Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы




Программа «Сохраним нашу планету» планирует более глубокое (в сравнении со школьной программой) изучение флоры и фауны Саратовской области, антропогенное воздействие современного общества, которое может привести к глобальной экологической катастрофе. Программа включает методики коллективной и индивидуальной творческой деятельности, метод проектной деятельности обучающихся, в образовательном процессе используются электронные учебно-методические комплексы.

На 2-й и 3-й год обучения предполагается проведение занятий на базе лабораторий НовГУ (в рамках разработки образовательного маршрута).

Во время практических занятий необходимо ознакомить детей с правилами поведения и работы в научно-исследовательской биохимической лаборатории, изучить методики проведения опытов и оценки полученных результатов.

Способы проверки прогнозируемых результатов:

3) предварительная проверка – анкетирование, тесты, опрос в устной форме;

4) промежуточная проверка – промежуточная диагностика, участие в научно-исследовательской и природоохранной деятельности;

5) итоговая проверка – анкетирование, участие в конкурсах и конференциях, защита научно-исследовательских проектов.

Основные формы деятельности

1. Рассказ с элементами беседы, лекции и дискуссии.

2. Практические занятия с использованием натуральных объектов в объединении.

3. Практические занятия в научно-исследовательской лаборатории.

4. Экскурсии в природу, в музеи и научно-исследовательские учреждения биолого-экологического профиля.

5. Работа с учебной, методической и научно-популярной литературой.

6. Ведение рабочих тетрадей, дневников природы, подготовка докладов и рефератов, составление отчетов о проделанной работе.

7. Занятия в игровой форме (викторины, конкурсы, ролевые игры).

8. Участие в природоохранной и общественно-полезной деятельности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса

1. Теоретический – работа с литературой по изучаемой тематике, использование справочников, определителей растений и животных, анализ периодической печати.

2. Практический – метод полевого и лабораторного экспериментальных исследований: непосредственное обследование природных объектов, применение и использование на практике полученных ранее знаний, умений и навыков. Природоохранная и общественно-полезная деятельность.

3. Статистический – обработка методами математической статистики собранных в ходе исследований данных, обобщение и анализ полученных результатов, составление схем, графиков, таблиц.

4. Наглядный – метод визуального изучения натуральных природных объектов, наблюдения природных процессов и явлений.

5. Игровой – проведение занятий в игровой форме для повышения познавательной активности школьников и интереса к изучаемой тематике.

В рамках программы предполагается познакомить обучающихся с организацией и проведением мониторинга окружающей среды.

Практика показала рациональность (действенность) использования следующего алгоритма мониторинговой деятельности.

1. Выбор и обсуждение направления исследования на основе анализа учебной и научно-популярной литературы, интернет-ресурсов.

2. Подбор и разработка научно-методических критериев и методик (поиск в научно-методической специальной литературе, использование компьютерных обучающих программ).

3. Непосредственное выполнение исследовательской работы совместно со школьниками и студентами под руководством учителя.

4. Обработка результатов исследования (использование методов математической статистики).

5. Оформление полученных в ходе эксперимента результатов, формулировка выводов.

6. Презентация проведенной научно-исследовательской работы.

Большое внимание в рамках реализации программы следует уделять решению воспитательных задач, профориентационной работе с обучающимися. В разделе «Оценка эффективности реализации программы» представлен критериально-диагностический инструментарий.

Й год обучения

№ пп Наименование тем Форма занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Форма подведения итогов
  Вводное занятие Рассказ с элементами беседы Словесный, наглядный с использованием презентации Опрос. Обсуждение.
  Мир вокруг нас Беседа, рассказ. Комбинированное занятие с практической работой. Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. Обсуждение. Тестирование. Самостоятельная работа.
  Современное состояние окружающей среды: проблемы и перспективы Беседа, рассказ. Комбинированное с практической работой. Занятие в игровой форме Словесный, наглядный с использованием презентации. Игровой. Диспут – круглый стол  
  Природно-климатические условия Саратовской области Комбинированное занятие с практической работой. Экскурсия. Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. Обсуждение. Практическая работа. Тестирование.
  Растительный мир Саратовской области Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. Обсуждение. Практическая работа. Тестирование.
  Животный мир Саратовской области Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. Экскурсия. Словесный, наглядный с использованием презентации. Наглядно – практический. Обсуждение. Практическая работа. Тестирование.
  Охрана окружающей среды и здоровье человека Комбинированное с практической работой. Занятие в игровой форме Словесный, наглядный с использованием презентации. Игровой. Анализ, опрос, обсуждение. Взаимоконтроль. Конкурс.
  Итоговое занятие Беседа Словесный Рефлексия.

Й год обучения

 

№ пп Наименование тем Форма занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса   Форма подведения итогов
  Вводное занятие Рассказ с элементами беседы Словесный, наглядный с использованием презентации   Опрос, Обсуждение.  
  Современные проблемы экологии и охрана живой природы Комбинированное с практической работой. «Экологический десант» Теоретический. Практический. Наглядный. Обсуждение. Рефлексия. Экологическая акция
  Проблемы экологии в Саратовской области Комбинированное с практической работой. Экскурсия Теоретический. Практический. Наглядный. Статистический. Диспут – круглый стол  
  Здоровье и здоровый образ жизни Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой. Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой.   Анализ, обсуждение. Взаимоконтроль  
  Взаимосвязь общей и экологической культуры человека. (Эстетическое воспитание). Беседа, рассказ. Художественное творчество Экскурсия Теоретический Практический. Наглядный.   Выставка собственных фоторабот и рисунков. Участие в конкурсе художественного творчества
  Экологический практикум Комбинированное с практической работой. «Экологический десант» Теоретический. Практический. Наглядный. Статистический   Обсуждение. Экологическая акция. Рефлексия.
  История развития естествознания в регионе Рассказ с элементами беседы. Экскурсия Теоретический. Практический. Наглядный с использованием презентации.   Исследовательская работа. Участие в конференции.
  Итоговое занятие Беседа Словесный Рефлексия

Й год обучения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: