Международный опыт формирования стратегий развития депрессивных муниципальных образований




В целях настоящего анализа был рассмотрен опыт восстановления городов Соединенных Штатов Америки после спада, вызванного периодом деиндустриализации, нефтяным кризисом 1973 г. и глобальными процессами, связанными с наращиванием промышленного потенциала развивающихся стран. Динамика спада населения в городах США представлена в таблице 42. В среднем, за период 1970-2000 гг. американские города потеряли от 30 до 60% населения, большая часть из которых состояла из населения, занятого в промышленности.

Таблица 46. Спад численности населения в городах Индустриального пояса США, 1950-2010 гг.

Город Население, человек Падение относительно пикового значения за период Падение относительно пикового значения за период, %  
   
Youngstown, Ohio 168,3 67,0 103,0 60,6
Gary, Indiana 133,9 80,3 98,0 55,0
Niagara Falls, New York 90,9 50,2 52,2 51,0
Flint, Michigan 163,4 102,4 94,5 48,0
Scranton, Pennsylvania 125,5 76,1 67,2 46,9
Utica, New York 100,5 62,2 39,5 38,8
Camden, New Jersey 124,6 77,3 47,2 37,9
Birmingham, Alabama 326,0 212,2 128,7 37,7
Canton, Ohio 116,9 73,0 43,9 37,6
Wilmington, Delaware 110,4 70,9 41,7 37,0
Rochester, New York 332,5 210,6 121,9 36,7

 

Одним из кейсов успешного восстановления города является кейс города Чаттануга (штат Теннеси). В 1969 г. был признан городом с самым грязным воздухом в США. Занятость в обрабатывающих отраслях после пика в 1979 г. падала на 7% ежегодно. Между 1980 и 1990 гг.число занятых в промышленности упало почти на треть до уровня около 18%.

Рисунок 8. Плотность населения в г. Чаттануга, 1930-2000, резидентов на 1 кв. милю

Рисунок 9. Доля населения, занятого в промышленности г. Чаттануга, 1940-2000, процентов

В целом, восстановление города можно разделить на два периода. Первый период – начало восстановления, 1990-2000 гг. Данный период связан с масштабными инвестициями в улучшение качества жизни, создание туристической инфраструктуры (в том числе крупного аквариума, парков, инициация и проведение регулярного фестиваля на берегу реки под названием «Пять ночей в Чаттануге»), реставрация отелей и сектора услуг, связанного с туризмом. При этом масштабное развитие третичного сектора и рост занятости в секторе услуг позволили частично возместить продолжающееся сокращение занятости в промышленности. Второй этап восстановления города Чаттануга обусловлен совершенствованием деятельности институтов, связанных с обеспечением развития предпринимательской активности и ведения бизнеса на территории муниципалитета. Так, важнейшим событием в истории города стало заключение соглашения о начале строительства в 2008 г. автосборочного производства Volkswagen, ставшего первым автосборочным производством этой марки в Соединенных Штатах. Важно, что привлечения инвестора на территорию удалось добиться посредством предоставления высокого уровня налоговых льгот на сумму 577,4 млн. долл. (около 3% валового регионального продукта территории), а также гарантиями содействия проекту на срок 30 лет. Таким образом, к концу 2000-ых гг. город посредством масштабных реформ преобразился за счет радикального обновления туристической инфраструктуры и улучшения институтов для ведения бизнеса. Это отразилось, в частности, в том, что в 2009 г. город Чаттануга занял 8 место в топ-100 городов США в номинации "Bang For Your Buck" city журнала Forbes (общая доступность и качество жизни). Новым этапом развития города стал запуск в 2010 г. первой в Соединенных Штатах сети интернет со скоростью доступа 1 гигабит/секунду в результате создания сети муниципальных широкополосных сетей. Это, в свою очередь, привлекло на территорию города большое число инновационных стартапов и обеспечило создание свыше 1000 рабочих мест с высокой добавленной стоимостью.

Таблица 47. Период и глубина спада в некоторых городах Европы

Город Период кризиса и спада производств Сокращение рабочих мест за период и в % от числа занятых в обрабатывающих отраслях
Лейпциг (Германия) 1989-1996 87,000 (~85%)
Бремен (Германия) 1970-2003 55,000 (~45%)
Шеффилд (Великобритания) 1971-2004 86,000 (~75%)
Белфаст (Великобритания) 1973-2001 51,000 (~77%)
Бильбао (Испания) 1970-2001 56,000 (~45%)
Турин (Италия) 1971-2005 171,000 (~35%)
Сэнт-Этьен (Франция) 1977-2001 29,000 (~40%)

 

Восстановление городов, указанных в таблице 43, происходило за счет инициирования и реализации крупных культурных, исторических, спортивных и прочих событийных проектов. Важную роль играли инфраструктурные проекты, направленные на улучшение транспортного сообщения, а также реставрацию и восстановление прочих инфраструктурных объектов (в том числе вокзалов) с привлечением известных архитекторов.

Таблица 48. Инфраструктурные и культурные проекты, связанные с восстановлением городов Европы

Город Перечень событий
Лейпциг (Германия) •Football World Cup bid (2006) •Реставрация центра города и исторических мест • • Восстановление традиции исторических торговых ярмарок
Бремен (Германия) •Технопарк при университете •Реставрация исторического центра • • Заявка на звание Культурной столицы Европы 2010 (проиграна)
Шеффилд (Великобритания) •Восстановление центра города •Промышленный парк (связанный с университетом) • Программы по восстановлению хозяйствования в пригородах
Белфаст (Великобритания) •Развитие развлекательных, торговых и туристических пространств в городе •развитие прибрежной линии: Laganside, Titanic Quarter • Заявка на звание Культурной столицы Европы 2007 (проиграна)
Бильбао (Испания) •Музей Гугенхайма •Схема развития прибрежной зоны •Обновление метро дизайнером Норманом Фостером, обновление инфраструктурных объектов известными архитекторами (аэропорты, порты, ж/д станции) • Обновление системы городского транспорта
Турин (Италия) •Winter Olympics 2006 •Реставрация культурного центра города •Переориентация использования промышленной инфраструктуры • • Туринский кластер беспроводных информационно-коммуникационных технологии
Сэнт-Этьен (Франция) • Design Biennale (основана 1999) • Design Village and Optics/Vision ‘cluster sites’ • Zénith концертный стадион (дизайнер Норман Фостер) • реставрация Châteaucreux зоны в центре города и главной ж/д станции • • Проекты по восстановлению пригородов

Основные инструменты, используемые городами Европы в целях восстановления и компенсации потерь занятости в обрабатывающих отраслях были связаны с действиями, направленными на:

– создание лучших условий ведения бизнеса и конкуренция с самыми развитыми территориями за привлечение крупных инвесторов;

– совершенствование инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе в целях снижения уровня безработицы и развития новых видов деятельности;

– конкуренция за проведение крупных значимых культурных, спортивных, деловых событий;

– маркетинг территории в целях ухода от репутации депрессивного города с неблагоприятными условиями для жизни;

– межтерриториальная кооперация в целях объединения ресурсов для решения поставленных задач;

– формирование стимулов по привлечению молодежи к локальному рынку труда, внедрение лучших практик развития компетенций детей и молодежи, развитие партнерства с работодателями.

Таблица 49.Опорные сектора для восстановления европейских городов после спада промышленного производства

Город Растущие сектора при восстановлении Ключевые инвесторы
Лейпциг (Германия) Логистика, производство автомобилей, медиа, солнечная и альтернативная энергия DHL, Amazon
Бремен (Германия) High-tech, портовые услуги, логистика, АПК, аэрокосмическая отрасль, инжиниринг Airbus
Шеффилд (Великобритания) Инжиниринг, медицинское оборудование, бизнес-услуги, строительство Boeing research, Polestar print works,
Белфаст (Великобритания) бизнес-услуги, туризм, ритейл Halifax, Harland & Wolf
Бильбао (Испания) Сложные обрабатывающие отрасли, международный банкинг, туризм, технопарк Banco Bilbao Vizcaya Argentaria
Турин (Италия) Реструктурирование автомобильной промышленности, промышленный дизайн, телекоммуникации Fiat
Сэнт-Этьен (Франция) Медицинское оборудование, дизайн, оптика, инжиниринг, строительство Casino HQ

Как представлено в вышеприведенной таблице, восстановление европейских городов после спада промышленного производства также сопровождалось развитием новых обрабатывающих отраслей, которые фактически не были связаны с существующей отраслевой структурой городов. Последнее стало фактически возможным благодаря усилиям муниципалитетов по улучшению условий ведения бизнеса и борьбе за привлечение «якорных» или крупных инвестиционных проектов, давших, в свою очередь, начало формированию сектора малых и средних компаний в специализирующей отрасли и связанных с ней отраслях.

Таким образом, возвращаясь к анализу стратегических перспектив Лужского района, анализ международного опыта по формированию стратегий развития депрессивных муниципалитетов позволяет определить достижимые цели в области видения Лужского района, а также позволяет определить этапы и приоритеты разработки и внедрения механизмов реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития Лужского района.

 


[1]
[1] Карта минералогических зон Ленинградской области СЗФО. ГИС Атлас «Недра России» ФГУП «ВСЕГЕИ» Электронный ресурс [https://vsegei.com/ru/info/gisatlas/]

[2]
[2] Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Ленинградской области по состоянию на 01.01.2015 г.

[3]
[3] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: База данных показателей муниципальных образований/ Население Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 11.02.2016 г.; Движение населения и число браков и разводов за 2015 год. Оперативные данные. Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 11.02.2016г

[4]
[4] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Численность населения по полу и отдельным возрастным группам на 01.01.2011 г. (с учетом предварительных итогов ВПН-2010); База данных показателей муниципальных образований.Население. Численность всего населения по полу и возрасту на 1 января текущего года. Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 12.01.2016

[5]
[5] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: База данных показателей муниципальных образований/ Занятость и заработная плата Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 08.02.2016 г.

[6]
[6] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Уровень регистрируемой безработицы в разрезе муниципальных образований Ленинградской области. Электронный ресурс [https://monitoring.lenreg.ru] дата обращения 30.12.2015 г.

[7]
[7] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Уровень регистрируемой безработицы в разрезе муниципальных образований Ленинградской области. Электронный ресурс [https://monitoring.lenreg.ru] дата обращения 30.12.2015 г.

[8]
[8] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), за январь-декабрь 2015 г. Электронный ресурс [https://monitoring.lenreg.ru] дата обращения 09.02.2016 г.

[9]
[9] Постановление Правительства Ленинградской области от 16.11.2015 №435 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ленинградской области за третий квартал 2015 года"

[10]
[10] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. О динамике цен на потребительские товары и услуги в Ленинградской области в декабре 2015 года. Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru] дата обращения 29.12.2015 г.

[11]
[11] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: База данных показателей муниципальных образований. Миграционный ресурс. Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts] дата обращения 24.12.2015

[12]
[12] Растениеводство Ленинградской области в 2014 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2015. – 60 с.

[13]
[13] Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Экспресс-информация. Поголовье скота и птицы в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области на 1 января 2016 года. Электронный ресурс [https://www.gks.ru] дата обращения 29.01.2016 г.

[14]
[14] Поголовье скота и птицы в Ленинградской области на 1 января 2015 года. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2015. – 30 с.

[15]
[15] Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Экспресс-информация. Производство продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области на 1 января 2016 года Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 29.01.2016 г.

[16]
[16] Сайт Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области. Отчет отдела АПК о работе за 2015г.; Доклад главы администрации Лужского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период. Электронный ресурс [https://luga.ru/] дата обращения 28.01.2016 г.

[17]
[17] Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Экспресс-информация. Производство продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области на 1 января 2016 года Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 28.01.2016 г.

[18]
[18] Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. База данных показателей муниципальных образований. Поголовье скота и птицы на конец года Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 12.01.2016 г.

[19]
[19] Производство продукции животноводства в Ленинградской области в 2014 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2015. – 45 с.

[20]
[20] Производство продукции животноводства в Ленинградской области в 2014 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2015. – 45 с.

[21]
[21] Растениеводство Ленинградской области в 2014 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2015. – 60 с.

[22]
[22] Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. База данных показателей муниципальных образований. Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 12.01.2016 г.

[23]
[23] Растениеводство Ленинградской области в 2014 году. Стат. сб./Петростат. – СПб., 2015. – 60 с.

[24]
[24] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). База данных показателей муниципальных образований. Промышленное производство. Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 12.01.2016 г

[25]
[25] Сайт ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области» (ФБУ «Тест-С.-Петербург»). Комиссия по присуждению премии Правительства Ленобласти по качеству. Лауреаты и дипломанты премии Правительства Ленинградской области по качеству 2009 года (решение конкурсной комиссии по присуждению премии Правительства Ленинградской области по качеству от 09.10.2009 № 129). Электронный ресурс: [https://www.rustest.spb.ru/lo_quality], дата обращения 02.02.2016 г.

[26]
[26] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). База данных показателей муниципальных образований. Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 12.02.2016 г

[27]
[27] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). База данных показателей муниципальных образований. Строительство жилья. Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 20.12.2015 г

[28]
[28] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). База данных показателей муниципальных образований. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 20.12.2015 г

[29]
[29] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). База данных показателей муниципальных образований. Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Электронный ресурс [https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst41/DBInet.cgi] дата обращения 22.12.2015 г

[30]
[30] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Уровень средней заработной платы работников по категориям за январь-сентябрь 2015 года в разрезе муниципальных образований. Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 20.12.2015 г.

[31]
[31] Петростат: Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Уровень средней заработной платы работников по категориям за январь-сентябрь 2015 г. в разрезе муниципальных образований. URL [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 20.12.2015 г.

[32]
[32]Отчет о деятельности Комитета социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района за 2015 год

[33]
[33] Петростат. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Уровень средней заработной платы работников по категориям за январь-сентябрь 2015 года в разрезе муниципальных образований. Электронный ресурс [https://petrostat.gks.ru/] дата обращения 20.12.2015 г.

[34]
[34] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Мониторинг «Показатели развития муниципальных образований».Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, человек. Электронный ресурс [https://www.gks.ru] дата обращения 20.12.2015 г.

[35]
[35] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Мониторинг «Показатели развития муниципальных образований». Электронный ресурс [https://www.gks.ru] дата обращения 20.12.2015 г.

[36]
[36] Сайт Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области. Паспорт муниципального образования "Лужский муниципальный район" за 2014г. Электронный ресурс [https://www.luga.ru] дата обращения 21.12.2015

[37]
[37] Сайт Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области. Паспорт муниципального образования "Лужский муниципальный район" за 2014г. Электронный ресурс [https://www.luga.ru] дата обращения 21.12.2015

[38]
[38] Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Министерство экономического развития Российской Федерации, март 2013 года, стр. 76-78.

[39]
[39] Источник: Лужский район: стать бездотационным районом – приоритетная задача // ВЕСТИ он-лайн: ежедн. интернет-изд. 08 июля 2015 г. Электронный ресурс:[https://www.vesty.spb.ru/], дата доступа: 13.12. 2015 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: