4 – Мусайлиматуль-Каззьаб, который утверждал что он пророк и что посланник Аллаха («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) сообщил о его пророчестве и что об этом засвидетельствовали два сахаба. И его поддержало в этом его племя. Он облегчил им некоторые поклонения и утверждал, что получает откровение от Аллаха.
Нам известно, что Мусайлиматуль-Каззьаб и его последователи не покинули полностью религию, с которой пришел посланник Аллаха. Они свидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммад его посланник, читали азан, делали намаз, читали Коран и выполняли все поклонения и верили во все пункты веры, с которыми пришел Мухаммад («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.), кроме их утверждения о пророчестве Мусайлимы и подчинения ему. Этот факт о них стал общеизвестным и они во время халифата Абу Бакра (р.а.) населяли Ямаму.
И вопрос здесь такой: Можем ли мы вынести хукм об исламе человека или группы из них, когда увидим, как они говорят «Нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад его посланник», или как читают азан, делают намаз, дают закят... или увидим как отпускают бороду, одевают короткие штаны, и как их женщины покрываются, при этом знаю, что они выносят такфир иудеям, христианам и арабским мушрикам, сражаются на пути Аллаха. Можем ли мы счесть их муслимами, опираясь на абсолютный смысл достоверных хадисов, переданных на эту тему?
И каков был бы хукм Абу Бакра ас-Сиддика и сахабов (р.а.) о человеке, которых посчитал бы их мусульманами, братьями в исламе, приводя в доказательство их намазы, их свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад его посланник», а также, что они хафизы Корана и сражаются на пути Аллаха?
5 – Хариджиты, о которых посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) сообщил сахабам, что они будут недооценивать свои намазы по сравнению с их намазами и, что они читают Коран. Хариджиты говорят «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулюллах», они дают закят, выносят такфир иудеям и христианам и арабским мушрикам, отвергают Мусайлиму и сражаются на пути Аллаха.
И они носят все символы ислама и делают все сунны. Но о них известно, что они ввели нововведение такфира мусульман за грехи (не являющиеся куфром), включили в состав имана каждое деяние, сказав при этом что иман не увелилчивается и не уменьшается.
И вопрос здесь следующий: Когда мы увидим одного из них (или группу из их числа), которые делают намаз в плаче и благоговении пред Аллахом, наизусть учат Коран и читают его, и сражаются на пути Аллаха с иудеями, христианами и тагутами, то можем ли мы уверовать в то, что его вера совершеннее чем вера сахаба (р.а.) и что он не нововведенец.
|
6 – Доктор в больнице, работа которого диагностировать болных. От него потребовалось осмотреть семью у членов, которой замечены спид, болезни сердца, рак, облысение и паралич (Да убережет нас и вас Аллах от всех болезней тела и души).
После осмотра их глаз, носа, ушей и горла, он нашел их здоровыми и дал врачебное заключение о том, что их здоровье отменное. И вопрос здесь такой: Какой будет твой хукм или хукм министерства здравоохранения или медицинского учреждения о таком докторе? И будет ли приниматься его слова при определении здоровья уха, горла, носа и глаз. И чем будет будет считаться его медицинское заключение: верным или фальшивым?
|
Итог:
Каждый из вышеприведенных вопросов мы задавали только для того, чтобы объяснить действительное положение современных людей и того, что из этого следует. И те, кто не хочет сопоставить сегодняшний мушрический народ и его ширки с другими мушрическими группами рода человеческого, которые мы выше привели в пример, сами себя ставят в тупик, когда отвечают на эти вопросы. Таким мы советуем непредвзято заглянуть в себя и очиститься от пристрастности по отношению к своей среде. И затем, те, кто поймет о чем идет речь и что мы хотели сказать, пусть продолжат чтение книги, где мы будем еще больше детализировать вопрос для лучшего понимания, иншаАллах.
Общеизвестно, что наш народ говорит «Ля иляха, илля Аллах, Мухаммадун расулюллах», а также делает намаз, держит пост, делает хаджж, дает закят и так далее. Но про них также стало известным, что они поклоняются идолам-могилам (как об этом упомянуто в молитве посланника («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.): «О Аллах! не делай мою могилу поклоняемым идолом». Здесь посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) назвал могилу, которой поклоняются, кроме Аллаха идолом.), и относительно могил имеют все те же самые убеждения, что имели курайшитские арабские мушрики относительно своих идолов, и даже хуже.
Также они взяли своих правителей, судей и ученых господами, наряду с Аллахом, следуя и подчиняясь им в разрешении того, что запретил Аллах и запрещении того, что разрешил Аллах, на основе придуманных низких законов, традиций, ложных путей и скверных страстей. Их положение подобно людям писания, которые взяли господом своих попов и раввинов, и подобно народу фараона, который взял господом фараона и его армию, и даже хуже. И внешний вид наших народов на сегодня – поистине ширк, кроме тех немногих, над кем смилостивился Аллах. И суть современных людей то, что в некоторых вопросах религии они поклоняются и подчиняются Аллаху, а в некоторых других вопросах поклоняются другим наряду с Аллахом.
Полный отказ от поклонения Аллаху и ширк (поклонение Аллаху не тождественные понятия. А противоположность ширка это единобожие и искренность, то есть поклонение только Аллаху во всех сферах жизни. Это очень важный момент, о котором не следует забывать. Несмотря на кажущуюся простоту те, кто упускает его из вида, как следствие, впадает в ошибки, заблуждения, погрязает в бесконечных ложных спорах. То, что мы посчитали человека или группу мушриками никак не препятствует тому, что они могут искренне поклоняться Аллаху в некоторых частях религии. Например, когда человек или группа совершают ширк тем, что обращаются на суд тагута и их законов, то приводить факт, что он делает намаз или посещает масджид для доказательства того, что он покинул ширк является бессмысленным. Вот если бы человек был атеистом, тогда приводить факт о том, что он делает намаз или какое-нибудь поклонение Аллаху для доказательства того, что он оставил атеизм было бы уместным.
И вопрос здесь такой: Какой хукм, и что полагается тому, кто посчитал мушрика муслима только из-за того, что увидел его, как он говорит или совершает некоторые символы ислама, оставшиеся на сегодня из религии Мухаммада. И хукм его ясен, Аллах знает лучше, что он заблудший и заблуждающий. И причина его заблуждения либо проклятый шайтан, который наущает его войти в лабиринты ложной богобоязненности и неуместного религиозного страха
(Поистине это самая широкая лазейка, через которую шайтан прокрадывается, чтобы сбить людей. Через эту лазейку шайтану даже удается дать сомнение в омовении, намазе и тому подобном. Как то раз один из них сказал: «Я вхожу в масджид, чтобы сделать намаз и понимаю, что люди вокрух меня наверняка мушрики, но раз я не видел как они делают ширк, то для меня они сейчас муслимы». Но он забывает, что наше племя не безбожники, а мушрики, которые наряды с ложными божествами, поклоняются и Аллаху тоже в некоторых частях религии, ведь это и есть определение мушрика. И он впадает в заблуждение тем, что закрывает глаза на общеизвестные куфры народа в области законодательства, могилопоклонничества и уаля. Если он возразит: «Я боюсь того, что среди них окажется муслим». Мы ответим есму: «Пусть этот страх не заставит тебя пренебречь теми куфрами, которые стали общеизвестными в их отношении и взять в расчет это их обрядовое поклонение». Для большего ознакомления о таких уловках шайтана смотри то, что привел ибн Каййим в книге «Игъасатуль-Ляхфан и тафсире суры «Нас», а также книгу Ибн Джаузи «Талбису Иблис».)
, либо следование страсти и самообольщение великим количеством сторонников ложного и призывающих к нему, и малым количеством сторонников истины и их слабостью.
Также такой человек сбивает с толку других. Потому, что из его этой акиды следует, что тот, кто носит на себе любой исламский признак из нашего народа – он муслим. И что надо брататься с ним, делать за ним намаз и применять к нему право муслима. Не брать его врагом и не питать ненависть даже если он из самой заблудшей группы. Из-за этого мушрики успокаиваются в своем ширке и пока их принимают за муслимов, делают за ними намаз, любят в Аллахе, они продолжают думать что их религия истинная и их обольщенность увеличивается.
Придерживающийся такой акиды должен принять следующее:
• курайшитские мушрики, когда плыли морем и искренне молились Аллаху – были муслимами.
(Аллах сообщил нам о том как они молились:
«И вот они говорили: "Боже наш! Если это - истина от Тебя, то пролей на нас дождь камнями с неба или пошли мучительное наказание".» - 8/32
«Все блага, которые есть у вас, — от Аллаха. И если с вами приключится какая-либо беда, вы взываете с мольбой к Нему. Потом, когда Он удалит от вас беду, - вот, часть предает сотоварищей своему Господу.» - 16/53-54
«Если вы просили победы, то победа придет к вам. Если вы удержитесь, то это - лучше для вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся. Но ни от чего не избавит вас ваше сборище, если оно и многочисленно, и ведь Аллах с верующими.» - 8/19
Имам Нишапури сказал: «Просившим победу был Абу Джахль. В день Бадр, когда он встретился с племенем, он помолился Аллаху: «О мой Аллах, дай поражение завтра утром тому из нас, кто больше прерывает родственные связи, и делает неодобряемое». И это было испрашивание победы (упомянутое в аяте). И тогда Аллах ниспустил аят: «Если вы просили победы, то победа придет к вам» (то есть победа придет к тому, к кому просите). Ибн аби Хатим привел с цепочкой предание от Атъиййя, как он сказал, что сказал Абу Джахль: «О мой Аллах, помоги более достойной почитаемой из двух групп (войском Мухаммада(«салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) и войском курайшитских мушриков) и тогда был ниспослан аят. Таким образом, мы установили, что Абу Джахль и ему подобные иногда искренне молились Аллаху в религии. Так могли бы мы в то время вынести хукм об их исламе?)
• Иудеи в прошлом и настоящем - мусульмане.
• Отказывающиеся дать закят и последователи Мусайлимы - мусульмане.
А мы знаем, что оппонент не верит в то, что курайшиты (того времени), иудеи и последователи Мусайлимы являются мусульманами. Но из его этого ложного верования (относительно современных мушриков) это следует.
Итак, оппонент должен или признать, что они мусульмане, для того, чтобы избежать противоречий в своей акиде; или немедленно принять истину и удостоиться благоволения Всемилостивого. Ведь поистине каяться от ложного и принимать истину есть достоинство и похвальное качество, которое ненавидит шайтан. Ведь шайтан шепчет нафсу, что изменение мнения в сторону истины будет означать, что он был невежественен до этого, и если он примет сейчас, то упадет в глазах людей. Но Всевышний Аллах говорит: «Поистине Аллах любит кающихся и любит очищающихся» - 2/222. Поистине Аллах наставляет кого захочет на путь истинный.
|
Аллаху а`лам
Раздел Второй
Слава присуща только Аллаху, и благословение и приветствие да пребудут над посланником и тех, кто следует его истинному пути и взял его уалием. Теперь:
После того, как мы представили некоторые вопросы и примеры в первом разделе, предлагаем вашему вниманию шархи хадисов, где упоминаются такие исламские признаки, как два свидетельства, намаз и другое, а также слова ученых относительно того, когда признак ислама берется в расчет, а когда нет. Поистине, Аллах облегчает то, в чем есть благо и спасение и наставляет на прямой путь, кого пожелает. И прибегаем мы к Аллаху от заблуждающих фитн, и тщетных деяний и ложных пониманий и толкований.
Мухаммад бин Абдиль-Уаххаб сказал:
«Знай, да пребудет над тобой милость Аллаха, что отвергание тагута и вера в Аллаха это первое к чему обязал Аллах род человеческий. и доказательство этому аят:
«И мы уже послали к каждой умме посланника (с призывом): Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута» - 16/36.
Отвергать тагута означает следующее:
• Верить, что поклонение тагуту пустое и недействительное.
• Не поклоняться тагуту.
• выносить такфир сторонникам тагута и питать вражду к ним.
Вера в Аллаха же означает:
• Верить, что Аллах есть настоящее божество, и что только он заслуживает поклонение и никто другой.
• Только Аллаху искренне направлять все виды поклонений, и не направлять никому, кроме него.
• Любить сторонников единобожия и брать их уалиями.
• Ненавидеть людей ширка и враждовать с ними.
Это и есть путь и религия Ибрахима, и глупец тот, кто отходит от этого. И это есть прекрасный пример, о котором Аллах сообщил в следующем аяте:
«И стало для вас примером в Ибрахиме и тех, кто был с ним, когда они сказали своему племени: «Поистине, мы непричастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Аллаха. Мы отвергли вас, и началась навечно между нами и вами вражда и неприязнь до тех пор, пока вы не уверуете в Аллаха, единя его». – 60/4.
Тагъут – общее наименование для всякого, кому поклоняются кроме Аллаха, а он согласен с этим поклонением. Это может быть тагут, которому поклоняются, или следуют, или подчиняются в неподчинении Аллаху и его посланнику.
И знай, что человек не считается уверовавшим в Аллаха, пока не совершил отвергание тагута. И доказательство этому аят Аллаха:
«И кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за надежную рукоять, которая не поломается. И Аллах слышащий, знающий.» - 2/256.
Надежная рукоять это свидетельство «Ля иляха илля Аллах», оно содержит в себе положительную и отрицательную часть. Отрицательная часть это «Ля иляха» и означает отрицание всех видов поклонения, направленных не Аллаху. Положительная часть это «Илля Аллах» и означает утверждение всех видов поклонения, направляя их только Аллаху без придавания ему равных.» - (Шестое письмо из собраний писем Мухаммада бин Абдиль-Уаххаба на тему таухида и имана.)
В другом месте «Маджмуатут-таухида» имам Мухаммад бин Абдиль-Уаххаб сказал:
«Религия Ибрахима это отвергание тагута, т.е. Ля иляха, и вера в Алллаха»
Сомнение:
Сказал оппонент, что современные люди, говорят «Ля иляха, илля Аллах; Мухаммадун расулюллах», делают намаз, постятся, и делают благодеяния. Таким образом, эти дела становятся указанием и признаком их ислама. И в доказательство этому приводят хадисы с общим смыслом, на тему произношения «Ля иляха илля Аллах», азана, намаза и давания саляма.
Верное ли это рассуждение о принятии признаков в расчет? И таков ли истинный смысл этих хадисов? И разве так понимали ученые эти хадисы?
Сделаем краткий обзор этой темы для того, чтобы любой непредвзятый, ищущий истину читатель мог с легкостью найти истину в этом вопросе. А кого охватит обольщение и высокомерие, то поистине его ввело в заблуждение большое количество погибших и малое количество следующих прямым путем. Поистине мы принадлежим Аллаху и к нему вернемся.
Предлагаем твоему вниманию слова ученых, касающиеся этого сомнения.
Шарх хадиса «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах»; а кто сказал«Ля иляха илля Аллах», то уберег от меня свою жизнь и свое имущество, за исключение права на это; а расчет его у Аллаха».
Сказал имам Науауви (р.а.) в шархе сахиха Муслима этого хадиса:
Имам Хаттаби сказал: «Известно,что здесь подразумеваются идолопоклонники, кроме людей писания, потому, что они и так говорят «Ля иляха илля Аллах». Поэтому с ними сражаются и меч от них не отводится.»
Кадъи Иядъ сказал: «Неприкосновенность имущества и жизни это следствие принятия действительности веры и касается это арабских мушриков и идолопоклонников и тех, кто не единит (не говорит слово «Ля иляха илля Аллах») ведь они были первыми кого призывали к исламу и сражались с ними. Что касается тех, которые признают таухид, то если они пребывая в куфре, говорят «Ля иляха илля Аллах» из-за того, что это часть их верования, то для их неприкосновенности недостаточно произношения «Ля иляха илля Аллах». Поэтому то в других хадисах приводятся дополнения «что я посланник Аллаха и будут делать намаз и давать закят».
Затем имам Науауи говорит:
Я говорю, что вместе с этим также обязательно была вера во все, с чем пришел посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.), как это передается в другом предании от Абу Хурайры «до тех пор, пока не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха и уверуют в меня и во все, с чем я пришел». Аллаху аьлам. – (Шарх Навави на сахих Муслима, Египетское издание Азхаром, издание первое, 1347 х., том1, глава о приказе воевать с людьми, пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах; Мухаммадун расулюллах», стр. 207)
Сказал ибн Хаджар в фатхуль-Бари:
Если кафир идолопоклонник или дуалист, который не признает единственность Аллаха, то когда он говорит, что нет божества, кроме Аллаха то считается муслимом и принуждается к принятию всех хукмов ислама и отречению от всех религий, противоречащих исламу. А если он признает единственность Аллаха, отвергая посланничество, то он не принимается за муслима пока не скажет «Мухаммадун расулюллах». А если он верит в то, что Мухаммад послан только арабам, то к «Мухаммадун расулюллах» он обязательно должен добавить «ко всем». А если он в куфре из-за того, что оспаривает фард или разрешает харам, то нужно, чтобы он отошел от куфрского верования.
(Фатхуль-Бари шархи сахихиль-Бухари ибн Хаджара; издательство Мактаба Фахд, Аррияд, изд. 1, 1421 х., глава о том, кто оспаривает фарды и что считается вероотступничеством, стр. 292)
Аллаху а`лам
Шарх хадиса об Усаме:
Усама бин Зайд (р.а.) сказал: Послал нас посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) к людям из Джухайны в засушливое место. Я приблизился к одному из них и пошел на него мечом. Он сказал «Ля иляха илля Аллах» и я ударил его и убил. Я пришел к пророку («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) и сообщил ему об этом. Он сказал «Ты убил его, в то время как он просвидетельствовал Ля иляха илля Аллах?». Я сказал: «Но ведь он сделал это из страха». Посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) ответил «Так раскрыл бы его сердце».
Имам Багъауи привел этот хадис в своем мусаннафе «Шарх ас-Сунна» в десятом разделе под заголовком «Запрет убийства человека, когда он принимает ислам из-какой бы религии он ни был» и сказал следующее:
Этот хадис согласованный в своей достоверности и в нем есть доказательство на то, что когда кафир произносит слово таухида нужно удержаться от его убийства.
И сказал имам:
Но это касается идолопоклонника, который не признавал таухид. Когда он произносит слово таухида, он принимается за муслима и принуждается ко всем другим условиям ислама. А тот, кто верует в единобожие, но не признает посланничество, то он не принимается за муслима только из-за слова таухида до тех пор пока не скажет «Мухаммадун расулюллах». Когда он скажет это становится муслимом. Но если он из тех, кто говорит, что Мухаммад послан только к арабам, то он не считается муслимом только из-за признания посланничества до тех пор пока не признает, что Мухаммад послан ко всем. Затем желательно испытать его принимает ли он воскресенье после смерти и отрекается ли от всех религий, что противоречат исламу. Аналогично и муртадд входит в ислам, выходя из религии, в которую перешел.
(Шарх ас-Сунна имама Багъауи, изд. Мактабуль-ислямий, Бейрут, второе изд., 1984, том 10, стр 241-
Когда и как признаки ислама берутся в расчет.
Абдуль-‘Алим Абу Нахля
Шарх хадиса посланника Аллаха («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.)
«Кто скажет «Нет божества, кроме Аллаха» и отвергнет то, чему поклоняются, кроме Аллаха – его жизнь и имущество становится запретными; и расчет его у Аллаха». – (Передал имам Муслим (р.а.) в своем сахихе под номером 23, том 1, стр. 53. Также передали Табарани в Муьджамуль-кабире, 8190, имама Ахмад в муснаде, Ибн Хиббан в сахихе, имама Баззар в муснаде).
[b]Сказал шейх Мухаммад бин Абдиль-Уаххаб
Этот хадис является одним из самых великих объяснений смысла «Ля иляха илля Аллах»: В этом хадисе посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) для неприкосновенности жизни и имущества не сделал достаточным просто произношение свидетельства, и даже не сделал достаточным произношение со знанием смысла свидетельства и не сделал достаточным признание свидетельства и тот факт, что человек не поклоняется никому, кроме Аллаха, но жизнь и имущество становятся запретными только если человек выполнит отвергание всего, чему поклоняются кроме Аллаха. А если есть сомнение или заминка в свидетельстве имущество и жизнь человека не запретны.
(Китабут-таухид, стр 26)
Сказал автор книги «Фатхуль-маджид шарх китабит-таухид» в пояснение этому хадису:
«Кто скажет «Нет божества, кроме Аллаха» и отвергнет то, чему поклоняются, кроме Аллаха» - Знай, что в этом хадисе пророк («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) привязал неприкосновенность жизни и имущества к двум вещам:
1 – произношение «Ля иляха илля Аллах» с условиями, которые налагались в вышеприведенных хадисах, такие как знание и убежденность.
2 – Отвергание того, чему поклоняются, кроме Аллаха. То есть просто произношение смысла недостаточно, но обязательно нужно произносить и практиковать свидетельство. И я (Абдур-Рахман бин Хасан) говорю, что в этом хадисе выражен смысл аята «И кто отвергнет тагута и уверует в Аллаха, тот ухватился за крепкую рукоять, которая не может сломаться» - (2/256)
(Фатхуль-маджид шарх китабит-таухид, Абдур-Рахман бин Хасан али шайх, стр 111)
А также сказал тот же автор:
Я говорю: Этот хадис выражает то, что бывает так, что человек говорит «ля иляха илля Аллах», но не отвергает то, чему поклоняются кроме Аллаха. В этом случае, как на это указывают ясные аяты и хадисы, он не осуществил то, что сделало бы неприкосновенным его жизнь и имущество.
(Фатхуль-маджид, Абдур-Рахман бин Хасан, стр 113)
Также он сказал относительно произношения двух свидетельств:
Слово «Кто просвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха» - то есть кто произнесет два свидетельства, зная их смысл и осуществляя внешне и внутренне практические следствия двух свидетельств на деле. И невозможно обойтись в двух свидетельствах без знания, убежденности и реализации содержания свидетельств на практике, как и сказал Всевышний Аллах:
«И знай, что нет божества, кроме Аллаха» - 5/19
«Кроме тех, кто зная, свидетельствует об истине» - (43/86)
А что касается произношения свидетельства, то по единогласию ученых оно не приносит пользу для того, кто произносит его без знания, или без убежденности, или без практикования требований свидетельства, таких как, например: непричастность к ширку, чистота в словах таких как слова сердца и языка; и делах, таких как дела сердца и органов.
Аллаху а`лам
Шарх хадиса от Ибн Умара в двух сахихах:
Сказал Ибн Умар: Сказал посланник Аллаха («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.): «Мне приказано сражаться с людьми пока они не просвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха и будут делать намаз, и давать закят. И если он сделают это, уберегут от меня их жизни и имущества кроме права на это и расчет их у Аллаха». – (Передал имам Муслим (р.а.) в своем сахихе под номером 22, том 1, стр. 53. Также передали Байхаки в сунануль-кубра, Бухари в сахихе. Ибн Хиббан в сахихе).
Имам Багъауи сказал:
Этот хадис согласованный в своей достоверности. В слове «пока они не просвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха» подразумеваются идолопоклонники не из числа ахлюль-китаба, потому как они и так говорили «Ля иляха илля Аллах». Не отводится от них меч пока они не признают посланничество Мухаммада («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) или пока не дадут джизью» - (Шарх ас-Сунна, том 1, глава Присяга об исламе, стр. 66)
Сказал Шейх Сулейман бин Абдиллях бин Мухаммад бин Абдил-Уаххаб (р.а.)
Что касается того, что человек говорит «Ля иляха илля Аллах», не зная смысла или не выполняя на практике или утверждает, что он единобожник в то время как он не знает таухида, а наоборот, быть может, направляет не Аллаху что-нибудь из поклонения, как например мольба, или страх, или жертвоприношение, или обет, или покаяние, или устремление всем сердцем и тому подобные виды поклонения. Такой человек не завершил свой таухид и не может быть никем иным, кроме как мушриком.
(Тайсир аль-Азиз аль-Хамид фии шарх Китаб ат-Таухиид Сулеймана бин Абдилляха)
Сказал ханафитский правовед Касани (р.а):
Есть три способа, по которым человек принимается за мусульманина:
Заявить (об исламе); Указать (на ислам); Быть подчиненным (опекуну, или дару).
Что касается заявления, то это сказать свидельство, или два свидетельства, или одно из свидетельств при одновременным отречении от того куфра, в котором он был явно. И вот подробный расклад этого способа:
Существуют (основные) четыре группы кафиров (на время Касани):
1. Полностью отвергают (существованое) Творца. И это аннулирующие дахриты (атеисты).
2. Признают (существование) Творца, но не признает таухид и это идолопоклонники и зороастрийцы (дуалисты).
3. Признают Творца и таухид, но не признают посланничество как таковое. И это некоторые философы.
4. Признают Творца, таухид и посланничество как таковое, но не признают посланничество Мухаммада («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) и это иудеи и христиане.
Если человек из первой или второй группы скажет «Ля иляха илля Аллах», то выносится хукм о его муслимстве потому, что они изначально отказывались произносить свидетельство и когда они признают свидетельство, то это становится признаком их веры. И точно так же будет, если он скажет «Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха» потому, что отказывались и от первого, и от первого и от второго свидетельства. Потому, что принятие одного свидетельства означает принятия обоих свидетельств и это становится признаком их веры.
А если человек из третьей группы скажет «Ля иляха илля Аллах», то хукм о его муслимстве не выносится потому, что отвергающий посланничество этот человек, и до этого не отказывался от произношения «Ля иляха илля Аллах». А вот если он скажет «Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха», то хукм о его муслимстве выносится, потому, что он отказывался именно от этого свидетельства и признание того, от чего он отказывался, становится признаком его веры.
И если человек из четвертой группы произнесет два свидетельства, то хукм о его муслимстве не выносится, пока он не отречется от той религии, в которой состоял, иудейства или христианства. Потому, что из них есть такие, которые признают посланничество посланника Аллаха Мухаммада («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.), но говорят, что он послан только арабам в обход других. Поэтому произношение двух свидетельств без отречения не будут признаком его веры. Аналогично, если иудей или христианин скажет «Я верущий», или «Я муслим», или «Я уверовал», или «Я вошел в ислам (покорился)», хукм о его муслимстве не выносится, потому, что они и так утверждают, что они верующие и мусульмане (покорившиеся Аллаху) и что то, в на чем они находятся и есть вера и ислам (покорность Аллаху).
Если иудей или христианин скажет: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и я отрекся от иудейства или христианства», хукм о его муслимстве не выносится потому, что они не отказывались от фразы таухида, а его отречение от иудейства или христианства не является признаком его входа в ислам из-за вероятности того, что он отрекся от этого и вошел в другую религию, чем ислам. А раз есть вероятность, то это отречение не годится как признак веры. А если при этом он признает, сказав «Я вошел в религию Ислам» или «Я вошел в религию Мухаммада («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.), то вероятность (того, что он подразумевал вход в другую религию) исчезает и поэтому хукм о его исламе выносится. Уаллаху Субханаху уа Тааля аьлям.
(Бадаиьус-Санаиь фи тартиибиш-Шарааиь, имам Алауддин Аби Бакр аль-Касани аль-Ханафи, издание Даруль-Китаб аль-Араби, Бейрут, Ливан, издание второе, 1974, том 7, стр 102-103).
Ученик Абу Ханифы Мухаммад бин Хасан аш-Шайбани (р.а.) сказал:
Глава об Исламе: приводится от Хасана, как он сказал: Сказал посланник Аллаха («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах», а когда они скажут это, то уберегут от меня их жизни и имущества, за исключением права на это и расчет их у Аллаха».
Сказал: Посланник Аллаха («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) сражался с идолопоклонниками, а они были людьми, которые не единили Аллаха, и поэтому те из них, которые говорили «Ля иляха илля Аллах», для них это было признаком их ислама.
В общем, правило такое: Человек принимается муслимом тогда, когда признает противоположное его (прежним) известным верованиям. Потому, что у нас нет способа узнать, какие у него верования, и мы берем в доказательство то, что слышим от него из признаний его верований, и если он признал противоположное своим известным верованиям, то мы считаем, что он изменил свои верования.
Как известно, идолопоклонники признавали Всевышнего Аллаха, как и сказал об этом Аллах:
«И если ты спросишь их, кто сотворил их, они непременно ответят: «Аллах»» - - 43/8
Но они не признавали единобожие, как об этом сказал Аллах:
«Когда говорят им «Ля иляха илля Аллах» они возгорждаются» - 37/35
Также Аллах передает их слова:
«Сделал ли он божеств одним божеством? Поистине это вещь странная» - 38/5
Поэтому, кто скажет из них «Ля иляха илля Алла», тот признал то, что противоположно его верованию и это становится признаком его веры.
И сказал посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) «Мне приказано сражаться с людьми, пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах»» и говорит Шайбани (р.а.) по этому поводу:
Сюда относятся Манихейцы и каждый, кто исповедует дуализм (двоебожие); и если кто из них скажет «Ля иляха илля Аллах», то это будет признаком его ислама.
А что касается иудеев и христиан, то они и так говорят «Ля иляха илля Аллах» и поэтому это слово не является признаком их ислама. И во времена посланника («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) они не признавали (его) посланничество и поэтому признаком их муслимства (на те времена) было признание того, что Мухаммад есть посланник Аллаха, как это и зафиксировано в предании, что он вошел к соседу иудею и, обращаясь к нему, сказал «Просвидетельствуй, что нет божества, кроме Аллах и что я посланник Аллаха». Иудей посмотрел на своего отца и тот сказал «Отвечай (или повинуйся) Абуль-Къасъиму». Иудей просведетельствовал этим и умер, на что посланник («салля-Ллаху ‘алехи уа саллям».в.) сказал: «Слава Аллаху, который посредством меня освободил душу от огня», затем повелел сахабам «Займитесь вашим братом».
Что касается иудеев, которые живут в землях Ирака, то они свидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, но просто они утверждают, что он послан к арабам, но не к сыновьям Исраилевым, при этом они приводят в «доказательство» захир аята «Он тот, кто послал среди простецов (умми) посланника из их среды» - 62/2
Поэтому, кто из них признает, что Мухаммад посланник Аллаха, не становится муслимом, пока вместе с этим не отречется от своей религии, Также не станет муслимом, если признает, что он вошел в ислам. Если иудей или христианин скажут «Я муслим» или «Я вошел в ислам», их муслимство не принимается. Потому, что они и так этого придерживались, ведь муслим означает тот, кто принял истину и покорился ей, а они считают истиной то, чего придерживаются сами, поэтому просто произнесение этого слова не является признаком их ислама, пока вместе с этим они не отрекутся от своей религии.
Если же зороастриец скажет «Я вошел в ислам», или «Я муслим», то его ислам принимается, потому, что до этого они не признавали это за собой, а слово муслим считали ругательством, которым каждый из них ругает своего ребенка. Поэтому признание этого является признаком их ислама.
(Шарх имама Мухаммада ас-Сарахси на китабис-сияруль-кабир имама Мухаммада бин Хасана аш-Шайбани, издание «Даруль-кутуб аль-илмиййя», Бейрут, Ливан, первое издание, 1417 х., том 1, стр. 106.)