С мая 1997 по май 1998 гг. Чубайс — член Совета Безопасности РФ.
В ноябре 1997 г. Чубайс оказался замешан в т. н. «книжном скандале», получив вместе с четырьмя другими «реформаторами» из правительства и администрации президента авансы по 90 тыс. долларов от издательства за еще не написанную книгу «История российской приватизации». В связи со скандалом Б. Ельцин 20 ноября 1997 г. снял его с поста министра финансов, сохранив за ним, однако, должность первого вице-премьера. В 1998 г. Чубайс был освобожден и от этой должности.
4 апреля 1998 г. на внеочередном собрании акционеров РАО «ЕЭС России» избран в состав Совета директоров компании, а затем стал председателем правления этой компании. 17 июня 1998 г. назначен спецпредставителем Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями (освобожден от этой должности 28 августа 1998 г.).
В декабре 1998 г. вошел в состав коалиции «Правое дело» и возглавил комиссию по организационной работе координационного совета. В 2000 г. на заседании Правительственной комиссии РФ по сотрудничеству с Европейским союзом назначен сопредседателем Круглого стола промышленников России и ЕС с российской стороны. В мае 2000 г. на учредительном съезде партии «Союз правых сил» (СПС) избран сопредседателем Координационного совета. Партия имела амбициозные цели: набрать на парламентских выборах 2003 г. не менее 20%. Вместо этого партия, в тройку лидеров которой вошел и Чубайс, набрала лишь 3,98% и в Думу не попала. Дальнейшие «успехи» партии были еще меньше.
В июле 2000 г. Чубайс стал президентом Энергетического совета СНГ (переизбирался на этот пост в 2001–2004 гг.). В октябре 2000 г. избран в Правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
|
В 2002 г. закончил факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов Московского энергетического института по направлению «Проблемы современной энергетики». Защитил итоговую работу на тему «Перспективы развития гидроэнергетики России».
По инициативе Чубайса в конце 2002 г. началось реформирование РАО «ЕЭС России». Суть реформ состояла в переводе электроэнергетики «на рыночные рельсы», ликвидации вертикальной интеграции генерирующей и сетевой деятельности РАО ЕЭС (т. е. системы энергетики России как единого организма), выделении генерирующих мощностей (электростанций) в самостоятельные компании и их акционировании. В соответствии с планом реорганизации естественная монополия ликвидирована 1 июля 2008 г.
Нередко высказывается опасение, что акционирование самых прибыльных электростанций выльется в очередную аферу «по Чубайсу»: капитализация РАО ЕЭС (56,3 млрд долларов на июль 2007 г.) существенно занижена (до 4-х раз), и к покупке отделенных от нее компаний по искусственно низким ценам опять могут быть допущены лишь «нужные» и «особо приближенные» инвесторы. В вину Чубайсу как руководителю электроэнергетической монополии ставят и масштабную аварию энергосети в Москве в мае 2005 г., после которой он допрашивался прокуратурой как свидетель, а левые партии требовали его отставки.
РАО ЕЭС считается основной финансовой базой СПС. Зампредседателя политсовета этой партии является член правления РАО ЕЭС Л. Гозман.
Чубайс 24 января 2004 г. подал в отставку с поста сопредседателя СПС, но позже был избран в Федеральный политический совет партии.
|
А. Чубайс, с чьим именем связано грандиозное ограбление народа во время чековой приватизации, обвальное падение уровня жизни, огромная избыточная смертность в годы экономических реформ, имеет устойчивый рекордно высокий отрицательный рейтинг. Свою ненависть к «главному приватизатору» некоторые россияне демонстрировали на деле: ему угрожали, пытались отравить, облить кислотой.
Наиболее резонансное покушение на Чубайса произошло 17 марта 2005 г., когда на выезде из пос. Жаворонки Одинцовского р-на Московской обл. на пути следования автомобиля Чубайса была взорвана бомба, а машины кортежа обстреляны. Чубайс не пострадал. По делу о покушении были задержаны трое: отставной полковник ГРУ В. Квачков и десантники 45-го полка ВДВ А. Найденов и Р. Яшин. Находясь в тюрьме, Квачков занялся политикой; он баллотировался в Госдуму и занял 2-е место. 5 июня 2008 г. Мособлсуд вынес в отношении В. Квачкова, А. Найденова и Р. Яшина оправдательный приговор. Все трое обвиняемых были освобождены изпод стражи в зале суда.
22 сентября 2008 г. А. Чубайс был назначен генеральным директором «Российской корпорации нанотехнологий». А. Чубайс имеет 3 благодарности Президента России (1995, 1997, 1998), награжден знаком «За выдающееся новое мастерство» частного американского «Института по изучению Востока и Запада» (июль 1994), почетным дипломом «Международное признание» Международного союза экономистов (декабрь 2001), был признан журналом «Euromoney» на основе экспертного опроса ведущих финансистов мира «лучшим министром финансов 1997 г.».
|
Владеет английским языком.
ШОС
Ш
ШОС — Шанхайская организа ция сотрудничества.
Образована 15 июня 2001 г. по инициативе глав 6 государств — Китая, Российской Федерации, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Основными целями ШОС были объявлены укрепление взаимного доверия, добрососедства и многопланового сотрудничества между странами-участницами.
На момент создания организации главной целью ШОС являлась ста билизация обстановки в центрально-азиатском регионе, где находившийся тогда у власти в Афганистане режим талибов служил рассадником исламского экстремизма, угрожавшего всем членам организации. Кроме борьбы с терроризмом участники ШОС ставили перед собой задачу полнее развивать экономическое и научно-техническое сотрудничество.
Постепенно на первое место в повестке дня организации вышли именно экономические вопросы. В первую очередь, связанные с добычей, перераспределением и транспортировкой углеводородного сырья.
Создание ШОС было продиктовано также хорошо осознаваемой всеми странами-участниками необходимостью противостояния экономическому влиянию США и их союзников в регионе бывшего советского блока.
Призывы к стратегическому партнерству с Россией зазвучали в Китае с особой настойчивостью на рубеже веков. Уже тогда как в политических, так и в академических кругах Китая появилась тенденция более не фетишизировать принятый Дэн Сяопином официальный курс на невступление страны в союзы и блоки (знаменитое «держаться в тени»).
Для отношений с Россией была разработана особая формулировка «предсоюзнические», что означало готовность Китая к совместному с Россией противостоянию американской гегемонии в мире и поддержанию стабильности в Центральной Азии. Этому способствовали и перемены в российском руководстве.
В 1999 г. в Шанхае состоялся симпозиум «Критический анализ эпохи Ельцина в свете изучения теории Дэн Сяопина». Участники осудили откровенно прозападный и пораженческий, по их взглядам, крен российской дипломатии в первые годы пребывания Ельцина у власти и сформулировали ряд положений, которые России было предложено осознать:
1. Помощь западных стран во главе с США часто напоминает «слабо моросящий дождик после сильного грома».
2. Коренной интерес США состоит в сдерживании и ослаблении России.
3. Расширение НАТО на восток сокращает стратегическое пространство России, явно ухудшая ее геополитическое положение.
4. Поддержание дружественных отношений с восточными государствами не только сулит взаимодополняющую поддержку в экономике, но и способно обеспечить России тыл для сдерживания гегемонистской экспансии США.
Призывы к укреплению партнерского союзничества с восточным соседом звучали и в России, в т. ч. на самом высоком уровне. Таким образом, создание ШОС оказалось логичным шагом. Сегодня в ШОС на постоянной основе входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Иран, Индия, Пакистан и Монголия имеют статус наблюдателя. Из этих 9 стран 2 — Китай и Индия — относятся к самым большим в мире потребителям энергии, а 3 — Россия, Казахстан и Иран — обладают наибольшими в мире энергоресурсами (в совокупности чуть ли не две трети всех мировых запасов газа). При этом Китай кровно заинтересован именно в центрально-азиатских и российских углеводородах. Его энергопотребностей уже не покрывает ни уголь, ни уровень собственной нефтедобычи, ни объем экспорта из Африки и с Ближнего Востока.
Очевидно, что страны — участницы ШОС смогут в ближайшем будущем составить конкуренцию наиболее влиятельным международным организациям экономического сотрудничества, которым покровительствуют США. Уже сегодня ШОС воспринимается как серьезная сдерживающая сила в неспокойном регионе.
Высшим органом ШОС считается Совет глав государств — членов ШОС. Совет собирается раз в год, и на нем принимаются основные решения, определяется политика организации, приоритетные сферы сотрудничества. Также Совет определяет годовой бюджет организации. Помимо ежегодного саммита проводятся встречи представителей стран ШОС на уровне профильных министров.
Координацию действий стран организации обеспечивает совет национальных координаторов государств — членов ШОС. В рамках ШОС существуют 2 постоянно действующих органа: секретариат в Пекине и региональная антитеррористическая структура в Ташкенте.
После заседания Совета глав государств — членов ШОС в Душанбе в августе 2008 г. председательство в организации перешло к России. Заседание Совета глав государств — членов ШОС в 2009 г. пройдет в Российской Федерации в г. Екатеринбурге.
Экология
Э
Э
ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — жилище) — наука о взаимодействи ях растений и живых организмов и их систем, образующих т. н. биосферу, друг с другом и со средой обитания, включающей в себя как органическую, так и неорганическую природу.
Термин «экология» введен в научный оборот в 1866 г. немецким биологом-дарвинистом Эрнстом Геккелем. Он считал изучение этих взаимодействий ключом к пониманию эволюции.
Первоначально экология рассматривала отношения отдельного организма и среды, потом популяции и внешнего мира, и лишь затем превратилась в отрасль биологии, изучающую закономерности функционирования и развития замкнутых биологических систем — биогеоценозов (экосистем).
С момента зарождения в качестве научной дисциплины основной прикладной задачей экология ставила проблему защиты окружающей среды от неблагоприятных факторов в результате производственной деятельности человека. Уже в 1864 г. Д. П. Марш, изучив множественные факты разрушения человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны окружающей среды в книге «Человек и природа. Физическая география и ее изменение под влиянием человека».
Значительную роль в формировании экологии как науки сыграли исследования отечественных ученых. В. Докучаев доказал, что почва является естественным, исторически развивающимся телом, образованным взаимодействием живой и неживой природы. Г. Морозов («Учение о лесе», 1912) и В. Сукачев («Введение в учение о растительных сообществах», 1915) в своих исследованиях проводили аналогии между строением и развитием организма и человеческого общества.
Большое влияние на развитие экологии как науки оказала книга английского ученого Ч. Элтона «Экология животных» (1927), в которой уточняется понятие «экологической ниши», вводится понятие популяции и «биотического потенциала», характеризующего скорость роста популяции.
Один из основных разделов экологии — учение о биосфере как особой оболочке вокруг Земли, населенной разнообразными живыми организмами, заполняющими сушу, почву, нижние слои атмосферы и гидросферу (водный покров планеты).
Термин «биосфера» впервые использовал австрийский геолог Э. Зюсс в 1875 г. Основоположником учения о биосфере является великий русский ученый В. Вернадский. В отличие от предшественников, он рассматривал биосферу не как простую совокупность организмов, населяющих планету, но как единое пространство, в котором осуществляется постоянное взаимодействие живого с неорганическими формами материи.
Вернадский развивал идеи об определяющем значении биосферы и ее влиянии на формирование климата и геологического ландшафта планеты, о разумной человеческой деятельности как новом ключевом факторе в геологической истории планеты. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, — писал Вернадский. — И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого» («Химическое строение биосферы Земли и ее окружение», 1943).
Неудивительно, что вскоре общее понятие об экологии распространилось и на социальную сферу. Французский философ П. Тейяр де Шарден ввел понятие «экологии человека». Он писал: «Внезапный водопад разумной деятельности, это вторжение нового вида животного, который постепенно подчиняет себе все другие формы жизни, этот неудержимый поток полей, фабрик, заводов, это огромное растущее материальное и духовное созидание — все это возвещает перемену в жизни на Земле, перемену планетарного значения» («Феномен человека», 1948). Предметом «экологии человека» («глобальной экологии», «геогигиены», «социоэкологии») является исследование процесса взаимодействия природы и общества в планетарном масштабе с целью установить законы взаимодействия и взаимопроникновения их элементов и создать теорию управления этими процессами.
Социоэкология изучает социоэкосистемы — территориальные группы людей (государства, регионы, области, города) в процессе их взаимодействия с окружающей средой. Население при этом рассматривается как ключевой элемент экосистемы, благополучие которого и является критерием степени гармонизации взаимоотношений общества и природы.
Беспрецедентный масштаб негативного воздействия цивилизации на природу в период постиндустриального развития впервые за все время существования человечества привел к ситуации, когда биосфера оказалась не в состоянии преодолеть естественным образом последствия антропогенного фактора. Массовая вырубка лесов в Амазонии — «естественных легких планеты», неконтролируемый выброс в атмосферу углекислого газа в результате бурного развития производства, неразумное перепрофилирование пахотных земель под производство топлива из сельскохозяйственных культур — кукурузы, рапса привели к экологическому кризису.
Эгоистическая политика западных государств компенсировать спровоцированный ими же рост цен на нефть путем производства этанола из сельскохозяйственных культур обрушила баланс производства продовольствия в мире и поставила народы десятков стран на грань голода (см. Продовольственная безопасность).
Значительная часть государств в мире, в т. ч. Россия, подписали Ки отский протокол, регламентирующий максимально допустимые нормы загрязнения атмосферы углекислым газом. До сих пор отказываются
Экономика
поставить подпись под этим документом США по причине сильного давления ТНК. С другой стороны, многие эксперты полагают, что страны — члены Евросоюза, проявляющие наибольшую настойчивость в продвижении Киотского протокола, пытаются внедрить в систему ВТО т. н. «киотские пошлины», которыми облагались бы товары, произведенные в странах, не соблюдающих или не подписавших Киотский протокол, чтобы задавить всех серьезных конкурентов и утвердить «диктатуру потребителя» на мировом энергетическом рынке.
Навязывание европейскими «зелеными» своих стандартов и требований России имеет целью также снижение объемов производства на российских предприятиях, являющихся лидерами на мировом рынке. При этом Россия является глобальным экологическим донором, поставляя в Европу природный газ — экологически чистое топливо взамен ранее использовавшихся в Европе сернистых углей или сернистых нефтей, принимая на себя экологические риски при производстве металла. Кроме того, Россия имеет большую территорию при низкой численности и плотности населения (до четверти территории это места, где не ступала нога человека).
Высокая концентрация промышленного производства обусловливает точечную концентрацию основных центров загрязнения при благоприятных условиях на остальной территории страны Россия располагает самыми большими в мире запасами леса — «легких планеты», чистой питьевой воды (только в оз. Байкал сосредоточено около 20% мировых запасов пресной воды).
Россия является последовательной сторонницей проведения четкой и ясной политики в области глобальной экологии и, без сомнения, имеет все шансы стать не только ведущей экономической, но и экологической державой мира.
ЭКОНОМИКА (греч. oikonomike, букв. «искусство ведения домашнего хозяйства»):
1. Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.
2. Народное хозяйство страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.
3. Наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства.
Экономика — сфера человеческого бытия. Именно в сфере материального производства, т. е. в процессе преобразования природы, человек обеспечивает условия своего существования, создает предпосылки для воспроизводства рода.
Экономические потребности во многом формировали и формируют внешнюю и внутреннюю политику государств, динамику исторических процессов, логику действий вождей, политических лидеров, классов, конфессий и целых народов. Но, начиная с древних времен и до Нового времени, общественное сознание не вычленяло экономику в качестве определяющего фактора в жизни социума. В не меньшей степени его конфигурацию определяли иные факторы, лежащие вне сферы материального производства и непосредственно с ним не связанные — религия, политика, искусство.
Уже Аристотель (384–322 до н. э.) разделял «экономику» — деятельность, имеющую своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни, и «хрематистику» — искусство наживать состояние путем торговли, деятельность по наживанию денег с помощью денег. По Аристотелю, хрематистика не является необходимой и не обусловливается естественными причинами. Более того, на рубеже XIX–ХХ вв. некоторые этнографы и культурологи (Ф. Боасс, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, Э. Бенвенист и др.) открыли, что экономика архаических обществ не преследовала выгоды и не знала принципа эквивалентности.
Богатство копилось только для того, чтобы разом быть раздаренным на потлаче — празднике, устраиваемом для раздачи подарков и демонстративного истребления имущества. Принцип бесцельных (с современной точки зрения) трат определял и жизнь в более развитых обществах.
Бурное развитие капитализма привело к переоценке роли экономики в жизни общества. На этапе формирования буржуазного общества решающую роль сыграл религиозный фактор (о чем справедливо писал Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма»).
Капиталистические отношения сложились не у восточных, православных христиан, не в католическом мире, не, тем более, в мусульманских странах. Характерно, что «родина» капиталистического способа производства — североитальянские городакоммуны — задолго до Реформации были оплотом сторонников многочисленных ересей, противостоявших ортодоксальному католицизму. И страны, ранее других вставшие на капиталистический путь развития, Голландия, Англия, были протестантскими.
В протестантизме упор делался на моральной практике, состоящей в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию, реализующемуся в мирском служении, в последовательном и целенаправленном исполнении мирского долга, заключающегося в преумножении капитала. Таким образом освящалась не просто трудовая деятельность, но именно наращивание благосостояния, рассматриваемое отныне как самоцель.
Уже в скором времени экономика стала восприниматься как некая объективная, не зависящая от человеческой воли и желания реальность. Это объяснялось сутью капиталистического способа производства, которое по своей природе носит рыночный характер. В условиях буржуазного общества, основанного на товарном производстве, неизбежно происходит деформация общественного сознания, когда результаты собственного труда все более представляются человеку некой вещной, не зависящей от него реальностью.
Экономика
Э
Причины этого иллюзорного представления убедительно раскрыл Карл Маркс. В учении о фетишизме товаров он показал: капитал есть не объективная реальность, а лишь общественные отношения, складывающиеся в процессе производства. Маркс писал о дегуманизации как атрибуте капитализма, о необходимости борьбы с овеществлением человека. Но, критикуя капитализм, автор «Капитала» сам продолжал оставаться на позициях крайнего экономического детерминизма.
Маркс был убежден, что экономика определяет всю человеческую жизнь, от нее зависит не только государственный строй и социальная структура, но и вся идеология, культура, мораль, религия, искусство. Так, например, народы Земли, тысячелетиями живущие в условиях присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство), остаются сообществами с примитивными общественными структурами и неразвитым самосознанием.
Распространенная точка зрения, что отсталые племена не развращены цивилизацией и в силу этого обладают более высоким уровнем духовности, чем народы остального мира, по Марксу — несостоятельна. О существовании «тайного знания», концентрирующего в себе некую древнюю мудрость, люди узнали из письменных источников и памятников материальной культуры наиболее развитых в технологическом и экономическом отношении государств прошлого — Месопотамии, Египта, Индии, Китая, а вовсе не из легенд и преданий реликтовых племен, до сих пор пребывающих на периферии мировой истории.
Материальное производство даже в самых примитивных формах невозможно без разделения труда и обеспечивающего его социального устройства. Так, возникновение земледельческих цивилизаций Древнего Востока, возникших на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ было, по мнению немецкого мыслителя, обусловлено потребностью в организации и регулировании ирригационных систем. Необходимость привлечения значительного числа людей для строительства дамб и каналов потребовала централизации власти, создания аппарата принуждения.
Кроме того, нужно было защищаться и от кочевников, что вело к увеличению числа воинов. А содержание армии невозможно без завоевательных походов. Это вело к территориальному росту государств, что, в свою очередь, требовало увеличения расходов на чиновничий аппарат, войско и т. д.
Огромные территории при относительно малой заселенности, вошедшие в состав Русского государства в XV–XVII вв., сложные климатические условия севера Евразии — все это обусловило централизованный характер власти в стране и мобилизационный характер ее экономики.
Антиурбанизм, выражавшийся в полном разрушении завоеванных городов, вытекал из основного занятия подданных Чингисхана — кочевого скотоводства. «Мельница, — говорил Маркс, — дает нам строй с феодалом во главе, а паровая машина — строй во главе с капиталистом». Но капитализм тоже не вечен, новые условия и новая техника приведут к смене общественного строя и дадут новый правящий класс.
Критикуя капитализм и уповая на пролетариат, который в ходе революции сокрушит власть буржуазии и построит общество, свободное от эксплуатации, Маркс остается пред ставителем буржуазной мысли, для которой определяющим является представление о первичности экономики. В современном обществе потребления процесс овеществления человека, его расчеловечивания, пре вращения в разновидность товара происходит столь стремительно, что многие ученые всерьез пишут о конце человеческого периода в истории Земли.
Товарный фетишизм стал глобальной идеологией. Виртуальные величины, вроде цен на энергоносители или котировок акций на фондовых рынках, не связанные с реальным производством, приобрели характер объективной вещной реальности, формирующей в массовом сознании иллюзорные представления общества о самом себе.
Большевики, декларировавшие после захвата власти стремление уничтожить капитализм, тоже стали заложниками экономического детерминизма. Лишь в периоды, когда ставка делалась на внеэкономические, мобилизационные способы достижения общегосударственных целей (от репрессивных до моральновоспитательных мер, призванных задействовать духовный и интеллектуальный потенциал народа), СССР удавалось добиваться серьезных успехов всемирного значения (победа над фашизмом, выход в космос и т. д.). Но в последующем буржуазные идеи об определяющей роли экономики опять возобладали, и реализация этих представлений привела к краху коммунистического варианта капитализма (госкапитализма) в СССР.
Дискуссии конца 1980-х гг. о том, как строить рыночную экономику (Т. Заславская, А. Аганбегян, С. Шаталин, Е. Ясин, Г. Явлинский, Н. Шмелев, Г. Попов и проч.) оттого были бесплодными, что их участники, несмотря на незначительные различия во взглядах, все являлись сторонниками марксистской точки зрения о приоритете экономики.
Очевидно, что только в короткий по историческим меркам период господствовало убеждение, будто единственная цель человека, государства и общества состоит в потреблении материальных благ и наращивании богатства. Сейчас приходит осознание, что духовные потребности отдельного человека, равно как и функционирование экономических институтов, да и всего государства зависят от более высоких сфер духа и культуры (политики, религии, искусства, развития науки и других форм познания).
Экономика невозможна там, где не гарантированы права собственников. Экономический рост и инвестиции невозможны там, где нет законов,
Экстремизм
твердой власти, политической стабильности. А они, в свою очередь, возможны там, где есть идеологическое, духовное, культурное согласие общества.
Место рынка — на окраине, как в отдельном городе, так и в обществе в целом. И подобно тому, как в центре любого города находится церковь (мечеть и т. п.) и административные здания (крепости, ратуши, резиденции и проч.), так и в центре любого общества именно эти структуры являются «базисом», основой производства, воспроизводства самого общества.
ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним мерам в политике, совокупность идей, намерений, оправдывающих при принятии решений крайние меры.
Экстремизм не представляет собой единой системы взглядов: он всегда ситуативен. Как правило, этот термин применяют для характеристики политических сил, выступающих против существующего строя и использующих при этом нелегитимные методы, вплоть до жесткого физического насилия. Но экстремизм более широкое понятие, он встречается и в других сферах жизни общества — в экономике, культуре, религии и даже науке.
Экстремизм противоположен центризму. Девизы экстремистов: «Что не до смерти — то ложь!» и «Гильотина — лучшее лекарство от перхоти» — предполагают отказ от таких инструментов политики как диалог, переговоры, компромиссы, которые называются «пустой болтовней». «Нормальным» считается конфликтное, агрессивное навязывание собственной точки зрения.
Политический экстремизм возникает как реакция некоторых слоев общества на кризисные явления в той или иной социальной системе. В условиях, когда органы государства, общественные институты не спо собны дать ответ на то, как разрешить накопившиеся противоречия, силы, выступающие с позиций экстремизма, пытаются навязать обществу радикальные и скорые решения. Именно так поступили якобинцы во время Великой французской революции (1789–99), предложив массам программу экспроприации собственности дворян и физического уничтожения аристократов.
В России из числа антиправительственных организаций, боровшихся с царизмом, на первые позиции вышли эсеры и большевики, выступавшие с крайне радикальных позиций. После Октябрьской революции коммунисты в короткий период провели ряд мер по разрушению институтов свергнутого строя и, как и якобинцы, развязали в стране «красный террор».
Кризис Веймарской республики привел к победе в стране приверженцев национал-социализма, придавших при диктатуре А. Гитлера «законную силу» наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.
Разгул ультраправого и ультралевого экстремизма нередко заставляет правительство ужесточать политику и подталкивает к введению чрезвычайных мер и ограничению деятельности демократических институтов в стране. Так, мятеж генерала Франсиско Франко против республиканской Испании (1936–39) во многом был реакцией на ситуацию в стране, где правительство Народного фронта стало заложником в руках многочисленных экстремистски настроенных левых партий, а Испания превратилась в арену столкновений между коммунистами, социалистами, троцкистами, анархистами.