Местные промыслы и ремесла 7 глава




Устюженские ярмарки. Торговым центром Устюжны издавна была площадь на берегу реки Ворожи, до сих пор именуемая Торговой. В XVI веке здесь стояли 124 лавки и большая таможенная изба738, в которой регистрировались привезенные для продажи товары, а также торговые сделки и, соответственно, взималась пошлина. Тех, кто в тот период занимался торговлей, в Устюжне называли «мокл о ками» (макл а к>маклер) или «прас о лами», предположительно, от слова «соль», так как первоначально так именовали только тех торговцев, которые скупали и засаливали для продажи мясо и рыбу. По данным 1597 года в городе было зарегистрировано 66 торговцев739.

В XIX-нач.ХХ вв. в самой Устюжне ежегодно собирались две ярмарки – Богородицкая (с 21 по 25 сентября) и Рождественская (с 7 по 14 января). На первой торговали изделиями сельскохозяйственного производства, на второй – посудой, колесами, кадками и другой продукцией крестьянского и усадебного хозяйства. Один из очевидцев местных ярмарок того периода вспоминал: «Базар в Устюжне – это было необъятное пространство, занимавшее две площади: на главной, где были железные и каменные ряды, раскидывался торг и с прилавков … и с телег или саней, да и с рук… и чего только не было – вплоть до конфет и пряников виде коней и здравых молодцев… рыба, свежие и замоченные ягоды, мороженная клюква и тут же кустарные изделия: ложки, солонки, хлебницы… а у пожарной вышки, где теперь сквер, продажа сена, соломы, дров, дровней и телег и пр. и пр.»740. Обязательным атрибутом каждого базара была важня - специальное помещение с контрольными весами, где любой покупатель мог взвесить приобретенный товар.

Помимо Устюжны ежегодные ярмарки, а также особые «торговые дни» проводились в некоторых крупных селах уезда – Охоне, Никифорово, Белых Крестах, Смердомле, в Шалоцкой пустыне и др.

Привозные товары на устюженские ярмарки попадали как сухопутным путем, так и по Тихвинской водной системе (см. главу «Традиции и быт устюжан», раздел «Жилье…»). В Устюженский уезд ежегодно доставлялось до 300 тыс. пудов хлебных грузов, в основном из Ярославской и Тверской губерний741. Ввозили также бакалейные и мануфактурные товары, а вывозили лесоматериалы, железные изделия, овес, сыр, масло и кожи. Оборот устюженских ярмарок составлял в разные годы в среднем от 14 до 35-36 тыс. рублей742, а с пристани на Мологе ежегодно уходили десятки судов с товарами на сумму до 100 тыс. рублей743. При этом цены на продукты в Устюжне в начале XX века были таковы: мешок ржаной муки стоил 6 руб. 50 коп., мешок белой пшеничной – 25 руб., 1 кг мяса – 20 коп., 1 кг сливочного масла – 40 коп., десяток яиц – 30 коп. и т.д.744

Уже по данным 1844 года Устюжна занимала пятое место среди северных торговых центров после Новгорода, Боровичей, Валдая и Старой Руссы745, а в 1903 году на 5 тыс. населения в городе было зарегистрировано 102 магазина, не считая различных складов, амбаров, погребов и прочих помещений, которые так или иначе были связаны с деятельностью торговой Устюжны746.

 

Глава 5

Люди

История любого населенного пункта делается людьми. Мифы и легенды, традиции и быт, промыслы и ремесла – все это создавалось на протяжении столетий многими поколениями. Так кто же они такие, устюжане?

Происхождение и внешность устюжан,

особенности местного говора

Что представлял собой Устюженский край в глубокой древности, до появления здесь людей? Специалисты описывают его так: «Территория Устюженского района трижды была покрыта толстым слоем льда, толщина которого… составляла 1-2 километра. Ледники периодически таяли, отступая на север и северо-запад, оставляя после себя нагромождения валунов, гальки, песка и глины. Последний ледник покинул территорию района 15-12 тысяч лет назад. Только после этого… сформировались современные речные долины, озера и болота»747.

Кто такие устюжане? Одна из древнейших стоянок Русского Севера, которая использовалась человеком около 10 тыс. лет назад, обнаружена археологами в Устюженском районе между деревнями Куреваниха и Люботово. Данные археологических исследований говорят о том, что это были первобытные охотники на северного оленя. С течением времени стоянки охотников каменного века заменили оседлые поселения. Кто же в них проживал?

В середине I тысячелетия нашей эры племена древних славян и балтов, обитавшие ранее на территории Восточной Европы, начали продвигаться на восток и северо-восток в поисках новых земель. В V-VIвв. они достигли территории современной Вологодской области и Устюженского края. В этот период здесь проживали сравнительно немногочисленные финно-угорские племена. Финно-угры – это сложное народообразование. Их прямыми потомками считаются вепсы, карелы, эстонцы, марийцы, мордва, удмурты, коми-зыряне.

Пришлое славяно-балтское население, которое летописцы называют кривичами, старалось селиться на местах, удобных для земледелия и скотоводства. При этом их поселения нередко располагались неподалеку от населенных пунктов финно-угров. Археологи установили, что, например, в начале I тыс. н.э. в районе современной д.Куреваниха, административного центра значительной округи того времени, постоянно проживало племя балтов – предков современных литовцев и латышей. Предполагают, что в этот период балты составляли «существенную часть населения»748 юго-запада Вологодской области, а, следовательно, и Устюженского края.

В VIII-IXвв. в край пришла вторая волна славянских племен – новгородские «словене ильменские». В течение второй половины I тысячелетия нашей эры в бассейне реки Мологи славяне и финно-угры сосуществовали вместе, а затем вторые словно исчезли. Что же произошло? Археологами не зафиксировано каких-либо материалов, говорящих о военных столкновениях между ними. Лингвисты указывают на то, что многие географические названия Устюженского района имеют в своей основе финно-угорские корни. Если бы славяне были завоевателями и вытеснили, либо истребили местное население, то вряд ли они смогли бы сохранить на территории края финно-угорские названия рек, озер, поселений.

Некоторые современные западные генетики749 утверждают, что коренное население Севера и Северо-Запада России, включая жителей Вологодской области, имеет в своем геноме особый вариант V-хромосомы, характерный для финно-угров. Говоря иными словами, в жилах местных жителей течет определенная толика финно-угорской крови, что свидетельствует о том, что с приходом славян финно-угры не вымерли и не сбежали. Из поколения в поколение они смешивались с пришельцами и, наконец, окончательно обрусели. Ученые пишут: «Хотя на протяжении еще нескольких сотен лет основную массу населения Вологодского края составляли племена финно-угров, переселенцы среди них не затерялись. Наоборот, именно на основе славянского языка и культуры при взаимодействии с культурой местных жителей формировалось население края – древнерусский народ»750.

Славянская кровь вобрала в себя мощный финно-угорский пласт, оставив «на память» вышеупомянутую V-хромосому. Однако, главным в национальной самоидентификации является не пресловутый генетический набор, а язык, культура, традиции. То есть, если ты ощущаешь себя славянином и русским по вышеуказанным признакам, то ты таковым и являешься.

Один из исследователей начала ХХ века утверждал, что среди устюжан «можно встретить людей с белыми, как у финнов, глазами и волосами» и что в устюжанах «есть примесь финской крови»751. При этом он заметил, что «неподалеку, в Тихвинском уезде, близ границы Олонецкой губернии, попадаются целые деревни, населенные карелами и чухарями (чудью). Более зажиточные из них покупают в Устюженском уезде земли и, переселившись сюда, считают себя русскими»752. Что касается «чуди белоглазой», то современные археологи до сих пор считают, что даже «вопрос об отнесении древнего населения Устюженского края к одной из двух финно-угорских группировок – чуди или веси, остается пока открытым»753.

Более точные данные есть о проживании в крае прямых потомков финно-угров – карел. Например, по описаниям 1597 года в Устюжне была известна семья «кореленина» плотника Якунки Клементьева. В конце ХIХ-нач.ХХвв. карелы компактно проживали в деревнях Копорье и Загорье Смердомльского погоста754, в Ефимово Соминской волости, Карельское Пестово Охонской волости (совр. Пестовский район Новгородской обл.) и проч. Отдельные карельские семьи жили и в других деревнях уезда. В частности, сохранились воспоминания о карелах из деревни Богуславль: «Богуславль делился на два конца – один «Макшеевский», а другой «Дубенский» (очевидно, по фамилиям помещиков). На Дубенском конце жили «богуславльские корела», люди, знавшие карельский язык»755. Богуславцы, проживающие на «Дубенском конце» поголовно владели как русским, так и карельским языками, а жители «Макшеевского» конца - только русским.

Любопытно, что в местном говоре до сих пор сохранились слова «кор е лка» и «корел я ть», то есть говорить невнятно и непонятно, изобретенные, видимо, кем-то из представителей, условно говоря, «Макшеевских концов» ряда устюженских деревень.

Характерные черты внешнего облика. Финно-угры и их потомки, ассимилируясь со славянами и балтами, оставили устюжанам в наследство не только географические названия, элементы традиционных верований и культуры, но также и отдельные черты внешнего облика. Как отразилась финно-угорская кровь на внешности устюжан?

Древних финно-угров описывают по-разному, часто отталкиваясь от описания внешнего облика современных представителей этого народа, прямых, но весьма разнообразных потомков, упомянутых выше. Некоторые исследователи сходятся на том, что в облике финно-угров присутствовали как европеоидные, так и монголоидные черты. Современные антропологи, на основании исследований последних лет, сделали такой вывод: «Прежние представления о том, что российский Северо-Запад в домонгольскую эпоху был заселен людьми с высокими скулами и плоским носом, не подтвердились. Наши далекие предки были высокорослыми и мускулистыми, у них были волевые лица с развитым надбровьем и резко выступающим носом – словом, они были красивыми людьми»756.

Что касается устюжан (кстати, в старину устюжанами называли только жителей Устюженского уезда, а горожан именовали устюжанцами или устюженцами)757, то один из исследователей писал о них, как о народе «сметливом, здоровом, сильном», а также о том, что «жители поражают приезжего своим статным и высоким ростом, крепким сложением, силой и каким-то особенным им свойственным типом»758. Заметил это и писатель А.И.Куприн. В рассказе «Племя Усть», он, подразумевая под Устьем Устюжну, восклицал: «… почему в Усти все высокого роста, с лицами строгими и как бы гречески-иконописными? Почему их девки или молодые бабы… отличаются красотой и правильностью лиц…»759.

Судя по всему, смешение крови разных народов в жилах местных жителей оказало благотворное влияние на их внешность.

Особенности местного говора. Происхождение коренных устюжан повлияло и на местный говор. Известный русский историк, философ и прозаик В.Д.Иванов писал: «В своей вольности русский… легко обучал себя иноречью, охотно, без стесненья брал себе понравившееся слово… Придя в новое место, не старался назвать его по-своему, если оно уже было обозначено кем-то, и делал название своим, щегольски переиначивая на свой лад, если оно выговаривалось с запинкой»760.

В 1904 году российский ученый-естествоиспытатель и краевед, член Вологодского общества изучения Северного края Евгений Иванович Исполатов, подчеркивая, что устюжане «потомки буйных новгородцев», так описывал особенности местного говора: «Как и все вообще новгородцы, здешний народ говорит на «о», окает. Если прислушаться к их речи, то можно подметить немало выражений, которых не услышишь в других губерниях. Так, они не говорят открыть или отворить дверь, а говорят откутать. Кладбище или могильник они называют жальниками; вместо дырявый употребляют розный; незаболоченное, сухое место называют сухменым или сухменью. Когда курица квохчет, намереваясь насиживать яйца, они говорят: «Курица парит »… Далее нельзя не заметить своеобразных уменьшительных имен. Так, Петра здесь называют Пешкой, Максима – Максей»761.

Специалисты также отмечали в числе характерных особенностей разговорной речи устюжан замену одних букв на другие. Так, при произношении букву ч заменяли на букву ц. Например, «цай» вместо чай, «яицко» вместо яичко и др. В некоторых случаях буквы ч и ж «превращались» в букву ш. Например, «мошно» - можно, «нешто» - нечто. Буква в порой заменяла букву л («слободно» - свободно), звук о слышался как у («упять» - опять, «усветить» - освятить), е произносилась как и («миня» - меня, «ниделя» - неделя). В некоторых словах дополнительно использовали букву в («эвтот» - этот). Гласные и и ё в творительном и предложном падежах некоторых местоимений и прилагательных было принято вставлять дополнительно к уже существующим и и о («другиим» - другим, «всякиим» - всяким», «всякоём» - всяком). Во всех словах, где после буквы д следовала н, произносили две н. Если при этом «накладывались» и еще какие-то особенности в произношении, то обычные для устюжан слова звучали несколько непривычно для современного русского уха. Например, слово «каждый» произносилось устюжанами «кажинноём».

Одним из характерных признаков местного говора являлась манера «проглатывать» гласные в существительных. Иными словами, в творительном падеже употреблялось окончание, характерное для дательного падежа. Например, устюжане говорили «подёма за грибам» или «ловим неводам». При этом, в первом лице множественного числа в глаголах встречалось окончание ма («подёма» - пойдем, «не ходима» - не ходим). Во втором лице единственного числа в употреблении было окончание ша («помниша» - помнишь, «знаеша» - знаешь). В некоторых прилагательных выделялось окончание ьской («какоськой» - какой, «такоськой» - такой).

В повелительном наклонении в словах часто звучали частицы ко и кось («глянь-ко» - взгляни, «огляни-кось» - оглянись). И, конечно, характерное «токанье» устюжан – привычка в конце слов часто вставлять частицы от, те и то. В таких случаях фразы, произносимые местными жителями, звучали весьма цветисто. Например, вместо «Кто этот человек?» устюжанин произносил: «Эвтот человек-от из чьих будёт?» Вместо «есть ли у вас грибы?» - «есте ли грибы-те у вас?» и т.д. Были свои особенности и в произношении личных местоимений. «Мне» произносили как «мине», а «тебе» звучало как «тибе» и «те». «Ён» - он, «ёна» - она, «ено» - оно, «оны» - они.

Специалисты отмечали, что местное произношение «отличается протяжностью, тягучестью» и что оно «встречается не только среди простонародья, но и даже среди местной интеллигенции»762.

 

Старинные династии и сословия Устюжны

Так уж повелось на Руси, что основателями потомственных династий были мужчины, отцы семейств. При этом значение слова «династия» включало в себя понятие «род и его поколения». Как известно, род – это объединение людей по признаку родства. Возможно, что именно такое «объединение» несколько веков назад построило славянское городище в устье реки Ижины, смешалось с местным финно-угорским населением и стало основой для будущих устюженских династий.

В настоящее время для широкого круга читателей доступно несколько опубликованных описаний старинной Устюжны Железопольской, с перечислением всех жителей того времени – за 1567, 1597, 1626 и 1713 годы (см. ниже в Примечаниях). Эти, а также многие другие архивные документы XVIII-нач.XXвв., говорят о том, что на протяжении длительного периода своей истории Устюжна являлась поселением, в котором ведущая роль принадлежала ремесленникам и торговцам. В средневековой Руси их называли посадскими людьми, а посадом именовали торгово-промышленную часть города, либо пригород.

В конце ХIХ-нач.ХХвв. город был уездным центром значительной территории, в состав которой входили земли современных Устюженского, Чагодощенского и частично Бабаевского районов Вологодской обл., а также Пестовский район Новгородской обл. и часть Ефимовского района Ленинградской обл. Население Устюжны составляло немногим более 5 тыс. человек763, Устюженского уезда – более 99 тысяч764. Это крестьяне, мещане, дворяне, купцы и духовенство, то есть представители различных сословий, а сословиями в России обозначали группы людей, объединенных профессиональными и социальными интересами.

«Железные» династии Устюжны. Можно сказать, что основателями старинных устюженских династий, которые с течением времени, кроме признака по родству, стали отличаться еще и какой-либо профессиональной специализацией, были посадские люди. Если учесть то, что, например, в XVII веке более 50% всех ремесленников города было занято железоделательным производством, то можно сказать, что половина современного коренного населения Устюжны ведет свое начало от представителей кузнечных и оружейных династий765.

Основатель династии – отец семейства, передавал секреты своего ремесла сыну. Сын, совершенствуя мастерство, обучал ему детей и внуков. Именно так в устюженском Железном Поле появились династии рудознатцев, кузнецов, оружейников. При этом наследственным являлось не только занятие железоделательным промыслом, но и специализация по выработке каких-либо одних изделий: ядер, стволов, холодного оружия, котлов, сковород, замков, гвоздей и проч.

На протяжении нескольких поколений оружейными мастерами в Устюжне считались семьи Безниных, Богомоловых, Большаковых, Глездышевых, Докучаевых, Ершовых, Попковых, Проскуряковых, Пушкиных и Хавроньиных. Ядра ковали Коковицыны, Андроновы и Беляевы. Сковороды заказывали Семеновым и Осиповым, а гвозди Кузьминым и Ивановым. Лучшими кузнецами, изготовлявшими знаменитые устюженские замки и дверные засовы, считались династии Михеевых, Афанасьевых и Евсеевых.

Позднее, когда запасы железной руды значительно истощились, устюжанам пришлось искать новые средства для заработков. Старинные «железные» династии постепенно меняли свою специализацию. Один из исследователей истории Устюжны писал: «К началу XVIII века большинство членов старых устюженских кузнечных фамилий оставались кузнецами, как их деды и отцы, но их некоторая часть или отдельные представители династий постепенно превратились в скупщиков, либо совмещали торговый промысел с кузнечным»766.

Эти первые устюженские предприниматели впоследствии стали основателями известных в городе торговых династий Поздеевых, Чуриных, Иконниковых, Копыльцовых, Кривоборских, Нечаевых, Пурышевых, Созиных, Грибушиных, Козловых, Белоусовых и Ананьиных, которые в разные периоды принадлежали к разным сословиям.

Мещане и крестьяне. Самым крупным сословием старинной Устюжны были мещане. Они составляли более 3 тыс. человек767. К мещанам относили определенную группу городских обывателей - мелких торговцев, ремесленников, поденщиков, художников, а также тех, кто «упражняется в науках». В общей массе в мещанское сословие попадали потомки посадских людей, в определенных случаях вольные крестьяне, либо разорившиеся купцы. Принадлежность к мещанству передавалась по наследству. Мещане имели своих представителей в городской думе, земском собрании, различных общественных организациях.

К потомственным мещанским родам Устюжны относится большая часть коренных местных фамилий. Это Ананьины, Бехтеревы, Богомоловы, Варзановы, Девяткины, Жабревы, Жуковы, Кривоборгские, Мясниковы, Нечаевы, Плотниковы, Румянцевы, Собакины, Соколовы, Турчаниновы, Укладниковы и многие другие.

Мещанам принадлежала большая часть лавок, магазинов и различных торгово-промышленных заведений, которые составляли сферу бытового обслуживания населения города. Наряду с крестьянами Устюженского уезда мещане являлись хранителями местных промыслов и ремесел. Эти люди упрямо придерживались старого быта, обычаев и традиций предков, доводя порой эту приверженность до абсурда, благодаря чему в советское время слова «мещане» и «мещанство» приобрели негативный оттенок. Так стали именовать людей с мелкими интересами и узким кругозором. Однако именно представители мещанского сословия поддерживали жизнедеятельность Устюжны на протяжении ряда столетий.

В начале ХХ века в Устюжне было зарегистрировано 270 торговых помещений и торгово-промышленных заведений, включая различные мастерские и мелкие частные заводы, из которых 66 содержали представители мещанского сословия768. В этих заведениях товары не только продавали, но и производили в собственных мастерских. Каждое из них имело свою специализацию.

Столярно-плотницкими работами в городе ведали семьи Богомоловых, Кулаковых и Соколовых. Слесарным ремеслом занимались роды Артемьевых, Егоровых, Собакиных, Плотниковых и Портнаго. Бочарную мастерскую содержала семья Румянцевых, а производством по изготовлению гармоней ведали династии Купцовых и Громовых. Портняжным ремеслом владели Жуковы, Веричевы и Веселковы. Кожевенно-обувным производством занимались Гарегины, Ботины и Виноградовы. Савкины были катавалами. Ивановы изготовляли зеркала, а Черновы могли отремонтировать любые часы. Гусевы-Серебряковы и Девяткины славились, как мастера золотых и серебряных дел. В их мастерских делали на заказ различные ювелирные изделия, драгоценную церковную утварь и оклады для икон. В семьях Бельтеневых, Слескинцевых, Соколовых, Пановых, Зориных и Коровяковых было немало талантливых художников и иконописцев.

Кстати, своих иконописных мастеров – посадских людей, Устюжна Железопольская имела уже в XVII веке, а возможно и раньше. Уровень мастерства устюжан был настолько высоким, что некоторых из них приглашали на работу в столицу. Например, в 1680-е годы в иконописной мастерской Оружейной палаты Московского Кремля трудился устюжанин Иван Артемьевич Безнин. В XVIII столетии в городе существовал цех иконописцев и позолотчиков, старостой которого являлся признанный мастер-«иконник» Василий Бельтенев. Среди «цыховиков», в частности, известна семья иконописцев Копыльцовых, ставших впоследствии купцами. Иконописный промысел существовал в Устюжне вплоть до советского времени и в большинстве случаев им занимались представители мещанского сословия.

История сохранила также имена некоторых городских обывателей, отличившихся в других ремеслах. Например, в XVI веке в городе жил некто «Некраско-Часовник», который был известен, как талантливый мастер часовых дел. Ему, в частности, был поручен уход за большими городскими часами, висевшими на колокольне собора Рождества Богородицы. По преданию Некраско сам изготовил для города эти чудесные часы с двойным заводом и боем. После его смерти часы встали, хотя и продолжали висеть на колокольне вплоть до 1895 года. Все попытки их ремонта за триста лет так и не увенчались успехом. Позднее их сняли и в память о знаменитом мастере долгие годы хранили в «святая-святых» собора – в ризнице алтаря.

Известно также, что вышеупомянутый устюжанин, мастер Оружейной палаты Иван Безнин, кроме прочего, отличался умением резать чудесные деревянные игрушки. По семейному преданию ему даже было поручено сделать несколько забавных кукол для развлечения малолетнего царевича Петра Алексеевича, будущего Петра I.

Кстати, И.А.Безнин был не единственным мастером, который занимался изготовлением детских игрушек. Глиняные свистульки умели делать местные гончары, а в начале ХХ века устюженские «игрушки из дерева, гипса и папье-маше»769 даже поставляли в Петербург. Резные деревянные изделия, как правило, производили те же ремесленники, которые резали пряничные доски. Игрушки из папье-маше, а возможно и из гипса в Устюжне мастерили сестры Глездышевы. По свидетельству специалистов местные отливные гипсовые фигурки были «аналогичны вятским»770, то есть знаменитым дымковским игрушкам. Маленькие скульптурки дам, кавалеров, петушков и проч. раскрашивали масляной или эмалевой краской. У кукол подробно выписывали детали одежды и черты лица. К устюженскому изобретению относят клочок тюля, изображающий вуаль на лице игрушки-дамы. Такую подробность мог придумать только человек, обладающий особой наблюдательностью и творческой жилкой.

Конечно, не все представители мещанского сословия отличались талантами или ученостью. Многие обыватели, не имевшие постоянного дохода в городе, с весны до осени находились на приработках, основными из которых в Устюжне XIX-нач.XXвв. было судостроение и бурлачество. Люди нанимались рабочими на суда и лодки, перевозившие грузы по Тихвинской и Мариинской водным системам. Работа была тяжелой и малооплачиваемой.

В этот же период в городе проживало небольшое количество лиц крестьянского сословия, которые вели тот же образ жизни и занимались теми же ремеслами, что и мещане. Например, по данным 1861 года их было всего около 130 человек771. Что же касается всего Устюженского уезда, то здесь крестьянство составляло подавляющее большинство населения – более 90 тыс.772

Среди крестьянского сословия было немало энергичных предприимчивых людей, имевших активную жизненную позицию. Крестьяне имели своих представителей в Устюженском уездном земском собрании, в волостных правлениях и различных попечительских организациях, а некоторые даже в центральных органах власти. Например, в составе I Государственной Думы, избранной в 1906 году, в числе депутатов от Новгородской губернии был крестьянин д.Поддубье Перской волости Андрей Егорович Рябчиков (1858-1930гг.). Выпускник местного сельского училища он занимался лесопромышленным делом. При этом вел активную общественную деятельность, являясь председателем Перского волостного суда и гласным Устюженского уездного земского собрания.

Среди предприимчивых крестьян известен также житель д.Слуды Семен Степанович Обидин, который в 1916 году организовал в своей деревне первую кооперативную «молочную артель» для сбыта молока и молочных продуктов артельщиков-селян, а также для снабжения их необходимыми сельхозорудиями, утварью, семенами и проч. Обидин стал инициатором проведения в родной деревне земских курсов по скотоводству и молочному хозяйству, на которых все желающие могли прослушать теоретический курс «совместно с практикой» ведущих агрономов и зоотехников уезда. Лекции читали в доме Обидиных.

Купечество. Со времен Петра I купечество в России делилось на гильдии. Распределение купцов по гильдиям происходило по сумме объявленного капитала. Так, по законодательству 1824 года купец 1-й гильдии должен был иметь капитал не менее 50 тыс. руб., 2-й гильдии – не менее 20 тыс., 3-й гильдии – не менее 8 тыс. руб., на что выдавалось особое гильдейское свидетельство. С размера объявленного капитала взимались государственные пошлины773.

По данным 1844 года в Устюжне числилось 13 купцов 1-й гильдии, 19 – 2-й гильдии, 273 – 3-й гильдии774. По мере увеличения капитала купец-предприниматель переходил из низшей 3-й гильдии во 2-ю, а при большой удаче и в 1-ю. Особые преимущества имели купцы 1-й гильдии. Их производили в чины, награждали орденами, приглашали к Императорскому двору. Они имели право определять детей в престижные пансионы и на государственную службу.

Группа крупных купеческих фамилий начала формироваться в Устюжне еще в XVIII веке. Это Поздеевы, Чурины, Серебрянниковы, Копыльцовы, Иконниковы и Белоусовы. Подавляющее большинство из них являлись скупщиками изделий крестьянского железоделательного производства, а также торговцами лесом, скотом и хлебом. Устюженских купцов можно было встретить на рынках Москвы, Петербурга, Новгорода, Старой Руссы, Пскова, Курска, Вязьмы, на крупных Макарьевской и Важской ярмарках. Именно они осуществляли те масштабные торговые обороты, о которых рассказывалось в разделе «Устюжна торговая» (глава «Местные промыслы и ремесла»). К старинным купеческим династиям Устюжны относятся также фамилии Грибушиных, Кривоборских, Пурышевых, Созиных и др.

Следует заметить, что устюженское купечество занималось не только торговыми делами. Купцы налаживали новое производство, строили заводы. Например, в XVIII веке местный купец Яков Дормидонтович Серебрянников организовал в Устюжно-Железопольском уезде добычу извести. В конце ХIХ века купец Иван Иванович Небаронов построил в городе фарфоро-фаянсовый завод, который работал на местном сырье и выпускал черепицу для крыш, печные изразцы и посуду. Купцы Поздеевы основали кирпичное и спичечное производство, а также мукомольный завод в Хрипелевской волости. Купцы Носырины поддерживали железоделательное производство в Моденско-Плотичьевской волости.

Устюженское купечество активно занималось общественной деятельностью и благотворительностью. С одной стороны, это было выгодно, так как освобождало от части налогов на прибыль, с другой стороны немаловажное значение имел престиж. Со времен Екатерины II в России было введено почетное гражданство, которое позднее стало делиться на личное и потомственное. Звание почетного гражданина мог получить представитель любого сословия «за оказанную им на разных поприщах полезную деятельность, продолжавшуюся не менее 10 лет»775. Успешное продолжение этой деятельности личным почетным гражданином еще в течение 10 лет давало право на получение потомственного почетного гражданства. Звание почетного гражданина не только было престижным, но и давало определенные привилегии, например, опять-таки освобождение от ряда налогов, а также от рекрутской повинности, телесных наказаний и проч. Благотворительная деятельность требовала материальных вложений, поэтому неудивительно, что почетное гражданство, как правило, получали люди зажиточные, в основном, представители купечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: