Октябрьские события 1993 г.
с итальянскими сенаторами заявил, что «сейчас складывается такая ситуация, когда уже можно предложить президенту сменить практически недееспособное правительство». Солидарен в оценках деятельности кабинета министров с Хасбулатовым был и вице-президент А. Руцкой, также сыгравший серьезную роль в событиях августа 1991 г.
В немалой степени на то, что раскол правящей команды, пришедшей к руководству после ликвидации ГКЧП, произошел так скоро, повлияли и личные амбиции лидеров страны. Ни Руцкой, ни Хасбулатов не могли смириться с тем, что им отведена заведомо второстепенная роль при всенародно избранном Президенте России.
Но главное, что привело к октябрьской трагедии 1993 г., это непримиримые противоречия между продолжавшими действовать и после августа 1991 г. Советами, которые отрицали принцип разделения властей, с одной стороны, и ориентированной на Запад «реформаторской» группой Ельцина, сделавшей ставку на построение в России государства по образцу западных демократий — с другой. Эти противоречия неизбежно должны были разрешиться в пользу одной из конфликтующих сторон.
Хотя VI съезд народных депутатов РФ, открывшийся 6 апреля 1992 г., подверг жесткой критике Президента и его правительство, он все же принял Декларацию о поддержке экономической реформы в стране. Но уже в мае Б. Ельцин на встрече с рабочими г. Череповца дал крайне негативную оценку деятельности парламентариев, сказав буквально следующее: «Этот съезд надо разогнать к чертовой матери».
VII съезд народных депутатов, начавшийся 1 декабря 1992 г., попытался внести изменения в Конституцию, ограничивающие полномочия исполнительной власти. В ответ Ель цин 10 декабря с трибуны съезда, оценив это как «ползучий переворот», обвинил Р. Хасбулатова в стремлении восстановить «тоталитарную советско-коммунистическую систему» и предложил назначить на январь 1993 г. референдум о доверии Президенту и Верховному Совету.
|
Конфликт тогда удалось уладить принятием совместного заявления президента и съезда, в котором стороны соглашались провести референдум 11 апреля 1993 г. На всенародное обсуждение было предложено вынести вопрос: быть России парламентской или президентской республикой. Депутаты приняли постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Съезд выступил против кандидатуры «младореформатора» Е. Гайдара на пост премьер-министра и проголосовал за назначение на эту должность хозяйственника В. Черномырдина, долгое время проработавшего в топливноэнергетической отрасли. Многие политологи и аналитики оценили декабрьский компромисс 1992 г. как «паритет слабости».
На VIII съезде, собравшемся 10 марта 1993 г., народные депутаты фактически отказались от принятых ранее договоренностей с исполнительной властью. В ответ на это Президент РФ 20 марта в телевизионном обращении к гражданам России заявил, что смысл конфликта «в глубоком противоречии между народом и прежней большевистской антинародной системой» и сказал, что подписал Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса.
Конституционный Суд под председательством В. Зорькина 22 марта вынес решение, что предпринимаемые главой государства действия противоречат 9 статьям Конституции. Именно поэтому экстренно собравшийся 26 марта IX съезд депутатов оценил действия Ельцина как попытку государственного переворота и впервые в отечественной истории попытался провести импичмент — предусмотренную Конституцией процедуру отрешения главы государства от власти.
|
Но необходимых голосов для этого съезду набрать так и не удалось. Вновь был найден компромисс и принято решение о проведении 25 апреля референдума. 107 млн граждан России, имевшим право голоса, предлагалось ответить на 4 вопроса:
1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов депутатов Российской Федерации?
Но состоявшийся референдум не дал четкого ответа на главный вопрос: какой же хотят видеть свою страну россияне — президентской республикой с ограниченными полномочиями законодательной власти или парламентской.
Несмотря на мощное пропагандистское воздействие со стороны президентских структур, которые монополизировали телевидение, радио и газетные полосы, население проявило пассивность. 38 млн избирателей референдум проигнорировало. 40 млн граждан оказало президенту доверие, 27 млн — отказало в нем. Его политику поддержало 36 млн чел., а отвергло столь же впечатляющее количество граждан — 31 млн. Но формально это давало право считать референдум состоявшимся: для этого нужно было набрать более половины голосов граждан, принявших участие в опросе.
|
А по 3 и 4 вопросам необходимого количества голосов набрать так и не удалось. Более того, результаты голосования по регионам убедительно продемонстрировали, что ни президент, ни Верховный Совет не обладают в стране достаточным авторитетом, а общество расколото. Противоборствующие стороны попытались истолковать результаты референдума в свою пользу.
Президент сформировал Конституционное совещание для выработки проекта Основного закона государства. Конституционная же комиссия,
Олигархия
О
сформированная в свое время съездом народных депутатов (ее председателем также был президент), разрабатывала альтернативный проект. 5 июня, выступая на Конституционном совещании, Ельцин заявил, что «Советы и демократия несовместимы».
1 сентября Ельцин издает Указ об отстранении от должности вицепрезидента Руцкого, заявившего о наличии у него обширного материала о коррумпированности правительства, и вице-премьера Шумейко. Оппоненты президента объявляют этот документ антиконституционным. 21 сентября, выступив по телевидению, Б. Ельцин объявил, что подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Им прекращалось «осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций» съездом народных депутатов и Верховным Советом, и назначались на 11–12 декабря выборы в новый парламент — двухпалатное Федеральное Собрание. Свои действия, шедшие в разрыв с существовавшей Конституцией, Ельцин объяснил тем, что «безопасность России и ее народа имеют большую ценность, чем формальное соблюдение изживших себя норм».
Верховный Совет немедленно собрался на заседание и, опираясь на решение Конституционного суда, квалифицировал произошедшее как государственный переворот, и на основании ст. 121.6 Конституции РФ принял решение об отстранении Ельцина от должности президента. Вице-президент А. Руцкой принял присягу в качестве главы государства.
Вечером 23 сентября в Белом Доме начал работу X Чрезвычайный съезд народных депутатов России, депутаты непрерывно заседали, назначая своих министров и формулируя указания сподвижникам за пределами оцепленного и лишенного телефонной связи, а затем электричества и воды Дома Советов. В стране сложилось двоевластие. В регионах представители исполнительной власти занимают, в основном, сторону Ельцина, а законодательной — Верховного Совета.
Попытки мирного разрешения конфликта, предпринятые Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, успехом не увенчались. 2 октября произошли первые столкновения с милицией сторонников ВС. 3 октября последние прорвали кольцо оцепления вокруг здания Верховного Совета. В 16:00 Б. Ельцин подписал указ о введении чрезвычайного положения в Москве.
Выступая перед публикой, А. Руцкой и Р. Хасбулатов призвали создавать отряды и штурмовать мэрию, телецентр Останкино и Кремль. К 16:45 боевые группы генерала А. Макашова захватили здание мэрии и на грузовиках отправились в Останкино, где предприняли попытку штурма телецентра, приведшую к многочисленным жертвам. Ночью по указанию министра обороны П. Грачева в Москву прибыли танки Таманской дивизии, был подготовлен план штурма Белого дома, который начался 4 октября в 9:20 утра.
Обстрел верхних этажей здания транслировался в прямом эфире телевидения. В 15:00 бои в здании начинают бойцы спецподразделения «Альфа», которым вскоре сдались Руцкой, Хасбулатов, Макашов (их арестовали и препроводили в Лефортовскую тюрьму).
По данным Генпрокуратуры РФ, число погибших 3–4 октября 1993 г. составило около 150 чел. Отечественные и зарубежные очевидцы оценивают количество жертв выше, по меньшей мере, на порядок.
7 октября, когда состоялись похороны погибших на Краснопресненской набережной и в других местах Москвы, ставших ареной вооруженного противостояния, был объявлен днем общенационального траура.
Разгром оппозиции позволил команде Ельцина демонтировать остатки существовавшего до октября государственного устройства и на основе президентского варианта Конституции объявить одновременно референдум о принятии его в качестве Основного закона страны и выборы в Федеральное собрание.
Сторонники Ельцина настаивали на том, что без ликвидации власти Советов либеральные реформы невозможны. Но уже итоги выборов в Государственную Думу в декабре 1993 г. продемонстрировали полный провал навязанной вооруженной силой западной модели развития: либералы на них с треском провалились.
Трагедия 3–4 октября стала итогом целого периода отечественной истории, завершающей частью демонтажа советской империи, начавшегося в дни «августовского путча».
ОЛИГАРХИЯ (от гр. «олигос» — богатый, избыточный и «архее» — начало, власть; буквально — «власть богатых») — способ организации власти, характеризуемый тесным взаимодействием и взаимопроникновением государственных органов и относительно небольшой группы лиц, контролирующих экономику.
Олигархия базируется на общности интересов двух этих слоев населения и неизбежно порождает коррупцию.
Об олигархии писали еще античные мыслители. Аристотель, размышляя о корнях, порождающих олигархические режимы, подчеркивал, что они возникают из «неправильной», выродившейся аристократии. Во времена философа аристократы, знатные, лучшие люди в большинстве греческих полисов уже в значительной степени потеряли духовные ориентиры, и власть стала олигархической.
По классификации Аристотеля, олигархия является одним из видов «испорченного», неправильного государства, т. к. согласно его теории, по справедливости преуспевание и заслуги в чем-либо одном не долж ны вести автоматически к привилегиям в другом. Власть не должна вести к богатству, а богатство к власти. Олигархия же напротив, характеризуется полным слиянием богатства и власти, использованием власти в интересах наживы узкого круга лиц, использованием денег для доступа к репрессивным и публичным возможностям государства.
Олигархия
О
Деятельность олигархов противоречит интересам государства и всего народа, поэтому состояние олигархии всегда исторически временно, государство, больное олигархизмом, как правило, прекращает свое существование либо в результате завоевания, либо в результате революции и гражданской войны. Перерождения в нормальную форму правления также бывают.
Олигархии были довольно распространены в позднем Средневековье, в результате чего политическая мысль Нового времени довольно жестко реагировала и критиковала подобные режимы. Практически все политические мыслители требовали разделения сфер государства (власти) и гражданского общества (частью которого является бизнес).
Для олигархии характерна практически полная бесконтрольность. Законодательные органы власти в условиях господства олигархов превращаются в декоративные, исполнительная власть, включая лицо, занимающее высший государственный пост в стране, прямо или опосредованно контролируются олигархами. Для поддержания своего господства олигархия использует различные методы: от подкупа чиновников до вооруженного подавления социального протеста населения. (Насилие чаще применялось в отсталых государствах Латинской Америки, Африки и Азии).
Олигархия определяет практически все процессы мировой экономики и политику целых государств. Уже к концу XIX в. произошел процесс слияния финансового капитала с промышленным, и возникла финансовая олигархия.
Именно противоречиями между различными группами олигархов часто объясняют причины Первой мировой войны. Крупные финансовопромышленные группы в Германии активно поддержали Гитлера. Более того, в «третьем рейхе» была создана система, когда интересы олигархии полностью обслуживались всей мощью репрессивного аппарата. На экономику работали миллионы пленных, немецкие компании получали преференции на завоеванных фашистами территориях. В свою очередь, олигархический капитал (не только немецкий, но и американский) щедро финансировал нацистское государство, многие его представители занимали высокие посты в гитлеровской иерархии.
В послевоенный период финансовый олигархический капитал приступает к формированию транснациональных компаний. В настоящее время мировая олигархия правит именно через ТНК. Противоречия между государствами (где нет олигархических режимов) и международными ТНК составляет один из главных конфликтов современности.
В Российской Федерации после 1991 г. сложился режим власти либералов, которые не просто опирались на поддержку крупного капитала, которого в России еще не было, но активно принялись его формировать. Государство одну за другой сдавало свои позиции в пользу быстро развивающихся финансовых групп. По сути оно безответственно отказывалось от выполнения своих функций. Это объяснялось тем, что, быстрыми темпами формируя класс крупных собственников, чиновники были экономически заинтересованы в итогах дележа бывшей государственной собственности. Этот дележ проходил посредством захваченных «младореформаторами» рычагов власти, кулуарно, в узком кругу «своих». Таким образом, олигархия формировалась из числа лиц, близких по взглядам (а иногда и лично) к тем, кто организовывал передел собственности в 1990-е.
Ваучерная приватизация привела к форсированной передаче бывшей государственной собственности в руки близких к власти людей. Еще богаче стали будущие российские олигархи после проведенных с нарушением всех законов и норм залоговых аукционов. К середине 1990-х гг. неболь шая группа людей стала владеть большей частью собственности, созданной трудом многих поколений. В руках олигархов оказались и стратегические отрасли российской экономики: добыча нефти и газа, электрические сети, добыча никеля, золота, редкоземельных металлов. Но самое главное, они стали тесно проникать в структуру государственной власти, под их контролем находились целые министерства, регионы, партии. Тем самым они приобрели сущностные признаки олигархии.
Само слово применительно к близким к власти российским нуворишам вошло в обиход не ранее 1995 г., а окончательно закрепилось в современном словаре российской политики только в 1998 г., после вызвавший широкий резонанс конференции «Будущее России: демократия или олигархия». Однако как феномен олигархия уже успешно к тому времени существовала.
Несмотря на то, что олигархия — довольно распространенная болезнь всех государств, почти нигде она не является признанным добром и легальной формой правления. Исключением был именно период конца 1990-х гг. в России, когда олигархи, открыто деля власть, собственность и медиаресурсы, заявляли, что «власть — это наемный менеджер капитала» (Б. Березовский). Такому взгляду способствовало позитивное перетолковывание либералами старого ошибочного марксистского тезиса об «экономике как базисе общества».
Непрочный, во многом искусственный характер российской олигархии ярко проявился во время попыток некоторых из крупных предпринимателей, которым стало недостаточно их финансового влияния и возможности подкупа чиновников, непосредственно стать властью. С приходом В. Путина, объявившего о диктатуре закона (один из первых шагов президента), всевластие олигархов в политике стало сходить на нет. Новый глава кремлев ской администрации Д. Медведев озвучил один из главных девизов первого президентского срока В. Путина: «равноудаление олигархов».
Впоследствии, 10 мая 2006 г., в своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент В. Путин пояснил: «Работая над ве
Олимпийские игры
О
ликой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на больные мозоли. И будем наступать на них впредь. Но это мозоли тех, кто старается достичь высокого положения или богатства — а может быть того и другого вместе — коротким путем, за счет общего блага».
То, что Российское государство частично возвратило себе контроль над рядом стратегически важных отраслей экономики, главным образом нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета, не является попыткой вторичной масштабной национализации образца 1918 г. Просто это тот инструмент, который позволит и обеспечить исполнение социальных программ, и создать условия для развития экономики. Это естественная реакция самосохранения российского общества.
В настоящее время в России удалось в значительной мере оздоровить государственные институты, направить их работу на соблюдение всеобщего, интереса, а не интересов отдельных собственников. Вместе с тем, в стране сохраняется проблема существенного имущественного расслоения общества. Показатель децильного коэффициента (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в регионе) в России равен 30 (в Москве — 37), в то время как в СССР он составлял 4,5, в Швеции — 5 и даже в США — 15.
Показное расточительство крупных российских предпринимателей давно уже стало излюбленной темой желтой прессы. Тем временем в стране умирают дети, чьи родители не смогли собрать на операцию 10 тыс. долларов, убивают священников за смехотворные, по меркам богатых людей, долги. Все это вкупе с довольно скромными темпами повышения благосостояния россиян ведет к росту социальной напряженности.
В результате мирового финансового кризиса позиции крупного бизнеса в стране пошатнулись. Особенно по страдали компании, которые активно расширялись за счет заемных средств. Так, компания «Русал» на конец февраля 2009 г. имела совокупную задолженность 17 млрд долларов, а ее владелец О. Дерипаска опустился в публикуемом журналом Forbes списке самых богатых людей планеты с 9-го места (2008 г.) на 164-е, потеряв 24,5 млрд долларов, или 87,5% своего состояния. Многим представителям крупного бизнеса пришлось заложить значительные пакеты акций своих предприятий под получение кредитов у государственных банков России, что очевидно является формой мягкой национализации.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ — всемирные спортивные соревнования (прообраз — древнегреческие Олимпийские игры).
С 1896 г. было проведено 26 летних Олимпиад, и трижды (1916, 1940, 1944) игры не состоялись из-за Первой и Второй мировых войн. С 1924 г. проводятся также зимние Олимпийские игры. С 1924 по 1992 гг. зимние Олимпиады проводились в те же годы, что и летние, с 1994 г. они проводятся со сдвигом в 2 года от летних. С 1922 по 1934 гг. проводились отдельно мировые женские Игры, а с 1925 по 1937 гг. — международные рабочие Олимпиады.
В Древней Греции Олимпийские игры устраивались в честь бога Зевса с 776 г. до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года и включали в себя состязания в езде на колесницах, пятиборье, кулачном бое и искусствах. На это время прекращались все войны между городами-государствами, над Элладой воцарялся «священный мир».
Первое время в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса, затем на них стали приглашать и представителей Коринфа, Спарты и других государств.
Вплоть до II века до н. э. в Играх могли участвовать только свободно рожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины (кроме жрицы Деметры) не допускались. Победителей Игр венчали в храме Зевса оливковой ветвью, в их честь создавались памятники при жизни. Олимпийский герой въезжал на колеснице в родной город не через обычные ворота, а через пролом в стене, который немедленно заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. В 394 г. принявший христианство римский император Феодосий I издал указ, запрещающий проведение Олимпийских игр как прославляющих языческих богов.
Впервые после античных времен соревнования под названием «Олимпийские игры» организовал в 1604 г. при поддержке английского короля Якова I королевский прокурор Р. Довер. В них участвовали атлеты, борцы, конники, независимо от пола и сословий. Эти соревнования проводились в течение почти 100 лет. В XVIII в. идеям олимпизма уделяли внимание Ф. Шиллер и Ж. Ж. Руссо. Соревнования под названием «Олимпийские игры» проводились в 1830-х гг. в Швеции, близ г. Хельсингборга, в 1844 г. — в Монреале (Канада), в 1859 г. — в Афинах.
Во второй половине XIX в. благодаря созданию первых международных спортивных федераций и проведению мировых чемпионатов спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения. Именно эта функция легла в основу возрожденных всемирных спортивных состязаний, с инициативой о проведении которых выступил французский гуманист барон П. де Кубертен в 1883 г. На учредительном конгрессе в Париже в 1894 г. его инициативу поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения — Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена Олимпийская хартия — свод правил.
Первая Олимпиада прошла в г. Афины (Греция) в 1896 г. В ней приняли участие 13 стран. На лондонской Олимпиаде 1908 г. впервые выступила команда России. Первую золотую медаль в олимпийской истории страны завоевал фигурист
Олимпийские игры
О
Н. Панин-Коломенкин. Уже на первых Олимпийских играх стало очевидно, насколько неразрывно связаны между собой спорт и деньги.
Собственно, весь современный спорт с его правилами возник не на гуманистической основе, не как реализация прекраснодушных идеалов просвещения и утопизма, а на основе тотализатора. На каждый из вновь возникавших в XIX в. видов спорта, вроде футбола и бокса, немедленно переносились правила скачек и ипподромов. Постепенно на олимпиадах стали делать деньги не только букмекеры, но и коммерсанты, оценившие возможности рекламы своих товаров. Так, на Олимпиаде 1928 г. в Амстердаме был впервые использован product plasement: спортсмены выступали в шипованной обуви «Дасслер», пили кока-колу, завезенную в количестве более 1000 ящиков в Голландию на корабле олимпийской сборной США, и т. д. Фактически «Кока-кола» выступила генеральным спонсором Игр и — единственный в истории олимпийского движения случай — страна-устроитель не потратила на проведение Олимпиады ни цента.
Со временем олимпиады превратились в элитные турниры ради прибылей магнатов обуви, напитков, СМИ. Так, за 2 недели зимней Олимпиады в Турине в феврале 2006 г. за счет доходов от рекламы, продажи права на трансляцию Олимпиады и, конечно, билетов, устроителям удалось собрать почти 1 млрд евро.
В 1936 г. Олимпиада в Берлине продемонстрировала, что изобретение Кубертена способно не только зарабатывать деньги, но и решать политические задачи. Провести XI Игры в Берлине МОК решил в 1932 г., до того как к власти в стране пришли нацисты. Новые хозяева страны рассчитывали, что состязания глобального масштаба помогут упрочить заметно пошатнувшуюся к 1936 г. репутацию Германии, а успех немецких спортсменов укрепит дух нации и докажет превосходство арийцев над представителями «неполноценных» рас. На Олимпиаду приехало около 4 млн болельщиков, освещали ее журналисты из 41 страны. Игры открыл Гитлер, и несколько делегаций во время торжественного шествия отдали ему нацистский салют. В командном зачете немцы заняли 1-е место.
Официальным хроникером олимпиады в Мюнхене Гитлер лично назначил Л. Рифеншталь. Фильм «Олимпия» стал шедевром пропагандистской кинодокументалистики.
Олимпийский дебют СССР состоялся летом 1952 г. в столице Финляндии. До этого русские спортсмены участвовали в Играх в 1912 г. XV Олимпиада превратились в битву между социализмом и капитализмом — победы своих спортсменов каждая из сторон представляла как доказательство превосходства своей системы. Паритет тогда был соблюден абсолютно: по количеству очков команда«новичок» разделила со спортсменами США 1-е место.
