Содержание
1. Введение 4
2. СИЛА И ОСНОВЫМЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 5
3. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСНОВЫМЕТОДИКИ ИХ
ВОСПИТАНИЯ 11
4. ВЫНОСЛИВОСТЬ И ОСНОВЫМЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 17
5. ГИБКОСТЬ И ОСНОВЫМЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 23
6. ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И
ОСНОВЫМЕТОДИКИ ИХ ВОСПИТАНИЯ 26
7. ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ 30
8. заключение 38
9. Список использованной литературы 39
Введение
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляют термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. Физические качества составляют основу двигательных способностей.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
|
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физической культуры и спорта» для студентов высших учебных заведений.
Цель данного учебного пособия – дать студентам теоретико-практические основы развития физических качеств.
СИЛА И ОСНОВЫМЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.
Факторы влияющие на проявление силы:
1) собственно мышечные (соотношение мышечных волокон, активность ферментов мышечного сокращения, поперечник и масса мышц, межмышечная координация);
2) центрально-нервные (частота нервных импульсов, координация сокращения и расслабления, трофическое влияние ц.н.с. на функции мышц);
3) личностно-психические (готовность человека к проявлению мышечных усилий – мотивация, воля, эмоции);
4) биомеханические (тело и его части в пространстве, прочность опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс);
5) биохимические – гормональные;
6) физиологические (особенности функционирования системы кровообращения и дыхания) Собственно-силовые способности характеризуются тем, что проявляются при мышечных напряжениях изометрического и близкого к нему типа (отягощение предельное или околопредельное).
Собственно-силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.
Скоростно-силовые способности – способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений.
|
а) быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
б) взрывная сила – максимальный показатель силы в возможно короткое время.
Схема 1
Виды (типы) силовых способностей
Силовая выносливость – способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.
а) динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности (подтягивание на перекладине, приседание со штангой);
б) статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе (вис на перекладине, удержание руки при стрельбе).
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба).
В физическом воспитании для оценки степени развития собственно силовых способностей различают: абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет.