Категория деятельности - Карма




Карма, деятельность, рассматривается в школе Вайшешики как физическое перемещение, но термин "физическое" здесь имеет отношение более чем просто телесное перемещение, потому что в Вайшешике ум также считается типом субстанции. Как качество, вторая категория реальности, деятельность также существует только в субстанции и не может существовать сама по себе. Она, тем не менее, полностью отлична как от качества, так и от субстанции. Субстанция вещей поддерживает как качество, так и деятельность. Качество - статический символ вещей, а действие - их динамический символ, который считается независимой причиной их союза и диссоюза. Действие или перемещение всегда зависят от субстанции - земли, воды, огня, воздуха и ума. Невозможно найти действие в неосязаемой субстанции - пространстве, времени, направлении и душе, потому что каждая из них является всепроникающей субстанцией, чье положение неизменно. Есть 5 типов деятельности: вверх, вниз, внутрь, наружу и линейное. Действия воспринимаемых субстанций - земли, воды, огня и воздуха могут восприниматься пятью чувствами, но не все действия осязаемых субстанций могут быть восприняты. Движение Земли, например, не может быть воспринято; об этом можно только сделать вывод.

Понятие создания и уничтожения мира

Вайшешика держится на атомарной теории существования, в соответствии с которой вся вселенная сформирована вечными атомами. Но в то же самое время Вайшешика не игно-рирует моральные и духовные законы, которые управляют процессом союза и разделения атомов. Таким образом, атомарная теория Вайшешики отлична от атомарной теории со-временной науки. Теория современной науки предлагает материалистическую филосо-фию. Это объясняет законы вселенной как автоматические, как являющиеся результатом движения атомов в бесконечном времени, пространстве и направлении. Согласно этому взгляду функционирование атомов управляется автоматическими законами, но согласно Вайшешике, функционирование атомов управляется или направляется творческой или разрушительной волей Высшего существа. Воля высшего существа направляет функцио-нирование атомов в соответствии с прошлыми самскарами индивидуального существа.

Вайшешика устанавливает, что вселенная имеет два аспекта: один вечный и второй временный. Вечными составляющими вселенной являются 4 типа атомов (земли, воды, огня, воздуха) и 5 субстанций (пространство, время, направление, ум и душа). Они не изменяются, и они не могут быть созданы или разрушены. Другая часть вселенной невечная, подлежащая уничтожению в конкретном времени и пространстве. Вначале создания два атома объединяются в двойку, которая невечна, потому что может быть разделена на два отдельных атома опять.

Двойки и атомы не могут быть восприняты, но известны через логический вывод. Комби-нация трех двоек называется триада (трианука), которая является самым маленьким во-спринимаемым объектом. Из этих триад разрабатываются другие большие объекты. Таким образом, общие элементы, состоящие из вечных атомов, невечны, поскольку они могут ломаться на меньшие составляющие.

Вся вселенная - это систематическое устройство физических вещей и живых существ, которые взаимодействуют друг с другом во времени, пространстве и направлении. Живые существа - это души, которые наслаждаются или страдают в этом мире, в зависимости от их плохих или хороших поступков в прошлом. Т.о., в соответствии с философией Вайше-шика, мир - это моральный этап, на котором жизнь и судьба всех живых существ управля-ется не только физическими законами, но также моральным законом кармы. В исполнение этого закона личность свободна и вольна сама создавать свою судьбу, но начало и конец вселенной зависит от созидательной или разрушительной воли Верховного Существа, Бога. Вселенский закон (адришта) процесса создания и уничтожения влияет на индиви-дуальные живые существа так, чтобы они функционировали или действовали в направлении созидающей воли. Направляемая этой неизвестной силой (адришта), душа контактирует с атомом воздуха; т.о. возникает первое движение. Это первое движение в воздухе создает дуады, триады и все остальные грубые физические проявления воздуш-ных элементов (махабхут). Аналогичным способом возникает движение в атоме огня, во-ды и земли, которое затем формирует все остальные элементы огня, воды и земли. Таким образом, возникает обширное расширение физического мира.

Верховный Господь обладает всей мудростью, отречением и совершенствами (гьяна, вайрагья и айшварья). Он дает адришта, рассказывающий живым существам, чем руковод-ствоваться индивидуальным живым существам в их течении в потоке жизни. В конце жизни процесс растворения и уничтожения также зависит от желания Бога. Он вдохнов-ляет адришта, в зависимости от индивидуума или вселенной и затем начинает вибриро-вать разрушительное движение в атомах тела и чувств, или во вселенной. Сложные вещи ломаются в более простые и более простые компоненты, переходящие, наконец, в состо-яние триада и папа, и, в конце концов, в атом. Таким образом, физические элементы зем-ли, воды, огня, воздуха и связанные с ними органы и чувства распадаются. После раство-рения проявленной вселенной там остаются только четыре типа атомов - земли, воды, огня, и воздуха, а также вечные субстанции пространства, времени, направления, ум и душа с сопровождающими их достойными и недостойными самскарами.

Таким образом, согласно теории философии Вайшешика, нет создания и уничтожения, а просто морально систематизированная композиция и дискомпозиция состава. Индивидуум или душа вовлечена во вселенную из-за адришта. Карма каждой души заработана самой душой и Верховное Существо управляет ею. Понятие Бога в философии Вайшешики, освобождения души и пути освобождения - в основном такие же, как и в Нйайе, которые обсуждены в предыдущем разделе.

САНКХЙА
Атеистический дуализм

Философия санкхйи была составлена мудрецом Капилой, который отличен от Капилы, сына Девахути, описанного в Шримад-бхагаватам. Эта атеистическая философия ничего не говорит о Боге. Капила описал следующие темы:- теория следствия: пракрити – бес-сознательный принцип: пуруша - сознательный принцип: эволюция мира:- освобождение: теория познания.
Это подобно объединению Нйайи и Вайшешики, но только без Бога. Вместо Него - Пуруша и пракрити. Таким образом, это философия двойственности.

Теория следствия.

В индийских философиях есть два вида следствия: саткарйавада и асаткарйавада. В первом случае считается, что следствие существует в своей причине еще до того, как он проявилось. Во втором же считается, что следствие не существует до своего проявления из причины. Санкхйа принимает взгляд саткарйавада. Приводится пример черепахи, которая выпускает свои лапы и голову из панцыря. Ясно, что все это существовало внутри панцыря до появления. И если она втянет их обратно. Они не перестанут существовать.

Пракрити - бессознательный принцип.

Санкхйа ищет изначальную основу мира - то, из чего он сделан. Это не могут быть ато-мы,так как грубые атомы не могут породить более тонкие, чем, атом продукты природы, такие как ум, интеллект и личность. Следовательно, причина всего тоньше, чем атом. Причина должна быть тоньше, чем самый тонкий элемент. И в то же время она должна содержать качества объектов, которые ею порождаются. Так же она не должна порождаться чем-то другим, иначе она не будет конечной причиной всего. Еще она должна быть вечной и всепроникающей. В Санкхйе считается, что такая окончательная причина существует, и она называется Пракрити.

Гуны.

Пракрити имеет три характеристики: саттва, раджас и тамас. Слово гуна означает качест-во пракрити. Также слово гуна означает веревка. Так как они переплетаются подобно трем жилам веревки, чтобы связать душу с миром. Но если анализировать каждую гуну по от-дельности, то мы не увидим пракрити, которая есть уравновешенное соединение этих гун.

Пуруша - сознание.

В каждом теле живет Я. Это Я отличается и от тела, и от чувств, и от ума, и от разума. Я - это не просто некая реальность с качествами сознания, но чистое сознание. Оно самосве-тящееся, неизменное, беспричинное, всепроникающее и вечное. Все, что возникает и уничтожается, относится к пракрити. Но пуруша отличен от пракрити. По незнанию пуруша думает о себе как о теле. Соприкасается с материальным миром и ловится в сети счастья и страдания.

Доказательство существования многих пуруш.

Санкхйа считает, что пуруш очень много. Они есть в каждом живом существе. Иначе, если бы одно живое существо умирало, то умирали бы и все другие существа в других телах, но этого не происходит.

Эволюция вселенной.

Согласно санкхйе весь мир возникает от соединения пуруши и пракрити. Это не простое сложение причин. Это, скорее, подобно союзу мужчины и женщины, у которых рождается ребенок. Бессознательная пракрити должна управляться обладающим сознанием и разу-мом пурушей. Это сотрудничество между ними очень существенно в эволюции вселен-ной. Возникает вопрос: как же такие разные принципы могут существовать вместе. Чтобы объяснить это, приводится пример слепого и хромого. Пуруша подобен хромому, а пра-крити - слепому. Процесс творения начинается с вливания пуруши (сознания) в пракрити (существенную причину вселенной). Пракрити подобна почве, в которой сознание может пустить корни. В процессе творения возникает разум. Пуруша видит свое отражение в разуме как в зеркале и, таким образом, может познать себя. Также в процессе творения образуются оставшиеся элементы. Их всего 24. Они совпадают с теми. Которые перечис-лены Шри Кришной в Бхагавад-гите.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: