Стратегия социально-экономического развития Лужского муниципального района разрабатывается на перспективу в 15 лет (до 2030 г.).
Основой для реализации Стратегии являются муниципальные программы комплексного социально-экономического развития, на срок, необходимый для достижения целей, но не более срока реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Логика стратегического развития Лужского муниципального района предполагает, что на первом этапе до 2019 г. основные мероприятия Стратегии должны быть направлены на улучшение инвестиционного климата в Лужском районе, в том числе совершенствование нормативно-правовых, институциональных и организационных механизмов, регулирующих и обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, институциональные и организационные механизмы должны быть направлены на существенное улучшение качества тяжелой инфраструктуры в районе, в том числе доступного объема энергетических мощностей, повышение качества водоснабжения. Именно это позволит снять ограничения реализации инвестпроектов, связанные с доступностью инфраструктурных ресурсов. Одновременно предусматриваются институциональные и организационные изменения в сфере доступности и привлекательности существующих объектов туристической инфраструктуры Лужского района для частных инвесторов, а также подготовка проектов/заявок/концепций на проведение в Лужском муниципальном районе крупных мероприятий межрегионального/национального/международного масштаба в сфере культуры, спорта и туризма. Таким образом, мероприятия первого этапа Стратегии – с 2016 по 2019 гг., определяются следующими среднесрочными целями: преодоление кризисных явлений в сельском хозяйстве и пищевой промышленности и создание предпосылок для дальнейшего роста, что предполагает максимизацию усилий по стабилизации экономики и создание благоприятной социально-экономической среды. Основные задачи – избежать невыполнения социальных обязательств.
На втором этапе в условиях привлекательной и конкурентоспособной инвестиционной среды основные мероприятия предусматривают всестороннюю поддержку инвесторов, в том числе в рамках индивидуальной работы с крупными инвесторами, содействие взаимодействию инвесторов, развитие инструментов межмуниципального партнерства и синхронизации инвестиционных стратегий предприятий, содействие вовлеченности бизнес-сообщества в вопросы подготовки профессиональных кадров.
Мероприятия второго этапа Стратегии связаны с общими целями развития Ленинградской области и Российской Федерации в целом, структурной перестройкой, модернизацией экономики, повышением инновационной составляющей, обеспечением устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
Стратегия социально-экономического развития Лужского муниципального района, в основу которой заложены цели и ключевые положения стратегии долгосрочного социально-экономического развития Ленинградской области, базируется на четырех основных приоритетах: «Лучшие условия для бизнеса: инфраструктура и институты», «Развитие агропромышленного комплекса», «Новое качество жизни, туризма и спорта», «Кадры и профессиональные компетенции».
Рисунок 3. Стратегические приоритеты развития Лужского района до 2030 года
Перспективное развитие Лужского района основано на секторах промышленности с высокой добавленной стоимостью и третичном секторе. При этом человеческий капитал позиционируется в качестве основного источника сбалансированного социально-экономического развития муниципального района. В целях повышения качества человеческого капитала и его эффективного задействования в экономике района Стратегией предполагаются дальнейшие разработка и реализация комплексных мероприятий, направленных на развитие необходимых квалификаций и навыков, формирование культуры предпринимательства, повышение качества жизни населения.
К 2030 г. социально-экономические условия Лужского района должны сочетать привлекательность для жизни и развития человека и развитость агропромышленного и туристического секторов. Достижение поставленных целей и реализация комплекса мероприятий потребует максимальной организованности и последовательности администрации муниципалитета не только в части реализации социально-экономической политики, концентрации и рационального перераспределения доступных ресурсов, но и создания механизма реализации Стратегии, предполагающего наличие многоуровневой структуры привлечения инвестиций.
Под механизмом реализации стратегии социально-экономического развития Лужского района следует понимать совокупность взаимосвязанных методов, средств и органов муниципального регулирования инвестиционной деятельности в рыночных условиях, согласованных по задачам, целям, месту и времени, направленных на решение социально-экономических проблем путём реализации различных инвестиционных программ. Под методами регулирования инвестиционной деятельности понимается научно обоснованный методический аппарат (методики, операции, способы, методы математического и компьютерного моделирования, оценки, анализа и пр.) обеспечивающий разработку и реализацию эффективных программ инвестиционного развития. Под средствами регулирования, – нормативно-правовую (юридическую) базу, а также финансовые, экономические, материальные и информационные средства (рычаги) контроля и воздействия на инвестиционный процесс. Под органами регулирования, – органы административного управления (федерального, регионального, муниципального) действующие в интересах реализации программы развития.
Перечень ключевых механизмов реализации Стратегии, в соответствии с обозначенными выше стратегическими приоритетами социально-экономического развития приведен в следующей таблице, представленной ниже.
Таблица 11. Перечень ключевых механизмов реализации Стратегии
Стратегический приоритет | Лучшие условия для бизнеса: инфраструктура и институты |
Основные механизмы | 1. Принятие инвестиционной декларации (инвестиционного меморандума) Лужского р-на в целях закрепления принципов взаимодействия органов местного самоуправления с инвесторами, гарантий защиты прав инвесторов, механизмов поддержки инвестиционной деятельности. |
2. Разработка и принятие комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности и регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства (в том числе в части предоставления льгот по местным налогам, сопровождения инвестиционных проектов, предоставление гарантий и прочих льгот на конкурсной основе. | |
3. Разработка, утверждение и ежегодное обновление плана инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, инженерной, коммунальной инфраструктуры муниципального образования. | |
4. Разработка и утверждение процедуры реализации инвестиционных проектов на основе принципа муниципально-частного партнерства. | |
5. Развитие инфраструктуры для размещения инвестиционных проектов (промышленных парков, бизнес-инкубаторов). | |
6. Участие в государственных программах Ленинградской области по развитию инфраструктуры и институтов поддержки предпринимательской деятельности | |
7. Создание специализированного института поддержки предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций (в том числе в целях предоставления информации, поиска партнеров и источников финансирования на региональном и национальном уровне). | |
8. Проведение крупных городских, региональных форумов делового сообщества с целью привлечения общественности, развития деловых связей бизнес-сообщества Лужского района. | |
9. Создание коворкинг-центра – как площадки, обеспеченной необходимой инфраструктурой для проведения деловых, образовательных мероприятий, а также сдачи в аренду в качестве рабочих мест (например, в формате муниципально-частного партнерства). | |
10. Создание специализированного интернет-ресурса об инвестиционных возможностях и регулировании инвестиционной деятельности в Лужском районе, развитие механизмов информирования предпринимателей об условиях инвестиционной деятельности и возможностях получения поддержки и участия в специальных программах для предпринимателей Лужского района. | |
11. Мониторинг и оптимизация административных процедур. | |
12. Утверждение регламента сопровождения инвестиционных сделок по принципу «единого окна». | |
13. Формирование обоснованных ставок для приоритетных категорий плательщиков по арендной плате за земельные участки. | |
Стратегический приоритет | Развитие АПК |
Основные механизмы | 1. Создание селекционных генетических центров сельскохозяйственных культур, селекционно-племенных центров в животноводстве. |
2. Стимулирование развития предпринимательства в сфере АПК (акцент на развитии малого и среднего бизнеса). Развитие малых форм хозяйствования на селе (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, семейные фермы). | |
3. Синхронизация развития и инвестиционных программ предприятий АПК внутри Лужского муниципального района, а также предприятий АПК других муниципальных районов Ленинградской области в рамках инструментов межмуниципального сотрудничества, в том числе, согласование производственных и сбытовых программ, развитие кооперации. | |
4. Создание условий для развития сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных. | |
5. Введение упрощенного, прозрачного порядка организации ярмарочной и нестационарной торговли, создание районного центра с/х торговли. | |
6. Создание информационных ресурсов, направленных на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте с/х продукции. | |
7. Проведение комплекса мероприятий по выявлению и вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий | |
8. Предоставление поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в секторе АПК. | |
9. Расширение спектра услуг сельскохозяйственного консультирования. | |
10. Привлечение на производственные площадки (промышленные парки) предприятий сектора АПК, а также производства, встраиваемые в конкурентоспособные региональные и межрегиональные кластеры сектора АПК. | |
11. Участие в организации деловых миссий, международных выставок с целью продвижения продукции на региональные и экспортные рынки. | |
12. Информирование о возможностях и условиях ведения бизнеса в секторе АПК на территории Лужского района. | |
13. Продвижение интересов Лужского района и производителей Лужского района при взаимодействии с органами региональной власти. | |
14. Повышение уровня заработной платы в АПК до среднерегионального уровня за счет увеличения рентабельности предприятий АПК. | |
Стратегический приоритет | Кадры и профессиональные компетенции |
Основные механизмы | 1. Организация и проведение системы мониторинга и прогнозирования баланса спроса и предложения рабочей силы, анализа мобильности трудовых ресурсов, а также прогнозирования спроса на квалифицированных и высококвалифицированных специалистов |
2. Организация и регулярное проведение тренингов и семинаров для школьников и взрослого населения посвященных популяризации предпринимательской деятельности, в том числе с информированием населения о предпринимательских возможностях в Лужском районе | |
3. Развитие системы адаптации и профессиональной переподготовки высвобождаемых и привлекаемых трудовых ресурсов, в том числе в формате муниципально-частного партнерства на базе предприятий и организаций Лужского района | |
4. Разработка и внедрение системы профессиональной ориентации и профессионального консультирования трудоспособного населения; | |
5. Разработка и внедрение инструментов, стимулирующих самозанятость и развитие малого бизнеса | |
6. Привлечение промышленных предприятий и предприятий сферы услуг из приоритетных отраслей Лужского района в профессиональные образовательные организации с целью участия в разработке образовательных программ, назначения корпоративных стипендий | |
7. Разработка плана совместных мероприятий между предприятиями и образовательными учреждениями Лужского района для профессиональной ориентации учащихся школ. | |
8. Создание и внедрение совместно профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями приоритетных отраслей системы подготовки обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, научно-исследовательских проектах и прочих мероприятиях разных уровней | |
9. Разработка модели выпускника для предприятий агропромышленного профиля с учетом технологических и компетентностных требований предприятий. | |
Стратегический приоритет | Новое качество жизни, туризма и спорта |
Основные механизмы | 1. Нормативно-правовое регулирование деятельности и инвестиционной активности в сфере туризма, в том числе сопровождение оформления земельных участков и рекреационных зон, адресная поддержка и сопровождение приоритетных инвестиционных проектов. |
2. Информирование населения о правилах и принципах ведения здорового образа жизни, последствиях рискованного поведения. | |
3. Проведение массовых узконаправленных скринингов здоровья, диспансеризации и медицинских осмотров с ранней коррекцией факторов риска и повышению приверженности населения профилактике, раннему началу лечения возникших заболеваний, иммунопрофилактике. | |
4. Внедрение инструментов муниципально-частного партнерства для реализации проектов по созданию и восстановлению объектов туристского потенциала. | |
5. Участие в выставках и ярмарках, посвященных туризму, регионального, национального и международного масштаба. | |
6. Информационное продвижение туристического потенциала Лужского района на региональном и национальном уровне. | |
7. Разработка инструментов по встраиванию Лужского района в туристические маршруты по территории Ленинградской области, СЗФО и России в целом. | |
8. Внедрение инструментов муниципально-частного партнерства для строительства и восстановления объектов спортивной инфраструктуры, а также оснащения необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом. | |
9. Расширение межведомственного взаимодействия учреждений культуры, спорта и туризма в целях продвижения Лужского района как важного центра туризма и спорта. | |
10.Развитие агро- и экотуризма, а также прочих видов альтернативной занятости. |
На первоначальном этапе реализации (до 2019 г.) Стратегии будут осуществляться инфраструктурные проекты, а также проекты, связанные с повышением эффективности производства строительных материалов, продукции сельского хозяйства, а также переработки продукции агропромышленного комплекса.
Таким образом, для выполнения задач первого этапа Стратегии (до 2019 г.) необходимо сформировать механизм, который может быть реализован в виде следующей последовательности действий:
1. Администрация Лужского муниципального района проводит анализ и оценку существующих промышленных площадок и земельных участков и формирует портфель инвестиционных предложений для развития и создания сельскохозяйственных производств, животноводческих комплексов и предприятий замкнутого цикла по переработке продукции АПК (не менее 3-4 предприятий), а также по другим перспективными направлениям, связанным с совершенствованием инфраструктуры. В частности, к таким направлениям можно отнести формирование портфеля инвестиционных проектов для их реализации в рамках государственно-частного партнёрства.
2. Подготовленные предложения согласовываются с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (или иным другим органом исполнительной государственной власти, связанным с реализацией стратегии развития Ленинградской области по определённому отраслевому направлению),и предоставляются в отдел формирования инвестиционных площадок ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области".
3. Агентство экономического развития Ленинградской области рассматривает представленный портфель инвестиций и включает инвестиционные предложения, отработанные администрацией Лужского муниципального района, в реестр (базу данных) промышленных площадок и земельных участков инвестиционных предложений.
4. При выборе инвестором предложения и инвестиционной промышленной площадки, разрабатывается проект и включается в ту или иную государственную программу Ленинградской области, при этом инвестор имеет возможность получения государственной поддержки, в соответствии с законодательством.
Дополнительным механизмом стимулирования притока инвестиций в экономику района может стать государственное инвестирование в проекты частного бизнеса (ГЧП), отвечающие интересам муниципального образования и региона в целом. В этом случае Ленинградская область не только будет стимулировать приток частного капитала, но и становиться инвестором наиболее значимых экономических проектов. Указанная мера применяется индивидуально по отношению к тем проектам, которые отвечают критериям социальной, инфраструктурной, бюджетной эффективности. Вместе с тем, в целях повышения эффективности реализации данных мероприятий, необходимо проведение дополнительной подготовки (повышении квалификации) муниципальных служащих в вопросах применения механизмов государственно-частного партнерства и управления проектами ГЧП.