ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ...................................................................................................................................... 10
1.1. Понятие инновационного обучения................................................................................................................................... 10
Список литературы........................................................................................................................................................................ 12
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 13
1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения........................................................................................... 13
Список литературы........................................................................................................................................................................ 17
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 17
1.3. Идеи Л. С. Выготского об инновационном обучении................................................................................................... 18
Список литературы........................................................................................................................................................................ 23
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 24
1.4.Теоретические подходы к инновационному обучению................................................................................................ 24
Список литературы........................................................................................................................................................................ 31
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 31
1.5. Направления современного обучения.............................................................................................................................. 32
1.5.1. Традиционное обучение.................................................................................................................................................... 32
|
1.5.2. Программированное обучение........................................................................................................................................ 33
1.5.3. Проблемное обучение........................................................................................................................................................ 35
1.5.4. Развивающее обучение...................................................................................................................................................... 37
1.5.5. Интерактивное обучение................................................................................................................................................... 40
1.5.6. Дистанционное обучение.................................................................................................................................................. 41
1.5.7. Контекстное обучение....................................................................................................................................................... 42
Список литературы........................................................................................................................................................................ 44
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 47
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................................. 48
2.1. Психологические теории обучения.................................................................................................................................... 48
Список литературы........................................................................................................................................................................ 57
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 57
2.2. Модели инновационного обучения................................................................................................................................... 58
|
Список литературы........................................................................................................................................................................ 68
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 69
2.3. Учебное сотрудничество в инновационном обучении................................................................................................. 70
Список литературы........................................................................................................................................................................ 76
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 76
2.4. Методы организации инновационного обучения.......................................................................................................... 77
Список литературы........................................................................................................................................................................ 82
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 82
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.............................................................. 84
3.1. Педагогическая деятельность и ее структура................................................................................................................. 84
Список литературы........................................................................................................................................................................ 92
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 93
3.2. Педагогическое общение и взаимодействие.................................................................................................................... 93
Список литературы............................................................................................. 100
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 100
|
3.3. Функции учителя в инновационном обучении............................................................................................................... 101
Список литературы........................................................................................................................................................................ 105
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 105
3.4. Педагогическая оценка в инновационном обучении.................................................................................................... 105
Список литературы........................................................................................................................................................................ 116
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 116
ГЛАВА 4. УЧЕНИК В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ........................................................................................... 118
4.1. Мотивация обучения.............................................................................................................................................................. 118
Список литературы........................................................................................................................................................................ 126
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 126
4.2. Понятие «обучаемость» в инновационном процессе.................................................................................................... 127
Список литературы........................................................................................................................................................................ 134
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 135
4.3. Самопознание в инновационном обучении..................................................................................................................... 135
Список литературы........................................................................................................................................................................ 141
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 143
4.4.Обогащение сознания субъектов обучения...................................................................................................................... 143
Список литературы........................................................................................................................................................................ 152
Основные понятия........................................................................................................................................................................... 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ................................................................................................................... 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
И КУРСОВЫХ РАБОТ................................................................................................................................................................ 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»... 158
Тесты на выбор ответов................................................................................................................................................................ 158
Тесты на сопоставление............................................................................................................................................................... 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ............................................................................................................. 167
Изучение речевого взаимодействия на уроке......................................................................................................................... 167
Психологический анализ урока.................................................................................................................................................. 168
От автора
В настоящее время в образовании возникла проблемная ситуация, связанная с существованием двух направлений его развития: традиционного, в котором акцент делается на когнитивный подход к организации обучения, и инновационного, учитывающего реальные перемены в характере общественного запроса к развитию личности.
При господстве когнитивистского подхода в традиционной системе обучения и связанной с ней психологии обучения и развития упор делается на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками этой установки остается личность ребенка, его непосредственный жизненный опыт, реализующийся на эмоциональном уровне в отношениях к самому себе и к миру.
Выход из этой ситуации в образовании связан с переходом к инновационной стратегии обучения, предполагающей системную организацию управления учебно-воспитательным процессом, при которой, в силу изменения содержательных и процессуальных аспектов обучения, на первый план выходит ориентация школьников на самопознание, самосовершенствование, саморазвитие.
Самопознание — это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем.
Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечивает готовность учащихся к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии.
Современная социальная ситуация выдвигает перед системой образования требования, направленные на развитие и формирование личности, способной к непрерывному обучению, к изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности.
От автора
Сегодня от человека требуется умение работать не только с другими людьми, но и с самим собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся жизненных ситуаций. Иными словами общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной творческой личности, которая становится субъектом деятельности и саморазвития.
Инновационная стратегии обучения предполагает, прежде всего, реорганизацию взаимодействия учителя и учащихся и выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности ученика. В связи с чем, необходима ориентация не только на индивидуальные, но и на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на становление субъекта деятельности путем «выращивания» его из «коллективного субъекта».
Реорганизация учебного взаимодействия предполагает изменение личности учителя. Изменяется его позиция в отношении к ученику, к себе самому. Учитель не должен, подобно рикше, тащить на себе весь воспитательный процесс. Ему необходимо развить свою способность быть «организатором социально-воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником» (1, с. 192, 194). То есть учитель должен выступать не только как носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры ее приобщения к знанию.
Инновационная стратегия обучения требует изменения функции и строения знаний, которые осваиваются в школе, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знания перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции. Он становится инструментом познания на основе понимания взаимосвязи окружающего мира и себя самого в этом мире и организуется в разных формах. «Учитель организует ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у учащихся опыта и создания зоны перспективного развития» (7, с. 7).
Ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, организуемые учителем, в системе инновационного обучения связаны с изменением системы контроля и оценки знаний учащихся. На смену контроля со стороны учителя приходит самоконтроль ученика, а оценка учителя сменяется самооценкой самого ученика, которая формируется в процессе совместной
От автора
продуктивной творческой деятельности. Вводятся многообразные формы актуализации для поощрения достигнутого, публичное признание достижений (7).
Инновационная стратегия обучения, основанная на гуманистических идеях, способствует обогащению сознания субъектов образовательного процесса — привнесению в сознание новых личностных смыслов учения, их амплификации, посредством сотрудничества и сотворчества (16).
Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения
1.1. Понятие инновационного обучения
Слово «инновация» — имеет латинское происхождение. В переводе оно означает — обновление, изменение ввод чего-то нового. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Впервые это понятие появилось в культурологических исследованиях и определялось как: введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале ХХ в. сформировалась новая область знания — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.
Наука о нововведениях — инноватика — возникла, в ответ на потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 1930-е гг. в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс» В 60–70-е гг. XX в. на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями.
Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м гг. XX в. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых начиная с 50-х гг. прошлого века на Западе, и в последние десятилетия в России.
В системе образования различают два типа инновационных феноменов: педагогическую инноватику и инновационное обучение.
1.1. Понятие инновационного обучения
Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. В связи с этим стало необходимым осмысление таких понятий как: «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.
Инноватика в образовании — новая отрасль научно-педагогического знания, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных подпроцессов инновационного процесса в сфере образования: создание нового (новшеств); их освоение (восприятие, освоение, «делание своими»); применение новшеств.
Предметом инноватики в образовании является изучение единства создания, освоения и применения новшеств. Центральные понятия инноватики в образовании — инновационный процесс в системе образования и обучения, инновационная деятельность, новшество, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.
Инновационный процесс рассматривается в трех основных аспектах: социально-экономическом, психологическом и организационно-управленческом. Эти аспекты определяют условия протекания инновационного процесса (либо препятствуя, либо способствуя ему) и общий климат. При этом инновационный процесс (все его три подпроцесса) носит характер не стихийный, а сознательно управляемый.
Инновационная деятельность — комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования и сам процесс. Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов.
Педагогическая инноватика связана с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и аспектов (создание новых законодательных актов, новых структур, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т. д.).
Термин «инновационное обучение» как альтернатива «традиционному нормативному обучению» появился в 1978 г. в докладе группы ученых Римскому клубу. Доклад зафиксировал уже сложившиеся новые ориентации современного образования в мире и, в известной мере, факт появления новой системы научных психологических знаний.
Под «инновационным обучением» понимают те методы, которые позволяют конструировать учение как продуктивную творческую
12 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения
деятельность и преподавателя и учащихся, связанную с достижением социально полноценного продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса, сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе (6).
Инновационное обучение противопоставляется поддерживающему, традиционному обучению. Его рассматривают как реакцию системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся цели образования. Инновационное обучение — это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Оно призвано готовить не только «человека познающего», но и «человека действующего». Причем, все элементы поддерживающего обучения, имеют место в инновационном, вопрос заключается лишь в определении соотношения репродуктивного и продуктивного, деятельного и творческого.
В современный период инновационные изменения идут по таким направлениям, как: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 2005.
2. Выготский Л. С. Предисловие к русскому изданию книги Э. Тор-ндайка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1982.
3. Лазарев В. С., Хоноплина Н. В. Научные сообщения // Педагогика, 1999. — № 6. — С. 12–18.
4. Лапин Н. И., Пригожин А. И. и др. Нововведения в организациях. — М., 1981.
5. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.
6. Ляудис В. Я. Инновационное обучение стратегия и практика. — М., 1994.
7. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии — СПб.: Питер, 2007.
8. Ляудис В. Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л. С. Выготского / Из-
1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения
вестия академии педагогических и социальных наук, 1996. — № 1. — С. 6–11. 9. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.
1.0. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1983.
1.1. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика, 1991. — № 10. — С. 88–93.
1.2. Психологический словарь. — М., 1997.
1.3. Реформирование системы начального и среднего профессионального образования РФ. Тезисы докладов на Совещании в Правительстве РФ. — М., 1996. — С. 56–57.
1.4. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997.
1.5. Собкин В. С. Учительство как социально-профессиональная группа. — М., 1996.
1.6. Сорокоумова Е. А. Обогащение сознания в процессе самопознания личности // Гуманитарное образование: проблемы и решения. — М., 2000. — С. 118–125.
1.7. Учитель: крупным планом / Социально-педагогические проблемы учительства. — СПб., 1994.
Основные понятия
Инновация — введение некоторых элементов одной культуры в другую, процесс введения новшества в практику.
Инноватика — наука о нововведениях.
Педагогическая инноватика — инновации в системе образования.
Инновационная деятельность — комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования и сам процесс.
Инновационное обучение — методы, которые позволяют конструировать учение как продуктивную творческую деятельность и преподавателя и учащихся, связанную с достижением социально полноценного продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса, сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе.
1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу
14 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения
которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период (3).
Понятие «парадигма» возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия духовного и реального мира. В современный научный обиход оно было введено американским ученым Т. Куном, при этом содержание понятия разные авторы наполняют различными смыслами (2).
В педагогике можно выделить, как минимум два типа смыслового наполнения термина «парадигма». В о - п е р в ы х, это понимание парадигмы как модели научной деятельности, совокупности норм, критериев, стандартов исследования (А. А. Арламов, Е. В. Бережнова, Н. Л. Коршунова, В. В. Краевский, В. Нургалиев и др.)
В о - в т о р ы х, парадигма трактуется как основания, идеи подходы к проектированию образовательных систем, как базовые модели или стратегии образования. В такой интерпретации, как правило, используется понятие образовательной (воспитательной) парадигмы и оно сопровождается терминами, отражающими основную направленность образования, источник и способ постановки педагогических целей: формирующая и гуманистическая (Е. В. Бондаревская), личностно-ори-ентированная и духовно-ориентированная (Т. И. Власова), научно-технократическая, гуманитарная и эзотерическая (И. О. Колесникова), авторитарная, манипулятивная и поддерживащая (Г. Б. Корнетов), тра-диционно-формирующая, традиционно-развивающая, личностно-ори-ентированная (С. В. Кулыневич), традиционалистская, рационалистическая и гуманистическая (В. Я. Пилиповский), духовная и светская (И. А. Соловцова), педагогическая, андрагогическая, акмеологическая и коммуникативная (Ю. Г. Фокин) и другие парадигмы. Таким образом, каждый исследователь вкладывает в трактовку понятия «парадигма» свой личностный смысл, опираясь на свои исследовательские задачи.
Образовательная парадигма — это совокупность принятых в педагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику.
Обобщенно можно говорить о существующих в настоящее время двух основных парадигмах в педагогической науке (научно-технократическая и гуманистическая парадигмы), включающих содержание образования и смыслы обучения.
Научно-технократическая парадигма лежит в основе традиционного, поддерживающего обучения. Она ставит своей целью доказательства
1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения
истины конкретным научным способом, проверенным опытом. Ее ценности — точное знание. Ее норма — соблюдение четких правил. Ее девиз — «Знание — сила!» Для нее характерны бинарные шкалы оценок «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — невоспитан», «владеет — не владеет». Эталон связан с готовностью ученика к выполнению социальной функции. Представление об эталоне и должном знании формируется на общественно-государственном уровне. Система оценок сеет сознательность и неравенство, предпочтения отдаются «сильным» на данный момент. Это снижает уровень ответственности преподавателей за подготовку учеников, а у учащихся — за качество знаний. Основа педагогической технологии — монолог учителя (ответы на вопросы, которые ученики не задают). Принято, что знания прибавляются только на стороне объекта педагогического процесса. Как следствие — неравенство в системе «ученик — учитель» и вообще между взрослым и ребенком.
Суть гуманистической парадигмы — нахождение истины. Главное — вовлечение ученика в процесс познания, поиска истины. Девиз — «Познание — сила!». Основной прием педагогической технологии — диалог или полилог. Характерная черта — богатство импровизации, сотрудничество, сотворчество с учеником, актуализация его прошлого опыта, обогащение сознания личности, как учителя, так и ученика. В основе лежит любовь к ученику, рождающая у него веру в творческие возможности.
Шкала оценок успехов ученика основывается на отслеживании движения в развитии относительно своих прежних достижений, а не относительно других и не относительно заданных нормативов. Низкая оценка всего лишь точка отсчета на перспективу. Диагностика успехов не служит средством отбора и продвижения «сильных». Темп обучения в каждой дисциплине подбирается в зависимости от возможностей ученика, его динамики восприятия информации.
Становление такой парадигмы — это преодоление в теории и на практике целого ряда основных противоречий между развивающейся культурой и доминирующим пока традиционным способом обучения. А. А. Вербицкий выделил ряд таких противоречий:
• противоречие между ориентацией обучающегося на прошлые образцы общей и профессиональной культуры, опредмеченные в учебной информации, «культурных консервах» и необходимостью ориентации субъекта учения на будущее содержание жизни и деятельности, общей и профессиональной культуры;
• двойственность учебной информации: она является органической частью культуры и одновременно лишь специфической, общей и профессиональной культурой;
16 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения
• противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей — учебных дисциплин;
• противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статичных знаковых систем;
• противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения человеком;
• противоречие между исторически сложившимся «тоталитарным», технократическим подходом к «обучаемому» как некому инженерному устройству, поведение которого можно модифицировать с помощью отобранной системы стимулов независимо от его желания и воли, и ориентацией современного общества на гуманистические ценности и идеалы, на обеспечение условий самоопределения и самореализации каждого;
• противоречие между потребностью непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире и «конечностью» (дискретностью) образования и в его классическом варианте (1).
Решение проблемы гуманизации в условиях новой образовательной парадигмы предполагает понимание субъектом обучения «образа мира» и «образа себя самого» в этом мире на основе взаимосвязи двух компонентов понимания — когнитивных и личностно-смысловых (6).
Гуманистическая парадигма является основой инновационного обучения, ставящего во главу угла личность учащегося и ее развитие, и делающего обучение личностно-ориентированным.
Можно выделить наиболее значимые черты инновационного обучения.
1. Изменение позиции учащегося в зависимости от характера учебных ситуаций: поисковый характер деятельности — ученик-исследователь; игровой характер — играющий ученик; в ситуации столкновения мнений, защиты своей точки зрения — он спорящий, принимающий решение и т. д. Таким образом, обеспечивается проживание школьником учебного процесса в роли активного его участника.
2. Дидактический поиск модели обучения, ориентированной на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом школьников.
3. Обучение, основанное на рефлексивной деятельности учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, способ-
1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения
ствует развитию творческого критического мышления, формированию самостоятельного опыта деятельности, определению личностных смыслов.
4. Создание дидактических условий для самоорганизации учащихся на самостоятельное познание, в связи с чем процесс обучения приобретает личностную значимость, так как формируется индивидуальный опыт, обеспечивается соотнесенность его с жизненными коллизиями.
5. Обучение, способствующее реализации воспитательной функции.
Таким образом, инновационные образовательные процессы создают благоприятные условия для реализации индивидуально-личностного развития ученика в учебно-воспитательной деятельности.
Кроме того, инновационное обучение способствует формированию отношения учащихся к существующей культуре, способам накопления социального опыта и восприятию социальной системы, что в дальнейшем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.
Список литературы
1. Вербицкий А. А., Жукова Н. В. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. — Нижний Тагил, 2006.
2. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. — М., 1977.
3. Минияров В. М. Педагогическая психология. — М., 2005.
4. Психология (словарь) / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. — М., 1990.
5. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Ту-тушкиной. — М., 1997.
6. Сорокоумова Е. А. Психология понимания в самопознании младших школьников. — Н. Новгород, 1999.
7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
Основные понятия
Поддерживающее обучение — процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание и воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения (образования) обеспечивает преемственность социокультурного опыта и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому обучению.
18 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения
Парадигма — система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.
Образовательная парадигма — это совокупность принятых в педагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику.
1.3. Идеи Л. С. Выготского об инновационном обучении
Педагогическая психология инновационного обучения руководствуется идеями Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии человека, которые формировались в научных спорах с ведущими представителями доминирующих в начале XX в. теорий, рассматривающих проблему соотношения обучения и развития, а также проблему организации процесса обучения.
К началу 30-х гг. ХХ в. выделяется три основные теории обучения: ассоциативная теория (господствовала в конце XIX в.), бихевиоризм и гештальтпсихология (появились в начале ХХ в.).
Термин «ассоциация» был введен английским философом, педагогом Дж. Локком (1632–1757). Для него ассоциация — один из механизмов мышления. Знание, согласно Локку, основываются на опыте. Опыт двояк: его источники — ощущения и рефлексия (под рефлексией понимается наше восприятие того, как мы мыслим, и суждение об этом процессе). Из этих двух источников разум получает идеи — все, что является объектом человеческого мышления. Изначальных же — врожденных идей нет; человек рождается как «табула раса» — чистая восковая доска, на которой жизнь пишет свои письмена, которые потом станут знанием. Эти идеи непосредственно соотносятся с педагогикой и позже — с проблемами психологии личности и педагогической психологией, составляя основу так называемых «теорий среды», утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий на формирование психики и личности человека.
В рамках бихевиористической концепции Э. Торндайком была выдвинута одна из основополагающих теорий научения — теория «проб и ошибок». Э. Торндайк сформулировал основные законы научения — это законы упражнения, эффекта и готовности. Он отрицал качественное различие между навыками животного и человека и оставался при-
1.3. Идеи Л. С. Выготского об инновационном обучении
верженцем принципа биологической предопределенности человеческого поведения. Э. Торндайку принадлежит серия работ по психологии обучения языку, чтению, арифметике, алгебре. Он является автором книги «Принципы обучения, основанные на психологии».
Методологической основой к инновационному подходу в обучении послужил и научный спор Л. С. Выготского с Э. Торндайком в отношении позиции учителя и ученика. Согласившись с позицией автора книги «Принципы обучения, основанные на психологии», утверждающего роль активности ученика, его собственных действий в обучении, Л. С. Выготский подчеркивает, что Э. Торндайк тем не менее сохраняет противоречащий этой позиции «традиционный взгляд на учителя как на главный и почти единственный двигатель воспитательного процесса» (5, с. 192). Далее Л. С. Выготский формулирует капитальной важности положение: «Учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» (там же). Л. С. Выготский отрицает «непосредственное влияние» личности учителя на ученика, но подчеркивает, что, даже выступая лишь как «преподаватель», «предметник», то есть опосредуя свои влияния содержанием знаний, учитель снимает с себя регулятивные функции и не решает «тонкие и сложные задачи организации социальной среды» (5, с. 194). Эта дискуссия, как отмечает В. Я. Ляудис (9), указала иной методологический путь анализа системы «учитель — ученик», так же как и стоящих за ней отношений «общество — личность». Путь предполагающий взаимообусловленность, учет позиций каждого субъекта образовательного процесса).