Основы предпринимательской деятельности. Организационные формы бизнеса




ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИЯ, ФУНКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.

• Основы предпринимательской деятельности. Организационные формы бизнеса

• Производство и производственная функция.

Постоянные и переменные факторы производства

• Деятельность фирмы в краткосрочном периоде.

Закон убывающей отдачи

• Долгосрочный период производства: изокоста и изокванта

Производство не есть обработка материалов инструментами. Производство — это логическое решение поставленной задачи.

Питер Друкер,

американский экономист

Основы предпринимательской деятельности. Организационные формы бизнеса

!

В любой экономической системе производство товаров и ус­луг осуществляется огромным множеством предприятий. Одна­ко только в рыночной Экономике предприятие (фирма) высту­пает как самостоятельно независимо действующий субъект.

Предпринимательская деятельность - деятельность особого рода по со­единению и организации факторов производства [pecypcoв] для создания материальных благ или оказания услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

Цели и интересы конкретного предприниматели могут бьпъ са­мыми разнообразными, начиная от самореализации и получения стабильных высоких доходов и до завоевания и удержания рынка.

Однако в экономической теории принято полагать основным материалом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли, подобно тому как при анализе потребительского поведения исходят из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ.

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса экономисты выделяют сле­дующие.

1. Прибыль является универсальным показателем результа­тивности бизнеса, и лишь очень немногие фирмы могут позво­лить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к сниже­нию прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на повеление фирмы относительно невелико.

2. Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также наставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.

3. Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать повеление отдельных фирм, а также динамику назначаемых цен и объемов производства.

Реальная экономика состоит из огромного числа разнообраз­ных предприятий, различающихся между собой по форме собст­венности (частные, государственные, смешанные), по масштабам своей деятельности (малые и большие), по сфере производства (производство материальных благ или услуг) и т.п.

Условно принято выделять три наиболее общие формы организации частной предпринимательской деятельности:

♦ единоличное хозяйство.

♦ партнерство.

♦ акционерное общество (корпорация).

Рассмотрим более подробно специфику, достоинства и не­достатки каждой из этих форм.

Единоличное, или индивидуальное хозяйство представляет со­бой предприятие, полностью принадлежащее одному человеку. Это означает, что собственник несет полную прямую ответст­венность по долгам своей фирмы. Как правило, предпринима­тель сам работает на своем предприятии, совмещая как управ­ленческие, так и трудовые функции.

Основными преимуществами данной формы являются:

♦ простота в организации, учреждении и регистрации дан­ного вида деятельности:

♦ полный контроль со стороны собственника капитала за делами фирмы и полное распоряжение получаемой при­былью:

♦ сильная мотивация эффективного ведения дела.

Вместе с тем данная форма делового предприятия обладает

серьезными недостатками:

как правило, финансовые ограничения не позволяют соз­давать крупномасштабное производство (в рамках данной формы). Источники как внутреннего, так и внешнего финансирования ограничены собственной прибылью пред­приятия и накоплениями предпринимателя. Привлечение банковских кредитов затруднено в силу высокой риско­ванности малого бизнеса, выпуск же ценных бумаг невоз­можен по закону;

♦ неограниченная ответственность всем своим имуществом по обязательствам фирмы;

♦ выполнение собственником предприятия всех функций управления делает для него недоступной потенциальную выгоду от специализации управленческого труда, как следствие, усиливается вероятность неправильных решений.

Наиболее часто данная форма встречается в сфере услуг (ки­оски, мелкие магазинчики, парикмахерские, образовательные услуги и т.д.) и в сельском хозяйстве (фермерство). Как правило, совокупная доля единоличных предприятий в общем объеме производства относительно невелика.

Партнерством называется такая форма бизнеса, при которой два и более человека являются собственниками фирмы и несут полную личную ответственность по долгам фирмы. Партнерство является своего рода попыткой преодолеть недостатки индивиду­ального хозяйства. Эта форма имеет относительно большие воз­можности по привлечению дополнительных финансовых средств (посредством привлечения новых партнеров) и позволяет сокра­тить степень риска, с которой сталкивается предприниматель.

К основным преимуществам данной формы бизнеса относятся:

♦ достаточно простая процедура организации;

♦ возможность привлечения дополнительных финансовых средств за счет включения новых партнеров, и как следст­вие, финансовые ресурсы позволяют создавать более круп­ные предприятия:

♦ возможность вложения в качестве своей доли не только финансовых ресурсов, но и интеллектуальной собствен­ности (технологические разработки, ноу-хау и т.п.);

♦ возможность специализации и управлении предприятием.

Вместе с тем партнерству присущи и недостатки:

♦ каждый партнер несет неограниченную ответственность всем своим личным имуществом. В случае если один из партнеров не в состоянии оплатить долговые обязательст­ва (смерть, банкротство и т.п.), его долги переходят к его товарищам независимо от доли каждого в делах компании. Необходимость высокого уровня доверия среди партеров сдерживает широкое распространение данной формы;

♦ участие в управлении предприятием двух и более человек влечет зa собой потенциальную возможность несовпаде­ния их интересов, и как следствие, снижение эффективности управления;

♦ наличие, как и в индивидуальном предприятии, финансо­вых ограничений. Собственные ресурсы партнеров могут быть недостаточными для крупномасштабного производ­ства, а применение новых партнеров и кредиторов затруд­нено.

Практика показывает, что товарищества чаще всего создают­ся среди юридических, бухгалтерских, аудиторских фирм, забо­тящихся о своей репутации и работающих под лозунгом «Мы до­веряем друг другу, клиенты доверяют нам».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: