Индикаторы социально-экономического развития являются стратегическим инструментом, отражающим результативность реализованных мероприятий по стратегическому управлению развитием территории, их согласованность, а также темпы достижения целевых показателей на установленном временном промежутке. С целью обеспечения условий комплексного развития приоритетных направлений и снижения рисков дисбаланса в динамике развития отдельных целевых показателей, индикаторы социально-экономического развития Лужского муниципального района сгруппированы по четырем приоритетным направлениям:
– лучшие условия для бизнеса, институты и инфраструктура;
– развитие агропромышленного комплекса;
– новое качество жизни, туризм и спорт;
– кадры и профессиональные компетенции.
Значения целевых индикаторов в разрезе приоритетных направлений, а также трех сценариев социально-экономического развития Лужского муниципального района приведены в нижеприведённой таблице.
Таблица 12.Фиксация достигнутого уровня и определение целевых ориентиров стратегии
Целевые показатели СЭР Лужского района | Ед. изм. | Сц-рий* | ||||||||||||||||||||
Лучшие условия для бизнеса: институты и инфраструктура | ||||||||||||||||||||||
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек за январь-декабрь (чистый ОКВЭД) – ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | чел | 3 187 | 2 723 | 2 608 | 2 600 | 2 597 | 2 363 | 3 020 | 3 300 | |||||||||||||
2 614 | 2 640 | 2 664 | 3 300 | 5 100 | 7 700 | |||||||||||||||||
2 800 | 3 220 | 3 610 | 6 710 | 9 000 | ||||||||||||||||||
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения | ед. | |||||||||||||||||||||
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения | тыс. руб. | 10,84 | 14,29 | 21,53 | 13,20 | 13,10 | 12,81 | 12,41 | 12,29 | 12,94 | ||||||||||||
24,93 | 26,78 | 31,95 | 34,96 | 40,96 | 45,14 | |||||||||||||||||
25,35 | 30,29 | 36,75 | 40,95 | 58,25 | 72,58 | |||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг - в расчете на душу населения (январь-декабрь) | тыс. руб. | 153,48 | 147,46 | 173,15 | 167,96 | 161,24 | 155,59 | 146,26 | 91,21 | 35,63 | ||||||||||||
169,69 | 171,55 | 169,84 | 166,44 | 169,90 | 183,95 | |||||||||||||||||
178,34 | 183,69 | 189,21 | 194,88 | 225,92 | 269,76 | |||||||||||||||||
Интегральный показатель | ед. | – | 1,00 | 1,14 | 0,99 | 0,97 | 0,93 | 0,92 | 0,82 | 0,67 | ||||||||||||
1,18 | 1,21 | 1,27 | 1,37 | 1,69 | 2,02 | |||||||||||||||||
1,23 | 1,35 | 1,47 | 1,58 | 2,19 | 2,70 | |||||||||||||||||
Развитие АПК | ||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по организациям сельского хозяйства, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек | тыс. руб. | 875 818 | 992 296 | 1 204 263 | 1 200 000 | 1 188 000 | 1 164 240 | 1 140 955 | 1 000 083 | 773 894 | ||||||||||||
1 240 391 | 1 277 603 | 1 315 931 | 1 342 249 | 1 555 888 | 1 768 854 | |||||||||||||||||
1 300 604 | 1 404 652 | 1 517 025 | 1 645 972 | 2 474 871 | 3 407 302 | |||||||||||||||||
Объем инвестиций в основной капитал предприятий сельского хозяйства, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек (за исключением бюджетных средств) | тыс.руб.. | 133 081 | 272 293 | 318 608 | 320 000 | 310 400 | 304 192 | 298 108 | 228 089 | 156 443 | ||||||||||||
318 610 | 334 538 | 337 884 | 371 672 | 477 251 | 714 332 | |||||||||||||||||
350 469 | 420 563 | 500 469 | 550 516 | 852 877 | 1 361 352 | |||||||||||||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата работников по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек, за январь-декабрь (чистый ОКВЭД) – СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО | руб. | 18 946 | 23 013 | 24 903 | 26 500 | 27 585 | 29 792 | 31 371 | 41 350 | 56 536 | ||||||||||||
27 067 | 29 503 | 32 454 | 37 310 | 61 585 | 110 014 | |||||||||||||||||
28 617 | 32 125 | 36 060 | 40 249 | 67 458 | 126 612 | |||||||||||||||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) в сопоставимых ценах *2015 (оценка) | % | 96,20 | 130,90 | 105,00 | 102,30 | 100,10 | 101,10 | 101,10 | 99,60 | 97,50 | ||||||||||||
103,60 | 103,40 | 103,40 | 104,20 | 102,70 | 105,20 | |||||||||||||||||
105,50 | 105,40 | 105,40 | 106,70 | 107,50 | 107,50 | |||||||||||||||||
Среднесписочная численность работников в организациях, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек за январь-декабрь (чистый ОКВЭД) – СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО | чел | 1 366 | 1 085 | 1 093 | 1 120 | 1 100 | 1 098 | 1 100 | 1 313 | 1 450 | ||||||||||||
1 200 | 1 350 | 1 530 | 1 600 | 2 450 | 3 230 | |||||||||||||||||
1 400 | 1 550 | 1 770 | 2 068 | 3 850 | 6 150 | |||||||||||||||||
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций, в общем их числе | % | 78,00 | 87,50 | 88,00 | 87,50 | 85,00 | 80,10 | 75,00 | 60,10 | 50,00 | ||||||||||||
88,00 | 88,00 | 88,50 | 89,00 | 90,00 | 91,10 | |||||||||||||||||
89,00 | 89,10 | 91,20 | 94,30 | 97,00 | 99,90 | |||||||||||||||||
Интегральный показатель | ед. | – | 1,00 | 1,04 | 1,05 | 1,00 | 0,99 | 0,99 | 0,98 | 0,97 | ||||||||||||
1,07 | 1,12 | 1,17 | 1,24 | 1,54 | 1,95 | |||||||||||||||||
1,14 | 1,24 | 1,35 | 1,46 | 2,05 | 2,82 | |||||||||||||||||
Новое качество жизни, туризма и спорта | ||||||||||||||||||||||
Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) | ‰ | 8,80 | 9,40 | 8,33 | 9,50 | 9,30 | 9,10 | 8,10 | 7,20 | 7,23 | ||||||||||||
9,90 | 10,10 | 10,20 | 10,40 | 10,50 | 10,70 | |||||||||||||||||
10,10 | 10,20 | 10,50 | 10,80 | 11,80 | 12,60 | |||||||||||||||||
Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения) | ‰ | 20,10 | 19,60 | 19,09 | 19,90 | 21,20 | 23,50 | 23,60 | 23,81 | 23,10 | ||||||||||||
19,60 | 19,60 | 19,50 | 19,50 | 19,20 | 19,10 | |||||||||||||||||
19,50 | 19,30 | 19,10 | 19,00 | 18,80 | 18,50 | |||||||||||||||||
Количество туристов и экскурсантов, посетивших район (в год) | чел. | 78 894 | 78 800 | 78 500 | 77 000 | 75 000 | 73 000 | 71 100 | 68 300 | 52 000 | ||||||||||||
80 900 | 81 950 | 83 000 | 85 000 | 91 000 | 100 000 | |||||||||||||||||
81 000 | 83 000 | 86 000 | 88 000 | 96 000 | 145 000 | |||||||||||||||||
Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом | % | 23,2 | 33,3 | 33,20 | 31,20 | 30,80 | 28,15 | 27,10 | 26,60 | |||||||||||||
34,0 | 35,0 | 38,5 | 41,1 | 47,2 | 52,5 | |||||||||||||||||
35,2 | 38,1 | 40,1 | 47,2 | 51,90 | 71,20 | |||||||||||||||||
Интегральный показатель | ед. | – | 1,00 | 1,05 | 1,09 | 1,08 | 1,09 | 1,03 | 0,99 | 0,91 | ||||||||||||
1,12 | 1,14 | 1,17 | 1,20 | 1,27 | 1,34 | |||||||||||||||||
1,14 | 1,18 | 1,24 | 1,36 | 2,02 | 5,71 | |||||||||||||||||
Кадры и профессиональные компетенции | ||||||||||||||||||||||
Выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования | чел | – | ||||||||||||||||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата работников по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), средняя численность работников которых превышает 15 человек за январь-декабрь (чистый ОКВЭД) – ВСЕГО | руб. | |||||||||||||||||||||
Удовлетворенность населения муниципального района качеством дошкольного образования | % | 95,00 | 68,00 | 70,00 | 70,00 | 68,20 | 66,50 | 63,00 | 58,00 | 50,00 | ||||||||||||
71,00 | 71,00 | 71,50 | 72,00 | 76,70 | 82,70 | |||||||||||||||||
72,00 | 73,00 | 74,00 | 75,00 | 83,90 | 100,00 | |||||||||||||||||
Удовлетворенность населения муниципального района качеством школьного образования | % | 93,00 | 71,00 | 70,00 | 69,00 | 68,50 | 67,00 | 66,00 | 58,00 | 49,00 | ||||||||||||
70,00 | 70,00 | 70,00 | 70,50 | 73,00 | 78,00 | |||||||||||||||||
71,00 | 72,20 | 73,70 | 75,20 | 84,10 | 100,00 | |||||||||||||||||
Интегральный показатель | ед. | – | 1,00 | 1,03 | 1,04 | 1,04 | 1,02 | 1,01 | 0,97 | 0,90 | ||||||||||||
1,05 | 1,09 | 1,13 | 1,17 | 1,42 | 1,78 | |||||||||||||||||
1,07 | 1,12 | 1,17 | 1,25 | 1,76 | 2,60 | |||||||||||||||||
Обобщенный интегральный показатель | ед. | – | 1,00 | 1,06 | 1,04 | 1,03 | 1,02 | 0,99 | 0,94 | 0,84 | ||||||||||||
1,11 | 1,14 | 1,18 | 1,24 | 1,47 | 1,75 | |||||||||||||||||
1,14 | 1,22 | 1,30 | 1,41 | 2,00 | 3,26 | |||||||||||||||||
Примечание: под номерами в таблице приведены следующие сценарии: «1»– инерционный, «2» – реалистичный, «3» –форсированный.
Рисунок 4. Целевые ориентиры стратегии в соответствии с рассмотренными сценариями развития
Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии, а так же информация о государственных программах Ленинградской области, на основе которых будут сформированы новые муниципальные программы (или в которых предполагается участие).
Муниципальная программа — документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования в определенной сфере деятельности, отнесенной к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения муниципального образования и/или исполнению переданных отдельных государственных полномочий.
Разработка и реализация муниципальных программ является частью функционирования системы стратегического планирования и осуществляется в рамках процесса программирования. По своей сути муниципальные программы являются инструментом реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
На момент разработки настоящей Стратегии в Лужском муниципальном районе действуют следующие муниципальные программы:
1. Современное образование Лужского муниципального района на 2014-2016 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 25.12.2013 № 4049)
2. Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Лужском муниципальном районе на 2014-2016 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 17.12.2013 № 3930)
3. Развитие физической культуры и спорта в Лужском муниципальном районе на 2014 – 2016 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 23.12.2013 № 3994)
4. Развитие молодежного потенциала Лужского муниципального района в 2014 – 2016 годах (Постановление администрации Лужского муниципального района от 30.12.2013 № 4074)
5. Развитие культуры в Лужском муниципальном районе в 2014-2016 годах. (Постановление администрации Лужского муниципального района от 30.12.2013 № 4076)
6. Предоставление муниципальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе молодежи на 2014-2016 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 13.12.2013 № 3886)
7. Развитие сельского хозяйства Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014-2020 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 20.05.2015 № 1430)
8. Стимулирование экономической активности Лужского муниципального района на 2014-2020 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 15.11.2013 № 3525)
9. Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Лужского муниципального района (Постановление администрации Лужского муниципального района от 05.12.2014 г. N 4244)
10. Развитие жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Лужского муниципального района на 2015-2018 годы (Постановление администрации Лужского муниципального района от 19.06.2015 г. №1661)
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 08.04.2013 N 95 (ред. от 10.02.2015) "Об утверждении Перечня государственных программ Ленинградской области" в Ленинградской области разрабатываются следующие государственные программы:
1. Развитие здравоохранения в Ленинградской области;
2. Современное образование Ленинградской области;
3. Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области;
4. Развитие культуры в Ленинградской области;
5. Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области;
6. Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области;
7. Безопасность Ленинградской области;
8. Охрана окружающей среды Ленинградской области;
9. Информационное общество в Ленинградской области;
10. Стимулирование экономической активности Ленинградской области;
11. Развитие автомобильных дорог Ленинградской области;
12. Развитие сельского хозяйства Ленинградской области;
13. Управление государственными финансами и государственным долгом Ленинградской области;
14. Повышение эффективности государственного управления и снижение административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ленинградской области;
15. Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Лужского муниципального района на 2016 – 2030 гг. представляется целесообразным организовать выполнение соответствующих мероприятий (представлены в Плане мероприятий по реализации Стратегии) в разрезе действующих в районе муниципальных программ, актуализировав их цели, задачи и состав подпрограмм, а также обеспечив их своевременную и постепенную пролонгацию в рамках рассматриваемого горизонта планирования (15 лет).
Приложение 1