Однопартийная система и режим личной власти президента Хосни Мубарака в Египте объясняются необходимостью решительной борьбы с фундаменталистами из организации «Братья-мусульмане».
Активно протестуя против устоев современного общества, политические экстремисты, тем не менее, остаются его неотъемлемой частью, являясь своеобразным барометром социальных настроений. Когда деятельность радикалов приобретает явно выраженный антисистемный характер и сопровождается актами насилия, руководство государства, помимо пресечения деятельности экстремистских групп, должно проанализировать причины возникновения экстремизма в обществе. Так было в 1970-е гг. в Германии и Италии, когда деятельность ультралевых групп привела к многочисленным жертвам, а на Аппеннинах и вовсе поставило государство на грань краха.
Политическому экстремизму во все времена сопутствовал экстремизм религиозный. В Средние века и эпоху Реформации представители деструктивных сект часто с оружием в руках боролись с официальной властью и Церковью (восстание Дольчино в Италии, альбигойские войны на юге Франции и гуситские в самом центре Европы — в Чехии и сопредельных странах, Крестьянская война в Германии и т. д.). Для всех экстремистов той эпохи общим было стремление военным путем, путем насилия, террора перестроить жизнь общества согласно своим представлениям о справедливости и благе. Все эти социальные эксперименты сопровождались бесчинствами, произволом, казнями.
Именно необходимостью остановить террор деструктивных тоталитарных сект было вызвано созда ние инквизиции римско-католической церковью.
Религиозный экстремизм в наше время характерен и для мусульманского мира. Практически в каждой исламской стране действуют силы, использующие в борьбе против режима террор (см. Терроризм). В ортодоксальном исламе отсутствует разделение между го сударством и верой. В идеале для мусульманина шариат не только регулирует нормы его личного поведения, но должен стать основным законом исламского государства.
|
Радикальную попытку осуществить эти взгляды на практике предприняли талибы в Афганистане во второй половине 1990-х гг., но этот эксперимент закончился обострением гражданской войны в стране и агрессией войск НАТО.
Элита
Э
Экстремизм часто проявляется и в экономике. Как правило, это принятие непродуманных, часто популистских решений, не подкрепленных ресурсами страны, строительство больших промышленных объектов, которые никогда не окупятся и т. д.
Примером вопиющего радикализма стала либерализация цен в 1992 г. и последующая экономическая политика кабинетов Е. Гайдара иВ. Черномырдина. Господствовавший в 1990-е гг. «либеральный экстремизм» провозглашал необходимость «шоковых» реформ для навязывания большинству воли меньшинства.
Сегодня часто говорят также о молодежном экстремизме, национальном экстремизме. Элементы экстремизма встречаются и во многих произведениях искусства и литературы, созданных, прежде всего, с целью эпатажа и провокации. В науках, особенно общественных, это проявляется в создании сомнительных теорий (А. Фоменко, Г. Носовский и проч.)
ЭЛИТА (от франц. elite — лучшее, отборное) — внутренне дифференцированная, но высоко сплоченная привилегированная группа общества, обладающая лидерскими качествами, занимающая руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти, определяющая духовный и культурный климат в обществе, исторический вектор развития государства.
|
Главная функция политической элиты — управление обществом, что предполагает осуществление контроля над его материальными и духовными ресурсами, выработку его ценностных ориентаций и идеологической модели, сплочение и мобилизацию общества, поддержание устойчивого равновесия политических сил и стабильного политического режима.
Одна из важных характеристик элиты — ее устремленность на реализацию ценностей, смыслов, а не просто «существование» или накопление материальных богатств.
В этом смысле не всегда и не все из тех, кто находится на управленческих постах, являются «элитой». Случайный человек, коррупционер, преследующий только личные интересы, не относится к элите.
Ряд политических теорий, как либерального, так и марксистского толка, отрицают само существование элит. С точки зрения марксистов, политически господствующим является класс, владеющий средствами производства. Очевидно, однако, что класс — это слишком большая единица в описании процессов социальной стратификации. Наиболее активным субъектом политики является не класс в целом, а его «верхушка», не обязательно непосредственно связанная с собственностью на средства производства.
Иллюзией являются и либеральные представления о том, что в современных условиях властные функции могут осуществлять самые широкие слои населения, в полной мере участвуя в политическом процессе. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. По мнению немецкого политолога Р. Михельса (1876–1936), в области социальной стратификации действует т. н. «железный закон олигархии», согласно которому складывающееся в любой социальной группе, в т. ч. партии или профсоюзе, «профессиональное руководство» неизбежно образует более или менее закрытый внутренний круг, и возникновение иерархии власти, являющееся необходимым условием руководства массами, ограничивает возможность осуществления демократии в ее либералистском понимании.
|
Термин «элита» ввел в научный обиход В. Парето (1848–1923). Прагматическая концепция Парето исходит из идеи объективного превосходства элит над массами. «В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени, — писал итальянский социолог. — История человечества — это история постоянной смены элит; одни — возвышаются, другие приходят в упадок». Именно циркуляцией элит, т. е. системой «обмена» людьми между двумя группами — элитой и остальным населением, Парето объяснял все социальные преобразования.
Социальному равновесию, к которому стремится общество как система, непрерывная циркуляция элит способствует в той мере, в какой она обеспечивает приток «лучших», «достойных». Если элита становится замкнутой и превращается в касту, она утрачивает способность к управлению и инновациям. В этом случае и становятся возможны революции, которые происходят, «поскольку с замедлением циркуляции элиты… в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают остатками, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих остатками, необходимыми для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы».
Парето предполагал, что элита изначально неоднородна, будучи открытой для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс.
Другой точки зрения придерживался американский политолог Ч. Р. Миллс (1916–1962), выдвинувший тезис об однородности (гомогенности) элиты. Элита, по его мнению, это слой людей, занимающих стратегические командные посты, состоящий из политиков, представителей бизнеса и военных. И общие решения, имеющие последствия для народа, позволяют им принимать именно совпадение основных интересов, единые социальные корни, четко выраженное групповое сознание. Это значит, что политическая элита — не просто сумма конкретных людей, наделенных властью, а социальная группа, которая сформировалась в результате селекции, социального отбора.
Энергетическая сверхдержава
Есть 3 основные системы отбора в элиту. Антрепренерская система ориентирована на индивидуальные качества кандидата, в т. ч. умение нравиться людям, активность и т. п.
Кандидаты отбираются из различных по имущественному положению групп общества. Основной путь отбора — демократические выборы, в которых участвует все взрослое население страны.
Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Такой кандидат всегда представляет определенную социальную группу или партию. Такая система рекрутирования отличается закрытостью, консервативностью, отсутствием конкуренции. Она обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.
В странах социализма была распространена номенклатурная система, способствовавшая поступательному восхождению попавшего «в обойму» чиновника по служебной лестнице. Такая система делала возможным воспроизводство одного типа руководителей и преемственность политического курса, однако культивация личной преданности и показной активности лишала номенклатурную элиту гибкости и способности к инновациям.
В постперестроечной России ядро номенклатурной элиты сохранило свои позиции. Часть ее перешла в бизнес, часть — в госинституты. Одновременно начала формироваться новая элита, которую представляли молодые энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом и рвущиеся во власть (см. Новые русские).
Основной проблемой этой части элиты стало отсутствие легитимности: чуть ли не большинство из них нажили свои состояния во времена «первоначального накопления капитала» не вполне законным путем. Отсюда неприятие этого сословия населением страны и неуверенность элиты в своем будущем.
Примерно с начала 2000-х гг. в обществе стали заметны описанные Парето процессы циркуляции элит: в результате рационального, меритократического отбора на смену «номенклатурщикам», «олигархам» и «новым русским» стали приходить новые лидеры.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХ� ДЕРЖАВА — государство, обладающее большими разведанными запасами энергоносителей — нефти, природного газа, угля, урана, являющееся их крупнейшим экс портером и имеющее возможность влиять как на ценообразование на мировом рынке энергоносителей, так и на международную политику в целом.
