ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Сохраним нашу планету»
Объединения «Юный эколог»
Для детей 14-17 лет
Срок реализации программы – 3 года
Вид программы: авторская
Уровень: базовая
Разработала педагог дополнительного образования ФИО
Утверждена на педагогическом совете
«_____» _________ 20___ года
г. Саратов
2014 г.
Структура программы
1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3
2. Учебно-тематический план………………………………………………….. 8
3. Содержание программы……………………………………………………….9
4. Методическое обеспечение программы…………………………………….14
5. Материальное обеспечение программы…………………………………….21
6. Список литературы…………………………………………………………...22
7. Приложение 1……………………………………………………………… 26
8. Приложение 2……………………………………………………………… 27
Пояснительная записка
Программа«Сохраним нашу планету»относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности. Данная программа является результатом многолетнего экспериментирования, собирания идей и накопленного опыта в области эколого-биологического образования подрастающего поколения. Предназначена для подростков в возрасте 14-17 лет. Срок реализации программы – 3 года, базового уровня.
Россия менее чем за век изменилась: из аграрной страны она превратилась в постиндустриальное общество. По результатам последней Всероссийской переписи населения 2010 года, в городах живёт до 75% россиян (в Саратовской области – 74,5%); 2/3 детей рождаются в городах. За последние десятилетия изменилась не только среда обитания, изменился образ жизни, мышление людей. Природа стала восприниматься абстрактно. Отношение к ней, чаще всего, легкомысленно бездумное или варварски разрушительное. Изменение среды обитания неизбежно потребовало новых усилий по обеспечению безопасности. Сегодня человека необходимо учить поведению как в урбанизированной, «родной», среде, так и в природной – «чужой». Необходимость уметь заботиться о себе в различных средах привела к экологизации системы образования во всём мире. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 25 миллионов детей, из них в Саратовской области – около 500 тысяч человек, и каким станет завтрашний мир, во многом будет зависеть от экологической образованности подрастающего поколения.
|
Экологическое образование сегодня – это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности; процесс, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Экологическое образование призвано дать базовые представления и навыки, обеспечивающие приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей с окружающей средой, при этом необходимо перейти от знаниевого подхода, рассказов об охране природы, к деятельностному подходу, к поиску знаний, их применению, получению учащимися осмысленного результата.
Однако, несмотря на активные процессы модернизации образования, в школьной системе еще продолжают транслироваться ценности индустриально-потребительского общества, образа жизни, не принимающего во внимание приближающихся глобальных экологических проблем (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, Н.Н. Марфенин, В.М. Назаренко, М.В. Рыжаков, Н.П. Тарасова, Н.М. Чернова и др.). Все более очевидным становится снижение школьного уровня естественнонаучного образования.
|
В настоящее время в России для развития нового направления образования (образования в интересах устойчивого развития) сложились благоприятные предпосылки, основанные на существовании научных школ в области экологического образования.
Однако, несмотря на положительные подвижки, происходящие в школе, все еще не удается в полной мере удовлетворить индивидуальные образовательные потребности учащихся в этом направлении. Помочь решить эти проблемы может подключение ресурсов дополнительного образования, развитие детских объединений научного и исследовательского направлений в системе дополнительного образования, в том числе объединений экологической направленности, ориентированных на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей, заботе о будущих поколениях, прекращения потребительского отношения к природе.
Программа «Сохраним нашу планету» направлена на решение данных проблем, что свидетельствует о её актуальности.
Новизна данной программ заключается:
· в расширении образовательного развивающего пространства и подключения обучающихся объединения совместно со студентами к решению научных проблем в соответствии с планом научной работы биологического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского по темам: «Ростстимулирующие бактерии как основа биопрепаратов в растениеводстве», «Изучение сортов пшеницы саратовской селекции по содержанию в семенах лектина для дальнейшего использования в биотехнологии» и др.
|
· во внедрении в образовательный процесс научно-исследовательских проектов;
· в участии в природоохранных акциях на особо охраняемой территории Саратовской области – в дендрарии НИИСХ Юго-Востока, включая мониторинг окружающей среды.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается
· в успешном развитии у обучающихся навыков практической и экспериментальной деятельности в процессе изучения основных биологических и экологических законов и закономерностей;
· в овладении компьютерными технологиями в процессе изучения натуральных объектов;
· в формировании навыков исследовательской деятельности;
· в профессиональном самоопределении подростков.
Цель программы – формирование экологической компетентности обучающегося, соответствующей системы ценностей, деятельности и поведения в процессе экологического изучения окружающего мира через практическую, проектную и научно-исследовательскую деятельность.
Под экологической компетентностью нами понимается способность системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития.
Задачи программы:
· расширить базовые знания по экологии, продолжить формирование экологических представлений и экологической культуры о взаимосвязях человека и природы;
· развивать познавательную активность обучающихся, повышать интерес к предметам естественнонаучного цикла, расширять и углублять знания об окружающей природе и закономерностях ее развития;
· воспитать любовь к природе родного края, чувство ответственности за экологическое состояние окружающего мира;
· воспитать активную гражданскую позицию;
· воспитать осознанное отношение к здоровому образу жизни;
· мотивировать к участию в социальных акциях и проектах.
Отличительные особенности данной программы
Данный курс носит краеведческий характер. Строится с учётом авторских научно-методических разработок.
Особое внимание уделяется разработке индивидуально-образовательных маршрутов (прежде всего, для обучающихся третьего года обучения).
Кроме того, следует выделить базовые принципы, определяющие особенность данной программы:
· принцип интегративности (подразумевает объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое);
· принцип деятельностного подхода (знания открываются учащимися и проверяются на практике);
· принцип компетентностного подхода (под компетентностьюнами понимается способность системно применять знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении проблем).
· принцип формирования экологичности мышления (создаются условия для принятия учащимися эколого-гуманистических ценностей, выработки гражданской позиции, формирования ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, применения полученных экологических знаний на практике);
· принцип активной жизненной позиции (знания, полученные на занятиях, в лабораториях используются для решения экологических проблем через инициирование и проведение социальных акций, направленных на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни).
В реализации программы «Сохраним нашу планету» принимают участие обучающиеся 14-17 лет. Срок реализации – 3 года. Коллектив состоит из двух групп учащихся по 12 человек в каждой группе. Одна – первого, другая – второго-третьего годов обучения. Для учащихся третьего года обучения предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с каждой группой, всего 144 часа в год (8 часов в неделю).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Экологически компетентная личность с активной гражданской позицией, понимающая ответственность за экологическое состояние окружающего мира.