В школе не должно быть пустословия




Как страшного бедствия, бойтесь слов, ничего, по существу, не выражающих, ни к чему тонкому и сокровенному в человеческой душе не прикасающихся, никуда не зовущих и никаких глубоких мыслей не пробуждающих. Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновестным и � это особенно важно � обращённым к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело. Пусть всё в школе задумывается и осуществляется так, чтобы не было обесценивания слов, а, наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала. Детским, игрушечным вещам не надо давать громких наименований. (II, с. 325)

Не вкладывайте в уста дитяти слова, смысл которых оно ещё не может постигнуть! Не допускайте, чтобы высокие, святые слова превращались в разменную монету. Настоящая любовь молчалива. Надо учить любить, а не учить говорить о любви. Учить чувствовать и хранить свои чувства, а не учить подыскивать слова для того, чтобы сказать о несуществующих чувствах. Так плодится лицемирие. Вообще важно учить говорить, но не менее важно учить молчать. (II, с. 355)

Нельзя упражнять детей в излиянии тех чувств, которые они ещё не могут выразить словами. Не надо давать им заучивать высокопарные приветствия для разных торжественных собраний взрослых, не надо выводить шеренгой под барабанный бой. Не надо и нам, взрослым, умиляться их звонкими голосами, выражающими �заданные чувства�, � так мы воспитываем словоохотливых болтунов, бойких ораторов, готовых выступать на любую тему, так мы калечим детскую душу. (IV, с.)

Ребёнок должен говорить лишь о том, что его волнует, а не о том, что хотят выразить его словами взрослые. (IV, с. 186)

Пусть ребята не часто говорят о высоких идеалах, пусть эти идеалы живут в горячем трепете юного сердца, в страстях и поступках, в любви и ненависти, в преданности и непримиримости. (III, с. 233)

Не надо приучать детей к выспренным словоизлияним, не следует учить их излучать жар чувств, когда нет конкретных обстоятельств, требующих отдачи духовных сил. Ребёнок должен говорить лишь о том, что его волнует, а не о том, что хотят выразить его словами взрослые. (IV, с. 186)

Святые слова нельзя произносить часто, � иначе они постареют и притупятся, как инструмент у нерадивого мастера. (II, с. 619)

О великом и возвышенном, о святынях сердца надо говорить нечасто, но говорить так, чтобы слова навсегда запечатлевались в юных душах.(7, с. 121)

 

Детские шалости

У ребёнка никогда не бывае злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться. (I, с. 655)

Знайте, что невыдержанный шалун и забияка в нужную минуту проявит себя добрым, сердечным человеком, а безвольный, тот, кто безмолвно подчиняется, часто оказывается равнодушным, нередко жестоким, готовым переступить через беду ближнего во имя собственного благополучия. (I, с. 664)

Ребёнок не может жить без смеха, а кое-кто из учителей забывает об этом. Когда дети смеются, нельзя сердиться. Вообще, когда воспитатель имеет дело с детскими шалостями � какими бы неуместными и пустыми они не были, � он никогда не должен терять чувство юмора. (I, с. 617)

Детские ошибки в преобладающем большинстве случаев не нужно делать предметом обсуждения коллектива. Знайте о детской ошибке только вы � так будет несравненно лучше. (I, с. 655)

 

Да здравствует строптивость!

Любимыми моими воспитанниками являются не послушные и безропотные, готовые со всем соглашаться и во всём повиноваться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отдать голову на отсечение, но отстаивать принципы, которые стали неотделимыми от их личности. (V, с. 634)

Никогда не стремитесь к тому, чтобы подавить у маленького человека волю. В тысячу раз лучше строптивость и непослушание, чем безропотность и бездумное подчинение. (V, с. 519-520)

Бойтесь безропотного, бессловесного, готового со всем согласиться ученика. Это самое страшное в человеке. Пусть радует Вас строптивость и ершистость, пусть к Вашей мысли ребёнок подходит как бы с недоверием, пусть проверяет, исследует. �Да здравствует строптивость!� � эти слова я бы написал яркими буквами и вывесил бы в учительской. (V, с. 301)

Знайте, что невыдержанный шалун и забияка в нужную минуту проявит себя добрым, сердечным человеком, а безвольный, тот, кто безмолвно подчиняется, часто оказывается равнодушным, нередко жестоким, готовым переступить через беду ближнего во имя собственного благополучия. (I, с. 664)

 

Стыдись слабоволия

Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишений, которые не мог бы преодолеть человек � не молчаливо перетерпеть, перестрадать, а именно преодолеть, выйти победителем, стать сильнее. В минуты, когда трудность кажется тебе непреодолимой, когда появляется мысль отступить, пойти по лёгкому пути, больше всего бойся пожалеть себя. Жалость к себе � чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедущным существом. (II, с. 266)

С детства учись повелевать собой. Приказывать себе, владеть собой учись с малого. (II, с. 305)

Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда поймёшь, что такое трудно. Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе всё легко, ты можешь вырасти тряпкой. Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо. Преодоление трудностей возвышает человека. Поставь над собой и сто учителей � они будут бессильны, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя. (II, с. 306)

Достоинство мужчин � не заявлять о своей боли. Ты � мужчина, и уже поэтому ты должен быть стойким и терпеливым. Болезненность и хилость не делают тебе чести. Если у тебя болит зуб или палец � не спеши заявлять об этом во всеуслышание � стыдно! Стыдно перед учителем, перед товарищами, особенно перед девочками. Молчи, терпеливо переноси боль, а после занятий пойди в больницу, чтобы никто не знал об этом. (II, с. 341)

Тот не будущий воин, не храбрец, кто в годы детства и отрочества не сражался с обидчиком слабого, грудью своей не закрыл беззащитного.(I, с. 162)

Мужество и бесстрашие в маленьком � первый росток гражданской стойкости, несгибаемости, доблести. (I, с. 161)

Мужественным делает человека мысль: вокруг меня множество существ слабее меня, мне стыдно даже подумать о том, что я беззащитный;слабые нуждаются в моём заступничестве. (I, с. 162)

Самая большая победа � это победа над самим собой. (II, с. 305)

Первое движение честной души � самое благородное. Не размышляй и не взвешивай, увидев зло, � бороться против него или пройти мимо. Делай так, как велит сердце, совесть. (II, с. 257)

Если ты видишь зло, если убеждён, что рядом с тобой творится несправедливость, � говори об этом мужественно и откровенно. (II, с. 256)

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. (II, с. 268)

Преступник начинается с того, что безвольный, слабовольный человек переступает черту, за которой начинается мерзость. (II, с. 353)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: