Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение — путем референдума — поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г.
Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства. Для регистрации необходимо было собрать 100 тыс. подписей. Кандидаты от общественных объединений могли вместо сбора подписей заручиться поддержкой 1/5 состава Съезда народных депутатов России (214 депутатов) — именно так поступил председатель ЛДПСС В. Жириновский.
Порядок избрания предполагал наличие «в связке» и кандидата в вице-президенты. В состоявшихся 12 июня 1991 г. выборах Президента РСФСР участвовали В. Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Макашов, Н. Рыжков, А. Тулеев. Победу одержал Б. Ельцин, набравший 57,3% голосов избирателей. 10 июля он вступил в должность. Вице-президентом стал А. Руцкой.
Дополнительные полномочия, не предусмотренные действующей конституцией РСФСР 1978 г. (право издавать указы в сфере экономики, противоречащие действующему законодательству, самостоятельно, без согласования с парламентом, формировать правительство и назначать глав администраций во всех регионах, кроме республик и др.) Ельцин получил от Съезда народных депутатов 1 ноября 1991 г.
В дальнейшем ВС и Съезд народных депутатов, напротив, стали ограничивать полномочия президента путем принятия соотв. поправок к Конституции и т. п. Это привело к конфликту по поводу разделения полномочий между президентом и Съездом народных депутатов, принявшему форму вооруженного противостояния во время октябрьских событий 1993 г.
|
9 октября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета, демонтировав остатки существовавшего до этого времени государственного устройства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации на основе ее президентского варианта, предполагавшая в т. ч. изменение порядка выдвижения кандидатов в президенты.
Начиная с избирательной кампании 1996 г. правом выдвижения кандидатов обладали избирательные объединения (с 2004 г. — только политические партии) и группы граждан, собравшие достаточное количество подписей (в 1996 — 1 млн, в 2000 — 500 тыс., т. к. выборы были досрочными; в 2004 и 2008 — 2 млн).
На президентских выборах 1996 г. было зарегистрировано 11 кандидатов. Выборы прошли в 2 тура. В первом (16 июня) Б. Ельцин, действующий Президент РФ, набрал 35,28%, Г. Зюганов (КРПФ) — 32,03%, А. Лебедь (инициативная группа — ИГ) — 14,52%, Г. Явлинский («Яблоко») — 7,34%, В. Жириновский (ЛДПР)— 5,70%, С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся) — 0,92%, М. Горбачев («Горбачев-Фонд») — 0,51%, М. Шаккум (ИГ) — 0,37%, Ю. Власов (ИГ) — 0,20%, В. Брынцалов (ИГ) — 0,16%. А. Тулеев 13 июня снял свою кандидатуру в пользу Зюганова.
Во втором туре (3 июля) президентом был избран Ельцин, получивший 53,82% голосов. Его соперник Г. Зюганов набрал 40,31%.
Следующие выборы были досрочными, так как Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке.
Прибалтика
П
В соответствии с Конституцией они были проведены в трехмесячный срок после прекращения полномочий президента.
|
Кандидатами было зарегистрировано 11 чел., включая исполняющего обязанности Президента РФ, премьер-министра В. Путина. Он был избран главой государства, получив 52,94% голосов избирателей. Его главный соперник Г. Зюганов (КПРФ) получил 29,21%. Голоса остальных избирателей распределились так: Г. Явлинский («Яблоко») получил 5,80%, А. Тулеев — 2,95%, В. Жириновский (ЛДПР) — 2,70%, К. Титов — 1,47%, Э. Памфилова («За гражданское достоинство») — 1,01%, С. Говорухин («Отечество — Вся Россия») — 0,44%, Ю. Скуратов — 0,43%, А. Подберезкин («Духовное наследие») — 0,13%, У. Джабраилов — 0,10%. Для участия в президентских выборах 2004 г. было зарегистрировано 6 кандидатов. Они состоялись 14 марта 2004 г. В. Путин набрал 71,31% голосов избирателей, Н. Харитонов (КПРФ, «Аграрный союз») — 13,69%, С. Глазьев — 4,10%, И. Хакамада (СПС) — 3,84%, О. Малышкин (ЛДПР) — 2,02%, С. Миронов (Российская партия Жизни) — 0,75%.
В избирательной кампании 2008 г. право выдвигать кандидатов на пост президента было предоставлено только парламентским партиям, а также инициативным группам граждан, собравшим 2 млн подписей в пользу кандидата. Партии «Единая Россия », «Справедливая Россия », а также не представленные в Госдуме Аграрная партия и партия «Гражданская сила» выдвинули кандидатом в президенты Д. Медведева, первого вице-премьера российского правительства. Эту кандидатуру поддержал и Президент РФ В. Путин. КПРФ кандидатом выдвинула Г. Зюганова, ЛДПР — В. Жириновского. Еще одним претендентом стал А. Богданов, лидер Демократической партии России, зарегистрированный после того, как собрал 2 млн подписей в свою поддержку.
|
Выборы, состоявшиеся 2 марта 2008 г., убедительно выиграл Медведев (70,28%). Зюганов набрал 17,72%, Жириновский — 9,34%, Богданов — 1,29%. Явка составила 69,78% — в выборах участвовали почти 75 млн россиян.
5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию президент РФ Д. Медведев предложил увеличить срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы — до 5 лет, что дало бы дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. 11 ноября Д. Медведев внес в Госдуму законопроекты об изменении сроков полномочий президента и парламента. Депутаты Госдумы РФ одобрили эти поправки в первом (14 ноября) и втором (19 ноября) чтении.
16 ноября 2008 г., выступая перед журналистами в Вашингтоне после антикризисного совещания «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), Д. Медведев уточнил, что предложенная им конституционная реформа не коснется его нынешнего срока, который останется четырехлетним.
ПРИБАЛТИКА. В настоящее время Прибалтика в географическом смысле представляет собой совокупность государств, расположенных на побережье Балтийского моря — России, Латвии, Эстонии, Литвы, Поль ши, Германии и скандинавских стран — Финляндии и Швеции.
Однако в историческом, политическом и культурологическом смыслах этот термин сейчас применяется для обозначения земель, расположенных на восточном побережье Балтики — Литвы, Латвии, Эстонии и Калининградской области Российской Федерации.
В последние годы и в научной литературе, и в публицистике внедряется термин «Страны Балтии», применяемый исключительно в отношении трех бывших республик бывшего Советского Союза, нынешних членов ЕС и НАТО. Это совершенно неоправданно ни в географическом, ни в историческом смысле. Россия является крупнейшей балтийской державой, Балтийский флот — самый сильный в этой части мира, а Санкт-Петербург не просто один из крупнейших портов Балтийского моря, но и сопоставим по населению с совокупной численностью жителей всех трех республик: население Латвии — 2,27 млн чел. (2007), Литвы — 3,48 млн чел. (2006), Эстонии — 1,32 млн чел. (2006).
История прибалтийских республик и нынешнее их несамостоятельное существование в рамках наднациональных структур — ЕС и НАТО — убедительно подтверждает факт, что они практически никогда не представляли собой сколько-нибудь серьезных государственных образований.
Вплоть до 1918 г. Латвия и Эстония не имели государственности. Латыши (принадлежащие, как и литовцы, к летто-литовской, балтийской, группе индоевропейской языковой семьи) и финноязычные эстонцы («чудь» древнерусских летописей, «чухонцы», как именовали их позднее, вплоть до XX в.) находились в период образования в Европе крупных феодальных монархий на низком уровне общественного развития, который исключал даже саму возможность самоорганизации этих народов в государства. Например, латыши получили свою письменность позже чукчей.
Главные города нынешних Латвии и Эстонии были основаны чужеземцами. Тарту (Дерпт, Юрьев) основали русские, Ригу и Ревель (Колывань, Таллин) — крестоносцы-немцы.
В XIII–XVI вв. земли, занимаемые современной Латвией, входили в состав основанной крестоносцами Ливонии, в XVI — начале XVIII вв. часть этих территорий (Курляндское герцогство и Латгалия) принадлежала Речи Посполитой, другая часть, Лифляндия, — Швеции.
Последствия экспансии Запада серьезно отразилось на исторической судьбе Латвии и Эстонии и во многом определили ментальность народов, населяющих эти республики. Национальная культура в этих землях не
Прибалтика
П
развивалась, шел процесс активной ассимиляции коренного населения (как это происходило на землях западных славян — ободритов, лужичан в Германии, западной Чехии).
В 1721 г. по Ништадтскому договору, явившемуся результатом окончания Северной войны, к России была присоединена Лифляндия и земли современной Эстонии, которые до XVI вв. входили в состав Ливонского ордена, а затем отошли к Швеции.
Согласно положениям Ништадтского договора эти территории Россия получила в «вечное пользование» не безвозмездно, а заплатив за них 5 млн таллеров (огромная по тем временам сумма). В 1772 г. в состав Российской империи вошла Латгалия, а в 1795 г. — Курляндское герцогство.
Единственным государством среди прибалтийских республик, имеющим достаточно долгую историю относительной независимости, была Литва. Земли йотвингов стали объектом спора между польским королем Болеславом и русским князем Владимиром, установившим власть над этой территорией в 983 г. Походы Ярослава в 1040 и 1044 гг. закрепили зависимость Литвы от русского государства почти на 150 лет. В 1201 г. литовские посланцы прибыли в Ригу и заключили мирный договор с крестоносцами. А около 1236 г. племенной князь Миндовг объединил литовские земли в единое государство.
В XIV в. князь Гедимин, воспользовавшись смутой в западных русских княжествах, вызванных междоусобицей и агрессией поляков и татар, захватил Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие, Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли и поставил в политическую зависимость от Литвы Смоленское, Псковское, Галицко-Волынское и Киевское княжества.
К концу XIV в. территория Великого Княжества Литовского и Русского простиралась от Балтийского моря до Черного. В то время это было самое могущественное государство Восточной Европы. Государственным языком в нем был русский, а господствующей религией — христианство по православному обряду. Сами литовские князья, вчерашние язычники, охотно крестились.
Только после объединения с Поль шей в результате династической унии (1385) и брака князя Ягайло (Владислава) с польской королевой Ядвигой начался процесс интеграции литовских земель в католический мир.
В результате войн с Литвой Ивана III (1503 и 1514) и Ивана IV (1564) к России отошла треть территории Великого Княжества, в т. ч. Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж, Смоленск, Полоцк.
Литва стала стремиться к более тесному союзу с Польшей. В 1569 г. между этими государствами была заключена Люблинская уния и образована Польско-Литовская Республика (Речь Посполита), которая практически не оставила литовцам шансов на развитие собственной государственной традиции и культуры.
Активно шла полонизация и католизация населения, и к концу XVIII в., когда при Екатерине II после победоносных войн с участием Суворова и трех разделов Польши территория нынешней Литвы вошла в состав Российской империи, «земли Княжества» представляли собой отсталую провинцию Речи Посполитой.
После присоединения прибалтийских земель к Российской империи в XVIII в. русские цари совершили то, что впоследствии роковым образом отразилось на будущих взаимоотношениях латвийцев и особенно эстонцев с Россией. Инкорпорировав в свой правящий класс «остзейское», немецкое, преимущественно лютеранское дворянство, имперская власть доверила им право управления безграмотными, лишенными каких-либо политических прав и возможности писать на родном языке латышами и эстонцами. Неудивительно, что воспитанные в духе немецких традиций, лютеранства и католичества, к XIX в. уже совершенно утратившие историческую память о тысячелетнем опыте общежития со славянами, в годы Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны латыши и эстонцы легко перешли на сторону оккупантов и сформировали при их помощи «независимые правительства», так же, как и захваченная Германией Литва.
При этом страны Прибалтики охотно контактировали с советской Россией на «взаимовыгодной» основе. Так, согласно подписанному 2 февраля 1920 г. Тартускому мирному договору, Эстония получила более 1000 кв. км российских территорий в обмен на обещания большевистским властям противодействовать армии Юденича.
Существование на протяжении 20 лет между двумя мировыми войнами прибалтийских «государств» оказалось возможным лишь потому, что они (как и более крупные государства Восточной Европы вроде Польши, Чехословакии и Венгрии) играли для стран западной демократии (и до поры до времени Германии) роль «санитарного кордона», буфера между Европой и Советской Россией. Никакой серьезной роли на протяжении этого времени данные государства не играли и играть не могли, являясь инструментами в политических битвах крупных держав.
После начала Второй мировой войны, когда советские войска заняли территорию Западной Украины и Белоруссии, судьба прибалтийских лимитрофных гособразований была предрешена. Благодаря «советским оккупантам» и «незаконному» пакту Молотова — Риббентропа в 1939 г. у Польши была отторгнута оккупированная ею в 1920 г. Виленская обл. со столицей Литвы Вильнюсом (историческое название — Вильно).
В начале августа 1940 г. была установлена Советская власть в прибалтийских республиках, вышедших из состава Российской империи после Октябрьской революции. Сеймами Литвы и Латвии и Государственной Думой Эстонии добровольно были приняты законы о вхождении прибалтийских республик в состав СССР.
Прибалтика
П
Принимая Литву в состав союзного государства, Верховный Совет СССР передал ей немалую часть соседней Белоруссии — Свенцянский район и «части территорий с преобладающим литовским населением Видзовского, Годутишковского, Островецкого, Воробьевского, Радунского районов Белорусской ССР».
В ноябре того же года Президиум Верховного Совета СССР принял закон о гражданстве жителей прибалтийских республик, включая и тех, кто находился за пределами их территорий. Всем гражданам предоставлялись равные политические права с гражданами СССР, что не позволяет говорить о «колониализме» России, т. к. жители колоний по определению не имеют равных прав с жителями метрополий.
После начала Великой Отечественной войны Прибалтика была оккупирована фашистами. За год после присоединения к Советскому Союзу новые органы власти в этих республиках так и не успели сформироваться. Неудивительно, что во всех прибалтийских государствах значительная часть населения не сопротивлялась оккупантам, а наиболее деятельная его часть, настроенная националистически, активно сотрудничала с нацистами, нередко удивляя даже эсэсовских палачей степенью жестокого отношения к лицам, подлежащим, с точки зрения гитлеровской доктрины, поголовному уничтожению.
Именно эстонцы, латыши и литовцы стали главными палачами в проведении гитлеровского холокоста в Прибалтике. Между тем, согласно гитлеровскому плану «Ост» все прибалты, особенно эстонцы, которые относятся к «неполноценной» финно-угорской народности, подлежали превращению в немецких слуг и рабов и полному онемечиванию уже через 2 поколения.
Когда после освобождения Прибалтики от немецких войск в 1944 г. несколько десятков тысяч прибалтов были подвергнуты репрессиям и сосланы в Сибирь, это было следствием активного сотрудничества их с оккупантами.
До конца 1950-х гг. в лесистых районах региона действовали банды «лесных братьев», жестоко поступавших с теми, кто, по их мнению, сотрудничал с Советской властью.
«Особая ментальность» прибалтов проявлялась и в годы Советской власти, но особенно ярко — в годы кризиса Советского Союза и спровоцированных Западом «б архатных революций » в Восточной и Центральной Европе.
По тому же сценарию развивались и события в Вильнюсе. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. у здания респуб ликанского телерадиокомитета, и 20 января у Министерства внутренних дел Литовской ССР пролилась кровь. Руководитель СССР М. Горбачев оказался не в состоянии подавить сепаратистский митинг. После этого центробежные процессы в прибалтийских республиках вошли в полную силу, и уже до Беловежских соглашений, юридически оформивших распад Советского Союза, Литва, Латвия и Эстония фактически были независимыми.
6 сентября 1991 г. Верховный Совет СССР признал независимость прибалтийских республик. Как мелкие государства, они немедленно попали в сферу влияния врагов Российского государства. Ныне все 3 страны — члены НАТО и Евросоюза. Не обладая сколько-нибудь значительным экономическим потенциалом, эти крохотные формирования способны, оправдывая свое существование перед теми, кто их содержит — Европой и США, демонстрировать агрессивные устремления в отношении России, предъявлять необоснованные территориальные претензии, требовать возмещения «ущерба от оккупации СССР».
Литва, в частности, претендует на сумму… в 24 млрд евро, забывая, что две трети всех промышленных объектов, включая нефтехимические заводы, порт в Клайпеде, предприятия ВПК, были построены за счет союзного бюджета.
В Эстонии оказались ущемлены в политических и гражданских правах более чем 30% населения, абсолютное большинство из которых составляют русские. Порядка 150 тыс. чел., или 10% населения, законодательно лишены возможности быть членами политических партий, участвовать в выборах, за исключением выборов местного самоуправления. Русские подвергаются дискриминации при принятии на работу, в любой момент их могут заставить держать экзамен на знание эстонского языка, после чего подвергнуться увольнениям или штрафам. На общественные и политические организации, отстаивающие права русских, оказывается давлению со стороны специальных служб. Ведется целенаправленная антирусская пропаганда: русские неграждане открыто называются официальными лицами «детьми русских оккупантов» и т. п.
С 1 сентября 2007 г. в русских школах Эстонии преподавание гуманитарных предметов (в т. ч. русской литературы!) в обязательном порядке ведется на эстонском языке. Одновременно в школьных программах, официальных документах проводится курс по героизации фашизма, прославлению эстонцев — членов СС, расстреливавших мирное население в России в Пскове и Великих Луках.
По словам бывшего министра обороны Эстонии Юргена Лиги, «воевавших в немецких мундирах эстонцев следует считать борцами за свободу, и им надо дать статус освободителя Эстонии».
Ведется и кампания по нагнетанию страха и ненависти к России. В декабре 2006 г. командующий Силами обороны Эстонии Антс Лаанеотс назвал Россию наибольшей угрозой для безопасности Эстонии, от которой республику, по его мнению, может защитить только НАТО.
В июле 2006 г. на Синимяэской высоте (вблизи Нарвы) были торжественно открыты 2 новых памятника голландским и валлонским солдатам, воевавшим в составе 20-й эстонской дивизии СС. Менее чем через год, в середине апреля 2007 г., правительство Эстонии приняло решение демонтировать памятник советскому Воину-освободителю на холме Ты
Приватизация
П
нисмяги в Таллине. Это вызвало массовые волнения в Таллине и других городах, с особой жестокостью подавленные эстонской полицией.
Полицейские избивали железными дубинками не только участников митинга, но и случайных прохожих, журналистов, свидетелей. От побоев скончался гражданин России Дмитрий Ганин.
В ночь на 27 апреля памятник был демонтирован, а 1 мая эксгумированы останки захороненных под ним солдат-освободителей, отдавших свою жизнь за то, чтобы нынешнее поколение прибалтов не стало свинопасами и кухарками (в лучшем случае) немецких господ, как планировал Гитлер.
Подобная ситуация наблюдается и в Латвии, где права русскоязычного населения ущемляются не в меньшей степени. Факты нарушения прав человека в Латвии и Эстонии не раз признавали в ПАСЕ и Совете Европы.
Так, в феврале 2006 г. Комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью Совета Европы в довольно резкой форме выразила недовольство положением русскоязычных жителей Эстонии, прежде всего теми фактами, что среди них непропорционально велика безработица, что половина русского населения этой страны все еще не могут получить гражданства, имеют место расизм и расовая дискриминация.
В Литве, где процент русского населения незначителен, нет вопиющих фактов дискриминации в отношении русских, в то время как в Латвии и Эстонии, где не менее трети населения считает себя русскими, масштабы сегрегации по национальному признаку достигли вопиющих размеров. Однако Европа, а особенно США, руководствуясь политикой двойных стандартов, старается не обращать на поведение правительств прибалтийских государств — своих новых союзников — внимания.
ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus частный) — передача или продажа государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) в собственность отдельных лиц или коллективов.
Приватизация — один из инструментов экономической политики. В связи с увеличивающимся разделением труда и усложнением процессов производства, распределения, обмена, продаж (автомобиль 1970-х гг. делался в 30 странах мира, тогда как в начале века тот же Форд все комплектующие производил сам; простой мобильный телефон устроен сложнее, чем первый искусственный спутник Земли и т. д.) на предприятиях с середины XX в. стали расти транзакционные издержки, которые делали невозможным управление с правительственного уровня. Стало понятно, что вертикальные пирамидальные структуры уступают место горизонтальным связям, в них в частные руки должны быть переданы и функции планирования и тактического руководства.
Государство определяет правила игры, но само перестает быть экономическим игроком. Через процедуру разгосударствления в 1970–80 е гг. прошло более 80 стран мира, от стран бывшего социалистического лагеря с плановой экономикой, где госсектор доминировал, до государств с развитой рыночной, где доля государственных предприятий была сравнительно невелика. Но и там необходимость повышения эффективности производства заставляла правительства передавать и продавать часть госсобственности в частные руки. Порой речь шла даже о целых отраслях промышленности.
Естественно, меры эти были непопулярными, потому что неизбежно вели к массовым увольнениям и росту социальной напряженности. Так это было, например, в Великобритании во времена премьерства М. Тэт чер, когда правительство тори приняло решение о разгосударствлении угольной отрасли.
При этом результаты приватизации в разных странах были отнюдь не однозначными. Если, например, в той же Великобритании разгосударствление части предприятий привело к укреплению госбюджета (в результате как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям) и росту производительности труда, то приватизация в Сирии и Бразилии не помогла выходу этих стран из кризиса.
На порядок сложнее происходил этот процесс в государствах с плановой экономикой. Отсутствие опыта хозяйствования в условиях рынка, квалифицированных специалистов, законодательной базы, соответствующей психологии — все это обусловило противоречивый, зачастую драматический характер приватизации в бывших социалистических странах и особенно в России.
Начавшаяся как составная часть монетаристских реформ, проводимых правительством Е. Гайдара, приватизация, по замыслу ее инициаторов, должна была покончить с монополией государства в сфере производства и обращения и запустить механизм рыночной конкуренции. Предполагалось, что это стимулирует личную заинтересованность каждого россиянина в результатах реформ и создаст класс здоровых, честных предпринимателей.
Но слабая организационная подготовка, проведение приватизации не правовыми, а номенклатурными методами, отсутствие нужных законов и в целом самой концепции ее проведения обусловили крайне неэффективный, полукриминальный способ разгосударствления.
Свою роль сыграла спешность осуществления перевода в частные руки большинства предприятий огромной страны. Из 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий с 1992 по 1994 гг. было приватизировано 110 тыс., в то время как разгосударствление 12 госпредприятий в Англии длилось 10 лет, а приватизация 676 предприятий в ФРГ заняла 8 лет (1983–90 гг.).
Приватизация
П
Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала 2 этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.
По поводу метода приватизации еще в начале 1990-х гг. шли жаркие дискуссии. Предлагались, например, такие способы как передача — безвозмездно или на основе льготного выкупа — государственных предприятий в собственность трудовым коллективам; акционирование и продажа государственных предприятий непосредственно в частные руки.
Однако эти методы были отвергнуты как не отвечающие критериям социальной справедливости в пользу бесплатной раздачи собственности всему населению посредством выдачи специальных платежных средств — ваучеров, или приватизационных чеков, которые затем должны быть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственного имущества.
Приватизационные чеки граждане Российской Федерации начали получать с 1 октября 1992 г. Их номинал — 10 тыс. руб. — отражал долю каждого в общественном богатстве.
Уже вскоре ваучеры в условиях чиновничье-криминального произвола и правовой неразберихи стали предметом спекулятивных махинаций. Стоимость приватизационных чеков в условиях галопирующей после либерализации цен инфляции падала вместе с рублем, они обесценивались и в массовом порядке скупались дельцами.
За короткое время владельцами крупнейших предприятий, где трудились порой десятки тысяч работников, стали не трудовые коллективы, а вчерашние директора, представители номенклатуры и откровенно криминальные структуры.
Таким образом, приватизация, проведенная Гайдаром и Чубайсом вначале 1990-х гг., на этом этапе не стала фактором повышения эффективности производства, а свелась к «черному переделу» бывшей общенародной собственности и ускоренному созданию класса новых собственников.
Подавляющее большинство россиян оказались ограбленными второй раз — после того, как в результате либерализации цен обесценились все их сбережения.
А установленных целей приватизация так и не достигла: члены трудовых коллективов остались наемными работниками, предприятиямонополисты сохранили свое монопольное положение, производительность труда осталась на прежнем уровне.
Приватизация «ваучерного образца» проводилась и в странах Центральной и Восточной Европы. Но в большинстве из них столь серьезных социальных издержек, как в России, удалось избежать. Там даже при господстве плановой экономики функционировал развитый частный сектор, который в сфере торговли, услуг, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности часто преобладал даже над государственным. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в отличие от нашей страны, где после 1917 г., если не считать короткого периода НЭПа, элементов рыночной экономики просто не было, страны, вступившие на социалистический путь в 1940–50 гг., сумели сохранить существовавший до революции опыт рыночной экономики.
Этап чековой приватизации длился с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Затем наступил этап денежной приватизации, задачей которого было формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что должно было повысить их заинтересованность в долгосрочных инвестициях.
Особым этапом российской приватизации стала инвестиционная приватизация, предполагавшая переход государственного имущества в частные руки при условии обязательств со стороны нового владельца инвестировать дальнейшее развитие производства, и последовавшие за ними залоговые аукционы, в результате которых государство утратило контроль над крупнейшими российскими предприятиями, остававшимися в его собственности после ваучерной приватизации.
Акции этих предприятий отдавались крупным банкам в залог кредитов, необходимых для выполнения бюджетных обязательств, однако в установленный срок государство не смогло рассчитаться по этим кредитам, и в результате предприятия флагманы российской экономики попали под контроль олигархических структур, заплативших за них цену, в десятки раз ниже рыночной. Всего за время приватизации Гайдара — Чубайса — Коха за 10 лет в результате продажи 145 тыс. предприятий бюджет России получил сумму по разным оценкам от 10 до 20 млрд долларов! За столько была продана львиная часть второй по величине экономики в мире, какой была экономика СССР! Для сравнения: английский бюджет только в результате приватизации одной кампании «Бритиш Телеком» получил 23 млрд долларов. Приватизация «Дойче Телекома» принесла немецкой казне 13 млрд долларов.