В годы холодной войны именно советские спортсмены были «лицом» нашего государства. Улыбчивые чемпионы из СССР легко разрушали насаждаемый западной пропагандой образ небритого большевика с кинжалом в зубах. А их громкие победы на олимпиадах были призваны служить яркой демонстрацией физического превосходства советской нации. Вот почему в те времена забота о Большом спорте, о количестве медалей на олимпиадах и победах в престижных мировых чемпионатах была одной из наиболее насущных забот государства. Тогда имена выдающихся спортсменов страна знала наизусть, их почитали как героев, каждый раз грудью встававших на защиту Родины — в каждой победе на льду, на беговой дорожке, ринге был отблеск великой Победы.
До 1992 г. советская команда неизменно становилась победителем олимпиад, уступив США лишь однажды — в 1968 г.
Олимпиады являлись (и во многом остаются до сих пор) инструментом политического давления на оппонентов. Те или иные страны могут быть объявлены «изгоями» и не допущены на Игры, как это было с Германией после мировых войн, и в свое время с Советской Россией.
Одним из средств воздействия на мировое общественное мнение в 1960–80-е гг. был бойкот Олимпиад. Так, в 1980 г. по инициативе США группа государств объявила бойкот Играм в Москве. Предлогом для бойкота Олимпиады стал ввод в 1979 г. в Афганистан советского военного контингента. Отказ СССР и его союзников от участия в следующих Играх 1984 г. в Лос-Анджелесе воспринимался мировым общественным мнением как своеобразная месть за бойкот Московской Олимпиады, хотя публично СССР о бойкоте не объявлял. По официальной информации отсутствие советской сборной в 1984 г. в Лос-Анджелесе было связано с неудовлетворительным уровнем безопасности.
Спорт и поныне остается предметом национальной гордости для большинства государств. Стремление чиновников МОК не допустить представителей России к высшим местам на Олимпийских играх, весьма заметное в последние годы, исходит из желания указать России, «где ее место», лишить россиян повода для гордости за свою страну.
Предвзятое судейство на Олимпиадах, допинг-терроризм, давление на олимпийских судей со стороны СМИ становятся настоящим оружием в новой холодной войне против поднимающейся России. Возмущение не только российской, но и мировой общественности вызвали такие вопиющие случаи олимпийского интриганства как снижение высоты гимнастического коня на 5 см перед прыжком С. Хоркиной, что не только привело ее к провалу на сиднейских Играх 2000 г., но и могло обернуться травмой; выключение музыки по время выступления российской команды по синхронному плаванию на Олимпиаде-2004 в Афинах; необоснованное занижение оценки гимнасту А. Немову на той же Олимпиаде (12-тысячный зал воспринял это решение с возмущением и в течение 10 минут стоя приветствовал нашего спортсмена).
Рекордными по количеству скандалов стали зимние Игры 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (США). Именно там произошел знаменитый инцидент с вручением второго комплекта золотых наград в парном фигурном катании канадцам Ж. Сале и Д. Пеллетье, занявшим 2-е место после Е. Бережной и А. Сихарулидзе. Отдавшую свой голос российской паре французскую судью М.-Р. Ле Гунь обвинили в том, что свое решение она приняла под давлением «русского мафиози» А. Тохтахунова («Тайванчика») и дисквалифицировали. Между тем Ле Гунь утверждает, что давление (в т. ч. угрозы физической расправы) оказывалось на нее как раз с противоположной стороны. Обвинения остались недоказанными, но все судьи извлекли урок: боишься за репутацию — завышай оценки тем, кого хочет Америка!
Олимпиада-2002 была отмечена и многочисленными допинг-скандалами, направленными против наших спортсменов. Так, за час до соревнований по лыжной эстафете с дистанции была снята вся женская команда России в связи с тем, то у фаворита сборной Л. Лазутиной был обнаружен в крови якобы повышенный гемоглобин. Требование российской стороны о проведении повторного анализа не было удовлетворено, хотя допинг-тесты полагается брать дважды, чтобы исключить возможность ошибки.
Олимпиады становятся ареной обостряющейся политической борьбы, способом унижения, умаления достоинства не только отдельных спортсменов, но и неугодных народов и стран. Помимо колоссального морального ущерба членам российской команды и болельщикам в России, эта борьба наносит удар и по российским компаниям-спонсорам, подрывая репутацию их брендов и обесценивая эффект от спонсорства. И сегодня уже мало кто еще ждет от олимпиад того, что подразумевал Кубертен, сочиняя строки оды: «О спорт!