Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 39 глава




Начало его политической карьеры связано с деятельностью в сенате штата Иллинойс, где Обама 8 лет представлял Демократическую партию. В 2000 г. Б. Обама пытался стать членом палаты представителей в Конгрессе, но проиграл праймериз действующему конгрессмену Бобби Рашу — бывшему участнику движения «Черные пантеры». В 2002 г. Обама осудил планы администрации Дж. Буша по вторжению в Ирак.

В 2004 г., одержав убедительную победу над шестью оппонентами-однопартийцами в ходе праймериз, молодой юрист стал официальным кандидатом от демократов штата Иллинойс в Сенат США. Победив в ходе выборов республиканца Алана Кейеса, 4 января 2005 г. стал пятым в истории Соединенных Штатов чернокожим сенатором.

Внешне обаятельный и открытый молодой политик, яркий оратор, Обама за короткое время стал известен всей Америке. 10 февраля 2007 г. Обама официально объявил о своем намерении бороться за президентское кресло на выборах 2008 г. В течение 2007–08 гг. его рейтинг неуклонно рос, чему способствовала, в частности, его позиция в условиях разразившегося финансового кризиса. Его причинами Обама считает не только колоссальные расходы на военные операции в Ираке и Афганистане, но и всю экономическую политику республиканской администрации Дж. Буша. Ее курс на поддержку крупных корпораций, снижение налогов для богатых американцев, по мнению Обамы, и привели к колоссальному государственному долгу США в 10 трлн долларов.

Выход из финансового кризиса он видит в увеличении налогового бремени для тех, кто зарабатывает не менее 250 тыс. долларов в год, в более сбалансированном бюджете Пентагона и в повышении роли государства как главного регулятора экономических процессов в услови ях разваливающейся финансовой системы.

Предвыборная кампания Обамы развивалась в жесточайшем противоборстве с супругой бывшего президента США Билла Клинтона — сенатором от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон. В ходе праймериз 2008 г. Клинтон была вынуждена признать свое поражение. 4 ноября 2008 г. на президентских выборах Обама одержал убедительную победу над республиканским кандидатом Дж. Маккейном, заручившись, по меньшей мере, 338 голосами выборщиков от штатов (против 145 у сенатора Маккейна).

Первые 100 дней работы Обамы в Белом Доме обеспечили ему значительную популярность среди американцев. Его действия на посту руководителя государства, по данным опроса, проведенного вашингтонским институтом Pew Research Center, одобряют 73% респондентов. Подобный успех Обамы объясняется, в частности, решимостью, с какой президент взялся вывести страну из мирового финансового кризиса, развитием отношений с Латинской Америкой, стремлением к разрядке международной напряженности.

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.

В процессе образования происходит инкультурация и социализация личности, освоение человеком определенной функциональной роли в общественном разделении труда. Основным путем получения образования является обучение в различных учебных заведениях.

Различают общее и специальное образование.

Общее образование направлено преимущественно на инкультурацию личности, оно формирует духовный облик человека, закладывает в его сознание поведенческие стереотипы и культурные образцы, дает знания, необходимые каждому независимо от выбранной профессии.

Специальное образование вводит человека в действующую систему разделения труда, дает знания и навыки продуктивной деятельности (в т. ч. творческой инновативной) в узкоспециальной сфере.

Понятие образования появляется на рубеже XVIII–XIX вв. В отличие от просветительских моделей воспитания, инспирированных труда

Образование

О

ми Дж. Локка, идея образования не исчерпывается сообщением человеку определенной суммы сведений, изменением его мнения и выведением (education) из некого предварительного, некультурного состояния. Гете, Песталоцци и неогуманисты рассматривали образование как общий духовный процесс формирования человека, в противоположность воспитательной технике просветителей.

Образование уже не является чемто внешним для человека, чем следует овладеть и поставить себе на службу. Человек с самого рождения оказывается на пути образования, потому что образование становится его существом.

Кристаллизация понятия образования произошла в недрах немецкой мысли. Уже у Гердера это слово обозначало «возрастание к гуманности». И. Кант понимал образование как некий специфически человеческий способ преобразования природных задатков. Развивать свои способности необходимо, чтобы стать полезным звеном мира — в этом состоит долг человека перед самим собой и всем человечеством.

Образование, по В. фон Гумбольдту, выступает как смысл человеческой истории. В процессе образования, идущем с начала существования человечества, реализуется самость человека, его человечность, т. е. «гуманность».

