В рамках ПНП «Образование» треть учителей прошла переподготовку, каждая десятая школа страны получила средства на реализацию инновационных программ. Полностью завершено оснащение школ интернетом. 20 тыс. лучших педагогов, которые внедряют в своей работе инновационные программы, получили гранты, поддержка была оказана и 11 тыс. лучших учеников. Созданы и развиваются по принципиально новым образовательным программам бизнес-школы, а также федеральные университеты.
Средний темп прироста объема жилья составил в 2006–07 гг. 18%, что в 3 раза превышает показатели 2005 г. Только в 2007 г. было построено более 710 тыс. квартир и индивидуальных жилых домов.
Во всех субъектах Федерации появились ипотечные программы для молодых семей, а во многих — и для работников бюджетной сферы. Доля сделок с использованием ипотечных жилищных кредитов увеличилась до 14% от общего количества сделок, заключаемых гражданами по приобретению жилья. Газифицировано 1200 нас. пунктов, 4,4 млн квартир и домовладений.
В 2007 г. средняя заработная плата в аграрном секторе выросла практически на треть против 25%, которые демонстрировали другие отрасли.
Число прибыльных предприятий возросло с 58% до 73%, уровень рентабельности — с 7% до 15%.
В рамках дальнейшего развития социальной сферы предполагается перейти в системе образования кподушевому финансированию, а в сфере здравоохранения — к одноканальной системе финансирования. В области градостроительной политики необходимо решить задачу строительства не менее 1 кв. м жилья на каждого россиянина в год (сегодня строится порядка 60 млн кв. м в год).
И здравоохранение, и образование, и агропромышленный комплекс, и жилищная сфера будут оставаться для нас долгосрочными приоритетами нашего развития. Возникает вопрос: появятся ли новые национальные проекты?
|
31 января 2008 г. на встрече с представителями молодежных движений Д. Медведев пояснил: «Браться за какие-то новые проекты можно в тех случаях, когда есть успех по предыдущим проектам. Делать это надо тогда, когда мы справимся с предыдущими задачами… Работа по данным проектам с достижением соответствующих контрольных цифр, с выходом на определенные результаты завершится в те сроки, которые были объявлены — это 2009 год».
Признается, однако, что резерв развития социальной сферы за счет точечных действий исчерпан, и в ближайшее время необходимо перейти к полноценным и комплексным решениям, необходимым для модернизации отраслей. В дальнейшем ПНП будут интегрированы в программу долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г.
НАШИ — российское молодежное движение.
Образовано 1 марта 2005 г. как противовес радикальным молодежным организациям левого и правого толка. Учредительная конференция движения состоялась 15 апреля 2005 г.
Движение фактически является правопреемником другой молодежной организации — «Идущие вместе». Основная декларируемая цель движения — глобальное лидерство России, понимаемое не как ее военно-политическое доминирование над другими странами и народами, а как «влияние России в мире, основанное на привлекательности российской культуры, образа жизни, политического, экономического и социального устройства». Достижение этого возможно лишь при сохранении суверенитета и целостности страны и личной свободы каждого ее граж данина, последовательном осуществлении экономической и политической модернизации России.
|
Ключом к модернизации страны, по мнению «Наших», является «смена формата мышления политической, экономической и административной элиты страны».
Своей главной задачей движение определяет создание в России новой генерации лидеров, которая должна сменить у власти поколение пораженцев.
Для подготовки нового поколения управленцев движение проводит лекции с участием ведущих российских и западных экономистов, юристов, политологов на оз. Селигер каждое лето проводится двухнедельный Всероссийский слет, где комиссары и сторонники движения посещают лекции, участвуют в дискуссионных клубах, занимаются спортом и учатся «выживать в экстремальных условиях».
Многие активисты «Наших» проходят стажировку в крупных госкомпаниях («Газпром », РАО ЕЭС и проч.) с перспективой устроиться туда на работу.
