Понятие индивидуальной души




Есть много различных понятий души среди различных школ Индийской философии. Система Чарваки устанавливает, что душа состоит из живого физического тела и его атрибутов. В соответствии с буддистской философией, души не существует. Буддизм учит, что поток когда-либо изменяющихся мыслей и чувств является окончательной реальностью. Согласно понятию души, содержащемуся в системах Нйайи и Вайшешики, душа - это уникальная субстанция, качествами которой являются желания, ненависть, счастье, горе, и знание. В разных телах присутствуют разные души. Душа неразрушима и вечна, и ее атрибутом является сознание. Поскольку она не ограничена временем и пространством, душа также рассматривается как бесконечная и всепроникающая. Душ бесчисленное множество.
Нематериальная душа, обладающая сознанием, отлична от материального тела, которое по сути несознательно и неразумно. Никакая комбинация физических элементов и гру-бых чувств тела не может объяснить процесс воображения, памяти, создания идей. Ум также не может считаться душой, поскольку он считается невидимой субстанцией, кото-рая отлична от субстанции души. Нельзя сказать, что душа является вечным и самолуче-зарным сознанием, поскольку сознание не может существовать без определенного местоположения. Душа ощущает внешний мир через ум и чувства. Все знание и созна-тельные состояния возникают в душе, когда душа обуславливается в уме, ум - в чувствах, и чувства - на внешних объектах. Нйайа утверждает, что душа непознаваема чувствен-ным восприятием, но скорее логическим выводом или свидетельством Вед. Желание, воля, боль и удовольствие не могут быть объяснены телом, чувствами или умом. Точно так же один человек не может помнить опыт другого человека. Феномен памяти должен зависеть от постоянного существа - души. Своя собственная душа может быть познана через умственное восприятие, но о душе кого-то другого в другом теле можно лишь сделать вывод.

Понятие освобождения

Как и все другие системы Индийской философии, система Нйайи утверждает, что конеч-ная цель человеческой жизни - достичь освобождения. Под освобождением подразумева--ется абсолютная свобода от всех болей и страданий. Это подразумевает состояние, в ко-тором душа полностью освобождается от всего рабства и от своего соединения с телом. Для души невозможно достигнуть состояния полной свободы от болей и страданий, если душа полностью не разъединена с телом и чувствами. В освобожденном состоянии душа безусловно и абсолютно освобождается от всех оков навсегда.

Для того, чтобы достигнуть состояния освобождения, человек должен обрести истинное знание о душе и о всех объектах. Это знание названо таттва-гьяна, что означает <знать реальность как полное отличие от нереальности>. Философия Нйайи предписывает трех-стадийный путь для достижения цели освобожденного знания. Первый шаг - шравана, анализ священных писаний. Нужно изучать священные писания и слушать авторитетных личностей и святых. Следующее, человек должен использовать свои собственные возмож-ности, чтобы обдумывать то, что он услышал. Этот процесс размышления назван манана. Последнее, человек должен задуматься над душой, подтвердить свое знание и практико-вать эту истину в своей жизни. Это названо нидидхйасана. Через практику этих трех стадий человек понимает истинную природу души как полностью отличную от тела, ума и чувств, и всех других объектов мира. Внутренне реализованная истина рассеивает темноту самоотождествления и неправильного понимания (митхьягьяна) относительно <Я> и <Мое>. Когда это случается, человек перестает действовать импульсивно и в страсти и начинает выполнять свою обязанности, описанные в Ведах, самоотверженно, без желания пожинать плоды этих действий. Огонь истинного знания сжигает как прошлую карму человека так и семена греховных желаний в сердце, таким образом, делая их не в состоянии прорасти. Итак, истинное знание ведет человека к состоянию, где нет цикла рождения и смерти. Это состояние названо освобождением.

Понятие Бога

Согласно Нйайе, считается, что Бог - тот, кто создал, поддерживает и в конце концов разрушит вселенную. Бог не создает мир из ничего или из Себя, но скорее из вечных ато-мов пространства, времени, ума и души. Создание вселенной имеет отношение к упорядо-чению этих вечных субстанций, которые сосуществуют с Богом в смертном мире. И Бог, таким образом, как первая оперативная причина универсальных усилий - создатель мира. И Бог - также Тот, Кто сохраняет мир, так как Он призывает атомы быть вместе и продол-жать свое существование в определенном порядке, который поддерживает физическую вселенную. Бог также назван разрушителем вселенной, потому что Он позволяет высво-бодиться силе уничтожения, когда энергиям смертного мира это требуется. Бог один, бесконечный и вечный. Вселенная, пространство, время, ум и души не ограничивают Его. Говорят, что Бог обладает шестью достояниями: бесконечной славой, абсолютной независимостью, достоинством, высшей красотой, совершенным знанием и совершенным отречением.

 

Три аргумента Нйайи, доказывающие существование Бога:

1. Горы, поля, реки и т. д. созданы из атомов. Они обладают ограниченными раз-мерами и неразумны. Следовательно, они должны управляться разумной причиной. Эта разумная причина должна иметь прямое знание обо всей материи и всех атомах, которые лежат в основе всего. Она должна быть вездесущей и всеведущей. Это разумное существо не может быть индивидуальной душой, поскольку знание души ограничено, у души, например, нет знания других душ. Поэтому, оно должно быть окончательно разумным существом, которое названо термином Бог.

2. Второй аргумент базируется на понятии адришта, которое означает <невиди-мый> или <неизвестный> и может быть переведено как провидение или судьба. Философы системы Нйайа спрашивают, почему некоторые люди счастливы, а другие - нет; почему некоторые мудры, а другие невежественны. Человек не может сказать, что нет причины, потому что каждое событие имеет причину. Причиной боли и наслаждения, поэтому, должна быть деятельность самого человека в этой жизни или в предыдущих жизнях. Люди наслаждаются или страдают в соответствии с заслугами, созданными их прошлой хорошей или плохой деятельностью. Этот закон кармы, который управляет жизнью всех индивидуальных душ, требует, чтобы каждый человек пожинал плоды своей собственной деятельности. Часто проходит много времени между действием и последст-вием. Многие наслаждение, и печали не могут быть прослежены как реакция на какую-нибудь деятельность, совершенную в этой жизни. Подобно этому, многие действия, совершенные в этой жизни, не производят плодов немедленно. Тонкие впечатления обо всей деятельности человека существуют долго после действий и собраны в душе в форме суммы заслуг (пунья) и грехов (папа). Общая сумма всех заслуг и грехов называется адришта, судьба, и это производит теперешнюю боль или наслаждение. Адришта - это неразумный принцип. Поэтому он должен быть руководим или направляем кем-то разумным, чтобы производить правильные последствия. Индивидуальная душа не может управлять адриштой, так как она подвластна ему. Таким образом, всемогущий, разумный посредник, который руководит и направляет адришту должным образом, вечное, всемогущее и вездесущее верховное существо, названное Богом.

3. Третий аргумент Нйайи в доказательство существования Бога основан на утверждении писаний. В соответствии с этим доказательством, Веда, Упанишады и все другие авторитетные писания говорят о существовании Бога. Эти писания не были написаны обычными людьми, но святыми мудрецами, которые внутри себя видят истину. Веды выражают такое правильное понимание Бога, поэтому Бог существует.

ВАЙШЕШИКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: