ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИЯ, ФУНКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.
• Основы предпринимательской деятельности. Организационные формы бизнеса
• Производство и производственная функция.
Постоянные и переменные факторы производства
• Деятельность фирмы в краткосрочном периоде.
Закон убывающей отдачи
• Долгосрочный период производства: изокоста и изокванта
Производство не есть обработка материалов инструментами. Производство — это логическое решение поставленной задачи.
Питер Друкер,
американский экономист
Основы предпринимательской деятельности. Организационные формы бизнеса
! |
В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется огромным множеством предприятий. Однако только в рыночной Экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.
Предпринимательская деятельность - деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства [pecypcoв] для создания материальных благ или оказания услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.
Цели и интересы конкретного предприниматели могут бьпъ самыми разнообразными, начиная от самореализации и получения стабильных высоких доходов и до завоевания и удержания рынка.
Однако в экономической теории принято полагать основным материалом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли, подобно тому как при анализе потребительского поведения исходят из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ.
Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса экономисты выделяют следующие.
|
1. Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса, и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на повеление фирмы относительно невелико.
2. Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также наставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
3. Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать повеление отдельных фирм, а также динамику назначаемых цен и объемов производства.
Реальная экономика состоит из огромного числа разнообразных предприятий, различающихся между собой по форме собственности (частные, государственные, смешанные), по масштабам своей деятельности (малые и большие), по сфере производства (производство материальных благ или услуг) и т.п.
Условно принято выделять три наиболее общие формы организации частной предпринимательской деятельности:
♦ единоличное хозяйство.
♦ партнерство.
♦ акционерное общество (корпорация).
Рассмотрим более подробно специфику, достоинства и недостатки каждой из этих форм.
Единоличное, или индивидуальное хозяйство представляет собой предприятие, полностью принадлежащее одному человеку. Это означает, что собственник несет полную прямую ответственность по долгам своей фирмы. Как правило, предприниматель сам работает на своем предприятии, совмещая как управленческие, так и трудовые функции.
|
Основными преимуществами данной формы являются:
♦ простота в организации, учреждении и регистрации данного вида деятельности:
♦ полный контроль со стороны собственника капитала за делами фирмы и полное распоряжение получаемой прибылью:
♦ сильная мотивация эффективного ведения дела.
Вместе с тем данная форма делового предприятия обладает
серьезными недостатками:
как правило, финансовые ограничения не позволяют создавать крупномасштабное производство (в рамках данной формы). Источники как внутреннего, так и внешнего финансирования ограничены собственной прибылью предприятия и накоплениями предпринимателя. Привлечение банковских кредитов затруднено в силу высокой рискованности малого бизнеса, выпуск же ценных бумаг невозможен по закону;
♦ неограниченная ответственность всем своим имуществом по обязательствам фирмы;
♦ выполнение собственником предприятия всех функций управления делает для него недоступной потенциальную выгоду от специализации управленческого труда, как следствие, усиливается вероятность неправильных решений.
Наиболее часто данная форма встречается в сфере услуг (киоски, мелкие магазинчики, парикмахерские, образовательные услуги и т.д.) и в сельском хозяйстве (фермерство). Как правило, совокупная доля единоличных предприятий в общем объеме производства относительно невелика.
Партнерством называется такая форма бизнеса, при которой два и более человека являются собственниками фирмы и несут полную личную ответственность по долгам фирмы. Партнерство является своего рода попыткой преодолеть недостатки индивидуального хозяйства. Эта форма имеет относительно большие возможности по привлечению дополнительных финансовых средств (посредством привлечения новых партнеров) и позволяет сократить степень риска, с которой сталкивается предприниматель.
|
К основным преимуществам данной формы бизнеса относятся:
♦ достаточно простая процедура организации;
♦ возможность привлечения дополнительных финансовых средств за счет включения новых партнеров, и как следствие, финансовые ресурсы позволяют создавать более крупные предприятия:
♦ возможность вложения в качестве своей доли не только финансовых ресурсов, но и интеллектуальной собственности (технологические разработки, ноу-хау и т.п.);
♦ возможность специализации и управлении предприятием.
Вместе с тем партнерству присущи и недостатки:
♦ каждый партнер несет неограниченную ответственность всем своим личным имуществом. В случае если один из партнеров не в состоянии оплатить долговые обязательства (смерть, банкротство и т.п.), его долги переходят к его товарищам независимо от доли каждого в делах компании. Необходимость высокого уровня доверия среди партеров сдерживает широкое распространение данной формы;
♦ участие в управлении предприятием двух и более человек влечет зa собой потенциальную возможность несовпадения их интересов, и как следствие, снижение эффективности управления;
♦ наличие, как и в индивидуальном предприятии, финансовых ограничений. Собственные ресурсы партнеров могут быть недостаточными для крупномасштабного производства, а применение новых партнеров и кредиторов затруднено.
Практика показывает, что товарищества чаще всего создаются среди юридических, бухгалтерских, аудиторских фирм, заботящихся о своей репутации и работающих под лозунгом «Мы доверяем друг другу, клиенты доверяют нам».