Влияние трех гун материальной природы на религиозное мировоззрение.




Арджуна спросил: О Кришна, каково положение тех, кто не следуют предписаниям шастр, но придумывают собственные способы поклонения Господу. Под влиянием какой гуны - благости, страсти или невежества - они находятся? (Бхагавад-гита гл.17 текст 1).
В тридцать девятом стихе четвертой главы говорилось, что тот, кто исповедует ту или иную веру, постепенно обретает знание и достигает мира и процветания. В шестнадцатой главе был сделан вывод о том, что человек, который не следует предписаниям шастр является асуром, демоном, а тех, кто неукоснительно выполняет указания священных писаний, называют девами, или полубогами. Каково же положение того, кто ревностно следует правилам, не установленным в шастрах? Арджуна просит Кришну разъяснить его сомнения. Если люди провозглашают Богом одного из себе подобных и поклоняются ему с верой и преданностью, в какой гуне - благости, страсти или невежества - они дей-ствуют? Смогут ли они таким образом достичь духовного совершенства? Смогут ли они обрести истинное знание и подняться на высшую ступень совершенства? Увенчаются ли успехом действия тех, кто, отказываясь следовать правилам и предписаниям шастр, верят во что-то другое и поклоняются богам, полубогам или людям? Вот те вопросы, которые Арджуна поставил перед Кришной.


Господь, Верховная Личность Бога, ответил: В зависимости от гун материальной природы, под влиянием которых находится обусловленная душа, ее вера может быть трех видов в благости, страсти или невежестве. Услышь же теперь об этом. (Бх.г. гл.17.т.2).
Те, кто знакомы с правилами и предписаниями шастр, но из-за лени прекращают сле-довать им, находятся под влиянием гун материальной природы. В соответствии со своей прошлой деятельностью, совершенной в гунах благости, страсти или невежества, они приобрели определенные черты характера /качества/. Обусловленное живое существо с незапамятных времен взаимодействует с различными гунами материальной природы; попадая в материальный мир, оно сразу же приобретает определенный склад ума, кото-рый определяется влиянием материальных гун. Однако человек может изменить свою природу, общаясь с истинным духовным учителем и следуя предписаниям шастр. Постепенно он поднимется с уровня гуны невежества или страсти на уровень гуны бла-гости. Таким образом, слепая вера в той или иной гуне материальной природы, не помо-жет человеку достичь высшего совершенства. Действуя под руководством истинного духовного учителя и опираясь на разум, он должен досконально изучить природу вещей. Тогда он сможет подняться на уровень гуны благости.
Находясь под преобладающим влиянием одной из гун материальной природы, человек приобретает соответствующий тип веры. Говорится, что характер веры живого существа определяется влиянием материальных гун.
Каждый человек, кем бы он ни был, обладает определенным типом веры. Но в зависи-мости от природы живого существа, его вера может относится к гуне благости, страсти или невежества. Тот или иной тип веры определяет и круг нашего общения. Необходимо признать реальность того, что каждое живое существо, как было сказано в пятнадцатой главе "Бхагавад-гиты", по природе своей является отделенной частицей Верховного Господа. Поэтому изначально оно трансцендентно ко всем материальным гунам. Однако, когда живое существо забывает о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога и, входя в контакт с материальной природой, попадает в обусловленное состояние, оно занимает определенное положение, которое определяется его взаимодействием с различ-ными материальными гунами. В результате, оно начинает существовать исключительно на материальном уровне и искусственно создает себе веру, которая также является материальной. Какими бы представлениями ни руководствовался человек, какой бы ни была его концепция жизни, изначально он является ниргуной, трансцендентным. Поэтому ему необходимо очиститься от материальной скверны и восстановить свои взаимоотношения со Всевышним. Единственный путь домой назад, на котором живое существо не ведает страха, это сознание Кришны. Тот, кто развил в себе сознание Кришны, обязательно достигнет высшей ступени совершенства. Если же человек отказывается вступить на путь духовного самоосознания, он так и останется во власти трех гун материальной природы.
Очень важным в данном стихе является слово шраддха, или вера. Шраддха, вера, возни-кает из гуны благости. Человек может верить в какого-нибудь полубога, в Бога, создан-ного людьми, или в творение собственного ума. Сильная вера должна привести человека к деятельности в гуне материальной благости. Но в материальной обусловленной жизни, ни одно действие не является абсолютно чистым и в нем всегда есть те или иные приме-си. В материальном мире нет чистой благости. Чистая благость трансцендентна к мате-риальному миру, и только на этом уровне живое существо может осознать истинную природу Верховной Личности Бога. Пока наша вера не находится в чистой благости целиком и полностью, она всегда будет осквернена влиянием материальных гун. Оскверняющее влияние гун материальной природы поражает сердце живого существа. Поэтому в зависимости от того, под влиянием какой из гун находится его сердце, живое существо обладает определенным типом веры. Тот, чье сердце находится в гуне благо-сти, обладает и верой в гуне благости. Если сердце человека осквернено влиянием гуны страсти, его вера также приобретает соответствующую окраску. А тот, чье сердце запо-лонила тьма иллюзии, обладает верой в гуне невежества. Таким образом, в материальном мире существуют различные типы веры, которые лежат в основе различных религиозных систем. Истинная религия и вера находится в гуне чистой благости, но поскольку сердца людей поражены материальной скверной, они исповедуют разные религии. Следовательно, различные типы веры определяют разные формы и методы поклонения Богу.
Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам, а заполоненные гуной невежества поклоняются приведениям и духам. (Бх.г. гл.17.т.4).
В данном стихе Верховная Личность Бога говорит о разных формах поклонения, опреде-ляющихся внешними факторами. В писаниях сказано, что единственным объектом поклонения является Верховная Личность Бога, но те, кто не знает предписаний Вед или не следует им, избирают другие объекты поклонения, в зависимости от того, под влия-нием каких гун находятся. Люди в гуне благости как правило почитают полубогов: Брахму, Шиву и других, таких, например, как Индра, Чандра и бог солнца. Есть много разных полубогов. Люди в гуне благости поклоняются одному из них, преследуя ту или иную цель. Аналогичным образом, те, кто находится под влиянием гуны страсти, покло-няются демонам. Во время второй мировой войны один человек в Калькутте поклонялся Гитлеру, потому что нажил на войне огромное состояние, занимаясь махинациями на черном рынке. Люди в гунах страсти и невежества обычно боготворят какую-нибудь великую личность. Они считают, что любому человеку можно поклоняться как Богу и достичь того же самого результата.
В этом стихе ясно сказано, что люди в гуне страсти создают себе богов и поклоняются им, а те, кто находится в гуне невежества, или тьмы, поклоняются духам умерших. Некоторые из них поклоняются могилам мертвецов. Обряды поклонения, связанные с сексом, также относятся к гуне невежества. В глухих индийских деревнях можно найти людей, которые поклоняются привидениям. В Индии невежественные люди иногда отправляются в лес и, совершая жертвоприношения, поклоняются какому-нибудь дереву, в котором, как они слышали, живет дух. Все эти люди, на самом деле, не поклоняются Богу. Поклоняться Богу могут только те, кто поднялся на трансцендентный уровень, уровень чистой благости. В "Шримад-Бхагаватам" (4.3.23) сказано: саттвам вишуддхам васудева-шабдитам. "Находясь на уровне чистой благости, человек поклоняется Васудеве". Иными словами, тот, кто полностью очистился и, выйдя из-под влияния материальных гун, достиг трансцендентного уровня, становится способным поклоняться Верховной Личности Бога.
Имперсоналисты, которые как считается находятся в гуне благости, поклоняются пяти полубогам. Они поклоняются безличной форме Вишну в материальном мире, которую называют концептуальным Вишну. Вишну является экспансией Верховной Личности Бога, но имперсоналисты, которые в действительности не верят в существование лично-стного аспекта Бога, называют форму Вишну одним из аспектов безличного Брахмана; точно также они считают Господа Брахму безличной формой в материальной гуне страсти. Поэтому иногда имперсоналисты поклоняются пяти богам, но, уверенные в том, что высшим аспектом Абсолютной Истины является безличный Брахман, они в конечном итоге отказываются от всех форм поклонения. В заключение отметим, что очиститься от скверны, накопленной в результате взаимодействия с гунами материальной природы, можно только общаясь с теми, кто находится на трансцендентном уровне.

РОЛЬ БХАГАВАД-ГИТЫВ ГЕНЕЗИСЕ РЕЛИГИЙ.

Вступление

Бхагавад-гита рассматривает пять основных тем: Ишвара(Бог), джива (душа), пракрита (материальная природа), карма (деятельность), кала (вселенское время).
Все эти темы в той или иной степени послужили основанием для развития различных религиозных философских систем не только древней Индии, но и всей мировой философии позднего периода. В мире существует шесть основных философских систем и ниже мы рассмотрим их генезис под влиянием Бхагавад-гиты.
Слово Веда - значит знание. В современном мире мы используем термин <наука>, чтобы определить тип авторитетного знания, на котором базируется че­ловеческий прогресс. Для античных людей Бхаратаварши (Великой Индии) слово Веда имело более глубокий смысл, чем слово наука имеет для нас сегодня. По­этому в те дни вопрос науки не ограничивался в мире, воспринимаемом физиче­скими чувствами. И определение человеческого прогресса не ограничивалось массовой технологической эксплуатацией материальной природы. В Ведические времена первичное сосредоточение науки было на духовном, а не на временном. Человеческий прогресс означал продвижение в духовном знании, приносящий ос­вобождение души из ловушки материальной природы, которая временна и полна невежества и страдания.
Ведическое знание названо апаурушея, что означает, что оно не изобретенное человеком знание. Ведическое знание проявилось на заре космического проявле­ния в сердце Брахмы, рожденного из лотоса полубога-создателя, от которого про­изошли все виды жизни во вселенной. Брахма наделил этим знанием в форме зву­ка шабда (духовный звук) своих непосредственных сыновей, которые являются великими мудрецами высших планетных систем, таких как Сатьялока Джаналока и Тапалока. Эти мудрецы передали ведический шабда ученикам по всей вселен­ной, включая мудрых людей земли в древние времена. 5000 лет назад великий ав­торитет в Ведах Кришна Двайпайана Вйаса представил шабда в Санскритских пи­саниях (шастра), которые вместе известны сегодня как Веды.
В старой Индии изучение Вед было особым преимуществом брахманов (класс священ-ников и интеллектуалов). Было 4 степени образования в Ведиче­ском знании, которые соответствовали четырем ашрамам брахманической куль­туры (брахмачари - ашрам обучения; грихастха - ашрам домохозяев; ванапрастха- ашрам отхода от дел и саньяса, или ашрам отречения). Первая ступень изучения- запоминания Ведической Самхиты, которая состоит из 20000 мантр (стихов), разделенных на 4 раздела - Риг, Сама, Йаджур и Атхарва - которые пели жрецы в прославление различных аспектов Верховного Суще-ства, во время ритуальных жертвоприношений. Вторая ступень - совершенное овладение разделом Вед - Брахмана, которая учит ритуалам для выполнения долга семье, общест-ву, полу­богам, мудрецам, другим живым существам и Верховному Господу. Третья сту­пень - это совершенное овладение частью Араньяка, которая подготавливает отошедшего от дел домохозяина к полному отречению. Четвертая ступень - мас­терское овладение Упанишадами, которые представляют философию Абсолютной Истины людям, ищущим освобождения от рождения и смерти.
Тексты, изученные в четыре стадии формального Ведического обучения, все вместе называются шрути-шастра, писание, которое должно быть услышано брахманами. Но шрути-шастра - это еще не все, что есть в Ведической литерату­ре. Чхандогья Упанишад 7.1.2. устанавливает, что Пураны и Итихасы составляют пятый раздел Вед. Пураны и Итихасы учат тому же самому знанию, что и четыре Веды, но оно проиллюстрировано обширными историческими повествованиями. Пятая Веда известна как смрити-шастра (писание, которое должно быть запомне­но). Изучение смрити-шастры было разрешено и не брахманам.
Традиционно есть шесть школ, посредством которых распространялась Ве­дическая мудрость, каждая из различной философской перспективы. Каждая из этих перспектив или даршан связана со знаменитым мудрецом, который является автором сутры, выража-ющего сущность его даршаны. Веданта-сутра Вья­сы, которая тщательно проверяет и судит шесть систем Ведической философии (также как и другие философии), формирует третье большое тело Ведической фи­лософии после шрути-шастры и смрити-шастры. Она известна как нйайа-шастра, писание философского диспута.
Шад-даршана (шесть философских взглядов) - это Нйайа (логика), Вайше­шика (атомарная теория), Санкхья (анализ материи и духа), Йога (дисциплина са­моосознания), Карма-мимамса (наука плодотворной деятельности) и Веданта (наука осознания Бога).
Шад-даршаны охарактеризованы как аштика философии (от ашти - это так), потому что все они признают Веды как авторитетные, в противоположность на­штика философиям Чарваки, Буддистов и Джайнистов (нашти - это не так), кото­рые отвергают Веды. Начиная с Нйайи, каждая даршана в своем собственном раз­вороте представляет более разработанное и исчерпывающее объяснение аспектов Ведического знания. Нйайа ком-плектует правила философских дебатов и опреде­ляет основные обсуждаемые объекты: физический мир, душа, Бог и освобожде­ние. Вайшешика занимает метод Нйайи или логики в более глубоком анализе за­труднительного положения материального существо-вания, путем показа, что ви­димые материальные формы, к которым мы все так привяза-ны, в конце концов разрушаются на невидимые атомы. Санкхья развивает этот аналити-ческий про­цесс дальше, чтобы помочь душе стать отдельной от материи. Через Йогу душа пробуждает свое внутреннее духовное видение, чтобы увидеть себя за пределами тела. Карма-мимамса направляет душу к целям Ведического ритуализма. Веданта фоку-сирует на высшей цели, которой учат Упанишады.
Изначально шесть даршан были отделами изучения в цельном понимании Вед, сравнимыми с факультетами современного университета. Но с началом Кали Юги (века Вражды) учения даршан стали разделенными и спорными. Некоторые даже искажали Ведическую философию для своих собственных эгоистических целей. Например, Карма-мимамса (которая в 500г до н.э. стала передовой филосо­фией класса брахманов) была неправильно использована кровожадными священ­никами, чтобы оправдать их массовое убийство животных во время Ведических жертвоприношений. Но неожиданное возвы-шение новой не ведической религии сменило силу Карма-мимамсы. Этой новой религией был Буддизм. Буддизм был заменен учением ведантиста Шанкары, который восстановил Ведическую культуру по всей Индии в 17в. н.э. Но особые формулировки Ведан­ты Шанкары были определяемы буддизмом и неистинно представляли изначальную Веданта-даршану, которой учил Вьяса. После Шанкары, Веданта была очищена учения-ми великих учителей (ача­риев), такими как Рамануджа и Мадхва. Сбросив багаж крипто-буддизма Шанка­ры, философы Веданты взлетели к высоте диалектической софистики, которая была высоко ценима многими западными интеллектуалами.
Через диалектику главных школ (сампрадайи) Веданты студенты могли наилучшим образом наблюдать шесть систем Ведической философии в действии. На самом деле, некоторые даршаны не сохранены больше в Индии, за исключени­ем диалектической Веданты, в которой аргументы были взяты из Нйайи, Вайше­шики и т.д., чтобы 1) продемонстрировать, что Веданта - наиболее исчерпываю­щая из всех даршан, 2)разъяснить спорные вопросы, которые возникают между различными школами самой Веданты.

НЙАЙА

Cистема философии нйайа была записана мудрецом Гаутамой. Философия нйайи иссле-дует правильное знание и то, как его достичь. Нйайа основывается на аргументации (Нйайа Видья) и логике (Тарка Шастра). Другое ее название: <наука критического анализа>. Она объясняет, как научиться отличать правильное знание от неправильного. Конечная цель Нйайи - освобождение от всех страданий этого мира. Эта философия утверждает, что есть единственный метод, чтобы достичь освобождения - правильное знание или свобода от заблуждений. Поэтому каждый человек должен научиться логической технике аргументации и, усердно применяя ее в своей повседневной жизни, он освободится от всех страданий.
Объект познания - прамея.
Все, что существует, состоит из 12 объектов знания, которые называются прамея: 1. атма - личность; 2. шарира - тело - местопребывания опыта боли и удовольствия, место всей органической деятельности; 3. инддрийаш - 5 чувств - запах, вкус, зрение, осязание и слушание, которые обращаются к внешним объектам и передают опыт в ум; 4. артха - объекты чувств; 5. буддхи - знание; 6. манас - ум - внутреннее чувство, которое воспринимает удовольствие, боли и т. д. 7. деятельность; 8. мышление; 9. возраждение; 10. чувствование; 11. страдание; 12. полная свобода от всех страданий. Согласно философии Нйайи цель жизни - понять эти 12 аспектов реальности, прамеи, такими как они есть на самом деле. Рабство рождается из неправильного понимания этих 12 объектов познания.
Пути обретения знания.
В Нйайе большое внимание уделяется описанию правильного знания. Оно состоит из 14 компонентов:
1. Сомнение, самшайа - это состояние, в котором ум колеблется между противоречивыми заключениями относительно одного объекта. В этом состоянии есть по крайней мере два альтернативных взгляда, и ни один из них не может быть принят, как заведомо истинный. Например, темной ночью человек не может ясно видеть растение и может принять его за человека.
2. Цель, прайоджана. Без цели или мишени нельзя ничего сделать. Не имеет значения ясна ли цель или только предполагается. Человек всегда действует так,чтобы достигнуть желаемых объектов либо отделаться от чего-то нежелательного. Эти желательные или нежелательные объекты, которые заставляют человека действовать и называются прайоджана.
3.Пример, дриштанта. Использование примера, чтобы проиллюстрировать факт. Например, когда кто-то хочет объяснить, что нет дыма без огня, он может использовать пример дыма на кухне. чтобы подтвердить постоянное отношение между огнем и дымом. Отношение между огнем и дымом в кухне - обычный случай и может быть легко принят обеими партиями. Следовательно, пример кухни для подтверждения существования огня на основе того, что есть дым, потенциально очень полезен.
4. Доктрина, сиддханта. Это утверждение, которое принимается как бесспорная истина и которое служит основанием для последующих выводов. Она может быть взята как из прямого опыта, так и из аргументации и логики. Например, в философии Нйайи, есть доктрина, что существует Бог, и Он творит вселенную, и управляет движением атомов.
5. Признаки правильного логического вывода, авайайа. Это очень важный момент для получения правильного знания. Если логический вывод содержит пять необходимых составляющих, тогда с его помощью можно получить правильное знание. Для этого нужно, чтобы были пять следующих компонентов: пратигья (утверждение), хету (причина), удахарана (пример), упанайа (универсальное предложение) и нигамана (вывод).
6. Гипотетический аргумент, тарка. Тарка - это процесс перекрестного спрашивания. Мы спрашиваем одно и тоже у разных людей и на основании их ответов делаем вывод. Это может помочь нам отличить измышления своего ума от истины.
7. Вывод, нирнайа. Это заключение, полученное правильным образом. Нирнайа - это установление четкой связи между тем, что нас интересует и каким­то очевидным фактом. Таким образом то, что нас интересует тоже становится очевидным.
8. Дискуссия, бадха - это спор по конкретному вопросу. Каждая сторона пытается отста-ивает свою собственную позицию и опровергнуть позицию другого, споря против любо-го утверждения другой стороны. При этом оба, тем не менее, пытаются приблизиться к истине, применяя аргументацию и логику. Это - эффективный и действенный путь достижения правильного знания, но только если обе стороны честны и свободны от предубеждений.
9. Перебранка, джалпа - спор, когда обе стороны не ищут истины, а хотят лишь собственной победы над другим. Она может быть очень логична и похожа на истинную дискуссию, но истина в ней не рождается. Юристы иногда применяют этот метод, чтобы выиграть дело в суде.
10. Иррациональная аргументация, витанда. Эта аргументация стремится опровергнуть или уничтожить позиции противника и совсем не занимается защитой собственной позиции. Это простая разрушительная критика взгляда противника. Это обычно происходит, когда одна или обе стороны понимают, что их собственная позиция слаба.
11. Благовидная аргументация, хетвабхаса. Это - аргументация, которая только кажется правильной, но в действительности необоснованна. Эта просто обман, ошибка логического вывода.
12. Нечестный ответ, чала. О способ одурачить противника. Спорящий человек берет слово или фразу противника, которая была использована в конкретном значении, затем специаль меняет это значение. Следующим шагом спорящий показывает, что это измененное им самим утверждение не имеет смысла и делает вывод о том, что его противник сказал глупость. Например, во время экскурсии по москве гид говорит туристам: <Посмотрите! Вот большой театр.> Если кто-то ответит: <Не такой уж он и большой>,- то это и будет аргумент чала.
13. Сходство, основанное на ложной аналогии, джати. Представьте, например, что кто-то говорит, что раз тело Господа Шри Кришны и тело обычного человека похожи, то из того, что тело человека невечно можно сделать вывод, что и тело Господа Кришны тоже невечно. Это пример ложной аналогии джати. Тело Господа Шри Кришны вечно, исполнено блаженства и знания.
14. Почва для поражения, ниграхастхана. Это слово может быть переведено как <почва, на которой человек теряет свои аргументы>. Когда человек неполностью или неверно понимает смысл своих утверждений или аргументов и утверждений противоположной стороны и запутывается, тогда он становится беспомощным и должен, в конечном счете, признать свое поражение в споре. Точка, с которой он принимает свое поражение, называется ниграхастхана. Искусство владения этим методом заключается в том, чтобы рассмотреть утверждение противника с необычной для него стороны и тем самым запутать его


Природа физического мира

Система Нйайи группирует все объекты мира в 12 категорий (прамея). Не все эти объек-ты знания можно найти в физическом мире, поскольку, как считается в Нйайе, физичес-кий мир сформирован только четырьмя грубыми элементами - землей, водой, огнем и воздухом. Хотя душа и ум присутствуют в физическом мире, они - не являются физиче-скими элементами. Подобным образом время и пространство совершенно нематериаль-ны, но они, тем не менее, принадлежат физическому миру. Акаша - (пространство или эфир) считается физической субстанцией, но ничего не порождает в материальном мире. Согласно Нйайе, изначальные составляющие земли, воды, огня и воздуха - вечные и неизменные атомы. Эфир, время и пространство также вечные субстанции, каждая целая в себе. В общем, теория Нйайи о физическом мире подобна школе Вайшешика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: