Десять видов оскорблений святых имен Господа




 

Первое оскорбление

 

"1) Поносить преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени Господа".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"В "Падма-пуране" описаны десять видов оскорблений святого имени. Первое — поносить великих преданных, проповедующих славу Господа".

"Шримад-Бхагаватам" 2.1.11, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Существует десять оскорблений, которых следует избегать при повторении маха-мантры Харе Кришна. Первое оскорбление — это поносить великих преданных, занятых проповедью святого имени Господа. В шастре (Ч.-ч., Антья, 7.11) говорится: кришна-шакти вина нахе тара правартана — никто не способен распространять святые имена маха-мантры Харе Кришна, не будучи уполномоченным на это Верховной Личностью Бога. Поэтому ни в коем случае не следует критиковать или поносить преданного, который занят этим.

 

В "Шри Падма-пуране" сказано:

 

сатам нинда намнах парамам апарадхам витануте

йатах кхйатим йатам катхам у сахате тад-вигархам

 

Поносить великих святых, которые проповедуют во славу маха-мантры Харе Кришна — это худшее из оскорблений лотосных стоп святого имени. Не следует критиковать проповедника славы маха-мантры Харе Кришна. Тот, кто делает это, является оскорбителем. Нама-прабху (олицетворение святого имени), который не отличен от Кришны, никогда не потерпит такой хулы даже из уст того, кого почитают великим преданным".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"1. Первое и самое тяжкое оскорбление — акт поношения великих святых, которые прославили воспевание Имени Господа собственным примером в жизни и наставлениями. Согласно обычным моральным принципам, поношение, совершаемое исходя какого-либо низменного мотива, недопустимо ни в чей адрес. Но тем не менее, оскорбления в адрес Святых, внесших большой вклад в проповедь Имени Бога и Его Славы, нужно считать наиболее тяжкими из всех возможных оскорблений. Поэтому те, кто привык поносить таких святых, — с духовной точки зрения большие оскорбители, и таким личностям закрыт доступ к трансцендентному Имени Господа. Следовательно, нам нужно остерегаться совершения подобных оскорблений".

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)"

 

Мадхудвиша: "Десять оскорблений, которые нужно избегать при воспевании маха-мантры. Первое. Поносить преданного Господа".

 

Прабхупада: Постарайтесь понять. Никого из преданных Господа не следует оскорблять. Не имеет значения, в какой стране он жил или живет. Например, Господь Иисус Христос — он великий преданный Бога. И даже Мухаммед — он тоже преданный. Не следует думать, что мы — преданные Господа, а они — непреданные. Не думайте так. Кто бы ни проповедовал славу Бога, он является Его преданным. Его не следует поносить. Вам следует быть осторожными.

Лекция и инициация, Сиэтл, 20.10.1968

 

Второе оскорбление

 

"2) Считать имена таких полубогов, как Господь Шива и Господь Брахма, обладающими тем же могуществом, что и имя Господа Вишну или независимыми от него. (Иногда атеистически настроенные люди придерживаются мнения, что любой полубог, по существу, равен Верховной Личности Бога, Вишну. Но преданные знают, что ни один полубог, как бы велик он ни был, не может быть равным Верховной Личности Бога или независимым от Него. Поэтому когда человек думает, что повторение "Кали, Кали!" или "Дурга, Дурга!" принесет тот же результат, что и повторение Харе Кришна, — это величайшее оскорбление.)".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"Второе — подходить к святым именам Господа с мирскими мерками. Господь — владыка всех вселенных, поэтому в разных местах Его называют по-разному, но это никоим образом не ограничивает всесовершенство Господа. Любое имя, относящееся к Верховному Господу, так же духовно, как и все остальные. Эти святые имена обладают тем же могуществом, что и Сам Господь, поэтому каждый волен прославлять Господа, называя Его именем, которое известно в той местности, где он живет. Любое имя Господа духовно, и потому к Его именам нельзя подходить с материальными мерками, проводя между ними различия".

"Шримад-Бхагаватам" 2.1.11, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Вторая нама-апарадха описывается следующим образом:

 

шивасйа шри-вишнор йа иха гуна-намади-сакалам

дхийа бхиннам пашйет са кхалу хари-намахита-карах

 

В материальном мире святое имя Вишну во всех отношениях благотворно. Имя, образ, качества и развлечения Вишну суть трансцендентное, абсолютное знание. Поэтому, если кто-то пытается отделить Абсолютную Личность Бога от Его святого имени или трансцендентного образа, качеств и развлечений, считая их материальными, это также оскорбительно. Подобно этому, считать, что имена полубогов, таких как Господь Шива, равнозначны имени Господа Вишну — или, иными словами, считать, что Господь Шива и другие полубоги являются различными ипостасями Бога и потому равны Вишну, — тоже оскорбление. Это второе оскорбление лотосных стоп святого имени Господа".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"2. Второе оскорбление — ставить Абсолютного Бога, то есть Вишну Таттву, в категорию полубогов, которые получают свои силы от Верховного Господа. Верховный Господь один, и нет второго, а все боги — Его слуги, которые не имеют самостоятельного существования в качестве другого Всемогущего Бога. Эти подчиненные боги называются в Гите "Анйа девата" — другими богами помимо Меня (Шри Кришны):

 

Джепйанйа девата бхакта джаджанте шрадйаннита

Теопи мам эба Каунтейа джаджанти авиди пурбакам

 

"Абидхипурбакам" означает "неправильно" или "с оскорблениями". Верховным Господом, несомненно, является Шри Кришна, и это подтверждается во всех писаниях, особенно в "Брахма-самхите":

 

Ишвара парама Кришна саччитананда виграха

Анадиради Говинда Сарбакарана каранам.

 

То есть, Шри Кришна — предвечный Господь и Источник всего. Он — причина всех причин. Он — Абсолютный Господь, олицетворяющий величайшее благо. Частичные проявления Шри Кришны многочисленны: Рама, Нрисингха, Вишну и др. Но все эти проявления представляют собой Абсолютное знание. Поэтому никто не равен и не превосходит Абсолютное Знание. Это само по себе является предметом изучения для трансценденталистов, однако те, кто, не разбираясь в тонкостях Абсолютного знания, попросту придумывает, что Абсолютный Бог и подчиненные полубоги тождественны и равны, совершают серьезное оскорбление у стоп Верховного Господа. Подчиненные боги, такие как Шива, Брахма, Ганеш, Сурья, Индра, Чандра, Варуна, Ваю и т. д., суть качественные воплощения Абсолютного Бога или же в иных случаях — души категории Джива, которым делегировано могущество Личности Бога. Не следует ни заблуждаться относительно того, каким образом существуют полубоги, ни проводить тождество или ставить их в одну категорию с Абсолютной Личностью Бога. Те, кто желает достичь совершенства на пути воспевания Имен Господа, должны воздерживаться от подобного смешивания фактов в духовной науке.

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)"

 

Мадхудвиша: "Второе: считать Господа и полубогов находящимися на том же уровне либо предполагать, что есть много Богов".

 

Прабхупада: Да. Есть много тех, кто говорит чепуху, что полубоги... Конечно, вы не проводите никаких ритуалов, связанных с полубогами. В ведической религии есть сотни и тысячи полубогов. В особенности распространено поверье, что не имеет значения, кому ты поклоняешься — Кришне, Господу Шиве или Кали. Это чепуха. Вам не следует, я имею в виду, ставить полубогов на один уровень с Верховным Господом. Никто не может превзойти Господа. Никто не равен Господу. Итак, этого уравнивания следует избегать.

Лекция и инициация, Сиэтл, 20.10.1968

 

"Это имя, харе... Иногда маявади говорят, что не имеет значения, какое имя повторять — будь то Хари или любого полубога. Нет. Это не так. Это намапарадха. Если кто-то думает, что святое имя Хари равнозначно имени кого-либо из других полубогов, то это намапарадха. Это не шуддха-нама. Тем самым людей вводят в заблуждение. Однако шастра не говорит так. Шастра провозглашает: харер нама, харер нама [Чч. Ади 17.21] — святое имя Хари, Кришны, Вишну, Вишну-таттвы".

Из лекции Шрилы Прабхупады по "Шримад-Бхагаватам" 6.2.7, Вриндаван, 10.09.1975

 

Третье оскорбление

 

"3) Не повиноваться указаниям духовного учителя".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"Если не следуете наставлению гуру, вы сразу падаете. Таков путь. Иначе почему вы поете: йасйа прасадад бхагават-прасадо? Это мой долг — доставить удовольствие гуру. В противном случае мне не на что надеяться. Поэтому, если предпочитаете быть в безнадежном положении, ослушивайтесь, как вам угодно. Но если хотите прочно оставаться в своем положении, то должны строго следовать наставлению гуру".

Утренняя прогулка со Шрилой Прабхупадой, 03.02.1975

 

"Процесс таков, что если хотите прогрессировать <...> Не нарушайте. Гурор авагья, это тяжкое оскорбление. Если перестаете подчиняться гуру, тогда вашему делу конец".

Из лекции Шрилы Прабхупады, 10.08.1974

 

"Третье оскорбление — пренебрегать указаниями истинных ачарьев, духовных учителей".

"Шримад-Бхагаватам" 2.1.11, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Третье оскорбление лотосным стопам святого имени, называемое гурор авагья, наносит тот, кто считает духовного учителя обычным человеком и потому завидует его высокому положению".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Третье оскорбление — пренебрежение Духовным Учителем. Преданный должен получить трансцендентное Имя Господа из трансцендентных уст истинного духовного учителя, который является стопроцентным преданным Господа, не больше и не меньше, а затем приступить к воспеванию трансцендентного Имени Господа путем постоянного повторения. Такой духовный учитель, как упоминалось выше, называется Гуру, от которого получают инициацию, либо Гуру, от которого получают духовное наставление. Необходимо иметь непоколебимую веру в такого осознавшего себя трансцендентного духовного учителя. Однако истинность духовного учителя можно узнать лишь по его действиям, которые всегда очевидны по тому, что он всё делает для Господа и от Его имени. Осознавший себя духовный учитель никогда не отклоняется от указаний Шастр (Свода Законов) и всегда делает на практике то, что говорит в теории. Однако те, кто берет духовные уроки у своего богатого на фантазии ума, не пройдя никакого духовного обучения у истинного духовного учителя, не могут считаться духовными учителями. Неуважение к такому истинному духовному учителю, равно как и почитание мнимого духовного учителя, относится к категории третьего оскорбления".

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)"

 

Мадхудвиша: "Третье. Пренебрегать указаниями духовного учителя".

 

Прабхупада: Да. Указание духовного учителя следует принимать как свою жизнь и душу. Тогда всё будет ясно.

Лекция и инициация, Сиэтл, 20.10.1968

 

"Из десяти видов оскорблений первым является неповиновение указаниям духовного учителя. Необходимо неукоснительно следовать наставлениям, которые ученик получает от духовного учителя во время инициации. <…> Игнорировать — значит разрывать отношения с духовным учителем. И любой, кто не повинуется, тем самым разрывает отношения с духовным учителем и едва ли может рассчитывать на помощь со стороны духовного учителя из жизни в жизнь".

Письмо Шрилы Прабхупады, 11.07.1969

 

Четвертое оскорбление

 

"Четвертое оскорбление (шрути-шастра-нинданам) — поносить ведические писания, такие как четыре Веды и Пураны".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"4) Поносить ведическую литературу или литературу, согласующуюся с ведическими представлениями".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"По словам Шрилы Рупы Госвами, любая книга, в которой говорится о путях совершенствования в преданном служении, считается богооткровенным писанием. Шрила Мадхвачарья также дал определение богооткровенных писаний. Он утверждает, что к ним относятся "Рамаяна", "Махабхарата", Пураны, Упанишады, "Веданта" и любое другое произведение, согласующееся с этими богооткровенными писаниями".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава двенадцатая "Аспекты трансцендентного служения (продолжение)"

 

"Четвертое оскорбление — хула, направленная на стандартные писания, такие как четыре Веды, Упанишады, Пураны, "Брахмасутры", "Рамаяна", "Махабхарата", "Гита", или на другую литературу, соответствующую принципам, изложенным в упомянутых выше писаниях. В "Гите" Сам Кришна признаёт "Брахмасутры", или "Веданта Даршан", стандартом для всего духовного знания:

 

"Брахмасутрападашчаиба Хетуматвинишчитам".

 

В духовном обществе ни одна из сект [школ], или Сампрадай, не считается истинным духовным объединением, если она не имеет авторитетной интерпретации "Брахмасутр". (Толкованием "Брахмасутр" в Движении, которое представляет Господь Чайтанья, является "Говинда Бхашья" Ачарьи Баладевы Видьябхушана). Поэтому те, кто создает новоявленную духовную группу, не узнав "Брахмасутры" от уполномоченного духовного учителя, или толкует их без опоры на надлежащую логику и философию, всего лишь создают беспокойства в духовной жизни, не принося никакого блага ни себе, ни своим неудачливым последователям. Шрила Рупа Госвами описывает подобную неавторитетную деятельность следующим образом:

 

Шрути Смрити Пуранади Панчаратрабидхин бина

Аикантики Харербхакти утпатаиба калпате.

 

Псевдопреданное служение, не основанное на стандартных писаниях, упомянутых выше, есть ни что иное как причинение беспокойств под вывеской духовности. Тот, кто совершает Самкиртан, должен избегать таких создающих беспокойства элементов".

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)"

 

Пятое оскорбление

 

"Пятое оскорбление (артха-вадах) — считать славу святого имени преувеличенной". "Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"5) Считать славу святого имени Харе Кришна плодом воображения".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"Пятое — считать святое имя Господа материальным. Святое имя Господа тождественно Самому Господу, и мы должны понять, что между ними нет разницы".

"Шримад-Бхагаватам" 2.1.11, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Пятое оскорбление — ошибочно считать прославление трансцендентного Имени Господа преувеличением фактов. На самом деле благодаря воспеванию трансцендентного Имени Господа достигаются все цели, будь то материальные или духовные. Это просто вопрос времени, которое необходимо для достижения желаемого результата. Однако те, кто, не достигнув совершенства, думают, что такие результаты — преувеличение фактов, в действительности совершают оскорбление пятого порядка. Тот, кто проводит Самкиртан, должен воздерживаться от такого искажения фактов".

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)"

 

"Однажды, после того как Господь рассказал преданным о величии святого имени, некоторые школяры стали по-своему толковать Его слова. Когда один из них сказал, что прославление святого имени — это лишь хвалебные речи, Шри Чайтанья Махапрабху так расстроился, что запретил остальным ученикам даже смотреть ему в лицо.

 

КОММЕНТАРИЙ: Однажды, когда Шри Чайтанья Махапрабху восславлял трансцендентное могущество святого имени Господа, маха-мантры Харе Кришна, среди Его учеников нашелся один злополучный школяр, который заявил, что такого рода прославления святого имени, приводимые в шастрах, являются преувеличением. Мол, нужно это только для того, чтобы побудить людей повторять святое имя. Тем самым ученик дал собственное толкование величию святого имени. Такого рода утверждения шастр называются артха-вадой, и относить к этой категории прославление святого имени является одним из оскорблений лотосных стоп святого имени Господа. Существует много видов оскорблений, но нама-апарадха, оскорбление лотосных стоп святого имени, — одно из самых опасных среди них. Поэтому Господь не хотел, чтобы люди смотрели в лицо оскорбителя святого имени.

 

Более того, Господь немедленно омылся в Ганге, не снимая одежды, чтобы показать каждому, с какой осторожностью следует избегать таких нама-апарадх. Святое имя неотлично от Верховной Личности Бога. Между Богом и Его именем нет разницы. Такова абсолютная природа Верховной Личности Бога. Поэтому того, кто проводит различие между Господом и Его именем, называют пашанди, неверующим или демоном-атеистом. Восхваление святого имени равноценно восхвалению Верховной Личности Бога. Никогда не следует даже пытаться проводить различия между Господом и Его именем или считать славу святого имени преувеличенной".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 17.72, 17.73 с комментарием Шрилы Прабхупады

 

"Вы должны быть экспертом в воспевании мантры. Мы повторяем Харе Кришна мантру, и Харидас Тхакур тоже повторяет. Насколько Харидас Тхакур был возвышен, только представьте. Когда он был молодым, к нему ночью пришла очень симпатичная, красивая проститутка, желая предаться наслаждениям вместе с ним, а он просто ответил: "Очень хорошая идея. Пожалуйста, присядь. Позволь мне закончить повторение Харе Кришна мантры". Возможно ли это для обыкновенного мужчины? Нет, невозможно. Это означает, что он был экспертом, он был очень продвинутым. Чайтанья Махапрабху дал совет: иха хаите сарва-сиддхи хаибе томара. Чайтанья Махапрабху сказал: "Просто благодаря воспеванию вы добьетесь в жизни полного успеха". Сарва-сиддхи. Таково благословение Чайтаньи Махапрабху. Иха хаите сарва-сиддхи хаибе томара. Благодаря одному лишь воспеванию можно достичь высочайшего совершенства. Это благословение и дар Чайтаньи Махапрабху. Поэтому нам следует быть очень осторожными и следовать ограничительным принципам. Тогда вы автоматически станете совершенными. В этом нет сомнения. Мантра... Вот как, например, на рынке можно купить мантру для укрощения змей. Но если вы сами не достигнете совершенства в произнесении этой мантры, она не сработает. <…> Мантра обладает колоссальной силой. Но для того чтобы эта сила проявилась недостаточно просто купить мантру для укрощения змей и произнести ее. Так не сработает. Вам придется довести ее повторение до совершенства. Существует процесс, как довести произнесение этой мантры до совершенства. Подобно этому... Это обычная, материальная мантра. А эта [Харе Кришна] мантра — духовная... Я уже объяснял. Эта Харе Кришна мантра — духовная мантра. Она не материальна. Поэтому я уже объяснял: голокера према-дхана хари-нама-санкиртана [сокровище божественной любви Голоки Вриндаваны низошло на Землю в виде совместного пения святых имен Господа Хари]. Это не обыкновенная звуковая вибрация, материальна звуковая вибрация, радио. Нет. Духовная. Голокера према-дхана. Если мы действительно произнесем эту Харе Кришна мантру должным образом, без каких-либо оскорблений, то будет достаточно произнести ее один раз, чтобы эта мантра освободила вас от последствий всей греховной жизни. Произнести один раз. Для этого не требуется произносить тысячу раз. Говорится: эка хари-наме джато папа харе, папи хайа тато папа карибаре наре (?). Достаточно один раз произнести Харе Кришна мантру, чтобы она разрушила столь огромное, колоссальное количество накопленных последствий греховной жизни, какое не в состоянии совершить первоклассный папи [грешник], погрязший во всех грехах папи, ему не под силу совершить столько папы [грехов]. Видите? Таким могуществом обладает эта мантра. Итак, если мы произнесем мантру надлежащим образом, даша-видха, десять оскорблений, избегая оскорблений... Нама-апарадха-шунйам. Без какой-либо нама-апарадхи, если мы повторяем мантру согласно принципу, то она сработает. Мантра будет действовать настолько замечательно, что она будет постоянно поддерживать контакт между вами и Верховной Личностью Бога. Такова сила мантры. Не думайте, что это повторение — разновидность хобби или нечто поверхностное. Нет. В действительности, эта мантра Кришна, Харе Кришна является Самим Кришной".

Из лекции Шрилы Прабхупады по "Шримад-Бхагаватам" 1.7.20-21, Вриндавана, 17.09.1976

 

Шестое оскорбление

 

"6) Давать собственные толкования святому имени Господа".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"Шестое оскорбление (хари намни калпанам) — считать святое имя Господа плодом воображения".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Шестое оскорбление — давать святому имени собственные толкования. Ни Господь, ни Его святое имя не являются плодом воображения. Однако находятся невежды, которые считают, что Господь — это вымысел того, кто поклоняется Ему, и потому Его святое имя, по их мнению, тоже выдумка. Думая так, человек никогда не добьется успеха в повторении святого имени".

"Шримад-Бхагаватам" 2.1.11, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Шестое оскорбление — придумывать значения Имен Хари (Господа) или истин, изложенных в писаниях, по собственной прихоти или умыслу. Можно напрямую уяснить, что слово "Хари" означает Личность Бога, который является Вечным Блаженством, Вечным Знанием и Вечным Обликом, и т. д. Те же, кто считает, что "Хари" обозначает Безличный Брахман, совершают оскорбление шестого порядка. Есть и еще менее разумные люди, которые придумывают, будто слово "Шри Кришна" означает "ум", "Рама" — "удовольствие" и тому подобное. Такие выдумщики искаженных толкований обычно не принимают прямое и спонтанно понимаемое толкование, а всегда стараются навязать косвенные интерпретации исключительно ради своих собственных временных выгод. Они тоже являются большими оскорбителями, и тому, кто совершает Самкиртан, надлежит тщательно избегать их".

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)".

 

Прабхупада: Да. Вот как мы сейчас поем Харе Кришна, а один юноша на днях сказал, что это воспевание "символическое". Это не символическое. Кришна... Когда мы поем "Кришна", мы обращаемся к Кришне. "Харе" — обращение к энергии Кришны, и мы молимся: "Пожалуйста, займите меня служением Вам". Вот что такое Харе Кришна. Не существует никакого другого толкования. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Единственная молитва в этом воспевании: "О энергия Господа, о Господь Кришна, Господь Рама, пожалуйста, займите меня служением Вам". Вот и всё. Нет никакой второй интерпретации.

Лекция и инициация, Сиэтл, 20.10.1968

 

Седьмое оскорбление

 

"7) Совершать греховные поступки в расчете на силу святого имени Господа. (Повторение святого имени Господа освобождает человека от всех последствий его грехов, но из этого не следует делать вывод, что можно продолжать грешить и повторять Харе Кришна, чтобы избавиться от последствий своих грехов. Это опасный и оскорбительный образ мыслей, и его следует тщательно избегать.)".

Шрила Прабхупада, "Нектар преданности", глава восьмая

 

"Седьмое оскорбление — умышленно совершать грехи, рассчитывая на силу святого имени. В писаниях говорится, что, повторяя святое имя Господа, можно освободиться от всех последствий своих греховных поступков. Но тот, кто продолжает грешить, надеясь с помощью этого трансцендентного метода нейтрализовать последствия своих грехов, является величайшим оскорбителем стоп святого имени. Такому оскорбителю не поможет очиститься ни один из предписанных методов искупления. Иначе говоря, человек может иметь греховное прошлое, но, встав под защиту Господа и найдя прибежище в Его святом имени, он должен полностью прекратить грешить и не рассчитывать на искупительную силу святого имени".

"Шримад-Бхагаватам" 2.1.11, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Седьмое оскорбление описывается следующим образом:

 

намно балад йасйа хи папа-буддхир

на видйате тасйа йамаир хи шуддхих

 

Его наносит тот, кто, полагаясь на искупительную силу мантры Харе Кришна, продолжает грешить и одновременно повторяет ее в надежде на очищение. Это самое тяжкое оскорбление лотосных стоп хари-намы".

"Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 20.24, комментарий Шрилы Прабхупады

 

"Седьмое оскорбление — потакать своим порокам, полагаясь на могущество воспевания Имени Господа. Те, кто действительно стал получателем трансцендентного Имени Господа из трансцендентных источников, и те, кто воспевает Имя Господа с особой тщательностью, не совершая каких-либо оскорблений, как упоминалось выше, естественным образом не могут потакать порокам, считая это само собой разумеющимся. Однако совершающие греховные поступки преднамеренно, зная, что они всегда пребывают с Господом, являются величайшими среди всех оскорбителей, и их усилия, нацеленные на искупление грехов, совершенных в течение дня, с помощью воспевания Имени Господа по вечерам, ни в коем случае не могут приниматься как Самкиртан. Следует всегда ограждать себя от подобных псевдодуховных ухищрений ради собственного блага и блага своих последователей. Этот вид оскорблений можно сравнить с выливанием воды на горящий огонь. Поливание водой и пламя огня несовместимы".

Шрила Прабхупада, журнал "Обратно к Богу", первый номер, 1944 год, статья "Наука совместного воспевания Имени Господа (самкиртан)".

 

"Примечание

 

В качестве комментария к текстам 9 и 10 Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит воображаемый диалог об искупительной силе святого имени.

 

Кто-то может сказать: "Положим, что повторение святого имени смывает с человека все грехи. Но если грешить сознательно и много, то даже двенадцатилетнее покаяние не поможет очиститься от греха. Как же можно искупить все грехи, всего лишь раз произнеся имя Господа?"

 

В ответ Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит 9-й и 10-й стихи этой главы: "Повторение святого имени Господа Вишну — самый верный способ искупить такие грехи, как кража золота и других ценностей, пристрастие к вину, предательство друга или родственника, убийство брахмана, сожительство с женой своего гуру или любого, кто достоин почитания. Это лучшее покаяние для того, кто убил женщину, царя, отца или корову, а также для всех прочих грешников. Стоит нечестивцу произнести святое имя, как Верховный Господь заметит его и подумает: "Он произнес Мое имя, поэтому Я должен взять его под защиту".

 

Повторение святого имени поможет искупить все грехи, хотя это и нельзя назвать искуплением грехов в общепринятом смысле. Обычное искупление грехов лишь на время избавляет от наказания: оно не вырывает из сердца корни греховных желаний. Поэтому сила такого искупления не может сравниться с силой святого имени. Как утверждают шастры, стоит человеку хоть раз произнести имя Господа и безраздельно предаться Ему, склонившись к Его лотосным стопам, как Господь тут же признает его и возьмет под Свою защиту. Это подтверждает Шридхара Свами. Когда подручные Ямараджи пытались утащить Аджамилу в ад, Господь отправил к нему Своих посланцев, и вишнудуты вступились за Аджамилу, ибо он уже был безгрешен.

 

Аджамила нарек своего сына Нараяной и, полный отеческой любви, часто звал его по имени. И хотя Аджамила обращался не к Господу, а к своему сыну, имя "Нараяна" неотлично от Самого Верховного Господа, Нараяны, поэтому оно явило свое могущество. Назвав сына Нараяной, Аджамила смыл с себя все грехи. Позже, окликая сына, он снова и снова повторял святое имя Нараяны и таким образом незаметно пробудил в себе сознание Кришны.

 

На это могут возразить: "Если с уст Аджамилы не сходило имя Нараяны, как мог он жить с блудницей и пить вино? Поскольку Аджамила грешил, навлекая на себя все новые страдания, справедливо предположить, что его спасло только предсмертное обращение к Нараяне. Но это подразумевает, что Аджамила допустил нама-апарадху (оскорбление святого имени). Намно балад йасйа хи папа-буддхих: тот, кто грешит, рассчитывая искупить грехи с помощью святого имени, совершает нама-апарадху".

 

На это можно ответить, что Аджамилу нельзя обвинять в оскорблении святого имени, ибо он не думал об искуплении грехов. Он не сознавал, что грешен, и уж тем более не знал, что святое имя очищает его от грехов. Вот почему он не совершил нама-апарадхи. Взывая к сыну, он произносил имя "Нараяна" чисто, и при этом сам не замечал, как в его сердце накапливаются плоды бхакти. По сути дела, чтобы очиститься от греха, ему достаточно было произнести святое имя всего лишь раз. Можно привести аналогию со смоковницей: прежде чем дерево начнет плодоносить, пройдет немало времени. Так и преданное служение Аджамилы постепенно зрело, и, хотя он совершил много тяжких грехов, ему не пришлось расплачиваться за них. Как утверждают шастры, достаточно однажды произнести святое имя, чтобы избежать расплаты за прошлые, настоящие и будущие грехи. Приводится и такой пример: если вырвать у змеи ядовитые зубы, можно больше не бояться ее укусов. Если преданный всего лишь раз произнесет святое имя без оскорблений, то навечно останется под его защитой. И когда придет время, он вкусит зрелые плоды повторения святого имени".

"Шримад-Бхагаватам" 6.2.49, примечание Шрилы Прабхупады

 

Рамешвара: Они думают, что, просто воспевая, они вернутся в духовный мир. Что этого достаточно.

 

Прабхупада: Тогда зачем говорится о десяти видах оскорблений? Если он воспевает без оскорблений, это очень хорошо, но если он совершает оскорбления, это будет неэффективно. Есть десять видов оскорблений. Он полностью избавился от оскорблений? Тогда всё в порядке. Если же он — оскорбитель, это не принесет хорошего результата. Результат будет. Но для этого потребуется много времени, потому что, прежде всего, необходимо перестать совершать оскорбления. Тогда ты будешь признан. (в сторону) Не подходи очень близко. Вот так. Если они совершают оскорбления, как они могут стать совершенными? Он совершает оскорбления, не соблюдает правила и ограничения. Это значит, что он думает: "Что бы я ни сделал, это будет сглажено благодаря воспеванию имени". Не так ли?

 

Гуру-крипа: Да. Это одно из оскорблений.

 

Рамешвара: Такова их философия.

 

Прабхупада: Такова их философия. Это величайшее оскорбление, намнад балад йасйа хи папа-буддхих: "Я могу продолжать совершать греховные поступки, но благодаря воспеванию Харе Кришна мантры это будет сглажено". Это величайшее оскорбление. Объясните им.

 

Гуру-крипа: Они говорят: "Получается, мое воспевание — бесполезное? Значит, мне нужно прекратить?" Вот что они говорят.

 

Прабхупада: Нет, не бесполезное. Но точно так же как вы разводите костер и одновременно будете лить на него воду, так уйдет много времени. Чтобы развести костер, высушите дрова и оберегайте их от влаги. Тогда вы добьетесь успеха очень быстро. Поэтому, если ты совершаешь оскорбления и в то же время повторяешь, благодаря воздействию воспевания ты поднимешься на этот уровень, но для этого потребуется время. Если ты хочешь быстро перенестись в духовный мир, точно так же как если ты хочешь очень быстро разжечь костер, дрова должны быть сухими. Если ты будешь пытаться разжечь сырые дрова, огонь не будет очень большим. Он будет... Понадобится время. Огонь разгорится. Тогда он высушит. На это уйдет... Лучше класть сухие дрова, чтобы всё получилось успешно. Таков процесс. Эффект от воспевания Харе Кришна не исчезнет, но потребуется время. Намнад балад йасйа хи папа-буддхих. Поскольку он думает: "Благодаря могуществу воспевания мантры Харе Кришна я могу делать всё, что угодно, могу совершать любые грехи, и всё это сойдет мне с рук" — это величайшее оскорбление, не просто оскорбление, а величайшее оскорбление. Намнад балад йасйа хи папа-буддхих.

 

Сиддха-сварупа: Очень сложно отнести всех, кто не живет в храме, к одной категории. Некоторые люди, они, многие люди, которые, как я знаю, не живут в храме, строго следуют регулирующим принципам, и они...

 

Прабхупада: Что?

 

Сиддха-сварупа: Они строго следуют регулирующим принципам, воспевают свои круги и проводят утренний аратик у себя дома. И вечером тоже, они поют. Поэтому вместо того чтобы заниматься этой борьбой, я думаю, нам следует просто стараться вдохновлять каждого воспевать мантру и следовать регулирующим принципам.

 

Прабхупада: Нет, это... Живешь ли ты в храме или не в храме, необходимо следовать процессу, правилам и ограничениям. Тогда ты добьешься успеха. Не имеет значения, что ты живешь в храме. Грихе тхако ване тхако, 'ха гауранга' бо'ле дако. Это не так, что все должны жить в храме. Если он не согласен с другими духовными братьями, друзьями, он может жить отдельно. Но он должен следовать правилам и ограничениям. Вот что требуется. Но если ты живешь с преданными, это будет соблюдаться автоматически.

 

Сиддха-сварупа: Легко.

 

Прабхупада: Поэтому рекомендуется жить с преданными. Но если ты не можешь согласиться с преданными, у тебя есть свое собственное мнение — прежде всего ты не можешь придумать новое мнение о том, что касается процесса. Ему необходимо следовать. Это нехорошая идея: "Что бы я ни делал, это моя независимость, и я буду воспевать". Она хорошая в том смысле, что когда-нибудь он придет в чувство. Но в течение некоторого времени воспевание не будет иметь очень большой силы. Огонь в сырых дровах не может быть большим. Хотя он там есть. Но если ты положишь сухие дрова, огонь сразу же заполыхает, и твое дело будет быстро сделано. Это значит быть разумным. Есть много примеров. Пациент страдает от болезни, и доктор говорит: "Вам следует делать это и не следует делать это". Если мы выполняем то, что нам "следует делать", мы быстро выздоравливаем. Но если он находится на лечении у врача и в то же время занимается всякой ерундой, как он добьется успеха? Потребуется время. Об этом говорится в "Чайтанья-чаритамрите". Папи джане апарадха ачхайа прачара. Папи джане апарадха ачхайа... Воспевание без оскорблений является высшей целью. Вначале мы не можем воспевать без оскорблений, но благодаря воспеванию, воспеванию, с помощью практики мы постепенно избавляемся от оскорблений. Но необходимо полностью избавиться от оскорблений.

 

Преданный (3): Шрила Прабхупада, мне очень трудно контролировать ум, когда я воспеваю мантру. Он блуждает.

 

Прабхупада: В чём заключается контроль ума? Нужн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: