Деяния неизвестных личностей не являются источником шариатских положений без разногласий у учёных этой Уммы.
И воистину, удивительно, что наши оппоненты аргументируют на дозволенность прошения заступничества через Пророка поступком некоего бедуина, про которого ничего не известно – ни о его праведности и правдивости, ни о его памяти, в то время как какое-то поклонение не утверждается действием даже сподвижника, о котором известно что он сподвижник, если на него нет доказательства из Сунны! И также удивительно, что наши оппоненты говорят, что хадисы ахад, даже если они достоверные, и даже если они переданы в «Сахихах» Бухари и Муслима, не берутся в акиду, и в то же время берут в акиду сны неизвестного бедуина, переданные без иснада либо со лживыми и тёмными иснадами!!!
Сказал шейх Сулейман ас-Сахман: «Через истории и сны не утверждаются шариатские положения, и не делается так ни у кого, кроме как в религии христиан. Воистину, их религия построена на байках и снах, лжи и выдумках, а что же касается религии Ислам, то она сохранена через иснад, и не утверждается шариатские положения, кроме как посредством Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и того, что пришло достоверно от Посланника Аллаха, мир ему и молитва, и того, что делали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и стало известно это через передачу достоверных справедливых передатчиков, на чьей справедливости есть согласие!» см. «Ас-Сауаик аль-мурсаля», 2-6
И очень хороши слова шейх-уль Ислам Ибн Теймия: "Воистину, требование заступничества Пророка, и просьба о дуа, и об истигфаре, после его смерти у его могилы, не является узаконенной ни у одного из имамов мусульман, и не упомянул это ни один из четырех имамов и их старых последователей. А лишь упомянули это некоторые поздние, и упомянули они историю от аль-Утбия, что он увидел бедуина, который пришел к могиле Пророка, и прочитал этот аят, что он увидел во сне, что Аллах простил ему. И такого не упоминал ни один их муджтахидов из следуемых мазхабов, согласно чьим словам люди дают фетву. И тот, кто упомянул её, не упомянул шариатского доказательства, подкрепляющего её. И известно, что если бы просьба к Пророку о дуа и заступничестве и просьбе прощения у Аллаха у его могилы было бы узаконенным, то сподвижники и последовавшие за ними во благом непременно были бы более знающими об этом, и были бы первее других в этом. И если бы это было законным, то имамы мусульман непременно упоминали бы это! И как же хорошо то, что сказал Малик: "Не исправятся последние этой Уммы иначе, чем исправились ее первые. И не дошло мне от первых этой Уммы, которые были ее сердцем, что они делали подобное". См. "Маджмууль фатауа", 1-241
|
Аллаху а`лам
Принцип «Уаля» в Исламе. Шейх Сулейман б. ‘Абдуллах
Содержание
1. Положение в исламе тех, кто проявляет уаля к мушрикам........................................
2. Положение в исламе тех, кто не делает такфир мушриков.............
3. Взгляды древних ученых на уаля................................................................
4. Виды уаля.........................................................................................................
5. Некоторые вопросы относительно уаля..................................................
Аллаху а`лам
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОРА
Шейх Сулейман б. ‘Абдуллах Ибн Мухаммад б. ‘Абдуль-Уаххаб, внук Му-хаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, родился в Дир’ие. Его дед умер, когда ему было 8 лет, поэтому возможности брать уроки у деда, у него не было. Его обучением за-нялись отец ‘Абдуллах бин Мухаммад и дядя Хусейн бин Мухаммад. Также его учителем был Хусайн бин Гъаннам, который известен своей книгой «Тарих ан-Наджда». Когда Са’уд Ибн ‘Абдуль-‘Азиз завоевал Хиджаз, он назначил Сулеймана б. ‘Абдуллаха судьей Мекки, несмотря на его молодой возраст. Проработав неко-торое время на этой должности, он вернулся в Дир’ию и стал судьей там. Кроме этого ежедневно давал частные уроки. В 1818 году османский военачальник завое-вал Дир’ию, поймал Сулеймана б. ‘Абдуллаха и предал казни. Когда его вели на казнь, османцы назло ему, приказали своему полку играть на музыкальных инст-рументах, которые саудовцы считали харамом.
Среди книг Сулеймана б. ‘Абдуллаха выделяются «Тайсир аль-Азиз» - толко-вание «Шарх китаб ат-Таухид», написанного его дедом, а также книга, освещающая вопросы взаимоотношений муслимов с мушриками «Ад-даляиль фи адами мууалятуль ахлю-ширк». Трактат «Фи хукми-сафар иля баляди-ширк», который мы вам представляем, был собран ‘Усманом бин Бишром и приведен в сборнике «Мад-жму’уату ар-Расаиль уа Масаиль ан-Надждиййа», которая была опубликована шейхом Мухаммадом Рашидом Ридой в издательстве «аль-Мактаба аль-Манар», в 1349 году по хиджре.
|
Аллаху а`лам
именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Вступление
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по пря-мому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и по-сланник Его.
А затем:
|
Положение в Исламе тех, кто проявляет уаля к мушрикам.
Те, кто опасаясь мушриков, подстраивается под них или подлизывается к ним и присоединяется к их несправедливым делам, чтобы избежать их вреда, станут неверными из-за того, что присоединились к мушрикам, даже если при этом они отвергают в душе их религии и в сердце питают к ним неприязнь. Это их положение не изменится даже если они будут любить Ислам и мусульман. Если те, кто совершают эти деяния становятся неверными, то те, кто живет в (даруль-куфре) и находится в подчинении у неверных, находится в гармонии и согласии с ними, укрепляет их своим имуществом, направляет им свою любовь и дружбу и прерывает связи с муслимами станет неверным тем более. Вместе с тем, что они неверные, они также доказали, что они ярые враги Аллаху и посланнику Аллаха. Оправдание может быть лишь тем, кто находится под икрахом и его жизнь и имущество под угрозой.
Находящиеся под икрахом это такие, которые подверглись нападению со стороны мушриков, говорящих “Или ты сделаешь то-то или мы тебя убъем”, или же такие, которые подвергаются тяжким пыткам пока они не скажут то, чего хотят мушрики, при условии, что его сердце будет полно верой. По единогласному мнению всех ученых любой, кто скажет слово неверия, пусть даже в шутку, забавляясь, становится неверным. В таком случае почему бы тому, который говорит слово неверия ради земных выгод не стать неверным. Теперь с помощью Аллаха приведем некоторые доказательства на эту тему.
Доказательства относительно положения тех, кто проявляет уаля мушрикам.
Аллах сказал: «Мы отправили тебя с истиной добрым вестником и предос-терегающим увещевателем, и ты не будешь спрошен об обитателях Ада. Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха – это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником». (Корова, 119-120).
Аллах сообщает в этом аяте, что пока посланник Аллаха, не последует их религии, верованиям, обычаям ни иудеи, ни христиане, ни другие мушрики не будут довольны. Пока посланник Аллаха, и его последователи будут находится на истинном пути, мушрики не будут довольны. Вот следующий аят на эту тему, Аллах сказал: «Какое бы зна-мение ты ни показал тем, кому было даровано Писание, они все равно не станут обращаться к твоей къибле, а ты не станешь обращаться к их къибле. Никто не станет обращаться к къибле других. А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников». (Корова, 145).
Обратите внимание в аятах сообщается, что посланник Аллаха, станет несправедливым если проявит неверным уаля, хоть пусть и с неохотой или из опасения их вреда или с целью их умиротворить и ублажить. если это так по отношению к посланнику Аллаха, почему должна иметься разница и для других муслимов. После этого как можно утверждать, что те, кто показывает уважение гробницам, не выступает против них, находится на истинном пути.
Аллах сказал: «Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно». (Корова, 217).
Аллах сообщает, что неверные по мере возможности не перестанут стараться отвращать муслимов от ислама и что те кто подчинится им и присоединится к ним, с целью избежать их вреда, станут вероотступниками, пусть хоть и сделают это опасаясь за самих себя или за свое имущество и что те, кто умрет в таком положении попадет в ад навечно. Если положение тех, кто опасается войны таково, то каково будет положение тех, кто присоединяется неверным или подчиняется им, когда никакой войны нет. Если нет оправдания тем, кто принимает то, что навязывают неверные когда битва началось, то ясно, что тем, кто присоединяется к неверным без положения битвы, оправдания нет тем более и несомненно, что они больше, чем другие заслужили быть неверными.
Аллах сказал: «Верующие не должны считать неверующих своими помощни-ками и друзьями вместо верующих. А кто поступает, таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Ал-лаху предстоит прибытие». (Семейство Имрана, 28).
Аллах запретил верующим брать неверных в помошники и сообщил, что кто проявит уаля неврным, даже если из опасения, пусть не ждет от Аллах ничего. То есть такие люди не будут в числе тех, кого Аллах обещал спасти от вечных мук в аду. «…за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их...» – То есть когда сила и преобладание у неверных и муслимы подвержены давлению с их стороны и не имеют возможности открыто проявлять враждебность неверным, муслимы могут находиться с ними рядом (не проявляя открытой враждебности), с условием что в сердце они будут питать по отношению к ним ненавись и враждебность. А что говорить теперь о тех, кто ходит с ними в обнимку. без какого то ни было оправдания, какого нибудь беспокойства. Что это, если ничто иное как предпочитать земную жизнь той и бояться не Аллаха а мушриков. Аллах сказал: «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». (Семейство Имрана, 175).
Хафиз Ибн Касир в тафсире данного аята говорит: “Аллах запрещает мусульманам любить неверных и брать их в "помошники (уали)". Кто же совершит это - ему следующая угроза: «...тот, не имеет никакого отношения к Аллаху...». Т.е. совершающий это полностью прервет свою связь с Аллахом. Аналогичное суждение имеет в таких аятах как F«Женщины, 144». «Трапеза, 51». и др. «…за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их...», т.е. но в некоторых случаях, когда вы опасаетсь вреда для себя с их стороны, не сердцем, но внешне вы можете обезопасить себя от них. В связи с этим передается хадис от аль-Бухари в котором сообщается, что Абу ад-Дарда сказал: “Мы улыбались некоторым людям, в то время как в сердце проклинали их”. Сообщается, что Суфьян ас-Саури передал, от Ибн ‘Аббаса который сказал: “Обезопасение себя от опасности возможно только языком (на словах), но не действием (телом)”. Этого мнения придерживаются также и Абуль-‘Алия, Абу-Ша’ша, Даххакъ, Икрима, Раби’ б. Анас и др. Это их мнение подтверждает аят - Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (Пчелы, 106). Имам аль-Бухари передал от аль-Хасана который сказал: “Разрешенность обезопасения (себя от опасности со стороны кафиров) действительно до Судного Дня”. См. “Тафсир Ибн Касир”.
Имам ас-Самарканди в тафсире этого аята говорит: “Кто проявит уаля неверному выйдет из религии Аллаха, из милости Аллаха и покинув истинный путь войдет в куфр. Потому-что брать неверного в "помошники (уали)" и означает показывать согласие его куфру. А те, кто показал согласие куфру становиться кафиром, потому-что согласие к куфру является куфром. Если же муслим опасается их вреда, то может языком проявить дружественность. Но разрешение есть только для языка; проявлять дружественность сердцем и действием запрещенно. Аллах ясно оповещает, что кто возьмет кафира в "помошники (уали)"и выйдет из Ислама, независимо от того будет ли эта уаля путем любви в сердце или путем помощи кафиру (в его куфрах) или же путем воспользования его куфром”. См “Тафсир ас-Самарканди”.
Сайд Кутб в тафсире этого аята говорит: “Вот естественное продолжение предыдущих аятов. Перед этим аятом повествовалось о таухиде, о том, что вся власть и имущество принадлежит только Аллаху, вся сила, мощь, управление, прокормление в руке только Аллаха. Поэтому не может в одном сердце соединится вера в Аллаха и уаля к неверным. Поэтому в аяте жестко сообщено, что кто сделает это выйдет за пределы Ислама, независимо как это произойдет... сердцем ли, или телом не имеет значения. А кто сделает это, нет ему ничего от Аллаха. За исключением тех случаев когда вы опасаетесь их должным опасением. Вот так... у него не останется ничего общего, никакой связи с Аллахом: ни в привязанности, ни в религии, ни в веровании, ни в дружбе. Теперь он полностью удалился от Аллаха, он полностью прервал все связи с Аллахом. В тех, случаях когда муслим опасается за себя, ему разрешено обезопасить себя. Но это как и сказал Ибн ‘Аббас не должно быть на деле, это можно совершить только языком. Точно также как уаля не разрешается в сердце, точно также она не разрешается и на практике, в действии. Неверные, упомянутые в аяте, это например те, кто не хочет полного управления шариатом всей жизни людей. См. “Фи зиляли аль-Къуран”.
• К некоторым ансарам приходили иудеи чтобы совратить их с ислама. Рифа’ б. Мунзир, ‘Абдур-Рахман б. Джубай и Са’д б. Хайсама посоветовали им держаться от иудеев подальше и тогда сниспустился аят.
• Хатыб б. Балта’а проявил любовь (привязанность) к некоторым кафирам в Мекке и на это сниспустился аят.
• Лидер двуличных ‘Абдуллах б. Убай и его люди проявляли уаля неверным, сообщали им тайны и на это сниспустился аят.
• У ‘Убады б. Самита были дружественные ему иудеи. Он пришел к посланнику Аллаха в день ахзаба и сказал: “Уменя есть пятсот иудеев и я хочу, чтобы они вышли вместе со мной воевать”. И на это сниспустился аят - Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток». (Семейство Имрана, 149).
Аллах сообщает, что если муслимы подчинятся неверным, то они непременно обратят их в куфр, ибо неверные не будут довольны пока не обратят муслимов в куфр. В этом же аяте сообщается, что если муслимы примут это положение, то они окажутся из тех, кто понесут убыток и в этом мире и в том. Как видно Аллах не разрешает муслимам входить в подчинение неверным под предлогом опасения перед ними. Потому-что неверные не оставят муслимов пока они не присоединятся к ним и не скажут, что те на верном пути. В продолжении аята Аллах сказал: «О нет! Аллах является вашим Покровителем. Он – Наи-лучший из помощников». (Семейство Имрана, 150). Покровителем и помощником для муслимов является великий Аллах. Он, им помогает и делает это лучшим образом. Тот, кто примет уалийство Аллаха и будет подчинятся ему, он не будет нуждаться в неверных. В таком случае уалийство неверных для него бессмысленно. Некоторые люди будучи выросшими в среде, где царит учение таухида, зная таухид, выходят за пределы уалийства Аллаха - лучшего помошника и направляются к сторонникам гробниц и могил и их союзникам, передают им управление своих дел, принимают их уалийство. Как скверны деяния несправедливых, которые предпочитают уалийство неверных уалийству Аллаху.
Имам аль-Къуртуби в тафсире этого аята говорит: “Сообщается, что ‘Али сказал: «Аллах подразумевает лицемеров, которые когда мы потерпели поражение (в войне с неверными), сказали верующим: «Давайте вернемся в религию предков...». Вот, если вы подчинитесь им, «...то они обратят вас вспять...»; т.е. обратят вас в куфр. И «...и вы вернетесь потерпевшими убыток...»; т.е. вы вернетесь обманутыми, потерпевшими. Затем Аллах повелевает: «О нет! Аллах является вашим Покровителем». То есть: Это он тот, кому вы должны подчинятся и который будет вас охранять и покровительствовать вам, который даст вам победу и поможет вам”. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.
Шейх ар-Рази в тафсире данного аята говорит: “Есть различные мнения, кто подразумевается под неверными в этом аяте. Ас-Судди и другие сказали, что это был Абу Суфьян потому, что в то время он был лидером и начальником неверных и был причиной смут. Другие ученые сказали, что это были ‘Абдуллах б. Убай и его лицемеры приятели, которые стремились распространить смуту, говоря: «Если бы Мухаммад был посланником Аллаха, то с ним не случилось бы такое, поэтому возвращайтесь в свою старую религию...». Другие сказали, что это были Мединские иудеи, которые пытались распространять сомнения между муслимов. Верно то, что это касается всех неверных, ибо выражение аята общее, частность причины сниспущения не есть препятствие для общности суждения принесенного аятом”. См. “Тафсир ар-Рази”.
