Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, � это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и осмотрительно, а самое главное � надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка. (III, с. 127)
Забота о здоровье � это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (III, с. 109)
Часто ребёнок начинает отставать в учении просто потому, что он недомогает, сам не зная об этом. Педагог не имеет права не знать, что происходит с ребёнком, почему он нездоров, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии. (IV, с. 46)
Ребёнок � живое существо, его мозг � тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. (IV, с. 133)
Память в детские годы очень гибкая, и если ею умело управлять и не перегружать её, она становится вашим первым помощником. То, что запомнил ученик в первые годы, никогда не забывается. (II, с. 476)
Учение не должно сводиться к к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья, и для умственного развития ребёнка зубрёжке. Не зубрёжка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, фантазии, творчества � таким должно быть учение ваших питомцев. (III, с. 108)
Здоровье зависит от того, какие домашние задания даются ребёнку, как и когда он их выполняет. (III, с. 112)
Занятия в утренние часы неизмеримо плодотворнее, чем после уроков. За один час утром можно сделать столько, сколько не сделаешь и за три часа днём. (V, с. 247)
|
Лучше рано ложиться спать и рано вставать, выполнять домашние задания утром, до того, как идти в школу, вторую же половину дня посвящать главным образом физической работе, кружковой работе, чтению � не для заучивания и запоминания, а для общего интеллектуального развития. (III, с. 387)
Выполнение домашних заданий утром, перед классными занятиями, освобождение второй половины дня от интенсивного умственного труда над учебниками, использование этого времени примущественно для физического труда на воздухе, для индивидуальных увлечений, для чтения, для игр � условия, благодаря которым не только укрепляется здоровье, но и создаются возможности для богатой духовной жизни, для всестороннего развития.(I, с. 206)
Если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим. (IV, с. 137)
Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и неспособных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти вокруг борьбы за мнимую честь школы. (IV, с. 148)
Умственное воспитание
Главная цель умственного воспитания � развитие интеллекта. (I, с. 99)
Непроизвольное запоминание � важнейшее условие умственного развития; оно освобождает силы разума для мысли, для глубокого мыслительного проникновения в сущность фактов и явлений. Непроизвольное запоминание предотвращает одно из самых страшных зол � зубрёжку. Запоминание, основанное на понимании, самое прочное. (IV, с. 259)
|
Добиться того, чтобы ученик твёрдо запомнил правило (определение, вывод) без специального заучивания, � в этом одна из ценных черт педагогического мастерства. (IV, с. 265)
Чем больше знаний запомнил ребёнок без специальной работы по заучиванию, тем легче ему заучить то, что без заучивания запомнить невозможно. (IV, с. 258)
Ученик прочно усваивает лишь тогда, когда он думает. (II, с. 479-480)
Надо избегать вопросов, которые требовали бы ответа, совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги.(II, с. 498)
Запоминание (заучивание) должно основываться на понимании. (II, с. 487)
Эмоциональное отношение к предмету познания пробуждает мозг к активной деятельности, стимулирует физиологические процессы, от которых зависит питание клеток. (IV, с. 480)
Ставить вопрос ученикам после чтения художественного произведения иногда так же неуместно, как после слушания музыкального произведения предлагать рассказать содержание прослушанного. (III, с. 426-427)
Знать грамматику � это не значит обязательно приводить по каждому случаю правило. Многие грамотные люди давно забыли точную формулировку правил, но пишут без ошибок. (IV, с. 264)
Заучивание недостаточно осмысленного правила приводит к поверхностным знаниям, а поверхностные знания не сохраняются в памяти. Из урока в урок, как огромный снежный ком, растёт незнание. (IV, с. 435)
Чем больше ученик заучивает, тем меньше прочность сохранения в памяти. (IV, с. 438)
Чем глубже надо сохранить в памяти материал, тем на больший отрезок времени распределяется его изучение. (IV, с. 285)
|
Книга в жизни ребёнка
Школа � это прежде всего книга. Воспитание � прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения. (V, с. 420)
Трудно найти иной � более сильный или равнозначный способ влияния на духовный мир подростка, чем хорошая книга, интерес к которой сумел вдохнуть в юное сердце воспитатель, пробудив чувство восхищения моральной красотой. (V, с. 280-281)
Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем. (III, с. 214)
Читая, человек познает самого себя. (IV, с. 505)
С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. (III, с. 214)
Пусть ребёнок прочитает немного, но каждая книга пусть оставит глубокий след в его сердце и в сознании, чтобы человек возвращался к ней несколько раз, открывая всё новые и новые духовные богатства. (III, с. 209)
Самое главное, чтобы каждый юноша, каждая девушка нашли книгу, которая потрясла бы, взволновала, оставила в душе след на всю жизнь.(IV, с. 507)
Книги останутся спящими великанами, пока к ним не прикоснулась живая вода мудрого ума и трепетного, взволнованного сердца педагога.(V, с. 395)
С урока вашего подросток должен пойти с твёрдым намерением прочитать книгу, о которой вы упомянули вскользь. Он должен мечтать об этой книге, найти её во что бы то ни стало. (II, с. 554)
Умственные интересы ученика должны выходить за пределы программы � лишь при этом условии возможно успешное учение. (IV, с. 417)
Если подросток ничего, кроме учебника, не читает, он не успеет выучить и учебник. Много ученик читает � он не только хорошо выучит уроки, у него останется ещё и свободное время для других, интеллектуально-творческих, спортивных, трудовых, эстетических интересов. (V, с. 350)
Если вы хотите, чтобы юношество испытывало неумолимую жажду знаний, заботьтесь о самых главных, самых важных очагах духовной культуры � библиотеках. (IV, с. 508)
Книги останутся спящими великанами, пока к ним не прикоснулась живая вода мудрого ума и трепетного, взволнованного сердца педагога.(V, с. 395)
Если у молодого человека воспитана страсть к чтению, он не будет в свободное время изнывать от безделья и искать дешёвых развлечений и удовольствий. (V, с. 268)
Мы � дети природы
Природа � наш дом, и если мы будем расточительны и беззаботны, то разрушим его; природа � частица нас самих, а равнодушие к природе � безразличие к собственной судьбе. (V, с. 585-586)
Мы, люди, � дети природы; мы живём и пользуемся благами бытия до тех пор, пока не нарушена гармония природы. (V, с. 587)
Человек до тех пор силён и могуч, пока он верный сын матери-природы, умеющей хранить чувство благодарности за то, что он живёт. (V, с. 590)
Уроки среди природы
Учение, воспитание ни в коем случае не должно начинаться за партой. (V, с. 220)
Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы. (III, с. 50)
Каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. (III, с. 36)
Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. (III, с. 50)
Если вы хотите добиться того, чтобы ваши дети полюбили родное слова, идите с ними к живым его истокам � в поле, в лес, в луг, в сад � и весной, и летом, и зимой, и осенью, открывайте перед ними чистые роднички, пейте из них живую воду, и души ваших детей никогда не утолят жажды � желания постигать бесконечную красоту родной речи. (7, с. 56-57)
Без взаимодействия человека с природой немыслимо умственное развитие, как без мелодии невозможна музыка, без слова � речь, без книги � наука. (II, с. 503)