Трудовое воспитание начинается за партой, за книгой � это главный и самый сложный станок, овладеть которым не так просто. (II, с. 349)
Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего поколения не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. (III, с. 18)
Учение не может быть лёгкой игрой, сплошным и постоянным удовольствием. Оно прежде всего труд. (III, с. 72)
Как мускулы развиваются и укрепляются от физических упражнений, в процессе преодоления трудностей, так и для формирования и развития мозга необходимы труд и напряжение. (III, с. 155)
Главное рабочее место школьника � парта, класс, стол в школьной лаборатории... Главный объект его труда � книга, тетрадь, главный труд в школе � учение. (V, с. 607)
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы всё давалось учащимся легко, чтобы ребёнок не знал, что такое трудности. Если ребёнку в учении всё достаётся легко, у него постоянно формируется лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни. Как это ни странно, но лень мысли развивается чаще у способных детей, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей. (III, с. 119)
Как мускулы развиваются и укрепляются от физических упражнений, так и для формирования и развития мозга необходимы труд и напряжение. (III, с. 155)
В школе человек должен только радоваться
Учение � это прежде всего человеческие отношения. (V, с. 629)
Воспитание � это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка. (III, с. 9)
В воспитании всё главное � и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.(III, с. 14)
|
Учение � очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребёнка. (III, с. 11)
В школе ребёнок, подросток, юноша не только приобретают знания, в школе они живут. (I, с. 171)
Только в том случае, когда в школе ключом бьёт многогранная духовная жизнь, овладение знаниями становится делом желанным, привлекательным, оно не прекращается и после окончания школы, продолжается в годы труда. (I, с. 84)
Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. (V, с. 628-629)
Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребёнок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше. (III, с. 118)
В ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. (II, с. 356)
Учение � не механическая передача знаний от учителя к ребёнку, а прежде всего человеческие отношения. (III, с. 177)
Незавидна судьба школьника, который ни о чём другом не думает, кроме урока, учебника, домашнего задания, оценки. (II, с. 524)
Школа должна, как магнит, притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Только при этом условии и учёба сможет притягивать, как магнит. (I, с. 432-433)
Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребёнка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (III, с. 12)
|
Учение, уроки, выполнение заданий, постоянное получение отметок не должно ни в коем случае стать единственной и всепоглощающей меркой, которой измеряется, оценивается человек. (I, с. 80)
Как бы трудным в учении ни был ученик, как бы трудно ни давались ему знания, годы пребывания в школе не должны оставить горький след в его душе. (IV, с. 550)
Школа и страх � понятия такие же несовместимые, как красота и уродство. (IV, с. 518)
В школе человек должен только гордиться и радоваться, а не страдать, чувствовать унижение, а потом, бывает, жить с одеревяневшим сердцем. Психически нормального человека нельзя считать то ли способным, то ли неспособным вообще. К одному делу человек может быть способным, к другому � неспособным. Гениальные люди тоже могут быть неспособными к отдельным видам деятельности. (II, с. 289)
Одарены, талантливы все без исключения дети
Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети. (V, с. 102)
В каждом ребёнке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. (IV, с. 359)
Таланты не падают с неба, а открываются нами, воспитателями, если мы мудро подходим к человеческой душе со своим педагогическим мастерством, как скульптор подходит с резцом к глыбе мрамора: без ума, творчества художника она просто мёртвая глыба. (I, с. 106)
Об оценках
Оценка � это один из наиболее тонких инструментов воспитания. Пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее. (II, с. 496)
Оценки не надо ставить слишком часто. Непомерное количество оценок снижает их воспитательную ценность. (I, с. 91)
|
Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Ничто так не угнетает ребёнка, как сознание бесперспективности, мысль о том, что он ни на что не способен. (II, с. 497)
Оценка должна отражать прежде всего фактический уровень знаний, но наряду с этим обязательно должны учитываться усилия ученика. (II, с. 132)
Оценка становится в руках учителя инструментом воспитания, если пробуждает детское желание учиться и помогает этому желанию, а не карает за нежелание. (I, с. 91)
Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстёгивать ленивую лошадь, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник. (III, с. 82)
Моральное благородство � вещь, несравненно, более дорогая, чем пятёрка за контрольную по арифметике. (I, с. 560)
Надо иметь холодное, равнодушное сердце надсмотрщика, чтобы ставить двойку ученику начальной школы, возлагая при этом надежды на домостроевские приёмы кухоннной педагогики. (V, с. 429)
В течение некоторого времени отдельным ученикам вообще не надо ставить оценок. (IV, с. 445)