1.0. Роль игровой деятельности в психическом развитии в начальной школе.
1.1. Роль педагогического общения в усвоении знаний.
1.2. Развитие мировоззрения в подростковом возрасте.
1.3. Становление нравственности подростка.
1.4. Роль общения со сверстниками в становлении личности подростка.
1.5. Социализация личности на разных этапах онтогенеза.
1.6. Факторы, влияющие на обогащение сознания.
1.7. Субъект-субъектные отношения в процессе обогащения сознания.
1.8. Смыслообразование в процессе продуктивной и творческой деятельности.
1.9. Понятие учебной и жизненной ситуации.
2.0. Становление субъекта в процессе обучения.
Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»
Тесты на выбор ответов
1. Педагогическая психология изучает:
а) закономерности освоения социокультурного опыта ребенком
в системе социальных институтов воспитания и обучения;
б) закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы
содержания образования, методы, формы и средства обучения;
в) основные закономерности психического развития ребенка;
г) закономерности развития и формирования психики.
2. Ведущими мотивами учебной деятельности, обеспечивающими
эффективное обучение являются:
а) потребность в приобретении новых знаний, расширении кру
гозора;
б) стремление получить поощрение и избежать наказание;
в) чувство долга, ответственности;
г) требования учителей, родителей.
3. Развивающее обучение рассматривает учащегося:
а) как самообучающийся субъект учения;
б) как объект обучающих воздействий учителя;
в) как субъект, усваивающий знания, умения навыки в качестве
самоцели, а не как средство развития учащегося.
4. Автором суждения: «Обучение и развитие находятся в единстве,
причем обучение, опережая развитие, стимулирует его» является:
|
а) Л. С. Выготский;
б) Ж. Пиаже;
в) Э. Торндайк;
г) В. Штерн.
5. В качестве основного логического принципа организации теорети
ческого мышления, согласно взглядам В. В. Давыдова, выступает:
Тесты на выбор ответов
а) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
б) формальная логика;
в) индуктивно-аналитическая логика;
г) дедуктивно-синтетическая логика.
6. Учение с точки зрения психологии рассматривается:
а) как активность субъекта, как деятельность, как фактор психи
ческого развития;
б) как адаптивный процесс, определяющийся наследственностью,
средой, включая приспособление и регуляцию;
в) как фактор социализации, как условие связи индивидуально
го и общественного сознания.
7. Дидактические способности, согласно взглядам Ф. Н. Гоноболи-
на, это:
а) способности передавать учащимся учебный материал, делая его
доступным для детей, преподносить ясно, интересно и понятно;
б) способности к соответствующей области наук;
в) способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с по
мощью речи, а также мимикой и пантомимикой.
8. При либеральном стиле педагогического общения:
а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу
ученикам, коллегам;
б) учитель единолично решает, принимает решения, устанавли
вает жесткий контроль за выполнением своих требований;
в) учитель привлекает учащихся к принятию решений, учитыва
ет их мнения, поощряет самостоятельность.
9. Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых
при наличии и относительном равенстве других необходимых
условий зависит продуктивность учебной деятельности — это:
|
а) обучаемость;
б) воспитуемость;
в) сензитивность;
г) самостоятельность мышления.
1.0. Обучение, при котором педагог обеспечивает оптимальное соотношение самостоятельного поиска учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, называется:
а) проблемным обучением;
б) программированным обучением;
160 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»
в) теорией поэтапного формирования умственных действий;
г) развивающим обучением.
Тесты на сопоставление
Прочитайте, приведенные ниже высказывания, обратив особое внимание на их связь друг с другом, затем укажите какие из предложений отмеченных арабскими цифрами можно обозначить буквами А, В, С, Д которые означают:
• А — предложение содержит центральную идею, вокруг которой группируются большинство высказываний;
• В — предложение содержит основную идею, подтверждающую центральную;
• С — предложение содержит пояснительный пример или уточнение;
• Д — предложение никак не связано с центральной идеей.
Тест 1
1. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания.
2. Педагогическая психология тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой.
3. Наиболее типичным методом исследования для педагогической психологии является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребенка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса.
|
4. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.
Тест 2
1. Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности.
Тесты на сопоставление
2. Самовоспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
3. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде п своим потомкам.
4. Теорию эволюции разработал Дарвин.
Тест 3
1. А. Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива».
2. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
3. Ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.
4. Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе.
Тест 4
1. Человек изобрел и усовершенствовал такие способы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), технические средства передачи и приема информации (радио, телевидение, механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи).
2. Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение.
162 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»
3. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
4. Информация может передаваться и приниматься различными способами: телесными контактами (касание тела, руками и т. п.); на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за деятельностью другого человека, восприятие звуковых сигналов).
Тест 5
1. Педагогическая деятельность определяется психологическим содержанием, в которое включается мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.
2. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся.
3. В качестве носителей знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемых учеником при организованном учителем наблюдении за осваиваемыми фактами.
4. Рассматривая педагогическую деятельность, мы имеем в виду ее высокопродуктивный характер.
Тест 6
1. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.
2. В педагогической деятельности выделяются внешние мотивы, например, мотив достижения, и внутренние мотивы, например, ориентация на процесс и результат своей деятельности.
3. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации.
4. Результатом педагогической деятельности является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося.
Тест 7
1. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации.
2. Центрация понимается как особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащегося, основанное на эмпатии,
Тесты на сопоставление
безоценочном принятии другого человека и конгруэнции переживаний и поведения.
3. Эмпатия помогает развитию общения, творчества и субъективного (личностного) роста в целом.
4. Для анализа мотивации педагогической деятельности наибольший интерес представляет стадия развития мотива власти.
Тест 5
1. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности.
2. Основные характеристики педагогической деятельности — целе-положенность, мотивированность, предметность, продуктивность.
3. Различают 5 уровней продуктивной деятельности — непродуктивная, малопродуктивная, среднепродукгивная, продуктивная, высокопродуктивная.
4. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направлена на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.
Тест 6
1. Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
2. Содержанием учебной деятельности является овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, побуждаемое адекватными мотивами.
3. Мотивами учебной деятельности могут быть мотивы собственного роста, собственного совершенствования.
4. Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере.
Тест 7
1. Педагогическая деятельность учителя (преподавателя) характеризуется определенным стилем.
2. Стиль деятельности — это устойчивая система способов, приемов, обусловленная индивидуально-психологическими особенностями.
3. Индивидуально-психологическими особенностями являются характер, темперамент, способности и т. д.
164 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»
4. Носителем знаний может являться учебное пособие или его представление.
Тест 8
1. Педагогическая психология, используя все три источника полученных данных, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование и т. д.
2. Эксперимент — это центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии.
3. Различают лабораторный и естественный эксперимент.
4. Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды.
Тест 9
1. Все педагогические функции разделяются на две группы — целе-полагающие и организационно-структурные.
2. Обобщение результатов исследования организационно структурных функций позволяет отметить общее содержание входящей в нее конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функции.
3. Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений с учащимися, с другими учителями и администрацией школы.
4. Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий.
Тест 10
1. «Психологическая готовность к школьному обучению — единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе».
2. «Различают два вида психологической готовности к школьному обучению — специальная и общая».
3. «В специальной готовности измеряются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявлениями в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами. Недоста-
Тесты на сопоставление
точная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном детстве». 4. «Психодиагностические методы должны быть стандартизированы, надежны и валидны».
Тест 11
1. «Психология обучения направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения ».
2. «Психология обучения — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения».
3. «Создатели образовательных систем превосходно понимали многочисленные ипостаси живого действия, хотя далеко не всегда полностью ориентировались в предметном содержании действия, в чем им помогали учителя и методисты».
4. «Принципы психологии обучения: строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности».
Тест 12
1. Учитель наблюдает за поведением детей, за тем, как они выполняют различные задания в классе, и использует полученную информацию для совершенствования своей работы как с классом в целом, так и с отдельными учениками.
2. В педагогической психологии используются те же методы, что и в других отраслях психологической науки. Главными методами являются наблюдение и эксперимент.
3. Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания.
4. Вместе с тем следует отметить, что метод наблюдения используется не только в исследовательской, но и в практической деятельности, в том числе и в педагогической.
166 Приложение 3. Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»
Тест 13
1. Главная задача учителя — завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости.
2. Особенно важно отметить, чтобы большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Задача учителя — оправдать эти надежды, не угасить потребность в познании.
3. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации и пожелания не подлежат сомнению; даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя.
4. К этому возрасту, малыш уже знает о многих профессиях; больше того — в играх он имитирует деятельность, соответствующую некоторым из них.
Приложение 4. Практические занятия
Изучение речевого взаимодействия на уроке
Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке. При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса. Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога (любого взрослого-руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий.
Фландерс выделяет 10 категорий (интеракций) взаимодействия между учениками и учителем: семь из них относятся к речи учителя; две — к речи учащихся; и одной категорией отмечаются молчания, задержки, неясности на уроке. 1. Речь учителя.
Принятие настроя. В мягкой манере принимаются или выясняются установки ученика, его эмоциональный настрой, который может быть как позитивным, так и негативным. Это выражается в словах учителя: «Хорошо, продолжай, все нормально, если не получается — отложи».
Положительное подкрепление. Имеются в виду все действия, направленные на поддержку, укрепление наличных форм поведения. Это — похвала, одобрение, шутка. Сюда же относятся одобрительные невербальные действия учителя. Принятие и использование представлений учеников. Учитель повторяет высказывания ученика, уточняет, переформулирует, использует идеи, содержащиеся в этом высказывании. Как только учитель переходит к изложению собственных идей, его речь должна быть отнесена к категории 5 «рассказ».
Задавание вопросов. Высказывания учителя с намерением получить ответ от ученика. Вопросы могут быть реакцией на высказывания ученика, стремлением получить дополнительную информацию.
Приложение 4. Практические занятия
Рассказ. Определение понятий, приведение фактов,суждений, объяснение, обоснование собственных представлений, иллюстрация, примеры, цитирование источника.
Распоряжения. Прямые указания, приказы, требования, наставления в критической форме, которым ученик должен подчиниться. Отрицательное подкрепление. К этой категории относятся все высказывания с намерением изменить поведение ученика от нежелательного к желательному. Это — выговор, упреки, угрозы, окрик, язвительная насмешка.
2. Речь ученика. Ответ учителю. Речь ученика инициирована учителем, который задает ситуацию и вынуждает учеников высказываться. Речь по собственной инициативе. Ученики сами начинают разговор, высказывают собственные идеи, задают новые темы для беседы, свободно выражают собственное мнение, задают вопросы.
3. Пауза, замешательство. Период молчания или замешательства, приостановка активной речевой коммуникации.
Схема может использоваться несколькими наблюдателями без разделения между ними функций и с их разделением (например, один фиксирует категории, относящиеся к учителю, другой — к ученикам), при наблюдении за классом в целом или за отдельными учениками. При стандартном предъявлении наблюдателю дается бланк со схемой наблюдения, и он каждый 3 секунды отмечает конкретное проявление активности на уроке, делая это в течение 15–20 минут. Однако это возможно лишь при нескольких наблюдателях или при использовании только основных категорий. Более удобными формами является ее применение как схемы обработки результатов записи сплошного наблюдения целого урока или его части, а также сочетание использования схемы и кратких записей.
Психологический анализ урока
Наблюдая урок, необходимо записывать его ход, стараться фиксировать речь, жесты, действия учителя, ответы, поведение учащихся.