Kitab Tauxid
At Tamimi(Raximaxu LLax)
31. Дайте доказательство, которое утверждает, что упо-вание на Аллаха является одним из видов поклонения.[/b]
Сильная вера всегда связана с полным упованием
Всевышний Аллах сказал:
«...И уповайте на Аллаха, если вы верующие!»* (Трапеза, 23).
Всевышний также сказал:
«Верующие суть только те, у которых сердца трепещут от страха, когда поминают Аллаха, вера которых увеличивается, когда читаются им аяты Его, и которые уповают на Господа своего...» (Добыча, 2).
Он также сказал:
«О пророк! Достаточно Аллаха тебе и тем, которые последовали за тобой из верующих» (Добыча, 64).
Он также сказал:
«А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен...»** (Развод, 3).
*Имам Ахмад сказал: «Упование — это деятельность сердца». Сильная вера всегда связана с полным упованием, а недостаток в уповании является свидетельством слабой веры. Уповая на кого-либо, помимо Аллаха, человек приобщает равных к Господу миров.
Ибн аль-Каййим сказал: «Упование на Аллаха является условием веры, и этот аят указывает на отсутствие веры при отсутствии упования. Другой аят гласит: «И сказал Муса: "О народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на Него уповайте, если вы мусульмане!"» (Йунус, 84). В этом содержится указание на то, что совершенство Ислама достигается упованием. Когда усиливается вера раба, то усиливается и его упование, а когда ослабевает вера, ослабевает и упование. Если же упование слабое, то оно указывает на слабость веры, и это не подлежит сомнению. Всевышний Аллах упомянул упование в одном ряду с поклонением, верой, богобоязненностью, Исламом и наставлением на верный путь».
Если же человек уповает на творение Аллаха в том, что может сделать только Аллах, например в достижении победы, заступничестве, даровании пропитания, здоровья и т. п., то он впадает в великий ширк. Если же он уповает на правителя или обладателя власти, надеясь на то богатство, которым наделил его Аллах, или на то, что он способен защитить его от вреда, то это — малый ширк. Разрешается уполномочивать кого-то сделать то, что в его силах, и уповать при этом на Аллаха, чтобы Он облегчил путь к желаемому.
Ибн аль-Каййим сказал: «Для кого Аллах стал достаточным Хранителем, того не интересуют его враги, и они не причинят ему вреда, кроме тех мучений, которые неизбежны, таких как жара, холод, голод, жажда и т. п. А что касается вреда, то этого никогда не произойдёт.
Некоторые салафы говорили: "Для каждого деяния Аллах приготовил воздаяние от Себя, а воздаянием за упование на Него Он сделал Свою достаточность и сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен...» (Развод, 3). Он не сказал, что для него уготовано такое-то вознаграждение, как Он сказал о других деяниях, а сделал Себя, хвала Ему, достаточным для упования на Него раба, и сделал Себя его Хранителем. Тому, кто уповает на Аллаха истинным упованием, Аллах создаст выход из любых трудностей, защитит его, обеспечит и поможет, даже если все Небеса и Земля замыслят против него плохое"».
Вахб ибн Мунаббих сказал: «Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал в некоторых из Своих Книг: "Клянусь Своим могуществом, кто будет крепко держаться за Меня, то даже если Небеса и Земля со всеми своими обитателями замыслят против него плохое, Я создам ему выход из этого положения. Тому же, кто не будет крепко держаться за Меня, Я отрежу руки от небесных благ, и разверзнется земля под его ногами, и останется он в воздухе, а затем Я вверю его самому себе. Я — достаточная опора для Моего раба. Если Мой раб подчиняется Мне, Я одарю его раньше, чем он попросит Меня, и отвечу на его зов раньше, чем он воззовёт ко Мне, ибо Я лучше всех осведомлён о его нужде..."» (из труда имама Ахмада «аз-Зухд»).
Упование заключает в себе великую добродетель и является важнейшей причиной достижения благ и избавления от вреда. Однако оно неотделимо от использования средств, то есть, совершения деяний, обусловливающих достижение этого, поскольку Всевышний сказал: «Бойтесь же Аллаха, и на Аллаха пусть уповают верующие!» (Трапеза, 11). Он упомянул богобоязненность (ат-таква) перед упованием и связал упование с богобоязненностью, которая представляет собой использование средств, предписанных Аллахом. Отказ же от использования средств свидетельствует о недостаточности упования.
|
|
Kitab Tauxid
At Tamimi raximaxu LLax
Упование «التوكل»
Сообщается от Мухаммада бн Аби Имрана, сказал: я слышал Хатима аль-Асамм, его же спросил мужчина: на чем ты построил это свое дело в уповании на Аллаха? Ответил: на четырех качествах:
Понял, что мой ризк (средства к существованию) никто не съест и, моя душа успокоилась этому.
Понял, что мое дело (амаль) никто другой не сделает и, я занят им.
Понял, что смерть придет ко мне и, я пытаюсь опередить его.
Понял, что я, где бы ни был не смогу скрыться от глаза Аллаха и, я стесняюсь Его.
Поистине высказывания ученых отличаются об уповании, однако объединяет эти высказывания, доверие дела Всевышнему Аллаху. Это путем убежденности в Его способности исполнять дела вместе с расходованием, выполнением средств (сабаб) ради осуществления этих нужд, путем освобождения от привязанности к этим средствам (сабаб) и путем привязанности к господу средств (сабаб). Эти четыре качества, который привел Хатим аль-Асамм, да помилует его Аллах, не являются определениями упования. А на самом деле являются нравственными базами, на которых те ученые построили дело упования.
|
Первая основа – ризк:
Он убежден в том, что Всевышний Аллах уже написал ризк (средства к существованию) каждого творения, ни одна душа не умрет пока не получит сполна свой ризк, который написал Аллах для него. И, что невозможно творению взять (забрать) ризк другого творения, который написал ему Аллах. Человек, когда живет, практикуя эти огромные реалии, его нафс успокаивается, не беспокоится многочисленным страхом, отвлеченностью за свой ризк, что его съест другой, даже если и произойдет, заберет что-нибудь из этого ризка, то он вообще не был написан как ризк для этого человека, у которого он был отобран. Когда человек достигает до этого уровня чувств, это указывает на величину его веры в качество дающего средства к существованию (ар-Раззак). Он является главным входом в качество упования, потому, что чаще всего, что заботит людей в их жизни вопрос ризка, один из них губит себя, нарушает многие обязанности, чтобы стать богатым, даже некоторые полностью оставляют обязательные дела (фарды) из-за своей занятости с вопросом ризка, и, не обращают внимания на то, что является более важным, кроме как во время мгновении расставания с этим миром, когда не приносит пользы сожаление.
Вторая основа – дело (амаль):
Упование на Аллаха в праведных деяниях является из самых почетных разновидностей упования на Аллаха, потому, что совершающий их не желает ни один из товаров мирской жизни, а желает Лика Всевышнего Аллаха и Последнюю жизнь. Ведь когда человек чувствует, что одно из дел мирской жизни сможет выполнить другой вместо него то, это приводит к самоуспокоенности и лени, однако к делам, касающимся Последней жизни нельзя относится, так как относишься к мирским делам. Это потому, что дела, касающиеся Последней жизни, их никто не сможет выполнить кроме мукалляф лица, это из-за слова Всевышнего: ﴾Человек получит только то, к чему он стремился﴿, (53:39). Эта истина неизбежно приведет верующего к тому, чтобы не предоставлять свободного времени, не заняв его тем, что приблизит его к Всевышнему Аллаху, и, отдалит его от Его огня, и, приведет к тому, чтобы не откладывать выполнение деянии, которые он обязан выполнять, потому, что никто не выполнит их за него.
Третья основа – смерть:
Эта основа имеет связь с предыдущим, так как верующий когда убежден и постоянно представляет себе мысленно, что смерть придет неожиданно то, всегда будет готов и соревнуется со смертью посредством праведных дел. А это дело может прийти только с многочисленным поминанием о смерти, к которому побуждал нас Посланник, мир ему и благословение Аллаха, к многочисленному поминанию о нем, когда сказал: «Часто поминайте о разрушающем наслаждения: о смерти», (ат-Тирмизи, аль-Албани назвал хадис достоверным). А когда придет смерть то, верующий будет уже подготовившим провизию для дня кончины, не будет голодать, не будет испытывать жажду в пустыне барзаха, ни во время Судного дня, при виде его ужасов.
Четвертая основа – «مراقبة الله-Муракаба» (чувствовать контроль, наблюдение Аллаха). Муракаба, это постоянное знание раба и, его убежденность в том, что Всевышний наблюдает за внешним его и тайным. Это знание, что Аллах смотрит на него, наблюдает и слышит его, и, наблюдает все время за его делами, за каждым мгновением.
Не возможно верующему уповать на Аллаха истинным упованием пока не будет постоянно чувствовать контроль Аллаха над собой, который сделает его стыдящимся вручать свое дело другому вместо него, ведь он верит в его способность исполнять его нужды. В действительности человек обращается к другому вместо Аллаха тогда, когда его сердце покрывается облаками беспечности по отношению к своему Господу, не чувствует Его контроли, поэтому эта основа была одной из важнейших основ, на котором строится дело упования. Говорит Всевышний: ﴾Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в день Воскресения, Он поведает им о том, что они совершали﴿, (58:7). Этот и ему подобные аяты приводятся в Коране для того, чтобы заложить основу муракаба в нафсе верующего, дабы не обращался к другому вместо Аллаха. Постоянное муракаба делает верующего стыдящимся того, чтобы доверять, верить, полагаться на силу другого кроме Всевышнего Аллаха. Очевидно, видно это когда человек заболевает опасной болезнью и, обращается к самым знающим врачам мира. Для того, чтобы избавили его от его недуга, которым он страдает. Затем врачи решают провести операцию, в эти мгновения раскрывается дело упования, его сердце чувствует ли привязанность к своему Господу, Ему Одному ли доверяет? Или часть его сердца чувствует привязанность к Аллаху, а другая часть к людям, или же все его сердце чувствует привязанность к людям, обращается, видит, спрашивает, взывает о помощи, полагается только на людей, не имеющих силы и могущества. Здесь начинается важность муракаба, кто постоянно делает, постоянно чувствует наблюдение Аллаха, стыдится доверять, полагаться на другого вместо Него даже на мгновение и, часто повторяет: «Нет силы и могущества кроме как с Тобой». В действительности прибегает к врачу, потому, что ему велено по шариату использовать средства (сабаб), а упование делает его чувствующим привязанность к Господу средств (сабаб), а не к самим средствам (сабаб).
Вот так табиины воспитывали свой нафс в деле упования (таваккуля), который на самом деле является частью веры в качество Всевышнего Аллаха. И таким образом были хорошего мнения об Аллахе. Такое постижение великих смыслов упования в действительности усиливается при помощи тщательного ведения отчета у трепетов нафса, и, обвиняя его за то, что он совершает и пытается выскользнуть от стойкости на прямом пути.
ПРОГРАММА ТАБИИНОВ В ВОСПИТАНИИ НАФСА
СОЧИНЕНИЕ: АБДУЛЬ-ХАМИД АЛ-БИЛАЛИ
Аллаху а`лам
32. Дайте доказательство, которое утверждает, что поминание Аллах является одним из видов поклонения
1 – Поминание Аллаха является основой поклонения Аллаху, ибо оно указывает на постоянную и непрерывную связь раба со своим Творцом. От Аишы приводится, что она сказала: (Посланник Аллаха поминал Аллаха в любом положении). Приводится у Муслима.
• Ведь связь с Аллахом значит - жизнь, обращение к Нему – спасение, близость с Ним – успех и довольство, отдаленность от Него – заблуждение и убыток.
2 – Шайтан не может одолеть человека, поминающего Аллаха, так как поминание Аллаха это крепость, которая надежно охраняет человека от козней Шайтана.
• Шайтан же хочет, чтобы человек не поминал Аллаха.
3 – Лишь поминание Аллаха отличает верующего от лицемера, так как одним из качеств лицемеров является то, что они мало поминают Аллаха.
4 – Поминание Аллаха – дорога к счастью. Всевышний говорит: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» сура Гром, аят 28.
5 – Необходимо постоянно поминать Аллаха, так как единственное о чем жалеют обитатели рая - это часы, проведенные в мирской жизни без поминания Аллаха. Поистине, постоянное поминание Аллаха значит постоянную связь с Аллахом.
Ан – Навави сказал: Все ученные единогласны в том, что оскверненному половым сношением и тому, у кого нет омовения и женщинам при месячных или послеродовых очищениях, разрешается поминать Аллаха языком и сердцем, то есть разрешается произносить слова: Субханаллахи, Альхамдулилляхи, Аллаху Акбар, Ля иляха илля Аллах, читать благословения пророку и делать дуа, в отличие от чтения Корана.
6 – Кто поминает своего Господа, то его Господь вспоминает его. Всевышний Аллах говорит в суре Корова: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне». Аят 152.
Если человек радуется, узнав о том, что какой - то король из мирских королей упомянул его в своем обществе и восхвалил его, то какой должна быть его радость, когда он узнает о том, что Аллах, Король всех королей, упомянул его в обществе, которое намного лучше общества, где он поминал Аллаха.
7 – Поминать Аллаха это не значит пробормотать языком слова восхваления Аллаха, в то время как сердце беспечно к ним. Поминание должно быть языком и сердцем, размышляя и раздумывая о произнесенных словах. Всевышний Аллах говорит: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд». Сура Преграды. Аят 205.
• Человек, поминающий Аллаха должен осознавать сказанное им, чтобы поминание происходило сердцем и языком, и он поддерживал связь с Аллахом внутренне и внешне.
Аллаху а`лам
33. Дайте доказательство, которое утверждает, что молитва является одним из видов поклонения.
Всевышний Аллах говорит:
• وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا لا نَسْأَلُكَ رِزْقًا نَحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى
• «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход - за богобоязненностью» (Сура Та ха, 20:132).
• Молитва занимала прочное положение в душе у пророков и праведников, и никакое другое благодеяние не могло конкурировать с молитвой за первенство в сердцах этих благородных людей. Аллах (Велик Он и Славен) поведал нам в Коране о пророках и их отношении к молитве. Так, например, Нух говорил:
• رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاةِ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاءِ
• «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу». (Сура «Ибрахим», 14:40).
• О пророке Исмаиле Аллах сказал:
• وَكَانَ يَأْمُرُ أَهْلَهُ بِالصَّلاةِ وَالزَّكَاةِ وَكَانَ عِنْدَ رَبِّهِ مَرْضِيًّا
• «Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят, а его Господь был доволен им» (Сура «Марьям» 19:55).
• Обращаясь к Мусе (Моисею), Всевышний сказал:
• إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لا إِلَهَ إِلا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلاةَ لِذِكْرِي
• «Воистину, Я - Аллах! Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»(Сура «Та ха», 20:14).
• Ангелы, воззвав к Марьям, сказали:
• يَا مَرْيَمُ اقْنُتِي لِرَبِّكِ وَاسْجُدِي وَارْكَعِي مَعَ الرَّاكِعِينَ
• «О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется». (3.Алю Имран: 43)
• Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии), будучи младенцем, по милости Аллаха говорил:
• وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنْتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا
• «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив».(19.Марьям: 31)
• Аллах взял завет с сынов Исраиля, и сделал выполнение намаза одним из главных пунктов этого завета:
• وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لا تَعْبُدُونَ إِلا اللَّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ
• «Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят» (Сура «Аль-Бакара» 2:83).
• Намаз является обязанностью мусульманина, на это указывает Коран, Сунна и единое мнение всех ученых Ислама. Аллах говорит:
• إن الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا
• «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время»(Сура «Ан-Ниса», 4:103).
• Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Муаз сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил меня наместником и сказал:
• إنك تأتي قومًا من أهل الكتاب، فادعهم إلى شهادة أن لا إله إلا الله وأني رسول الله، فإن هم أطاعوا لذلك، فأعلمهم أن الله افترض عليهم خمس صلوات في كل يومٍ وليلة...
• «Ты прибудешь к народу из числа людей Писания, так призови же их засвидетельствовать, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что я посланник Аллаха. Если они повинуются тебе в этом, то дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность пять молитв, которые совершаются в дневное и ночное время…» (приводят Аль-Бухари и Муслим).
Всевышний Аллах сказал:
• يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ وَإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ مِنْهُ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَلَكِنْ يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
• «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь... Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны» (сура «Аль-Маида», 5:6).
Совершая омовение мусульманин должен помнить слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
• إذا توضأ العبد المسلم أو المؤمن فغسل وجهه خرج من وجهه كل خطيئة نظر إليها بعينيه مع الماء أو مع آخر قطر الماء فإذا غسل يديه خرج من يديه كل خطيئة كان بطشتها يداه مع الماء أو مع آخر قطر الماء فإذا غسل رجليه خرجت كل خطيئة مشتها رجلاه مع الماء أو مع آخر قطر الماء حتى يخرج نقيا من الذنوب
«Если мусульманин (покорный верующий раб Аллаха) умоет своё лицо, то из его лица вместе с водой выходят все грехи, которые он получил, смотря своими глазами (на запретное). Когда он вымоет руки, то с его рук вместе с водой выходят все грехи, которые он заработал своими руками. Когда вымоет ноги, то из них выходят все грехи, к которым он ходил своими ногами, и так до тех пор, пока он не очистится от грехов полностью» (приводит Муслим).
• Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
• من توضأ فأحسن الوضوء ثم قال: أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له و أن محمدا عبده و رسوله اللهم اجعلني من التوابين واجعلني من المتطهرين، فتحت له ثمانية أبواب الجنة يدخل من أيها شاء
• «Кто совершит омовение наилучшим образом, затем скажет: «Ашхаду алля иляха илля-Ллах вахдахуля ля шарикя ляху ва анна Мухаммадан абдуху ва расулюху.Аллахумма-дж`альни мина-ттаввабина ва-дж`альни мина-ль-мутатаххирин»(Свидетельствую, что нет истинного божества,кроме одного только Аллаха.Нет у Него сотоварищей. О Аллах, сделай меня среди кающихся и сделай меня среди очищающихся),то перед ним откроются восемь дверей Рая,и он сможет зайти в него через ту дверь,которую пожелает»(приводит Ат-Тирмизи).