невиновен, если наказан за то, чего не совершал. Даже в США, где между назначением и исполнением казни может пройти и 5, и 10 лет, процент судебных ошибок, по разным данным, составляет от 5 до 15.
СМИ (средства массовой информации, mass media) — в совокупности газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания и т. п.
Сущностные особенности СМИ — обращенность к массовой аудитории, общедоступность, периодичность, ориентация на определенную аудиторию, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое или организационное воздействие на мнение и поведение человека.
Периодичное распространение информации среди населения имело место во всех обществах (от наскальных надписей и глиняных табличек древних шумеров до глашатаев, зачитывающих указы царствующих особ). Однако в современном понимании СМИ возникли лишь в конце XVI — начале XVII вв., с расширением торговых и культурных контактов между европейскими странами, которые потребовали создания новой системы обмена информацией.
|
Прообразы газеты, avvisi, появились в Венеции во второй половине XVI в. Первоначально они были рукописными и отличались невысокой ценой (1 газетта за экз. — название этой мелкой монеты вошло во многие языки мира). Значительный толчок развитию СМИ дало изобретение книгопечатания (1440-е гг., И. Гуттенберг), сделавшего технологически возможным массовое создание сообщений. По мнению крупнейшего теоретика СМИ М. Маклюэна, именно широкое распространение многотиражных печатных изданий, в т. ч. газет, позволило «перебороть сложности древнего феодального и устного общества» и привело к развитию национальных языков и государств и в дальнейшем — к промышленной революции.
Первая печатная газета была выпущена в Страсбурге (Германия) в январе 1609 г. К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Политики быстро оценили возможности печатных СМИ как инструмента систематического воздействия на общественное мнение. Так, кардинал Ришелье в 1624 г. взял под свой контроль популярнейший альманах «Французский Меркурий», а в 1631 г. — вновь созданную газету «La Gazette».
13 января 1703 г. согласно именному указу Петра I вышла первая русская печатная газета — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестностях страны». В конце XVIII в. во Франции родилась концепция СМИ как «четвертой власти», эффективного и относительно независимого канала влияния. Известный французский журналист Камиль Демулен утверждал в те годы: «Сегодня журналисты — общественная власть. Они разоблачают, декретируют, управляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуждая. Каждый день они поднимаются на трибуну… они среди тех, чей голос слышат 83 департамента».
Силу прессы хорошо понимал Наполеон, заявлявший, что «три враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков». Еще в 1807 г. он начал активную борьбу с оппозиционной прессой, а к 1811 г. в Париже остались всего 4 ежедневные газеты.
В XX в. газета приобрела особое значение. Вожди революции прекрасно понимали значение печатного слова. Газета идеально подходила для схематического изложения и публицистических упрощений идей, в которых нуждаются обыватели, очевидны были и ее мобилизационные функции. В. Ленин подчеркивал исключительную роль газеты не только как «коллективного пропагандиста и агитатора», но и как «коллективного организатора» российских революционеров.
В XX в. появились новые СМИ, беспрецедентные по силе воздействия на массы — радио (начало регулярного вещания: 1920 г. в США, 1922 г. в СССР) и телевидение (начало регулярного вещания: 1935 г. в Германии, 1936 г. в Великобритании, 1939 г. в США и СССР). Радио и телевидение, обеспечивая мгновен ность передачи информации, изменили масштабы событийности: реакция на то или иное событие становится мгновенной, возникает состояние всеобщей «включенности».
Согласно М. Маклюэну, сеть современных СМИ становится «единой нервной системой человечества», и возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возрождает родоплеменную общность (см. Трайбализм), способствуя глобализации и превращая мир в «глобальную деревню».
По способу воздействия на восприятие и мышление людей М. Маклюэн разделял СМИ на холодные и горячие. Горячие средства, напр., радио, отличаются высокой степенью определенности, они не предполагают «творческой и участной реакции», дают ровно столько информации, сколько нужно, чтобы разум человека оставался в бездействии, и таким образом выступают орудием мобилизации масс. По утверждению Маклюэна, во многом именно радио были обязаны своим приходом к власти диктаторы первой половины XX в., чего не допустило бы широкое распространение телевидения.
Телевизионный дискурс мозаичен и фрагментарен, он не дает целостной картины происходящего, мешает выработке оценок и суждений. Если радио насыщает массы энергией, то телевидение, как холодное средство сообщения, охлаждает порывы масс, порождает социальную апатию.
С ростом влиятельности СМИ появлялись все новые теории, описывающие их воздействие на общество. Среди них отчетливо выделяются 2 парадигмы.
Первая (назовем ее «демократической») базировалась на постулате, что потребитель — свободный человек, способный критически оценивать подаваемую информацию, формировать на ее основе собственное мнение. А сами СМИ всего лишь независимые ретрансляторы объективных фактов и различных точек зрения.
Вторая («тоталитарная») парадигма утверждала прямо противоположное. СМИ никогда не бывают независимы. Все факты они излагают тенденциозно, навязывая определенную позицию либо своих хозяев, либо тех или иных политических сил. Потребители же напрочь лишены критической оценки и впитывают все, что говорят им СМИ.
Обе эти парадигмы не выдержали испытания ни логикой, ни историческим опытом. В 1972 г. Максвелл Маккомбс и Дональд Шоу выдвинули теорию «повестки дня» (agenda-setting theory), в соответствии с которой СМИ определяют не как нам следует думать, а очем нам следует думать. Из всей совокупности событий и проблем СМИ выбирают лишь некоторые — те, что в данный момент будут рассматриваться как самые важные. Эти темы попадают в повестку дня. В свою очередь, потребители как свободные люди самостоятельно формируют свое мнение и отношение, но именно к тем темам, фактам и событиям, которые вошли в повестку дня. Одним словом, «да» или «нет» говорит зритель/слушатель/читатель, но вопрос навязывают СМИ.
Здесь открывается огромный простор для манипуляций. Например, если бы в 1996 г. во время президентских выборов на повестке дня стояли вопросы «Вы за войну в Чечне или против?», «Вы против задержек зарплат и пенсий или нет?», то победил бы Зюганов. Тогда это были актуальные проблемы. Но повестку дня переформулировали по-другому: «Вы за прошлое или за будущее?». Из СМИ исчезли все репортажи о Чечне, в т. ч. позитивные. Исчезли репортажи о зарплатах и пенсиях, даже в тех случаях, когда власти могли похвастаться успехами. Зато стал нагнетаться антисоветский пафос, а сторонников Ельцина интриговали возможным светлым будущим.
Сами журналисты гораздо профессиональнее, чем обыватели, подходят к оценке эффективности своей деятельности. Главное — не положительность или отрицательность публикаций, а то, какой теме они посвящены, какую тему выталкивают в повестку дня. Только от количества упоминаний зависит, удалось ли той или иной теме попасть в повестку дня. Если такое попадание состоялось, заинтересованные потребители сами вступят в полемику между собой и раскрутят тему еще дальше, а кто-то стоящий за кадром извлечет из этого выгоду.
Доходит до абсурда. Например, на протяжении нескольких лет в СМИ практически не появлялось положительных отзывов о творчестве лжеисториков А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского. Но количество негативных откликов было столь велико, что их творчество попало-таки в повестку дня, и общество оказалось перед дилеммой — верить или не верить. Чтобы сформировать свое мнение, люди стали покупать их книги. Разумеется, ознакомившись с содержанием «исследований», публика разочаровалась, и поток негативных отзывов возрос многократно. Это еще больше способствовало общественному резонансу и опять увеличило объем продаж.
В 1990-х гг. получил распространение новый вид масс-медиа, развивающийся в сети интернет (онлайновые СМИ, в т. ч. интернет-телевидение и радио, сетевые представительства «бумажных» и эфирных СМИ, блоги и т. д.), создавшие реальную конкуренцию традиционным средствам массовой информации. Одновременно развиваются службы медиа-контента, распространяемого через мобильную телефонию.
Многие специалисты прогнозируют, что экспоненциально растущие сетевые и мобильные масс-медиа уже в ближайшие время могут низвергнуть с лидирующих позиций т. н. большие СМИ (например, телевиде
СНГ
ние). Это приведет к росту интерактивности, к сетевому трайбализму, невозможности контролировать СМИ извне какой бы то ни было экономической и политической силой. В свою очередь, и сами СМИ все меньше будут отвечать признакам «четвертой власти», подчинившись объективным законам циркулирования информации и вступая во все большую зависимость от потребителя.
СНГ (Содружество Независимых Государств) — политический союз (межгосударственное объединение) большинства стран, до 1991 г. являвшихся республиками в составе СССР.
Участники СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до августа 2009 г.), Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Туркмения, вышедшая из действительных членов СНГ в августе 2005 г., имеет статус ассоциированного члена-наблюдателя.
В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия. Соглашение об образовании СНГ (известно также как «Беловежское соглашение») было подписано 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули под Брестом (Белоруссия) высшими руководителями России (Б. Ельцин), Белоруссии (С. Шушкевич) и Украины (Л. Кравчук).
«Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины, — говорилось в заявлении руководителей трех стран, — является открытым для присоединения всех государств — членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего соглашения».
В обращении провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик как субъект международного права прекращает свое существование.
21 декабря на встрече в Алма-Ате к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, приняв Декларацию о целях и принципах СНГ, которая констатировала прекращение существования СССР и необходимость урегулирования связанных с этим проблем.
В октябре 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия (14 августа 2008 г. грузинским парламентом было принято единогласное решение о выходе Грузии из организации, 9 октября 2008 г. Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 г.).
22 января 1993 г. принят Устав СНГ, предусматривающий следующие сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ (ст. 4 Устава).
Устав не был ратифицирован Украиной, Туркменией и Молдавией, что формально не позволяет считать их членами Содружества, однако Украина принимала активное участие в СНГ.
Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями (ст. 1 Устава), но, скорее, представляет собой тип «мягкой» конфедерации. По мнению инициаторов его провозглашения, Содружество стало вариантом мирного «развода» бывших республик Советского Союза и предотвратило развитие событий по кровавому «югославскому сценарию».
О намерении войти в СНГ в разные годы заявляли как непризнанные самопровозглашенные республики, так и самостоятельные государства (в 1991, 1992, 1996, 2006 гг. — Абхазия, в 1993 г. — Нагорный Карабах, в 1991–94, 2006 гг. — Приднестровье, в 1992, 1994 гг. — Крым, в фев рале 1995 г. — Республика Сербская Краина в Хорватии, в апреле 1999 г. — Югославия). Однако подобные декларации не имели практического продолжения.
Высшим органом власти СНГ является ежегодная встреча глав странучастниц. Для решения вопросов экономического взаимодействия регулярно созываются встречи глав правительств стран СНГ. Парламентская ассамблея СНГ (штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге) объединяет усилия законодательных органов государств-участников в создании правовых механизмов для экономической и политической интеграции в рамках Содружества. Исполнительный орган СНГ расположен в столице Беларуси Минске, руководителем его является исполнительный секретарь СНГ, назначаемый по согласованию всех участников Содружества (с 2007 г. — Сергей Лебедев).
В рамках СНГ была создана Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), в которую вошли Россия, Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Армения. На некоторое время Узбекистан приостанавливал свое членство в этом военно-политическом союзе, но впоследствии возобновил.
Одним из инструментов экономической интеграции является созданный рядом государств СНГ ЕвразЭС — Евразийский экономический союз. Еще одна структура, созданная в рамках СНГ — Союзное государство Беларуси и России.
16-летний опыт существования Содружества Независимых Государств до сих пор является предметом оживленных дискуссий как в общественном мнении стран-участниц, так и за пределами СНГ.
У государств — участников СНГ до сих пор существуют между собой серьезные территориальные проблемы. Азербайджан настаивает на возвращении незаконно, с его точки зрения, оккупированного Арменией Нагорного Карабаха, у Молдавии остаются серьезные проблемы с Приднестровьем, объявившим о своей самостоятельности.
Совет Федерации
С
То, что у Содружества нет реальных механизмов урегулирования территориальных конфликтов, убеждает противников СНГ в его неэффективности. С другой стороны, именно СНГ стало тем институтом, который смог остановить кровопролитие в Абхазии и Южной Осетии, когда ввел туда миротворческие силы.
Благодаря Содружеству, регулярным контактам руководителей государств, глав правительств, парламентариев, военных в значительной степени удалось сохранить и даже восстановить существовавшие во времена СССР хозяйственные, транспортные связи, согласовать позиции в энергетике, промышленной и сельскохозяйственной политике, в социальной и культурной сферах.
Значительную роль в интеграционных процессах в странах СНГ играют Россия и Казахстан. Именно они стали инициаторами создания Евразийского экономического союза и Евроазиатского банка.
Помимо официальных встреч глав стран СНГ, поочередно проводимых в столицах государств, председательствующих в Содружестве (последняя прошла в 2007 г. в Душанбе), практикуются и неформальные саммиты лидеров республик. 22 февраля 2008 г. по инициативе президента РФ В. Путина такая встреча состоялась в Москве.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В прессе также часто назы вается сенатом, а члены СФ — сенаторами.
Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий: рассмотрение федеральных законов и федеральных конституционных законов, одобренных или принятых Государственной Думой, и принятие решений по ним, а также самостоятельная разработка законопроектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входят по 2 представителя от каждого субъек та Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся отдельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Постоянно действующими органами палаты являются комитеты и постоянные комиссии СФ, которые осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, организуют проведение парламентских слушаний и т. д.
Все сенаторы, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав тех или иных комитетов.
Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 75% от численного состава сенаторов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение 14 дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона сенатом палаты могут создать согласительную комиссию и позже рассмотреть его повторно.
К ведению СФ, кроме того, относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативнокоординационного органа было впервые утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. В состав СФ входили председатель Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), председатели ВС республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России, в т. ч. его верхней палаты — Совета Федерации. Предусматривалось, что в этот орган должны входить по 2 депутата от каждого субъекта Федерации, избранных на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.
Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 г. Было избрано 175 депутатов. Первым Председателем СФ стал В. Шумейко.
СФ первого созыва (выборный) заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Его деятельность показала,
Сорос
С
что он не всегда выполняет отведенную ему авторами Конституции роль «фильтра» законов, принимаемых Государственной Думой, и нередко голосует за преодоление президентского вето.
Сделать Совет Федерации политически более близким исполнительной власти была призвана реформа СФ, проведенная в декабре 1995 г. Согласно новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в СФ входили по должности по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Все члены СФ совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте РФ.
Совет Федерации второго созыва приступил к работе 23 января 1996 г. Его Председателем был избран Е. Строев, глава администрации Орловской обл.
Именно в 1996–2000 гг. состоялось становление СФ в качестве «палаты регионов» — гаранта политической стабильности страны. Однако в силу своего состава СФ не мог работать на профессиональной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии. Для обеспечения осуществления полномочий членов СФ на постоянной основе в 2000 г. была проведена очередная реформа, предложенная Президентом РФ В. Путиным.
Согласно вступившему в силу 8 августа 2000 г. новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», губернаторы и главы законодательной власти заменялись в СФ назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе. При этом одного из них назначает губернатор на срок своих полномочий, а второго — законодательный (представительный) орган региона на срок полномочий этого органа.
Взамен для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.
5 декабря 2001 г. Председателем СФ был избран С. Миронов, представитель от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (переизбирался 29 января 2003 г., 30 марта 2007 г.).
Предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» сенаторов закончилась в январе 2002 г. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
30 января 2002 г. Совет Федерации принял новый Регламент палаты, основанный на трех основных принципах: точном отражении ее конституционных полномочий, сохранении преемственности в работе и создании структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы. В соответствии с новым Регламентом в СФ были созданы 16 комитетов.
СОРОС Джордж (Шорош, Дьёрдь) — президент компании Soros Fund Management LLC, занимающейся инвестициями, советник ряда международных компаний Quantum Group of Funds, международный финансист, авантюрист и политический игрок.
Родился в 1930 г. в г. Будапешт (Венгрия) в еврейской семье. В 1947 г. эмигрировал в Великобританию по фальшивым документам. В 1952 г. окончил Лондонскую шко лу экономики. Во время учебы стал приверженцем воззрений философа К. Поппера об «открытом обществе». В годы учебы подрабатывал разнорабочим.
В 1955 г. Сорос, по его словам, решил «бросить занятия философией и посвятить себя зарабатыванию денег». В 1956 г. перебрался в США, где начал карьеру фондового игрока. В 1969 г. становится руководителем и совладельцем фонда Дабл Игл, переросшего впоследствии в знаменитый Quantum Group. Благодаря спекуляциям и игре на курсах акций и валют во всемирном масштабе заработал огромное состояние, оцениваемое на сегодняшний день в 8,5 млрд долларов (Forbes, 2006).
Свой успех Сорос объясняет умением играть на понижение с помощью созданной им «теории рефлексивности фондовых рынков». За научным названием скрывается банальное убеждение, что решения о покупках и продажах ценных бумаг принимаются человеком не на основе анализа бухгалтерских и экономических показателей фирм, ее текущей рентабельности и проч., а на основе ожиданий цен в будущем. В этой связи торговля на рынке больше похожа не на науку, а на алхимию.
«Аналитики рынка» нужны не для того, чтобы анализировать, а для того, чтобы блефовать, заклинать и манипулировать. Ожидания покупателей можно формировать искусственно — путем информационного воздействия через СМИ, аналитические издания, «мнения экспертов», устройство управляемых кризисов, способных посеять панику или, напротив, ничем не подкрепленный оптимизм среди инвесторов. Эту практику Сорос успешно дополняет использованием инсайдерской информации от высокопоставленных лиц из политических, финансовых и разведывательных кругов крупнейших стран мира, которым он, в свою очередь, оказывает политические и шпионские услуги через разветвленную сеть «благотворительных обществ» НГО и НКО.
Если бы не политическое покровительство, дела Сороса уже давно привлекли бы внимание правоохранительных органов, но он в худшем случае отделывается штрафами и публичными скандалами.