Тенденции в развитии отраслей социальной сферы и гражданского общества




1.7.1. Система образования

Развитие системы образования Лужского района осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию государственных программ Ленинградской области, мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». С 2014 г. в Лужском районе реализуется муниципальная программа «Современное образование в Лужском муниципальном районе на 2014-2016 годы», включающее следующие подпрограммы: «Развитие дошкольного образования детей», «Развитие начального общего, основного общего и среднего общего образования детей», «Развитие дополнительного образования детей», «Развитие системы отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи», «Обеспечение реализации муниципальной программы Лужского муниципального района». Цели и задачи Программы взаимосвязаны с целями и задачами Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственной программы Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области на 2014-2020 годы». Главной целью муниципальной программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики Лужского района, региона и страны в целом, современным требованиям общества.

Система дошкольного образования Лужского района представлена 25 организациями дошкольного образования, также в 7 школах открыты дошкольные группы. Услуги по дошкольному образованию, присмотру и уходу получают 2 560 человек (110% от уровня 2011 г.).

Период 2011-2015 гг. ознаменовался рядом позитивных изменений в системе дошкольного образования Лужского района. В 2014-2015 учебном году 3 учреждения дошкольного образования работали в пилотном режиме по введению ФГОС дошкольного образования. С 01 сентября 2015 г. все дошкольные образовательные организации приступили к освоению новых федеральных стандартов дошкольного образования.

Рост средней заработной платы работников дошкольных учреждений увеличился с 11 464 руб. в 2011 г. до 32 408,7. в 2015 г. (данные за период январь-сентябрь 2015 г.). Таким образом, уровень заработной платы работников дошкольного образования района превысил среднюю заработную плату в сфере общего образования в Ленинградской области (32 266,7 руб.) и составил 98,1% от средней заработной платы педагогических работников дошкольного образования Ленинградской области.[30] Значимым за последние 5 лет событием для системы дошкольного образования стало возвращение в систему образования детского сада №4, благодаря чему количество муниципальных учреждений дошкольного образования увеличилось до 25 единиц.

Возрастающая потребность в дошкольном образовании определяет новые вызовы перед системой дошкольного образования. В системе дошкольного образования отмечаются низкие темпы обновления состава педагогических кадров, медленно формируются компетенции педагогов в соответствие с Федеральными государственными требованиями. В условиях принимаемых мер по созданию дополнительных мест в системе дошкольного образования возникает проблема дефицита педагогических кадров.

Несмотря на открытие в детских садах в течение 2011-2014 гг. 16 дополнительных групп (380 воспитанников), доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные учреждения в общей численности детей в возрасте 1-6 лет снизилась незначительно – с 4% в 2011 г. до 3,2% в 2014 г., а охват детей дошкольным образованием, напротив, сократился с 70% в 2011 г. до 69% в 2014 г. (средний уровень по Ленинградской области в 2014 г. – 70,85%). Существующее количество (2900 ед.) мест в учреждениях дошкольного образования (109% к уровню 2011 г.) на 13% превосходит общее число детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования, при этом численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные организации, на конец 2014 г. составляла 138 человек (92% от уровня 2011 г).

Основными направлениями развития системы дошкольного образования, в целях расширения доступности дошкольного образования населению Лужского района, должны стать создание новых мест с целью ликвидации очереди для всех возрастных групп детей; введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования во всех детских садах; обеспечение качественного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в дошкольных организациях района.

Система школьного образования включает 18 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, из которых 4 имеют филиалы: филиал МОУ "Заклинская средняя школа" в д. Каменка, филиал МОУ "Володарская средняя школа" в п. Ретюнь, филиал МОУ "Оредежская СОШ" в п. Торковичи и филиал МОУ "Средняя школа № 2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова" в п/о Городок. Во всех школах Лужского района, реализующих программы среднего общего образования организовано профильное обучение, приоритетные направления профилизации: физико-математический и естественно-научный профили. Средняя заработная плата за январь-сентябрь 2015г. педагогических работников общеобразовательных учреждений составила 36 956,3 руб., что на 5% выше средней заработной платы педагогических работников в Ленинградской области (35 299,7 руб.) и на 15% выше средней заработной платы в сфере общего образования в Ленинградской области (32 266,7 руб.).

В районе отработаны модели организации внеурочной деятельности, проведена информационно-разъяснительная работа по вопросам введения ФГОС общего образования, разработана муниципальная программа методического сопровождения образовательных стандартов, разработан план мероприятий по развитию олимпиадного движения, организована деятельность инновационных площадок, проведен мониторинг эффективности программы социализации обучающихся. Для распространения опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности образовательной организации активно используют сетевые ресуры Internet, организована работа электронного банка данных.

В 2015/2016 учебном году доля школьников Лужского муниципального района, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам на уровне начального общего образования, составила 100% от общей численности обучающихся первой ступени школы. По результатам федерального электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» доля общеобразовательных организаций, в которых система оценки качества в школе, регламентированная в основной образовательной программе начального общего образования, содержит в качестве элемента формы и регламенты учета внеучебных достижений учащихся составляет 100%.

В Лужском районе осуществляется комплексная, системная и планомерная работа по введению ФГОС общего образования, регламентируемая нормативными правовыми документами и инструктивно-методическими рекомендациями. На реализацию нового содержания образования направлена инновационная деятельность 2/3 школ Лужского муниципального района. При этом 2 общеобразовательные организации Лужского муниципального района (МОУ «СОШ №4», МОУ «Толмачевская СОШ») включены в число региональных инновационных площадок Ленинградской области, 11 школ Лужского района обладают статусом муниципальных инновационных площадок по введению ФГОС основного общего образования. В экспериментальном режиме осваивали введение ФГОС основного общего образования в 5,6,7-х классах всех городских школ и в 5-6 классах пяти сельских школах – Володарской, Скребловской, Заклинской, Оредежской и Мшинской. С 01 сентября 2015 г. новые стандарты вводятся во всех 5 классах школ.

Следует отметить положительную динамику результативности деятельности общеобразовательных организаций по повышению качества предоставляемых образовательных услуг. По итогам 2014-2015 учебного года все 477 выпускников 9-х классов были допущены к государственной (итоговой) аттестации и показали положительный результат. 24 выпускника получили аттестат с отличием. Государственную итоговую аттестацию за курс среднего общего образования по обязательным предметам в 2015 г. прошли все 193 выпускника 11-х классов (100% численности выпускников 11-х классов) сдали единый государственный экзамен, из них две выпускницы Лужского района получили по русскому языку 100 баллов.

Сравнительный анализ среднего тестового балла (далее СТБ) по обязательным предметам единого государственного экзамена (русский язык, математика) за 2010-2015 гг. свидетельствует о заметном улучшении качества подготовки выпускников Лужского района: в 2015 г. по русскому языку СТБ составил 69,60 баллов (по области – 70,68), по математике (профильная) СТБ – 58,87 баллов (по области – 51,77). По сравнению с 2010 г. средний тестовый балл по русскому языку повысился на 11,62 баллов, по математике – 17,80 баллов (в 2010 г. СТБ по русскому языку составил 57,98 балла, по математике – 41, 07 баллов).

Таблица 36. Динамика результатов единого государственного экзамена по обязательным предметам за 2010-2015 гг.

Предмет СТБ 2010 СТБ 2011 СТБ 2012 СТБ 2013 СТБ 2014 СТБ 2015
Русский язык 57,96 62,30 65,27 67,55 67,96 69,60
СТБ по ЛО 59,49 63,81 64,40 66,37 66,90 70,68
Математика 41,21 47,13 48,70 50,39 51,50 58,87
СТБ по ЛО 41,83 47,89 45,70 49,00 48,20 51,77

Источник: Доклад Лужского района Ленинградской области "О результатах реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" за 2014 год"; Комитет образования Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области "Доклад председателя комитета образования "Об итогах работы системы образования в 2014 - 2015 учебном году"

Несмотря на положительную динамику среднего бала по основным предметам в Лужском районе разница высокого среднего балла и низкого среднего балла по-прежнему остаётся высокой: по математике – 41,4; по русскому языку – 27,3. В целом в 2015 г. средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку выше среднеобластного лишь в 30% школ, в то время как по математике – в 69% школ. Самые высокие средние баллы по русскому языку и математике показали следующие организации: МОУ СОШ № 3, в которой тестовый балл за экзамен по русскому языку у10 из 24 выпускников был выше 90 баллов (СТБ русский язык – 85,46; СТБ математика– 68,41); МОУ СОШ № 5 (СТБ русский язык – 75,47; СТБ математика – 62,36); МОУ СОШ № 6 (СТБ русский язык – 75,44; СТБ математика – 65,53).

В рамках деятельности по формированию механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций (других сетевых партнеров) с целью достижения доступности и соответствующего требованиям ФГОС качества образования с 01.09.2014 г. организовано сетевое профильное обучение в МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №6, МОУ «Оредежская СОШ», МОУ «Толмачевская СОШ», МОУ «Ям-Тесовская СОШ», МОУ «Заклинская СОШ». Интеграция общего и дополнительного образования позволила: обогатить содержание и формы учебной деятельности; сблизить процессы воспитания, обучения и развития; предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам; создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями; решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

В рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в течение последних 3 лет образовательные учреждения были полностью укомплектованы компьютерным и интерактивным оборудованием, 100% образовательных учреждений подключены к широкополосной сети Интернет. В каждой образовательной организации района создан сайт. Модернизация учебно-материальной базы позволило внедрить модели дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов, обучающихся на дому. В 5 общеобразовательных школах района созданы условия для дистанционного образования детей-инвалидов, что позволяет реализовать право на получение качественного образования 100% детей этой категории от общего числа детей-инвалидов. В целях совершенствования материально-технической и учебно-лабораторной базы общеобразовательных организаций, в соответствии с требованиями ФГОС осуществлялся ремонт функционирующих зданий образовательных организаций, в МОУ «Мшинская СОШ» оборудован современный тренажерный зал. В 2014 году проведён полный ремонт спортивного зала Оредежской СОШ, на территории СОШ №5, СОШ №6, Оредежской СОШ построены спортивные площадки с искусственным покрытием.

Дальнейшее развитие системы школьного образования Лужского района возможно при условии решения определенных проблем, сформировавшихся как противоречия между существующим состоянием и уровнем развития системы, с одной стороны, и новыми социально-экономическими вызовами с другой.

Устойчивая тенденция снижения числа здоровых детей определяет необходимость создания в каждой школе среды, обеспечивающей дальнейшее совершенствование медицинского обслуживания, организацию школьного питания, создание современных условий для занятий физической культурой и спортом.

Во исполнение требований законодательства в части освоения новых ФГОС, реализации принципа доступности образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных образовательных технологий, требуется качественное обновление и расширение деятельности структур, организаций, обеспечивающих дистанционное образование детей-инвалидов. Сдерживающими факторами расширения возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях района являются архитектурная недоступность школ, а также отсутствие необходимых учебных материалов и крайняя дороговизна оборудования.

Качество кадрового потенциала отрасли образования остается невысоким, сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).

Повышение квалификации не всегда реализуется как ресурс профессионального роста и повышения конкурентоспособности педагога и образовательного учреждения в целом; лучшие образцы опыта педагогов-лидеров и передовые практики не становятся новой профессиональной нормой в массовой практике; неэффективность управленческих решений и программ развития образовательных учреждений обусловлена недостаточным уровнем подготовки управленческих кадров. Кадровый резерв не получает современной подготовки в области лидерства и менеджмента. Действующая система повышения квалификации педагогов и их переподготовки нуждается в модернизации.

Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов. Сегодня их социальный пакет не в полной мере соответствует социальной значимости профессии, уровню квалификации, ответственности и сложности их труда, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферу образования.

Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для их карьерного роста.

Система дополнительного образования Лужского муниципального района представлена 8 учреждениями, в т.ч. 4 – учреждения культуры, на базе которых обучаются более 5 тыс. человек. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования составляет 71,5%. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, в т.ч. педагоги учреждений культуры, составила 31 059,2 руб., что на 4% выше средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования Ленинградской области (29 934,8 руб.)[31]

Подрастающему поколению Лужского района представлена возможность заниматься творческой деятельностью, спортом, исследовательской работой, развиваться в других направлениях. Так в МОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества» реализуется 38 программ дополнительного образования по 5 направленностям, в учреждении созданы дополнительные программы, адресованные одаренным и талантливым детям, которые реализуются в творческих мастерских, изостудии и творческой лаборатории. Кроме того образовательная деятельность по программам дополнительного образования осуществляется на базах 15 общеобразовательных школ города и района.

В МАОУ ДОД «ЦДОД «Компьютерный центр» реализуется 40 программ дополнительного образования научно-технической, естественнонаучной, социально-педагогической и художественно-эстетической направленностей, разработаны и реализуются 3 программы развития и сопровождения одаренных детей. Ежегодно в учреждении занимается более 1000 детей.

МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» занимается деятельностью физкультурно-спортивной направленности и имеет 8 отделений по видам спорта, реализуя при этом программы дополнительного образования по 10 видам спорта. В 2014-2015 учебном году обучающиеся ЦДЮТ, КЦ, Спортивной школы приняли участие в 80 мероприятиях регионального, Всероссийского и международного уровней, по итогам которых более 200 детей стали победителями и призёрами.

Актуальными проблемами развития системы дополнительного образования являются: обеспечение качественным дополнительным образованием детей, проживающих в сельской местности, обеспечение системы дополнительного образования детей квалифицированными педагогическими кадрами, а также старение педагогического состава учреждений дополнительного образования.

Натерритории района находится Лужский институт (филиал) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», который не входит в муниципальную систему образования, однако, включен в данный анализ, так как наличие учреждения высшего профессионального образования в целом усиливает потенциал мер социально-экономической политики, направленных на развитие профессиональных компетенций населения района и сокращение оттока молодежи.

По ключевым показателям «Мониторинга эффективности деятельности» позиции института находятся выше пороговых значений. В тоже время анализ показателей по направлениям деятельности свидетельствует о недостаточном развитии кадрового и научно-исследовательского потенциалов. Доля штатных работников профессорско-преподавательского состава составляет 57,4% общей численности ППС, а доля молодых научно-педагогических работников в общей численности НПР составляет всего 6%. В тоже время необходимо отметить, что число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук в расчете на 100 студентов 4,16 ед., выше среднего показателя по Ленинградской области 2,78 ед. Средняя заработная плата (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ), по данным 2015 г., научных работников составила 32,12 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 42,28 тыс. руб.

Научно-исследовательская активность в целом остается на среднем уровне – удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации составляет 4,06%, тогда как доля доходов от НИОКР в общих доходах АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» в целом составила 7,98%, а среднее значение по 10 образовательным организациям высшего образования, выполнивших 4 и более показателей «Мониторинга эффективности деятельности» – 7,06%.

Таблица 37. Основные показатели деятельности Лужского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина

Наименование показателя Значение показателя Пороговое значение
Образовательная деятельность Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ 66,28  
Научно-исследовательская деятельность Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР 61,8 51,28
Международная деятельность Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) 1,22  
Финансово-экономическая деятельность Доходы образовательной организации из средств всех источников в расчете на одного НТР 1521,43 1327,57
Заработная плата ППС Отношение з/п профессорско-преподавательского состава к средней з/п по экономике региона 132,61  
Приведенный контингент студентов 287,4  
Дополнительный показатель Численность сотрудников, из числа ППС (приведенных к доле ставки), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, в расчете на 100 студентов 4,03 2,78

Источник: Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга 2015 года деятельности образовательной организации высшего образования Лужский институт (филиал) автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. Электронный ресурс [https://indicators.miccedu.ru/monitoring/inst.php?id=12013224]

1.7.2. Сфера социальной защиты

Комитет социальной защиты населения осуществляет исполнение отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения на основании областного закона от 30 декабря 2005 года № 130-оз «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в соответствии с которыми населению Лужского района предоставляется более 30 видов социальных выплат и государственных услуг. Объем субвенций на социальные выплаты и меры социальной поддержки составил 337,8 млн. рублей (93,1 % к 2014 г). В базе данных «АИС «Соцзащита» комитета социальной защиты населения Лужского муниципального района в 2015 г. зарегистрированы 35,3 тысячи граждан (около 46 % общей численности населения), которые воспользовались различными мерами социальной поддержки. В соответствии с действующим законодательством более 27,4 тыс. человек получили меры социальной поддержки за счет средств областного и федерального бюджетов, в т.ч. за счет средств областного бюджета более 19 тыс. человек.[32] За период 2011-2015 гг. общая численность получателей социальных услуг сократилась более чем в 1,42 р., при этом количество граждан, получивших различные меры социальной поддержки за счет средств областного и федерального бюджетов на протяжении анализируемого периода по сравнению с 2011 г. увеличилось на 1,48%.

Оказание социальных услуг населению Лужского района осуществляется муниципальным автономным учреждением «Лужский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», муниципальным казенным учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья». На базе МАУ «Лужский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» с 2008 г. работает мобильная бригада с целью оказания социально-консультативной помощи гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах. С ноября 2015 г. предоставление государственных услуг осуществляется через ГБУ Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», по данным на 01.01.2016 г. через МФЦ от граждан было принято 537 заявлений.

С 2014 г. в Лужском районе реализуется муниципальная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Лужском муниципальном районе на 2014-2016 годы». Главными целями муниципальной программы являются:

– создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки;

– повышение доступности услуг по социальному обслуживанию для населения;

– повышение качества жизни инвалидов в Лужском муниципальном районе путем формирования доступной среды жизнедеятельности.

Муниципальная программа включает 5 подпрограмм, охватывающих приоритетные направления социальной защиты и обслуживания населения: «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов», «Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов».

В рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2014-2016 годы» в 2014-2015 гг. был организован ряд комплексных проектов по приоритетным направлениям развития социальной защиты и обслуживания населения (служба «Социальное такси», служба «Передышка», служба «Мобильная бригада»; проекты «Заботливый сосед», «Санаторий на дому», «Школа здоровья», «Университет третьего возраста», «Тревожная кнопка»); проведены мероприятия по приспособлению для доступа инвалидов здания стационарного отделения МАУ «Лужский ЦСО», по адаптации для инвалидов-колясочников двух жилых помещений, принадлежащих семьям, воспитывающим детей инвалидов; проведены обследования и паспортизация 10 объектов социальной инфраструктуры на предмет доступности для маломобильных групп населения. В 2015 г. впервые реализовывалось предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, который был заключен комитетом с пятью семьями, взявшими на себя обязательства по созданию условий для выхода из кризисной ситуации; в МКУ «СРЦН «Семья» была проведена апробация новой формы работы с семьями, имеющими несовершеннолетних детей «Социальное сопровождение».

Среднесписочная численность работающих в системе социальной защиты населения в целом не претерпела изменений и составила на 01.01.2016 г. составила 213 человек (99,5 % к 2011 г.). Сложившаяся ситуация отлична от общероссийской тенденции, характеризующейся сокращением числа социальных работников при одновременном росте числа получателей социальных услуг. По предварительным данным за 2015 г. (данные за январь-сентябрь) среднемесячная заработная плата работников в учреждениях социального обслуживания населения Лужского муниципального района (включены социальные работники в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания) составила 21 764,1 рублей. Среднемесячная заработная плата социальных работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности в среднем по Ленинградской области за аналогичный период составила 22 065,1 рублей (101% от уровня зарплаты по Лужскому району).[33]

Ключевыми проблемами развития системы социального обслуживания являются неразвитость рынка социальных услуг и дефицит кадров в учреждениях социального обслуживания сельских поселений Лужского района. Незначительным является участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций, в том числе благотворительных, и добровольцев. По состоянию на начало 2016г. в районе отсутствуют индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие коммерческую деятельность, в сфере социального обслуживания населения. Ограниченность транспортной доступности сельских территорий района, неразвитость системы профессионального обучения и системы повышения квалификации, усугубляющие существующую в России низкую престижность профессий в отрасли социального обслуживания, являются основными причинами сложившейся нехватки работников системы социального обслуживания в сельской местности.

В целях развития системы социального обслуживания населения Лужского района в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в рамках реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)" (утвержден Распоряжением Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2013 г. N 196-р, в ред. от 30.05.2014) необходимо продолжить осуществление комплексных мер, направленных на модернизацию системы социального обслуживания, в том числе включающих в себя:

– реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

– сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социальных работников;

– внедрение профессиональных стандартов, проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовке работников организаций социального обслуживания населения с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, в том числе работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников;

– обеспечение доступности и открытости информации об учреждениях и услугах сферы социального обслуживания населения;

– организацию проведения независимой оценки при помощи привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций;

– развитие конкуренции при оказании социальных услуг за счет возможности участия организаций с различными организационно-правовыми формами;

– снижение и устранение административных барьеров в процессе предоставления государственных услуг населению с применением принципа «одно окно» и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

1.7.3. Развитие физической культуры и спорта

Развитие физической культуры и спорта – одно из приоритетных направлений, проводимой социальной политики. Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом в течение последних пяти лет стабильно увеличивалась и по итогам 2015 г. превышает средний показатель по Ленинградской области: в 2015 г. систематически занимались физической культурой и спортом 25022 человек (из них сельское население – 7773 человек), или 33,3% населения Лужского района (17,3% в 2011 г.). Самыми массовыми видами спорта в районе являются такие виды спорта, как: футбол –2634 человек, баскетбол – 1563, легкая атлетика – 1328, лыжные гонки – 1074, художественная гимнастика – 438, пауэрлифтинг – 436, дзюдо – 279. Спортсмены Лужского района принимают результативное участие в межмуниципальных, областных и всероссийских спортивных мероприятиях. В 2015 г. на спортсооружениях района были организованы и проведены 187 районных и областных соревнований.

Работу по оздоровлению населения в Лужском муниципальном районе проводят спортивные общественные организации: спортивные клубы ОАО «Лужский завод «Белкозин» и ОАО «Лужский абразивный завод», спортивный клуб аэробики «Лотос». В сельских поселениях спортивно-оздоровительной работой занимаются тренеры-общественники. Спортивно-массовая работа с молодежью осуществляется на базе МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», а также МКУ «Спортивно-молодежный центр», на который также возложены обязанности по организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» ведет учебно-тренировочный процесс по следующим видам спорта: футбол, дзюдо (самбо), баскетбол, художественная гимнастика, легкая атлетика, пауэрлифтинг (гиревой спорт, бодибилдинг), лыжные гонки (биатлон), шахматы. Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах на протяжении последних 5 лет стабильно увеличивалась и по итогам 2014 г. составила 2110 человек (105% к уровню 2011 г.).[34]

В целях обеспечения возможностей жителей Лужского муниципального района систематически заниматься массовым спортом и вести здоровый образ жизни, совершенствовать спортивное мастерство в муниципальном районе реализуется муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Лужском муниципальном районе в 2014-2016 гг.», в рамках которой реализуется строительство и реконструкция спортивных сооружений района. По состоянию на 2014 г. на территории района функционирует 118 спортивных сооружений, из них 98 находятся в муниципальной собственности, в том числе,– 28 спортивных зала, спортивный стадион «Спартак», плавательный бассейн, 42 плоскостных спортивных сооружений. В 2015 г. введено в эксплуатацию 2 универсальных спортивных площадки на базе СОШ №3 (г.Луга) и Ям-Тесовской СОШ. Продолжается строительство спортивного комплекса в поселке Дзержинского, ведется подготовка проектно-сметной документации на строительство физкультурно-оздаровительного комплекса в г. Луга по ул. Набережная и универсальной спортивной площадки в г.Луга по ул.Молодежная. В рамках программы «Газпром-детям», в Луге ООО «Газпроминвестгазификация» ведет работы по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном на Медведском шоссе.

В последние годы на территории района развивается движение по возрождению народных спортивных игр, в частности, в Лужском районе прошли соревнования по национальной игре хоккей в валенках в рамках проекта «Детский спорт» – 14 февраля 2015 г. на площади Мира г. Луги в рамках партийного проекта «Детский спорт» «Единой России» состоялись финальные областные спортивные соревнования «Лиги школьного спорта» по хоккею в валенках среди школьных спортивных клубов Ленинградской области.

Ежегодно на территории Лужского района проводятся соревнования различного уровня по дзюдо и самбо, в которых наравне со спортсменами муниципального района принимают участие спортсмены как Ленинградской области, так и других регионов СЗФО. В традиционном открытом турнире по дзюдо среди юниоров, проводимом на базе Лужского городского спортзала «Спартак» ежегодно участвуют спортсмены из более десяти городов Северо-Западного ФО, в том числе Санкт-Петербурга, Мурманской, Псковской и Новгородской областей. Целесообразно и в дальнейшем продолжать традицию проведения соревнований по дзюдо и самбо в Луге. Это способствует приобщению детей и молодежи Лужского района к спорту, а также открывает возможности для сотрудничества со спортивными организациями других городов России. Для проведения крупных соревнований необходимо поддерживать спортивные сооружения в надлежащем состоянии, поэтому очень важно привлечь инвестиции в ремонт и реконструкцию залов и стадионов.

В целях развития спорта необходимо проводить работу, направленную на поддержание, пополнение и укрепление тренерского состава, работающего в системе подготовки спортивного резерва, и создание достойных условий для его работы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта за 2014 г. составила 22 766,5 руб., что на 7% выше средней заработной платы работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта Ленинградской области (21 340,2 руб. в 2014 г.), но ниже средней заработной платы в данной сфере Санкт-Петербурга.[35]

1.7.4. Развитие культуры и искусства

Сеть учреждений культуры и искусства представлена 63 муниципальными учреждениями, в состав которых вошли: 3 детские музыкальные и 1 художественная школы, Киноцентр «Смена», 17 Домов культуры, 7 сельских клубов, спортивно-культурный центр (пос. Скреблово), 33 библиотеки, из них 27 находятся в сельской местности. Из 33 библиотек 31 входит в состав культурно-досуговых учреждений.

Уровень оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и искусства по итогам 2014 г. составил 21 836 руб., что в 1,5 р. ниж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: