ЙОГА - САМОДИСЦИПЛИНА ДЛЯ САМООСОЗНАНИЯ




Слово "йога" происходит из санскритского корня йудж, который означает "соединять". Система йоги предоставляет методологию для расширения индивидуального сознания до соединения с Верховным Сознанием. Существуют разные школы йоги - например, Бхакти-йога, Гйана-йога, Карма-йога и Кундалини-йога. Здесь мы проведем обзор только Патанджали-йоги, потому что она считается одной из шести систем Ведической филосо-фий. Эта школа йоги, также известная как Аштанга-йога (йога восьми частей), близко связана с философией Санкхьи. В действительности, аштанга йога является практическим применением философии Санкхьи для достижения освобождения. Она называется Патан-джали йога, потому что была систематизирована мудрецом Патанджали. Его работа полу-чила известность как Патанджали йога Сутра. На этот текст есть много комментариев, среди которых самым древним и глубоким является комментарий Вйасы. Эта система йоги пытается объяснить природу ума, его модификаций, препятствия к росту, поврежде-ния и метод достижения того, что описывается как высшая цель жизни- кайвалья (абсолютность).

Йогический взгляд на ум.

В соответствии с Патанджали, йога является контролем модификаций ума. Он осознал, что именно ум ведет человека к рабству или освобождению - что большая часть человече-ских проблем находится в уме, а единственный способ решить их - это дисциплина ума. Ум самый тонкий из всех человеческих инструментов, который служит человеку в дости-жении его целей. Ум также является звеном между сознанием и физическим телом. По этой причине Патанджали уделяет большое внимание изучению ума и предоставляет все возможные средства для контроля его модификаций и раскрытия его великой силы для достижения высших целей.

Теоретически система йоги основывается на тех же предпосылках, что и философия Санкхьи, и она также впитывает в себя часть учения Веданты. В философии Санкхьи ум подразделяется на три функции, или части (низший ум, эго и интеллект), но в философии веданты ум делится на четыре части (низший ум, эго, интеллект и читта, хранилище памяти, воспоминаний). Однако в йоге ум рассматривается холистически, и термин читта используется для обозначения всех колеблющихся и изменяющихся явлений ума. В соответствии с йогой, ум подобен большому озеру, на поверхности которого вздымаются разные виды волн. Будучи внутри глубоким, ум всегда спокоен и уравновешен. Но схемы мыслей человека колеблют его, побуждая к деятельности и не дают ему осознать свою истинную природу. Эти схемы мыслей - волны, появляющиеся и пропадающие на поверх-ности озера ума. В зависимости от размера, силы, скорости волн внутреннее состояние озера затмевается в большей или меньшей степени. Чем более человек способен успоко-ить свои построения мыслей, тем более укрощается внутреннее состояние ума.

Есть два главных источника появления волн мыслей: чувственные восприятия и воспо-минания. Когда волны озера успокаиваются и вода прозрачна, то можно заглянуть в глубину и увидеть дно озера.

 

Пять стадий ума.

Ум описывается в пяти стадиях, в зависимости от степени своей прозрачности:

1. выведенный из равновесия (кшипта)

2. отупленный (мудха)

3. беспокойный (викшипта)

4. сосредоточенный (экагра)

5. находящийся под полным контролем (нируддха)

Из-за преобладания раджаса и тамаса ум становится гиперактивным, из-за преобладания тамаса он теряет качество проницательности. Таким образом он перескакивает с одного объекта на другой, нигде не задерживаясь. Он постоянно обеспокоен внешними стимула-ми, но не знает, как отличить полезное от бесполезного. На второй стадии (мудха) умом управляет тамас, который характеризуется инерцией, пороком, невежеством, летаргией и сном. В этом состоянии ум настолько ленив, что теряет способность правильно мыслить и становится негативным и тупым. На стадии беспокойности (викшипта) преобладает рад-жас. В этом состоянии ум перебегает с одного предмета на другой, но нигде не задержива-ется надолго. Это продвинутая стадия выведенного из равновесия ума. Эти первые три стадии ума негативны и действуют как препятствия на пути роста и исследования. На этом уровне человек испытывает боль и страдания и всевозможные неприятные эмоции, но следующие две стадии более спокойные и умиротворенные. Все модификации находят-ся на ранних трех стадиях. На стадии сосредоточенности и контроля уже нет никаких модификаций. На стадии сосредоточенности ума (экагра) преобладает саттва, светлый аспект Пракрити. Это уравновешенное состояние, близкое к полному спокойствию, в

котором открывается истинная природа вещей. Эта четвертая стадия содействует концент-рации, а цель системы йоги заключается в развитии или поддержании этого состояния ума как можно дольше. На стадии полного контроля ума (нируддха) уже нет никаких беспо-койств. Это чистое проявление сатвической энергии. В этом состоянии сознание отражает свою чистоту и полноту в зеркале ума, и человек обретает способность изучить свою ис-тинную природу. Только последние два состояния ума позитивны и помогают медитации, а множество йогических систем практики предназначены для того, чтобы помочь челове-ку достичь эти состояния. Когда все модификации прекращаются, и обретается состояние равновесия, тогда пуруша (сознание) видит свою природу, отражающуюся от экрана ума.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: