Ночью один из монахов решил убедиться, что во время ливня статуя не пострадала. Он приподнял брезент и посветил на нее фонариком. Когда луч фонарика попал на то место, где была трещина, монах увидел яркий отблеск, исходящий изнутри. Содрав ногтем глину, он обнаружил нечто блестящее. Взяв палку, он соскреб еще немного глины, а затем внезапно вскочил и побежал в монастырь. Вернувшись к статуе с молотком и зубилом, он начал отслаивать глину. Всю ночь напролет монах продолжал трудиться, пока наконец не освободил из-под глины почти трехтонную статую Будды из чистого золота.
По всей видимости, несколько столетий назад, когда бирманская армия (Бирма теперь называется Мьянма) оккупировала Сиам (нынешний Таиланд), ее солдаты подвергли страну разграблению, конфискуя все ценное. Поэтому монахи покрыли драгоценную статую глиной, чтобы она стала похожей на бесполезное глиняное изваяние, которое не представляет интереса для бирманской армии. Когда оккупанты вошли в монастырь, они не тронули глиняного Будду, но убили всех монахов, знавших о маскировке. Таким образом, этот секрет сохранялся в тайне на протяжении столетий – до тех пор, пока монах не посветил в трещину статуи своим фонариком.
Мы все подобны этому глиняному Будде из Бангкока. Наше тело есть глиняная оболочка, а наша суть похожа на Золотого Будду. Именно тело и мысленные представления (порожденные нашим эго) делают нас беспомощными и слабыми, зависящими от окружающих людей. Тела на самом деле скрывают от нас красоту, богатство, силу и великолепие нашего истинного «я», находящегося внутри нас. Эта золотая сущность – назовем ли мы ее высшим «я», или нашей природой Будды, или сознанием Христа, или как-то иначе – и есть наше истинное «я», которое не имеет границ, за исключением тех, которые мы сами для него устанавливаем. Так что же такое это истинное «я»? Давайте сделаем еще один шаг на пути познания этой волшебной внутренней силы.
|
Ложное и истинное «я»
Чтобы узнать, что является истинным, мы должны определить, что считается ложным. На приведенной ниже диаграмме «Аспекты "я"» показано наше ограниченное представление о самих себе и других людях.
Ложное «я» (или эго, как я его называю) обозначается на диаграмме пунктирной линией в крошечной нижней части перевернутого треугольника из-за своей незначительной и призрачной природы. Как вы уже начинаете видеть, эго по сути своей есть не что иное,
Диаграмма 1. Аспекты «я»
как иллюзия. Но оно настолько коварно, что именно в нем зарождается смещение понятий о нашей индивидуальности: подавляющее большинство людей верят, что эго и есть их настоящее и цельное «я». Но на самом деле это «я» является таким же незначительным, как и пунктирная линия на диаграмме!
Эго представлено телом.
Однако современная наука утверждает, что даже эти наши тела на 99,999% состоят из пустого пространства, заполненного появляющимися и исчезающими молекулами, и что поэтому их едва ли следует рассматривать как нечто существенное и неизменяемое. Разве они не болеют, не стареют, не умирают?
Мы склонны проявлять собственнический инстинкт по отношению к своему телу, говоря: «мое тело», «моя рука», «моя нога». Эти выражения подразумевают, что на самом деле мы являемся не только телами. Например, если вы по моей просьбе выполните несколько простых упражнений, то увидите, что представляете собой не просто плоть.
|
1. Сконцентрируйтесь на органах восприятия своего тела и сделайте паузу.
2. Проследите за своим дыханием и сделайте паузу.
3. Проследите за тем, как вы следите за собой.
Разве эти три уровня осознания (восприятие, дыхание, наблюдение) не свидетельствуют о том, что мы являемся не просто телом?
Кроме того, мы можем заметить, что наши мысли постоянно меняются, и тем не менее мы продолжаем считать их своими мыслями. Так кто же мы – тела или мысли? Или все же мы сущность, которая больше, чем эти характеристики и даже включает в себя их обе? Ответ: да, мы включаем в себя их обе.
Верхняя часть треугольника – это наше истинное «я». Сравните обширность и насыщенность истинного «я» с незначительностью эго. Современные исследования в области мозга утверждают, что средний человек использует менее 10% своих умственных способностей; по данным других исследований, этот показатель может составлять всего 1%. Возможно, оставшиеся 90–99% нашего потенциала находятся в том, что я называю безграничным истинным «я». К сожалению, умонастроение большинства из нас на протяжении большей части жизни представляет собой хаотичное состояние эго, отражающее ограниченное представление о самих себе и настраивающее нас на беспомощность и безрадостность в наших отношениях. Живя в таком состоянии, мы почти ничего не знаем о силе и любви истинного «я», будь то в самих себе или в других. Мы видим их лишь мельком и быстро об этом забываем.
|
Если вы еще раз посмотрите на диаграмму 1, то заметите, что, когда мы действуем от имени ложного «я», мы очень эффективно блокируем свое видение безграничных возможностей, которыми мы действительно обладаем. Этот барьер, отмеченный жирной линией, которая отделяет ложное «я» от истинного «я», скрывает огромные возможности, лежащие над ним.
Если истинное «я» остается незаметным для нас, нам кажется, что его вовсе не существует. И до тех пор пока не будет обезоружено эго нашего разума и устранены барьеры на пути любви, наше истинное «я», с его безграничными возможностями радости и счастья, останется скрытым от нас, и в наших отношениях по-прежнему будут доминировать ссоры, злоба и разочарование. Мы просто увязнем в эгоистических отношениях. Идея о неизбежности человеческого страдания является результатом подсказанного эго ошибочного представления о том, что мы – люди – существуем отдельно друг от друга. Это представление усиливается реальностью существования наших физических тел. Даже Фрейд заявлял в свое время, что «эго есть прежде всего тело». Эго подсознания заставляет нас думать, что мы являемся всего лишь телами, и в таком виде беспомощны и отделены (в физическом пространстве) друг от друга. Из этого мы можем заключить, что тело представляет собой основной символ обособленности, ибо при нашей физической разделенности труднее увидеть единство разума и духа, которое нас всех объединяет.
Именно уверенность в том, что мы существуем обособленно, приводит к тому, что мы начинаем сравнивать, думая, что мы больше или меньше кого-то, и таким образом создавая основу для жадности, зависти и ревности, которые есть отличительные признаки эгоистичного сознания. В таком состоянии мы расходуем свою энергию на бесконечный поиск вне нас самих кого-то или чего-то, что, по нашему мнению, дополнит нас. Но если мы думаем, что постоянный источник любви находится в ком-то или в чем-то извне, мы будем искать там, где его невозможно найти. Отсюда и неизбежность наших страданий.
Один из моих пациентов, Джек, всегда стремился к обладанию самыми новыми автомобилями, самыми экстравагантными домами, самыми поражающими воображение яхтами. А тем временем его брак разваливался, и его отношения с детьми были холодными и натянутыми. Он страдал от приступов беспокойства и паники и находился в опасном предраковом состоянии.
Другая моя пациентка, Эстер, проводила большую часть времени на работе, где имела успех и была уважаема. Однако у нее редко хватало энергии или времени на мужа или детей, у которых в школе возникли серьезные проблемы с поведением и успеваемостью.
Еще один пациент, Том, был убежден в том, что он будет счастлив, если только найдет для себя подходящую женщину. Однако с каждым новым романом его первоначальная эйфория быстро улетучивалась, на ее место приходило разочарование, и он продолжал свои поиски женщины, в которую мог бы влюбиться. С годами разочарование становилось неизбежным, и его одиночество и отчаяние усиливались, даже когда он встречался с очередной возлюбленной.
Для Сьюзан не было ничего важнее, чем обставить свой дом по самому высшему классу, поэтому она без конца ходила по магазинам и от одного дизайнера к другому, чтобы подобрать самые совершенные предметы интерьера для каждой из комнат. А тем временем трещина в ее браке с каждым днем углублялась.
Всех этих пациентов (да и всех нас) объединяет то, что мы считаем себя неполноценными и обособленными от всего остального человечества. Пойманные в ловушку ложной самооценки, мы убеждены, что во всех смыслах менее значительны по своей сути, чем мы есть на самом деле. Попавшись в сети ложного «я», мы уверены в том, что любовь есть предмет потребления, которым мы не обладаем, и поэтому мы ищем его вокруг. Полагая, что другие люди властны давать и удерживать нужную нам любовь, мы таким образом отдаем себя в их руки. Мы бросаемся искать нечто, что заполнило бы нашу внутреннюю пустоту, веря в то, что это нечто находится где-то вне нас, как если бы мы существовали обособленно, а не во взаимосвязи друг с другом.
Этот мираж обособленности представляет собой широко распространенную общественную галлюцинацию, настолько же реальную для нас, насколько реальна галлюцинация шизофреника, однако мы не считаем ее таковой. Живя в этом безумии, мы полагаем, что наши мысли (а иногда даже наши слова или дела) оказывают незначительное влияние или вовсе никак не влияют на других людей и на материальный мир. Но до тех пор пока мы будем придерживаться такой ложной точки зрения, мы будем страдать как личности, как народ и как цивилизация. И особенные страдания мы будем испытывать в своих отношениях с другими.
Предаваясь иллюзии, утверждающей, что мы есть обособленные индивиды, существующие в отдельных телах, мы в конечном счете будем существовать в постоянном сознании изолированности друг от друга и в постоянной опасности стать жертвой других людей и обстоятельств. Более того, мы начнем верить, что нашу боль может уменьшить кто-то другой или что-то другое, существующее, по нашему мнению, обособленно и отдельно от нас
Да и классическая физика сэра Исаака Ньютона, которая стала основой нашего западного научного понимания механизма Вселенной, покоится на концепции обособленности.
Для Ньютона реальность состояла только из того, что можно было сосчитать и измерить, – того, что мы считаем объективной реальностью. Ньютоновский научный метод экспериментирования, по его мнению, устранял любое влияние стороннего наблюдателя или субъективной реальности. Он верил, что объективная реальность состоит из разрозненных объектов, которые взаимосвязаны, но по сути своей существуют отдельно друг от друга. Даже современная психология поддерживает эту иллюзию обособленности, поскольку подчеркивает важность индивидуального развития – как будто, если мы обратим внимание на личные вопросы, все наши проблемы в общении с другими людьми будут решены автоматически.
Мы не обособленные существа
Сквозь всю человеческую историю проходило осознание того, что идея о нашей обособленности является заблуждением. Мистики всех основных религиозных течений, а также североамериканские индейцы, австралийские аборигены и шаманы различных туземных племен в течение многих столетий верили в то, что мы не только представляем собой нечто гораздо большее, чем просто тела, и что мы существуем не отдельно от всех остальных творений. Даже исследования, проводимые в таких приземленных науках, как квантовая физика, говорят о том же. Один из выдающихся физиков-теоретиков нашего времени Дэвид Бом выразил это осознание нашей взаимосвязи друг с другом в своей книге «Полнота и скрытый порядок»:
В конечном счете было бы ошибочным и неправильным предположить... что каждый человек представляет собой независимую реальность, взаимодействующую с другими людьми и с природой. Скорее всего, все они есть проекции единой реальности.
Подобным же образом и лауреат Нобелевской премии по физике Эрвин Шрёдингер говорил в своей книге «Разум и материя» о том, что во Вселенной существуют не миллионы обособленных разумов, но всего лишь один разум:
Сознание никогда не ощущается во множественном числе, но всегда в единственном. Мало того что ни один из нас никогда не испытывал более одного сознания, но можно сказать, что нет ни одного косвенного доказательства того, что такое вообще происходило где-либо...
Разум по своей природе существует в единственном числе... Суммарное количество разумов равно одному.
Дэвид Бом раскрыл ошибочность нашего типичного взгляда на мир, когда сказал: «Возможно, в нашей бессмыслице гораздо больше смысла и больше бессмыслицы в нашем „смысле", чем мы могли бы признать». Таким образом, мы могли бы сделать вывод, что наше общепринятое понятие обособленности на самом деле является частью бессмыслицы, того, что мы обычно называем смыслом (Далее в этой главе мы рассмотрим более подробно значимость новой физики в исцелении наших отношений.) А философ Олдос Хаксли после изучения западной науки и восточной философии пришел к выводу, что «„я" как обособленное эго, заключенное в мешок из кожи, есть галлюцинация, которая не согласуется ни с западной наукой, ни с экспериментальной философией и религиями Востока».
Одно лишь предположение о том, что мы, возможно, не являемся обособленными существами, заставляет вздрогнуть большинство людей. Но вот Альберт Эйнштейн прекрасно осознавал наше чудовищное непонимание того, кем и чем мы являемся, и предложил возможный ответ на данный вопрос:
Человек является частью целого, которое мы называем Вселенной, частью, ограниченной временем и пространством. Он воспринимает себя, свои мысли и свои чувства как нечто отдельное от всего остального – и это своего рода оптическая иллюзия его сознания. Эта иллюзия есть наша неволя, ограничивающая нас лишь нашими личными желаниями и привязанностью только к нескольким людям, которые находятся рядом с нами. Нашей задачей должно стать освобождение из этой неволи путем расширения области нашего сострадания, которая бы включила в себя все живые существа и всю природу.
Действительно, причина, по которой мы обвиняем других – особенно своих партнеров – в своем несчастье, состоит в том, что мы не понимаем двух главных аспектов своего истинного «я»: (1) что мы не существуем обособленно, но связаны друг с другом и со Вселенной; и (2) что мы обладаем безграничной силой.
Если мы не знаем сущности своего истинного «я», то это отражается на нашей самооценке, возможностях и способности ощущать любовь. От этого зависит, верим ли мы в то, что обладаем силой влиять на свои отношения, или терпим людей и события, с нами происходящие. И, что самое важное, это влияет на наше общение с другими и на качество наших отношений. Другими словами, если мы не знаем свое истинное «я», то вынуждены жить в безысходности эгоистичных отношений. Но когда мы познаём его, мы приближаемся к духовности в своем браке или других отношениях.
Когда мы начинаем осознавать свою взаимосвязь с другими, когда начинаем понимать, что все, что мы думаем, чувствуем, говорим, в той или иной мере влияет на тех, кто нас окружает, тогда мы получаем волшебную силу влиять на все наши отношения. Мы как будто пробуждаемся после кошмарного сна и уже не воспринимаем себя жертвой чьих-то чувств, поведения или поступков. Познав свое истинное «я», мы становимся способными перейти от эгоистичных к более спокойным и счастливым отношениям.
Озарения, пришедшие из новой физики
Так каким же образом мы все связаны? Если вы прочитаете предисловие к данной книге, то узнаете о моем личном прозрении, когда я обнаружил скрытый смысл квантовой механики и физики элементарных частиц – того, что я называю новой физикой. В отличие от классической физики сэра Исаака Ньютона, которая изучает главным образом то, что можно ощутить нашими пятью чувствами, и то, что поддается измерению, новая физика предлагает конкретные объяснения невидимых характеристик взаимоотношений. Несмотря на то что Ньютон измерил силу тяжести и сделал массу самых разнообразных открытий, которые изменили науку, его восприятие окружающего мира, его взгляд на мир были несколько ограниченными и неточными. С появлением в 1900 году квантовой теории Макса Планка, а в 1905 году теории относительности Альберта Эйнштейна наука сделала огромный скачок в понимании тою, что наши старые взгляды на мир (взгляды Ньютона) недостаточно всеобъемлющи для того, чтобы познать все масштабы реальной Вселенной.
Открыв квант, частицу значительно меньшую по размерам, чем атом, Планк продемонстрировал всем нам, что существует огромная часть Вселенной, которая невидима для нас, и что в этом невидимом и недоступном для нашего взора мире скрыта гигантская сила. Я полагаю, что именно эту силу люди обычно называют Богом, хотя довольно часто и облекая ее в конкретные формы.
Старая физика Ньютона не только не объясняет некоторые природные феномены, но и увековечивает миф о нашем бессилии. Согласно ему мы лишь винтики в громадном механизме Вселенной, где, зная достаточно о прошлом, мы можем предсказать будущее. В этом смысле наша судьба и судьба всего остального мира предопределены, и мы не имеем ни свободы, ни силы. Новая физика, напротив, помогает нам увидеть нашу истинную, божественную природу – и это происходит на квантовом уровне. Квант, представляющий самую малую форму материи, известную на сегодняшний момент, в 10 тысяч или в миллион раз меньше, чем самый маленький атом. На квантовом уровне, как полагают сегодня ученые, материя и энергия практически неразличимы и не находятся в неподвижном твердом состоянии, в котором мы обычно представляем себе материю. Наши тела, равно как и все другие формы материи, на 99,999% состоят из «пляшущей энергии», в которой ежесекундно появляются и исчезают субатомные молекулы. На субатомическом, или квантовом, уровне частицы напоминают, скорее, идеи. Именно на уровне мыслей или сознания мы можем влиять на природу разного рода существ, и вот уже на протяжении многих веков шаманы используют это знание в своих обрядах.
Недостаточную точность ньютоновских взглядов на Вселенную ученые обнаружили, когда начали изучать свет. На основании многолетних исследований было установлено, что свет имеет волновую природу, и это было доказано в начале 1800-х Томасом Юнгом.
Но тут, в начале 1900-х годов, Альберт Эйнштейн в ходе очередного эксперимента доказал, что свет ведет себя в большей степени как частица, нежели как волна:
.........................................
.........................................
.........................................
Научное сообщество было чрезвычайно взволновано этим открытием, ибо если раньше считалось, что свет представляет собой волны, то теперь вдруг оказалось, что он состоит из частиц. Но едва они стали свыкаться с этим новым определением света, как другие ученые вновь повторили старые эксперименты и снова доказали, что свет является волной. Однако такой поворот событий не обескуражил исследователей, которые решили провести повторные эксперименты и еще раз доказать, что свет состоит из частиц. И, как вы можете догадаться, им это удалось. Как же может свет являться одновременно волной и состоять из частиц? Результаты экспериментов открыли ученым нечто революционное в самой природе Вселенной: что, по крайней мере в случае со светом, есть кое-что такое, что может существовать в двух состояниях одновременно, и это в своей теории комплементарности доказал знаменитый физик Нильс Бор. Ученые установили, что результаты экспериментов – или их доказательства – зависели от тех средств, с помощью которых производились измерения. Они обнаружили, что, по сути дела, природа реальности определяется ожиданиями наблюдателя и способом проведения эксперимента, и что, изменив намерения, можно существенным образом изменить эту реальность. В дальнейшем Артур Комптон провел еще один эксперимент, в ходе которого свет проявил себя как волна и частица, причем одновременно!
Результаты этих экспериментов со светом в буквальном смысле заставили ученое сообщество изменить свои представления о том, как устроена Вселенная. В то же время они поняли, что ньютоновскую модель Вселенной не следует отвергать, ибо она является частью общей картины – частью, доступной нашим пяти чувствам. Но важнее всего было то, что ученые начали обращать внимание на значимость субъективной природы восприятия: если качества внешней реальности (такие как существование и природа света) зависят от наблюдателя и от способа проведения эксперимента, то какими же свойствами обладает реальность без наблюдателя?
Эти вопросы и выводы начали вытеснять старый ньютоновский способ восприятия мира. Упомянутый выше физик Дэвид Бом заявляет, что уже нет смысла воспринимать что-либо отрывочно и однобоко в свойствах физических полей или частиц, но нужно относиться ко всему как к нерушимому целому.
Он предполагает, что любой элемент заключает в себе всю Вселенную: эта концепция всесодержания охватывает и материю, и сознание и называется скрытым порядком: отсюда и название его книги – «Полнота и скрытый порядок». Взгляды Дэвида Бома на Вселенную разделяет и Нильс Бор. Он считает:
То, что мы ощущаем, не является объективной реальностью, но лишь нашим взаимодействием с нею. Это основное положение комплементарности... Независимую реальность в привычном физическом смысле слова нельзя объяснить ни явлениями природы, ни средствами наблюдения за ней.
Поэтому, в противоположность ньютоновскому отношению к реальности, квантовые физики полагают, что таких понятий, как объективный наблюдатель и эксперимент, просто не существует. Наше восприятие любого объекта, как пишет Линкольн Барнетт в книге «Вселенная и доктор Эйнштейн», «это просто совокупность его качеств, и поскольку эти качества существуют только в нашем разуме, вся объективная реальность материи и энергии, атомов и звезд является лишь конструкцией сознания». Кроме того, физики считают, что нет разницы между наблюдающим и наблюдаемым. Наблюдая за чем-то или кем-то, вы вступаете с ним в связь и оба существенным образом меняетесь. Вещи и люди не существуют независимо от нас, но всегда связаны с нами. Это значит, что наши супруги, дети, родители, начальники и сослуживцы не являются представителями другой реальности, воздействующей на нас. Мы влияем самыми разнообразными способами на то, как они реагируют на нас, и, на более глубоком уровне, мы являемся частью их, а они частью нас.
Как это касается наших отношений? Для меня эта радикальная перемена в мышлении означала гигантский шаг на пути изменения самих мыслей об отношениях. Новая физика стала моим окном, оптическим стеклом, через которое я увидел, как могу наконец помочь другим исцелить отношения, омраченные конфликтами, разочарованием и болью эгоистичного мышления, и преобразовать их в духовные отношения, наполненные радостью, душевным покоем и счастьем. Каким же образом?
Подумайте вот о чем: если наше активное участие в сотворении Вселенной, на сознательном или бессознательном уровне, порождает все якобы происходящее с нами – особенно в том, что касается наших отношений, – тогда в сотворении всего, что происходит в этих отношениях, даже в том, что делает нас несчастными, в конечном счете участвуем мы сами. Наша душевная боль и наши лишения равно как и мгновения счастья и любви, являются результатом состояния нашего сознания, а не воздействия на нас некой независимой реальности. Еще будучи студентом Принстонского университета, один из самых выдающихся физиков нашего поколения Джон Уилер предположил, что эта сила распространяется даже и на основы самой Вселенной:
Сегодня, я думаю, мы начинаем догадываться о том, что человек не является простым, незначащим винтиком огромного механизма, но что между ним и Вселенной существует гораздо более тесная связь, чем мы предполагали до этого... Материальный мир каким-то непостижимым образом связан с человеком.
И эта мысль привела его к глубокому и потрясающему выводу: «А может быть, Вселенная каким-то странным образом появляется на свет благодаря нашему участию? И проявление жизни – это проявление участия».
Другой физик, лауреат Нобелевской премии Вольфганг Паули, объяснил связь между тем, что находится внутри нас, и тем, что происходит в так называемом окружающем мире: «Из внутреннего центра душа, похоже, движется наружу, в экстравертом смысле слова, в материальный мир».
И вновь здесь прослеживается огромный скрытый смысл: мы уже не можем считать себя обособленными, беспомощными существами или жертвами, ибо мы всегда играем какую-то роль в своих отношениях. Наши обособленность, беспомощность и уничижение, таким образом, являются иллюзией. Всякий раз, когда мы обвиняем другого человека, мы заявляем себе и всему миру, что существуем обособленно и поэтому беспомощны и являемся жертвами воздействия внешних сил. В то же время, когда мы пробуждаемся и смотрим на себя как на сотворцов и активных участников своей реальности, мы видим, что сами постоянно делаем выбор и таким образом творим свою личную реальность.
И если мы не делаем этот выбор сознательно, то бессознательно решаем жить в иллюзии эго. При такой жизни счастливый брак невозможен. Но когда мы освобождаемся от эгоистичного мышления и берем на себя ответственность за участие в создании своих отношений (и проблем, и радостей), путь к духовным отношениям становится свободным и чистым!
Использование новой физики для преобразования наших отношений
Можете представить, насколько изменятся все отношения в мире – и не только между партнерами, сослуживцами, членами семьи, но и между различными народами, расами и религиями, – если мы избавимся от иллюзии обособленности? Что было бы, если бы мы все решили жить осознанно, руководствуясь интересами своего истинного «я»? Тогда мы бы использовали свою силу для того, чтобы постоянно привносить мир и радость во все свои отношения. Каждая мысль, которая появляется у нас в голове, каждое убеждение, которого мы придерживаемся, каждое истолкование того, что мы воспринимаем, являются причиной всех эмоций, которые мы испытываем, и всех поступков, которые мы совершаем. Следовательно, мы являемся самыми активными сотворцами всех наших отношений в каждый конкретный момент времени, делая это явно или мысленно.
История Тони представляет собой подходящий пример, показывающий, как мы участвуем в строительстве своих отношений – в данном случае во вред себе. Однажды, перед тем как прийти ко мне, Тони повздорила со своим мужем Тимом, который накричал на нее, чем ссора и закончилась. Но не для Тони, которая еще два дня после этого вспоминала, как Тим ее обругал. В своих мыслях она постоянно обсуждала его ужасное к ней отношение. В следующий раз, не дав Тони сказать и слова, Тим обрушился на нее с гневной тирадой о том, насколько ужасно она себя вела, обозвал ее грязными ругательствами и оставил в подавленном и угнетенном состоянии.
Когда мы с Тони стали разбирать последовательность событий, она задалась вопросом (ей стало интересно): «Напал бы на меня Тим так же агрессивно, если бы я мысленно не обвиняла его?»
Поначалу могло показаться, что виновата жертва, в данном случае она сама. Но Тони не сделала ничего такого, чтобы вызвать эту ссору или заслужить оскорбления со стороны мужа, она даже не выражала свое неудовольствие словесно. Однако Тони прекрасно понимала, насколько Тима затрагивало ее внутреннее состояние, зная о взаимосвязи существующих на первый взгляд отдельно сознаний. Она была убеждена, что именно эти два дня, в течение которых она мстительно думала о Тиме, вызвали такую яростную атаку с его стороны, которая была притянута к ней так же, как объекты из космоса притягиваются силой земного тяготения. Физики говорят нам, что все частицы взаимодействуют друг с другом – и это происходит во всей Вселенной. Тони не сомневалась, что ее возмущенное послание Тиму дошло до адресата. Она увидела, что является творцом своих отношений, а вовсе не жертвой. Тони смогла изменить восприятие своей роли в столкновении с мужем. Она понимала, что, если бы она начала думать о Тиме по-другому, не как об агрессоре, а как о мужчине, которого она любит, его агрессивное поведение сразу бы изменилось. И это действительно произошло.
Мы не осознаем механизм работы этого процесса сотворчества, так же как не осознавала его поначалу и Тони; мы не можем не участвовать посредством своих мыслей в создании чувств надежности или ненадежности, которые испытывает наш партнер, потому что разум другого человека нельзя рассматривать как отдельный объект. Всем известно, что в медовый месяц отношения наполнены неописуемыми радостью и любовью, потому что оба влюбленных думают друг о друге только позитивно. То же самое происходит и в обратном направлении, когда отношения угасают, мы делаем себя несчастными и способствуем несчастью партнера, потому что думаем о нем плохо, пребывая часто в состоянии нереалистичных и завышенных ожиданий.
Швейцарский психоаналитик Карл Юнг, который был близким другом упомянутого выше физика Вольфганга Паули, понимал смысл природы этой реальности, обозначенной словами «здесь – там», когда писал:
Психологический закон гласит, что, если внутренняя ситуация не осознается, она проявляется во внешнем мире в виде судьбы. То есть если индивид испытывает внутренние противоречия, но не осознает их, окружающий мир вынужден разыгрывать конфликт, должен разделиться на две противоположные половины.
Таким образом, «там» на самом деле начинается «здесь» и отражает наши внутренние убеждения, хотя довольно часто и неосознанные, воспринимаемые как отдельная объективная реальность, которая воздействует на нас. В конечном счете если то, что мы считаем осязаемым и реальным, является всего лишь подвижной энергией – возникающими и исчезающими молекулами, испытывающими воздействие со стороны нашего разума, – то, возможно, физик Джон Уилер прав, предполагая, что своими поступками мы не только создаем свою собственную реальность (мир, который мы воспринимаем), но, быть может, и саму физическую Вселенную. Если мы начнем думать подобным образом, то гораздо ясней увидим, что настоящая сущность находится внутри нашего истинного «я» как части объединенного сознания с его неограниченной возможностью вносить страдание или исцеление во все наши отношения и даже в большей степени, чем мы думаем. Совершенно ясно, что нет такого мгновения или места, в котором мы не принимали бы участия в творении, иногда сознательно, но чаще бессознательно.