Воспевание имен Бога — самый простой и эффективный метод духовного развития, рекомендованный в ведической литературе для современной эпохи




 

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Мадхья-лила 6.242:

 

харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

 

харех нама — святое имя Господа Хари; харех нама — святое имя Господа Хари; харех нама — святое имя Господа Хари; эва — несомненно; кевалам — лишь; калау — в этот век Кали; на асти — не существует; эва — безусловно; на асти — не существует; эва — безусловно; на асти — не существует; эва — безусловно; гатих — путь; анйатха — по-другому.

 

"В этот век ссор и лицемерия обрести освобождение можно лишь благодаря повторению святых имен Господа. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути".

 

КОММЕНТАРИЙ: Люди в этот век низко пали, поэтому им достаточно просто повторять маха-мантру Харе Кришна. Так они смогут освободиться от телесных представлений о жизни и встать на путь преданного служения Господу. Сделать это можно, лишь полностью очистившись от скверны, что подтверждается в "Бхагавад-гите" (7.28):

 

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

 

"Кто совершал благочестивые поступки в этой и прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне".

 

<...> В век Кали хари-киртан очень и очень важен. Важность повторения святого имени Господа объясняется в следующих стихах "Шримад-Бхагаватам" (12.3.51-52):

 

калер доша-нидхе раджанн

асти хй эко махан гунах

киртанад эва кришнасйа

мукта-сангах парам враджет

 

крите йад дхйайато вишнум

третайам йаджато макхаих

двапаре паричарйайам

калау тад дхари-киртанат

 

"Век Кали — это океан порока. Однако у этого века есть одна важная особенность, которая заключается в том, что, просто повторяя мантру Харе Кришна, можно полностью избавиться от скверны и стать достойным войти в царство Бога. Знание о своей духовной природе, которого в Сатья-югу достигали с помощью медитации, в Трета-югу — принесением жертв, а в Двапара-югу — поклонением Господу Кришне, в век Кали можно обрести, просто повторяя святые имена, мантру Харе Кришна".

 

Выдержка из "Шри Чайтанья-чаритамриты", в которой Шри Чайтанья Махапрабху подробно объясняет значение шлоки "харер нама" из "Брихан-нарадия-пураны" о воспевании святых имен Господа в современную эпоху:

https://guruprabhupada.forum24.ru/?1-1-0-00000016-000-120-0#107

 

30 января 1970 года.

Дж.Ф. Стаалю,

профессору философии

и языков Юго-Восточной Азии.

Калифорнийский университет,

Беркли, Калифорния.

 

Уважаемый профессор Стааль!

 

Большое спасибо за Ваше любезное письмо от 23 января 1970 года. В последнем абзаце своего письма Вы заметили, что пение мантры Харе Кришна Вас не только не раздражает (в отличие от некоторых), а, напротив, даже нравится Вам. Это доставило мне большое удовольствие, и потому я прилагаю к своему письму экземпляр нашего журнала "Бэк ту Годхед", 28-й выпуск, из которого Вы узнаете о том, как понравилось это пение мантры Харе Кришна студентам (на программе в университете штата Огайо), хотя все они впервые столкнулись с этим культом пения святого имени. Действительно, оно радует слух, и это самый лучший метод, с помощью которого духовное сознание, или, другими словами, сознание Кришны, может проникнуть в сердца людей.

 

Это самый легкий путь духовного самоосознания, и его рекомендуют Веды. В "Брихан-нарадия-пуране" ясно сказано: "Только воспевание святого имени Хари (Кришны) может спасти людей от проблем материалистического существования, и в этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути".

 

Западная культура основана на монотеизме, но люди Запада введены в заблуждение индийскими имперсоналистическими теориями. Молодые люди Запада разочарованы в жизни, потому что их недостаточно прилежно учили монотеизму. Их не удовлетворяет такой способ обучения и познания. Движение сознания Кришны — благо для них, так как у нас их действительно учат понимать западный монотеизм по авторитетной ведической системе. Мы не просто обсуждаем теорию, нет, мы учимся, придерживаясь правил и ограничений, предписываемых Ведами.

 

Однако я был удивлен, прочитав в последнем абзаце вашего письма такие слова: "Неоспорим тот факт, что "Бхагавад-гита" (не говоря уже о Ведах) не требует постоянного повторения имени Кришны". Я думаю, Вы не обратили внимания на следующий стих в "Бхагавад-гите" — один из многих аналогичных стихов:

 

сататам киртайанто мам

йатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйа

нитйа-йукта упасате

Б.-г., 9.14

 

В нем описывается, чем заняты великие души, свободные от невежества и в совершенстве осознавшие Бога: сататам киртайанто мам — они всегда (сататам) воспевают (киртайантах) Мою славу и — нитйа-йукта упасате — всегда поклоняются Мне (Кришне).

 

Поэтому я не понимаю, как Вы можете говорить "неоспоримо". Если Вы хотите ссылок на Веды, я могу привести их очень много. Главный трансцендентный звук в Ведах омкара — это тоже Кришна. Пранава омкара — божественная сущность Вед. Следовать Ведам — значит воспевать ведические мантры, а ни одна из ведических мантр не является завершенной без омкары. В "Мандукья-упанишад" утверждается, что омкара — самое благодатное проявление Верховного Господа в звуке. Это же подтверждается и в "Атхарва-веде". Омкара — звуковой образ Верховного Господа, и, следовательно, главное слово в Ведах. В связи с этим Верховный Господь, Кришна, говорит: пранавах сарва-ведешу — "Я — слог ом во всех ведических мантрах" (Б.-г., 7.8).

 

Кроме того, в пятнадцатом стихе пятнадцатой главы "Бхагавад-гиты" Кришна заявляет: "Я пребываю в сердце каждого. Цель всех Вед — познать Меня, Я — составитель "Веданты", и Мне известен истинный смысл Вед". Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого, описан в "Мундака-" и "Шветашватара-упанишадах": два супарна сайуджа сакхайа... Верховный Господь и индивидуальная душа находятся в теле, подобно двум друзьям-птицам, сидящим на дереве. Одна из них поедает плоды дерева, то есть последствия материальной деятельности, а другая, Сверхдуша, наблюдает за ней.

 

Следовательно, цель изучения Веданты — познать Верховную Личность Бога, Кришну. Это подчеркивается в тринадцатом стихе восьмой главы "Бхагавад-гиты", где утверждается, что с помощью метода мистической йоги, произнося священный слог ом, человек достигает Его высшей духовной планеты. В "Веданта-сутрах", которые Вы наверняка читали, в четвертой главе, адхикарана 4, сутра 22, категорически утверждает: анавриттих шабдат — "Человек достигает освобождения с помощью звуковой вибрации". Познав Верховную Личность Бога и преданно служа Ему, можно попасть в Его обитель и никогда не возвращаться в это материальное состояние. Как это возможно? Ответ таков: просто постоянно повторяя Его имя.

 

Это признает идеальный ученик — Арджуна, в совершенстве постигший смысл духовной науки от йогешвары, владыки мистического знания, Кришны. Признавая Кришну Верховным Брахманом, Арджуна обращается к Нему: стхане хришикеша... — "Мир наполняется радостью, слыша имя Твое; так Ты поистине привлекаешь всех" (Б.-г., 11.36). Метод повторения святого имени признается в этом стихе авторитетным способом установления непосредственного контакта с Верховной Абсолютной Истиной, Личностью Бога. Достаточно повторять святое имя Кришны, чтобы в душе развилась привязанность к Верховной Личности, Кришне, необходимая для возвращения домой, к Богу.

 

В "Нарада-панчаратре" утверждается, что все ведические ритуалы, мантры и знание заключены в восьми словах: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Аналогичное утверждение есть и в "Кали-сантарана-упанишад", где говорится, что эти шестнадцать слов — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — специально предназначены для того, чтобы противодействовать загрязняющему и разлагающему влиянию материалистического века Кали.

 

Все эти вопросы подробно рассматриваются в моей книге "Учение Господа Чайтаньи"*.

 

* В русском переводе "Учение Шри Чайтаньи". (Прим. переводчика.)

 

Таким образом, процесс повторения святого имени является не только возвышенным методом практического совершенствования жизни, но и авторитетным ведическим принципом, введенным в практику величайшим знатоком Вед и преданным — Господом Чайтаньей (которого считают воплощением Кришны). Мы просто следуем Его авторитетному примеру.

 

Движение сознания Кришны адресовано всем. Процесс восстановления изначального духовного состояния живого существа — вечной жизни, исполненной блаженства и знания — это не абстрактное, сухое теоретизирование. Веды никогда не описывают духовную жизнь как нечто теоретическое, сухое или безличное. Единственная цель Вед — развить в человеке чистую любовь к Богу, и Движение сознания Кришны на практике осуществляет это гармоничное заключение Вед с помощью пения и повторения мантры Харе Кришна.

 

Цель духовного осознания одна — любовь к Богу, и с этой точки зрения Веды предстают как единое всеобъемлющее целое, постижимое лишь трансцендентными средствами. Только несовершенные воззрения различных групп, не связанных с подлинными ведическими традициями обучения, делают "Гиту" несвязной. Согласующим фактором, выстраивающим в единую систему все несходные на первый взгляд утверждения Вед, является сущность Вед, т.е. сознание Кришны (любовь к Богу).

 

Еще раз благодарю Вас.

 

Искренне Ваш

А.Ч. Бхактиведанта Свами

"Наука самоосознания", раздел "Сознание Кришны в свете священных писаний"

 

"Повторение святого имени Господа

 

Важность повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе особенно подчеркивается во Второй песни "Шримад-Бхагаватам" (1.11), где Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту: "О царь, того, кто испытывает спонтанную привязанность к чтению маха-мантры Харе Кришна, нужно считать достигшим высшей ступени совершенства". Особо подчеркивается, что если маха-мантру повторяют карми, желающие наслаждаться плодами своей деятельности, люди, ищущие спасения в слиянии с Верховной Личностью, и йоги, стремящиеся к мистическим совершенствам, то одного этого повторения достаточно, чтобы они достигли совершенства в любой деятельности. Шукадева использует в приведенном стихе слово нирнитам, что означает "это было окончательно установлено". Он был освобожденной душой и потому не стал бы утверждать ничего сомнительного. Итак — Шукадева Госвами особо подчеркивает это, — не может быть никаких сомнений в том, что тот, кто читает маха-мантру Харе Кришна и делает это с решимостью и постоянством, уже миновал все ловушки кармической деятельности, умозрительного философствования и мистической йоги.

 

То же утверждает и Кришна в "Ади-пуране". Обращаясь к Арджуне, Он говорит: "Тот, кто повторяет Мое трансцендентное имя, всегда общается со Мной. И Я могу честно признаться тебе, что такому преданному ничего не стоит обрести Меня".

 

В "Падма-пуране" также говорится: "Мантру Харе Кришна можно услышать только из уст человека, который в течение многих жизней поклонялся Васудеве". И далее: "Между святым именем Господа и Им Самим нет разницы. Следовательно, святое имя по самодостаточности, чистоте и вечности так же совершенно, как Сам Господь. Святое имя - не материальный звук, и в нем нет и следа материальной скверны". Поэтому тот, кто не сумел очистить свои чувства, не в состоянии повторять святое имя без оскорблений. Иными словами, материальные чувства не могут как следует участвовать в процессе повторения святых имен маха-мантры Харе Кришна. Однако если человек начинает повторять мантру, он получает возможность очистить себя до такой степени, чтобы в скором времени повторять мантру без оскорблений.

 

Чаитанйа Махапрабху советовал каждому повторять мантру Харе Кришна, хотя бы для того, чтобы очистить свое сердце от пыли. И когда его сердце очистится, человек сможет по-настоящему осознать важность святого имени. Те, у кого нет желания очистить свое сердце, кто хочет сохранить все как есть, не могут обрести трансцендентный плод повторения мантры Харе Кришна. Поэтому так необходимо стараться развивать в себе стремление служить Господу — это поможет нам повторять святое имя без оскорблений. Так под руководством духовного учителя ученик одновременно обучается тому, как нести служение и повторять мантру Харе Кришна. И как только в нем развивается стихийное желание служить, он сразу же постигает трансцендентную природу святых имен маха-мантры".

"Нектар преданности" глава двенадцатая "Аспекты трансцендентного служения (продолжение)"

 

"На самом деле Движение сознания Кришны есть единственная панацея от всех болезней материального мира. Вся проблема в том, что люди забыли Бога. Ничего нового в этом нет, поскольку причина нашего материального бытия как раз и заключается в том, что мы забыли о своих отношениях с Богом. Господь Чайтанья Махапрабху призвал падшие души, проявив особую милость к душам именно этой эпохи, и даровал им, так сказать, экспресс-метод — пение и повторение харе-кришна-мантры. Продолжительное повторение этой духовной звуковой вибрации очищает материалистический ум от всякой скверны. Скверна материалистического ума — это качества страсти и невежества. В процессе очищения, даже если он еще не завершен, качества благости начинают преобладать над качествами страсти и невежества. Это означает, что похотливые желания и жадность ослабляют свое влияние, и тогда человек может сосредоточиться на преданном служении Господу. Когда же человек утвердился в гуне благости и сосредоточен на преданном служении, он становится способен понять свое изначальное положение, а это и есть его освобождение".

Из письма Шрилы Прабхупады Бариндре Бабу, 22.01.1970

 

"Шестнадцать слов маха-мантры — не человеческое изобретение. В различных Пуранах — авторитетных ведических писаниях — можно найти авторитетные мантры. В "Кали-сантара-упанишад" говорится, что эти шестнадцать слов маха-мантры являются святыми именами Верховного Брахмана, предназначенными для спасения падших душ. Чайтанья Махапрабху пел и повторял маха-мантру, Харидас Тхакур повторял ее круглосуточно, все Госвами и ачарьи повторяли святые имена, мой Гуру Махараджа повторял, и мы, следуя всем этим примерам, тоже повторяем мантру. Так что все это подтверждается авторитетом ученической преемственности, и все мы должны повторять по меньшей мере шестнадцать кругов ежедневно, чтобы поддерживать себя на духовном уровне сознания Кришны".

Из письма Шрилы Прабхупады Ранадхире, 24.01.1970

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: