Предмет и задачи патопсихологии
Патопсихология – пограничная дисциплина, следовательно, возникает вопрос: к какой из 2 областей (психиатрия и психология) она тяготеет, какой круг задач она может решать, на какие формы практического воздействия может претендовать.
Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии.
Так как патопси является психологической дисциплиной, ее предмет отличается от предмета психиатрии
Психиатрия | Патопсихология |
Как медицинская наука прежде всего - направлена на выявление причин психической болезни - направлена на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания - прогноз болезни на лечение и профилактику | Как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики внорме - изучает закономерности психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме |
Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлением с нормой.
Ход рассуждения: от клинического описания нарушений к психологической классификации этих нарушений, раскрытию механизмов возникновения этих нарушений, установлению общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме нарушения.
Объект исследования – у психиатрии и патопси один – нарушение психики у человека.
Задачи.
1) установление диагноза (но не на основании лабораторных исследований, а на основании комплексного клинического исследования)
|
2) экспертизы:
- воинская
- трудовая – установить может ли человек продолжать трудовую деятельность или ему следует выйти на инвалидность. Различают несколько феноменов:
агравация – преувеличение степени выраженности имеющихся нарушений. Задача психолога выявить есть ли такие установки и определить может ли больной выполнять работу
диссимуляция – стремление приуменьшать степень выраженности имеющихся нарушений. Задача та же.
- судебно-психиатрическая – вопрос о вменяемости правонарушителя решается судом, на основании данных исследования
3) охрана психического здоровья:
- · мероприятия лечебного характера
- · психокоррекция (например, трудовая – включение пациента в реальную трудовую деятельность меняет самооценку, отношение к себе и другим, порождает целенаправленную активность)
4) коррекция и профилактика аномального развития у детей
5) профилактика различных профессиональных заболеваний
6) реабилитация
Практические задачи патопсихологии
Участие в установление диагноза заболевания.
- Топическая диагностика – определение места расположения очага (опухоли, кровоизлияния, травматического повреждения) в пределах головного мозга. Вообще-то это задача нейропсихолога, но всё же…
- Нозологическая диагностика (основная для патопсихологии). Психолог помогает врачу с определением диагноза. Роль психолога важна, если есть слабые, неотчетливые, размытые, диффузные симптомы и проявления отклонений психики. Пр.: при внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу клинической картине заболевания патопсихолог при специальном исследовании находит характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциально-личностной сферы.
- Функциональная диагностика. Здесь проблема диагноза не рассматривается. Врач обращается к психологу, чтобы тот определил когнитивные и личностные профили больного («психологический портрет пациента»). Это вид диагностики предполагает, что субъект будет вовлечен в процесс фармакологического и/или психотерапевтического лечения, в ходе которого надо оценивать как бы в лонгитюде изменения когнитивных процессов и эмоционально-личностных характеристик. Т.о., здесь речь идет об оценке эффективности лечебных процедур + требуется длительное отслеживание пациента.
- Индивидуально - личностная типологическая диагностика. Диагностируется личность больного. Подобная диагностика нужна для профилактических задач предупреждения психической патологии в отношении т.н. «групп риска». Задача: на основе полученных данных не допустить актуализацию патологизирующих защитных механизмов личности, выйти на функционирование сознательных механизмов совладения, напр., при СПИДе и онкологических заболеваниях. Пр.: нужно ли сообщать больному, что у него рак?
|
2. Экспертизы:
- Медико-социальная экспертиза (трудовая) – решается вопрос о том, может ли больной продолжать работать, или ему надо сменить род деятельности, или дать инвалидность. Оценивается сохранные и нарушенные стороны психики. Установочные поведения могут наблюдаться:
- Аггравация (аггравация) – стремления и активные действия, направленное на преувеличение степени выраженности реально имеющихся у него нарушений. Задача эксперта патопсихолога состоит в том, чтобы выявить до какой степени имеется эта установка, и до какой степени больной реально может выполнить задания. Пример: больному предъявляется ряд слов для запоминания. И пациенты с грубой аггравацией может сказать, что он ничего не запомнил из 10. А с другой стороны этот пациент может выполнить сложное задание, состоящую из многих элементов, при этом запоминания сколько картинок, слов при выполнении задания
- Диссимуляция – стремление и деяствия, направленные на преуменьшение тех заболеваний, которые реально имеются у больного. Цель: пораньше выписаться и т.д.
- Судебно-психиатрическая экспертиза – может наблюдаться поведение особого типа по типу симуляции. Настоящая симуляция психического заболевания необычайно сложна, хорошего знания предмета, с тем чтобы это поведение не было противоречиво клинической логике. Вопрос о вменяемости правонарушителя не решается психологами, он решается судом только на основании данных тех исследований, которые проведены в отношение субъекта.
- Военная экспертиза. Вопрос: «Может ли человек находится в определенных, жестких условиях?». 1) Вопрос о возможности службы; 2) Вопрос о продолжении службы кадровых военных. Здесь также важен учет экспертных установок + симуляция. Не берут: шизофреников, эпилептиков, психопатов, людей с ЗПР и олигофренией.
- Медико-педагогическая экспертиза. Психолог участвует в оценке возможностей ребенка относительно обучения. Речь идет о детях, имеющих сенсорную дефицитарность, расстройства, связанные с повреждением двигательной сферы (ДЦП), мозговые нарушения, олигофрению и т.д. В какой школе должен учиться ребенок?
- Гражданская экспертиза. Развод родителей: с кем остается ребенок? Важны психологические особенности личности детей и родителей.
3. Описание структуры дефекта, психического дефекта у больных с редко встречающимися или новых для клиники заболеваниями. К числу таких новых заболеваний относится лучевая болезнь, СПИД (психика человека тоже страдает), различные формы зависимости (компьютерная, телефонная и т.д.).
|
4. Оценка динамики психического состояния в процессе терапии (оценка эффективности лечения). Последние десятилетия характеризуются появлением новых фармокалогических средств, и оценка влияния этих средств.
- 5. Задача реабилитации больных с психической патологией – восстановление личностного и социального статуса больного с помощью применения научно обоснованных программ социлаизации, восстановления психической жизни больных с целью возвращения их в обычную жизнь, в социум.
Принципы:
- Ориентация на сохранные элементы личности и когнитивных функций.
- Индивидуальный подход.
- Изучение «социального климата», который окружит больного после выписки; на основе этого строится и психотерапия.
- Систематичность.
Участие в психотерапии.
- Аспекты:
1. Роль патопсихолога в медицинской психотерапии:
- Психодиагностика. Она позволяет выбрать те или иные формы психотерапии.
- Выявление особых свойств психики (в частности личностных особенностей), на которые должен обратить внимание врач при проведении психотерапии. Пр.: применение проективных методов.
2. Психологическая психотерапия. Могут применяться при:
- Неврозах
- Соматических заболеваниях
- Пограничных личностных расстройствах