Цель образования — целостный человек, реализовавший всю сумму потенций человека, ставший господином своей судьбы. Образованный человек — это человек, возросший до своей эпохи, интегрировавший все достижения прошлого. Образование, таким образом, не следует внеположенным принципам совершенства, но берет начало «в опыте и чувстве совокупно духовного и чувственного стремления» и потому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития.

Образование, по Гегелю, есть выход индивидуальности за пределы непосредственно данного, сглаживание ее особенностей и поднятие единичности до уровня всеобщности, чтобы она смогла воспринимать природные вещи в их свободе и существенности без субъективного интереса и впредь могла сообразовываться с ними в своих поступках.

Образование, по Гегелю, это не только образование себя, но и образование действительности. Образование переводит мысленную всеобщность в действительность, с его помощью индивидуальность отрешается от своей самости и сообразуется с развивающейся субстанцией мирового духа, претворяя ее в действительность.

Дискуссия о том, какое образование полезнее для общества: общее, обеспечивающее максимальное освоение культурного и духовного опыта, или узкоспециальное, подразумевающее высокую компетентность в той или иной отрасли, возможно, в ущерб широкому интеллектуальному и культурному кругозору, ведется уже не одно столетие.

Очевидно, однако, что и духовное, и материальное содержание образования зависит от наиболее насущных нужд общества в то или иное время. В 1930-е гг., в условиях разворачивающейся модернизации советского общества, как никогда требовалось большое количество технически грамотных кадров. Тогда, помимо подготовки специалистов в вузах и средне-специальных учебных заведениях, была введена обязательная техническая учеба на заводах и фабриках без отрыва от производства. Вели их опытные инженеры, часто выписанные из-за границы. В эпоху первых пятилеток было обучено грамоте 80 млн безграмотных крестьян. На нужды образования тратилось до 15% бюджета. В результате отсталая аграрная страна в короткое время превратилась в мощную индустриальную державу. За 10 довоенных лет в стране было построено 9000 заводов, промышленное производство росло темпами, до сих пор не превзойденными ни одной страной мира.

Впоследствии американские специалисты посчитали одной из главных причин победы СССР в космосе именно всеобщую техническую грамотность русских, после чего в США стала внедряться аналогичная советской система подготовки кадров.

В условиях глобализации, когда все конкурируют со всеми на едином мировом рынке труда, образование остается важнейшим фактором экономического роста и успешной конкурентной борьбы как для индивидуумов, так и для компаний и государств. По словам директора отдела разработок компании Microsoft Н. Михруорлда, в обществе, где правит знание, отношение лучшего к среднему уже не 1 к 2, как это было раньше, а 1 к 100 или даже 1 к 1000. А глава той же компании Б. Гейтс утверждает, что если бы из Microsoft ушли 20 ключевых сотрудников, компания бы просто разорилась.

Крупные корпорации не жалеют денег на образование для своих сотрудников. Специалисты Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли. Это понимают и лидеры многих государств. Еще в 1993 г., избираясь на свой первый срок, будущий президент США Билл Клинтон сказал, выступая перед уволенными после закрытия фабрики рабочими: «Никто: ни я, ни кто-либо другой не способен открыть эту фабрику и вернуть вас на рабочие места. В современном мире капитал течет туда, где дешевая рабочая сила. А это не здесь. Поэтому мы должны развивать другие мускулы, которые у нас в голове. Вся Америка должна снова пойти в школу».

Траты США на образование сопоставимы со всем госбюджетом России. В то же время США зарабатывают до 12 млрд долларов в год на образовании иностранных студентов, прививая им американские ценности. СССР так же обучал иностранных студентов, но сегодня их становится все меньше и меньше.

Российская молодежь сама уезжает учиться за границу. Преподаватели и ученые покидают вузы (за время реформ утечка мозгов составила более 3 млн чел.). В России на нужды образования сейчас тратится всего 5% бюджета (277,94 млрд руб. из 5463,5 млрд руб., составляющих расходную часть в бюджете-2007). В Японии, Сингапуре и Южной Корее — от 10% до 15%. В большинстве стран Европы — от 6% до 12%.

Для России, которая является самой холодной страной мира, страной с дорогой рабочей силой, находящейся вдали от морских магистралей, единственным шансом на выживание являются инновации в области высоких технологий, которые, в свою очередь, невозможны без образования.

Вкладывание денег в образование — это вкладывание денег в будущее страны. В 1990-е гг. образование превратилось в отрасль, финансируемую по остаточному принципу. Не имея возможности прожить на зарплату в 5–10 долларов, школьные учителя и вузовские преподаватели в массовом порядке уезжали за границу, уходили в мелкий и средний бизнес и другие отрасли. Наводнившие страну зарубежные фонды, в т. ч. небезызвестный Фонд Сороса, фактически посадили на денежную «иглу» как Министерство образования, так и отдельные институты. Написанные на западные гранты образовательные программы для российских школ и вузов были тенденциозны, искажали реальные факты в пропагандистских целях.

Удручающее положение дел в сфере образования не могло более оставаться без внимания власти. С начала 2000-х гг. начали приниматься неотложные меры по повышению качества и доступности образования. Президент В. Путин не раз заявлял, что во избежание утраты российским образованием своих преимуществ и для усиления его инновационности необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. В 2005 г. эта задача была включена в программу приоритетных национальных проектов.

Национальный проект «Образова ние» предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб.

на каждый), двух бизнес-школ (в т. ч. Высшая школа менеджмента в СанктПетербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей и преподавателей вузов, а также талантливых учеников, студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих, решение проблемы с учебными пособиями, транспортом для сельских школ.

ОБСЕ — (OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Основными органами ОБСЕ являются саммит (встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя, занимающего этот пост в течение года.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность.

Все государства — участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Свою историю ОБСЕ ведет с созванного в 1973 г. по инициативе СССР и социалистических государств Европы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшего постоянно действующим международным форумом представителей 33 европейских государств, а также США и Канады.

Целью создания СБСЕ была выработка мер уменьшения военного противостояния в Европе и формирование модели общей и всеобъемлющей безопасности. Главным итогом Совещаний стал принятый в 1975 г. Заключительный акт СБСЕ («Хельсинские соглашения»), считающийся кульминацией разрядки. Заключительный акт закреплял политические и территориальные итоги Второй мировой войны, в т. ч. нерушимость границ. Таким образом, страны Запада фактически признавали коммунистические режимы в Восточной Европе.

Одновременно все страны-участницы принимали на себя ряд обязательств по укреплению доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях), по вопросам охраны окружающей среды, прав человека и основных свобод (в т. ч. свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования).

Смягчение СССР и соцстран своей позиции по правам человека дало отмашку диссидентам — теперь, когда их стало нельзя арестовывать, они смогли активизировать свою подрывную деятельность.

Деятельность СБСЕ в течение многих лет основывалась только на созываемых каждые 4 года конференциях. В условиях холодной войны Совещание служило постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада.

СБСЕ внесло элемент многосторонности в биполярную ситуацию, способствовало преодолению идеологического раскола между государствами-участниками. Подписание 21 ноября 1990 г. в Париже «Хартии для новой Европы», поставившее точку в холодной войне, дало начало процессу превращения СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру.

С развалом СССР СБСЕ пополнилось новыми членами в лице представителей стран Восточной Европы и Средней Азии. Состоявшаяся в 1992 г. Хельсинкская встреча на высшем уровне положила начало

Общественная палата

превращению СБСЕ из преимущественно политического диалога между государствами-участниками в полноценную трансрегиональную организацию. СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

На Будапештском саммите в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ с 1995 г. в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая должна была стать важным инструментом по мирному урегулированию споров в своем регионе, раннему предупреждению конфликтов, регулированию кризисов и постконфликтному восстановлению.

Но уже на Лиссабонском саммите 1996 г. стала заметна тенденция ОБСЕ к использованию политики двойных стандартов в отношении конфликтов, существующих на пространстве бывших республик СССР. Из инструмента создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами, ОБСЕ превращалось в средство обслуживания интересов отдельных государств и группировок.

С 2003 г. стал очевидным конфликт между Россией и ОБСЕ, настаивающей на выводе Россией войск из Грузии и Приднестровья в соответствии со Стамбульскими соглашениями 1999 г. и осуждающей нашу страну за готовящийся законопроект о НКО, ужесточающий контроль над ними со стороны государства.

Россия подвергала острой критике деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выбо ров в СНГ. Так, в 2005 г. глава МИД России С. Лавров обвинил ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов, высказав подозрения, что «электоральный мониторинг под “крышей” ОБСЕ используется в качестве спускового крючка для дестабилизации положения в отдельно взятой стране», и происходит это в зависимости от места этой страны «в иерархии чьих-то политических интересов». Речь здесь идет, прежде всего, о выборах последних лет в Грузии, Киргизии, Узбекистане, на Украине, в Казахстане, Белоруссии, При днестровье, результаты которых представители ОБСЕ объявили «не соответствовавшими стандартам демократического волеизъявления», в то время как наблюдатели от СНГ признавали выборы свободными и демократичными. В первых четырех случаях «легитимация» ОБСЕ «стихийных народных выступлений» привела к «бархатным революциям » и последующей смене госу дарственной власти.

Из-за невозможности прийти к соглашению по этим и другим острым вопросам, начиная с 2003 г. саммиты и заседания ОБСЕ регулярно завершаются без принятия итоговой декларации.

Консенсусную основу принятия решений в ОБСЕ многие эксперты считают одной из причин слабости организации в миротворческой деятельности. Несмотря на то, что всем членам ОБСЕ гарантированы равные права, любым государством может быть использовано право вето, которое способно помешать принятию того или иного решения, пусть даже одобренного всеми остальными странами (яркий пример голосование по Лиссабонскому документу, 20-й параграф которого отражал интересы Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте и был отклонен единственным голосом «против», поданным Арменией).

Другим недостатком ОБСЕ является отсутствие у нее формально международно-правового статуса, а следовательно, все ее решения не имеют юридической силы.

Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

Штат организации — около 370 чел., занятых в руководящих органах организации, а также около 3000 сотрудников, работающих в регионах. Бюджет — 168,2 млн евро (2006).

Председателем ОБСЕ в 2009 г. является министр иностранных дел Греции Дора Бакоянни. Ген. секретарь ОБСЕ — Марк Перрен де Бришамбо.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА Российской Федерации (ОП) — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и государством.

Среди задач ОП обеспечение контроля общества над деятельностью органов исполнительной власти, проведение экспертизы ключевых законопроектов, аккумуляция и обобщение общественных предложений, направляемых на рассмотрение Президенту РФ. Решения палаты носят исключительно рекомендательный характер.

ОП имеет аналоги в ряде стран мира. Во Франции, в частности, действует Экономический и социальный совет: структура, с помощью которой в принятии государственных решений могут участвовать самые разные общественные группы — фермеры, профсоюзы рабочих, промышленники и другие. Функция Совета совещательная, однако по всем законопроектам, связанным с расходованием государственных средств, власти обязаны спрашивать мнения Совета, состоящего из представителей тех слоев общества, на кого законы повлияют прежде всего.

Первая в России Общественная палата при президенте РФ была создана распоряжением Б. Ельцина в феврале 1994 г. В нее входили представители 250 общественных организаций. Создание этого органа было способом трудоустройства в близких к власти структурах тех политиков демократического толка, кому не нашлось места в правительстве. Полномочия членов первой ОП были весьма ограниченными, а функции часто сводились к расклейке предвыборных листовок и т. п.

В июне 1996 г. ельцинская ОП была преобразована в Политический консультативный совет (ПКС), который стал «клубом» политических отставников. Председателем ПКС стал Иван Рыбкин, в прошлом председатель Государственной Думы. ПКС не

Общество потребления

О

оказывал серьезного влияния на политические процессы, не обеспечивал в полной мере и обратную связь власти с народом, поскольку члены Совета сами были недавними выходцами из этой самой власти. ПКС был расформирован в августе 2000 г.

Инициатива создания федерального консультативного органа нового типа принадлежала В. Путину. 26 мая 2004 г. в своем послании к Федеральному Собранию президент дал критическую оценку состоянию российской демократии и заявил, что «необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или неспособно эффективно выполнять». Однако НГО/НКО, формально представляющие гражданское общество, в их нынешнем виде не способны сделать диалог между обществом и властью действительно продуктивным, поскольку, по словам Путина, «для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов, при этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными». Таким образом, «имеет смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов… непосредственно затрагивающих интересы граждан».

Создание ОП позволяло снизить напряженность в дихотомии власти и гражданского общества, которое в России традиционно определяет себя по противоположению государству, а также решить проблему абстрагированности от реальной власти и принятия властных решений тех представителей творческих и деловых элит, чья общественная деятельность не допускает участия в той или иной партии.

Именно ОП могла выступить в качестве постоянно действующей внепартийной политической силы. 13 сентября 2004 г. Путин объявил на расширенном заседании правительства о предстоящих институциональных реформах — переходе на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу, избрании высших руководителей в регионах по представлению президента, осуществлении экспертизы законопроектов России через новый орган — Общественную палату.

Федеральный закон № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» был принят Госдумой 16 марта 2005 г., подписан президентом РФ 4 апреля 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2005 г. Согласно этому закону, ОП призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы законопроектов федерального и регионального уровней;

4) осуществления общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.

В ОП заседают россияне, которые имеют особые заслуги перед страной и письменно подтвердили свое согласие участвовать в работе палаты — известные артисты, спортсмены, общественные деятели. Общее количество штатных заседателей — 126 чел. Кандидатуры первых 42 определяет по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями президент. Те принимают в палату еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений — по одному от каждого. На третьем этапе определяются 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате РФ», принятыми 15 июня 2007 г., не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Срок полномочий членов ОП истекает через 2 года со дня ее первого пленарного заседания.

Меритократический принцип формирования ОП обеспечивает ее эффективность: авторитетные, известные, а стало быть, самостоятельные люди менее других подвержены возможным манипуляциям со стороны чиновничества, они не связаны бюрократической «круговой порукой», кроме того, в отличие от депутатов Госдумы, не принимают решений по распределению денежных средств.

ОП состоит из 17 комиссий, каждая из которых занимается определенной сферой общественной жизни.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕ� НИЯ — широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общест

Общество потребления

О

венной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

Развитие цивилизации привело к значительному росту научно-технических достижений, что позволяло обеспечить высокий уровень потребления материальных благ. Одним из оснований идеологии индустриального общества стала просветительская идея прогресса. Именно индустриализм впервые породил способ производства, обладающий самоподдерживающейся способностью к росту и экспансии.

Идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления.

Международное разделение труда обусловило разворачивающийся процесс глобализации, распространяющий универсальные, «общечеловеческие» ценности, унифицированные стандарты потребления во всем мире, независимо от религиозных или национальных традиций, исторических типов цивилизаций. Навязывание этих и других стандартов, выдаваемых за абсолютные истины, неизбежно сопровождается оскудением мышления, подавлением оригинальных, независимых мнений. Победа цивилизации стандарта над культурой личности привела к ликвидации индивидуального человеческого фактора в истории.

Таким образом, общество потребления оказывается самой тоталитарной социальной конструкцией из всех, когда-либо существовавших на Земле, но его тоталитаризм ненавязчив и маскируется под огромную, невиданную ранее, свободу выбора материальных благ.

Общество потребления — это еще и новый исторический тип социализации. Известный историк Д. Бурстин утверждал, что в США ксередине XX в. приверженность тем или иным потребительским стандартам оказалась главной силой, связывающей людей в сообщества: «Устаревшие политические и религиозные общины так и остались в одиночестве среди множества новых ассоциаций, которые раньше трудно было даже представить. Американцев с все возрастающей силой стали связывать друг с другом не несколько прочных уз, а бесчисленное множество невидимых связей, из которых, как из паутины, сплетались нити их повседневной жизни».

Потребителей, предпочитающих продукцию той или иной компании, объединяет сознание общего благосостояния, общих интересов, общего ощущения, что о них заботится, их опекает, к ним приспосабливается целое общество, «поставленное на службу идее счастья». Как отмечает французский философ Ж. Бодрийар, именно так в обществе потребления формируется «новый гуманизм», утверждающий свободу наслаждения жизнью и право каждого потребителя покупать то, что способно принести ему радость, предоставляющий схемы приспособления к обществу и рецепты комфортной жизни.

Сквозь сладостное воспевание предметов потребления слышится истинный императив рекламы: «Смотрите: целое общество занято тем, что приспосабливается к вам и к вашим желаниям. Следовательно, и для вас разумно было бы интегрироваться в это общество».

Всеобщая деградация идеи труда, которая «знаменует отступление на второй план всех стимулов к труду, кроме денег» (М. Лернер), была явным отступлением от породившего, по М. Веберу, капитализм духа предпринимательства и культа труда, созидания как высшей, религиозно освященной ценности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: