Для оценки эффективности реализации программы разработаны критерии: Критерий освоения образовательной программы учащимся, критерии личностного развития (см. табл. 1)
Таблица 1.
Критерий | Показатель | Индикатор | Диагностический инструментарий | |
1. Критерий освоения образовательной программы учащимся (уровни: низкий, средний, высокий) | 1.Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы 2.Практическая подготовка 3. Общеучебные умения и навыки | 1.Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям 2.Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным требованиям 3.Умение планировать свою деятельность Самостоятельность, сформированность коммуникативных навыков, Рефлексивные навыки и т.д. | 1. Контрольный опрос Тестирование Собеседование 2. Контрольное задание Проект Практическая работа 3. Наблюдение | |
Группа критериев личностного развития воспитанников | ||||
1. Нравственная воспитанность учащихся | Отношение к другим людям: эмпатийность, тактичность, отзывчивость, принципиальность. Отношение к деятельности: инициативность, добросовестность, исполнительность. Отношение к себе: самокритичность, | Проявления данных качеств в деятельности, поведении. | Педагогическое наблюдение за поведением Экспертная оценка п.д.о., родителей, учащихся. Самооценка. «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации» для 7 кл. (разработана под руководством А.И. Шемшуриной) Для 8-11 кл. «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова) | |
2. Компетентность социального взаимодействия | Активная жизненная позиция; Сформированность навыков работы в группе. Способность конструктивно решать конфликтные ситуации | Число обучающихся реально включенных в общественно полезную социальную деятельность, в коллективно-творческие дела. Демонстрация модели поведения, способствующей стабилизации благоприятного микроклимата в образовательной среде. Наличие навыков конструктивного управления разного рода конфликтами. | Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся. Экспертная оценка учителей, родителей, учащихся. «Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» (методика Е.В. Коротаевой). «Социализированность личности учащегося» (методика М.И. Рожкова) | |
3. Готовность подростков к выбору профессии | Осознанное отношение к выбору профессии | Число учащихся определившихся с выбором профессии Соответствие профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях подросткового клуба. | Педагогическое наблюдение. Опрос. «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского) | |
Материально-техническое обеспечение программы
|
Для проведения занятий необходимо иметь следующее оборудование:
Оборудование:
На базе подросткового клуба
- линейки;
- простые и цветные карандаши;
- шпагат (тонкая веревка;)
- увеличительная техника (лупы, бинокль);
- пипетки;
- чашки Петри;
- школьный набор химических реактивов;
- компьютер, обучающие программы, презентации;
- фотоаппарат;
- рабочие тетради.
На базе лаборатории НовГУ
|
- лабораторные приборы
- химическая посуда (колбы, пробирки, мерные цилиндры, воронки)
- штативы, подставки под пробирки
- химические реактивы
- увеличительная техника (лупы, микроскоп, бинокуляр);
- предметные и покровные стекла;
- пипетки;
- пинцеты
- индикаторная бумага
- марля, вата
Коллекции:
- гербарии культурных и дикорастущих растений;
- сухих плодов и семян;
- полезных ископаемых;
- раковин речных и морских моллюсков;
- насекомых.
Наглядно-иллюстративный и справочный материал:
- научная, учебная и методическая и литература;
- пособия по экологическому мониторингу (см. список литературы)
- атласы, открытки с изображением животных и растений;
- определители и справочная литература;
- учебные видеофильмы, аудиозаписи.
Список литературы
Литература, рекомендованная для педагогов
1. Авилова К.В. Позвоночные животные, их изучение в школе: Птицы. Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
2. Бондаренко Г.В. Фауна Саратовской области. – Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. – 97 с.
3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996. – 122 с.
4. Герасимов В.П. Позвоночные животные, их изучение в школе: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
5. Гичев Ю.П. Здоровье человека и окружающая среда. Серия «Экологическая политика». – М.: ООО «Реклайн», 2007. – 184 с.
6. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 56 с.
7. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.
|
8. Захлебный А.Н. Принципы и условия экологического образования в школе. – М.: АПМСССР, 1983.
9. Игры и загадки на уроках природоведения. Методическое пособие / сост. А.С.Малыгина. – Саратов: Аквариус, 2000. – 30 с.
10. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ под ред. Ф.С. Замиловой, В.А. Ширяевой. – Саратов: ООО «Ризоп», 2005. – 100 с.
11. Кобзева Т.В., Царева Н.М. Экологические аспекты здоровья детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. – 24 с.
12. Магазов О.А, Магазова Л.Н. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996. – 17с.
13. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б., Буланая М.В., Старичкова Н.И. Экскурсия как одна из форм эколого-краеведческой работы со школьниками. Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвуз. сборник научн. трудов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – Вып.10. – С.121-129. (197 с.)
14. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.
15. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. Экологический дневник школьника. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Научная книга, 2006. – 36 с.
16. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
17. Нескребтова Т.И., Нескребтов А.Л. Методические разработки по экологии. – Саратов: ООО «Ризоп», 2005. – 68 с.
18. Познавательная и занимательная экология. Методическое пособие для учителя / сост. Ю.И.Буланый, М.В.Буланая, Е.В. Акифьева. – Саратов: Научная книга, 2003. – 82 с.
19. Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке». – М.: ЦРИБ «Турист», 1991. – 40 с.
20. Охраняемые растения Саратовской области./ под ред. проф. А.А. Чугуряевой. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1979. – 120 с.
21. Познавательная и занимательная экология: Методическое пособие для учителя / сост. Ю.И.Буланый, М.В.Буланая, Е.В.Акифьева. – Саратов: Научная книга, 2003. – 82 с.
22. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002. – 640с.
23. Старичкова Н.И., Злобина Л.Н. Использование метода биоиндикации для оценки состояния окружающей среды. Экологические проблемы в АПК. Сб. матер. Международной научно - практич. конференции 7-10 февраля 2006 г. – Саратов: ФГОУ ВПО СГАУ им. Н.И.Вавилова. – С. 120-123.
24. Старичкова Н.И. Оценка состояния почвенного покрова на занятиях факультатива по экологии в школе. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 9. –. Саратов, 2006. С. 137-140. (200 с.)
25. Старичкова Н.И., Филина Т.Н. Практические занятия по экологии с учащимися общеобразовательной школы. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 9. –. Саратов, 2008. С. 137-140. (203 с.)
26. Старичкова Н.И., Виль Л.В. Исследовательская деятельность учащихся на внеклассных занятиях по экологии. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 14. – Саратов, 2012. – С. 127-131. (136 с.)
27. Старичкова Н.И., Решетникова Т.Б., Малыгина А.С. Практические задания для учащихся на экскурсии в природу. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 15. – Саратов, 2013. – С. 52-54. (88 с.)
28. Хрестоматия по биологии: Животные / сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144 с.
29. Шарова И.Х., Мосалов А.А., Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 152 с.
30. Шорина Н.И., Пятунина С.К., Ключникова Н.М. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
31. Экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей и преподавателей учреждение системы школьного образования. – М.: РЭФИА, 1996. – 92с.
32. Яблоков А.В. Россия: здоровье природы и людей. Сер. «Экологическая политика». – М.: ООО «ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ», 2007. – 224с.
33. Ягодин Г.А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В.Моргун. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 336 с.
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Абраменков Е.Г. Любителям грибной охоты. – Саратов: Регион. изд-во «Детская книга», 1994. – 120 с.
2. Антончиков А.Н., Варламов А.Г. Птицы вокруг нас. Определитель птиц для начинающих. Птицы Европейской части России. – Саратов: ООО «Диалл Альянс», 2010. – 36 с.
3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Л.: Детская литература, 1970. – 347 с.
4. Даррел Дж. Рассказы о природе. – М.: Мысль, 1978. – 359 с.
5. Короткова Т.И. Идти впереди жизни. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987. – 144 с.
6. Места заповедные: Сб.очерков / сост. Л.А. Розанова. – Саратов: Приволжское кн.изд-во, 1981. – 79 с.
7. Мосияш С., Потапов В. Зеленые памятники Саратова. – Саратов: Вита-Принт, 1997. – 44 с.
8. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Эколого-образовательный проект «Мир комнатных растений». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 1. Учебное пособие для учащихся. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – 58 с.
9. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: Росагропромиздат, 1989. – 224с.
10. Робертс Ч. Царь зверей. – М.: ООО «АВЛАД», 1993. – 223 с.
11. Старичкова Н.И. Оценка состояния почвенного покрова на занятиях факультатива по экологии в школе. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 9. –. Саратов, 2006. С. 137-140. (200 с.)
12.Старичкова Н.И., Филина Т.Н. Практические занятия по экологии с учащимися общеобразовательной школы. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 9. – Саратов, 2008. С. 137-140. (203 с.)
13. Старичкова Н.И., Виль Л.В. Исследовательская деятельность учащихся на внеклассных занятиях по экологии. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 14. – Саратов, 2012. – С. 127-131. (136 с.)
14. Старичкова Н.И., Решетникова Т.Б., Малыгина А.С. Практические задания для учащихся на экскурсии в природу. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 15. – Саратов, 2013. – С. 52-54. (88 с.)
15. Сосновский И.П. О редких животных мира: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
16. Строков В.В. Звери и птицы наших лесов. – М.: Лесная промышленность, 1975. – 80 с.
17. Удивительное в жизни животных / Под ред. проф. А.С.Константинова и проф. Н.И.Лариной. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1970. – 486 с.
Приложение 1
Разработки дидактического материала взяты из источников:
1. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б., Буланая М.В., Старичкова Н.И. Экскурсия как одна из форм эколого-краеведческой работы со школьниками. Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: Межвуз. сборник научн. трудов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – Вып.10. – С.121-129. (197 с.)
2. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. Экологический дневник школьника. Учебно-методическое пособие. Саратов: Научная книга, 2006. – 36 с.
3. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Эколого-образовательный проект «Мир комнатных растений». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 1. Учебное пособие для учащихся. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – 58 с.
4. Игры и загадки на уроках природоведения. Методическое пособие / Сост. А.С.Малыгина. – Саратов: Аквариус, 2000. – 30 с.
5. Нескребтова Т.И., Нескребтов А.Л. Методические разработки по экологии для общеобразовательных школ и средних профессиональных учреждений / под ред. А.Л.Нескебтова – Саратов, 2005. – 68 с.
6. Познавательная и занимательная экология. Методическое пособие для учителя / Сост. Ю.И. Буланый, М.В. Буланая, Е.В. Акифьева. – Саратов: Научная книга, 2003. 82 с.
7. Старичкова Н.И., Злобина Л.Н. Использование метода биоиндикации для оценки состояния окружающей среды. Экологические проблемы в АПК. Сб. матер. Международной научно - практич. конференции 7-10 февраля 2006 г. – Саратов: ФГОУ ВПО СГАУ им. Н.И.Вавилова. – С. 120 – 123.
8. Старичкова Н.И. Оценка состояния почвенного покрова на занятиях факультатива по экологии в школе. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сб. научн. ст. Вып. 9. – Саратов, 2006. С. 137-140
9. Старичкова Н.И., Филина Т.Н. Практические занятия по экологии с учащимися общеобразовательной школы. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сб. научн. ст. Вып. 9. – Саратов, 2008. С. 137-140 (203 с.)
10. Старичкова Н.И., Виль Л.В. Исследовательская деятельность учащихся на внеклассных занятиях по экологии. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 14. – Саратов, 2012. – С. 127-131. (136 с.)
11. Старичкова Н.И., Решетникова Т.Б., Малыгина А.С. Практические задания для учащихся на экскурсии в природу. Вопросы биологии, экологии, химии и методики обучения: Сборник научных статей. Вып. 15. – Саратов, 2013.
12.Экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей и преподавателей учреждение системы школьного образования. – М.: РЭФИА, 1996. – 92 с.
Приложение 2