Программа «Сохраним нашу планету» планирует более глубокое (в сравнении со школьной программой) изучение флоры и фауны Саратовской области, антропогенное воздействие современного общества, которое может привести к глобальной экологической катастрофе. Программа включает методики коллективной и индивидуальной творческой деятельности, метод проектной деятельности обучающихся, в образовательном процессе используются электронные учебно-методические комплексы.
На 2-й и 3-й год обучения предполагается проведение занятий на базе лабораторий НовГУ (в рамках разработки образовательного маршрута).
Во время практических занятий необходимо ознакомить детей с правилами поведения и работы в научно-исследовательской биохимической лаборатории, изучить методики проведения опытов и оценки полученных результатов.
Способы проверки прогнозируемых результатов:
3) предварительная проверка – анкетирование, тесты, опрос в устной форме;
4) промежуточная проверка – промежуточная диагностика, участие в научно-исследовательской и природоохранной деятельности;
5) итоговая проверка – анкетирование, участие в конкурсах и конференциях, защита научно-исследовательских проектов.
Основные формы деятельности
1. Рассказ с элементами беседы, лекции и дискуссии.
2. Практические занятия с использованием натуральных объектов в объединении.
3. Практические занятия в научно-исследовательской лаборатории.
4. Экскурсии в природу, в музеи и научно-исследовательские учреждения биолого-экологического профиля.
5. Работа с учебной, методической и научно-популярной литературой.
6. Ведение рабочих тетрадей, дневников природы, подготовка докладов и рефератов, составление отчетов о проделанной работе.
|
7. Занятия в игровой форме (викторины, конкурсы, ролевые игры).
8. Участие в природоохранной и общественно-полезной деятельности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
1. Теоретический – работа с литературой по изучаемой тематике, использование справочников, определителей растений и животных, анализ периодической печати.
2. Практический – метод полевого и лабораторного экспериментальных исследований: непосредственное обследование природных объектов, применение и использование на практике полученных ранее знаний, умений и навыков. Природоохранная и общественно-полезная деятельность.
3. Статистический – обработка методами математической статистики собранных в ходе исследований данных, обобщение и анализ полученных результатов, составление схем, графиков, таблиц.
4. Наглядный – метод визуального изучения натуральных природных объектов, наблюдения природных процессов и явлений.
5. Игровой – проведение занятий в игровой форме для повышения познавательной активности школьников и интереса к изучаемой тематике.
В рамках программы предполагается познакомить обучающихся с организацией и проведением мониторинга окружающей среды.
Практика показала рациональность (действенность) использования следующего алгоритма мониторинговой деятельности.
1. Выбор и обсуждение направления исследования на основе анализа учебной и научно-популярной литературы, интернет-ресурсов.
2. Подбор и разработка научно-методических критериев и методик (поиск в научно-методической специальной литературе, использование компьютерных обучающих программ).
|
3. Непосредственное выполнение исследовательской работы совместно со школьниками и студентами под руководством учителя.
4. Обработка результатов исследования (использование методов математической статистики).
5. Оформление полученных в ходе эксперимента результатов, формулировка выводов.
6. Презентация проведенной научно-исследовательской работы.
Большое внимание в рамках реализации программы следует уделять решению воспитательных задач, профориентационной работе с обучающимися. В разделе «Оценка эффективности реализации программы» представлен критериально-диагностический инструментарий.
Й год обучения
№ пп | Наименование тем | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Рассказ с элементами беседы | Словесный, наглядный с использованием презентации | Опрос. Обсуждение. | |
Мир вокруг нас | Беседа, рассказ. Комбинированное занятие с практической работой. | Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. | Обсуждение. Тестирование. Самостоятельная работа. | |
Современное состояние окружающей среды: проблемы и перспективы | Беседа, рассказ. Комбинированное с практической работой. Занятие в игровой форме | Словесный, наглядный с использованием презентации. Игровой. | Диспут – круглый стол | |
Природно-климатические условия Саратовской области | Комбинированное занятие с практической работой. Экскурсия. | Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. | Обсуждение. Практическая работа. Тестирование. | |
Растительный мир Саратовской области | Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. | Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. | Обсуждение. Практическая работа. Тестирование. | |
Животный мир Саратовской области | Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. Экскурсия. | Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. | Обсуждение. Практическая работа. Тестирование. | |
Охрана окружающей среды и здоровье человека | Комбинированное с практической работой. Занятие в игровой форме | Словесный, наглядный с использованием презентации. Игровой. | Анализ, опрос, обсуждение. Взаимоконтроль. Конкурс. | |
Итоговое занятие | Беседа | Словесный | Рефлексия. |
Й год обучения
|
№ пп | Наименование тем | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Рассказ с элементами беседы | Словесный, наглядный с использованием презентации | Опрос, Обсуждение. | |
Современные проблемы экологии и охрана живой природы | Комбинированное с практической работой. «Экологический десант» | Теоретический. Практический. Наглядный. | Обсуждение. Рефлексия. Экологическая акция | |
Проблемы экологии в Саратовской области | Комбинированное с практической работой. Экскурсия | Теоретический. Практический. Наглядный. Статистический. | Диспут – круглый стол | |
Здоровье и здоровый образ жизни | Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. | Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. | Анализ, обсуждение. Взаимоконтроль | |
Взаимосвязь общей и экологической культуры человека. (Эстетическое воспитание). | Беседа, рассказ. Художественное творчество Экскурсия | Теоретический Практический. Наглядный. | Выставка собственных фоторабот и рисунков. Участие в конкурсе художественного творчества | |
Экологический практикум | Комбинированное с практической работой. «Экологический десант» | Теоретический. Практический. Наглядный. Статистический | Обсуждение. Экологическая акция. Рефлексия. | |
История развития естествознания в регионе | Рассказ с элементами беседы. Экскурсия | Теоретический. Практический. Наглядный с использованием презентации. | Исследовательская работа. Участие в конференции. | |
Итоговое занятие | Беседа | Словесный | Рефлексия |
Й год обучения