ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ




ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ...................................................................................................................................... 10

1.1. Понятие инновационного обучения................................................................................................................................... 10

Список литературы........................................................................................................................................................................ 12

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 13

1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения........................................................................................... 13

Список литературы........................................................................................................................................................................ 17

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 17

1.3. Идеи Л. С. Выготского об инновационном обучении................................................................................................... 18

Список литературы........................................................................................................................................................................ 23

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 24

1.4.Теоретические подходы к инновационному обучению................................................................................................ 24

Список литературы........................................................................................................................................................................ 31

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 31

1.5. Направления современного обучения.............................................................................................................................. 32

1.5.1. Традиционное обучение.................................................................................................................................................... 32

1.5.2. Программированное обучение........................................................................................................................................ 33

1.5.3. Проблемное обучение........................................................................................................................................................ 35

1.5.4. Развивающее обучение...................................................................................................................................................... 37

1.5.5. Интерактивное обучение................................................................................................................................................... 40

1.5.6. Дистанционное обучение.................................................................................................................................................. 41

1.5.7. Контекстное обучение....................................................................................................................................................... 42


Список литературы........................................................................................................................................................................ 44

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 47

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................................................
48

2.1. Психологические теории обучения.................................................................................................................................... 48

Список литературы........................................................................................................................................................................ 57

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 57

2.2. Модели инновационного обучения................................................................................................................................... 58

Список литературы........................................................................................................................................................................ 68

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 69

2.3. Учебное сотрудничество в инновационном обучении................................................................................................. 70

Список литературы........................................................................................................................................................................ 76

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 76

2.4. Методы организации инновационного обучения.......................................................................................................... 77

Список литературы........................................................................................................................................................................ 82

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 82

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.............................................................. 84

3.1. Педагогическая деятельность и ее структура................................................................................................................. 84

Список литературы........................................................................................................................................................................ 92

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 93

3.2. Педагогическое общение и взаимодействие.................................................................................................................... 93

Список литературы............................................................................................. 100

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 100

3.3. Функции учителя в инновационном обучении............................................................................................................... 101

Список литературы........................................................................................................................................................................ 105

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 105

3.4. Педагогическая оценка в инновационном обучении.................................................................................................... 105

Список литературы........................................................................................................................................................................ 116

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 116


ГЛАВА 4. УЧЕНИК В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ........................................................................................... 118

4.1. Мотивация обучения.............................................................................................................................................................. 118

Список литературы........................................................................................................................................................................ 126

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 126

4.2. Понятие «обучаемость» в инновационном процессе.................................................................................................... 127

Список литературы........................................................................................................................................................................ 134

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 135

4.3. Самопознание в инновационном обучении..................................................................................................................... 135

Список литературы........................................................................................................................................................................ 141

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 143

4.4.Обогащение сознания субъектов обучения...................................................................................................................... 143

Список литературы........................................................................................................................................................................ 152

Основные понятия........................................................................................................................................................................... 153

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ................................................................................................................... 155

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ................................................................................................................................................................ 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»... 158

Тесты на выбор ответов................................................................................................................................................................ 158

Тесты на сопоставление............................................................................................................................................................... 160

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ............................................................................................................. 167

Изучение речевого взаимодействия на уроке......................................................................................................................... 167

Психологический анализ урока.................................................................................................................................................. 168


От автора

В настоящее время в образовании возникла проблемная ситуация, связанная с существованием двух направлений его развития: тра­диционного, в котором акцент делается на когнитивный подход к организации обучения, и инновационного, учитывающего реаль­ные перемены в характере общественного запроса к развитию лич­ности.

При господстве когнитивистского подхода в традиционной системе обучения и связанной с ней психологии обучения и развития упор де­лается на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рам­ками этой установки остается личность ребенка, его непосредственный жизненный опыт, реализующийся на эмоциональном уровне в отноше­ниях к самому себе и к миру.

Выход из этой ситуации в образовании связан с переходом к инно­вационной стратегии обучения, предполагающей системную органи­зацию управления учебно-воспитательным процессом, при которой, в силу изменения содержательных и процессуальных аспектов обуче­ния, на первый план выходит ориентация школьников на самопозна­ние, самосовершенствование, саморазвитие.

Самопознание — это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обо­собления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем.

Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющего­ся мира, а ее реализация обеспечивает готовность учащихся к образо­ванию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жиз­ненных позиций, ориентиров, жизненной философии.

Современная социальная ситуация выдвигает перед системой об­разования требования, направленные на развитие и формирование личности, способной к непрерывному обучению, к изменению спо­собов своей образовательной, профессиональной и социальной де­ятельности.



От автора


Сегодня от человека требуется умение работать не только с другими людьми, но и с самим собой, причем работать не по стереотипу, а с уче­том меняющихся жизненных ситуаций. Иными словами общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной творческой личности, которая становится субъектом деятельности и саморазвития.

Инновационная стратегии обучения предполагает, прежде всего, реорганизацию взаимодействия учителя и учащихся и выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития лич­ности ученика. В связи с чем, необходима ориентация не только на индивидуальные, но и на групповые формы учения, совместную дея­тельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на становление субъекта деятельности путем «выращивания» его из «коллективного субъекта».

Реорганизация учебного взаимодействия предполагает изменение личности учителя. Изменяется его позиция в отношении к ученику, к себе самому. Учитель не должен, подобно рикше, тащить на себе весь воспитательный процесс. Ему необходимо развить свою способность быть «организатором социально-воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником» (1, с. 192, 194). То есть учитель должен выступать не только как носитель информа­ции, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры ее приобщения к знанию.

Инновационная стратегия обучения требует изменения функции и строения знаний, которые осваиваются в школе, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знания пере­стает носить характер рутинного заучивания, репродукции. Он ста­новится инструментом познания на основе понимания взаимосвязи окружающего мира и себя самого в этом мире и организуется в раз­ных формах. «Учитель организует ситуации продуктивных взаимо­действий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у учащихся опыта и создания зоны перс­пективного развития» (7, с. 7).

Ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творчес­кой деятельности, организуемые учителем, в системе инновацион­ного обучения связаны с изменением системы контроля и оценки знаний учащихся. На смену контроля со стороны учителя прихо­дит самоконтроль ученика, а оценка учителя сменяется самооцен­кой самого ученика, которая формируется в процессе совместной


От автора



продуктивной творческой деятельности. Вводятся многообразные формы актуализации для поощрения достигнутого, публичное при­знание достижений (7).

Инновационная стратегия обучения, основанная на гуманисти­ческих идеях, способствует обогащению сознания субъектов об­разовательного процесса — привнесению в сознание новых личност­ных смыслов учения, их амплификации, посредством сотрудничества и сотворчества (16).


Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения

1.1. Понятие инновационного обучения

Слово «инновация» — имеет латинское происхождение. В переводе оно означает — обновление, изменение ввод чего-то нового. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Впервые это понятие появилось в культурологических исследованиях и определялось как: введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале ХХ в. сформировалась новая область знания — наука о нововведени­ях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических но­вовведений в сфере материального производства.

Наука о нововведениях — инноватика — возникла, в ответ на по­требности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 1930-е гг. в США утвердились термины «инноваци­онная политика фирмы», «инновационный процесс» В 60–70-е гг. XX в. на Западе получают большой размах эмпирические исследо­вания новшеств, осуществляемых фирмами и другими организаци­ями.

Первоначально предметом изучения инноватики были экономичес­кие и социальные закономерности создания и распространения науч­но-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрас­ли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на сты­ке философии, психологии, социологии, теории управления, экономи­ки и культурологии. К 70-м гг. XX в. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специ­ального изучения ученых начиная с 50-х гг. прошлого века на Западе, и в последние десятилетия в России.

В системе образования различают два типа инновационных фено­менов: педагогическую инноватику и инновационное обучение.


1.1. Понятие инновационного обучения



Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с мас­совым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. В связи с этим стало необходимым осмысление таких понятий как: «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.

Инноватика в образовании — новая отрасль научно-педагоги­ческого знания, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных подпроцессов инновационного процесса в сфере образования: создание нового (новшеств); их освоение (воспри­ятие, освоение, «делание своими»); применение новшеств.

Предметом инноватики в образовании является изучение единства создания, освоения и применения новшеств. Центральные понятия инноватики в образовании — инновационный процесс в системе обра­зования и обучения, инновационная деятельность, новшество, иннова­ционная среда, в которой происходят инновационные процессы.

Инновационный процесс рассматривается в трех основных аспектах: социально-экономическом, психологическом и организационно-управ­ленческом. Эти аспекты определяют условия протекания инновацион­ного процесса (либо препятствуя, либо способствуя ему) и общий кли­мат. При этом инновационный процесс (все его три подпроцесса) носит характер не стихийный, а сознательно управляемый.

Инновационная деятельность — комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования и сам процесс. Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов.

Педагогическая инноватика связана с перестройкой, модифи­кацией, усовершенствованием, изменением системы образова­ния или ее отдельных сторон, свойств и аспектов (создание новых законодательных актов, новых структур, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т. д.).

Термин «инновационное обучение» как альтернатива «традицион­ному нормативному обучению» появился в 1978 г. в докладе группы ученых Римскому клубу. Доклад зафиксировал уже сложившиеся но­вые ориентации современного образования в мире и, в известной мере, факт появления новой системы научных психологических знаний.

Под «инновационным обучением» понимают те методы, которые позволяют конструировать учение как продуктивную творческую


12 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения

деятельность и преподавателя и учащихся, связанную с дости­жением социально полноценного продукта на всех этапах учеб­но-воспитательного процесса, сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе (6).

Инновационное обучение противопоставляется поддерживающему, традиционному обучению. Его рассматривают как реакцию системы образования на переход общества к более высокой ступени своего раз­вития, на изменившиеся цели образования. Инновационное обучение — это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существу­ющей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и пе­ред обществом проблемные ситуации. Оно призвано готовить не толь­ко «человека познающего», но и «человека действующего». Причем, все элементы поддерживающего обучения, имеют место в инновационном, вопрос заключается лишь в определении соотношения репродуктивно­го и продуктивного, деятельного и творческого.

В современный период инновационные изменения идут по таким направлениям, как: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание усло­вий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 2005.

2. Выготский Л. С. Предисловие к русскому изданию книги Э. Тор-ндайка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1982.

3. Лазарев В. С., Хоноплина Н. В. Научные сообщения // Педагоги­ка, 1999. — № 6. — С. 12–18.

4. Лапин Н. И., Пригожин А. И. и др. Нововведения в организациях. — М., 1981.

5. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992.

6. Ляудис В. Я. Инновационное обучение стратегия и практика. — М., 1994.

7. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии — СПб.: Пи­тер, 2007.

8. Ляудис В. Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л. С. Выготского / Из-


1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения



вестия академии педагогических и социальных наук, 1996. — № 1. — С. 6–11. 9. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.

1.0. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1983.

1.1. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к ин­новационной деятельности // Советская педагогика, 1991. — № 10. — С. 88–93.

1.2. Психологический словарь. — М., 1997.

1.3. Реформирование системы начального и среднего профессиональ­ного образования РФ. Тезисы докладов на Совещании в Прави­тельстве РФ. — М., 1996. — С. 56–57.

1.4. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная де­ятельность. — М., 1997.

1.5. Собкин В. С. Учительство как социально-профессиональная груп­па. — М., 1996.

1.6. Сорокоумова Е. А. Обогащение сознания в процессе самопозна­ния личности // Гуманитарное образование: проблемы и реше­ния. — М., 2000. — С. 118–125.

1.7. Учитель: крупным планом / Социально-педагогические пробле­мы учительства. — СПб., 1994.

Основные понятия

Инновация — введение некоторых элементов одной культуры в дру­гую, процесс введения новшества в практику.

Инноватика — наука о нововведениях.

Педагогическая инноватика — инновации в системе образования.

Инновационная деятельность — комплекс мер по обеспечению инно­вационного процесса на том или ином уровне образования и сам процесс.

Инновационное обучение — методы, которые позволяют конструи­ровать учение как продуктивную творческую деятельность и препода­вателя и учащихся, связанную с достижением социально полноценно­го продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса, сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе.

1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — систе­ма основных научных достижений (теорий, методов), по образцу


14 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения

которых организуется исследовательская практика ученых в дан­ной области знаний (дисциплине) в определенный историчес­кий период (3).

Понятие «парадигма» возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия ду­ховного и реального мира. В современный научный обиход оно было введено американским ученым Т. Куном, при этом содержание поня­тия разные авторы наполняют различными смыслами (2).

В педагогике можно выделить, как минимум два типа смыслового наполнения термина «парадигма». В о - п е р в ы х, это понимание па­радигмы как модели научной деятельности, совокупности норм, кри­териев, стандартов исследования (А. А. Арламов, Е. В. Бережнова, Н. Л. Коршунова, В. В. Краевский, В. Нургалиев и др.)

В о - в т о р ы х, парадигма трактуется как основания, идеи подходы к проектированию образовательных систем, как базовые модели или стратегии образования. В такой интерпретации, как правило, исполь­зуется понятие образовательной (воспитательной) парадигмы и оно сопровождается терминами, отражающими основную направленность образования, источник и способ постановки педагогических целей: формирующая и гуманистическая (Е. В. Бондаревская), личностно-ори-ентированная и духовно-ориентированная (Т. И. Власова), научно-тех­нократическая, гуманитарная и эзотерическая (И. О. Колесникова), авторитарная, манипулятивная и поддерживащая (Г. Б. Корнетов), тра-диционно-формирующая, традиционно-развивающая, личностно-ори-ентированная (С. В. Кулыневич), традиционалистская, рационалисти­ческая и гуманистическая (В. Я. Пилиповский), духовная и светская (И. А. Соловцова), педагогическая, андрагогическая, акмеологическая и коммуникативная (Ю. Г. Фокин) и другие парадигмы. Таким образом, каждый исследователь вкладывает в трактовку понятия «парадигма» свой личностный смысл, опираясь на свои исследовательские задачи.

Образовательная парадигма — это совокупность принятых в пе­дагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектиро­ванию процесса образования и саму образовательную практику.

Обобщенно можно говорить о существующих в настоящее время двух основных парадигмах в педагогической науке (научно-технок­ратическая и гуманистическая парадигмы), включающих содержа­ние образования и смыслы обучения.

Научно-технократическая парадигма лежит в основе традиционно­го, поддерживающего обучения. Она ставит своей целью доказательства


1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения



истины конкретным научным способом, проверенным опытом. Ее цен­ности — точное знание. Ее норма — соблюдение четких правил. Ее де­виз — «Знание — сила!» Для нее характерны бинарные шкалы оценок «да — нет», «знает — не знает», «воспитан — невоспитан», «владеет — не владеет». Эталон связан с готовностью ученика к выполнению социаль­ной функции. Представление об эталоне и должном знании формирует­ся на общественно-государственном уровне. Система оценок сеет созна­тельность и неравенство, предпочтения отдаются «сильным» на данный момент. Это снижает уровень ответственности преподавателей за подго­товку учеников, а у учащихся — за качество знаний. Основа педагоги­ческой технологии — монолог учителя (ответы на вопросы, которые уче­ники не задают). Принято, что знания прибавляются только на стороне объекта педагогического процесса. Как следствие — неравенство в сис­теме «ученик — учитель» и вообще между взрослым и ребенком.

Суть гуманистической парадигмы — нахождение истины. Главное — вовлечение ученика в процесс познания, поиска истины. Девиз — «По­знание — сила!». Основной прием педагогической технологии — диалог или полилог. Характерная черта — богатство импровизации, сотрудниче­ство, сотворчество с учеником, актуализация его прошлого опыта, обога­щение сознания личности, как учителя, так и ученика. В основе лежит любовь к ученику, рождающая у него веру в творческие возможности.

Шкала оценок успехов ученика основывается на отслеживании дви­жения в развитии относительно своих прежних достижений, а не от­носительно других и не относительно заданных нормативов. Низкая оценка всего лишь точка отсчета на перспективу. Диагностика успе­хов не служит средством отбора и продвижения «сильных». Темп обу­чения в каждой дисциплине подбирается в зависимости от возможно­стей ученика, его динамики восприятия информации.

Становление такой парадигмы — это преодоление в теории и на практике целого ряда основных противоречий между развивающейся культурой и доминирующим пока традиционным способом обучения. А. А. Вербицкий выделил ряд таких противоречий:

• противоречие между ориентацией обучающегося на прошлые образцы общей и профессиональной культуры, опредмеченные в учебной информации, «культурных консервах» и необходимо­стью ориентации субъекта учения на будущее содержание жизни и деятельности, общей и профессиональной культуры;

• двойственность учебной информации: она является органичес­кой частью культуры и одновременно лишь специфической, об­щей и профессиональной культурой;


16 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения

• противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей — учебных дисциплин;

• противоречие между способом существования культуры как про­цесса и ее представленностью в обучении в виде статичных зна­ковых систем;

• противоречие между общественной формой существования куль­туры и индивидуальной формой ее присвоения человеком;

• противоречие между исторически сложившимся «тоталитар­ным», технократическим подходом к «обучаемому» как некому инженерному устройству, поведение которого можно модифици­ровать с помощью отобранной системы стимулов независимо от его желания и воли, и ориентацией современного общества на гуманистические ценности и идеалы, на обеспечение условий са­моопределения и самореализации каждого;

• противоречие между потребностью непрерывного развития челове­ка в динамично меняющемся современном мире и «конечностью» (дискретностью) образования и в его классическом варианте (1).

Решение проблемы гуманизации в условиях новой образовательной парадигмы предполагает понимание субъектом обучения «образа мира» и «образа себя самого» в этом мире на основе взаимосвязи двух компонентов понимания — когнитивных и личностно-смысловых (6).

Гуманистическая парадигма является основой инновационного обучения, ставящего во главу угла личность учащегося и ее развитие, и делающего обучение личностно-ориентированным.

Можно выделить наиболее значимые черты инновационного обу­чения.

1. Изменение позиции учащегося в зависимости от характера учеб­ных ситуаций: поисковый характер деятельности — ученик-ис­следователь; игровой характер — играющий ученик; в ситуации столкновения мнений, защиты своей точки зрения — он споря­щий, принимающий решение и т. д. Таким образом, обеспечива­ется проживание школьником учебного процесса в роли актив­ного его участника.

2. Дидактический поиск модели обучения, ориентированной на тес­ную связь обучения с непосредственными жизненными потреб­ностями, интересами и опытом школьников.

3. Обучение, основанное на рефлексивной деятельности учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, способ-


1.2. Гуманистическая парадигма инновационного обучения



ствует развитию творческого критического мышления, формиро­ванию самостоятельного опыта деятельности, определению лич­ностных смыслов.

4. Создание дидактических условий для самоорганизации учащих­ся на самостоятельное познание, в связи с чем процесс обучения приобретает личностную значимость, так как формируется ин­дивидуальный опыт, обеспечивается соотнесенность его с жиз­ненными коллизиями.

5. Обучение, способствующее реализации воспитательной функции.

Таким образом, инновационные образовательные процессы созда­ют благоприятные условия для реализации индивидуально-личност­ного развития ученика в учебно-воспитательной деятельности.

Кроме того, инновационное обучение способствует формированию отношения учащихся к существующей культуре, способам накопления социального опыта и восприятию социальной системы, что в дальней­шем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.

Список литературы

1. Вербицкий А. А., Жукова Н. В. Проблемы гуманизации образова­ния в условиях новой образовательной парадигмы. — Нижний Тагил, 2006.

2. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. — М., 1977.

3. Минияров В. М. Педагогическая психология. — М., 2005.

4. Психология (словарь) / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. — М., 1990.

5. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Ту-тушкиной. — М., 1997.

6. Сорокоумова Е. А. Психология понимания в самопознании млад­ших школьников. — Н. Новгород, 1999.

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в совре­менной школе. — М., 1996.

Основные понятия

Поддерживающее обучение — процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание и воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения (образования) обеспечивает преемственность со­циокультурного опыта и именно он традиционно присущ как школь­ному, так и вузовскому обучению.


18 Глава 1. Теоретико-методологические основы инновационного обучения

Парадигма — система основных научных достижений (теорий, ме­тодов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исто­рический период.

Образовательная парадигма — это совокупность принятых в педа­гогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпо­сылок, определяющих конкретные подходы к проектированию про­цесса образования и саму образовательную практику.

1.3. Идеи Л. С. Выготского об инновационном обучении

Педагогическая психология инновационного обучения руководству­ется идеями Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии че­ловека, которые формировались в научных спорах с ведущими пред­ставителями доминирующих в начале XX в. теорий, рассматривающих проблему соотношения обучения и развития, а также проблему орга­низации процесса обучения.

К началу 30-х гг. ХХ в. выделяется три основные теории обучения: ассоциативная теория (господствовала в конце XIX в.), бихевиоризм и гештальтпсихология (появились в начале ХХ в.).

Термин «ассоциация» был введен английским философом, педаго­гом Дж. Локком (1632–1757). Для него ассоциация — один из меха­низмов мышления. Знание, согласно Локку, основываются на опыте. Опыт двояк: его источники — ощущения и рефлексия (под рефлекси­ей понимается наше восприятие того, как мы мыслим, и суждение об этом процессе). Из этих двух источников разум получает идеи — все, что является объектом человеческого мышления. Изначальных же — врожденных идей нет; человек рождается как «табула раса» — чистая восковая доска, на которой жизнь пишет свои письмена, которые по­том станут знанием. Эти идеи непосредственно соотносятся с педаго­гикой и позже — с проблемами психологии личности и педагогичес­кой психологией, составляя основу так называемых «теорий среды», утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий на формирование психики и личности человека.

В рамках бихевиористической концепции Э. Торндайком была выд­винута одна из основополагающих теорий научения — теория «проб и ошибок». Э. Торндайк сформулировал основные законы научения — это законы упражнения, эффекта и готовности. Он отрицал качествен­ное различие между навыками животного и человека и оставался при-


1.3. Идеи Л. С. Выготского об инновационном обучении



верженцем принципа биологической предопределенности человеческо­го поведения. Э. Торндайку принадлежит серия работ по психологии обучения языку, чтению, арифметике, алгебре. Он является автором книги «Принципы обучения, основанные на психологии».

Методологической основой к инновационному подходу в обучении по­служил и научный спор Л. С. Выготского с Э. Торндайком в отношении позиции учителя и ученика. Согласившись с позицией автора книги «Принципы обучения, основанные на психологии», утверждающего роль активности ученика, его собственных действий в обучении, Л. С. Выготс­кий подчеркивает, что Э. Торндайк тем не менее сохраняет противореча­щий этой позиции «традиционный взгляд на учителя как на главный и по­чти единственный двигатель воспитательного процесса» (5, с. 192). Далее Л. С. Выготский формулирует капитальной важности положение: «Учи­тель с научной точки зрения — только организатор социальной воспита­тельной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учени­ком» (там же). Л. С. Выготский отрицает «непосредственное влияние» личности учителя на ученика, но подчеркивает, что, даже выступая лишь как «преподаватель», «предметник», то есть опосредуя свои влияния со­держанием знаний, учитель снимает с себя регулятивные функции и не ре­шает «тонкие и сложные задачи организации социальной среды» (5, с. 194). Эта дискуссия, как отмечает В. Я. Ляудис (9), указала иной методо­логический путь анализа системы «учитель — ученик», так же как и сто­ящих за ней отношений «общество — личность». Путь предполагающий взаимообусловленность, учет позиций каждого субъекта образователь­ного процесса).

К. Коффка, представитель гештальтпсихологии, работающий в об­ласти обучения и психического развития ребенка, дал критический анализ теории «проб и ошибок». В основу гештальтпсихологии был положен постулат, что «возникновение структуры есть организация, причем спонтанная» или, точнее, самоорганизация материала. Она осуществляется в процессе восприятия или припомин<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: