Стремление к устойчивости.




Это свойство душии связанный с ним блок желаний и страстей уже не раз мною упоминался. Стремление к устойчивости это стремление к спокойному состоянию души от воздействия внешних и внутренних факторов. Стремление к устойчивости от внешних воздействий – самосохранение, от внутренних воздействий – желание удовлетворения потребностей. Это свойство души, очевидно, близко к рефлекторной части тела человека и, поэтому близко к животным инстинктам.

Внешние воздействия – воздействия со стороны окружения человека. Это со стороны людей - их взаимоотношения, политика различных структур и государств, со стороны природы – инфекции, климат, катастрофы, бури и т.д. Если эти воздействия отрицательны для жизни человека, они рождают в нём соответствующие реакции для организации противодействия возмущающим факторам, чтобы обрести спокойствие – это и есть процесс обретения невозмущённого, устойчивого состояния души. Не зря говорят - душа не на месте. При этом рождаются душевные реакции, как отмечалось ранее - испуг, боль, трусость, отчаяние, неприязнь, агрессия и т.д. Сила таких реакций зависит от личных физических и моральных качеств человека.

Внутренние воздействия – по З.Фрейду – побуждения, которые навязывает человеку самая неизменная и архаическая часть души – подсознание (Оно) и, которые постоянно фильтрует, но не всегда успешно, другая часть – Я. Я соотносит требуемые Оно побуждения с приемлемыми правилами и ситуациями во внешнем мире и посильно осуществляет соответствующий контроль. Здесь, в Оно, рождаются желания сексуального характера, удовлетворения аппетита, желания комфорта и т.д. Очень важна степень этих желаний и их проявлений во внешнем мире. В обществе по поводу удовлетворения потребностей люди вступают в различные отношения, рождая чувства любви, ревности, зависти, ненависти (если кто-либо мешает удовлетворению), жажды превосходства, славы и роскоши и, снова, агрессии, гордости, честолюбия, лени и т. д. Здесь почва для проростания пороков и аморальных поступков. Заметим, что агрессия рождается, как при внешнем, так и при внутренним воздействиях. В первом случае это защита, во втором – нападение. Ясно, что второе аморально, да и законом всегда осуждается. Недаром истинные христиане поддерживают аскетизм - ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти"), как путь избавления от пороков, путь к спасению.

Я уже говорил ранее, что все воздействия на человека создают для него проблемы, рождают в нём чувства беспокойства и возбуждения. Преодоление этих чувств и есть стремление к устойчивости. Чревато при этом отдаваться на волю неконтролируемым, «импульсивным» действиям, к которым нас начально побуждают дикие инстинкты. В цивилизованном мире многие такие действия уголовно наказуемы. Очевидно, что у людей стремление к устойчивости должно соизмеряться сознанием, в пределах разумного. Это связано с умственной деятельностью, что во многом и отличает нас от животных. Когда весь сознательный опыт бессилен и обретение устойчивости проблематично, человек уповает на высшие силы, на небеса. Значит вера для человека необходима, ибо это обусловлено свойствами его души. И здесь, опять очень важно: организация высших сил (религиозная концепция) не должна выводить человека из рамок разумного – не вредить человечеству.

Проявленные желания одного человека для другого человека являются внешними воздействиями. В зависимости от силы и характера проявления рождаются межличностные и др. конфликты, которые в своём протекании также стремятся к устойчивому состоянию, т.е. к конечному разрешению конфликта. Кто-то должен победить или принять удобный для сторон компромисс. Положительному результату, который, хотя бы, не уменьшил жизненные ресурсы какой либо из сторон, в этих случаях помогает присутствие и влияние чувства прекрасного (ещё, кроме совести).

Это чувство можно отнести к особому свойству человеческой души, отличающей нас от животных и, оно занимает особое место в нашей душе на пути её стремления к устойчивости. Оно сформировалось за долгие жизни и деятельности поколений человека в обществе и, также влияет на самооценку «Сверх Я». По И.Ефремову красиво то, что нам напоминает о жизни. Это чувства гармонии, пропорции линий, цветов, форм, отношений людей. Как производное чувства прекрасного является чувство жалости. Жалость вызывают страдающие люди, животные у которых снижены жизненные ресурсы. Это происходит потому, что страдающие, в свою очередь, ущемляют наше чувство прекрасного.

Так, как характер и нравы различных человеческих обществ и народов различны, отличаются и их понятия о прекрасном. Это подтверждается многообразием различных культур во времени и пространстве планеты Земля.

Культура

Начнём, как и все: культура – происходит от латинского слова cultura, что означает возделывание, также применяется в смысле воспитания. Проецируя это на человеческое общество, получается - это или личностная или общественная работа по возделыванию (развитию). Далее, для обозначения понятия культура, многие авторы перечисляют основные материальные и духовные формы и образования наивысших достижений человечества. Значит «культура» не просто латинское слово, а очень объёмное понятие. Но, по-русски надо сказать словами Козьмы Пруткова: «Зри в корень». Да, культура проявляется во всех материальных и духовных сторонах человеческого мира и, является общим отличием человеческой деятельности от всех остальных биологических форм на земле. Однако, основное отличие человека – наличие души. Наличие души не гарантирует культуры. Но, исторически видна разительная динамика культуры человеческого общества. Ответ может быть один – культура также необходима для успешного выживания общества и, отсюда исходит мотивация её динамики. С развитием культуры и само человечество достигло больших высот в своём самоутверждении на планете. Понятно, что плоды культуры результат работы многих человеческих душ, в которой были задействованы все их свойства, особенно те, которые отличают нас от животных. Каждое из основных свойств души является необходимым инструментом в строительстве культуры.

Из всего этого заключаем: «культура» - это показатель (пускай С), насколько человек (человечество) отличен, далёк в своём развитии от животного, даже самого развитого.

Из определения видно, что собой представляет некультурный человек, некультурное общество. В понятие «культура» нельзя привнести соперничество с неживой природой, ибо у нас ней разные цели. Чем выше показатель С, тем лучше, тем развитее, оснащённее человек, а, значит С должно неуклонно, беспредельно расти. И, нет предела росту человеческого господства над животным миром, как нет предела познания мира в вечном стремлении человека к выживанию. В соперничестве с животным миром мы осваиваем и весь мир. Действительно, ведь ни одно животное не ведёт научные изыскания на земле и во вселенной и, чем больше мы продвинулись в этой сфере, тем больше показатель С.

Ясно, что ранние человеческие организованные общества и общественные формации имеют показатель С меньший нынешних. Здесь влияют успехи освоения природы, развитие промышленных и бытовых инфраструктур, менее свирепые законы и более талерантные отношения между людьми. Человечество взрослеет. Очень важен рост показателя С в личностных отношениях, наперекор законам дикой природы, где выживает и властвует физически сильнейший. Использование физической силы, как преимущество, между людьми – антикультурно. Для человека феномен физической силы не может быть решающей целью, ибо не является преимуществом перед лицом природы (как, например, у льва или раннего пещерного человека). Но, бесспорно, важно физическое совершенство и совершенствование, как гарант здорового духа. Для человека же, пока неосознанно, но важен каждый человек, как потенциальный накопитель и творец общественного знания. В этом ключе независимо и развивается показатель С.

З.Фрейд: «…институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, ибо люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.» Люди «… ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна, поэтому защищать себя от одиночек, и её институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей всё то, что служит покорению природы и производству благ. Создания человека легко разрушимы, а наука и техника, построенные им, могут быть применены и для его же уничтожения». Страсти и эгоизм, которые поставляет каждому человеку его внутреннее Оно, разрушительны для социальных отношений. Культурные нормы, принимаемые в обществе, заставляют (элемент угнетения личности) сдерживать эти внутренние позывы до разумных запретов или компромиссов. Такое сдерживание иногда рождает в людях психический синдром - скрытые, непроявленные желания, которые по Фрейду выражаются в неврозах, эпилепсиях и т.д.

Заметно, если в обществе далеко не все следят за своим духовным и физическим совершенством (пьянство, наркомания, разврат и т. д.), если объектами подражания становятся люди преуспевающие в своей алчности, агрессии, сексуальных страстях, в безнаказанной лжи и обмане – общая культура падает. Растёт преступность, снижается уровень совести, кипят порочные страсти, падает нравственность. В таких условиях выживаемость общества становится проблематичной. Хотя при этом, может расти технический прогресс, наука и искусство, так как, хотя, являются элементами культуры, но имеют рыночную стоимость. С другой стороны – высокая стоимость элементов культуры - значит, не для всех. Следовательно, технический прогресс, наука, искусство и производимые ими материальные блага не двигают культуру, если не охватывают каждого. Рождается зависть и ненависть на одном конце и, пренебрежение к ближнему и вседозволенность на другом.

З.Фрейд: «Если культура не в силах справиться с положением, когда удовлетворённость определённого числа её представителей имеет своей предпосылкой угнетение других, то угнетённые понятным образом проникаются острой враждебностью к культуре, которую они поддерживают своим трудом, но к благам, которой они причастны в слишком малой мере».

Для решения конфликта в пользу культуры, каждый член общества должен иметь доступ к материальным благам и культурным ценностям соответствующий высшему уровню культуры данного общества. Государство, как жизнеобеспечивающее социально-политическое образование, должно обеспечивать процветание в обществе честности, гуманизма, самоотверженности, как информативно, так и примером своих лидеров. Неуклонное следование таким приоритетам светской и юридической жизни государства привело бы к постепенному (эволюционному) изменению качества самого государства. Революционное изменение не рассматриваем.

Перечисленные приоритеты – добрые волеизъявления, требующие подавления части блока свойств души №6. Кстати, такой воли начисто лишён преступный мир – по этой причине нецелесообразный, со «специфическими» законами, близкими к законам дикого мира, с культом силы. Цель любого преступления – личная корысть, торжество эгоизма. Преступник – суперэгоист, ибо у него в душе ни на миг не проблеснёт жалость к своей жертве. Если бы этот миг свершился – преступление бы не состоялось. Эгоизмом пропитан весь преступный мир, все его законы, мораль, чувства и другие проявления. Поэтому преступник тяжело реабиллитирется в нормальном мире, ему трудно изменить свои убеждения, тем более, если они подогреваются государственной политикой. Не верьте слезам преступника – он поёт только о своих эгоистических изъявлениях и, от этих песен не веет культурой.

Возникает вопрос, как обеспечить процветание в государстве доброй воли?

 

Для этого надо освободиться от старых, укоренившихся воззрений и сформировать новые, прогрессивные воззрения, основанные на реальных человеческих отношениях. Если применить общую теорию относительности А.Энштейна в социальном аспекте, согласно ей общество будет развиваться в соответствии с тем, что взято за основу его морали и права. Таким же образом, как в законах релятивисткой механики взята за основу скорость света.

 

Первый и второй вопросы человечества.

С некоторых пор нам хитро, с вожделением библейского змея, преподносится, что в России первый вопрос: «Что делать?» и, долее иронически: «Кто виноват». Это можно принять во внимание, как оригинальную мысль, но не как основу для серьёзного разбирательства. Мы не отличаемся коренным образом от других людей, и перед нами, как и перед всеми всегда возникает в первую очередь вопрос: «Быть или не быть». Причём, этот вопрос ежесекундно решает каждый из нас, лично, пока находится в сознании. Не осознанные действия рассматривать не будем. С этого вопроса начинается реализация каждого родившегося в нас желания. Он является первым вопросом общей тенденции жизнеобеспечения. От простой житейской ситуации – быть или не быть по сему, реально или нет, до критической ситуации – жить или не жить. Выбор есть всегда, даже, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях: смерть или плен на войне; бороться за жизнь или нет в катастрофических ситуациях. И, мы выбираемся, опираясь на все свойства своей души, в направлении своей жизнестойкости и жизнестойкости человечества. Первоначалие этого вопроса объективно и не зависит от качества, величины субъекта, находящегося вначале какого либо движения, будь то просто человек, лидер, народ, страна, человечество. Он возникает всегда. Решение этого вопроса – первый шаг на пути любого бытового и социального события, от простого зевотного позыва (элементарно: выбор, зевнуть в своё удовольствие, или подавить позыв, если зевать не прилично), до более весомых ситуаций: военных действий или полёта на луну. Очевидно, что жизнь этого вопроса в большинстве случаев мимолётна и незаметна для людей, но, становится реальным и чувствительным, когда рождается в муках сомнений.

У низкоорганизованных душ при решении первого вопроса верх берут п.№6. Большинство смерти предпочитают предательство, хотя это вредит жизни и делу товарищей, делу народа, человечества. Здесь предательство выступает, как средство только личного жизнеобеспечения. Высокоорганизованная душа выбирает самоотверженность. Такое решение является средством жизнеобеспечения человечества и, поэтому является в народе примером, достойного подражанию.

Можно сказать, что первый вопрос человечества – постоянный первичный процесс нормального сознания. В результате решения всегда встаёт вопрос об обеспечении принятого решения, причём, естественно, как можно оптимальном обеспечении. Оптимальность, значит лучший вариант обеспечения – лёгкий, дешёвый, удобный. Это всегда диктуется желаниями устойчивости человека, как системы, рассмотренными выше. Естественно, человек всегда нацелен на минимум затрат и наибольшую реализацию. Так рождается эксплуатация.

Эксплуатация, как в отношении человека человеком, в отношении техники и природных ресурсов подразумевает одно – бесплатное или частично оплачиваемое использование, в общем случае, чего либо. (В разбираемом уже случае с зевотным позывом – мы эксплуатируем свой организм: или зевнуть с бóльшим эффектом, или подавить зевок, сохранив репутацию приличного человека, заплатив при этом малым неудобством, чтобы не обнаружить большего неудобства). Эксплуатируя материальный мир, человек также использует все свойства души. Под эксплуатацию попадают и ему же подобные – люди. Не надо объяснять, насколько этот процесс естественен. Поэтому, нет смысла уничтожать эксплуатацию человека человеком – ошибка марксистов. Но, есть смысл бороться с несправедливой эксплуатацией. Т. е. с эксплуатацией, направленной на увеличение жизнеспособности одних и снижения жизнеспособности других. Несправедливая эксплуатация порождается и стимулируется п. №6 личных качеств души, неодинаковой организацией души, не одинаковой степенью волевых качеств. Замечено: не всегда в «дураках» дураки, в «дураках» бывают и умные, просто, не могут пробиться. Такая эксплуатация рождает антагонизмы (враждебность, требующую разрешения конфликта) в обществе, ослабляя общую его жизнеспособность.

Справедливая эксплуатация подразумевает тезис: «Насколько ты эксплуатируешь меня, настолько я должен иметь возможность эксплуатировать тебя». Этот тезис не является свежей идеей, так как он созвучен с христианским социальным принципом – поступай с людьми так же, как бы ты желал, чтобы они поступали с тобой. Надо заметить, что благодаря свойствам человеческой души, лишь он один может столь искусно эксплуатировать материальный мир. В природе не замечено эксплуатации друг друга животными одного вида, лишь рефлекторное соперничество и делёж добычи.

Несправедливая эксплуатация решает вопрос (начинается с него): «Кто будет выполнять непристижную (чёрную) работу, как средство обеспечения жизнеспособности?». Замечу, «чёрную», но необходимую. Так как эксплуатация человека человеком – свойство человека, то в этом процессе обозначился второй вопрос человечества, ежесекундно возникающий и решаемый каждым человеком; упрощённо: «Кто будет пахать …?» Он решается каждым отдельным человеком, опять-таки, исходя из имеющихся свойств души каждого.

В самом вопросе содержится социальный аспект. Он бессмыслен, когда человек в единственном числе, и сразу возникает, уже, когда двое. Любое партнёрство рождает этот вопрос, с него начинается любой наш день – сразу же после решения первого вопроса. Второй вопрос лежит в основе любой, даже, казалось бы, самой справедливой политики. Человечество хитро научилось скрывать этот неблаговидный, даже аморальный, вопрос под слоем различных, порою симпатичных и благородных посылов и предлогов. Так рождается жульничество, аферизм, …, государственная политика.

Чтобы понять важность и необходимость выявления такого аспекта нашей жизни и назвать его законом, рассмотрим детально – исходя из этапов, ступеней процесса мышления. Допустим, в нас родилось какое-либо желание – от какой-либо естественной потребности (голод, исполнение туалета и т.д.) до занятия президентского кресла. Первое, что решаете Вы – возможна ли реализация этого желания, т.е. «Быть или не быть». Варианты формируются из комбинации «необходимо (нужно) – возможно». Если не нужно и невозможно или нужно, но невозможно, то решение - «не быть». Если нужно и возможно или необходимость большая, а возможность затруднительна, то решение «быть» или «возможно быть». После преимущественного «быть» надо определиться с путями и методами воплощения этого «быть». Здесь возникает, в соответствии с природным человеческим отношением к труду, вопрос – «Кто будет делать непристижную работу». Или придётся сделать её самому, или есть варианты переложить её на другого или других. Процесс решения, конечно, идёт в соответствии с наличием и качеством свойств души.

В зависимости, как решается вопрос: «Кто будет делать непристижную работу?» в государстве определяется характер государства (социального строя), его структура и юрисдикция. По варварски: «Я сильнее, значит, будешь делать ты» и, более цивилизовано: «Я заплачý тебе, а ты сделаешь». Второй вопрос человечества является двигателем всех исторических процессов, начиная от семейных отношений, кончая народными движениями за «место под солнцем», кончая любыми войнами, мировым рынком (империалистический раздел мира). Этот вопрос должен первоочерёдно задаваться избирателями каждому политику, чтобы понять, что значит этот политик: «Кто будет выполнять чёрную работу, и как она будет оплачиваться?». В идеале, в решении этого вопроса должен реализовываться закон справедливой эксплуатации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: