Аллаху а`лам
Несомненно, что когда не было Исламского государства, куда они могли бы переселиться, им, было, простительно находится в таком по-ложении. Но когда построилось Исламское государство, и появилась возможность открыто жить свою религию, стало непростительным под-чиняться мучениям и притворяться. Вот в такой ситуации ниспустились аяты. В аятах эти не переселенцы характеризуются как «…чинящими несправедливость по отношению к самим себе…». Это так потому, что они лишили себя того, чтобы достойно, гордо, чисто, спокойно жить в исламском государстве и вынудили себя к паршивой, примитивной, мучительной и унизительной жизни в (даруль-куфре). Поэтому в аяте им выдвинута угроза: «Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!».
Коран описывает все это не заурядно, а с присущим только ему, специфическим способом. Коран заставляет читающего представлять образы, рисовать в воображении картины, диалоги. Таким образом, Коран въедается в самые глубины души, воздействует на ее заржавевшие струны и вымывает грязь из души - плохие пристрастия, низкие желания и страсти, жадность, трусливость и т.п. и активизирует прекрасные качества души - доброта, человечность, достоинство и т.п..
Описание предсмертного часа уже само по себе потрясает душу человека, заставляет задуматься над тем, что будет в тот час. Появление ангелов еще более углубляет потрясение, утончает, делает чувствительным способность человека задумываться. Вот эти оставшиеся причинили себе несправедливость. К такому тягостному их положению, присовокупляется то, что к ним приходят ангелы. Они причинили себе несправедливость и уже не могут вернуть прошлое и исправить, и тут пришли грозные ангелы. Представить только это одно уже заставляет душу человека содрогнуться, и привести совесть в действие.
Но ангелы не ограничиваются простым взятием душ и тихим уходом. Наоборот они устраивают допрос, порицают их прошлое. Спрашивают, как они проводили на земле дни и ночи, чем занимались. Они спросят: «В каком положении вы находились?» Как бы это положение, в котором они находились, самое главное на этот момент. Других вопросов не спрашивается, как будто они ничем другим и не занимались.
|
Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан свои-ми помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе». (Трапеза, 51-52).
Аллах запретил проявлять уаля иудеям и христианам и сообщил, что те кто покажет им уаля станет таким же неверным как и они. Например те кто не сделает такфир мушриков, которые молятся могилам и мертвым и просят у них помощь, проявил уаля к ним и стал таким же неверным как и огнепоклонники, идолопоклонники или могилопоклонники. Положение не изменится если он проявит уаля неверным опасаясь их, потому-что Аллах тех, кто делает уаля с неверными из опасения охарактеризовал как «…те, чьи сердца поражены неду-гом...». У тех в чьих сердцах болезнь нет других опасений кроме как то, что в будущем судьба может обернуться против них. Положение современных вероотступников аналогичное. Они тоже опасаются, что в дальнейшем с ними может приключиться какая нибудь беда. Это так потому что они не уверовали полностью в то, что Аллах спасет единобожников и дарует им победу.
Поэтому они оставили сторонников единобожия и направились к многобожникам, опасаясь вреда который в дальнейшем они могут причинить если одержат победу. Они стараются ублажить неверных, чтобы уберечь себя от вероятных неприятностей. Как только победа достается мусульманам и превосходство оказывается на их стороне они успокаиваются и быть может каются, как и указано в конце аята. Но стоит превосходству перейти на сторону неверных, они теряют уверенность в помощи Аллаха и на всякий случай пытются наладить отношение с неверными. Как видно опасаться неприятностей подобного рода оправданием не является, это значит, что такое положение икрахом не является.
|
Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце по-коилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготова-ны великие мучения. Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь По-следней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Не-сомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток». (Пчелы, 106-109).
Аллах сообщил здесь свое решение, которому нет изменения: Кто совершит деяние-куфр просто так без всякой опасности или опасаясь за себя, имущество или за семью станет вероотступником. Это может быть скрытый куфр или явный; он может быть совершен на словах или на деле; он может быть совершен с целью обрести мирские блага преходящей жизни или по любой другой причине, не имеет значения, в любом случае совершающий его войдет в ясное неверие. Этому есть только одно исключение: (икрах). Например, если мушрики поймают муслима и начнут угрожать: “Если не примешь куфр мы тебя изобьем или убьем” или же если будут пытать его или заставлять подобным образом, то муслим будучи в безвыходном положении может сказать то, что требуют от него мушрики при условии, что его сердце будет полно верой. Но человек в такой ситуации ни в коем случае не должен испытывать сомнения в сердце; сердце должно быть спокойно и крепко в вере. Если человек сердцем примет требования мушриков, то несмотря на то, что он в положении икраха войдет в неверие. Как видно из действий имама Ахмада Ибн Ханбаля, по его мнению человек не попадет под икрах, пока его не станут мучить:
Имам Ахмад подвергшись пыткам из-за того, что не согласился сказать что Коран является сотворенным, лежал будучи больным. К нему зашел Яхъя бин Ма’ин (один из ученых того вренени, близкий друг имама Ахмада) и дал ему салам. Имам не ответил ему встречным саламом (хотя муслиму давать встречное приветствие обязательно).
Яхъя бин Ма’ин в качестве оправдания упомянул хадис о Аммаре бин Ясире и вышеприведенный аят F«Пчелы, 106». (Который по преданиям сниспустился на случай с Аммаром). Имам отвернулся, как бы выражая что это не оправдание. Тогда Яхъя сказал: «Этот человек ничего не принимает как оправдание». Имам ответил на это: «Они приводят в доказательство хадис об Аммаре. А ведь Аммар проходил мимо мушриков когда они ругались на посланника Аллаха и запретил им это. Мушрики разозлись и избили его. Пытками заставляли говорить слова куфра. Аммар же чтобы избавиться от мучений сказал то, что они хотели. Эти же (Яхъя и им подобные) подчинились им без всяких пыток, только из-за того, что им сказали: «Мы побьем вас». Одинаковые ли их положения с положением Аммара?» Яхъя бин Ма’ин воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не видел под этим небом никого, кто понимал бы религию Аллаха лучше чем ты».
Аллах сообщает, что опасающиеся неверных вероотступники отступаются, зная истину (да прибудет гнев Аллаха сними). Их ждет великое наказание. Как сообщил наш Господь они совершают деяния куфра не из-за того, что они любят и принимают ширк и не из-за того, что они не знают таухид или против него. Они это совершают из любви к жизни мирской. Они препочли эту жизнь той жизни и милости Аллаха. За это Аллах запечатал сердца, слух и глаза их и они окажутся из числа потерпевших убыток на том свете.
Шейх-уль Ислам Ибн Таймия сказал: “Кто произнесет слово куфра или совершит деяние куфра, не подрозумевая под этим куфр, тем самым он стал кафиром. Ибо вне желание Аллаха не кто не подрозумевает куфр”. См. “ас-Сарим аль-Маслюль” 177/178.
|
Аллах сказал: «Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, на-ходясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благо-даря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (Хадж, 11).
В аяте сообщается о существовании людей, которые поклоняются Аллаху наполовину. Выражение «Если ему достается добро…» означает следующее: если Аллах устроит ему победу, помощь, здоровье, богатство, спокойную жизнь, то он радуется и успокаивается. В таком положении он говорит: “Это хорошая религия. Мы получили благодаря ей только хорошее”, и направляется к религии крепясь в ней. Выражение «...если же его постигает искушение...» же означает: если он подвергается таким неприятностям как болезнь, опасности, беднота то отворачивается от религии и направляется к мушрикам. Вот этот аят ясно описывает положение таких людей. Действительно, эти люди не поклоняются Аллаху искренне, от души. Когда они соприкасаются с трудностями и лишениями сразу следуют мушрикам, присоединяются к ним и соглашаются им подчиняться. Таким образом отступаются от религии, покидают общину муслимов и присоединяются общине мушриков. Подобно тому как они соединяются с ними на этом свете, они соединятся и на том свете.
Присоединяясь к мушрикам они живут среди них спокойной жизнью, находясь в здравии и благополучии. Но такую жизнь они получили не благодаря мушрикам, а благодаря великому и могучему Аллаху. Но не смотря на это они имеют скверные представления об Аллахе. Эти представления заключаются в том, что они не уверены полностью, что Аллах утвердит свою религию, над всеми другими и что Аллах унизит и погубит ложное и сторонников его. Аллах в относительно этих представлений сказал следующим образом: «Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас, и вы оказались одними из потерпевших убыток». (Разъяснены, 23). Аллах также сказал: «Но вы предположили, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям. Это было разукрашено в ваших сердцах, и вы сделали дурные предположения. Вы были пропащими людьми». (Победа, 12).
Эй тот, кому Аллах даровал благо быть стойким в исламе. Ни в коем случае не давай в своем сердце места сомнению, не обольщайся ничем из того, что заимели вероотступники. Ни в коем случае не присоединяйся к мушрикам и не подчиняйся им, будучи в согласии с ними. Не старайся выглядет как один из них, не подделывайся под них, тревожась за имущество, должность или за себя. Несомненно что подобные тревоги многих людей увлекли в ширк. Большинство этих людей знало истину и веровало в нее. Но страсти ослепили их, сатана разукрасил им деяния их и они будучи в заблуждении полагают теперь, что они на истинном пути. Этих людей увлекло в ширк восемь причин и ни одну из них Аллах не принимает за оправдание. Вот они эти восемь причин о которых Аллах сказал: Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (Покаяние, 24).
Аллах сказал: «Разве ты не видишь, что лицемеры говорят своим неве-рующим братьям из числа людей Писания: «Если вас изгонят, то мы уйдем вместе с вами и никогда никому не подчинимся против вас. А если с вами сра-зятся, то мы обязательно поможем вам». Аллах свидетельствует о том, что они являются лжецами». (Собрание, 11).
Аллах сообщает, что между неверными и лицемерами имело место соглашение. Лицемеры говорили неверным: «Если вас изгонят, то мы уйдем вместе с вами...». То есть если Мухаммад одержит над вами вврех и изгонит вас, то и мы выйдем с вами. И не будем подчиняться никому в делах, направленных против вас. Мы не будем слушать, что будут говорить Мухаммад и его сподвижники против вас. Мы не присоединимся к ним покинув вас. Другими словами они пообещали: “Если Мухаммад и его сторонники будут сражаться против вас, то мы будем за вас и поможем вам”.
Но Аллах сообщает истину и свидетельствует, что двуличные лгут и не будут стоять на слове. Здесь следует обратить внимание на следующую тонкость. Если слова двуличных, пусть хоть и неискренние и сказаные тайно хватают для того, чтобы доказать что они неверные то, каково положение тех, которые искренне и открыто действуют вместе с мушриками, входят под их гегемонию, призывают других людей подчиняться им, помогают им и теоретически и практически, стараются выглядеть как один из них? Есть ли разница между этими людьми и теми кто входит в ряды мушриков из опасения за будущее? Если те стали вероотступниками то не станут ли эти? Аллах сказал: «Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». (Трапеза, 52).
Как видим, Аллах не принимает за оправдание опасаться неверных и характеризует тех, кто приводит подобные оправдания как «...те, чьи сердца поражены недугом…».
Аллах сказал: «…Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе. Те, которые уверовали, скажут: «Неужели это – те, которые приносили величайшие клятвы именем Аллаха о том, что они были с вами?» Тщетны были их деяния, и они оказались потерпевшими убыток. О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий». (Трапеза, 52-54).
В этом аяте сообщается что будут муджахиды, любимые Аллаха и любящие Его. Аллах описывает их скромными и мягкими по отношению к верующим и гордыми, неприступными суровыми, жесткими по отношению к неверным. Только этого аята достаточно тем, кто оправдывается тем, что присоединился к неверным из опасения их. В продолжении аята Аллах сказал: «... не бояться порицания порицающих...». Да, эти верующие не подобны теми кто покидает верное, прямое слово и сражения из-за страха перед мушриками. Аллах так и говорит: «... будут сражаться на пути Аллаха...».
Затем Аллах продолжает: «...Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает...» Аллах сообщает, что люди не смогут сами получить это свойство; его Аллах дает кому пожелает как милость и благо от себя. Аллах продолжает: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются». (Трапеза, 55).
Аллах в этом аяте приказывает проявлять уаля Аллаху, посланнику и мусульманам, а следовательно не проявлять уаля противникам Аллаха, посланника и мусульман. Потому-что невозможно проявлять уаля одновремено обоим, ибо это две диаметрально противоположные вещи. Кто проявил уаля Аллаху, посланнику и мусульманам сблизился с ними и удалился (проявил бара) неверным проявил им раждебность. Кто проявил уаля неверным сблизился с ними и удалился от Аллаха, посланника и мусульман и проявил им враждебность. Аллах также продолжает: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями». (Трапеза, 56).
Уаля являющаяся куфром
Любить неверных: Следует сказать, что любовь к мушрикам в зависимости от ее вида, качества и степени может быть любовью являющейся куфром (большая любовь), любовью являющейся харамом (малая любовь) и разрешенной любовью.
Любовь понятие обширное и многогранное. Например, когда мы говорим “они любят друг друга”, этим мы можем подразумевать разное: Они влюблены; Они нравятся друг другу; Они проявляют симпатию и приятны друг другу; Они привязаны друг другу; Они друзья; Они приятели; Они занимаются половой любовью; Они питают родственные чувства; Они часто общаются, бывают вместе, у них много общего и т.д..
Все эти понятия можно выразить словом «любовь». Поэтому для того чтобы дать ему суждение куфра, харама или разрешенности понятие любовь следует разграничить и классифицировать. Вот некоторые примеры аятов и хадисов где любовь к мушрикам проходит как куфр: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они до-вольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие». (Препирательство, 22).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия по поводу этого аята говорит следующее: “В этом аяте ясно объяснена истина того, что невозможно встретить верующего который любил бы и показывал уаля противящимся Аллаху и его посланнику, будь то его отец. Невозможно такое, чтобы верующий любил бы неверного. Кто полюбит или проявит уаля неверному, то он уже неверный”. См. “Маджму’уль-фатауа”.
Сообщается, что пророк сказал: “Тот, кто полюбит какой-то народ, яв-ляется одним из них, и человек с тем, кого он любит”. Этот хадис приводят аль-Бухари в книге «Адаб» 6168. Муслим в книге «Благовоспитанность» 2640. Оба хадиса от ибн Мас’уда. А также от Абу Мусы: аль-Бухари 6170, Муслим 2641.
Сообщается, что пророк сказал: “Человек вмести с тем, кого любит”. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Сообщается, что пророк сказал: “Человек соединяется в День Суда с тем, кого он любит”. Этот хадис привели ат-Табарани и Ибн Мунзир.
Вот примеры, где любовь к мушрикам является харамом Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Ал-лаху известно о том, что в груди». (Семейство Имрана, 118-119).
Здесь под словом любовь подразумевается близость (битана), которая не достигла степени любви-куфр, но пресекла рамки дозволенного так, что питающий такую любовь делится с мушриками тайнами, доверяет важные задания, часто общается и проводит с ними много времени и т.п. Со временем это перерастет в любовь-куфр, поэтому такая любовь запрешина.
Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает, таким образом, тот сбился с прямого пути». (Испытуемая, 1). Также Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Тамже, 8). И еще Аллах сказал: «Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками». (Тамже, 9).
Здесь под дружбой (уаля) и любовью подразумевается как и указывается в аяте быть добрым и справедливым к мушрикам. Такой вид любви не является куфром в своей основе. Так как направлять этот вид мирным, не враждебным по отношению к Исламу мушрикам разрешенно. Но тем кто показывает враждебность Исламу даже и такой вид направлять является харамом и большим грехом. Враждебным мушрикам подать даже стакан простой воды есть харам. Любовь-куфр же является куфром независимо от того кому ее направлять враждебным мушрикам или мирным. Вот примеры, где любовь к мушрикам проходит как разрешенная - Аллах сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». (Рассказ, 56).
По преданиям этот аят сниспустился по поводу Абу Талиба, дяди посланника Аллаха, который всегда заступался за посланника Аллаха, помогал ему, нежно любил его. Конечно отношение посланника Аллаха к нему не будет одинаковым с отношением к другим мушрикам, незнакомым, безразличным к нему или даже враждебным к нему. Здесь под любовью подразумевается быть добрым к мирным мушрикам, поддерживать с ними родственные отношения, помогать в нейтральных делах (неявляющихся куфром, ширком или харамом), молиться Аллаху за то, чтобы они встали на истинный путь и т.п.. Но нужно особенно следить затем, чтобы это не перерасло в любовь-харам.
Если же, упаси Аллах, привязанность к мушрикам толкает на то, чтобы делать уступки в Исламе или предпочитать мушриков муслимам, то это достигло уже любви-куфр. Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (Румы, 21). Также Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сбе-речь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». (Трапеза, 5).
Из этого аята мы понимаем, что Аллах разрешил брать в жены неверных женщин из (людей Писания), а как сказано в предыдущем аяте Аллах установил между нами и женами любовь и родство. Kак передали Ибн ‘Аббас, Муджахид и Хасан аль-Басри в этом аяте под любовью подразумевается половая близость, под родством рождение потомства. Такой вид любви (секс) разрешено направлять неверным женщинам (людей Писания). Такая любовь это нечто происходящее только между мужчиной и женщиной и наряду с такими видами любви, как питать родственные чувства, быть добрым является общечеловеческим, естественным, находящимся вне религии и настоящей дружбы. Поэтому, как и указано в аяте с условием «... и не беря их себе в подруги...» такие виды любви мирным неверным направлять разрешено. Что касается враждебных (людей Писания), то как передал Ибн ‘Аббас на них жениться харам.
Сущность любви и неприязни к мушрикам.
Любовь и неприязнь это чувства, которые не возникают просто так. Человек безразличен к тому чего не знает или не имеет отношения. Поэтому любовь или ненависть к мушрикам основаны на чем-то. Вот некоторые причины из-за которых людей любят: щедрость; наличие богатсва; наличие силы, власти; хороший характер; наличие единобожия; наличие хороших качеств таких-как справедливость, честность, храбрость; родственные связи; красота и т.д..
Вот причины из-за которых испытывают неприязнь (они противоположны вышеперечисленным): скупость, слабость, бедность, наличия ширка, несправедливость, трусость, лживость и т.д.. Все эти качества могут присутствовать как у муслимов так и у мушриков, кроме двух, которые и являются самыми большими причинами любви и неприязни: единобожие и ширк.
Ширк величайшая в мире несправедливость и ничто не может сравниться с ним по скверноте. Поэтому неприязнь единобожника, направленная на ширк, должна быть самой большой из всех неприязней направленных на что-либо. Испытывать отвращение ненавидеть от всей души ширк (ложных божеств) есть основа веры и таухида «Ля-иляха илля-Ллах». Человек не сможет стать муслимом пока не будет чувствовать вражду к ширку подобно Ибрахиму как об этом Аллах сказал: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров». (Поэты, 75-77).
А затем как следствие этого пока не будет чувствовать неприязнь и вражду и к носителям ширка - Аллах сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы от-вергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». (Испытуемая, 4). Для лучшего понимания Аллах уподобляет ложных божеств на нечистоты - Аллах сказал: «Избегайте же скверны идолов». (Хадж, 30). И как следствие этого носителей ширка на нечисть - Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми». (Покаяние, 28).
Подобно тому, как нормальный человек обладающий зрением питает отвращение к нечистотам и нечистым людям (вымазанных в этих нечистотах), человек обладающий верой и таухидом питает отвращение и неприязнь к ширку и носителям ширка (мушрикам). Здесь зрение и обоняние уподобляется вере. И если некто не питает отвращения к нечистотам и нечистым, значит он слеп и без обоняния. Точно также кто не питает неприязнь и вражду к ширку и мушрикам слеп сердцем, не обладает верой и таухидом - Аллах сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». (Преграды, 179).
Любовь направленная к мушрику, может быть направленно только на его человеческие качества, которые мы выше перечислили, если он не враждебен к Исламу и муслимам. Но эта любовь не может приблизиться или сравняться или пересилить неприязнь направленную на его основное качество; на то, что является сутью мушрика- ширк. Если эта любовь перейдет рамки и приблизиться по силе к отвращению это будет большим грехом и харамом. Если же эта любовь сравниться с отвращением то это уже превратиться в любовь-куфр; одним из проявлений этого является то, что любовь направленная на мушрика толкает делать обладателя любви уступки со стороны Ислама, показывать согласие их деяниям ширка, подчиняться им, предпочитать их мусульманам и Исламу и т.п..
Любовь разрешенная со временем можем перейти в харам, а затем и в куфр, поэтому запрещено часто общаться с мушриками, жить с ними без причин, быть откровенными с ними и.т.д., так как это увеличивает симпатию и привязанность. Подобно тому, как ширк это величайшее зло, которое нужно ненавидеть больше всего; таухид есть величайшее добро, которое нужно любить больше всего. Поэтому должна быть определнная любовь направленная на таухид, находящийся в единобожнике. Если наряду с таухидом в нем присутствуют грехи (кроме ширка и куфра), то конечно образуется (она и должна образоваться) некоторая неприязнь, направленная на грехи, но эта неприязнь не может пересилить любовь к таухиду, ибо никакой грех не сможет устоять против таухида (конечно кроме ширка и куфра, ибо наличие их аннулирует таухид, и любовь направленную к нему со стороны мусульман).
Любовь направленная к единобожнику должна быть равна неприязни направленной к многобожнику и следовательно любовь направленная к мушрику должна быть намного меньше неприязни направленной к муслиму; так, что муслим обладающий всеми возможными скверными качествами и грехами должен быть милее и любимее мушрика наделенного всевозможными добродетелями и благами. Чья любовь направленная на мушрика заставит предпочитать его муслимам и Исламу, вот такая любовь уже стала любовью куфром - Аллах сказал: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает, таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху». (Семейство Имрана, 28).
То же самое касается и любви к мирской жизни - Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей». (Пчелы, 106-107).
А также касается и любви к следующим восьми вещам и вещам подобным им - Аллах сказал: Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (Покаяние, 24).
Склоняться к неверным: Аллах сказал: «Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и по-мощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки». (Худ, 113).
Словарные значения слова ар-Рукун, из которого произвелось выражение "не склоняйтесь" - (لاَ تَرْكَنُوا) следующие: опираться; полагаться; склоняться; соглашаться. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.
Къатада сказал: “Что "не склоняйтесь" означает: «не любите и не подчиняйтесь»”.
Абуль-‘Алия толковал это выражение: “Как "не показывайте согласие их деяниям"”.
‘Али бин Абу Тальха передавая от Ибн ‘Аббаса, толкует это выражение: “Как "не подлизывайтесь к неверным, отвергайте их куфры и показывайте реакцию и несогласие их (деяниям куфра)"”.
(Аналогичное толкование приводит и Ибн Зайд).
‘Ауф передавая от Ибн ‘Аббаса, толкует это выражение: “Как "не склоняйтесь к их куфру"”.
Ибн Джурайдж с передачей от Ибн ‘Аббаса это выражение: толкует, “Как "не склоняйтесь им вообще никак"”.
Все эти смыслы близки друг другу и выражают примерно одно и тоже, так как они взаимозависимы и взаимозаменяемы. Слово "несправедливые" можно толковать и как "мушрики" и как "несправедливые и грешные муслимы". См. “Тафсир аль-Къуртуби” - “Тафсир Ибн Касир”.
Если склонение выполняется по отношению к грешным муслимам, то это будет или харамом или нежелательным (макрух) в зависимости от вида деяний. Если же по отношение к неверным, то склоняться будет куфром. Это равносильно следующим правилам: "согласие к куфру есть куфр", "согласие хараму есть харам", "согласие макруху есть макрух", "согласие разрешенному разрешено", " согласие добру есть добро".
Некто спросил Суфьяна ас-Саури: “Я шью платья несправедливым (тиранам). Считаюсь ли я помощником несправедливых?” Суфьян ответил: “Нет не считаешься, ибо ты сам уже стал несправедливым (делая это). Помощниками несправедливых могут считаться те кто продал тебе иглу”
Склоняться к неверным, подчиняясь их желаниям, идя на уступки в области Исламских положений и установлений есть куфр - Аллах сказал: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным. Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (Ночной Перенос, 73-75).
Имам аль-Къушайри приводит следующее объяснение: “Посланник Аллаха, ни в коем случае и не думал склоняться. Наоборот, смысл аята таков: «Если бы не было бы милости и благосклонности Аллаха к тебе, ты склонился бы к их желаниям. Но по милости Аллаха ты не склонился к ним»”. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.
Это подобно следующим аятам - Аллах сказал: «О те, которые уве-ровали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий». (Свет, 21). Также Аллах сказал: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его». (Неизбежное, 44-47).
Ибн ‘Аббас сказал: “Посланник Аллаха, был невинен. Но это есть предостережение общине его, чтобы никто из общины не вздумал бы склоняться к мушрикам, идя на уступки в области законов и установлений Аллаха ”. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.