Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 48 глава




Неудовлетворительные итоги приватизации привели к тому, что собственность частных лиц до сих пор является морально нелегитимной в глазах населения, во-вторых, не может стать капиталом, т. е. легальным, белым рыночным механизмом экономического роста (из-за юридической нечистоты сделок затруднены IPO, займы, кредиты, продажа, участие в белых сделках, сотрудничество на международном уровне и проч.).

Кроме того, экономического эффекта, т. е. повышения производительности труда и прибыльности прежде всего у крупных предприятий не наблюдалось (более того, налицо было массовое нарушение экологического, трудового законодательства, тяжелые социальные последствия от хищнического отношения к собственности, вызванного общим ощущением нелегальности и временности пользования у новых «хозяев»).

Сегодня правительство предпринимает попытки восстановить контроль над государственным имуществом в стратегически важных отраслях.

Приднестровье

ПРИДНЕСТРОВЬЕ (Приднестровская Молдавская Республика, ПМР) — непризнанное государство на левом берегу Днестра, образовалось в результате крушения СССР. Столица — г. Тирасполь (основан А. В. Суворовым).

Население порядка 350 тыс. чел. (35% русские, 25% украинцы, 30% молдаване), около 20% имеет российское гражданство.

ПМР имеет развитую экономику, на ее территории находится Молдавская ГЭС, Молдавский металлургический завод, текстильный завод Тиратекс, известная в Европе обувная фабрика «Флоаре», завод Молдавкабель, известный коньячный завод «Квинт» и др.

Благодаря этому уровень жизни в ПМР, даже несмотря на блокаду и непризнанность, вдвое выше, чем в соседней Молдавии. Левый берег Днестра (Приднестровье) определенное время входил в состав Древней Руси, а с XIV в. — Великого Княжества Литовского и Русского, территория которого простиралась от Балтийского моря до Черного.

Южное Приднестровье с 1242 г. являлось частью Золотой Орды, а с конца XV в.— Крымского ханства (вассала Османской Порты). После третьей русско-турецкой войны (1787–1791) по Ясскому мирному договору (9 января 1792 г.) к Российской империи отошли земли между Южным Бугом и Днестром, в т. ч. Приднестровье.

С этой войной связаны славней шие страницы русской истории. Победы Александра Суворова при Фокшанах, Рымнике и Измаиле — золотой фонд мировой военной науки! Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра была заложена крепость Срединная, у стен которой вырос г. Тирасполь (статус города с 1795 г.).

Из-за опустошенности земель правительство поощряло переселение в Приднестровье украинских и русских крестьян. В свою очередь Бессарабия вошла в состав Российской империи в 1812 г. и стала отдельной губернией, т. к. территория Приднестровья была поделена между Херсонской и Подольской губерниями. В декабре 1917 г. Бессарабия вместе с г. Бендеры и правобережной частью Слободзейского района была оккупирована Румынией. Левобережная часть Приднестровья вошла в состав Одесской Советской Республики, а после немецкой оккупации — в состав Украины, с которой в 1922 г. вошла в СССР.

В 1924 г. на территории Приднестровья и части Одесской и Винницкой обл. была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР.

До 1929 г. столицей республики был г. Балта, с 1929 по 1940 гг. ею являлся Тирасполь. В 1940 г. советскому правительству удалось добиться передачи Бессарабии СССР. Возвращенная территория Бессарабии (за исключением Южной Бессарабии, включенной в Одесскую обл., и Северной Бессарабии, которая вместе с Северной Буковиной и районом Герцы образовали Черновицкую обл. УССР) была присоединена к МАССР, созданной на основе Приднестровья, и преобразована в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику со столицей в Кишиневе.

В конце 1980-х гг. на фоне общих центробежных тенденций с СССР элиты Молдавии недвусмысленно продемонстрировали свои стремления к интеграции с Румынией, начали проводить дискриминационную политику по отношению к представителям нетитульной нации.

31 августа 1989 г. вступил в силу принятый Верховным Советом МССР закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», утвердивший государственным языком только молдавский и введший — без учета интересов и гражданских прав немолдавского населения — латинское написание.

23 июня 1990 г. Верховный Совет Молдавии провозгласил суверенитет республики, в ответ на это

2 сентября 1990 г. приднестровские депутаты провозгласили Приднест ровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (ПМССР) как советскую республику в составе СССР.

Все это привело к тому, что уже осенью 1990 г. противостояние между Молдавией и Приднестровьем переросло в вооруженную борьбу, причем первыми столкновение организовали молдаване. Силы молдавского ОПОНа предприняли попытку ликвидации местных органов власти в г. Дубоссары. По информации приднестровской стороны, в вооруженных акциях на стороне Молдавии принимали участие молдавские и румынские националисты с ведома и под руководством кишиневских силовых ведомств.

25 августа 1991 г. Верховный Совет ПМССР принял «Декларацию о независимости ПМССР», а 5 ноября 1991 г., в связи с распадом СССР, ПМССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР).

Свою независимость от Молдавии приднестровцам пришлось отстаивать с оружием в руках. В результате кровавых столкновений в марте — июле 1992 г. погибли около 400 военнослужащих и более 600 мирных жителей Левобережья. Тогда в районах Бендер и Дубоссар шли полномасштабные бои с применением танков и артиллерии. Только жесткая позиция командования 14-й армии, лично командарма А. Лебедя и офицеров российского Генштаба, занявших недвусмысленную позицию, предотвратила дальнейшее развитие вооруженного конфликта.

Поняв, что подавить вооруженным путем стремление приднестровцев к самоопределению не удастся, Кишинев, поддерживаемый Западом, перешел к экономической войне.

Надежда на разрешение ситуации появилась после того, как в 2001 г., используя пророссийские лозунги, к власти в Молдавии пришел коммунист В. Воронин. К 2002 г. Россия и Молдавия сумели достичь взаимопонимания по ряду важнейших проблем, что позволило им успешно развивать экономическое сотрудничест

Примаков

П

во. Это потепление позволило Москве в 2003 г. предложить Кишиневу план мирного урегулирования приднестровской проблемы. Согласно предложенному плану, который называют еще «Планом Козака», отношения между Приднестровьем и Молдавией должны были строиться на федеративной основе, а российские миротворцы должны были находиться в ПМР до 2020 г.

Но в ноябре 2003 г. президент Молдавии В. Воронин после звонка из посольства США отверг это предложение и высказался за усиление роли США и ЕС в процессе урегулирования. Присутствие российских миротворцев в зоне конфликта до 2020 г. не вписывалось в планы Молдавии, которая хочет при помощи сил НАТО аннексировать ПМР.

В феврале 2006 г. молдавская делегация прервала переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, ОБСЕ, Украина, а также наблюдатели от ЕС и США) по урегулированию приднестровского конфликта, а уже 3 марта началась экономическая блокада ПМР.

Кишинев отказывается подписать т. н. «транзитный протокол», который, по условиям меморандума 1997 г., дал бы Приднестровью право на ведение самостоятельной экономической деятельности. К блокаде Приднестровья присоединилась и Украина, как и Молдавия стремящаяся в НАТО. В ответ Россия, обеспокоенная судьбой приднестровского населения, отправила в непризнанную республику груз с гуманитарной помощью.

В июне 2006 г. в Вашингтоне был представлен научный доклад «Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с международным законодательством». Его подготовила группа зарубежных экспертов — ученых из университетов Оксфорда, Стэнфорда, Гарварда, Кембриджа, а также участников дейтонских соглашений по разделу Югославии. Эксперты утверждают: «Юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР Молдавская ССР распалась на два государства-преемника: Молдову и Приднестровье, и что сегодняшняя граница между ними соответствует полностью традиционной исторической границе, разделяющей их с раннего средневековья. Во время выхода Молдовы из состава Молдавской ССР, Приднестровье уже отделилось и управляло своей территорией независимо от Кишинева».

Привыкшие мыслить иными, нежели политики, категориями, ученые делают вывод: у Республики Молдова нет оснований претендовать на территорию левобережья Днестра.

17 сентября 2006 г. в Приднестровской Молдавской Республике прошел общенародный референдум по вопросам взаимоотношений Приднестровья с Россией и Молдавией. В нем приняли участие 78,6% граждан ПМР, имевших право голоса. 97% из них высказались за независимость Приднестровской Молдавской Республики и ее последующее свободное присоединение к Российской Федерации. Против интеграции с РФ проголосовали лишь 2,3% избирателей. За отказ от курса на независимость ПМР и последующее вхождение республики в состав Молдавии высказались только 3,4% участников референдума, против такой интеграции — 94,6%.

США, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ и Молдова объявили референдум нелегитимным. Не признала его и Украина. И это неудивительно. Приднестровье прошло очередной тест на государственную состоятельность, заодно продемонстрировав преобладание пророссийских настроений в республике. Именно это и было причиной острого неприятия итогов выборов со стороны тех сил, которым крайне невыгодно укрепление позиций России на «европейской окраине».

В декабре 2006 г. президентом ПМР в очередной раз был избран И. Смирнов.

Ситуация с признанием рядом стран самопровозглашенного государства Косово придала жителям Приднестровья надежду на то, что в ближайшем времени может быть решен и вопрос о признании независимости ПМР, имеющей на это гораздо больше прав. Однако руководствуемые политикой двойных стандартов Евросоюз, ОБСЕ и НАТО даже не рассматривают возможность признания суверенитета Приднестровской Молдавской Республики.

ПРИМАКОВ Евгений Максимович — советский, российский политический и государственный деятель, президент Торгово-промышленной палаты России, доктор экономических наук, академик РАН, в 1992–98 гг. — Председатель Правительства РФ. Один из самых вли ятельных политиков России последних 15 лет.

Родился в 29 октября 1929 г. в Киеве, но детство и юность прошли в Тбилиси.

В 1953 г. окончил Московский институт востоковедения (специальность «арабистика»), в 1956 г. — аспирантуру экономического факультета МГУ.

В 1956–62 гг. работал в Гостелерадио СССР корреспондентом, затем ответственным редактором, зам. гл. редактора, гл. редактором Главного управления радиовещания на зарубежные страны. С сентября по декабрь 1962 г. — старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений. В 1962–70 гг. работал в газете «Правда» — литературным сотрудником, обозревателем. С 1966 по 1970 гг. — собственный корреспондент газеты «Правда» на Ближнем Востоке.

С 30 декабря 1970 до 1977 г. — зам. директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР, с 1979 г. одновременно профессор Дипломатической академии. В 1977–85 гг. — директор Института востоковедения АН СССР. В 1985–89 гг. — директор ИМЭМО АН СССР.

С этого времени начинается этап политической карьеры Е. Примакова. Еще в период работы в ИМЭМО в 1986 г. он становится кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1989 г. входит

Провокация

П

в Центральный Комитет, в том же году избирается кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Став народным депутатом СССР, в 1989 г. Примаков возглавляет одну из палат союзного парламента — Совет Союза, является членом Президентского Совета и Совета безопасности СССР.

Во время событий 19–21 августа 1991 г. выступил против ГКЧП и вместе с А. Руцким вывозил М. С. Горбачева из «форосского заточения». Осенью 1991 г. Примаков переходит на работу в спецслужбы и возглавляет сначала Центральную службу разведки СССР, а после распада Союза — Службу внешней разведки России. В 1996 г. назначен Министром иностранных дел РФ.

Решительная позиция Е. Примакова в отстаивании интересов России на международной арене, что выразилось в отказе от предательского курса бывшего главы внешнеполитического ведомства А. Козырева, снискали ему заслуженный авторитет в обществе, превратили его в фигуру общенационального масштаба.

11 сентября 1998 г., в сложный для страны период дефолта, после отставки С. Кириенко Примаков становится главой Правительства РФ. Он продолжает активно отстаивать курс на поддержку Россией своих союзников и решительно выступает против гегемонии США. Когда 24 мая 1999 г., направляясь в Штаты с официальным визитом, уже над Атлантикой Примаков узнал о начале варварских бомбардировок Югославии, в знак протеста он отменил визит, отдал распоряжение развернуть самолет и вернулся в Россию.

После отставки с поста премьер-министра 12 мая 1999 г. Примаков продолжал активно заниматься политической деятельностью. После избрания в конце 1999 г. депутатом Государственной Думы возглавил фракцию «Отечество — Вся Россия». Позднее ОВР вместе с «Единством» образовало партию «Единая Россия », которая в настоящее время является правящей.

С декабря 2001 г. Примаков руко водит Торгово-промышленной палатой России.

Активное участие в политической жизни страны и государственная деятельность не помешали Е. Примакову продолжать плодотворно заниматься наукой. Работы, написанные им еще в 1950–80-е гг., уже стали классикой отечественного востоковедения. Деятельность Е. Примакова отмечена множеством отечественных и зарубежных государственных и ведомственных наград.

ПРОВОКАЦИЯ (от лат. provocatio — вызов) — действие, направленное на вызов прогнозируемой реакции.

Провокация отличается от призыва или побуждения тем, что не содержит прямого указания на ожидаемое действие, хотя призыв или иное побуждение могут быть частью спланированной провокации.

В медицине провокацией называется искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни с целью выработки иммунитета организма.

Как древнейший инструмент политики провокация возникла, вероят но, в то же время, что и развитая форма права, поскольку первоначально провокация использовалась именно для того, чтобы обойти существующие правовые нормы. Например, чтобы преодолеть силу международного договора, не нарушая его, нужно сделать так, чтобы договор был нарушен другой стороной, т. е. различными действиями или заявлениями спровоцировать другую сторону на разрыв договора или на действия, которые оправдают данный разрыв.

Провокация всегда занимала важное место в военном деле. Наиболее известным примером военных провокаций является предпринятая в 1 сентября 1939 г. имитация нападения на германские войска польских солдат (на самом деле переодетых немцев). В результате вермахт получил формальную возможность оправдать свое нападение на Польшу.

Сегодня провокация и как понятие, и как инструмент претерпела ряд изменений, связанных прежде всего с метаморфозами самого общества, основным атрибутом которого, по мнению современных социологов, является инертность. Поэтому в современной социологии провокация описывается как действие, пробуждающее субъектность массы, побуждающее инертную массу выразить то или иное мнение, встать на ту или иную сторону или занять собственную, но явно выраженную позицию по какому-либо вопросу.

Чаще всего провокации рассчитаны на наиболее уязвимые, и, как это ни парадоксально, наиболее сплоченные и организованные группы: религиозные сообщества, национальные меньшинства и т. п. Именно такие группы организованной реакцией позволяют достигать главной цели провокации — вовлечения в процесс обсуждения (будь то осуждение или похвала) наибольшего количества людей, с дальнейшим попаданием в СМИ и, следовательно, вовлечением еще большего числа диспутантов. Чем больше людей обсуждают данное событие, тем больше масштаб самого события, а не наоборот.

Идеальная провокация — это когда незначительное событие и даже фраза вызывает отклик и широкую дискуссию во всех слоях общества. Особой формой провокации в наши дни является терроризм. Примечательно, что русские народовольцы, стоявшие у истоков этого явления, никогда не рассматривали свои действия как провокацию. Совершенные ими политические убийства носили сугубо «пенитенциарный» характер — они просто выносили приговоры и казнили ненавистных руководителей.

Современный терроризм провокационен от начала и до конца. Теракты совершаются не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы создать событие, которое не только получит широкую огласку, но и, если повезет, изменит существующий порядок вещей. Ярчайший пример подобной провокации — получивший огромный общественный резонанс теракт 11 сентября 2001 г., который не только повлек за собой целую серию войн и кризисов, но открыл новую эру в геополитических процессах.

П

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕ� ЗОПАСНОСТЬ — постоянная способность государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Один из наиболее значительных политических факторов, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики. Проблема голода в странах третьего мира, казалось бы, окончательно решенная в 1970-х гг., на рубеже XX–XXI вв. напомнила о себе с новой силой. Это было вызвано целым комплексом факторов: резкое увеличение населения в странах Юга, повышение, пусть даже и умеренное, его благосостояния, стремительный рост цен на энергоресурсы, засуха в странах — производителях сельскохозяйственных культур, сокращение площади земли, потенциально пригодной под пашню, приток спекулятивного капитала на рынок сельхозпродуктов (торги фьючерсами на продовольствие и т. п.), политика властей ряда стран по поддержке биотопливной индустрии (так, в США практикуется субсидирование биотопливной индустрии, влекущее за собой рост спроса, а стало быть, и цен на кукурузу и соевые бобы — основные продукты для производства биотоплива. Известно также, что заправка одного автомобильного бака этанолом соответствует годовому запасу кукурузы для одного человека).

Импортерами продовольствия становится все большее количество стран, а его экспорт практически монополизирован немногими развитыми странами Запада. По данным ООН (2008), несмотря на достаточное количество продовольствия, в мире насчитывается 1,2 млрд голодающих, от голода ежедневно умирают 10 тыс. детей и 25 тыс. взрослых. Эксперты считают, что уже к 2017 г. при жизни нынешнего поколения продовольственная проблема может перерасти в глубокий международный кризис и вызвать ряд «голодных войн » по всему миру.

В 2008 г. проблема продовольственной безопасности заявила о себе с небывалой остротой. За период с марта 2007 по март 2008 гг. мировые цены на кукурузу выросли на 31%, рис подорожал на 74%, соя — на 87%, а пшеница — на 130%.

Рост цен и возникший дефицит продуктов питания спровоцировали беспорядки во многих странах, включая Китай, Индонезию, Египет, а на Гаити толпы голодающих пытались штурмом взять президентский дворец. Между тем, страны «золотого миллиарда » (всего лишь пятая часть населения планеты) потребляют 50% производимых в мире продуктов питания. Только США с населением в 300 млн чел. используют такое количество сырья, энергии и пищи, которое могло бы обеспечить жизнь 300 млрд на нынешнем уровне потребления населения Индии.

По утверждению американского ученого М. Энсмингера, «продукты питания — это и ответственность, и оружие. Это ответственность потому, что одно из важнейших прав — это право на пищу и ее потребление в достатке. С другой стороны, это оружие, поскольку в политике и экономике продукты питания играют огромную роль и обладают большей силой, нежели пули или нефть».

В самом деле, наличие экспортного потенциала на продукты питания — это мощный рычаг невоенного влияния на «неугодные режимы». Контролируя рынок продовольствия, США даже без учета их военной, финансовой и экономической мощи являются главным игроком на международной арене. К сожалению, на «продуктовую иглу» оказалась «подсажена» и наша страна. Впервые со времен послереволюционной разрухи СССР начал закупать зерно за границей во времена Н. Хрущева. В 1963 г. было закуплено 3,1 млн тонн, в 1964 г. — 7,3 млн тонн. Закупалось в основном фуражное зерно — ресурс, от переизбытка которого страдали и США, и Канада. Таким образом, СССР фактически спасал сельское хозяйство США — «наиболее вероятного противника» — от кризиса перепроизводства, расходуя на закупки хлеба до 300 тонн золота ежегодно.

Вопрос продовольственной безопасности перед СССР не стоял до экономических реформ 1990-х гг., приведших к глубокому системному кризису сельского хозяйства. Гайдаровское указание от 1 января 1992 г. «отпустить цены, насаждать рынок» повлекло за собой лавинообразный рост цен, сокращение в десятки раз государственной поддержки сельского хозяйства и удушение крупного сельскохозяйственного производства в пользу создания фермерского сектора. За последующие годы объем капиталовложений в аграрно-промышленный комплекс сократился в 20 раз. Посевные площади сократились почти в 2 раза — на 30 млн га. Поголовье крупного рогатого скота сократилось с 1993 по 2001 г. с 52,2 млн до 27,3 млн, свиней — с 31,5 млн до 15,7 млн, овец и коз — с 51,4 млн до 14,8 млн.

Не получая удобрений в течение многих лет, почва утрачивает плодородность. Уже в 1998 г. совокупный объем валовой продукции сельского хозяйства составил всего 56% от уровня 1990 г. При этом на хваленые либералами фермерские хозяйства приходится всего 3% валовой продукции, хотя занимают они 9% общей площади пашни.

Особому разрушению подверглась материально-техническая база: только годовое производство тракторов сократилось в 22 раза. А производство многих других видов техники вообще прекратилось.

Отмена продовольственных дотаций, достигавших по ряду категорий 80% розничной цены, привела к недоступности многих продуктов питания для населения. В результате к 1999 г. потребление мяса и мясопродуктов снизилось по сравнению с 1990-м на 44%, молока и молочных продуктов — на 47%, рыбы — на 51%.

В1992г. Россия официально вошла в число полуголодных стран: выяснилось, что жители нашей страны поглощают в среднем только

Продовольственная безопасность

2040 килокалорий в день. В СССР этот показатель составлял 2590 ккал, в США 3350 ккал, а в беднейших странах Африки — 2300.

По международной классификации Всемирной продовольственной организации питание на уровне 2150 ккал характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 ккал. Питаясь лишь на 78% от обоснованной медициной нормы, россияне по уровню душевого потребления переместилась к 1999 г. с 8-го на 71-е место в мире.

Нехватка продовольствия в начале 1990-х гг. привела к стремительному наполнению российского рынка некачественной продукцией из многих стран мира. Поток импорта покрывался продажей стратегического сырья, расходованием золотовалютного запаса, внешними займами. По ряду позиций (например, птицепром) доля импорта в общем объеме продовольствия доходила до 70%!

Уже в середине — конце 1990-х гг. аналитики всерьез заговорили об угрозе продовольственной безопасности России. Общепризнанно, что продовольственная безопасность обеспечена, если в стране производится не менее 80% основных продуктов питания — этот порог усилиями реформаторов-монетаристов Россия «успешно» преодолела. Низкое качество поставляемых из-за рубежа продуктов, а также наличие откровенно фальсифицированных товаров стало еще одной угрозой продовольственной безопасности России. В конце 1990-х гг. Госторгинспекцией забраковывалось от 10 до 50% животного масла, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбных и мясных консервов, муки, хлебобулочных и макаронных изделий. Почти каждая вторая проверка качества товаров на российском продовольственном рынке приводила к изъятию товара из торговой сети!

В 1999 г. проверки показали, что фальсификатом являются около трети всех ввезенных из-за границы вин, прежде всего, из Польши, Болгарии, Грузии, Молдовы, Украины.

Число смертей, инвалидностей вследствие приема недоброкачественной импортной пищи и контрафактного алкоголя измерялось в 1990-е гг. десятками, а то и сотнями тысяч. В статьях о продовольственной проблеме России все чаще стало появляться слово «геноцид ». Тем не менее, вполне обоснованные претензии российской стороны к качеству поставляемого товара нередко трактуются «либеральной общественностью» России и Запада как «недружественный акт».

Так, запрещение в апреле 2006 г. ввоза из Молдавии и Грузии алкогольных напитков и минеральной воды, вызванное опасностью этих продуктов для здоровья (из-за высокого содержания пестицидов и др. токсинов), было воспринято как способ политического давления на эти страны. В подобном же ключе интерпретировался запрет продажи в мелкорозничной сети Москвы шаурмы — оказалось, что более 70% образцов этого восточного фастфуда не отвечают санитарным требованиям.

Борьба России за здоровье нации и благополучие отечественного производителя встречает на Западе исключительно агрессивную реакцию. В 2002 г. в ответ на претензии к качеству мороженных окорочков США даже пригрозили России экономическими санкциями. Вопрос об окорочках решался на самом высоком уровне — во время московской встречи Дж. Буша с В. Путиным! На то же время пришлась и масштабная кампания в СМИ по дискредитации российского птицеводства.

Воевать американцам, прямо скажем, было за что: только в 2001 г. поставки в Россию мяса птицы принесли США 600 млн долларов. Однако доля импортной курятины на российском рынке стремительно сокращается, упав с 1997 г. с 70 до 40%.

Опасаясь потерять огромный рынок сбыта продовольственных товаров, не предназначенных к реализации в развитых странах, США делает все, чтобы не допустить развития сельского хозяйства в России. Идут искусственные информационные кампании по поводу «птичьего гриппа», оказывается политическое давление, на переговорах по вступлению в ВТО предлагаются условия слабой протекционистской защиты нашего сельхозпроизводителя.

Между тем, дотации сельскому хозяйству в странах Европы иСША достигли огромных размеров, экономики этих стран содержат свое сельское хозяйство как армию или государственный аппарат, затратный, но нужный для существования и безопасности самого государства. Никто и не пытается рассматривать сельское хозяйство как прибыльную, рыночную отрасль. Прибыль получается только при экспансии на рынки других стран, таких как Россия.

Между тем, огромные российские просторы, в случае начала политики дезурбанизации и малоэтажного строительства, при современных аграрных технологиях вполне позволяют планировать самообеспечение России качественными экологически чистыми продуктами питания и обезопасить себя от шантажа голодом. Это подтвердил 19 мая 2008 г. на совещании по аграрной политике в г. Ессентуки В. Путин, заявив, что Россия должна стать крупным игроком на мировом продовольственном рынке и застраховать себя от резких колебаний цен на продовольствие.

По мнению премьер-министра РФ, Министерство сельского хозяйства должно взять за основу мировой стандарт, согласно которому зерна должно производиться по 1 тонне на душу населения. Это количество позволит не только создать достаточный запас зерна, но и поставлять его в другие страны, а также восстановить производство птицы, крупного рогатого скота и проч.

По словам бывшего главы Минсельхоза А. Гордеева, «в России имеются все условия, чтобы в ближайшие 10 лет темпы прироста производства зерна и мяса превышали общемировые в 2,5–3 раза». Дополнительную гарантию обеспечения продовольственной безопасности дает Государственный резерв, состоящий из стратегических материалов

Протестантизм

П

и товаров для стабильной работы экономики страны в случае чрезвычайных ситуаций, в т. ч. запасов муки, сливочного и растительного масла, мяса, зерна, сахара.

В 1990-е гг. с помощью Госрезерва покрывалось свыше 50% потребностей в продовольствии дотационных регионов России (общий объем израсходованных тогда запасов сравним с годами Великой Отечественной войны). Во многом за счет этого был предотвращен казалось бы неминуемый социальный взрыв и распад страны. В данный момент запасы Госрезерва таковы, что в случае чрезвычайной ситуации каждый житель России может быть обеспечен всем необходимым в течение трех месяцев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: