Нет большей силы, могущей влиять на детскую душу, чем способность восхищаться человеком, удивляться его моральной красоте и величию. (I, с. 667)
Пусть наисложнейшая и наитруднейшая человеческая натура под влиянием идеального выпрямится, пусть ребёнок испытает жажду быть хорошим. (I, с. 465)
Убеждения рождаются из чувства гордости за человека, идеал становится желанной, привлекательной вершиной, когда идея предстаёт перед юным гражданином в ярком образе борца. (II, с. 175)
Чтобы сформировать у своего питомца непоколебимую идейную стойкость, рассказывайте о давно прошедших исторических событиях так, чтобы он почувствовал себя и рабом, прикованным к триере, и гордым, свободным воином армии Спартака. (7, с. 25)
Надо рассказывать о мужестве и героической смерти защитников Москвы так, чтобы учащиеся на какое-то время забыли о том, что они сейчас сидят за партами в мирных условиях. Учащиеся должны мыслено поставить себя на место тех, кому выпала эта высокая честь, поставить себя на их место и, победив в себе сомнение, колебание, сказать: �Я поступил бы так же�. (II, с. 109)
Не нужно детям разъяснять, растолковывать выводы о моральной красоте, которая вызвала у них удивление, восхищение. Главное � само восхищение, которое порождает моральное стремление. Пусть каждый ребёнок вдумается в факты, самостоятельно осмыслит их. Тем более нельзя его укорять � упрёки закрывают глаза ребёнка, особенно подростка, на моральную красоту; упрёки воспитывают только тогда, когда они идут от собственной совести, а задача воспитателя в том и состоит, чтобы сформировать чувствительную совесть. (I, с. 574)
Пусть воспитанник сам подумает о своём поведении, о своих поступках, чтобы, услышав призыв, он старался стать лучше. (I, с. 626)
|
Не ищите сразу же параллелей между поступками и поведением того, кто должен стать идеалом для юного сердца, и подростком. Не упрекайте подростка: настоящий человек действует вот так, а ты совсем иначе. (V, с. 275)
Подростки не любят дидактики, они очень критически относятся к параллелям. (V, с. 275)
Красота сама по себе влият на душу человека и не требует комментариев. Мы любуемся цветком розы как единым целым, и красота будет разрушена, если мы станем отрывать от цветка один за другим лепестки и анализировать, в чём заключается подлинная красота. Так не надо растолковывать подростку то, что ясно и без разъяснений. Пусть творческое воображение мысленно рисует себя в той обстановке, в которой жил и боролся герой, чей образ пленил душу. (V, с. 275-276)
Формирование идеологии
Воспитание � это прежде всего идейное воспитание, формирование идеологии. (V, с. 385)
Идея � это боль сердца за правду, истину, красоту. (V, с. 418)
Без идеала нет духовного основания личности. (III, с. 447)
На уроках по предметам гуманитарного цикла нет и не может быть материала в идейном смысле нейтрального. (II, с. 674)
Аполитичность � это ядовитое оружие в руках нашего врага, и ему необходимо на каждом шагу противопоставлять наше мощное оружие � оружие коммунистической идейности. (7, с. 112)
До тех пор пока в мире есть эксплуатация человека человеком, нельзя воспитывать любовь ко всему человечеству, потому что нет абстрактного человечества, а есть братья по классу � эксплуатируемые � и их непримиримые противники � эксплуататоры. (III, с. 168)
|
Если ребёнок не был потрясён яркой картиной порабощения человека человеком, не прочувствовал ненависти к носителям этого зла, он не станет настоящим гражданином, человеком возвышенных идеалов. (III, с. 235)
Религия � порабощение человеческого духа
Зло религии в наше время � в проповеди бессилия. Проповедь бессилия перед судьбой, перед сложившимися в жизни обстоятельствами ведёт к тому, что человек становится рабом собственного бессилия, чувствует свою обречённость, смотрит на себя, как на игрушку в руках господних. (V, с. 290-291)
Вера в бога ослабляет моральные, духовные силы человека. Религиозная отрава причиняет вред прежде всего тем, что порождает в человеке неверие в собственные силы, пассивность, призрачную надежду, что его судьба зависит не от активной борьбы за будущее, а от какой-то сверхъестественной силы. (V, с. 40)
Религия � порабощение человеческого духа. Бог угнетает человека до тех пор, пока люди угнетают друг друга. (III, с. 473)
Страх смерти, писал М. Горький, гонит человека в темницу веры. (III, с. 529)
Церковь считала грехом не только поиски истины, но и человеческую радость, счастье. (I, с. 70)
Христос � царь небесный � стал таким же душителем свободы и мысли, как земные цари. (III, с. 472)
Без понимания религии невозможен научный атеизм. А без атеизма невозможна коммунистическая идейность, убеждённость в справедливости благороднейших идеалов человечества. (III, с. 472)
Об истории
Подлинная история Украины � это не история гетманов и казацкой старшины, а история героической борьбы угнетённого народа против угнетателей � и �своих� и �чужих�. (7, с. 100)
Есть преступления, за которые никогда не прощают. Честный человек никогда не подаст руки тому, кто изменил Родине. (II, с. 189)
Мы, украинцы, вместе с русскими и белорусами � дети одной матери � Руси. (I, с. 150)
Без дружбы народов, без союза с великим русским народом, без титанического труда ленинской партии коммунистов свободная Украина была бы невозможна. (I, с. 149)