Движение декларирует поддержку В. Путина и его политического курса, выступает за недопущение в России украинского варианта смены власти (см. «Бархатные революции »), за сохранение политической стабильности в стране, формирование в России действующего гражданского общества. Инструментами создания гражданского общества «Наши» полагают массовые акции, постоянное присутст вие в СМИ, каждодневную работу с органами государственной власти, бизнесом и общественными организациями, социальные инициативы и их поддержку, организацию территориального общественного самоуправления и т. д. Все это должно пробуждать у молодежи интерес к общественной жизни и политике, внушать обществу чувство исторического оптимизма, веру в перспективы России.
|
Актив движения «Наши», который составляют около 5000 федеральных комиссаров из 30 регионов Центральной России, разбит на сектора по направлению деятельности (политическая работа, правозащитная деятельность, аналитика, экономика, журналистика, массовые акции, добровольные молодежные дружины и т. д.).
В 2008 г. движение «Наши» структурировало себя в несколько направлений и движений: «Наши строители», «Наши выборы», «Сталь» и многие др.
НГО / НКО — (аббр. от словосочетаний «негосударственные организации» и «некоммерческие организации») — сеть всевозможных общественных движений, комитетов, фондов, институтов и прочих учреждений, относящих себя к сфере гражданского общества.
Первые НГО/НКО, основанные в начале ХХ в. Дж. Рокфеллером, Э. Карнеги, Г. Фордом, объявили своей целью снять с государства бремя помощи науке, искусству, охране окружающей среды и т. д. В действительности эти фонды открывались для уменьшения налогооблагаемой базы, создания постоянно действующего механизма влияния на социально-культурные процессы и повышения репутации своих хозяев в глазах общественности.
Вскоре стало очевидно, что НГО/НКО способны решать и иные задачи. Фонд Форда (Ford Foundation), основанный в 1930-е гг. Г. Фордом, после Второй мировой войны перешел в управление Совета Попечителей и одним из первых включился в холодную войну. В 1952–54 гг. его президентом был Ричард Биссель, вскоре ставший замдиректора ЦРУ, затем его сменил Дж. Макклой (бывший президент Всемирного Банка, замминистра обороны США), который создал в фонде особый отдел для совместных операций с ЦРУ. Уже с 1950 г. фонд начал выполнять задачи, поставленные перед ним американским истеблишментом и обусловленные противоборством двух супердержав — США и СССР. В конце 1980-х гг. фонд начинает прямую финансовую поддержку диссидентских и «правозащитных» организаций в СССР, Польше, Венгрии и Чехословакии, «чтобы ускорить процесс демократизации и экономического реформирования этих государств». Если учесть, что годовой бюджет Фонда Форда достигает 600 млн долларов, можно оценить объем этой поддержки. И это лишь один из многочисленных каналов финансирования холодной войны.
Еще более активную деятельность развил на территориях стран Восточной Европы американский финансовый спекулянт Дж. Сорос и его фонды, в т. ч. институт «Открытое общество» (Open Society Institute). Свою
Неоконсерватизм
Н
цель Сорос определяет как создание в незападных странах «открытых» структур, которые бы постепенно выводили из-под контроля государства и общества культурные, образовательные, социальные и другие функции, формировали бы правовое сознание жителей этих стран по привнесенным извне образцам и открывали страны для беспрепятственного доступа ТНК.
ЦРУ рассматривает НГО/НКО как «лучшее прикрытие финансовых расходов». «Сотрудничество с уважаемыми и престижными фондами позволяет ЦРУ финансировать практически неограниченные суммы на программы, воздействующие на молодежные группы, университеты, издательства и другие частные институты, включая правозащитные организации», — говорилось в материалах слушаний Конгресса США по деятельности ЦРУ (1976). Там же указывалось, что из 700 грантов, потраченных основными американскими фондами на «международные проекты», от ЦРУ было получено почти 50% сумм. С ЦРУ, Государственным департаментом США или крупнейшими ТНК явным или тайным образом связано большинство НГО и НКО.
Их основная цель — шпионаж, воздействие на массовое сознание и финансирование проектов, связанных с продвижением западных интересов и интересов частного бизнеса на территории др. государств под прикрытием благотворительности, борьбы за права человека, распространения религиозных и гуманитарных идей, практик и т. п.
Часто итогом деятельности НГО и НКО являются «бархатные революции», направленные на десувере низацию государств и установку в них режимов управляемой демократии. Например, на Украине, по данным министерства юстиции, на 1 января 2004 г. было зарегистри ровано 399 международных организаций, 421 благотворительная организация с международным статусом, 179 структурных ячеек неправительственных общественных организаций зарубежных государств.
Сеть негосударственных организаций (НГО) на Украине развивается в первую очередь благодаря иностранной денежной помощи. За годы независимости Украины сложился активно действующий институт зарубежных доноров НГО.
Насколько большое значение придается деятельности НГО/НКО, стало понятно в декабре 2005 г., после обнародования поправок, которые собиралась принять Государственная Дума РФ к законопроекту «О не коммерческих организациях». Эти поправки, внесенные группой представителей всех фракций во главе с адвокатом А. Макаровым, должны были ужесточить государственный контроль над подобными учреждениями, действующими на территории России. В частности, законопроект предполагал усиление контроля над расходованием средств НГО/НКО и запрет для иностранных некоммерческих объединений создавать на российской территории филиалы или представительства.
Тогда свою чрезвычайную обеспокоенность выразили представители Государственного департамента США, группы по академическим обменам, церковь мормонов и свидетели Иеговы, а также заместитель госсекретаря США Томас Бернс, проведший разговор на повышенных тонах с работниками российского МИДа. В те же дни были озвучены и сомнения в целесообразности дальнейшего членства России в«Большой восьмерке ».
Наибольшее возмущение вызвали у представителей западного истеблишмента пункты законопроекта, предписывающие отказ в регистрации тем некоммерческим организациям, цели, задачи и формы деятельности которых противоречат Конституции РФ или направлены на осуществление экстремистской дея тельности, либо же легализацию денежных средств, полученных противоправным путем.
Беспрецедентное давление на Россию, значительно превосходящее, например, давление, которое испытывала Москва в разгар уголовного преследования ЮКОСа, заставило В. Путина поднять вопрос о необходимости внести серьезные изменения в законопроект о поправках. Одновременно в декабре 2005 г. прозвучало заявление от директора Службы внешней разведки РФ С. Лебедева, не исключающего, по его словам, вероятности использования иностранными спецслужбами в своих целях гуманитарных миссий и неправительственных организаций. «Гуманитарные миссии, неправительственные организации очень привлекательны для всех разведок мира», — пояснил он. И добавил: «Разведчику необходимо прикрытие, маска, ширма».
В России в 2005 г. по официальным данным существовало 65 тыс. НПО, почти четверть их финансировалась непосредственно Госдепартаментом США. В то же время в самой Америке работает всего 26 подобных организаций, и ни одна из них не финансируется правительством России.
«Лидерами» в финансировании российских правозащитных организаций являются частные «благотворительные» фонды Ford Foundation и Open Society Institute и американские государственные НКО — Агентство США по международному развитию (USAID), участвовавшее в приватизации в России, и Национальный фонд развития демократии (NED).
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ — возникшее в 1970-е гг. идеологическое течение на Западе.
Приставку «нео» («новый») консерватизм получил в результате не коего обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность.
После Второй мировой войны, победы СССР, успехов восстановлении страны, запуска первого спутника и человека в космос, проведения фестивалей молодежи, успеха национально-освободительных движений, во всем мире победу одерживала левая идеология.
Обновленный консерватизм интегрировал в себе все, что противостояло левому, т. е. оказался смесью тра
Неоконсерватизм
Н
диционного консерватизма (без крайностей антисемитизма, фашизма, традиционализма, клерика лизма) и либерализма. По меткому выражению И. Кристола, неоконсерватор — это «либерал, схваченный за горло реальностью». Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому.
Как ни парадоксально, но мыслить по-новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средствами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы «консервативны, потому что они либеральны».
Чтобы сохранить ценности свободы и демократии в современном мире, надо иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений. Как говорил видный лидер германской социал-демократии В. Брандт, «сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение».
Неоконсерватизм отличается тем, что интегрирует в качестве существенных многие либеральные ценности: например, уменьшение государственного регулирования; свободу частного предпринимательства. Если раньше консерваторы и либералы противопоставляли религию и свободу, то у неоконсерваторов сама свобода стала «религией», т. е. обязывающей нормой, со своим культом и жрецами, своими заклинаниями и формулами, внешними символами, которым поклоняются, ставят памятники, пропагандируют, насаждают.
В программе неоконсерваторов возрождение авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации, противостояние социальным программам, миграции, в интересах «коренных» наций, геополитический прагматизм во внешней политике.
Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется 3 основных направления.
Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Ф. Хайека, М. Фридмана и всех, кто исповедует т. н. философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики: «Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей»; «Нет — социальной защите!».
Другое направление неоконсерватизма по сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии «новых правых» во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зрения «новых правых», европейская культура должна «вспомнить» о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской и арабской (исламской) традиции. В этом варианте неоконсерватизма ярко видно отличие от консерватизма старого, в котором к религии, особенно христианской, было позитивное отношение. Причем, чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих не оконсерваторов, породило в Европе XIX–XX вв. социализм и коммунизм.
В основе третьего и, очевидно, наиболее близкого к консерватизму ортодоксальному, течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам.
Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что «каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного», т. е. «того, как следует консервативно думать и действовать в данное время».
Для анализа общественных проблем они используют новейшие достижения политической и философской антропологии (А. Гелен), этологии (К. Лоренц), системных исследований (Н. Луман). Значительную роль в т. н. «консервативном наступлении» 1970–80-х гг. сыграл австрийский политолог Г.К. Кальтенбруннер, занимавший антиклерикальную позицию.
В работе «Трудный консерватизм» (1975) он сформулировал 6 основных принципов неоконсерватизма:
1. Преемственность (верность традициям, создание материальных и духовных условий сохранения духовного наследия и идентичности общества).
2. Стабильность (важнейшее условие сохранения ценностей в обществе все более нарастающих революционных изменений).
3. Порядок (гарант стабильности и преемственности, обеспечивающийся такими общественными институтами как семья, профессия, право, государство).
4. Государственный авторитет (сила, способная противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и проводящая единую политическую линию).
5. Свобода (возможность индивидуальной и общественной инициативы — в рамках «авторитета и порядка».
6. Пессимизм (недоверие к планам строительства рая на земле, неверие в абсолютную справедливость и гармонию: «определенная доля пессимизма предохранит от иллюзии о счастье для всех, о достижении такого счастья путем реформ»).
Большие место в неоконсервативной мысли занимает творчество немецкого философа Г. Рормозера, призывавшего к консервативному
Неолиберализм
контрнаступлению на левую идеологию, разрушающую, по его мнению, идентичность немцев, и либерализм, приведший к абсолютизации инди видуализма и атомизации общества. В книге «Кризис либерализма» (1994) Г. Рормозер обращается к учению Г. Гегеля о нравственном государстве, функция которого состоит не только в упорядочивании отношений внутри общества согласно определенным формальным правилам, но и в наделении общества неким духовным смыслом.
Предоставленное само себе, лишенное духовного смысла, противопоставляющее себя истории, государству и религии общество разлагается; а жизнь человека лишается иного смысла, кроме удовлетворения потребностей (см. Общество потребления). Для реактуализации гражданских добродетелей, по мнению Рормозера, необходим возврат к христианству. Немецкий ученый обращается к опыту России, считая дехристианизацию советского общества выпадением из истории, а мощное христианское возрождение в 1990-е гг. — признаком того, что Россия гораздо раньше многих стран вернулась на рельсы консерватизма.
На примере России Рормозер демонстрирует также неспособность либерализма справиться я тяжелыми кризисными ситуациями в экономике и социальной сфере: «либерализм функционирует лишь в условиях нормального положения, когда существует относительно высокий уровень благосостояния и сильное среднее сословие выступает в роли стабилизирующей силы».
Критикуя либерализм за его утилитарность, антиисторичность, идеологичность, притязания на всеобщность, Рормозер, тем не менее, подчеркивает, что новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 1920-х гг., а именно вырождаться в слепой антилиберализм, поскольку без таких элементов либерализма, как возможность личной инициативы, открытость общественных процессов, современное общество нежизнеспособно. Консерватизм должен стать для либерализма тем противовесом, который бы «постоянно поворачивал его лицом к действительности».
Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тэтчер, Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. и др.
Теоретики неоконсерватизма — Лео Страус, Г.-К. Кальтенбруннер, Г. Рормозер, С. Хантингтон, П. Бьюкенен.
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ — (лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, получившее развитие в середине — конце XX в. и наследующее либерализму. Неолибералы исходят из требования максимальной свободы деятельности индивида в сферах политики, экономики, частной жизни и т. д.
Экономический неолиберализм опирается на тезис о недопущении вмешательства государства в экономику (laissez-faire) и постулировании неограниченной конкуренции как наиболее эффективного экономического механизма, обеспечивающего через свободное рыночное формирование цен регулирование хозяйственных процессов, рост общественного благосостояния и достижение социальной справедливости.
Неолибералы склонны истолковывать все общественные связи в терминологии рынка: человек как свободный предприниматель организует свою жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие рассматривает как контракт (акт куплипродажи).
Неолиберализм сформировался как реакция на отход в 1930–50 гг. правительств западных стран, политических институтов и крупных социальных мыслителей от основных постулатов либерализма. Так, в США теория саморегуляции рынка и концепция «государства как ночного сторожа» (формулировка Ф. Лассаля) ярко продемонстрировали свою несостоятельность во время Великой депрессии в США (1930-е гг.).
Крупнейший экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946), выступавший за сочетание конкуренции с государственным регулированием, стал одним из идеологов «государства всеобщего благоденствия» (welfare state): подразумевалось при активном «вмешательстве» государства в сферу экономики усиление социального сотрудничества и защиты населения от издержек капитализма.
В Германии конца 1940-х — 1960-х гг. проводником подобных взглядов стал канцлер Л. Эрхард, автор концепции «социального рыночного хозяйства», подразумевавшей сочетание рыночных рычагов, обеспечивающих экономическую эффективность с социально ориентированной деятельностью государства (контроль над формированием заработной платы, занятостью, социальным обеспечением и т. д.).
Преобладание роли государства в экономике Японии, Тайваня и др. стран АТР стало одной из причин «экономического чуда», наблюдавшегося в этих странах в 1960–90-х гг. Правительства этих стран отклонили неолиберальные доктрины американских советников, широко применяя государственное регулирование экономики, включая и механизм национализации целых отраслей.
Во многих странах «второй вол ны» азиатских экономических рекордсменов — Китае, Вьетнаме роль государства в экономике исключительно велика, а регулирование процессов осуществляется жесткими методами, характерными для планового способа ведения хозяйства.
Возникновение неолиберализма связывается с именем австрийскоамериканского экономиста Л. Мизеса (1881–1973), активного критика идей социализма. По его мнению, социализм как система неработоспособен, и применение социалистического принципа к части средств производства ведет к сокращению производительности труда и, соответственно, уменьшению общественного богатства. Напротив, «единственной работающей и эффективной системой человеческого сотрудничества в общест
Неолиберализм
Н
ве, основанном на разделении труда, является частная собственность на средства производства».
Не отрицая необходимости государства как «аппарата, призванного защищать частную собственность на средства производства», Мизес настаивает, что любое плановое регулирование экономики, как в условиях социализма, так и в условиях welfare state, исключает возможность рыночных принципов ценообразования. Отсутствие торгов за ресурсы и поиска наилучшей альтернативы приводит к «неэффективному и бездумному» использованию ресурсов. Причину роста неприятия либерализма в середине XX в. среди представителей различных слоев населения Мизес видит в их неудачливости и склонности искать причину своего неудовлетворительного положения не в своей лени и бездарности, а в недостатках политической системы. По Мизесу, это и является питательной средой различных коллективистских и социалистических доктрин.
Идеи Мизеса развивал его ученик и последователь Ф. Хайек (1899– 1992), удостоенный в 1974 г. Нобелевской премии по экономике. По Хайеку, свободный от государственного вмешательства рынок необходим, поскольку он способствует прогрессу (производство неизвестного продукта не может быть внесено в план) и гарантирует устойчивое снижение издержек производства (за счет рыночного механизма цен происходит отбор наиболее эффективного производителя тех или иных продуктов). В своих работах Хайек жестко оппонирует кейнсианцам, считая, что политика дешевых денег и создания рабочих мест за счет бюджета в перспективе грозит новыми экономическими проблемами. Хайек стоял на позициях монетаризма — теории, обретшей влиятельность в 1970-е гг. и опиравшейся на количественную теорию денег.
Наибольшее развитие идеи монетаризма получили в доктрине американского ученого М. Фридмена (род. 1912), нобелевского лауреата по экономике. Критикуя Кейнса, Фридмен утверждал, что с помощью кредитно-денежных рычагов необходимо влиять не на занятость и объем производства, а на цены. Фридмен предложил отказаться от гибкой кредитно-денежной политики в пользу поступательного наращивания денежной массы на 3–5% в год и ограничить чрезмерную свободу действий центральных кредитно-денежных органов (центрального банка и т. п.).
Теория М. Фридмана является ярким примером либертарианства. Либертарианство (от фр. libertaire — анархист) — идеологическое течение, возникшее в рамках экономического либерализма, рассматривающее такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование как частный случай воровства и грабежа, а поэтому подлежащий упразднению.
По мнению либертарианцев, сформированное в ряде стран Запада социальное государство должно быть уничтожено в пользу «общества равных возможностей», или «общества собственников».
Умеренные неолибералы выступали за ограничение функций государства монетарным регулированием и протекционизмом, а также за приватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионного обеспечения, за перевод науки на самоокупаемость. Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики является приватизация.
На государственном уровне неолиберализм воплотился в жизнь в Великобритании в правление Т. Блэра, а также в США в правление Б. Клин тона, декларировавшего: «Эра большого государства прошла». Многие западные ученые (Н. Хомски и др.) отмечают, что на мировом уровне принципы неолиберализма проводятся в жизнь в интересах ТНК с помощью различных надправительственных образований (МВФ, ВТО, Всемирного банка и пр.).
Под предлогом «корректировки» экономики развивающихся стран (по стандартному «рецепту»: либерализация цен и финансов, приватизация, обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, гарантии вывоза прибылей и т. д.) осуществляется фактическая десуверенизация этих стран, навязывание определенного места в системе глобальной экономики.
Принцип невмешательства государства в экономику предполагает отстранение от участия в экономической жизни страны национальных правительств, а стало быть, и населения, поскольку правительство демократическое. Таким обра зом, страны-«реципиенты» либеральных рыночных реформ становятся сырьевыми колониями или трудовыми лагерями, обслуживающими интересы «золотого миллиарда ». Об этом свидетельство вал Дж. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике (2001), шеф-экономист Всемирного банка (1997–2000).
Наиболее разрушительные последствия как для экономики, так и для политической системы приход к власти либералов вызвал в СССР. Его результатом стала перестройка, а затем и крушение СССР как сверхдержавы, установление «нового мирового порядка », что стало огромной трагедией для сотен миллионов че ловек.