Сайд Кутб в тафсире этого аята говорит: “Аллах запрещает верующим подчиняться неверным, потому-что подчиняться неверным неизбежно приносит вред и совершенно никакой пользы. Подчиняться им означает обращаться в куфр. Муслим будет или бороться с куфром и неверными, удалять от себя ложное и сторонников ложного или, не дай Аллах, вернется в куфр. Муслиму невозможно находиться в пассивной позиции. Можно преположить, что возможно сохранить свою религию, веру, ‘акъиду заключив с неверными союз, после поражения. Это фикция, плод воображения. Кто не бросится вперед в таком положении, неизбежно вернется назад. Кто не будет сражаться с куфром, злом, заблуждением и тагутами, тот тот обратится униженным, он неизбежно обратится в куфр и заблуждение. Если ‘акъида и вера человека уже в начале пути не препятствует тому, чтобы подчиняться неверным, слушать их и доверять им, то это показывает, что человек уже в самом начале не обладает верой. Факт, что обладатель некой ‘акъиды, опирается на врагов этой ‘акъиды, входит в их подчинение является показателем того, что он уже проиграл в душе. И конечно он будет продолжать проигрывать физически. Уже ничто не может удержать процесс углубления в куфре, хотя вначале человек и не предпологал такой плачевный исход. Муслим не нуждается в том, чтобы советоваться в области своей ‘акъиды и управления с врагами своей религии. Если он послушает их, то значит он взял дорогу вероотступничества и с точки зрения естества и с точки зрения действительности. Вот поэтому Аллах предупреждает верующих и призывает их именем веры: «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток». (Семейство Имрана, 149). Есть ли больший убыток, чем обратится обратно в куфр. Если подоплека тенденции склонения к неверным это ожидание от них помощи и покровительства, то Аллах упоминает сущность истинной помощи и покровительства и обрубает эту тенденцию в корне: «О нет! Аллах является вашим Покровителем. Он – Наилучший из помощников». (Семейство Имрана, 150). Вот единственная инстанция откуда верующие ждут уалийства и помощи. Нуждается ли в уалийства других, тот который обладает уалийством Аллаха по отношению к себе?” См. “Фи зиляли аль-Къуран”.
Аллах сказал: «Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто попал под гнев Аллаха и чьим пристанищем будет Геенна?! Как же скверно это место прибытия!» (Семейство Имрана, 162).
Не будут равны те, кто стремится к благоволению Аллаха и те, кто попал под гнев Аллаха. Потому-что попавшие под гнев Аллаха - место прибытия их ад. Рабы Милосердного же - они поклоняясь только Аллаху и помогая его религии, заработали благоволение и довольство Аллаха. Направляться в гробницы и просить там помощи от мертвых, проявлять уаля таким людям есть причина гнева Аллаха. Поэтому, конечно те, кто искренно помогает призыву таухида и соединяется с муслимами, не будут равны тем, кто призывает к ширку или присоединяется к ним. Даже если они скажут: «Мы боимся неверных», им нужно ответить: «Вы говорите ложь». Тем более что Аллах не принимает оправданий в том, чтобы подчиняться тем, на кого он зол и в том, чтобы удаляться от тех, кем он доволен. Ведь большинство сторонников ложного покидают истину из-за того, что боятся что потеряют земные блага, только это им мешает привязаться к истине и стать муслимами.
Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по от-ношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обите-лью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины, 97).
Ангелы, спрашивая «В каком положении вы находились?», хотели спросить следующее: “За кого вы были? К муслимам ли вы присоединились или к неверным?”. Те же начнут оправдываться тем, что они были слабы, но ангелы не примут их оправдания и скажут им: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней…»? В Мекке были люди, которые не переселились в Медину и остались с мушриками несмотря на то, что приняли Ислам. Когда началась битва между Мединскими мусульманами и Меккскими мушриками (битва при Бадре) мушрики икрахом заставляли мусульман, что остались в Мекке присоединиться в их ряды для сражения против муслимов. Те находясь в положении икраха присоединились и некоторые из них были убиты в сражении. Когда Мединские муслимы узнали об этом огорчились, говоря: «Мы убили наших братьев». Вот тогда Аллах сниспослал этот аят в суре «Женщины, 97».
Теперь поразмыслите: Если те кто опасаясь смерти вошел в ряды неверных и присоединился к битве стали неверными, то каково будет положение тех, кто показывает согласие господству антиисламских государств или тех, кто соглашается быть в гармонии с мушриками или тех, кто подчиняется им, входя под их покровительство или тех, кто помогает неверным и поддерживает их, тем самым способствуя им подавлять мусульман или тех, кто идет дорогой мушриков или тех, кто в присутствии неверных унижает и обвиняет в глупости муслимов за то, что они стараются следовать единобожию и воюют во имя его или тех, кто защищает неверных от муслимов и делающих все это без всякого икраха. Разве те, кто действует подобным образом не заслуживают неверия и адского огня более, чем те, кто не желая переселиться с насиженных мест, остался в Мекке и тем самым предпочел неверных мусульманам? Ведь те, кто присоединился к битве при Бадре присоединились не по собственной воле, а были заставлены со стороны мушриков.
Некоторые могут задаться вопросом: “Разве для для них не должно быть оправдания, ведь они пошли на битву под икрахом? Их убили бы, если бы они не присоединились”.
Ответ таков: “Они попали в эту ситуацию из-за того, что не переселились, а предпочли остаться рядом с мушриками. Поэтому икрах не послужил для них оправданием”.
Хафиз Ибн Касир в тафсире данного аята говорит: “Ибн Абу Хатам сказал, что Ахмад б. Мансур нам сообщил, а тот, в свою очередь передал от Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Одна группа из Мекканцев стала муслимами и скрывала это (боясь пыток). В день битвы при Бадре мушрики (силой) взяли их с собой и некоторые из них будучи ранеными погибли. Муслимы огорчились и сказали: «Эти братья были муслимами» и попросили прощения за них. Тогда сниспустился аят «Женщины/97». Этот аят был написан оставшимся муслимам и им было сообщено что нет им оправдания. Когда те собрались выходить (чтобы сделать хиджру) мушрики настигли их и подвергли их мучениям. Тогда сниспустился аят - Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие». (Корова, 8) ”. См. “Тафсир Ибн Касир”.
Икрима сказал: “Этот аят сниспустился по поводу некоторых молодых людей в Мекке - курайшитов, которые сказали, что они стали муслимами. Среди них были такие как: «‘Али б. Умайя б. Халаф, Абу Къайс б. Уалид б. Мугъира, Абуль-Ас б. Мунаббих б. аль-Хаджадж и Харис б. Зам’а»”.
Ад-Даххак сказал: “Этот аят сниспустился по поводу некоторых лицемеров, которые не совершили переселение (хиджра) вместе с посланником Аллаха. Они присоединились к мушрикам в битве при Бадре и погибли. Этот аят о тех, кто имеет возможность совершить переселение, но вместе с этим продолжает жить вместе с мушриками, хотя при этом они не могут полностью выполнять требования своей религии (мушрики заставляют их силой идти на уступки в религии). Абу Дауд передает от Мухаммада б. Дауда б. Суфьяна, а тот от Самуры б. Джундаба, что посланник Аллаха сказал: «Кто соединится с мушриками и поселится в близи от них (т.е. рядом) станет подобный им»”.
Имам ас-Судди говорит: “Когда ‘Аббас, Акиль и Науфаль были взяты в плен в качестве Бадрских пленников, посланник Аллаха сказал ‘Аббасу: «Дай выкуп (фидья) за себя и за сына твоего брата». Ибн ‘Аббас сказал: «О посланник Аллаха, разве мы не совершали намаз направляясь на твою къиблу, разве мы не засвидетельствовали твоим свидетельством»”.
Посланник Аллаха сказал: «Эй ‘Аббас, Вы показали враждебность, а теперь враждебность показывают вам», затем прочитал аят: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины, 97). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Имам ат-Табари в тафсире данного аята говорит: “Когда ангелы будут брать души тех, кто попал под гнев Аллаха из-за того, что они не совершили переселение и таким образом причинили несправедливость самим себе, они (ангелы) скажут: «Расскажите нам, что вы делали? Почему вы не переселились, а остались». Те в ответ скажут: «У нас не было сил для переселения, потому-что мушрики ослабили нас». Ангелы скажут: «Так почему бы вам было не удалиться от мушриков? Разве земля Аллаха не обширна?». Толкователи сказали, что этот и последующие аяты сниспустились относительно некоторых людей из жителей Мекки, которые стали муслимами, но не переселились вместе с посланником Аллаха затем подвергшиеся мучениям со стороны мушриков и не выдержавшие это испытание. Которые когда мушрики предпринимали действия против посланника Аллаха (будучи принуждеными) находились среди мушриков, увеличивая число людей находящихся в положении противодействия посланнику Аллаха (тем самым помогая мушрикам против муслимов и Ислама). Толкователи сказали, что Аллах сниспустил аяты, чтобы сообщить, что оправдания приводимые этими людьми недействительны и что Он не примет их.
Ибн ‘Аббас в связи с этим сказал: «Одна группа из Мекканцев стала муслимами. Они скрывали это. Мушрики увели их на битву Бадра. Некоторые из них были убиты. Тогда муслимы сказали: «Эти убитые были муслимами». Их привели сюда насильно (они были под икрахом). Просите за них прощения. Тогда сниспустился этот аят. Муслимы послали этот аят оставшимся в Мекке муслимам и сообщили им, что их оправдания не принимаются. Тогда они вышли в дорогу, чтобы покинуть Мекку и совершить переселение. Но мушрики поймали их и мучениями захотели обратить в свою религию. Тогда сниспустился аят - Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха». Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха. Если же явится победа от твоего Господа, то они непременно скажут: «Мы были вместе с вами». Но разве Аллаху не лучше знать, что таится в груди миров?» (Паук, 10). Муслимы послали и этот аят. Те прочитав аят очень огорчились и потеряли все надежды. После этого сниспустился аят - Аллах сказал: «Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение». (Пчелы, 110). Теперь муслимы послали этот аят и сказали им: «Вот, Аллах показал вам выход». Тогда они вышли в путь для переселения в Медину. Мушрики настигли их и начали сражаться. Некоторые из них погибли, некоторые спаслись». А вот другое предание Ибн ‘Аббаса связанное с этим: «Некоторые муслимы были вместе с мушриками и увеличивали их (воюющих мушриков) численность против посланника Аллаха. Во время битвы они умирали от стрел и ударов меча». Вот Аллах относительно их сниспустил этот аят «Женщины/97». См. Аль-Бухари, “Тафсируль-Къуран”.
Имам ас-Судди говорит: «Когда ‘Аббас, Акиль и Науфаль были взяты в плен в качестве Бадрских пленников, посланник Аллаха сказал ‘Аббасу: «Дай выкуп (фидья) за себя и за сына твоего брата». Ибн ‘Аббас сказал: «О посланник Аллаха, разве мы не совершали намаз направляясь на твою къиблу, разве мы не засвидетельствовали твоим свидетельством». Посланник Аллаха сказал: «Эй ‘Аббас, Вы показали враждебность, а теперь враждебность показывают вам». Затем прочитал аят. «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины, 97).
Имам ас-Судди сказал: «Как этот аят сниспустился, все те, кто становился муслимами, но не совершали переселение, считались неверными, кроме тех, кто действительно не имел для этого возможности»”. См. “Тафсир ат-Табари”.
Несомненно, что эти аяты ниспустились по поводу положения, ко-торое сложилось в Мекке и других местах арабского полуострова, после возникновения Исламского государства. В этих местах (Мекка и др.) были муслимы не совершившие переселение. Удержали их от этого их имущества и материальные выгоды. Мушрики не разрешали брать ничего с собой из имущества в Медину. Некоторым помешали боязнь перипетий и сложностей связанных с дорогой, потому что мушрики не оставляли просто так переселенцев, они чинили им всевозможные препятствия, преследовали их в пути. Некоторые привыкли к насиженным местам и им, сложно было покинуть родные места, родных и уйти в неизвестный, незнакомый город. Некоторые действительно не имели возможности, переселится, это были дряхлые старики, женщины и дети.
После того, как мушрики потеряли надежду, что они смогут поймать посланника Аллаха и воспрепятствовать его переселению, они увеличили мучения и давления на оставшихся муслимов. Как раз в это время муслимы Исламского государства напали на торговый караван курайшитов и одержали крупную победу. Поэтому мушрики навалились на оставшихся бедняг - муслимов и начали причинять им всевозможные мучения и беспокойства, яростно стараясь обратить их в свою религию. В результате некоторые действительно покинули Ислам. Другие, будучи под икрахом, были вынуждены притвориться и выглядеть как неверные.