Механизмы реализации Стратегии




Стратегия социально-экономического развития Лужского муниципального района разрабатывается на перспективу в 15 лет (до 2030 г.).

Основой для реализации Стратегии являются муниципальные программы комплексного социально-экономического развития, на срок, необходимый для достижения целей, но не более срока реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Логика стратегического развития Лужского муниципального района предполагает, что на первом этапе до 2019 г. основные мероприятия Стратегии должны быть направлены на улучшение инвестиционного климата в Лужском районе, в том числе совершенствование нормативно-правовых, институциональных и организационных механизмов, регулирующих и обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, институциональные и организационные механизмы должны быть направлены на существенное улучшение качества тяжелой инфраструктуры в районе, в том числе доступного объема энергетических мощностей, повышение качества водоснабжения. Именно это позволит снять ограничения реализации инвестпроектов, связанные с доступностью инфраструктурных ресурсов. Одновременно предусматриваются институциональные и организационные изменения в сфере доступности и привлекательности существующих объектов туристической инфраструктуры Лужского района для частных инвесторов, а также подготовка проектов/заявок/концепций на проведение в Лужском муниципальном районе крупных мероприятий межрегионального/национального/международного масштаба в сфере культуры, спорта и туризма. Таким образом, мероприятия первого этапа Стратегии – с 2016 по 2019 гг., определяются следующими среднесрочными целями: преодоление кризисных явлений в сельском хозяйстве и пищевой промышленности и создание предпосылок для дальнейшего роста, что предполагает максимизацию усилий по стабилизации экономики и создание благоприятной социально-экономической среды. Основные задачи – избежать невыполнения социальных обязательств.

На втором этапе в условиях привлекательной и конкурентоспособной инвестиционной среды основные мероприятия предусматривают всестороннюю поддержку инвесторов, в том числе в рамках индивидуальной работы с крупными инвесторами, содействие взаимодействию инвесторов, развитие инструментов межмуниципального партнерства и синхронизации инвестиционных стратегий предприятий, содействие вовлеченности бизнес-сообщества в вопросы подготовки профессиональных кадров.

Мероприятия второго этапа Стратегии связаны с общими целями развития Ленинградской области и Российской Федерации в целом, структурной перестройкой, модернизацией экономики, повышением инновационной составляющей, обеспечением устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

Стратегия социально-экономического развития Лужского муниципального района, в основу которой заложены цели и ключевые положения стратегии долгосрочного социально-экономического развития Ленинградской области, базируется на четырех основных приоритетах: «Лучшие условия для бизнеса: инфраструктура и институты», «Развитие агропромышленного комплекса», «Новое качество жизни, туризма и спорта», «Кадры и профессиональные компетенции».

 

Рисунок 3. Стратегические приоритеты развития Лужского района до 2030 года

Перспективное развитие Лужского района основано на секторах промышленности с высокой добавленной стоимостью и третичном секторе. При этом человеческий капитал позиционируется в качестве основного источника сбалансированного социально-экономического развития муниципального района. В целях повышения качества человеческого капитала и его эффективного задействования в экономике района Стратегией предполагаются дальнейшие разработка и реализация комплексных мероприятий, направленных на развитие необходимых квалификаций и навыков, формирование культуры предпринимательства, повышение качества жизни населения.

К 2030 г. социально-экономические условия Лужского района должны сочетать привлекательность для жизни и развития человека и развитость агропромышленного и туристического секторов. Достижение поставленных целей и реализация комплекса мероприятий потребует максимальной организованности и последовательности администрации муниципалитета не только в части реализации социально-экономической политики, концентрации и рационального перераспределения доступных ресурсов, но и создания механизма реализации Стратегии, предполагающего наличие многоуровневой структуры привлечения инвестиций.

Под механизмом реализации стратегии социально-экономического развития Лужского района следует понимать совокупность взаимосвязанных методов, средств и органов муниципального регулирования инвестиционной деятельности в рыночных условиях, согласованных по задачам, целям, месту и времени, направленных на решение социально-экономических проблем путём реализации различных инвестиционных программ. Под методами регулирования инвестиционной деятельности понимается научно обоснованный методический аппарат (методики, операции, способы, методы математического и компьютерного моделирования, оценки, анализа и пр.) обеспечивающий разработку и реализацию эффективных программ инвестиционного развития. Под средствами регулирования, – нормативно-правовую (юридическую) базу, а также финансовые, экономические, материальные и информационные средства (рычаги) контроля и воздействия на инвестиционный процесс. Под органами регулирования, – органы административного управления (федерального, регионального, муниципального) действующие в интересах реализации программы развития.

Перечень ключевых механизмов реализации Стратегии, в соответствии с обозначенными выше стратегическими приоритетами социально-экономического развития приведен в следующей таблице, представленной ниже.

 

Таблица 11. Перечень ключевых механизмов реализации Стратегии

Стратегический приоритет Лучшие условия для бизнеса: инфраструктура и институты
Основные механизмы 1. Принятие инвестиционной декларации (инвестиционного меморандума) Лужского р-на в целях закрепления принципов взаимодействия органов местного самоуправления с инвесторами, гарантий защиты прав инвесторов, механизмов поддержки инвестиционной деятельности.
2. Разработка и принятие комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности и регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства (в том числе в части предоставления льгот по местным налогам, сопровождения инвестиционных проектов, предоставление гарантий и прочих льгот на конкурсной основе.
3. Разработка, утверждение и ежегодное обновление плана инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, инженерной, коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
4. Разработка и утверждение процедуры реализации инвестиционных проектов на основе принципа муниципально-частного партнерства.
5. Развитие инфраструктуры для размещения инвестиционных проектов (промышленных парков, бизнес-инкубаторов).
6. Участие в государственных программах Ленинградской области по развитию инфраструктуры и институтов поддержки предпринимательской деятельности
7. Создание специализированного института поддержки предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций (в том числе в целях предоставления информации, поиска партнеров и источников финансирования на региональном и национальном уровне).
8. Проведение крупных городских, региональных форумов делового сообщества с целью привлечения общественности, развития деловых связей бизнес-сообщества Лужского района.
9. Создание коворкинг-центра – как площадки, обеспеченной необходимой инфраструктурой для проведения деловых, образовательных мероприятий, а также сдачи в аренду в качестве рабочих мест (например, в формате муниципально-частного партнерства).
10. Создание специализированного интернет-ресурса об инвестиционных возможностях и регулировании инвестиционной деятельности в Лужском районе, развитие механизмов информирования предпринимателей об условиях инвестиционной деятельности и возможностях получения поддержки и участия в специальных программах для предпринимателей Лужского района.
11. Мониторинг и оптимизация административных процедур.
12. Утверждение регламента сопровождения инвестиционных сделок по принципу «единого окна».
13. Формирование обоснованных ставок для приоритетных категорий плательщиков по арендной плате за земельные участки.
Стратегический приоритет Развитие АПК
Основные механизмы 1. Создание селекционных генетических центров сельскохозяйственных культур, селекционно-племенных центров в животноводстве.
2. Стимулирование развития предпринимательства в сфере АПК (акцент на развитии малого и среднего бизнеса). Развитие малых форм хозяйствования на селе (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, семейные фермы).
3. Синхронизация развития и инвестиционных программ предприятий АПК внутри Лужского муниципального района, а также предприятий АПК других муниципальных районов Ленинградской области в рамках инструментов межмуниципального сотрудничества, в том числе, согласование производственных и сбытовых программ, развитие кооперации.
4. Создание условий для развития сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных.
5. Введение упрощенного, прозрачного порядка организации ярмарочной и нестационарной торговли, создание районного центра с/х торговли.
6. Создание информационных ресурсов, направленных на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте с/х продукции.
7. Проведение комплекса мероприятий по выявлению и вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий
8. Предоставление поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в секторе АПК.
9. Расширение спектра услуг сельскохозяйственного консультирования.
10. Привлечение на производственные площадки (промышленные парки) предприятий сектора АПК, а также производства, встраиваемые в конкурентоспособные региональные и межрегиональные кластеры сектора АПК.
11. Участие в организации деловых миссий, международных выставок с целью продвижения продукции на региональные и экспортные рынки.
12. Информирование о возможностях и условиях ведения бизнеса в секторе АПК на территории Лужского района.
13. Продвижение интересов Лужского района и производителей Лужского района при взаимодействии с органами региональной власти.
14. Повышение уровня заработной платы в АПК до среднерегионального уровня за счет увеличения рентабельности предприятий АПК.
Стратегический приоритет Кадры и профессиональные компетенции
Основные механизмы 1. Организация и проведение системы мониторинга и прогнозирования баланса спроса и предложения рабочей силы, анализа мобильности трудовых ресурсов, а также прогнозирования спроса на квалифицированных и высококвалифицированных специалистов
2. Организация и регулярное проведение тренингов и семинаров для школьников и взрослого населения посвященных популяризации предпринимательской деятельности, в том числе с информированием населения о предпринимательских возможностях в Лужском районе
3. Развитие системы адаптации и профессиональной переподготовки высвобождаемых и привлекаемых трудовых ресурсов, в том числе в формате муниципально-частного партнерства на базе предприятий и организаций Лужского района
4. Разработка и внедрение системы профессиональной ориентации и профессионального консультирования трудоспособного населения;
5. Разработка и внедрение инструментов, стимулирующих самозанятость и развитие малого бизнеса
6. Привлечение промышленных предприятий и предприятий сферы услуг из приоритетных отраслей Лужского района в профессиональные образовательные организации с целью участия в разработке образовательных программ, назначения корпоративных стипендий
7. Разработка плана совместных мероприятий между предприятиями и образовательными учреждениями Лужского района для профессиональной ориентации учащихся школ.
8. Создание и внедрение совместно профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями приоритетных отраслей системы подготовки обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, научно-исследовательских проектах и прочих мероприятиях разных уровней
9. Разработка модели выпускника для предприятий агропромышленного профиля с учетом технологических и компетентностных требований предприятий.
Стратегический приоритет Новое качество жизни, туризма и спорта
Основные механизмы 1. Нормативно-правовое регулирование деятельности и инвестиционной активности в сфере туризма, в том числе сопровождение оформления земельных участков и рекреационных зон, адресная поддержка и сопровождение приоритетных инвестиционных проектов.
2. Информирование населения о правилах и принципах ведения здорового образа жизни, последствиях рискованного поведения.
3. Проведение массовых узконаправленных скринингов здоровья, диспансеризации и медицинских осмотров с ранней коррекцией факторов риска и повышению приверженности населения профилактике, раннему началу лечения возникших заболеваний, иммунопрофилактике.
4. Внедрение инструментов муниципально-частного партнерства для реализации проектов по созданию и восстановлению объектов туристского потенциала.
5. Участие в выставках и ярмарках, посвященных туризму, регионального, национального и международного масштаба.
6. Информационное продвижение туристического потенциала Лужского района на региональном и национальном уровне.
7. Разработка инструментов по встраиванию Лужского района в туристические маршруты по территории Ленинградской области, СЗФО и России в целом.
8. Внедрение инструментов муниципально-частного партнерства для строительства и восстановления объектов спортивной инфраструктуры, а также оснащения необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом.
9. Расширение межведомственного взаимодействия учреждений культуры, спорта и туризма в целях продвижения Лужского района как важного центра туризма и спорта.
10.Развитие агро- и экотуризма, а также прочих видов альтернативной занятости.

На первоначальном этапе реализации (до 2019 г.) Стратегии будут осуществляться инфраструктурные проекты, а также проекты, связанные с повышением эффективности производства строительных материалов, продукции сельского хозяйства, а также переработки продукции агропромышленного комплекса.

Таким образом, для выполнения задач первого этапа Стратегии (до 2019 г.) необходимо сформировать механизм, который может быть реализован в виде следующей последовательности действий:

1. Администрация Лужского муниципального района проводит анализ и оценку существующих промышленных площадок и земельных участков и формирует портфель инвестиционных предложений для развития и создания сельскохозяйственных производств, животноводческих комплексов и предприятий замкнутого цикла по переработке продукции АПК (не менее 3-4 предприятий), а также по другим перспективными направлениям, связанным с совершенствованием инфраструктуры. В частности, к таким направлениям можно отнести формирование портфеля инвестиционных проектов для их реализации в рамках государственно-частного партнёрства.

2. Подготовленные предложения согласовываются с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (или иным другим органом исполнительной государственной власти, связанным с реализацией стратегии развития Ленинградской области по определённому отраслевому направлению),и предоставляются в отдел формирования инвестиционных площадок ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области".

3. Агентство экономического развития Ленинградской области рассматривает представленный портфель инвестиций и включает инвестиционные предложения, отработанные администрацией Лужского муниципального района, в реестр (базу данных) промышленных площадок и земельных участков инвестиционных предложений.

4. При выборе инвестором предложения и инвестиционной промышленной площадки, разрабатывается проект и включается в ту или иную государственную программу Ленинградской области, при этом инвестор имеет возможность получения государственной поддержки, в соответствии с законодательством.

Дополнительным механизмом стимулирования притока инвестиций в экономику района может стать государственное инвестирование в проекты частного бизнеса (ГЧП), отвечающие интересам муниципального образования и региона в целом. В этом случае Ленинградская область не только будет стимулировать приток частного капитала, но и становиться инвестором наиболее значимых экономических проектов. Указанная мера применяется индивидуально по отношению к тем проектам, которые отвечают критериям социальной, инфраструктурной, бюджетной эффективности. Вместе с тем, в целях повышения эффективности реализации данных мероприятий, необходимо проведение дополнительной подготовки (повышении квалификации) муниципальных служащих в вопросах применения механизмов государственно-частного партнерства и управления проектами ГЧП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: