1. Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата.
2. Разностороннее развитие силовых способностей (всех видов).
3. Создание условий и возможностей (базы) для развития силовых способностей в рамках занятий конкретными видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.
Схема 2
Средства воспитания силы
Состав средств воспитания силовых способностей
1. Упражнения с весом внешних предметов (штанга, гиря, гантели).
2. Упражнения с весом собственного тела.
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств.
4. Рывково-тормозные упражнения (быстрая смена напряжения мышц антогонистов и синергистов).
5. Изометрические упражнения (статические).
6. Дополнительные средства
а) с использованием внешней среды (бег и прыжки по песку, в гору, против ветра);
б) упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, жгуты, мячи);
в) упражнения с противодействием партнера.
Таблица 1
Методы воспитания силовых способностей
Метод | Вес отягощения (от максимального) | Количество повторений | Паузы отдыха | Качества |
Максимальных усилий | максимальный 100 и более | чаще 1 (3) | до восстановления (2-5 мин) | максимальная сила |
Непредельных усилий («до отказа») | 20-80 % | 10-100 | в зависимости от веса; возможно выполнение упражнений на фоне усталости | силовая выносливость |
Динамических усилий | 15-40 % | 1-5 | до восстановления | скоростно-силовые |
Статический | Возможно воспитание как максимальной силы (предельный вес, 1-2 сек), так и силовой выносливости (меньший вес отягощения, 10-12 сек.) | |||
Стато-динамический | Использование двух методов в рамках одного занятия | |||
Круговой | Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы |
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами:
1) с использованием измерительных устройств – динамометров, динамографов;
2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу (рис.1).
Рис 1. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСНОВЫ
МЕТОДИКИ ИХ ВОСПИТАНИЯ
Скоростные способности – это совокупность индивидуальных особенностей, обуславливающих быстроту выполнения двигательных действий (А.А. Гужаловский).
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простой двигательной реакцией принято называть ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (старт легкоатлета или пловца). Быстрота простой реакции определяется латентным (скрытым) периодом – временным отрезком от момента сигнала до момента начала движения.
К сложным двигательным реакциям относятся реакция выбора и реакция на движущийся объект (единоборства, спортивные игры, горные лыжи, мяч, шайба).
Скоростные способности также характеризует временной интервал на выполнение одиночного движения (удар в боксе, по мячу, шайбе), частота или темп движения – число движений в единицу времени.
Все выше названные скоростные способности, относятся к элементарным формам их проявления. Но в различных видах двигательной деятельности элементарные формы скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами (быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, лыжах и т.д.).
Для практики физического воспитания комплексные формы скоростных способностей имеют наибольшее значение. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту движения.