Местные промыслы и ремесла 8 глава




Купеческая благотворительность иной раз превращалась в настоящую демонстрацию капиталов и амбиций. В Устюжне до сих пор сохранилось предание о том, как три местных купца поспорили - кто выстроит в городе самый красивый храм. Никольская, Петропавловская и Крестовоздвиженская церкви были возведены рядом. История умалчивает о том, кто выиграл спор, однако известно, что спорщики не пожалели средств и Устюжна получила прекрасные памятники архитектуры.

Именно представители местного купечества являлись основными благотворителями устюженских храмов. Например, в 1723 году стараниями купца Клима Назарьевича Серебрянникова в главном храме города – соборе Рождества Богородицы были построены каменные приделы и крытая паперть, а в 1822 году благодаря купцу Гавриле Гавриловичу Шарухину на чудотворной Смоленской иконе была «устроена серебряная, чеканная, вызолоченная чрез огонь риза»776. Благодарственную запись оставили священнослужители городского храма Живоначальной Троицы о купце Иване Ивановиче Небаронове, который в 1874 году пожертвовал в церковь святые сосуды из драгоценных металлов.

Купцы жертвовали средства не только на строительство и украшение храмов, но и на содержание школ и больниц, организацию и поддержание общественных учреждений. Например, в конце 1870-х годов, когда в Устюжне встал вопрос об организации ремесленного училища, то 2 тыс. руб. на его устройство выделил купец 1-й гильдии Алексей Иванович Копыльцов. К организации Зареченской школы непосредственное отношение имела семья купцов Иконниковых. Глава семьи Павел Дмитриевич долгие годы являлся попечителем этого учебного заведения, а после его смерти в 1902 году школа даже получила название «Иконниковской». Известно также, что в 1897 году на средства П.Д.Иконникова московский историк и публицист И.Ф.Токмаков выпустил книгу «Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии».

Купец Владимир Николаевич Поздеев был попечителем Усть-Кировской церковно-приходской школы, а купец Василий Андреевич Копыльцов держал под своей опекой сельскую школу в д.Софронцево. Копыльцовыми же в 1883 году была организована в Устюжне бесплатная столовая для бедных горожан, а «Дом престарелых и увечных обоего пола» открыл в городе на свои средства купец Михаил Петрович Пурышев. Грамоту Священного Синода за заслуги «по духовному ведомству» получил купец Яков Михайлович Поздеев.

Я.М.Поздеев был известен, как один из самых активных организаторов устюженских ярмарок. С участием его капиталов в городе построили здания гимназии, городского училища, ряд церковных строений. Он вел активную общественную деятельность, состоя членом различных городских и уездных организаций, правлений и попечительств, занимался благотворительностью. В память о Поздееве в Устюжне с 1998 года ежегодно стали проводиться большие ярмарки, получившие его имя - Поздеевские.

Именно Я.М.Поздеев, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Устюжны, кавалер орденов Святого Станислава 3 ст. и Святой Анны 3 ст., награжденный, кроме того, пятью золотыми медалями на лентах - Станиславской, Анненской, Владимирской, Александровской и Андреевской, получил доступ в самое привилегированное сословие Российской империи. За активную и многолетнюю благотворительную деятельность в 1903 году он был удостоен звания личного дворянина.

Дворянство. Термин «дворяне» известен на Руси с XII века. Дворянами тогда называли дворовых людей князя. С XV века дворян стали селить на государевых землях. Так появились дворяне-помещики. С XVIII столетия дворянство уже считалось привилегированным сословием и делилось на потомственное, которое можно было передавать по наследству, и личное, закрепленное только за одним человеком. Дворянам была отведена влиятельная роль в губернском и уездном управлении. Органами дворянского общества на местах являлись Дворянские собрания, которые возглавлялись предводителями из числа наиболее влиятельных и уважаемых представителей этого сословия.

По данным 1861 года в Устюжне проживало около 200 лиц дворянского звания777. Около 300 дворянских фамилий зарегистрировано среди землевладельцев Устюженского уезда в XVIII-нач.XXвв778. К местным дворянским родам относят Андреевских, Батюшковых, Богдановичей, Болконских, Вельяминовых, Голицыных, Голенищевых-Кутузовых, Долгоруких, Дмитриевых-Мамоновых, Загряжских, Ефимьевых, Колюбакиных, Константиновых, Линевых, Мусиных-Пушкиных, Мещерских, Макшеевых, Сипягиных, Трусовых, Ухтомских, Ушаковых и др. Многие из представителей этого сословия оставили о себе добрую память в истории государства Российского, как воины, путешественники, литераторы, художники, музыканты.

Большинство молодых людей дворянского сословия, выходцы из Устюженского уезда, получали военное образование. Во-первых, это, как правило, было дешевле, что имело существенное значение для мелкопоместного провинциального дворянства. Во-вторых, военная служба во многих семьях считалась наследственной и почетной, поэтому мальчиков отдавали в полки уже в 16-ти летнем возрасте, а порою и раньше. Некоторые из них делали блестящую военную карьеру и, оставаясь землевладельцами Устюженского уезда, постоянно жили «в столицах». Иные же наоборот, возвращались в Устюжну, либо покупали земли на территории уезда и становились местными помещиками-землевладельцами. В настоящее время известно 29 устюженских дворян – генералов и адмиралов российской армии, имевших земельные владения на территории уезда, либо живших в Устюжне в период XVIII-нач.XXвв.:

1. Андронов Леонид Васильевич (1858-1941гг.) – генерал медицинской службы, военврач, владелец ус. Верховье Верховско-Вольской вол.

2. Винекен Александр Георгиевич (1868-1917гг.) – генерал-майор, военный агент в Австро-Венгрии, участник I Мировой войны, владел землями в Белокрестской вол.

3. Дмитриев-Мамонов Александр Матвеевич (1758-1803гг.) – генерал-лейтенант, фаворит Екатерины II, имел земельные владения в Чирецкой вол.

4. Дмитриев-Мамонов Матвей Александрович (1790-1863гг.) – генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года, имел земельные владения в Чирецкой вол.

5. Ивелич Петр Иванович (1759(72)-до 1825г.) – генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года, владелец ус.Веницы Никифоровской вол.

6. Караулов Петр Алексеевич (1781-1858гг.) - вице-адмирал и член Адмиралтейского совета, участник русско-турецких кампаний и Отечественной войны 1812 года, владелец ус.Заречье (Воскресенское)Маловосновской вол.

7. Колюбакин Александр Николаевич (?-1849гг.) – контр-адмирал, участник русско-турецких кампаний и Отечественной войны 1812 года, владелец ус.Расторопово Растороповской вол.

8. Колюбакин Владимир Александрович (1838-1904гг.) – генерал-майор по адмиралтейству, владелец ус.Расторопово Растороповской вол.

9. Кузьминский Иов Павлович (XIX век) – генерал-майор, участник русско-турецкой войны 1877-1878гг., имел земельные владения в Мезженской вол.

10. Маврин Савва Иванович (1744-1809гг.) – генерал-лейтенант, служил в лейб-гвардии Семеновском полку, сенатор, имел земельные владения в Никольском Суглицком погосте.

11. Маврин Алексей Алексеевич (1854- после 1917гг.) – генерал от инфантерии (совр.генерал-полковник), участник I Мировой войны, владелец ус.Печково (Алексеевская) Барсанихской вол.

12. Макшеев Алексей Иванович (1822-1882гг.) – генерал-лейтенант, Почетный член Академии Генерального штаба, владелец ус.Гряда и Старое Никифоровской вол.

13. Мамаев Илья Данилович (2-я пол. XVIII- 1 пол. XIXвв.) – генерал-майор, шеф Фанагорийского гренадерского полка, владелец ус. Суглицы (д. Журавлево) Соминской вол.

14. Мартынов Евгений Иванович (1864-1937гг.) – русский и советский генерал, историк, владелец усадьбы и стекольного завода в Белокрестской вол.

15. Масальский Николай Федорович (1812-1880гг.) – генерал от артиллерии, участник Крымской войны 1853-56гг., русско-турецкой войны 1877-1878гг., владелец ус.Избоища Белокрестской вол.

16. Менгден Георгий Федорович (1836-1902гг.) – генерал-лейтенант, командир 14-й кавалерийской дивизии, владелец ус.Максимовское Хрипелевской вол.

17. Менгден Георгий Георгиевич (1861-1917гг.) – генерал-лейтенант, командир Кавалергардского полка, имел земельные владения в Хрипелевской вол.

18. Нотбек Александр Васильевич (1830-1898гг.) – генерал-майор, участник Крымской войны 1853-1856гг. и русско-турецкой войны 1877-1878гг., владелец ус.Веницы Никифоровской вол. и земель в Маловосновской вол.

19. Осипов Николай Васильевич (1850- после 1918гг.) – генерал от инфантерии, участник русско-японской войны 1904-1905гг., владелец ус.Залужье Черенско-Жерновской вол.

20. Парамонов Александр Иосифович (1828-1899гг.) – генерал-майор, жил в Устюжне, похоронен на Казанском кладбище.

21. Певцов Михаил Васильевич (1843-1902гг.) - генерал-майор, Почетный член-корреспондент Лондонского королевского географического общества, владелец ус.Сороколетово Кирво-Климовской вол.

22. Пузино Орест Поликарпович (1819-1891гг.) – вице-адмирал, участник русско-турецких и Крымской войн, владелец ус.Подбережье Соминской вол.

23. Родзянко Александр Павлович (1879-1970гг.) – генерал-лейтенант, участник I Мировой и гражданской войн, имел земельные владения в Весско-Пятницкой вол.

24. Саблуков Александр Александрович (1782-1857гг.) – генерал-лейтенант, военный инженер, ученый, изобретатель, владелец с.Покровское Белокрестской вол.

25. Семичов Борис Прокофьевич (1752-1818гг.) – генерал-майор, командир Рыльского (Старорусского) мушкетерского полка, владелец ус.Гаврилково Охонской вол.

26. Снаксарев Марк Евсеевич (1770-1829гг.) – контр-адмирал, участник русско-турецких войн, командир 3-й бригады Черноморского флота, владелец с.Москотово Охонской вол.

27. Ушаков Александр Клеоникович (1803-1877гг.) – генерал от инфантерии, участник русско-турецких и Крымской войн, имел земельные владения в Хрипелевской вол.

28. Ушаков Александр Леонтьевич – генерал-майор, имел земельные владения в Хрипелевской вол

29. Юшков Федор Осипович (1819-1876гг.) – контр-адмирал, участник Крымской войны 1853-56гг, имел земельные владения в Белокрестской вол. 779.

Многие представители дворянства активно включались в общественную деятельность и в работу местных органов власти. Например, в свое время большим авторитетом в Устюжне пользовался дворянин Николай Иванович Соколовский - боевой офицер, участник обороны Севастополя в годы Крымской войны 1853-1856 гг., награжденный за храбрость орденом Святой Анны 4 ст., а также имевший Св. Владимира с бантом и крест «За службу на Кавказе». Выйдя в отставку, Соколовский «состоял устюженским городничим»780. По воспоминаниям, это был очень энергичный и деловой человек, который неформально заботился об улучшении общественного управления Устюжны и о благоустройстве города. Известно также, что его сын Николай Николаевич занимался благотворительной деятельностью, в частности, был «щедрым попечителем»781 сельской школы в с.Мезга. На средства местного помещика, контр-адмирала Федора Осиповича Юшкова была построена школа в с.Белые Кресты.

На поприще местного самоуправления начинал свою блестящую политическую карьеру дворянин Александр Михайлович Колюбакин (1868-1915гг.), впоследствии известный земский деятель, член III Государственной Думы, влиятельный масон, один из основателей конституционно-демократической партии России (кадетов). В молодости он служил в Устюженской и Новгородской земских управах и выполнял обязанности земского начальника в Весьегонском уезде Тверской губ.

Когда началась I Мировая война Колюбакин, в прошлом выпускник 2-го Константиновского военного училища, посчитал своим долгом пребывание на фронте и подал соответствующее прошение на имя военного министра. Находясь в звании штабс-капитана, командовал ротой, которая участвовала в боях на территории Польши. 26 января 1915 года А.М.Колюбакин погиб во время марш-броска на передовой. Российские газеты того времени с прискорбием сообщали: «…в ночном бою под Жирардовом пал смертью героя член Государственной Думы А.М.Колюбакин… неутомимый организатор, выдающийся земский работник и политический деятель. Он верил, ждал и надеялся, что Россия выйдет из этой войны не только победоносной, но и обновленной»782.

Род дворян Колюбакиных имел немало достойных представителей, трудившихся на различных поприщах в разных уголках Российской империи, включая родную Новгородскую губернию. Например, в 1909 году дальний родственник А.М.Колюбакина, помещик усадьбы Березка (Тургошь) Верховско-Вольской волости Устюженского уезда и владелец красивого особняка в центре Устюжны (совр. Ленина, 16)783 Дмитрий Викторович Колюбакин (1834-1913гг.) получил звание «Почетный гражданин города Череповца». Выпускник Московского университета, действительный статский советник, почетный мировой судья Устюженского уезда, земский деятель, он в 1891-1898гг. являлся предводителем череповецкого дворянства и известным в городе меценатом. В то время треть книжного фонда Череповецкой общественной библиотеки составляли книги, подаренные Д.В.Колюбакиным. Он же стал одним из организаторов музыкально-драматического кружка при Общественном собрании (городском клубе), послужившего впоследствии основой для создания Череповецкого Камерного театра.

С историей Устюженского края связано имя известного российского политического деятеля, члена Государственной Думы I, II, III и IV созывов (1906-1917гг.) дворянина Федора Измайловича Родичева (1854-1933гг.), владевшего землями в Охонской волости Устюженского уезда. Его мать Софья Николаевна была дочерью устюженского помещика Н.А.Ушакова. В свое время Федор Измайлович неоднократно посещал Устюжну, встречался с представителями местной интеллигенции, с гласными уездного земского собрания. Его имя также встречается в списках лиц, имеющих право быть избранными в местное самоуправление.

Своим земляком устюжане называли Владимира Николаевича Коковцева784 (1853-1943гг.). В период с 1905 по 1914 годы он занимал высокие посты министра финансов России, председателя Совета министров и председателя Государственного Совета. Имение дворян Коковцевых находилось в с.Михайловское под Устюжной. Также известно, что по личному распоряжению Владимира Николаевича в 1912 году из департамента Государственного казначейства было отпущено 2 тыс. руб.785 на проведение торжеств в Синозерской пустыне Устюженского уезда, посвященных 300-летию кончины Святого Евфросина Синозерского.

В начале ХХ века в Устюженском уезде была широко известна благотворительная и просветительная деятельность семьи дворян Константиновых. Константиновы являлись владельцами усадьбы «Шуклино» в Лентьевской волости и имели собственный дом в Устюжне, на Правой набережной реки Мологи, в районе Козьмодемьянского переулка (совр. пер. Луначарского). В 1910 году Григорий Семенович Константинов открыл в Шуклино первую в крае сельскохозяйственную школу для девочек 14-17 лет, пожертвовав для этих целей собственный двухэтажный каменный особняк. Константиновы полностью содержали школу, в которой крестьянские дети в течение двух лет с помощью опытных педагогов изучали секреты садоводства, огородничества, пчеловодства и маслоделия. Одновременно Григорий Константинович оплачивал пребывание детей в единственном в уезде общежитии сельской школы в с.Покровское.

Одна из сестер Григория Семеновича – Софья, была художницей. Известно, что она участвовала в написании икон для нескольких устюженских храмов, в том числе Св.Георгия Победоносца в с.Понизовье, построенного с участием капиталов Константиновых, Преображения Господня в д.Оснополье и Святого Живоначального Креста в урочище Шамурино Мезженской волости, на земле еще одного дворянина-благотворителя Сергея Николаевича Полежаева. В Устюжне, при соборе Рождества Богородицы, в 1910 году С.С.Константинова основала иконописную мастерскую для обучения юных устюжанок, в основном сирот. Мастерская принимала заказы для написания икон от всех желающих. Заказчики должны были предоставить необходимые расходные материалы – доски, холсты, но платы за выполненную работу мастерская не взимала. При этом ученицы получали пособия из капиталов Г.С.Константинова. Известно, что позднее С.С.Константинова приняла монашеский постриг и основала женскую общину в урочище Шамурино Устюженского уезда.

О некоторых других представителях дворянского сословия Устюженского уезда рассказано ниже, в разделах «Герои и авантюристы» и «Замечательные устюжане».

Духовенство. Добрую память оставили в истории Устюжны представители еще одного сословия – духовенства. В конце ХIХ-нач.ХХвв. в Устюжне было 13 православных храмов786. Большинство из них к тому времени отстроили в камне. Беленые, многие с золочеными куполами, храмы являлись главным украшением города, а священнослужители считались весьма влиятельными и почитаемыми людьми. По данным 1861 года в Устюжне проживало 390 лиц духовного звания787.

Все местные священнослужители были православного вероисповедания, так как подавляющее большинство местных жителей являлись православными. Например, по данным 1885 года, когда население города по статистике составляло 7 600 человек, всего 78 устюжан принадлежали к другим религиям – римско-католической, протестантской, иудейской и магометанской. 400 человек на территории Устюженского уезда с населением в этот период 76 тыс. человек считали себя раскольниками788.

Местное духовенство имело свои династии. К таким родам можно отнести семьи Адриановых, Казанских, Кедринских, Судаковых, Яковцевских и др. Некоторые из представителей этого сословия достигли на своем поприще высоких церковных званий или даже были возведены в сонм святых. Среди устюженского духовенства известен, например, уроженец Устюжны, протопоп Благовещенского собора Московского Кремля о.Меркурий Гаврилович, который в свое время являлся священником-духовником малолетнего царя Петра Алексеевича – будущего Петра I. Он же в 1689 году проводил церемонию венчания Петра Алексеевича с Евдокией Федоровной Лопухиной. В 1680-е годы о.Меркурий вложил значительные средства в строительство главного храма Устюжны – собора Рождества Богородицы, существующего до сих пор. Известны его богатые вклады и в другие устюженские храмы. Например, икона «Иоанн Богослов в молчании», которую по специальному заказу протопопа «на помин души родителей и своей» в 1685 году написал для одного из храмов Синозерской пустыни знатный иконописец Московской Оружейной палаты Тихон Иванович Филатьев.

В свое время устюжанам хорошо было известно и имя архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (в миру Алексей Михайлович Добрадин) (1828-1913гг.). Сын бедного церковного причетника села Белые Кресты, выпускник Устюженского духовного училища, Новгородской семинарии и Петербургской духовной академии он стал впоследствии магистром богословия и епископом Русской Православной Церкви.

О православных святых, уроженцах Устюжны, митрополите Петроградском Иосифе (в миру Иван Семенович Петровых) (1872-1937гг.) и игуменье знаменитого Ферапонтова монастыря Серафиме (в миру Елизавета Николаевна Сулимова) (1872-1918гг.) см. раздел «Православные святые на Устюженской земле».

Представители местного духовенства служили в храмах, преподавали в местном духовном училище и прочих учебных заведениях города и уезда, активно занимались общественной деятельностью. Один из сельских священников Устюженского уезда так охарактеризовал значение своей службы: «Священник для прихода все: и вероучитель, и агроном, и юрист. Он главный доверенный всего прихода и успевает во всем. Но для успеха дела мало одной жажды деятельности, необходима любовь к народу, доброе сердце и уступчивый характер»789.

Православная Церковь занимала важное место в жизни населения русской провинции. Посещение храмов, кроме основного назначения, являлось средством общения между людьми, а крестные ходы обычно привлекали все население Устюжны. Часто в них участвовали жители окрестных сел и деревень. Большие церковные праздники, как правило, сопровождались народными гуляньями и ярмарками на Соборной и Торговой площадях.

Главным храмом Устюжны был собор Рождества Богородицы, расположенный в центре города, на Соборной площади. Здесь совершались самые значительные в уезде церковные действа. Духовное правление назначало в настоятели устюженского собора наиболее опытных и пользующихся большим авторитетом священнослужителей. Например, в начале ХХ века настоятелем собора являлся протоиерей Иван Васильевич Казанский. Кроме исполнения своих непосредственных обязанностей в храме, о.Иоанн преподавал Закон Божий в женской гимназии, состоял членом устюженского отделения Новгородского епархиального училищного совета и председателем правления Устюженского духовного училища. Он активно занимался различной общественной и благотворительной деятельностью. В частности, являлся членом-сотрудником Императорского православного Палестинского общества.

В круг интересов соборного протоиерея входило также изучение церковной старины. Именно И.В.Казанский явился издателем книги краеведа Е.А.Поливина «Монастыри и церкви Устюжны Железопольской». Он же стал инициатором создания при соборе специальной комиссии «для собирания древностей» с целью создания городского музея (см. главу «Традиции и быт устюжан», раздел «Игры, развлечения, культурные учреждения и мероприятия»). За усердную службу о.Иоанна неоднократно награждали «по духовному ведомству». В частности в 1905 году он был удостоен ордена Святой Анны 3 ст. За год до этого прихожане устюженского собора, с разрешения церковного начальства, принося дань уважения своему пастырю, поднесли ему в подарок золотой наперсный крест790.

Хорошо было известно устюжанам имя благочинного 2-го округа Устюженского уезда священника храма с.Белые Кресты Григория Дмитриевича Яковцевского. Кроме основной деятельности, о.Григорий также, как Казанский, активно занимался краеведческой работой. В 1896-1897гг. он изучил ряд семейных архивов старинных устюженских династий, выявив много ценных исторических документов XVII-ХVIII вв. Держа связь с Российской Археографической комиссией в Петербурге, Яковцевский переслал туда наиболее интересные материалы, чем способствовал их сохранению и изучению различными специалистами.

В 1890-е и 1900-е годы о.Григорий опубликовал ряд статей на страницах губернского издания «Новгородские епархиальные ведомости». Публикации были посвящены истории Синозерской пустыни и ее основателю святому преподобному Евфросину Синозерскому. Позднее Яковцевский сыграл большую роль в восстановлении церковного почитания этого святого, за что в 1912 году был удостоен звания протоиерея791.

 

Православные святые на Устюженской земле

В христианском богословии святыми называют людей, обладающих божественной благодатью. Под благодатью понимается особая энергия, которая даруется человеку Богом. Зачем?

Некоторые специалисты полагают, что слова «святой» и «свет» имеют одно и то же происхождение. Свят – свет, святой – светлый, просветленный. В наше время просветленными называют людей, обладающих чистой, светлой душой. Стилизованное изображение света присутствует на всех христианских иконах в виде нимба над головами Святых. «Свят-свят-свят», - говорили в старину, пытаясь оградить себя от чего-нибудь опасного, страшного. В древних праславянских языках корень sav (свят) означал оживлять, наделять благом, силой, спасать. Следовательно, светлый, святой человек – это тот, кого высшие силы наделили способностью спасать, недаром Христа именуют Спасителем, а верующие обращаются к иконам с изображением Святых, прося их о спасении.

Евфросин Синозерский и его сподвижники Гурий Шалочский и Филарет Устюженский. Имена нескольких православных святых связаны с Устюженским краем. Один из них – преподобномученик Евфросин Синозерский. Преподобными Православная Церковь считает праведных людей, «которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу в девстве (т.е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях»792. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Евфросин Синозерский (в миру Ефрем) родился «в области Корельской близ озера Нева»793, так тогда именовали Ладогу. На южном берегу самого большого острова Ладожского озера – Валаама, с незапамятных времен стоял монастырь. Послушником этого монастыря и стал молодой Ефрем, который отличался особой тягой к грамоте и чтению, что весьма поощрялось монастырским начальством.

Стояла вторая половина XVI века, который был очень неспокойным для окраинных рубежей Руси. Шведы неоднократно нападали на русские земли, разоряли села и монастыри. Однажды вьюжной февральской ночью вражеские солдаты перешли по льду Ладожского озера и напали на Валаамский монастырь. Десятки иноков были убиты, храмы разграблены и сожжены. Уцелевшая братия, а в их числе послушник Ефрем, ушла в Новгород – русский центр учености и книжной мудрости. Прожив там некоторое время, Ефрем приобрел авторитет грамотного и просвещенного человека. Когда знатный боярин Никита Годунов обратился к новгородскому митрополиту с просьбой прислать в его Долоцкую вотчину близ Устюжны Железопольской «изрядно церковного чтеца», то выбор пал на Ефрема.

Чтецом при Долоцкой церкви Ефрем прослужил не один год, а затем получил благословление на монашеский постриг в Успенском Тихвинском монастыре. Так он обрел второе, иноческое имя – Евфросин. Летом 1592 года Евфросин, вместе с двумя монахами Гурием и Филаретом, ушел из Тихвина для того, чтобы основать пустынь в Устюженском краю.

Пустынь – маленькая обитель в безлюдном месте. Место для нее Евфросин выбрал на берегу Синичьего озера, расположенного недалеко от реки Чагодощи, в глухих лесах, в «тридесять поприщ»794 от Устюжны Железопольской795. Здесь три монаха, по примеру святых подвижников древности, водрузили большой деревянный Святой Крест, отрыли землянку, выкопали колодец и маленькую купальню-ламбушку. А вскоре Евфросин остался один. Гурий и Филарет ушли для того, чтобы основать в глухих устюженских лесах свои обители. И только в условленное время они встречались в определенных местах для бесед и духовного общения.

Священник Чирецого прихода Василий Образцов, служивший в местном храме в 1921 году, утверждал, что местом встречи Евфросина и Филарета была, так называемая, Роговая гора, которая находилась в одной версте от деревни Чирец по моденскому тракту, на повороте в деревню Лычно. В свое время в память об устюженских святых на Роговой горе был установлен деревянный крест с медным распятием. Второй придорожный крест, поставленный между деревнями Кортиха и Красино, указывал на место встреч Гурия и Филарета.

Евфросин прожил на Синичьем озере в течение нескольких лет, в молитвах и постоянных лишениях. Пищей ему служили лесные дары – ягоды, грибы и даже белый мох. А еще он сам плел сети и ловил в озере рыбу. Дни проводил в трудах, ночи – «бдя в молитвах». Согласно легенде, именно тогда он обрел благодать - дар предсказывать будущее, после чего к его пустыньке вышли какие-то люди, возможно, грибники или охотники. Вскоре слава об удивительном человеке, имевшем дар предсказания, пошла по всей округе. В летописи говорится, что к Евфросину «многии православнии христиане приходити душевныя ради ползы, и аки от источника почерпаху от него святое оучение»796. Люди шли за советом, за добрым словом, за помощью, за спасением души.

Начало XVII века в истории русского государства известно, как Смутное время. А что такое Смута того периода? Неурожайные годы и, как следствие, страшный голод в стране. Борьба боярских группировок за власть, многочисленные самозванцы, претендующие на московский престол и, в итоге, иностранная интервенция, разбои, убийства, насилия. Именно в период Смутного времени обезлюдело множество устюженских деревень и монашеских обителей. Спасаясь от грабежей и разбоя, население уходило в леса, бежало под защиту крепостных стен Устюжны Железопольской, сумевшей отбить нападение одного из польско-литовских отрядов (см. главу «Легенды Устюженского края», раздел «Легенда устюженского собора»).

Самым страшным было то, что в это время у людей притупились чувства добра, милосердия, справедливости. Смута бушевала не только в государстве, но и в душах. Для спасения этих душ были призваны святые, такие, как Евфросин. Поэтому неудивительно, что, изголодавшись по милосердию и справедливости, люди стали селиться возле его пустынского жилища. Евфросин не смог отказать страждущим. С помощью поселенцев он заложил новую обитель на восточном берегу Синичьего озера, известную впоследствии, как Синозерская пустынь. Здесь были сооружены крепкие жилища, хозяйственные постройки, построена и освящена церковь Во имя Благовещения Богородицы.

Наступила ранняя весна 1612 года. Однажды Евфросин собрал синозерцев и объявил им, что в скором времени в пустынь придут враги и всем, кто пожелает спасти свою жизнь, необходимо уходить. Когда его спросили, почему он не хочет спасаться сам, то Евфросин ответил: «Христа ради, пришел я умереть на месте сем». Иными словами, инок решил принять мученическую смерть за веру по примеру Христа. Люди, зная о даре предсказателя, благодарили инока за предупреждение, но из пустыни ушли не все.

На следующий день в Синозерье появился один из польских отрядов, которые наживались, грабя окрестности неприступной Устюжны Железопольской. Евфросин встретил шляхтичей в схиме, стоя у Святого Креста. В летописи говорится, что враги потребовали у него отдать «имение монастыря сего»797. Евфросин указал на храм: «Все имение монастыря сего и мое в церкви Пречистыя Богородицы»798. Монах думал о вечном и нетленном.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: