При составлении Стратегии экономического развития Лужского муниципального района учтены следующие документы стратегического планирования федерального и регионального уровней:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.);
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России);
- Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р (ред. от 26.12.2014 г.), Распоряжение Правительства РФ от 16.10.2012 г. № 1939-р (ред. от 11.02.2015 г.) «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года»;
- Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденная областным законом от 28.06.2013 г. № 45-оз;
- Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 г. № 29;
- План мероприятий («Дорожная карта») по реализации Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства Ленинградской области от 14.05.2014 г. № 213-р;
- Схема территориального планирования Ленинградской области, утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. № 460;
- Действующие федеральные и региональные программы на долгосрочную и среднесрочную перспективу, отраслевые государственные программы развития, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
|
Целевые ориентиры, а также основные показатели результативности основных документов стратегического планирования Российской Федерации и Ленинградской области представлены в приведенной ниже таблице.
Таблица 43. Характеристика стратегических целей и целевых показателей развития ключевых документов стратегического планирования федерального и регионального уровней
Цели развития | Приоритетные направления развития | |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года | ||
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. | · развитие человеческого потенциала; · создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; · структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; · закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); · переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе: o формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий; o укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей. | |
Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года | ||
Главной стратегической целью развития Северо-Западного федерального округа до 2020 г. является устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах РФ, входящих в состав округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества. Важной задачей пространственного развития является выравнивание социально-экономического положения субъектов РФ, входящих в состав СЗФО. В южной зоне округа главная задача региональной политики состоит в том, чтобы обеспечить государственную поддержку развития сельской местности. | Приоритеты социального характера: · преодоление демографического спада; · рост реальных доходов населения; · преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития; · повышение доступности и уровня обеспеченности населения жильем; · социально-экономическая активизация депрессивных сельских территорий; · улучшение среды проживания, включая такие ее элементы, как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг и правопорядок. Приоритеты экономического характера: · модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа; · экономическая активизация депрессивных территорий; · сохранение природного и культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственного и муниципального управления; · развитие сельскохозяйственного производства; · модернизация лесопромышленного комплекса; · сокращение энергоемкости экономики; · стимулирование процессов модернизации производства. Приоритетными направлениями развития (применимо к Лужскому району) являются: · АПК; · Туристско-рекреационный комплекс; · Малый и средний бизнес; · Транспортная и энергетическая инфраструктура; · Жилищная сфера и коммунальное хозяйство. | |
Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года | ||
Стратегическая цель и задачи Концепции направлены на реализацию реалистичного инновационного сценария развития Ленинградской области. Основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу - достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы темпами выше среднероссийских, достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития области. | Реализация стратегической цели на долгосрочный период подразумевает достижение следующих целей: · обеспечение экономического роста темпами не менее 5% ВРП в год; · обеспечение сбалансированного развития территории области; · повышение качества человеческого капитала, создание благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области; · повышение эффективности государственного и муниципального управления. Существующая специализация Лужского района: Строительные материалы, пищевое производство, производство металлических конструкций. Возможная специализация: Транспорт и логистика, мебельная промышленность, культурно-познавательный туризм. | |
Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года | ||
Целями Стратегии являются: · обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики Ленинградской области; · удержание позиции в межрегиональной конкуренции за привлечение инвестиций; · повышение инвестиционной привлекательности и создание условий для улучшения бизнес-климата на всей территории Ленинградской области. | В качестве наиболее приоритетных отраслей (первого уровня приоритетности) рассматриваются: автомобилестроение и производство авто компонентов; химическое и нефтехимическое производство; транспортно-логистический комплекс; производство строительных материалов; пищевая промышленность. В качестве отраслей второго уровня приоритетности рассматриваются: сельское хозяйство; лесопромышленный комплекс; машиностроение; сектор торговли и услуг; радиология и фармацевтика; туризм. Приоритетными направлениями повышения инвестиционной привлекательности региона являются: · содействие созданию и развитию кластеров на территории Ленинградской области (применительно к Лужскому муниципальному району: кластер в сфере аграрно-промышленного комплекса, туристический кластер, кластер строительных материалов); · синхронизация пространственного развития инвестиционных процессов Ленинградской области; · поддержка малого и среднего предпринимательства; повышение инвестиционной привлекательности муниципальных районов Ленинградской области, в том числе группы муниципальных районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития. | |
Реализация программных документов федерального и регионального уровней определяет внешние факторы развития и потенциальные угрозы исполнения настоящей Стратегии. В экономике Лужского муниципального района преобладают традиционные отрасли обрабатывающей промышленности с невысокой инновационной составляющей. На этом основании документы стратегического планирования были проанализированы в разрезе приоритетных направлений и факторов развития.
|
|
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определен переход к новой модели пространственного развития российской экономики. Формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, а также традиционных отраслей промышленности (в том числе, аграрно-промышленного комплекса) приведет к повышению комплексности и сбалансированности регионального развития.
Важной задачей пространственного развития, согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, является выравнивание социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Приоритетными направлениями развития (применительно к Лужскому муниципальному району) являются: аграрно-промышленный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, поддержка малого и среднего бизнеса и инвестиции в транспортную и энергетическую инфраструктуру. В южной зоне округа главная задача региональной политики состоит в том, чтобы обеспечить государственную поддержку развития сельской местности.
Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года определяется текущая и потенциальная специализация муниципальных районов области. В качестве текущих приоритетов специализации Лужского муниципального района выделены следующие отрасли: производство строительных материалов, пищевое производство, производство металлических конструкций. Выгодное расположение на пересечении транспортных коридоров федерального и регионального значения определяет транспортно-логистическое развитие Лужского района в качестве потенциально перспективного. В числе дополнительных направлений специализации муниципального района Концепция выделяет культурно-познавательный туризм. Лужский район выделен в качестве приоритетного проекта формирования обустроенных рекреационных зон на территории области, что будет способствовать привлечению туристов и благоприятно скажется на экономических показателях и уровне жизни местного населения.
Целью Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года является обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики Ленинградской области и повышение инвестиционной привлекательности на всей территории Ленинградской области. Сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, машиностроение, сектор торговли и услуг и туризм выделены как отрасли второго уровня приоритетности. В целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных районов Ленинградской области, в том числе группы муниципальных районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития, Инвестиционная стратегия предусматривает создание и развитие кластеров на территории Ленинградской области (применительно к Лужскому муниципальному району: кластер в сфере аграрно-промышленного комплекса, туристический кластер), а также всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса.
С учетом важности развития агропромышленного комплекса Лужского района, в частности, молочного и мясного животноводства, а также птицеводства и растениеводства, при составлении настоящей Стратегии также учтены стратегические направления, обозначенные в следующих документах:
- Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р;
- Концепция устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением губернатора Ленинградской области от 28 ноября 2011 г. № 559-рг.
Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 года являются:
- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
- устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;
- повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;
- замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;
- рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;
- сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Для достижения поставленных целей настоящей Концепцией предусматривается не только создание новых рабочих мест в крупных сельскохозяйственных организациях, но и стимулирование развития малого бизнеса на селе, в том числе, активная поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства ремесел и народных промыслов под местными торговыми марками и снижение административных барьеров в продвижении продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничную сеть организаций торговли и общественного питания.
Целью разработки Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Реализация этих мер позволит вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.
В качестве факторов, сдерживающих развитие аграрно-промышленного комплекса области выделены следующие:
- сложности в вопросах кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей (инвестиционного и краткосрочного), которое является основным условием поступательного развития сельского хозяйства, и вопросах обслуживания и уплаты кредитов;
- сохранение нерегулируемых тарифов на электроэнергию, высокая стоимость подключения производственных объектов к энергетическим мощностям;
- несовершенство Градостроительного кодекса Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в действующей редакции, не позволяющее сельскохозяйственным товаропроизводителям оперативно проводить согласование проектов по реконструкции и новому строительству, а также оперативно оформлять акты ввода объектов в эксплуатацию;
- высокая стоимость работ по организации санитарно-защитных зон;
- низкое качество отечественной сельскохозяйственной техники, пригодной к работе в условиях Северо-Западного региона;
- отсутствие в Ленинградской области государственной территориальной единой информационной базы данных, что не позволяет комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области организовать отраслевую непрерывную систему электронного мониторинга целевого, технологически правильного и экономически эффективного использования каждого из участков земель соответствующих категорий, а также целевого и экономически эффективного использования средств областного бюджета Ленинградской области каждым из получателей бюджетных средств.
В целях решения указанных вопросов предстоит решить вопрос продления сроков инвестиционных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 15 лет, ввести регулируемые тарифы на поставку электроэнергии для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также усовершенствовать механизмы взаимодействия региональных и муниципальных властей в части внесения соответствующих административных изменений.
Основные направления экономического и пространственного развития Лужского муниципального района сформулированы на основании вышеперечисленных документов стратегического планирования федерального и регионального уровней.