Необходимым условием становления страны в качестве энергетической сверхдержавы является ее реальные суверенитет и внутренняя политическая стабильность. В противном случае, как, например, в Нигерии, страна теряет способность контролировать свою добывающую промышленность и экспорт.
Во все времена проблемы энергоресурсов в значительной мере определяли и внешнюю, и внутреннюю политику государств, способствовали возвышению и процветанию некогда периферийных народов, ранее не избалованных вниманием истории, и обрекали на гибель целые империи. Яркий пример, страны Ближнего Востока, приобретшие после открытия на их территориях нефтеносных месторождений огромный вес на международной арене.
Другой пример беспрецедентного влияния проблемы энергоресурсов на политику — глобальный энергетический кризис, вызванный арабоизраильской войной 1973 г. Рост цен на нефть и газ позволил СССР укрепить статус второй сверхдержавы. Последовавшее за объявлением осенью 1985 г. министром нефти Саудовской Аравии об увеличении добычи сырья падение цен на энергоносители в 2–3 раза, напротив, стало роковым для нашей страны. Вслед за ценами обвалилась вся советская экономика, что впоследствии послужило одной из причин развала Советского Союза.
Наличие или отсутствие у той или иной страны статуса энергетической сверхдержавы определяет политику, которую проводят по отношению к ней другие страны. Так, в свое время США вполне индифферентно отнеслись к разработке ядерного оружия Пакистаном, однако заняли непримиримую позицию, когда другая исламская республика — Иран — только намекнула, и то не впрямую, на такую возможность. Дело в том, что недра Пакистана пусты, а Иран — вторая в мире после России страна по запасам газа.
Крупнейшими энергетическими сверхдержавами являются Россия, занимающая 1-е место в мире по добыче нефти и природного газа и 2-е — по запасам угля, и Саудовская Аравия — второй в мире экспортер нефти, располагающий крупнейшими запасами этого сырья. К энергетическим сверхдержавам можно отнести страны, входящие вместе с Саудовской Аравией в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) — Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран и Венесуэлу, а также Канаду, являющуюся мировым лидером по добыче урана.
23 декабря 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ В. Путин заявил, что Россия должна стать лидером в мировой энергетике и «законодателем мод» в новых технологиях. В свою очередь энергетика станет локомотивом, который потянет за собой всю экономику нашей страны. «Энергетика является важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса, — сказал В. Путин. — Это значит, что она прямо влияет на благополучие миллиардов жителей планеты. По сути своей устойчивое энергоснабжение — одно из условий международной стабильности в целом. Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией — это, без сомнения, один из факторов глобальной безопасности. И мы обязаны оставить нашим потомкам такую архитектуру мировой энергетики, которая сбережет их от конфликтов».
По словам В. Путина, для достижения лидерства в мировой энергетике недостаточно наращивать объе
Эскапизм
Э
мы производства и экспорта энергоресурсов. Лидерство в мировой энергетике означает первые в мире позиции в экспорте продуктов переработки энергетических ресурсов, а также строительстве и модернизации энергетических объектов за рубежом. Это значит задавать тон в развитии экологически безопасной ядерной энергетики, энергосберегающих технологий и глубокой переработки сырья.
Такой вызов, по мнению В. Путина, наша страна, ее топливно-энергетический комплекс и отечественная наука принять готовы: «У нас есть для этого и естественные конкурентные преимущества, и природные, и технологические возможности».
По прогнозам специалистов, мировое энергопотребление может возрасти за ближайшие 20 лет почти наполовину. И занятие лидирующего положения на этом рынке для России задача, безусловно, важнейшая. В преддверье Санкт-Петербургского саммита «Большой восьмерки» 2006 г. на Россию со стороны Евросоюза обрушились обвинения в «энергетическом диктате». Подобная реакция Запада на то, что Россия из страны, ответственной за эксплуатацию трубы, превращается в законодателя мирового энергетического порядка, вполне объяснима.
В начале 1990-х гг., когда в стране царила анархия и практически отсутствовала самостоятельная внешняя политика, нам фактически навязали т. н. «Энергетическую хартию», подписанную Б. Ельциным в 1994 г., но до сих пор не ратифицировали. Этот документ, подготовленный западными государствами, не учитывал интересы России при транспортировке нефти через проливы, предусматривал возможность использования российского трубопровода третьими странами, что привело бы к потере экономической самостоятельности России и вызвало бы многократное повышение цен на топливо внутри государства.
Западные страны требуют от России ратификации хартии, однако Россия занимает в этом отношении жесткую позицию, желая самостоятельно распоряжаться своим стратегическим ресурсом — газом и газотранспортной системой. Вместе с тем, к пресловутому, перманентно пугающему западников «энергетическому диктату» наша страна отнюдь не стремится. На Санкт-Петербургском саммите «Восьмерки» Россия выразила готовность к сотрудничеству со странами Запада по разработке новых месторождений на своей территории при условии участия в развитии газораспределительный сети на территории Европы. Такая взаимозависимость создаст гарантии доверия и стабилизирует рынок энергоресурсов.
ЭСКАПИЗМ (от англ. escape — бегство, побег; уход от действительности) — социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни.
В основе эскапизма лежит сомнение в целесообразности и, как следствие, попытка критического переосмысления общепринятых норм, заключенных в тех или иных общественных представлениях.
Необходимым условием зарождения эскапизма является высокий уровень общественного развития, при котором асоциализация уже не ведет к неизбежной гибели, как в доисторические времена, когда частым наказанием за тяжкие преступления служили остракизм и изгнание из общества.
Хрестоматийными примерами эскапизма служат биографии древнегреческих философов Гераклита (ок. 540–480 до н.э), Диогена (ок. 412–323 до н. э.), Эпикура (342–270 до н. э.) и др. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке, не имел собственности. Эпикур создал целую школу на основе идеи стремления к чувственным удовольствием и отказа от страданий, в т. ч. вызываемых трудом. Некоторые идеи Эпикура об умеренности и гармонии созвучны доктрине Лао-цзы, основоположника даосизма с его принципом «недеяния».
Склонность к эскапизму нередко была присуща даже правителям государств. Римский император Диоклетиан (284–305), оставив Рим, переселился в Сплит (совр. Хорватия) и занялся философией и огородничеством. Когда империя под управлением цезаря Дазы начала разваливаться, римляне стали умолять Диоклетиана вернуться. Свой отказ бывший тиран объяснял… успехами в выращивании капусты.
На протяжении веков эскапизм имел негативную коннотацию в общественном сознании, расцениваясь как малодушный побег от действительности. Характерно, что греческое слово «идиот» изначально означало индивида, не принимающего участия в общественной жизни. Однако развитие эскапистских по сути монотеистических религий (христианство, буддизм), привело к тому, что эскапизм, по крайней мере, в форме отказа от мирской жизни, стал массовым и даже приемлемым явлением. Монашество не только принимается, но и считается приви легированной формой спасения.
Различные еретические секты в Средние века целиком предавались эскапизму, т. е. жизни по своим, отличным от всех, законам (ходили голыми, не имели собственности и проч.).
Мощным движением такого рода было движение гуситов, табаритов и адомитов в Богемии, отсюда позже название для эскапистов — «богема».
Новый эволюционный импульс эскапизм получил уже в XX в., благодаря бурному развитию промышленности, которое, с одной стороны, привело к резкому обогащению общества, с другой — содействовало возникновению новых форм и возможностей эскапизма, от самых радикальных, таких как психотропные вещества, алкоголь, до самых безобидных, к числу которых можно отнести всевозможные хобби.
Эскапизм
Э
В начале XX в. «богемную жизнь» во Франции пропагандировало целое поколение будущих великих художников, режиссеров, музыкантов, философов, поэтов. Мощнейшим эскапистским движением было движение хиппи, использовавшее в качестве способов бегства от реальности легкие наркотики и жизнь общинами в гетто и пригородах. Стремительное распространение алкоголизма, уход в многодневные запои, отказ от социально приемлемых норм существования в СССР также можно назвать видом эскапизма. Отдельного внимания заслуживают т. н. «виртуальные реальности», возникшие изначально в виде фантазийных бытописаний выдуманных государств, с придуманными народами и их историческими хронологиями. Автор «Властелина Колец» Дж. Толкиен называл себя первым эскапистом.
К концу XX в. эскапизм нашел наибольшее распространение уже в виде компьютерных игр, позволяющих быть не только наблюдателем или персонажем, но и создателем того или иного мира. Своеобразным эскапизмом является и присоединение к сетевым сообществам — своего рода «племенам», субкультурам с узкой идентичностью, живущим по своим правилам.
Еще одно яркое проявление эскапизма в наши дни — дауншифтинг (от англ. downshifting, «движение вниз»), при котором человек отказывается от высокооплачиваемой, но отбирающей все свободное время работы в пользу более спокойной, хотя и менее оплачиваемой.
В СССР выросло целое поколение «дворников и сторожей» — богемной культурной элиты, пассивно протестующей против стандартов социализма. Аналогично в США заговорили о поколении «иксеров», бродяг, рассказывающих друг другу истории, выбирающих для своего времяпровождения тихие курортные городки.
В 1950–60-е гг. некоторые западные ученые и политики, в частности советник президента Дж. Кеннеди А. Шлезингер-мл., предрекали наступление «эры праздности», объясняя это тем, что для поддержания достаточного уровня жизни требуется все меньше усилий. Однако развитие общества потребления диктовало все новые жизненные стандарты, и в своей массе западные потребители стали работать только больше. И дауншифтинг как отказ от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых рекламой и СМИ, не смог стать по-настоящему массовым явлением.
Распространенной формой дауншифтинга является географический эскапизм, предполагающий переселение в экономически неразвитые страны (например, Индию), позволяющий существовать на небольшой по западным меркам доход.
В современной России эскапизм также принимает форму уходов в леса христианскими или сектантскими общинами. С. Горфинкель в книге «Все под контролем» видит источник эскапизма в стремлении сохранить свое личное пространство, в бегстве от навязчивой рекламы, от тотальных маркетинговых стратегий ТНК, которые преследуют потребителя, и требует законодательного урегулирования вопросов вмешательства в частную жизнь.
Сами эскаписты зачастую рассматривают себя как альтернативу глобализации. Но существует точка зре ния, что эскапизм в любой форме — это бегство от свободы, желание отдать другому ответственность за принятие решений.
Возможно, эскапизм — это не альтернатива глобализации как тотальному контролю, а, наоборот, основа для тоталитаризма, который, используя пассивность эскапистов, может делать все что угодно.
Южная Осетия
Ю
Ю
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (Республика Южная Осетия) — государство вза падной части Закавказья.
Площадь — 3,9 тыс. кв. км. Население — около 72 тыс. чел.
Этнический состав: осетины, грузины, русские. Столица — г. Цхинвал (35 тыс. чел.).
Валюта — российский рубль.
Президент — Эдуард Кокойты (с 2001 г.).
История осетинского этноса уходит корнями в глубокую древность. Современные осетины — потомки древних скифов и живших в Средние века на Северном Кавказе аланских племен.
Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи.
В большинстве своем осетины — христиане православного исповедания.
Аланы (ясы) в Средние века жили, в основном на Северном Кавказе. Часть их, в результате нашествий с Востока и Юга, поселились в горных ущельях и в Закавказье (территория нынешней ЮО). Так произошло разделение единого этноса на две части, живущие по обе стороны Большого Кавказского хребта.
25 сентября 1750 г. в Петербурге делегация осетин обратилась к императрице Елизавете Петровне с просьбой принять осетинский народ в подданство. Вскоре на берегу Терека была построена крепость Владикавказ. В конце XVIII в. от его стен через Большой Кавказский хребет была проложена важная трасса — ВоенноГрузинская дорога. Осетинам было поручено ее охранять. Таким образом, вся Осетия, включая и Южную, вошла в состав Российской империи в 1774 г., за четверть века до принятия Восточной Грузии.
После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской Демократической Республики.
Режим меньшевиков в Тбилиси проводил в отношении коренного населения ЮО политику геноцида. В ноте российского наркома иностранных дел правительству Грузии от 17 мая 1920 г. говорилось: «В Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, то отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет».
Правительство Грузии обвинило осетин в сотрудничестве с большевиками и в июне — июле 1920 г. провело масштабную карательную операцию. Не менее 5000 человек были убиты, и более чем 13 тыс. стали жертвами голода и эпидемий.
После разгрома войск меньшевистского режима частями 11-й армии РККА в 1921 г., 20 апреля следующего года декретом Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Совета Народных Комиссаров (СНК) ССР Грузии была образована «автономная область ЮгоОсетии» как составная часть Грузинской ССР с центром в г. Цхинвали. В АО были включены части территорий Горийского и Душетского уездов бывшей Тифлисской губернии, а также Рачинского и Шоропанского уездов Кутаисской губернии.
10 ноября 1989 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской АО Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября более 15 тыс. грузин пытались прибыть в Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией на пути в город 6 человек погибло, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано.
20 сентября 1990 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской АО принял Декларацию о государственном суверенитете, в которой провозглашалась «Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика (ЮОСДР) в составе СССР».
9 декабря 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. Жители грузинской национальности их бойкотировали. 10 декабря 1990 г. председателем Верховного Совета Республики ЮО был избран Торез Кулумбегов. В этот же день в Тбилиси заявили об «упразднении» автономии ЮО, в регионе было введено чрезвычайное положение.
6 января 1991 г. в Цхинвал вошли национальная гвардия и подразделения милиции Грузии. Но, натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, они через три недели были вынуждены оставить город.
1 февраля 1991 г. Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. В результате пострадали рядовые граждане: в доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали младенцы.
В течение всего 1991 г. в регионе происходили межэтнические вооруженные столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию, откуда в ЮО для ее защиты прибывали добровольцы. В декабре Внутренние войска МВД СССР покинули город, оставив вооружение осетинам. ЮО во многом удалось отстоять свою независимость из-за политической нестабильности в самой Грузии, где в это время шла гражданская война.
19 января 1992 г. в республике прошел референдум, на котором 98% участвующих в голосовании высказались за независимость ЮО и воссоединение ее с Россией. В феврале возобновились артобстрелы Цхинвала. 20 мая у села Зар грузинские боевики расстреляли колонну беженцев, убив 36 человек.
24 июня 1992 г. президентами России и Грузии Б. Ельциным иЭ. Шеварднадзе были подписаны Дагомысские соглашения («Соглашения
Южная Осетия
о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта»), прекратившие боевые действия. Они предусматривали прекращения огня с 28 июня, создание в зоне конфликта Смешанной контрольной комиссии с участием представителей России, Грузии, ЮО и Северной Осетии.
13 июля прекратились артобстрелы Цхинвала, а 14-го в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трех батальонов (российского, грузинского и осетинского).
Всего за период с декабря 1990 по июль 1992 гг. в результате боевых действий в ЮО погибло, по разным оценкам, от 2000 до 4000 человек.
30 октября 1995 г. в Цхинвале состоялась первая грузино-юго-осетинская встреча с участием представителей России, Северной Осетии и ОБСЕ, а 27 августа 1996 г. во Владикавказе — первая официальная встреча председателя парламента ЮО Людвига Чибирова и президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Последний заявил, что, хотя «об автономии говорить рано», он не исключает в будущем возможности получения ЮО статуса автономной республики.
10 ноября 1996 г. первым президентом ЮО был избран Людвиг Чибиров. На президентских выборах 6 декабря 2001 г. победу одержал Эдуард Кокойты.
15 января 2002 г. парламент ЮО обратился к российскому руководству с просьбой о принятии республики в состав России.
С установлением в Грузии после «революции роз» в 2003 г. режима М. Саакашвили ситуация вокруг Южной Осетии резко обостряется. 3 января 2004 г. кандидат в президенты Грузии Саакашвили без согласования с юго-осетинскими властями посетил грузинское село Тамарашени близ Цхинвала и заявил, что 2004-й — это последний год, когда Южная Осетия и Абхазия не принимают участия в грузинских выборах.