Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 50 глава




Изменился порядок формирования исполнительной власти в субъектах Федерации — губернаторов и глав республик стали утверждать по представлению президента органы представительной власти регионов. Принятые меры позволили за сравнительно короткое время создать условия, позволившие не просто вывести страну из кризиса, но обеспечить устойчивый экономический рост.

За годы президентства В. Путина Российская Федерация из страныдолжника превратилась в странукредитора, внешний государственный долг, составлявший 130 млрд долларов, был почти полностью погашен. По объему золотовалютных резервов Россия вышла на 3-е место в мире.

С 1999 по 2008 гг. экономический рост России в среднем составлял 6,5% в год. Такого экономического роста, в стране не было более 30 лет.

Заметно вырос международный авторитет России, ее реальная роль в мировой политике. Именно в годы президентства В. Путина (и во многом по его инициативе) Российская Федерация стала превращаться из страны, торгующей нефтью, в энергетическую сверхдержаву. Заметно окрепла обороноспособность страны, армия впервые за 15 лет получила новые образцы вооружения.

Так, только в 2006 г. стратегические силы ядерного сдерживания России пополнились двумя атомными субмаринами, оснащенными ракетными комплексами «Булава» и «Тополь М». Продолжается модернизация ракетных войск стратегического назначения. На вооружении есть ракетные установки, траектория полета ракет которых не по зубам никакой ПРО. И это несмотря на то, что американский военный бюджет в 25 (!) раз превышает российский.

Серьезный стимул президент дал и к реформированию социальной сферы, где затратный принцип финансирования оставался неизменным со времен КПСС.

Одна из ключевых проблем современной России — демографическая. В связи с этим по инициативе Путина был принят закон о радикальном увеличении материнского капитала — до 250 тыс. руб. за рождение второго ребенка.

Беспрецедентно высокий рейтинг Путина свидетельствует о том, что подавляющее большинство граждан России, уставших от непредсказуемости и разрухи предыдущего периода новейшей российской истории, видели в нем как президенте гаранта стабильности в стране, обеспечивающего ее поступательное развитие. Простые граждане видят в нем защитника их интересов от чиновничьего произвола, региональные элиты ценят его за предсказуемость, бизнес — за установление правил игры, силовики и армия — за наведение порядка в вооруженных силах и милиции, за государственный подход в отношении сохранения высокого уровня безопасности страны.

В октябре 2007 г. на съезде «Единой России» В. Путин согласился возглавить ее партийный список. В декабре 2007 г. ЕР, основывавшая свою программу на «Плане Путина», одержала ожидаемую сокрушительную победу на парламентских выборах.

15 апреля 2008 г. на IX съезде «Единой России» В. Путин принял предложение стать председателем партии.

8 мая 2008 г. В. Путин был утвержден на посту Председателя Правительства РФ.

В. Путин — кандидат экономических наук, подполковник запаса.

Лауреат премии «Человек года» за 1999 г.

Владеет немецким (в совершенстве) и английским языками.

Мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо.

Разделение властей

Р

Р

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — политико-правовая доктрина и кон ституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов».

Идея разделения властей была выдвинута еще античными мыслителями, в т. ч. Аристотелем. Но подлинное развитие она получила в эпоху буржуазных революций.

Дж. Локк (1632–1704) предлагал разделить власти на представительную, которая издает законы, исполнительную и «федеральную», которая ведает отношениями государства с внешним миром.

Французский мыслитель Ш. Монтескьё (1689–1755) предложил разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, что позволило бы препятствовать концентрации власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Он утверждал, что «все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

В свою очередь немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) полагал, что поскольку ни одна власть функционально не может обойтись без другой, то они должны работать в симфонии и гармонии, а не бороться друг с другом, громоздя сдержки и противовесы. Гармонизирующим центром, по Гегелю, должна выступать власть главы государства, которая является самостоятельной ветвью власти наряду с представительной и исполнительной.

Однако в политической практике именно концепция разделения властей Монтескьё получила закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие по сегодняшний день.

Наиболее последовательно этот принцип проведен в Конституции США 1787 г. В ней утверждается единый источник власти (народ Соединенных Штатов) и одновременно проводится четкое организационноправовое разделение властей. Свое отражение нашла в этом документе система «сдержек и противовесов›: были предусмотрены и процедура импичмента, отлагательное вето президента и т. п.

Вместе с тем, в конституционной истории США отмечалось немало случаев нарушения баланса законодательной и исполнительной властей, в частности, в практике т. н. делегирования законодательной власти от Конгресса к исполнительной власти во главе с президентом в 1930-е гг. в период Великой депрессии, в 1970-е гг. во время президентства Р. Никсона и отчасти в 1980-е гг. (президентство Р. Рейгана).

В некоторых государствах организационно-правовая сторона концепции разделения властей подверглась модификациям. Так, ряд стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти — учредительной, что связано с частыми государственными переворотами, некоторые европейские страны, а также Тайвань законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви.

Нередко в качестве самостоятельной ветви власти (т. н. четвертой власти) выделяют средства массовой информации (см. СМИ), чье влияние и ответственность действительно сильно возросли в информационную эпоху.

Принцип разделения властей как правило не признается государствами с авторитарным режимом. В СССР он отвергался как «буржуазный», было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР и РСФСР. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и закреплен в принятой на всенародном референдуме в 1993 г. Конституции РФ в качестве основы кон ституционного строя страны.

В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и не отнесен непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, ее законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Феде рации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Решающим институтом, способным организовать и гармонизировать власть, выступает в российских условиях институт главы государства. За президентом закреплены чрезвы

Разоружение

чайные единоличные полномочия, в т. ч. решение об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и др.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти, в т. ч. Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, органы прокуратуры РФ, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и некоторые др.

Принцип разделения властей также предусматривает разделение полномочий «по вертикали› — между высшими и местными органами власти и управления.

РАЗОРУЖЕНИЕ — система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.

К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.

Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.

После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.

Однако уже в 1945 г. начался новый, наиболее активный виток гонки вооружений, в связи с созданием ядерного и космического оружия и других новейших военных технологий, создавшей беспрецедентную угрозу для всего человечества. Это привело к началу т. н. холодной войны, требовавшей от противоборству ющих сторон огромных усилий и ресурсов.

Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.

Политика ядерного шантажа со стороны западных держав вынудила СССР форсировать создание собственного ядерного вооружения. Создание в СССР атомного оружия (1949), водородного оружия (1953), а также ракетной и космической техники создало новый баланс сил на планете.

Дальнейшие односторонние мероприятия Советского Союза в направлении частичного разоружения не находили должного оклика со стороны Запада. Так, в 1956 г. наша страна досрочно отказалась в пользу Финляндии от прав на использование территории Порккала-Удд в качестве военной базы. В 1955–58 гг. была сокращена численность Советской Армии и Военно-Морского Флота на 2,14 млн чел., а в январе 1960 г. было объявлено о сокращении вооруженных сил еще на 1,2 млн чел. 31 марта 1958 г. Верховный Совет принял постановление об одностороннем прекращении Советским Союзом испытаний атомного и водородного оружия, но поскольку США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов, в конце октября 1958 г. советское правительство испытания возобновило.

Известного успеха политика разоружения достигла лишь в 1960–70 гг., когда был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972) и т. д.

По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.

Важнейший договор ОСВ-2 об ограничении количества стратегических наступательных вооружений и запрещении качественного развития подобных вооружений, подписанный 18 июня 1979 г. Л. Брежне

Революция

Р

вым и Дж. Картером, не был ратифицирован США. Несмотря на это дефакто СССР соблюдал основные условия Договора. Кроме того, СССР взял обязательство первым не применять ядерное оружие.

С приходом к власти администрации Р. Рейгана, объявившего СССР «империей зла», США вернулись к прежней агрессивной политике, дополнив активную разработку новых видов ядерного и др. оружия мероприятиями по созданию системы СОИ («звездные войны»). Пойдя на поводу у поддерживаемой активной пропагандистской кампанией администрации Рейгана, М. Горбачев подписал в 1987 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

С распадом СССР США трансформировали свой подход к процессу сокращения стратегических наступательных вооружений, поскольку с исчезновением главного противника угроза возможной ядерной катастрофы, по их мнению, снизилась, и задача разоружения вышла из повестки дня. Ослабленная в экономическом плане Россия якобы уже не может содержать и развивать оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР, и новая задача США состоит в том, чтобы по возможности в одностороннем порядке максимально сократить количество российского ядерного оружия, представляющего опасность уже не в силу военной мощи России, а вследствие ее слабости.

Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.

Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.

Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.

К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.

По мнению экспертов, это может привести к новой гонке вооружений, вынудив другие государства, в т. ч. Россию, разрабатывать более быстрые способы приведения списанного ядерного оружия в боевую готовность.

1 апреля 2009 г. на встрече в Лондоне Д. Медведев и Б. Обама договорились начать переговоры по заключению нового соглашения взамен Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в декабре 2009 г. Лидеры России и США сошлись на том, что уровень сокращения СНВ должен быть ниже того, что предусматривался Договором об СНП от 2002 г.

20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.

РЕВОЛЮЦИЯ — в самом широком смысле это радикальное, коренное изменение любого устоявшегося годами (а то и веками) порядка протекания различных процессов.

Нет ни одной области общественной жизни, где ни происходили бы эти внезапные, неожиданные перевороты. Они случаются в государствах и в умах, в технологиях и искусстве, в науке и технике, в религии и поведенческих стереотипах, в литературе и моде… Но в какой бы сфере ни проходила революция, она неизменно сопутствует иной форме протекания общественных процессов, своему антиподу — эволюции.

Эволюция — это медленные, постепенные и последовательные изменения, не приводящие к скоротечному, катастрофическому разрушению существующей системы, к которым ведут революции.

Гораздо чаще термин «революция» используется для характеристики политического переворота, в результате которого происходит смена власти и правящих элит.

Степень глубины революционных изменений измеряется характером задач социальных групп, классов, каст, партий, совершивших переворот. Так, многочисленные военные перевороты в ряде латиноамериканских, азиатских и африканских государств, «бархатные» и «цветные» революции последних лет, квалифицируемые как «революция» (и, как правило, так и воспринимаемые в массовом сознании) приводили к банальной замене одной правящей элиты на более энергичных конкурентов и не вели к качественным переменам в экономике, политике, социальной жизни этих стран. Другие же — революция в Англии в XVII в., война за независимость в США и Великая французская революция в XVIII в., Февральская в России вместе с Октябрьской революцией большевиков 1917 г., ис ламская революция 1979 г. в Иране

Революция

имели колоссальные, как для этих государств, так и для всего мира последствия.

Природа революций, причины, движущие силы, мотивы, специфика их реализации, характер последствий — все это до сих пор является предметом горячих дискуссий не только в научном мире, но и в самых широких кругах далекой от науки общественности.

Иррациональный характер протекания революционных процессов, их стихийность, противоречивость, непредсказуемость, неуправляемость, разрушительность — все это заставляет массовое сознание воспринимать революцию как аналог природной катастрофы, страшного стихийного бедствия.

В попытках понять, почему незыблемый, казалось бы, порядок мироустройства может рухнуть буквально в один день, а привычные, нередко веками существовавшие нормы социального поведения, моральные и религиозные устои окажутся отброшенными за ненадобностью теми же, кто являлся их хранителем, люди обращались к священным книгам.

Практически во всех сакральных текстах мировых религий сформулированы развернутые эсхатологические учения с подробным описанием признаков, которые будут возвещать и сопровождать конец человеческой истории.

Для современников революций и бунтов яркие, выразительные апокалипсические образы писаний служили своеобразным понятийным аппаратом для толкования происходящего.

Смута, кровопролитие, разруха — неизбежные спутники революций — воспринимались как небесная кара за прегрешения рода человеческого перед Творцом. И сами творцы революций убеждены были в том, что они — орудие в руках Бога, Судьбы, Провидения, призванные искупить кровью, своей и чужой, грехи человечества и построить справедливое Царство земное по образу и подобию Царства Небесного. Этим руководствовались и соратники О. Кромвеля в Англии (XVII в.), и протестантыизуверы вроде Томаса Мюнцера и Иоанна Лейденского (XVI в.), безжалостно расправлявшиеся с инакомыслящими в Германии, и американские пуритане, в своем стремлении построить «Град на Холме» безжалостно уничтожавшие индейцев.

Провиденциализм стал важным инструментом объяснения причин революций и для сторонников научного социализма — К. Маркса, В. Ленина и их последователей. Только, по представлениям марксистов, спасителем человечества явится не Машиах иудеев, не Иисус христиан, не Махди мусульман, а вооруженный знанием законов общественного развития пролетариат, руководимый партией революционеров. Именно этому классу объективно предназначено, предопределено построить коммунизм — рай на Земле. А неизбежность эта вытекает из основополагающего закона общества — учения о мировой истории как смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).

Причиной смены является конфликт между непрерывным ростом производительных сил общества и устаревающей системой производственных отношений. Объективная необходимость разрешения этого противоречия и приводит к революции. Движущими силами ее выступают классы, заинтересованные в свержении существующего строя и замене мешающих развитию общества производственных отношений (т. е. господствующей формы собственности) новыми, более прогрессивными.

Уже первая масштабная попытка реализации учения о смене капиталистической общественно-экономической формации путем пролетарской революции была фактически ревизией учения Маркса.

В России, где большевики во главе с Лениным совершили Октябрьский переворот, не было объективных предпосылок для «смены формаций», а пролетариат численно и идейно не подходил для мессианской роли коллективного освободителя. Неудивительно, что революционный процесс в России после 1917 г. пошел таким чудовищным, иррациональным путем, поставив государство с тысячелетней историей на грань распада. Аналогично и итальянские фашисты, и немецкие нацисты пришли к власти под лозунгами «социальной революции». Реализация же ее идей вскоре привела к Второй мировой войне.

Тесная связь войн и революций несомненна. Во-первых, редко революционный переворот осуществляется в условиях прочного мира. Он происходит либо в воюющей стране, либо в преддверии надвигающейся войны, либо выступает одним из ее следствий. Во-вторых, сама революция, оборачивающаяся, как правило, резней и гражданской войной, провоцирует боевые действия с другими государствами (а собственная страна превращается либо в объект внешней агрессии, либо в агрессора).

Следующий за революцией хаос через большой промежуток времени приводит к «обратному движению маятника» к диктатуре, «железной руке», авторитарному порядку, который смягчается только через немалое количество времени.

Сторонники «революций» говорят о том, что после «переходного периода» инновационный эффект революции бывает большим, чем ущерб от вызванного ею хаоса, но это утверждение умозрительно и не подтверждается историческими фактами.

Как правило, время и силы, затраченные на одно лишь восстановление хотя бы дореволюционного уровня настолько велики, что у страны не остается сил нагнать тех, кто шел нереволюционным путем. Это в свою очередь приводит к новому кризису, возможно, новой революции, новому хаосу и новому рывку.

Французский философ А. Камю сравнивал эту модель с образом греческого Сизифа, вынужденного постоянно закатывать в гору скатывающийся камень, не успевая насладиться

Российская империя

Р

плодами своих трудов и счастьем постепенной, нормальной размеренной жизни и работы. Выйти из «ловушки Сизифа», слезть с иглы наркотика революции, рывкообразной модели развития, очень трудно, это требует сознательной воли целого народа.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Формально начало новой, имперской, эпохи в истории России датируется 1721 г., когда русский царь Петр Алексеевич Романов был провозглашен императором.

Именно при Петре I начался переход от существовавшей на Руси в XVII в. сословно-представительной монархии к абсолютной. Этот процесс завершился лишь ко второй половине XVIII в., во времена Екатерины II, когда в России сформировалась «просвещенная монархия ». Императорская Россия, просуществовавшая 2 столетия, знаменовала собой качественно новый этап в развитии русской государственности.

В исторической литературе господствует точка зрения, что Петр I решительными действиями сумел обеспечить условия, при которых начался невиданный в истории страны подъем во всех сферах — экономике, военном деле, просвещении, градостроительстве, внешней политике.

За короткое время Россия сумела преодолеть наметившееся техническое отставание от передовых государств и стала великой европейской державой. Цена реформ, конечно, была высока: они сопровождались тотальным террором царской власти в отношении собственного народа.

Потребность в реформах для России осознали задолго до Петра I. Уже в XVII в. обозначилось отставание страны от ведущих европейских государств во многих областях, изоляционизм Московского государства губительно сказывался на экономике страны.

Преобразования начались уже при первых Романовых. Именно тогда появились полки иноземного строя, первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия, активно развивались первые мануфактуры, шло строительство новых городов и крепостей, в результате успешных войн были присоединены значительные территории, вошла в состав государства Левобережная Украина.

Преобразования шли, конечно, медленно, непоследовательно, но происходили практически во всех сферах. В царствование же Петра страна была серьезно дестабилизирована. В своем стремлении уничтожить старину и насадить европейские порядки Петр безжалостно крушил складывавшиеся веками традиции. Упразднив патриархат, царь фактически разрушил одну из основ русской цивилизации. На протяжении многих веков Церковь была силой, которая удерживала Русь от распада в период самых тяжелых испытаний и организовывала, вдохновляла народ на борьбу с врагами. Именно духовенство выступило консолидирующей силой Руси и во время Орды, и в период Смуты. И все же у Петра фактически не было выбора. Чтобы догнать, а главное, перегнать Европу в экономическом, техническом, культурном отношении, Россия неизбежно должна была стать светским государством.

Православие, в отличие от других христианских конфессий, неагрессивно, в наименьшей степени нацелено на решение чисто светских задач и не способно, как католицизм и протестантизм, играть роль идеологичес кой программы завоевания. Православие распространялось среди народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, вошедших в империю мирно, на добровольной основе.

Как идеологическая программа европейского направления российской внешней политики исконная вера русских не подходила. Петр неслучайно избрал протестантский проект, который реализовывался в самых развитых европейских странах — Англии, Голландии, Швеции, а не католический, предполагающий активное вмешательство церкви в государственные дела.

Ориентация Петра I на Запад не была, однако, простым подражанием. Проект Петра состоял в том, чтобы, переняв все лучшее у Европы, стать лидером, центром западного мира. Петр хотел создать в России новую столицу, Санкт-Петербург, которая была бы большей Европой, чем сама Европа, и победить Запад его же оружием: науками, духом, идеями, просвещением. Именно поэтому Петр начинает перекачку мозгов, встречается с главным философом того времени — Лейбницем, делает ставку на флот как основу тогдашнего могущества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: