Каждый твой шаг, каждый твой поступок � и хороший, и плохой � отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью или болью,счастьем или страданием. (II, с.218)
Уважай и почитай мать и отца � они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. (IV, с. 156)
Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли и страданий. Всё, что дают тебе отец и мать � это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери � твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы � усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи. Если люди считают тебя плохим человеком � это большое горе для твоей матери и твоего отца. (II, с. 220)
Не огорчай их ничем. (IV, с. 156)
Для твоего блага они расходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства прибавляет им забот и седин. (7, с. 90)
Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети � говорит украинская народная мудрость. (II, с. 225)
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезни твоей матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость,сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Сердце отца и матери всегда уязвляет сыновняя неблагодарность, равнодушие детей. (II,227-228)
Женщина-мать � творец всего прекрасного на земле, потому что она � творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. (III, с.... / 4, с. 73)
Твой отец � защитник Родины. Если вспыхнет пламя войны, твой отец уйдёт в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ. (II, с. 226)
|
Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь лишь покоем или бедой. Не превращай старости своих дедушки и бабушки,отца и матери в беду. Помни, что и ты будешь старым. Присмотрись внимательно к дедушке и бабушке; таким станешь и ты через несколько десятилетий. Дорожи здоровьем дедушки и бабушки; у них закат жизни, им осталось жить меньше, чем тебе. Не стесняйся и не опасайся поделиться с ними своими радостями или бедой. (II, с. 231-232)
То, что ты обратишься к ним за советом, � само по себе для них большая радость. Если дедушка и бабушка живут не в твоей семье, пиши им. В старости для человека особенно дорого то, что о нём не забывают. На праздники поздравляй дедушку и бабушку. Внимательно слушай, что говорят тебе, чему учат дедушка и бабушка. (II, с. 232)
Делите свои радости с бабушкой и дедушкой, в праздники будьте с ними, пусть не смущает вас то, что в жизни старых людей кое-что вам кажется странным и непривычным � такие же странности будут и у вас, когда вы станете стариками. (II, с. 314)
Проявляй терпимость, чуткость, такт по отношению к слабостям стариков. Будь терпим к слабостям больных людей. Не всё, что ты говоришь своему ровеснику, можно говорить в присутствии старого и больного человека. У отдельных людей есть физические пороки � к этому надо быть особенно терпимым и снисходительным. (II, с. 313)
Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми � это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию � патриотизм, истинная любовь к женщине и старость. (II, с. 216)
|
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй её одну; ты сам � твоё слово, твоя улыбка, твоё обращение � бывает, единственая радость её бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества. (II, с. 217)
Уважение, почитание старших поколений � закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. Не думай, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней � мудрость многих поколений.(II, с. 215-216)
Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящее свобода сына и дочери � быть послушными детьми. (II, с. 220)
Всегда оставайся ребёнком своей матери, потому что ты для неё даже 60-летний, даже 70-летний � всегда дитя. Спрашивай у неё совета,неси ей радости и печали.... Ты получил свой первый заработок � купи подарок матери, бабушке. Этот подарок � выражение твей благодарности. (II,с. 233)
Ты должен знать и всю жизнь помнить День Рождения матери, отца, дедушки, братьев, сестёр. Сколько человек в семье � столько и Дней Рождения. (II, с. 400)
Берегите любовь
Любовь � это высокая человеческая культура. По тому, как человек любит, можно сделать безошибочный вывод, какой он человек. (II, с. 435)
Для человека, умеющего создавать своё духовное богатство, нет первой, второй любви, а есть любовь единственная. (III, с. 673)
|
Любить означает чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека. (3, с. 25)
Любить � значит отдавать силы своей души, вкладывать их в любимого человека. (III, с. 405)
Любовь � могучая воспитательница. Она делает человека чище, честнее, искреннее, требовательнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни. Человек лишь тогда становится настоящим человеком, когда он любит. (II, с. 200-201)
Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновеннейшим. (III, с. 516)
Любить девушку � это значит прежде всего приносить ей радость, создавать радость. (IV, с. 168)
Самые счастливые дни юности � это та чистая, идеальная любовь, с которой духовно богатым людям долго не хочется расставаться. (II, с. 422)
Любовь человеческая должна быть не только красивой, преданной, верной, но и мудрой, осмотрительной, зоркой и разборчивой. И лишь мудрая и осмотрительная она может быть красивой и счастливой. (II, с. 429)
Любовь только тогда высоконравственна, когда она умна, мудра, предусмотрительна. (II, с. 411)
Любовь � горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. Для девушки это особенно важно. (II, с. 424)
Женщина � властелин и повелитель в любви. Мужество и мужественность женщины творит духовное благородство, красоту, преданность,верность мужчины. (II, с. 434)
Любовь благородна лишь тогда, когда она стыдлива. (I, с. 596-597)
Чем с большим достоинсвом держится девушка, тем благороднее, целомудреннее чувство любви, испытываемое к ней со стороны юноши,тем сильнее воспитательное влияние девушки на моральный облик юноши. (IV, с. 134)
Настоящая женственность � это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. (I, с. 201)
Любовь � это раскрывающийся цветок, и лучше к нему не прикасаться. Пусть юный ум и юную душу изумляет красота цветка как единого целого. Но не надо анализировать, чем красив каждый лепесток. (II, с. 418)
Перед тем, как полюбить в девушке женщину, в юноше � мужчину, полюби в ней, в нём человека. (II, с. 406)
Любить свою жену � значит почитать её, беречь, боготворить её � да, не будем бояться этого слова, � верить разумом и сердцем, что она лучшая из женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей, значит, не изменяй ей даже в мыслях. (V, с. 436)
Чувство любви испытывается временем. Знай, что твоя молодая жена-красавица станет старухой, а ты � стариком. Настоящая любовь � это умение любить до гроба. Любить и тогда, когда человек умер. Любить память о человеке. (II, с. 406)
Уважать женщину
Уважать женщину � это значит уважать жизнь. (III, с. 679)
В женщине воплощено величие рода человеческого. Её высокое предназначение сопряжено с огромным трудом. Ей несравненно труднее, чем мужчине. Она � не �слабый� пол, но существо, нуждающееся в заботе и защите. На особую заботу женщина имеет право потому, что она сильная, мужественная, но ей очень трудно. (II, с. 326)
Девушку нельзя оскорбить, нельзя причинить ей зло уже потому, что она девушка. Оскорбляя девушку, ты оскорбляешь свою мать и всех матерей. (III, с.)
В девочке, девушке, женщине ярче всего воплощена человеческая красота, потому что она творец новой жизни. (IV, с. 211)
Природа и исторический процесс развития человечества возложили на женщину более тонкую, более изящную работу, чем на мужчину. (III, с. 680)
Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. (II, с. 224)
Мать, женщина должна быть нравственным, духовным властелином и повелителем в семье. (II, с. 223)
О самовоспитании
Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. (I, с. 452)
Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь. (III, с. 657)
Люди видят нас ежечастно и ежеминутно. Люди чувствуют наше присутствие даже тогда, когда не видят нас. Каждая вещь материального мира, с которым мы соприкасаемся, сохраняет на себе наш след. (II, с. 648)
Делай людям добро, понимай и ощущай радости и горе человека, который живёт рядом с тобой, вкладывай в него частицу своей души, будь непримиримым к равнодушию, ненавидь унижение человеческого достоинства � и ты будешь настоящим человеком. (III, с. 559)
Человек счастлив лишь тогда, когда делает добро для других людей. (III, с. 501)
Настоящему человеку не безразлично, что о нём думают, как его оценивают другие. Что бы мы ни делали, где бы ни находились � помните,на нас всегда глядят глаза людей. (II, с. 648)
Будь непримиримым к человеческим порокам прежде всего в самом себе. Учись делать то, что восхищает тебя в другом человеке и никогда не делай того, что ты ненавидишь, презираешь в других. Люби в себе красоту и ненавидь в себе порок. (II, с. 650)
Делай так, как подсказывает первое движение души. Подавлять в себе голос совести � очень опасное дело. Если ты привыкнешь не обращать внимания на что-то одно, ты вскоре не будешь обращать внимания ни на что. Не иди на компромисс со своей совестью � только так можно выковать характер. (III, с. 635)
Самое страшное для человека � это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. (III, с. 635)
Быть настоящим человеком � это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче;чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от твоей души. (II, с. 200)
Никогда не откладывай на завтра то, что надо сделать сегодня. Завтра � это мать лени, разболтанности. Чтобы совесть твоя была спокойна,сделай сегодня хоть маленькую частичку того, что надо сделать завтра. Пусть это станет правилом твоей жизни. (IV, с. 167)
Человек прекраснее всего на свете, и поэтому вещи должны лишь подчёркивать его красоту, подчиняться ей. (I, с. 415)
Плохо, небрежно выполненая работа свидетельствует о невысоких моральных качествах работающего. (I, с. 422)
Знания добывай своими силами. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно. Несамостоятельное выполнение учебных заданий � первый шаг к тунеядству. (IV, с. 167)
Воспитанному человеку голос совести не позволит даже размышлять над тем, можно или нельзя списывать у товарища. Для него это так же недопустимо, как недопустимо предстать голым перед людьми. (IV, с. 172)
Воспользоваться чужим трудом � списать задачу или другое задание � значит унизить своё достоинство. (I, с. 259)
Заставьте себя выполнять домашние задания утром, и вы убедитесь, как это облегчает умственный труд, даст свободное время для чтения,кружков, самообразования. (III, с. 456)
Воспитание сердечности
Чуткость, впечатлительность души формируются в детстве. Если упущены детские годы � упущенного никогда не наверстаешь. (III, с. 92)
Дети не могут жить без радости. Но радости не могут быть беззаботными. (III, с. 92)
Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям,беде, тоске, одиночеству. (III, с. 95)
Всё, что происходит в мире, должно волновать детское сердце. (7, с. 111)
Не уводите ребёнка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребёнка. (III, с. 97)
Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей. (II, с. 163)
Ни на минуту наши дети не должны забывать, что в мире есть горе, нищета, страдания; сотни миллионов людей голодают; до сих пор человека продают в рабство; арсеналы войны наполнены смертоносным оружием, которого уже трижды достаточно, чтобы уничтожить на земле всё живое. Воспитывать надо так, чтобы всё это порождало не чувство бессилия и обречённости �маленького человека�, а гражданскую готовность бороться за торжество добра, справедливости. (II, с. 333-334)
Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастаешь жестоким, а жестокость � это слабость, помноженная нак подлость. (II, с. 340)
Равнодушие � родная сестра бессердечности, бездушности, эмоциональной толстокожести. У равнодушного человека нет близкого,родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. (3, с. 91)
Не бойтесь омрачить детство горькими мыслями, � ведь главное то, о чём эти горькие мысли, заботы, волнения. (IV, с. 450)
Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать,вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом. (7, с. 80)
Сердечный, отзывчивый ребёнок чувствует зло там, где, казалось бы, с первого взгляда и нет дурного поступка. Ребёнок чувствует, что, если в его табеле появится плохая оценка, сердце матери будет огорчено. Ему хочется, чтобы мать была спокойна. Он знает, что своим трудом он может успокоить сердце матери, не причинять ей беспокойства. (3, с. 120)
Пусть ребёнок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под рорывами осеннего ветра; пусть в его сердце живёт тревога: а не подкрадывается ли в эту холодную ночь к яблоньке серый зайчик, не грызёт ли кору? Пусть на рассвете идёт ребёнок в сад, пробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, окутывает его соломой. Пусть сердце ребёнка болит и от того, что во время бури маленький птенец выпал из гнезда. (III, с.)
Азбука воспитания человечности в том, чтобы ребёнок, отдавая тепло своей души другим людям, находил в этом личную радость. (IV, с. 196),
Если маленький человек не оставил частицы своего сердца вс кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке,деревце, в любимой книге � для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности. (III, с. 563)
Чрезвычайно важная задача морального воспитания состоит в том, чтобы сердце детское ускоренно забилось при мысли, что на этом холмике, в этой балочке шёл в атаку на врага дед, прадед; земля, щедро пролитая его кровью, стала его могилой. (V, с. 329)
Как это важно, чтобы в детские годы ребёнок не мог спокойно уснуть от мысли о том, что если он, маленький человек, будет бездеятельным,то родная земля станет беднее! (IV, с. 451)
Горе другого человека должно стать личным горем ребёнка, заставить задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом. Человечество легче любить, чем помочь соседу. (III, с. 242-243)