В "Шри Чайтанья-чаритамрите" есть стих, в котором говорится, что достаточно просто воспевать святое имя, не обязательно проходить инициацию, поклоняться Божествам и выполнять другие виды пурашчарья-видхи. Маха-мантра Харе Кришна способна даровать все благословения. Однако в комментарии Шрила Прабхупада приводит различные свидетельства из писаний о том, что для более легкого достижения успеха в воспевании нужна инициация от истинного гуру:
"Иначе говоря, воспевание Харе Кришна маха-мантры не зависит от официальной инициации, но если человек инициирован и участвует в панчаратрика-видхи (поклонении Божеству), его сознание Кришны пробудится очень скоро, а отождествление с материальном миром исчезнет. Чем больше мы освобождаемся от отождествления с материей, тем больше осознаем, что духовная душа качественно тождественна Высшей Душе. В это время, когда душа достигает абсолютного уровня, она может понять, что святое имя Господа и Сам Господь неотличны друг от друга".
"Шри Чайтанья-чаритамрита" Мадхья-лила 15.108, комментарий
Шрила Прабхупада приводил пример, что когда человек находится рядом с огнем, он в любом случае получит какое-то количество тепла, но если довольствоваться только этим, может укорениться склонность к сахаджии. Шрила Рупа Госвами говорил, что его желание - нырнуть в самую глубину океана трансцендентной жизни. Кроме того, Шрила Прабхупада приводил пример, что на рынке в Индии продаются мантры для укрощения змей, но просто купить ее недостаточно, нужно довести ее повторение до совершенства. Точно так же, если мы не можем повторять Харе Кришна на уровне чистого воспевания, а тем более - с любовью, то в помощь нам и предназначены все виды пурашчарья-видхи и официальная инициация. Тем не менее, суть дикши не в ритуальном (панчаратрика) аспекте, Шрила Прабхупада называл это "формальностью" (хотя пренебрегать ею все же не стоит):
|
Преданный: Я приехал в Нью-Йорк из Детройта с рекомендательным письмом от Бхагавана даса для получения инициации. Письмо у меня с собой.
Шрила Прабхупада: Ты будешь инициирован. Каждый из вас, когда вы согласитесь следовать регулирующим принципам и будете рекомендованы нашими людьми, вы тоже сможете получить инициацию. Инициация — это формальность. Прежде всего вы должны решить, будете ли вы соблюдать правила и ограничения и становиться осознающими Кришну. Это ваш выбор. Вы должны решить для себя, собираетесь ли вы серьезно принять это сознание Кришны. Это решение остается за вами. Инициация — это формальность. Если вы серьезны, это и есть настоящая инициация. Вы должны понять эту философию Кришны, и если вы решите, что серьезно принимаете сознание Кришны и будете проповедовать эту философию другим, это и будет вашей инициацией. Мое прикосновение — просто формальность. Ваша решимость — вот что является инициацией.
"Обратно к Богу", 1970 год, том 1, номер 49
Суть процесса дикши в наделении истинной дивья-гьяной, разрушении последствий грехов и возвращении сознания в свою сварупу:
"Иначе говоря, духовный учитель пробуждает в спящем живом существе его изначальное сознание, чтобы оно могло поклоняться Господу Вишну. Такова цель дикши, или посвящения. Посвящение означает получение чистого знания о духовном сознании".
|
"Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья 9.61, комментарий
"Дикша на самом деле означает инициирование ученика трансцендентным знанием, благодаря которому он освобождается от всего материального осквернения".
"Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья 4.111, комментарий
"Дикша есть процесс, благодаря которому можно пробудить свое трансцендентное знание и уничтожить все реакции, вызванные греховной деятельностью. Личность, опытная в изучении богооткровенных писаний, знает этот процесс как дикшу".
"Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья 15.108, комментарий
Это предполагает, что необходимо принять в качестве представителя Кришны истинного духовного учителя, который имеет необходимые полномочия и квалификацию, чтобы реально помочь нам решить проблемы жизни. Шрила Нароттама дас Тхакур поет в одном из своих бхаджанов, что без служения лотосным стопам чистого преданного еще никто не достигал освобождения из этого мира, и Шрила Прабхупада говорит о том же:
"Поэтому иметь прибежище у истинного духовного учителя и служить ему, и доставлять ему радость, и получать его милость очень важно. Без этого не может быть прогресса в осознании Кришны. И если духовный учитель не является чистым преданным Кришны, он неспособен дать вам Кришну. Он просто обманщик и негодяй. Итак, на самом деле, помимо всех правил и ограничений и оскорблений, которые я упоминал, самое важное, ключевое условие, которое должно быть соблюдено, если вы хотите достичь стадии чистого повторения Харе Кришна мантры, состоит в том, что у вас должен быть истинный духовный учитель, который является чистым преданным Кришны. Не имея истинного духовного учителя, вы можете повторять Харе Кришна вечно, но не сможете прогрессировать, потому что Кришна не раскрывает Себя при таком подходе. Он открывается лишь тем преданным, которые предаются Его чистым преданным, служат им и доставляют им радость". Письмо Шрилы Прабхупады ученикам в Лондоне, июль 1969 г.
|
"Основной принцип такой: человек должен принять истинного духовного учителя, чтобы достичь высшего совершенства жизни, любви к Богу. Я благодарю всех вас за то, что приняли меня своим духовным учителем, и обещаю, что верну вас домой, обратно к Богу. Я прошу всех вас пообещать мне всегда повторять, как минимум, 16 кругов, следовать регулирующим принципам, читать наши книги и стараться проповедовать это движение сознания Кришны по всему миру".
Письмо Шрилы Прабхупады Нитьянанде, 12.11.1971
Подробнее об инициациях в ИСККОН и положении Шрилы Прабхупады можно прочитать здесь:
https://guruprabhupada.forum24.ru/?1-2-0-00000102-000-0-0-1385962203
Наставления Шрилы Прабхупады о гуру-таттве:
https://guruprabhupada.forum24.ru/?1-15-0-00000118-000-0-0-1390660095